что означает к в лгбтк
Кто такие даблсексуалы. Выдуманный термин из трека SQWOZ BAB приняли за новую сексуальную ориентацию
Рэпер SQWOZ BAB в треке GENDER назвал себя даблсексуалом и запутал слушателей. Пользователи соцсетей поверили в существование ироничной сексуальной ориентации, придумали ей определение, флаг и делают «каминг-аут» в твиттере.
Как благодаря рэперу SQWOZ BAB появился термин «даблсексуальность»
Новый термин «даблсексуальность» придумал российский рэпер SQWOZ BAB. В треке GENDER исполнитель этим словом определил свою сексуальную ориентацию.
Если людям более или менее знакомы такие понятия, как полиамор и интерсексуал, то слово «даблсексуал» вызвало у них вопросы. Сам SQWOZ BAB не пояснил в треке, что обозначает термин, из-за чего пользователям соцсетей пришлось самостоятельно додумывать за него.
Как пользователи соцсетей расшифровывают понятие «даблсексуал»
По мнению комментаторов в Сети, даблсексуал — человек, влюблённый сразу в двух партнёров, пол которых ему не важен. В интерпретации пользователей соцсетей, выдуманная SQWOZ BAB ориентация похожа на полиаморию, при которой партнёры не придерживаются моногамии.
Даблсексуал — это человек, которому неважно, какого пола будет его партнёр. Главное, чтобы партнёров было двое, при условии, что они в курсе об этом.
Это люди, которые выбрали себе типаж (мужчины, женщины, трансгендеры и т. д.) возлюбленных, которых может быть от двух до пяти человек.
Пользователь портала «Пикабу» с ником Hanomer подумал, что вслед за «даблсексуальностью» должны появиться новые ироничные сексуальные ориентации, названия которых будут зависеть от количества партнёров.
Даблсексуал, триплсексуал, мегасексуал, ультрасексуал, монстрсексуал, людикроусексуал!
Люди в твиттере посчитали, что текст SQWOZ BAB подходит для описания их любимой соцсети. Ранее Medialeaks рассказывал, как юзеры придумали ироничное понятие «семибисексуал», чтобы завуалированно рассказать о своей гетеросексуальности.
Также в соцсети начали происходить первые каминг-ауты даблсексуалов.
Давно хотел сказать, и меня спрашивали об этом в комментариях, поэтому вот он, тот самый пост, который все вы ждали! Хочу сказать, что идентифицирую себя как даблсексуал, обращаться ко мне можно так, как вы хотите, чтобы не было сложностей, я приму так, как оно есть!
Пользовательница тиктока Coco_nassy008 с помощью редактора анимации из игры Gacha Life, о котором ранее рассказывал Medialeaks, показала, как выглядит флаг даблсексуалов с розовым, зелёным и синим цветами.
Но многие люди в комментариях в соцсетях напоминают, что трек SQWOZ BAB — ирония, и всерьёз воспринимать придуманный им термин не стоит.
Это просто термин, выдуманный автором песни, он ничего не значит. Песня — стёб над ЛГБТ-сообществом, посмотрите полную версию клипа GENDER.
Рэпер SQWOZ BAB высмеял в своём треке появление множества гендеров и сексуальных ориентаций в русскоязычных соцсетях и придумал ироничное и бессмысленное название. Слушатели после выхода трека додумали, что означает «даблсексуальность», и начали использовать термин по отношению к себе.
Ранее Medialeaks рассказывал, как в Сети набрало популярность определение «нейротипик». Этим словом люди с проблемами с психологическим здоровьем называют обывателей.
А жительницы славянских стран придумали стереотипную эстетику Slavic Bimbo, которая понравилась американцам. Они называют её «стилем российских богатых женщин».
Кто теперь угнетен? США и Европа годами боролись за права ЛГБТ. Почему это привело общество к расколу и конфликтам?
Р авные права для представителей ЛГБТ и признание однополых браков стали главными и наиболее важными достижениями западного общества в борьбе за права уязвимых групп. Но у этих побед оказались неожиданные побочные эффекты: случаи дискриминации гетеросексуалов при найме на работу и растущее число подростков, готовых воспользоваться официальным разрешением на смену пола для несовершеннолетних. Эти явления вызывают определенную тревогу в обществе, но ЛГБТ-активисты не собираются останавливаться на достигнутом, ведь их активно поддерживают государственные институты и крупные корпорации. «Лента.ру» в рамках проекта «Проблемы первого мира» выяснила, как борьба за права ЛГБТ порождает новые ограничения в обществе, почему такая ситуация устраивает государство и бизнес и что происходит с теми, кто не готов отказаться от традиционных взглядов.
«Да, любовь бывает самых разных форм и расцветок — современные семьи отличаются друг от друга. Но большинство из них до сих пор состоит из мамы, папы и детей, и нам не стоит об этом забывать», — с такой речью выступил в парламенте Великобритании консервативный политик Бен Брэдли. Он подчеркнул, что современная политическая повестка игнорирует значимость роли отца для каждой семьи и что меньшинствам государство уделяет куда больше заботы, чем большинству.
По мнению Брэдли, современное европейское общество не просто защищает представителей ЛГБТ-сообщества более эффективно, чем остальное население, — оно уничтожает традиционные роли, забывая об их важности.
Существующие государственные механизмы — на Западе в целом и в ЕС в частности — действительно ориентированы на то, чтобы оберегать от дискриминации любые уязвимые группы, в том числе по сексуальному признаку. Так, агентство ЕС по правам человека особо призывает европейские государства специально обучать силовые ведомства бороться с преступлениями на почве ненависти к ЛГБТ. По мнению представителей агентства, полицейские должны всячески поддерживать жертв таких посягательств, поощрять их обращения в правоохранительные органы по любому такому случаю и тщательно расследовать каждое дело.
Среди стран Евросоюза указанных законодательных норм нет только в Польше, Латвии, Болгарии и Италии. До недавнего времени в этом списке была и Швейцария. В начале 2020 года местное социал-демократическое правительство попыталось ввести уголовное наказание за «язык ненависти к ЛГБТ», но столкнулось с противодействием консерваторов, которые напомнили, что к «языку ненависти» можно отнести не только откровенные угрозы и оскорбления, но и публичные критические заявления. Оппозиция сочла эту инициативу нарушением свободы слова и вынесла законопроект на общегосударственный референдум. Но против уголовной ответственности для гомофобов высказались чуть более 38 процентов населения — этого оказалось недостаточно, чтобы блокировать принятие закона.
Перегибы на местах
Современная психологическая теория утверждает, что представители любых уязвимых групп переживают особый вид стресса из-за давления общества — порицание окружающих сказывается на их физическом здоровье, образе жизни и склонности к ментальным расстройствам. Государства отвечают на эти выводы ожидаемым образом: вводят механизмы «позитивной дискриминации», которая дает представителям таких групп больше преимуществ и возможностей.
Зачастую эта система, созданная ради восстановления справедливости, дает сбой, когда принадлежность к той или иной угнетаемой категории при устройстве на работу оказывается важнее, чем профессиональные навыки и личные качества. В Великобритании, одном из наиболее комфортных для ЛГБТ государств, это удалось доказать через суд. В 2019 году англичанин Мэтью Фарлонг заявил, что не смог устроиться на работу своей мечты — в полицию — только из-за того, что не принадлежал к какой-либо уязвимой группе. По мнению Фарлонга, он получил бы должность, назовись он бисексуалом или геем.
Часто задаваемые вопросы об ЛГБТ
2. Как правильно говорить об ЛГБТ?
Следует избегать слов «гомосексуализм» и «гомосексуалист», поскольку они несут негативную эмоциональную окраску. В советской медицине данные термины употреблялись для обозначения сексуальной перверсии, подлежащей лечению, а в криминологии — преступления, подлежащего наказанию.
Поскольку в настоящее время эти подходы кардинально устарели, то и употребление слова «гомосексуализм» является некорректным по сути и оскорбительным по форме. Задумайтесь о том, что не существует слов «гетеросексуалист» и «гетеросексуализм», однако есть «гетеросексуал» и «гетеросексуальность». Поэтому если речь заходит о сексуальной ориентации, правильным будет говорить «гомосексуал» и «гомосексуальность» — именно эти термины соответствуют их западноевропейским аналогам (англ. «homosexual» и «homosexuality»).
В начале 2000-х годов все более активно в обиходе стало использоваться нейтральное слово «гей». Однако этот термин не всегда соотносим с сексуальным поведением: он означает самоидентификацию. Гей — это человек, который принимает свою гомосексуальную ориентацию, осознает свою принадлежность к гей-сообществу и культуре, а также необходимость отстаивать свои права. Кстати, на Западе словом «гей» называют гомосексуальных людей обоих полов — и мужчин, и женщин. Причем, часто оно используется как прилагательное. Например, «gay woman» («гомосексуальная женщина») или «gay girl» («гомосексуальная девушка»).
В русско- и украиноговорящем пространстве такие женщины предпочитают называть себя словом «лесбиянка», которое восходит к древнегреческой поэтессе Сапфо (Сафо), жившей на острове Лесбос и немало стихов посвятившей любви к женщине.
Бисексуальных мужчин называют бисексуалами, бисексуальных женщин — бисексуалками. И тех и других вместе часто называют словом «би» (от древнегреческого «два»).
Корректными терминами для обозначения людей, чей биологический пол не совпадает с гендерной самоидентификацией, являются слова «трансгендер», «трансгендерный мужчина» и «трансгендерная женщина».
3. Сколько ЛГБТ в Украине?
Согласно данным различных исследований, в Украине насчитывается от 800 тыс. до 1,2 млн. представителей ЛГБТ-сообщества. Подсчет — задача не из простых, поскольку открыто отвечать на вопрос о своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности в нашей стране по-прежнему опасно. Социологи утверждают, что в любом обществе — вне зависимости от его политического и социального устройства, одобрения или неодобрения гомосексуальности — доля ЛГБТ приблизительно одинакова и составляет от 7 до 10 процентов.
В наихудшем случае близкие, друзья и даже родители могут прекратить с человеком, рассказавшим о своей гомосексуальности или трансгендерности, все контакты. Естественно, по этой причине люди не спешат посвящать остальных в подробности своей сексуальной идентичности.
Часто в этом сложно бывает признаться даже самому себе, ведь в нашем обществе сложился стереотип о том, что быть гомосексуалом и или трансгендером — значит, быть отвергаемым. Увы, стереотип этот поддается ломке с большим трудом.
5. Можно ли изменить сексуальную ориентацию?
В истории неоднократно описаны случаи попыток «лечения» гомосексуальности самыми различными методами — от электрошока и химической кастрации до конверсионной терапии, замешанной на религии.
6. Зачем проводить гей-парады?
Гей-парад — это развлекательная процессия в форме веселого карнавала. Гей-парадов в Киеве не было, нет и в ближайшее время не планируется. Киев — это не бразильский Сан-Паулу и не немецкий Берлин: украинскому ЛГБТ-сообществу пока нечего праздновать, устраивая карнавалы.
Марш Равенства — это не о развлечении. Это — о соблюдении прав и свобод каждого человека в нашей стране. Сексуальная ориентация и гендерная идентичность — частное дело каждого, но вот права человека — вопрос, чрезвычайно важный для всего общества. Потому что свобода существует либо для всех, либо не существует ни для кого.
Английское слово «pride» означает «гордость». В английском языке коннотации данного термина могут варьироваться, и если человек говорит «I’m proud to be gay» (в дословном переводе — «я горжусь тем, что я — гей»), это вовсе не означает, что свою сексуальную ориентацию он считает более «достойной», нежели любую другую. Данная фраза должна восприниматься в контексте «я не стыжусь того, кто я такой, и принимаю себя таким».
ЛГБТ-прайд может заключаться в проведении публичных акций, например, Марша Равенства, а также различных культурных и интеллектуальных мероприятий закрытого или полуоткрытого содержания — выставок, кинопоказов, публичных дискуссий, образовательных сессий.
8. Кто дискриминирует ЛГБТ?
Представители ЛГБТ-сообщества подвергаются дискриминации в различных жизненных сферах. Наиболее болезненной является так называемая семейная дискриминация, когда молодых ребят, иногда — несовершеннолетних — выгоняют из дома, узнав об их сексуальности. Конечно, дискриминация хорошо знакома и взрослым геям и лесбиянкам. Так, представителей ЛГБТ-сообщества могут безосновательно уволить с работы, отказать им в трудоустройстве, внезапно разорвать договор о найме жилья, выгнать из кафе, исключить из вуза или другого учебного заведения.
ЛГБТ страдают от регулярных злоупотреблений, вымогательства и шантажа со стороны недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. Иногда уголовники выбирают представителей ЛГБТ-сообщества в качестве потенциальных жертв разбойных нападений и ограблений, исходя из того, что те из страха за свою репутацию не станут жаловаться правоохранителям. Более того, с 2011 года в украинском парламенте одна за другой начали появляться законодательные инициативы, которыми предлагалось установить институциональную (т.е. исходящую не от общества, а от государства) дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Речь идет прежде всего о ряде законопроектов, запрещавших распространение в публичном пространстве информации о гомосексуальности. Иными совами, это были документы об узаконенной дискриминации ЛГБТ и превращении их в людей второго сорта на уровне государственной политики.
Трансгендеры зачастую становятся жертвами еще более сильной дискриминации, поскольку их внешний вид отличается от представлений большинства о том, как должны выглядеть мужчина или женщина. Кроме того, лечебные процедуры по коррекции половой принадлежности для транссексуалов в Украине чрезвычайно обременительны и дискриминационны. Например, через эти процедуры могут проходить лишь те транссексуалы, которые не состоят в браке и не воспитывают детей.
9. Какие именно права ЛГБТ нарушаются?
К сожалению, украинское общество и Украина в целом еще очень далеки от того, чтобы придерживаться выполнения статьи 28 Конституции в повседневной жизни. В этой статье сказано, что каждый гражданин имеет право на уважение собственного достоинства. Считая ЛГБТ людьми второго сорта, этакими «недогражданами», наши соотечественники на самых различных уровнях нарушают основополагающие права человека в отношении представителей ЛГБТ-сообщества.
Нарушаются следующие их права:
1) на жилье (несовершеннолетнего гея родители могут выгнать из дома);
2) на здравоохранение (случается такое, что медики отказывают гомосексуалам, а особенно — трансгендерам — в адекватной медицинской помощи);
3) на образование (могут безосновательно исключить из учебного заведения);
4) на труд (выгоняют с работы, безосновательно не берут на работу);
5) на личную неприкосновенность (агрессивные нападения на людей из-за их сексуальной ориентации);
6) на беспристрастное отношение (шантаж, вымогательство со стороны работников правоохранительных органов; отказ в предоставлении каких-либо коммерческих услуг);
7) на неразглашение конфиденциальной информации (могут сообщаться третьим лицам сведения о сексуальной ориентации);
8) на создание семьи (люди не имеют возможности узаконить свои семейные отношения на территории Украины).
И это — далеко не полный перечень.
Проблема в том, что столь многочисленная социальная группа как гомосексуалы и бисексуалы обоих полов почти полностью игнорируются в отечественном законодательстве — так, словно их не существует в природе. У нас есть замечательная антидискриминационная статья в Конституции, но права человека на равенство вне зависимости от сексуальной ориентации в этой статье прямо не защищены.
У нас есть закон «Об основах предотвращения и противодействии дискриминации в Украине», но в нем ни разу не упоминается сексуальная ориентация или гендерная идентичность. Наш Семейный кодекс полностью игнорирует те 150 тыс. однополых партнерств, которые неофициально существуют в Украине, когда люди ведут совместное хозяйство, живя под одной крышей как семья и во многих случаях воспитывая детей.
В практике уголовных производств считается, что половая связь стопроцентного гея с женщиной для него является «естественной», а вот связь двух геев неестественна ни для одного из них.
Хорошо, что Государственной службе статистики несколько лет тому назад хватило здравого смысла отменить никому не нужный статистический учет «несовершеннолетних гомосексуалистов» (да-да, именно такой учет осуществляли в свое время органы внутренних дел!«).
Итак, нам необходимо капитально очистить законодательство от пережитков советизации и привести его в соответствие с нынешними социальными реалиями и европейскими нормами. Лишь тогда все начнет меняться в лучшую сторону.
10. Чем занимается ваша организация?
Всеукраинская общественная организация «Гей-альянс Украина» работает с 2009 года, имеет более 15 региональных представительств во многих областях страны и успешно реализовывает множество интересных проектов.
В настоящее время мы работаем с таким темами как:
• Содействие реализации основных прав и свобод человека, противодействие гомофобии.
• Информирование общества об ЛГБТ и по вопросам правозащитной тематики.
• Телефон доверия для ЛГБТ.
• Поддержка женских инициатив.
• Содействие развитию гражданского общества и другие полезные активности.
Мы стараемся находиться в постоянном контакте с ЛГБТ-сообществом и оперативно отвечать на его запросы. Поэтому осуществляемые нами проекты актуальны и нацелены на результат.
11. Кто вас поддерживает?
ЛГБТ, как и многие другие социальные группы, сталкиваются с несправедливым отношением, нарушением равноправия или, говоря юридическим языком — дискриминацией.
В последние годы дискриминируемые группы в Украине значительно больше поддерживают друг друга. Мы сотрудничаем с представительницами женских организаций, общественными деятелями, выступающими за права людей с инвалидностью, права беженцев и религиозных меньшинств, права людей, живущих с ВИЧ, права заключенных и т.п. Нас поддерживают наши коллеги и единомышленники из многих стран мира, в том числе — немалое количество политических деятелей международного уровня. К примеру, Верховный комиссар Совета Европы по правам человека, или глава внешнеполитического ведомства Евросоюза баронесса Кэтрин Эштон, а также выдающиеся благотворители мирового уровня вроде Элтона Джона.
Частичную поддержку мы получаем и от украинских властей: совсем недавно судебная власть Украины приняла рекомендации, согласно которым людей нельзя дискриминировать на основании сексуальной ориентации в сфере трудовых отношений.
Жизнь«Забери это оскорбление себе»:
Как ЛГБТК-люди присвоили слово «квир»
Оскорбление или защита?
Понятие «квир» было оскорблением на протяжении почти всего XX века, пока в девяностые годы ЛГБТ-люди не начали «присваивать» его себе и переосмыслять негативное значение. Сейчас это слово используется как в массовой культуре, так и в академической среде. В определённых контекстах оно указывает даже не на сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, а на инаковость в целом. Вместе с экспертками и экспертами разбираемся в истории понятия «квир» и его современных трактовках.
Текст: Ал Ковальски, автор телеграм-канала Queer Journalism
Активистский и академический протест
Первоначально слово «квир» не было связано с ЛГБТ-сообществом. Ещё в XIV веке его употребляли в значений «странный», «сомнительный». А уже в 1894 году слово стали использовать по отношению к гомосексуальным людям. Эта история связана с Оскаром Уайльдом и его любовником Альфредом Дугласом. Отец второго подал в суд на писателя, обвинив его в совращении своего сына. В деле фигурировала формулировка «snob queers», после чего «квир» и превратилось в ругательство.
В разгар эпидемии СПИДа это слово стало символом анархии. Протестующие заполонили улицы и скандировали «we’re here, we’re queer, we will not live in fear», что переводится как «мы здесь, мы квиры, мы не будем жить в страхе». А в 1990 появилась организация Queer Nation, которая представила свой манифест летом того же года на прайде в Нью-Йорке. Авторы текста заявили, что присваивают себе некогда оскорбительное queer, употребив его в качестве гендерно-нейтральной замены слова «гей».
«Использование слова „квир“ — способ напомнить нам, как мы воспринимаемся всем остальным миром. Это способ сказать себе, что мы не обязаны быть остроумными и обаятельными людьми, которые всю жизнь стараются быть тактичными, оставаясь маргиналами в мире гетеросексуальных людей», — говорится в манифесте. В русскоязычной версии указано слово «п***р» как более понятное, однако в оригинале было именно «queer».
В академическую среду понятие пришло в 1991 году, когда феминистская исследовательница Тереза де Лауретис использовала слово «квир» для описания женской гомосексуальности. В дальнейшем термин стал использоваться по отношению ко всему, что не вписывается в рамки гетеронормативной патриархальной модели мира. Изучать это начали в рамках квир-теории, критикующей биологическую предопределённость гендера и сексуальной ориентации человека.
В рамках научных исследований также выделяют понятие queering (сокращение от queer reading. — Прим. ред.), что на русский можно перевести как «квирить». Это техника работы с текстом, которая подразумевает отказ от гетеро- и циснормативности при анализе произведений. Например, если герой пишет любовное письмо без указания имени, то адресатом или адресаткой может быть человек любого гендера. Если произведение переписывается — в рамках литературного упражнения или при создании современной интерпретации, — то так можно добавить квир-персонажей в сюжет.
Квир-культура — это только про ЛГБТ?
Термин «квир» имеет множество значений как внутри академической среды, так и среди ЛГБТ-людей, поэтому выделить его строгое определение невозможно. Разные персоны трактуют его по-разному. На практике термин часто используется как часть составных слов: квир-люди, квир-культура, квир-кино, квир-фестиваль и так далее.
Квир-обозреватель и автор проекта #содомиумора Константин Кропоткин считает, что этот термин связан непосредственно с ЛГБТ-сообществом. «Квир-культура описывает жизнь квир-человека. Поскольку квир-людей много, то многообразны и проявления их культуры. Любой творческий акт квир-человека даёт представление о „квир-взгляде“, об особенностях оптики. Но и творческий акт, рассказывающий об [ЛГБТ-сообществе со стороны], тоже повышает представленность ЛГБТК-проблематики в публичном поле», — комментирует эксперт.
Чтобы сформулировать более этичную по отношению к квир-персонам норму, важно рассказывать о них с разных точек зрения, говорит Кропоткин. Гетеросексуальный автор может создать хороший гей-роман (пример — «Назови меня своим именем» Андре Асимана), а ЛГБТ-писатель — наоборот, гомофобный (так эксперт характеризует книгу «Когда исчезли голуби» бисексуальной авторки Софи Оксанен). Благодаря многообразию мнений формируется дискуссионное пространство, считает Кропоткин.
Кинокритик Ксения Реутова трактует слово «квир» шире и соотносит его с инаковостью вообще и тем, что зрители видят в конкретной картине: «Квир-кино — широкое понятие, которое включает не только фильмы с квир-персонажами, но и квир-взгляд, который, я уверена, существует. И есть ещё квир-форма — то, как кино снято. Оно может быть о темах совершенно нормативных, но при этом форма его будет отличаться от общепринятой. Это будет тоже что-то смутно волнующее, что-то совершенно непохожее на другое. И поэтому это тоже будет квир-кино».
Было такое сленговое выражение «друг Дороти» — кодовое слово, по которому люди определяли принадлежность к сообществу. А это классическая голливудская сказка
Сам термин «квир-кино» появился в девяностых годах на фоне уже упомянутой эпидемии СПИДа и протестов со стороны ЛГБТ-сообщества. Гомосексуальные режиссёры начали снимать фильмы о себе, и этот феномен кинокритик и феминистка Руби Рич обозначила как New Queer Cinema, или «новая волна квир-кино». Однако оно существовало и до этого.
Классикой квир-кинематографа Ксения Реутова называет мюзикл «Волшебник из страны Оз», снятый в 1939 году и ставший очень популярным среди ЛГБТ-зрителей. «Было такое сленговое выражение „друг Дороти“ — кодовое слово, по которому люди определяли принадлежность к сообществу, — продолжает экспертка. — При этом что представляет собой этот фильм? Это классическая голливудская сказка. Песни из неё знают, цитируют. Эта картина сделала Джуди Гарленд (исполнительницу главной роли. — Прим. ред.) звездой. В данном случае [важно] то, что в фильме видели зрители. А видели они, что главная героиня встречает в стране Оз разных существ, инаковых. И она безоговорочно их принимает».
Истоки российского квир-кино также можно найти в прошлом. Например, в советское время был снят фильм «Дубравка» (1967), в котором рассказывается о влюблённости девочки во взрослую женщину. Развитию современной квир-культуры мешает закон о так называемой «гей-пропаганде», принятый в 2013 году. Радикальные перемены возможны только после его отмены, полагает Константин Кропоткин.
«За последние два года книг на русском языке, описывающих негетеросексуальные отношения (беллетристика, интеллектуальная проза, научпоп), стало заметно больше, но это всё равно несопоставимо мало по сравнению с западной литературой. Литературоведческий анализ квир-литературы на русском также стремится к нулю. Российское квир-кино за недостатком средств и за избытком цензуры находится пока в зачаточном состоянии», — заключает квир-обозреватель.
В то же время Ксения Реутова приводит в пример короткометражки, представленные на тринадцатом ЛГБТ-кинофестивале «Бок о бок». Эти картины рассказывают непосредственно о негетеросексуальных персонах. То, что эти фильмы показывали в том числе на российском «Кинотавре», экспертка считает очень хорошим знаком.
Квир как идентичность
Согласно американскому словарю Merriam-Webster, существительное queer имеет два значения: негетеросексуальный и нецисгендерный человек. В более узком смысле оно употребляется как сокращение от «гендерквир», то есть для обозначения небинарных людей. Последняя коннотация связана ещё и с тем, что изначально гендерквирные персоны занимали маргинальную позицию даже внутри ЛГБТ-сообщества.
«„Квир“ — это более благозвучный синоним аббревиатуры ЛГБТК», — говорит Константин Кропоткин и добавляет, что как гей он считает queerness («квирность») частью своей идентичности. Если изначально это слово было непривычным для многих, то сейчас оно постепенно входит в оборот. Тем не менее термин остаётся многозначным, и часть людей, называющих себя квирами, привлекает именно вольность трактовки.
«Люди часто требуют объяснить, что ты, кто ты и зачем ты. Трудно [подобрать] правильное слово. А „квир“ — это более флюидный, более открытый термин, в который входит всё, что угодно. И поэтому для меня он означает свободу и возможность быть кем и чем я хочу. Это понятие идеально описывает мою идентичность, ориентацию и гендер», — рассказывает активистка и иллюстраторка Катя Возиянова. С четырнадцати лет она училась в Англии, и благодаря информации на английском языке и общению с открытыми ЛГБТ-персонами она смогла быстрее осознать себя.
Как считает активистка, в Англии понятие «квир» используют больше, чаще и спокойнее, в том числе в медиа. В России же меньше понимания, чем этот термин отличается от слова «гей». Однако сами квир-люди используют его точно так же и по тем же причинам, полагает Возиянова. Назвать себя так проще, чем выбрать какой-то лейбл. А кому-то просто нравится слово.
Люди часто требуют объяснить, что ты, кто ты и зачем ты. Трудно подобрать правильное слово. А «квир» — это более флюидный, более открытый термин, в который входит всё, что угодно
Музыкант, журналист, квир- и психоактивист Женя Велько придерживается мнения, что понятие «квир» описывает каждую и каждого, кто не вписывается в нормы гендера и сексуальности. Дело не в принадлежности к определённой идентичности, а в том, что за недостаточную «правильность» могут избить на улице или уволить с работы. По мнению активиста, это относится не только к ЛГБТ-персонам, но и к гендерно-неконформным. Например, если феминный цисгендерный парень встречается с девушками, но его постоянно принимают за гея и оскорбляют из-за внешности.
Реклейминг слова «квир» на постсоветском пространстве имеет свои особенности. Это связано с тем, что для русскоязычных людей оно лишено ярко выраженной негативной коннотации: ЛГБТ-персон в России и странах СНГ оскорбляют другими словами. И поскольку для широкой аудитории этот термин скорее будет непонятным, то он гарантирует определённую безопасность.
«В Беларуси, к счастью, нет закона об [ЛГБТ-]пропаганде, но есть много смежных законов про мораль и защиту детей, — поясняет минчанин Женя Велько. — У гей-вечеринки куда больше шансов быть закрытой ОМОНом, чем у квир-вечеринки, потому что ОМОН не знает слова „квир“. Правда, потихоньку узнаёт. По крайней мере, христианские активисты и активистки уже пытались завернуть белорусский квир-фестиваль „Дотык“. Но как показывает практика, квир — это такой островок безопасности, с которого тебя не выкинут за несоответствие чьим-то ожиданиям».
Катя Возиянова и Женя Велько сходятся во мнении, что ЛГБТ- и квир-активизм синонимичны друг другу, однако второе понятие шире. С одной стороны, квир-активизм включает даже тех людей, для описания которых ещё не придумали слова внутри аббревиатуры ЛГБТ+. С другой — речь о пересечении разных опытов и идентичностей. Так, трансгендерная женщина может быть одновременно полиаморной лесбиянкой, и один общий термин позволяет расширить дискуссию и пригласить в неё ещё больше людей.
«Есть такой классный фильм „Гордость“ (2014), и в нём озвучена важная мысль: если тебя оскорбляют, забери это оскорбление себе, — продолжает Велько. — Англоязычный мир, а за ним весь остальной, уже забрал себе слово „квир“ — так у квирфобок и квирфобов стало на одно оскорбление меньше. Разве это того не стоит?»