что означает коммерческий сотрудник

На какие категории делится персонал

Персонал – это лица, которые включены в трудовые отношения в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.

Основные признаки персонала

Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:

Управление персоналом отличается такими особенностями, как:

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Посмотреть характеристику видов ответственности

Нормативное обоснование

Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:

В нормативных актах выделены эти группы персонала:

Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.

Основные категории персонала

Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:

Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.

Категории руководителей

Руководители производства подразделяются на эти категории:

Руководители подразделяются по уровням управления:

Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.

Классификация персонала предприятия

Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.

Дополнительная классификация

Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:

Классификации также поддаются должности:

К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.

В зависимости от чего должность относится к той или иной категории

Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:

Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.

Источник

Самозанятый, ИП, наёмный сотрудник: как сделать правильный выбор в 2021 году

что означает коммерческий сотрудник. Смотреть фото что означает коммерческий сотрудник. Смотреть картинку что означает коммерческий сотрудник. Картинка про что означает коммерческий сотрудник. Фото что означает коммерческий сотрудник

Согласно данным РАНХиГС за 2019 год, почти 16 млн россиян кроме основной занятости где-то подрабатывают — оказывают услуги или продают товары собственного производства. Короновирусный кризис привел к тому, что основную работу по разным данным потеряли больше 30 млн человек. Это повод задуматься — продолжать искать работу по найму или начать заниматься собственным делом?

Предпринимателей часто представляют как самодостаточных и свободных людей, которые свободно распоряжаются своим временем и доходами и ни от кого не зависят. Кажется, что они легко могут работать в разных отраслях, достаточно лишь применить навыки и опыт ведения бизнеса — и вот уже успех не за горами.

Но реальность такова, что многие предприниматели терпят неудачу. По разным причинам: из-за недостатка клиентов, убытков, конфликтов с контрагентами, ошибок персонала, непродуманного бизнес-плана, неграмотного распределения инвестиций и много другого.

Поэтому, когда встает вопрос о выборе между ИП, работой по найму и самозанятостью, следует взвесить все за и против и разобраться в личностных качествах, которые нужны для успеха в каждом случае.

Когда работа по найму — лучший вариант

У обычного сотрудника, работающего в стабильной компании, есть несколько неоспоримых преимуществ:

В то же время работа по найму в большинстве случаев связана с конкретным доходом. И чтобы его радикально повысить, нужно хорошо продвинуться вверх по карьерной лестнице, но иногда на это уходят годы.

Кроме того, наёмный работник всегда ограничен чьими-то стратегическими планами и поручениями. Он обязан следовать им, даже если имеет другое мнение.

Иногда бывает так, что помимо основной работы человек занимается еще каким-нибудь делом, на который есть спрос. Например, экономист печет торты и пирожные или проводит фотосъемки. Это свое хобби он может официально монетизировать, оформив ИП или самозанятость.

Хорошо, если ему успешно удается совмещать работу по найму с дополнительной деятельностью. Но часто ради эффективности нужно делать выбор. И вот именно в этот момент нужно правильно оценить все риски. Иначе можно необдуманно взять кредит на открытие бизнеса или переоценить перспективы сбыта.

Бизнес и самозанятость — не одно и то же

Между этими двумя понятиями есть существенная разница.

Это сантехник, который ходит по клиентам и ремонтирует трубы. Кондитер, продающий тортики собственного приготовления. Разработчик, делающий сайты на заказ.

Суть заключается в том, что самозанятые всегда работают самостоятельно. Этого требует от них и Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ, согласно которому они не могут привлекать персонал.

Это сантехник, который нашел несколько помощников и передает им заказы на ремонт за процент. Человек, который разработал рецептуру тортиков, нанял кондитеров для их производства и менеджеров для продажи. IT-специалист, который собрал команду из дизайнера, разработчика и продавца для создания сайтов, а сам общается с клиентами и контролирует процессы.

Предприниматель отвечает за итоговый продукт и выполняет определенные обязательства перед сотрудниками.

В некоторой степени бизнес (особенно, когда он небольшой) и самозанятость похожи — это уже не работа по найму, здесь требуется больше ответственности и возможности. Каждый вид деятельности связан с особыми личностными качествами, условиями и навыками.

Качества самозанятого

Самозанятый — это как бы маленькая компания, только состоящая из одного человека. Самозанятый — и отдел продаж, и бухгалтерия, и производство, и логистика в одном лице.

Если воспринимать самозанятость просто как привычную работу, только без начальства, можно быстро потерпеть неудачу.

Она может быть вызвана несколькими причинами. Например:

И это только три наиболее очевидных негативных варианта развития событий, но есть и другие.

Чтобы быть продуктивным, не выгорать, зарабатывать достаточно и оставаться востребованным самозанятым, нужно постоянно развивать несколько личностных качеств.

Самодисциплина

О важности самодисциплины для предпринимателя, лидера, самозанятого или любого другого человека, который хочет достичь успеха в своем деле, написаны сотни книг. Если человек привык работать только после нескольких замечаний и выговоров от начальства, то в режиме самозанятости ему придется искать другой мотиватор.

Дисциплина, ответственность, сила воли — всё это синонимы. Вам нужно стать человеком, который умеет сказать себе: «Сегодня нужно сделать вот это». После встанет и пойдет делать.

Если изучить доски отзывов о самозанятых, то заказчики в основном недовольны как раз отсутствием дисциплины у исполнителей. Если вы будете делать работу в срок, то только это качество станет выгодно отличать вас от конкурентов.

Как развивать. В книге Know Yourself Like Your Success Depends on It Михаил Ставицки предлагает использовать для развития самодисциплины логику и привычки.

Внимательность к себе

В прошлом году ВОЗ признала эмоциональное выгорание болезнью. Это синдром, который появляется в результате хронического рабочего стресса. Самозанятые в зоне риска этой болезни, потому что, в отличие от найма, их рабочий день и нагрузку никто не нормирует.

Конечно, можно дать банальный совет: выстроите график, не берите заказов больше, чем можете потянуть. Но все это работает только в идеальных условиях. На практике же самозанятый берет заказ, сталкивается с какой-то проблемой, которую сложно предусмотреть, и начинает работать больше. График сдвигается, сроки «летят», и в итоге человек остается без выходных.

Как развивать. Как можно чаще прислушиваться к ощущениям. Почувствовали, что нужно отдохнуть — отдохнули прямо сейчас. Понимаете, что придется работать в выходные — связались с заказчиками и договорились о других сроках. И всегда предусматривайте время на неожиданные проблемы, хотя бы час в день.

Да, не всегда будет получаться, но со временем внимательность к себе станет достаточно сильной, чтобы заранее предугадывать необходимость отдохнуть и взять выходной.

Ответственность за результат

Это волевое личностное качество, которое выражается в способности человека принять на себя вину за возможные последствия и исход дела. Когда что-то не получается, ответственный человек не пытается найти оправдания или возложить вину на кого-то другого. Вместо этого он ищет способы исправить ситуацию.

Если у самозанятого не будет развито чувство ответственности, то при проблемах он будет подставлять заказчика и быстро растеряет всех клиентов. Если же подходить к делам ответственно, то можно заработать репутацию — о таких людях говорят, что на них можно положиться даже в сложных ситуациях.

Предусмотрительность

Важнейшее качество самозанятого — умение предвидеть какие-то события. Он должен понимать, что спрос на его работу может упасть на какое время. Значит, нужно подготовить финансовую подушку.

Важно предусмотреть и проблемы со сроками выполнения заказов. Предусмотрительный фрилансер сразу замечает несостыковки, не доводя ситуацию до критической.

Умение учиться и быть гибким

Самозанятость больше похожа на предпринимательство, чем на привычную работу в найме. Там, где работнику подскажет руководитель, самозанятому придется разбираться самостоятельно. Поэтому умение учиться очень важно.

Гибкость — навык, которым стоит пользоваться вместе с обучением. Например, вы кондитер и заметили, что торты с маскарпоне становятся популярнее. Сначала вы быстро разобрались в тонкостях этого продукта и научились делать уникальные сладости. Затем переориентировали ваше предложение, сделав акцент на новый продукт. В результате спрос повысился, и вы неплохо заработали.

Как развивать. Джо Боулер в книге «Безграничный разум» рекомендует изменить отношение к обучению. Мы привыкли, что у любой задачи есть правильное и неправильное решение — это не так.

Особенности самозанятости

Несмотря на все плюсы, в самозанятости есть несколько особенностей:

Это не плохо, просто нужно это учитывать. Можно достаточно зарабатывать и замечательно жить будучи самозанятым. Но чтобы исправить три особенности выше, придется стать предпринимателем.

Качества предпринимателя

Формально, чтобы превратиться из самозанятого в предпринимателя, достаточно нанять одного сотрудника. На деле же всё сложнее:

На старте бизнесмену сложнее, чем самозанятому. Скорее всего он даже зарабатывает меньше, потому что ему приходится делиться с сотрудником.

Но со временем процессы наладятся — можно будет нанимать больше сотрудников, продавать больше. Границы в заработке практически нет. Плюс эффективный бизнес работает сам — предприниматель может позволить себе съездить в отпуск, не теряя в прибыли.

Бизнесмен должен обладать всеми личностными качествами самозанятого плюс еще несколькими.

Делегирование

Это как раз то, чем отличается бизнесмен от самозанятого. Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев призывает предпринимателей не делать работу за подчиненных. Да, опытный руководитель или бизнесмен сразу увидит недочеты сотрудников. И возникнет соблазн сделать работу за них, ведь это быстро.

Но это ошибка. Сотрудники должны делать работу сами, в противном случае они никогда не научатся и потеряют мотивацию. А вы так и не сможете уехать в отпуск.

Умение принимать сложные решения

Еще одно качество хорошего бизнесмена от Максима Батырева — вам нужно быть морально сильным. Например, в вашей компании оказалось несколько слабых специалистов, которые не выполняют план, не проявляют энергии, усердия и инициативы. Когда вы хотите их уволить, они просят этого не делать, потому что кризис, работу сложно найти. Можно их пожалеть?

Эксперт считает, что в такой ситуации людей нужно увольнять, пусть это и психологически сложно. Причина в ответственности за компанию в целом. Когда эффективные сотрудники видят, как другие ничего не делают, но тоже получают зарплату, они начинают терять мотивацию. В итоге компания разваливается.

Эмпатия и поддержка

Хорошее качество лидера — уметь прислушиваться к другим людям, чувствовать их настроение и эмоции, уметь сопереживать им. Бизнесмен Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что хороший лидер всегда поможет своим коллегам в сложный момент — именно так завоевывается уважение и создается настоящий командный дух.

Как развивать. Стараться внимательно относится к другим людям, улавливать изменения в их привычном поведении. Интересоваться, всё ли в порядке и нужна ли ваша помощь.

Ответственность за компанию

У предпринимателя ответственности в разы больше, чем у самозанятого — от ваших решений будет зависеть не только ваша судьба, но и всех тех людей, которые работают на вас. Личностное качество хорошего бизнесмена — уметь брать эту ответственность, несмотря на страх.

Еще важно помнить — вы отвечаете не за каждого сотрудника в компании, а за создание условий, в которых этот сотрудник сможет выполнить свои задачи.

Проактивность

Особенность личности предпринимателя — активность и желание постоянно «предпринимать» действия для улучшения его компании. В этот термин стоит вложить сразу несколько значений. Это и умение рисковать, потому что новое дело без риска запустить невозможно. И самообладание, ведь нужно постоянно бороться со страхом ошибиться и провалить дело.

Уоррен Беннис утверждает, что предприниматель обычно старается узнать как можно больше новой информации, оказаться в центре событий. Бизнесмену важно ставить цели и двигаться к ним, а не сидеть сложа руки.

Кратко о главных навыках самозанятых и предпринимателей

Самозанятым стоит становиться, если вы хотите заниматься любым делом, но при этом не зависеть от руководителей, менеджеров и других коллег. В самозанятости есть потолок для заработка, вы защищены меньше, чем наёмные работники — нет оплачиваемых отпусков и больничных.

Бизнесмен не должен сам делать продукт — его задача настраивать процессы. Нужно стремиться к созданию автономного механизма, который работает без вас. Поэтому для предпринимательства важно обладать такими качествами:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Ответственность за нарушение коммерческой тайны

И что это вообще за тайна

Секреты могут быть не только у государства или обычных людей, но и у хозяйствующих субъектов — фирм.

При этом фирма сама решает, какую информацию она хочет скрыть: рецепты, технологии или график работы охраны. Это законно, главное — все правильно сделать по документам. Но бывает, что информация вроде бы относится к коммерческой тайне, а сотрудника, который нарушил этот режим, наказать не могут, потому что все неправильно оформили.

Расскажу, что можно отнести к коммерческой тайне и как сделать все правильно.

Что такое коммерческая тайна

Коммерческой тайной можно признать любую информацию, которая соответствует следующим условиям:

Какую именно информацию отнести к коммерческой тайне, решает ее обладатель. Это могут быть рецепты, технологии или любая другая информация, которая подходит под эти критерии. Но не получится заявить просто так: все, теперь вот эти сведения — коммерческая тайна. Нужно сначала все оформить по закону.

Нормы законодательства. О том, что такое коммерческая тайна, сказано в гражданском кодексе и законе о коммерческой тайне.

Коммерческая тайна — это информация, которая имеет коммерческую ценность именно потому, что неизвестна никому другому. А еще у других лиц нет к ней доступа на законном основании. При этом обязательное условие — владелец такой информации должен каким-то образом скрывать ее от других и принимать меры по ее охране.

А еще это специальный режим конфиденциальности информации, который дает ее обладателю ряд преимуществ. Например, позволяет увеличить доходы и избежать неоправданных расходов. Так, сведения о том, как банк проверяет получателей кредитов и по каким параметрам их оценивает, помогают отсеивать потенциальных мошенников и снижают вероятность неоправданных расходов. Или компания благодаря этому режиму сохраняет положение на рынке товаров, работ, услуг, потому что держит в секрете сведения, как формируются скидки и когда следующая акция.

Что может составлять коммерческую тайну

Засекретить все что угодно нельзя, даже если кажется, что закон это позволяет.

Коммерческая тайна — это такая информация, которая имеет ценность именно потому, что ей не обладают другие лица. А если начнут обладать, она перестанет быть ценностью.

Проще всего объяснить, как это работает, на примере. Допустим, владелец предприятия решил сделать секретом абсолютно все: технологии, время работы, штатный состав и даже количество сотрудников. Но так не получится. Если конкуренты узнают о количестве сотрудников и о том, что фирма работает с 8 до 17 часов, ничего не изменится, да и информацию о штатной численности коммерческой тайной по закону сделать нельзя.

А вот если конкуренты узнают рецепты, технологию или производственные процессы, они получат дополнительные преимущества: например, начнут делать напитки по тому же рецепту. Ценность такой информации снизится.

Еще по закону к коммерческой тайне нельзя отнести, например, информацию об участии компании в исполнительных производствах, сведения о задолженности по налогам и взносам, а также о том, с какими контрагентами она работает. Разглашение такой информации не обесценивает саму информацию — значит, это не коммерческая тайна.

Категории коммерческой тайны

Государственная тайна может иметь разные грифы секретности: «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности». С коммерческой тайной так не получится — отдельные ее категории и грифы ограничения доступа законами и нормативными актами не предусмотрены.

Даже если на документе написать «особо важная коммерческая тайна» или «абсолютно секретная коммерческая тайна», ничего не изменится. Ответственность за ее разглашение не станет строже, а порядок обращения останется прежним.

Меры по защите коммерческой тайны

Отличить документ, содержащий коммерческую тайну, очень просто. В правом верхнем углу у него обычно ставится гриф ограничения доступа.

Выглядеть он может так:

Но одного этого недостаточно. Сказать, что теперь эта информация никому не должна передаваться, мало. Надо начать ее реально защищать и принимать меры, чтобы она не стала известна посторонним.

Владелец такой информации должен реально ограничить доступ к ней без своего согласия. А еще нужно обеспечить возможность использования работниками информации, составляющей коммерческую тайну, и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Для этого на предприятии нужно установить режим коммерческой тайны. Вот как это делается:

Это минимум из того, что положено по закону. Если пропустить хотя бы один из пунктов, суд потом может решить, что режим коммерческой тайны был установлен неправильно, и привлечь работника к ответственности за разглашение не получится. Исполнение всех этих требований — это не право обладателя коммерческой тайны, а его прямая обязанность.

Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну. Секреты компании могут меняться. И хранить в секрете информацию, которая и так всем известна, сложно и бессмысленно. А еще это дорого: системы безопасности стоят денег, а людям, которые занимаются охраной коммерческой тайны, приходится платить зарплату.

Поэтому создают регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну. В нем прописывают, какие секреты важны, в каком случае они утрачивают актуальность и кто это определяет.

Дать примерный образец такого регламента невозможно. На некоторых предприятиях его вообще может не быть — руководство может определять такую информацию самостоятельно и прописывать, например, в отдельном приказе. Но для крупных предприятий я рекомендую его составить.

В этом документе нужно ответить на следующие вопросы:

Положение о коммерческой тайне. Это обязательный документ, без которого не получится привлечь сотрудника к ответственности за разглашение и взыскать с него убытки.

Как правило, к такому документу в любой организации относятся очень серьезно. В нем дословно перечисляют нормы статей гражданского кодекса, закона о коммерческой тайне и понятия из этих законов, хотя это не требуется, достаточно ссылки на документ. Не обязательно делать его большим по объему — тут смысл важнее.

Расскажу, как избежать ошибок при составлении такого положения.

Главное — не использовать абстрактные формулировки типа «не разглашать вообще ничего» и «вся информация о фирме относится к коммерческой тайне». Перечень сведений должен быть максимально конкретным.

В положении можно предусмотреть возможность взыскания убытков. Но это не всегда рационально — убытки придется доказывать в суде. Например, разгласил работник рецепт лимонада конкурентам и владелец рецепта пошел в суд. А суд предложил обосновать, почему он считает, что понес убытков на миллион, а не на тысячу рублей. Это может оказаться не так просто. Решение проблемы — прописать в положении не только возмещение убытков, но и возможность взыскания штрафа за сам факт разглашения в судебном порядке.

В целом положение можно составить следующим образом:

Работники должны ознакомиться с положением под подпись и подписать обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

Но этого, скорее всего, окажется недостаточно.

Одних юридических бумаг мало. Они нужны, когда информация уже ушла на сторону и нужно готовиться к судебному заседанию. Но лучше такой ситуации не допускать. Это возможно, хотя иногда и затратно.

Главное в защите любых секретов — это люди, техника и процессы. Расскажу, как это работает.

Люди. Главный ресурс любого предприятия — человеческий. Если на предприятии текучка системных администраторов, нужно быть готовым к тому, что эти системные администраторы кочуют вместе со всеми данными предприятия. И проконтролировать это очень сложно. Если главный технолог предприятия получает зарплату в среднем ниже, чем в других местах, надеяться на его порядочность сложно. По моему мнению, стабильные кадры на предприятии — одна из составляющих надежного хранения любых секретов. Хотя гарантий это не дает.

Процессы. Можно составить кучу разных бумаг и запугать работников ответственностью. Но эффект от этого будет нулевой, если бумаги с информацией ограниченного доступа передаются из рук в руки под честное слово, валяются на столах, пока сотрудники курят во дворе, или аккуратно складываются на ночь стопочкой на окне.

Как минимум я рекомендую сделать следующее:

В любом случае порядок движения любого документа с грифом «Коммерческая тайна» должен быть отрегулирован, а порядок передачи — прописан в документах.

Техника. Сложно допустить, что секретные рецепты и технологии хранятся на бумагах, записаны в единственном экземпляре и от руки. Чаще их сохраняют в электронном виде. Для работы это удобно, но и для похитителей информации тоже.

Защитить компьютер можно следующими способами.

Самый бюджетный вариант — заклеить USB-порты и разъемы стикерами.

Такой стикер легко оторвать, но это сразу будет заметно. В этом случае можно проводить проверку, кто и зачем его оторвал.

Кто несет ответственность

Если сотрудники владельца информации, составляющей коммерческую тайну, его контрагенты или должностные лица органов власти и местного самоуправления получили доступ к такой информации, они и несут ответственность.

Работника можно привлечь к ответственности только при следующих условиях:

Органы государственной власти и местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, тоже отвечают за ее сохранность. Их можно привлечь к гражданско-правовой ответственности за ее разглашение или незаконное использование.

Вот как это работает. Допустим, Роспотребнадзор провел проверку в ресторане и ознакомился с рецептами, которые составляли коммерческую тайну. Если сотрудник Роспотребнадзора после проверки разгласит эти секретные рецепты, его могут привлечь к ответственности.

Меры и виды ответственности за разглашение

Под разглашением коммерческой тайны понимается действие или бездействие, в результате которого секретная информация стала известна посторонним. При этом неважно, как именно она была разглашена. Можно рассказать о ней в беседе, отправить другому человеку письмом — по обычной почте или электронной. А можно скопировать на флешку и отдать ее другому человеку. Любые действия, в результате которых информация стала известна посторонним без согласия ее обладателя, считаются разглашением, и за это придется отвечать.

За разглашение конфиденциальной информации сотрудник несет ответственность. Ее степень зависит от того, есть ли вина человека в этом и какова тяжесть последствий. Расскажу про каждую из них.

Дисциплинарная ответственность. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор даже в случае однократного разглашения работником коммерческой тайны. Это именно право, а не обязанность, то есть работодатель может применять и более мягкие меры наказания, например объявить выговор, замечание или привлечь к материальной ответственности. Или сочетать все эти меры — на усмотрение руководства.

Просто так уволить тоже не получится. Работодатель должен собрать доказательства нарушения со стороны работника. Если работник обратится в суд, доказывать законность увольнения должен будет сам работодатель.

Уголовная ответственность. Она предусмотрена за собирание сведений, представляющих коммерческую тайну, через похищение документов, подкуп или угрозы и за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия владельца. Санкция — штраф до 500 000 рублей или лишение свободы на срок до трех лет. Если разглашение коммерческой тайны привело к крупному ущербу или было совершено из корыстной заинтересованности, наказание будет строже. Штраф может составить до 1 млн рублей, а срок лишения свободы — до пяти лет.

Это не самый распространенный вид ответственности. Тем не менее обвинительные приговоры по этой статье есть — в Тобольске сотрудник компании сотовой связи фотографировал на телефон с экрана компьютера сведения о клиентах и продавал их лицам, которые в ходе следствия так и не были установлены. Вину он признал и попросил рассмотреть дело в особом порядке — в этом случае суд не изучает доказательства, а наказание, как правило, назначается наиболее мягкое из возможных. В результате суд назначил мужчине штраф.

Иногда наказание бывает и строже. Девушка продавала данные о телефонных соединениях. Сотрудники полиции провели контрольную закупку и передали дело в суд. Приговор — год лишения свободы условно.

Гражданско-правовая ответственность. Нарушитель исключительного права на секрет производства обязан возместить убытки, которые он причинил таким нарушением. Ответственности можно избежать. Для этого нарушителю придется доказывать, что он не знал, что использование секрета производства является незаконным.

Взыскать убытки в данном случае можно как с работника, так и с контрагента. Но убытки придется доказывать и подтверждать. А еще придется доказывать, что режим коммерческой тайны был на самом деле установлен, и показывать документы. Это не так просто.

Суды в удовлетворении иска отказали. Они решили, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество соблюдало условия по установлению режима коммерческой тайны и охране конфиденциальности информации в отношении клиентской базы. Потеря клиентов — это не следствие использования сведений, составляющих коммерческую тайну общества. И материальный ущерб тоже не был доказан.

Административная ответственность. Ее применяют за разглашение любой информации с ограниченным доступом. Такая ответственность наступает только при условии, если в отношении нарушителя не возбудили уголовное дело. Санкция для обычных граждан — штраф от 500 до 1000 рублей. Для должностных лиц наказание строже — штраф от 4000 до 5000 рублей.

Административная ответственность, как правило, применяется, когда разглашение было, а последствий либо не было совсем, либо они были незначительными. Но в связи с разглашением коммерческой тайны такой вид ответственности применяется крайне редко — хватает других видов ответственности.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение — это не обязательно какие-либо действия: похищение базы данных или конфиденциальных сведений. Разглашением могут признать и бездействие, например непринятие мер безопасности, в результате которого информация стала известна посторонним. И неважно, как это произошло, — источником утечки может стать документ, оставленный на столе, или невыключенный компьютер.

Судебная практика по увольнению за разглашение крайне неоднозначная.

Вот пример из суда. Сотрудник банка рассылал служебную информацию через мессенджер. Служба безопасности об этом узнала, и сотрудника уволили. Он обратился в суд.

В суде он заявил, что мессенджеры защищены шифрованием, а получателем файлов вообще являлась служба безопасности банка. А раз так, то нет и разглашения.

Суд проверил документы. В них было сказано, что пересылать файлы можно только с письменного согласия начальника службы безопасности, а тот такого согласия не давал. Значит, нарушение было. Увольнение признали законным.

Другой пример. Работник пересылал сам себе на личную почту информацию, где была коммерческая тайна. Это стало известно, и работника уволили. Он не согласился и обратился в суд.

Суды решили, что разглашение имело место. Почта, на которую он отправлял эту информацию, действительно была его личной, но пересылка осуществлялась через почтовый сервер « Мэйл-ру ». А значит, информация попадала к третьему лицу.

Мужчина дошел до Конституционного суда РФ, который решил, что в данном случае разглашения не было: сторонняя организация, через сервер которой осуществлялась рассылка, не являлась обладателем самой информации. А значит, решения об увольнении подлежат пересмотру.

Чаще всего встречаются следующие примеры разглашения коммерческой тайны:

Как доказать разглашение коммерческой тайны

Что делать при обнаружении факта разглашения. Все зависит от того, планируете ли вы привлечь виновного к ответственности.

Если планируете привлечь виновного к уголовной ответственности. Тогда следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы. В заявлении необходимо указать следующее:

Особенности возбуждения уголовного дела и конкретные следственные действия зависят от того, будет ли выявлен состав преступления по статье 183 УК РФ. Это статья о незаконном получении и разглашении сведений, которые составляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Само по себе привлечение к уголовной ответственности по этой статье хотя и встречается не часто, но тем не менее бывает. Эта статья в УК РФ вполне рабочая.

Пример из суда. Две работницы банка имели доступ к информации о счетах клиентов. Они изготовляли кассовые ордера на основе информации, которая стала известна им по работе, а потом снимали деньги со счетов клиентов.

Суд решил, что логин и пароль от банковских систем, которые были известны женщинам, — это коммерческая тайна банка. Женщин предупреждали об ответственности за их незаконное использование. Но тем не менее они использовали эти сведения в личных целях из корыстной заинтересованности. В результате клиентам банка был причинен материальный ущерб.

Суд признал женщин виновными в преступлении по части 3 статьи 183 УК РФ и приговорил одну к двум годам лишения свободы, другую — к трем с половиной годам. Но поскольку женщины признали себя виновными, раскаялись и активно помогали следствию, наказание назначили условно. Одной — с испытательным сроком на три года, другой — на четыре. А еще обязали возместить ущерб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *