Эффект флоренс найтингейл что это
Эффект Флоренс Найтингейл: кто в зоне риска
Романы в медицинских учреждениях – не миф. Это явление получило название эффект Флоренс Найтингейл. Примеры этого феномена можно встретить в художественной литературе и в фильмах.
С одной стороны, «своего» человека можно встретить где угодно. И медицинский работник – тоже человек, который становится чьим-то спутником жизни. Но с точки зрения врачебной этики, любовные отношения между доктором и пациентом нежелательны. Этому есть веские причины и логическое объяснение.
История Флоренс Найтингейл
Феномен влюбленности врача в своего подопечного назван синдромом сестры милосердия Флоренс Найтингейл. Она была очень внимательна к своим подопечным. Каждую ночь женщина совершала обход с керосиновой лампой в руках. Пациенты говорили, что им становится легче только от того, что она находится в палате. Как им было не влюбиться в нее?
Если верить данным статистики, то в период работы этой медсестры в одном из госпиталей, количество смертей в нем значительно снизилось. Методы работы, которые использовала она в уходе за больными, применяются и в современных стационарах.
Флоренс родилась в 1820 году в Великобритании.
Если верить слухам, Флоренс однажды влюбилась в одного из своих подопечных, но она не заводила романа, так как опасалась, что создание семьи помешает ее карьерному росту. Замужем Найтингейл никогда не была, внебрачных детей у нее не было.
Сегодня Найтингейл считается покровительницей всех сестер милосердия. Ее самоотверженность и искренняя забота по отношению к больным заслужили всемирное признание.
Синдром Флоренс Найтингейл получил такое название именно потому, что для многих людей образ целителя идеален. Именно поэтому они влюбляются в больнице.
Причины синдрома Флоренс Найтингейл
Проявление синдрома Флоренс Найтингейл (когда врач в больнице влюбляется в пациента) можно объяснить спецификой лечения. Сочувствуя больному, врач иногда может не заметить, как профессионально обусловленные отношения перейдут в личные. Если лечение эффективно, пациент проникается доверием к терапевту, начинает испытывать к нему теплые чувства. Так зарождается влюбленность и появляется комплекс Флоренс Найтингейл.
Кто наиболее подвержен эффекту Найтингейл
Группу риска по развитию данного синдрома составляют самоотверженные медики, которым близок образ супер-героя, спасателя. Объектом любви в этом случае для них может стать человек с тяжелым клиническим случаем — именно ему доктор будет уделять больше всего внимания.
Больному нравится забота, поэтому он старается растянуть лечение, продлить встречи с врачом. Медицинский работник же в позиции созависимых отношений чувствует свою власть, ему нравится эта доминантная позиция. Но при этом такие отношения нельзя назвать здоровыми.
Больше всего эффекту Флоренс Найтингейл подвержены психотерапевты. Специфика их деятельности порой приводит к формированию зависимости клиента от психотерапевта. Но роман психотерапевта и его клиента ставит крест на лечении. Поэтому для специалистов в этой области этический кодекс выдвигает категорический запрет на личную жизнь с клиентами.
Чем опасен эффект Флоренс Найтингейл
В современной психологии распространено мнение, что эффект Найтингейл рано или поздно приводит к развитию у доктора хронической усталости. Если врач влюбится в пациента, он может забыть о своей основной задаче и специально использовать неэффективные методы лечения, чтобы продлить болезнь. Это создает угрозу жизни.
С точки зрения психоаналитиков, данное явление расценивается как психологический перенос. В свое время З.Фрейд доказал, что психологический перенос оказывает разрушительное воздействие на духовный компонент личности.
Рекомендации по здоровому общению в стенах медицинских учреждений
Медицинским работникам известна коллегиальная концепция, согласно которой врачи собирают консилиумы при обсуждении клинического случая. В процессе совещания с коллегами выбираются самые эффективные пути терапии. Коллегиальный подход приводит к здоровым отношениям с больными.
В частных медицинских центрах романы докторов и клиентов случаются редко, так как там действует контрактная модель взаимоотношений. Клиент нуждается в услуге, врач выполняет профессиональные функции. Здесь отношения поставщика и потребителя услуги максимально обезличены.
Чтобы не допустить романа на службе, врач должен относиться к пациенту как к механизму, в котором что-то сломалось. Задача медика в этом случае – выбрать эффективные способы устранения неполадок. Личное включение специалиста в ситуацию клиента осложняет и тормозит процесс лечения.
Некоторым докторам сохранить здоровые отношения с подопечными помогает отказ от лечения близких родственников и друзей.
Заключение
К сожалению, синдром Флоренс Найтингейл имеет место в современных больницах. Но это не означает, что данный феномен – норма для лечения. Каждый врач должен в первую очередь помнить, что он на работе. Этический кодекс и врачебная этика осуждают романтические связи докторов с теми, кого он лечит.
День в истории: эффект Флоренс Найтингейл
Поделиться:
12 мая 1820 года в богатой британской семье на свет появилась девочка по имени Флоренс Найтингейл, которая впоследствии стала одним из самых известных медицинских деятелей Соединенного Королевства, а также — покровительницей сестер милосердия во всем мире.
Помимо прочего ее именем назвали занятное психологическое явление из сферы медицинской этики — эффект Флоренс Найтингейл. Так называют ситуацию, когда естественное чувство заботы, которое испытывает врач или медсестра в отношении пациента, перерастает во влюбленность.
Примечательно, что подобного инцидента в жизни самой мисс Найтингейл биографы не зафиксировали — она не заводила романы со своими подопечными, никогда не была замужем и не имела детей. Однако та самоотверженная забота, которую она проявляла в отношении пациентов, стала образцом для многих медиков, и это в свою очередь нередко будило в них романтические чувства.
Казалось бы, ничего страшного в этом нет — в конце концов, должны же люди где-то знакомиться? Однако нормы медицинской деонтологии, науки о взаимоотношениях врача и пациента, подразумевают, что нарушение субординации весьма нежелательно. Попробуем разобраться, с чем это связано.
От любви до ненависти
Если вдуматься, любые отклонения от нейтральных взаимоотношений между пациентом и человеком в белом халате — следствие необычных обстоятельств общения этих двух человек. Болезнь заставляет одного из них безо всяких церемоний допускать другого до крайне личных, даже интимных аспектов собственной жизни и доверять ему решение крайне важных вопросов. И, подобно тому, как совместно пережитое приключение может сплотить компаньонов — отношения доктора и больного иногда выходят за пределы клинических случаев.
Психологи отмечают, что приверженность эффекту Найтингейл характерна для тех врачей, которым по складу характера склонны к «спасательству» в личной жизни. Классический пример — женщина, которой свойственно опекать своих возлюбленных, решая их мнимые или реальные проблемы. Неудивительно, что, работая врачом, она может ощутить романтическое влечение к самому «сложному» из своих пациентов, который требует неусыпного внимания.
Психологическая теория, объясняющая эффект Найтингейл, — треугольник Карпмана. Согласно идее автора, в различных жизненных ситуациях люди часто занимают следующие взаимосвязанные роли: жертва, преследователь и спаситель. Если применить теорию в отношении стандартных медицинских обстоятельств, то «жертвой» станет пациент, «преследователем» — сама болезнь, а «спасителем», разумеется, врач.
Любопытный нюанс — совсем необязательно, что «жертва» беспомощна, а «спаситель» олицетворяет благородство. Каждый участник истории преследует свои цели — даже если сам не осознает некоторой степени наигранности ситуации. Так, пациент может получать особое удовольствие от ощущения, что о нем заботятся, и не торопиться с выздоровлением, а врач — наслаждаться чувством власти над судьбой другого человека. Согласитесь, в таком свете романтика эффекта Найтингейл приобретает несколько нездоровый оттенок…
Устанавливаем границы
Чем так опасен эффект Найтингейл? В ситуации, когда эскулап действительно склонен влюбляться в пациентов, надежд на счастливое продолжение их отношений не очень много. Во-первых, потому что при благоприятном исходе болезнь рано или поздно пойдет на убыль, и если модель «спаситель — жертва» не будет перенесена на «внебольничную» жизнь, то вчерашний больной потеряет свою привлекательность для медика. Во-вторых, потому что любвеобильный врач имеет все шансы вскоре переключить внимание на следующего подопечного.
Но это не самое страшное — гораздо хуже, когда влюбленные, сблизившиеся на почве недуга, подсознательно способствуют его сохранению. Это похоже на сюжет романтической комедии, но на практике часто оборачивается абсурдом — гастрит, аллергия, хронический бронхит или, скажем, псориаз мало подходят на роль связующего звена между двумя людьми.
Эксперты по деонтологии давно придумали разные модели здорового общения врача и пациента.
Разумеется, каждая из предложенных моделей имеет и плюсы, и минусы, и пространство для импровизации, но столетия истории медицины доказали, что чувства личного характера во врачебном деле только мешают: голова у врачевателя должна быть холодной. Именно поэтому многие доктора отказываются лечить родственников и друзей (особенно хирурги). А в случае неродственных отношений и врачу, и пациенту лучше всего не сокращать дистанцию — это оптимально для выздоровления больного.
Эффект Флоренс Найтингейл
Эффект Флоренс Найтингейл (англ. Florence Nightingale effect) — психологический эффект, что проявляется, когда врач или медсестра, ухаживающие за больным, начинают к нему испытывать романтические чувства, перерастающие в любовь, или даже сексуальное влечение. Эти чувства могут иногда исчезнуть, если уход за пациентом прекращается (или когда он выздоравливает, или когда он умирает).
Происхождение
Эффект получил имя сестры милосердия Флоренс Найтингейл, основательницы современной санитарии и сестринского дела. Она очень сильно заботилась о своих пациентах и по ночам обходила их палаты, держа в руке лампу. Пациенты прозвали ее «Дамой с лампой» и «Ангелом», поскольку страдания многих раненых облегчались при виде Найтингейл, а смертность в больницах резко снизилась. Именно правила и методы помощи раненым, внедрены Найтингейл, стали основой современного ухода за больными в медицине.
Существует множество легенд и слухов, по которым Флоренс Найтингейл была влюблена в кого-то из своих подопечных. В реальности же она не выходила замуж, поскольку опасалась, что семья может вмешаться в ее карьеру и оставить без работы. В 1982 году актер Альберт Финни в интервью назвал подобный эффект «синдромом»: ранее подобный синдром приписывали врачам, которые получали нематериальную вознаграждение за свою работу.
Эффект или синдром?
Ситуацию с любовными чувствами между медсестрой и больным правильно называть именно эффектом. Синдромом Флоренс Найтингейл современная медицина называет синдром хронической усталости: известно, что сама Найтингейл страдала от него в течение всей жизни. Эффект же не признается в медициной как некое медицинское заболевание, а больше считается одним из элементов поп-культуры или нарушением медицинской этики и проявлением непрофессионализма. Еще одна путаница возникает, когда некоторые считают, что пациент сам влюбляется в лечащего врача (по версии Зигмунда Фрейда, это лишь психологическое переноса).
В массовой культуре
Видео по теме
Эффект Флоренс Найтингейл
Эффект Флоренс Найтингейл— психологический эффект, проявляющийся, когда врач или медсестра, ухаживающие за больным, начинают к нему испытывать романтические чувства, перерастающие в любовь, или сексуальное влечение. Эти чувства могут иногда исчезнуть, если уход за пациентом прекращается, либо когда тот выздоравливает или умирает.
Эффект получил имя сестры милосердия Флоренс Найтингейл, основоположницы современной санитарии и сестринского дела. Она очень сильно заботилась о своих пациентах и по ночам обходила их палаты, держа в руке лампу. Пациенты прозвали её «Дамой с лампой» и «Ангелом», поскольку страдания многих раненых облегчались при виде Найтингейл, а смертность в больницах резко снизилась. Именно правила и методы помощи раненым, внедрённые Найтингейл, стали основой современного ухода за больными в медицине.
Существует множество легенд и слухов, по которым Флоренс Найтингейл была влюблена в кого-то из собственных подопечных. В реальности же она не выходила замуж, поскольку опасалась, что семья может вмешаться в её карьеру и оставить без работы. В 1982 году актёр Альберт Финни в интервью назвал подобный эффект «синдромом»: ранее подобный синдром приписывали врачам, которые получали нематериальное вознаграждение за свою работу.Ситуацию с любовными чувствами между медсестрой и больным правильно называть именно эффектом. Синдромом Флоренс Найтингейл современная медицина называет синдром хронической усталости: известно, что сама Найтингейл страдала от него в течение всей жизни. Эффект же не признаётся медициной как какое-то медицинское заболевание, а больше считается одним из элементов поп-культуры или нарушением медицинской этики и проявлением непрофессионализма. Ещё одна путаница возникает, когда некоторые считают, что пациент сам влюбляется в лечащего врача (по версии Зигмунда Фрейда, это всего лишь психологический перенос).
Об этом синдроме мельком упоминает Эмметт Браун, герой фильма Назад в будущее (1985), и Джордж Костанза в сериале Сайнфелд (4-й сезон 20-й эпизод), а также Грегори Хаус в сериале Доктор Хаус, апеллируя к термину, чтобы описать поведение Элиссон Кэмерон (5-й сезон 21-я серия (2008 год))— на русскоязычном канале Universal ошибочно переведено, как если бы ты была флорентийским соловьем. Также упоминался в 12-й серии 9-го сезона Гриффинов, 8-м сезоне 16-й серии и в 7-м сезоне 7-й серии сериала Тайны Смолвиля, когда Хлоя упоминает имя Флоренс Найтингейл и Никиты как антиподы. Также упоминается в произведении Джоджо Мойес До встречи с тобой.
Почти как в истории Харли Квинн и Джокера
Терзают смутные сомнения
Лайфхак на НГ
Если не с кем встречать Новый год
Кузькина мать
Ответ на пост «В российской армии новый вид дедовщины»
Перепутал
Мы вас, шалав, выловим и убьем»: друзья торговца елками напали на девушек за отказ знакомиться
Полиция Ставрополя начала разыскивать участников инцидента, который случился на улице Тухачевского. За отказ знакомиться мужчины напали на девушек, а после того, как потерпевшие заперлись в магазине, еще и угрожали им расправой.
Выделившиеся посетители попробовали познакомиться с девушками, но они никак не отвечали. Тогда один из них стал лезть к подруге Дарьи и внаглую ее трогать.
— Эти двое лезли к нам, пытались обнять. Один из них постоянно то выходил, то заходил. Как потом сказал один из друзей, он был под наркотиками. Когда в очередной раз он зашел, моя подруга попросила ее не трогать. А он в ответ плюнул в нее и начал всячески материть.
Наглого гражданина пытались вразумить друзья. И он хотел было извиниться. Но не просто словами на расстоянии, а объятиями. Девушки были жутко напуганы случившимся, потому попросили того выйти и не говорить с ними.
Но компания все-таки вышла на улицу. Продавец по просьбе девушек закрыл магазин, на что обиделись остальные мужчины. Они начали бросать камни и снег в окно, оскорблять продавца. Чтобы усмирить недовольных, приехали хозяева табачной лавки. Девушек посадили в такси и увезли.
— К этому времени те двое уже уехали куда-то. Оказалось, что нас повез тот же таксист. Мы это установили случайно. Таксист рассказал, что вез пассажиров, которые, по их словам, хотят расправиться с «двумя ********» и продавцом табачного. Когда мы ему показали фрагменты видео, он узнал их. Мы, когда были запертыми изнутри, говорили им, что вызовем полицию, если они не успокоятся. А они отвечали: «Мы вас выловим и убьем».
Рождественская фотография семьи из Германии
Интересная теория
Герои среди нас
Сегодня ночью в Красноградском районе подросток и мужчина спасли бабушку, 13-летнюю девочку, 9-летнего мальчика и ещё одного мальчика 8-ми лет из огня.
Одного из героев зовут Василий, он трижды заходил в пылающий дом, чтобы найти малыша
Reload (продолжение)
новый ролик залипательных перезарядок
Подарок плохим мальчикам
Есть доспех — имеешь успех
Современный мужик + средневековый лук + средневековая стрела против средневекового доспеха.
Разгадка
За некачественный ноутбук суд взыскал 841 тысячу рублей
Всем привет! Длинная, но интересная История о том, как из-за бездействия юристов Производителя ноутбуков суд взыскал за ноутбук стоимостью 80 тысяч рублей больше 800 тысяч.
В апреля 2017 года я решил приобрести себе новый ноутбук. Я много путешествую поэтому мне нужна была легкая, но в то же время производительная модель, чтобы я мог не скучать в дороге. Мой выбор пал на ноутбук Lenovo ThinkPad Ultrabook X1 Carbon со следующими характеристиками 14″FHD(1920×1080)IPS,i5-6200U(2,3GHz),8GB(1),256GB SSD, HD Graphics520,NoODD,WiFi,4G modem,4cell,Camera,Win 10 SL 64 стоимостью 82245 рублей, кроме того, мной были оплачены услуги по доставке товара из Москвы (я живу в Перми) в размере 256 рублей. На ноутбук производителем был установлен 3 летний гарантийный срок, что внушало уверенность в том, что производитель уверен в своем товаре.
Почти год ноутбук меня радовал и работал как часы, но в феврале 2018 года он перестал включаться. Я обратился за гарантийным ремонтом в сервисный центр, ремонт занял 32 дня.
Такой акт мне выдал сервисный центр, обязательно его необходимо сохранять.
Через месяц все повторилось, ноутбук снова перестал включаться.
В этот момент у меня как и у любого потребителя есть две возможности:
1. Снова обратиться в сервисный центр за устранением недостатка
2. Обратиться к продавцу, производителю (импортеру) или уполномоченной производителем организации за возвратом денежных средств или за обменом товара.
При первой поломке у меня такой возможности не было поскольку ноутбук является технически сложным товаром. Технически сложный товар можно вернуть только при наличии в нем существенного недостатка. Если недостаток в технически сложном товаре возник у вас в первый раз на 99% процентов он не является существенным, но есть исключения. Когда недостаток у вас появляется второй раз он может быть существенным, но не всегда. У меня он был существенным поскольку он был точно таким же как и в первый раз.
Я принял решение вернуть денежные средства поскольку ждать еще месяц когда недостатки вновь устранят, без уверенности, что ноутбук не сломается снова я не мог себе позволить.
Перед тем как отправить претензию вам необходимо определиться с кем вы хотите иметь дело. Закон о защите прав потребителей дает потребителю право выбрать из следующих лиц: продавец, импортер (изготовитель), уполномоченная производителем организация.
В моем случае продавцом являлся интернет-магазин, который работал через индивидуального предпринимателя, который жил в Москве. Ему я не хотел предъявлять претензию поскольку непонятно было работает ли он еще, кроме того, его вины в том, что производитель сделал некачественный ноутбук не было.
Поэтому мне надо было установить иных лиц. В инструкции по эксплуатации к ноутбуку и гарантийном талоне никакой информации к кому предъявлять претензии не было и это понятно, никто не хочет нести ответственность, но мне повезло вся необходимая информация имелась на коробке к ноутбуку.
Из этой наклейки стало понятно, что изготовитель находится в Китае и ему претензию не написать, а также то, что претензии на территории РФ принимает ООО «ЛЕНОВО (ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА/АЗИЯ)». Через открытые источники я проверил, что организация рабочая, долгов на ней нет и ей можно отправить претензию с большой вероятностью, что она ее удовлетворит.
Я юрист на тот момент с 8 летним стажем, специализируюсь на защите прав потребителей, поэтому претензию и всю правовую работу по своему делу я осуществлял самостоятельно.
Мной была подготовлена следующая претензия:
В претензии я допустил пару несущественных описок, например, назвал ноутбук двигателем, но они никак не повлияли на конечный результат, потому что смысл претензии остался ясным.
Претензию я составил максимально подробно, указал в претензии, что мне уже пришлось один раз отремонтировать ноутбук и почему я считаю, что в моем ноутбуке имеется существенный недостаток. Кроме того, я четко выразил свою волю на возврат денежных средств, а не обмен (это важно). Кроме того, я сразу попросил выплатить мне убытки в виде расходов на доставку ноутбука, а также я попросил разницу в цене поскольку на момент написания претензии такой же ноутбук за 82000 рублей уже было купить невозможно, а закон «О защите прав потребителей» исходит из того, что страдать за некачественный товар должен не потребитель, а тот кто его продал или произвел.
Если у Вас нет возможности отдать претензию лично, ее необходимо отправлять по почте. Рекомендую делать это ценным письмом. Ценное письмо означает, что содержимое конверта проверяется почтовым работником и он подтверждает, что в конверте находится именно претензия, а не пустые листы. Это очень важно потому что претензия в этих делах имеет решающее значение и нельзя допустить чтобы в суде кто-то оспаривал факт ее получения или отправления.
Опись необходимо составлять как можно подробнее, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что именно находилось в конверте. Кроме того, в описи я указал отдельно приложения к претензии. К претензии я приложил, акт о ремонте, а также доказательства покупки ноутбука.
С момента получения претензии у ООО «Леново» было 10 дней чтобы решить со мной вопрос миром. Я ждал месяц, но ответа так и не получил. Это значило только одно. мне придется обращаться в суд!
Исковое заявление и исковые требования
После того как моя претензия осталась без ответа у меня было два пути: либо оставить все как есть, отремонтировать ноутбук и жить с ним, либо обратиться в суд. Судебные разбирательства являются моей работой поэтому мой выбор был очевиден, но для большинства людей суд не внушает никакого доверия поэтому мало кто судится, чем и пользуются Продавцы и Производителя, не отвечая на претензии потребителей.
Закон о защите прав потребителей достаточно лоялен и удобен. Потребителю можно судиться по своему месту жительства и он освобожден от уплаты государственной пошлины. Это серьезные бонусы. Поэтому потребителю необходимо только определиться с судом в который он может подать исковое заявление, составить и подать качественное и грамотное исковое заявление. Хорошее исковое заявление это 40% успеха в суде.
Я не буду публиковать всё свое исковое заявление (оно очень большое), а опубликую только просительную часть чтобы было понятно почему за ноутбук стоимостью 80 000 рублей суд взыскал мне 800 000 рублей.
Я просил суд следующее:
1. Взыскать с Ответчика в пользу Истца уплаченную за товар денежную сумму в размере 82245 рублей
2. Взыскать с Ответчика в пользу Истца убытки в виде стоимости доставки товара в размере 265 рублей, а также убытки в виде разницы в цене в размере 26755 рублей, всего убытков: 27020 рублей.
3. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки за просрочку возврата уплаченной за товар денежной суммы в размере 14804,1 рублей, рассчитанную по 23.05.2018
4. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки просрочку возврата уплаченной за товар денежной суммы в порядке ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», рассчитанную на момент вынесения решения суда.
5. Определить ко взысканию с Ответчика в пользу истца неустойку в размере одного процента от суммы 82245 рублей за каждый день просрочки с момента вынесения решения суда и до полной уплаты взысканной за товар денежной суммы в размере 82245 рублей.
6.. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки за просрочку возмещения убытков в размере 14804,1 рублей, рассчитанную по 23.05.2018
7 Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неустойки возмещения убытков в порядке ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», рассчитанную на момент вынесения решения суда.
8. Определить ко взысканию с Ответчика в пользу истца неустойку в размере одного процента от суммы 82245 рублей за каждый день просрочки с момента вынесения решения суда и до полной уплаты взысканных с ответчика убытков в размере 27020 рублей.
9. Взыскать с Ответчика в пользу Истца компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей.
Остановимся на каждом пункте более подробно.
В первом пункте все понятно: у меня некачественный ноутбук я прошу вернуть уплаченные за него деньги.
По закону «О защите прав потребителей» неустойка составляет один процент за каждый день просрочки от стоимости товара.
В моем случае ООО «Леново» допустило два нарушения за которые я мог просить с него взыскать такую неустойку: он не вернул мне стоимость товара в течении 10 дней с момента получения претензии и он не возместил мне убытки.
При этом надо понимать что неустойка и за товар и за убытки считается одинаково т.е. один процент от стоимости товара.
Таким образом, за каждый день просрочки ООО «Леново» должно было платить мне: 82245 рублей*1%*1 день=822,45 рублей, а так как таких неустойки две, то каждый день просрочки обходился китайской компании в 1644,90 рублей или примерно 50 000 рублей в месяц.
На самом деле это не максимальная неустойка, которая была в моей практике. Когда мы возвращаем некачественные автомобили неустойка может достигать и 40 000 рублей в день за каждый день просрочки, а может быть и больше.
Кроме того, надо учитывать, что неустойка начисляется до момента возврата денежной суммы потребителю и ничем не ограничена, то есть неустойка может в несколько раз превышать стоимость самого товара. Но все не так уж и плохо для производителей и продавцов.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
На практике это означает, что если нарушитель Вашего права скажет в суде, что он просит суд снизить неустойку или просто скажет ст. 333 ГК РФ, то суд снизит неустойку весьма до адекватных приделов, но он должен обязательно об этом заявить. Суд не имеет права снижать неустойку по своей собственной инициативе, это очень грубое нарушение закона.
Кроме того, неустойку вы можете просить до момента исполнения решения суда (неустойка на будущее время) т.е. суд вынес вам решение 1 марта, а ответчик заплатил вам денежные средства только 1 мая, то есть за 2 месяца Ответчик должен вам неустойку.
В деле против компании Леново я просил взыскать обе неустойки до момента исполнения решения суда.
Девятый пункт. Компенсация морального вреда. В делах по защите прав потребителей моральный вред присутствует всегда. Это физические и нравственные страдания, которые несет потребитель. Физических страданий я никаких не испытывал, но отсутствие ноутбука приносило мне дискомфорт, я не мог работать в путешествиях, у меня не было компьютера дома. Свой моральный вред я оценил в 25 000 рублей.
Десятый пункт. Штраф за неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Это еще один вид неустойки, предусмотренный Законом о защите прав потребителей. Эта неустойка по идее законодателя должна стимулировать продавца, производителя добровольно исполнять законные требования потребителя. Штраф взыскивается только в том случае если до обращения в суд вы обращались к Продавцу с претензией. Штраф взыскивается в размере 50% от суммы присужденной в пользу потребителя т.е. складывается все цена товара, убытки, взысканные неустойки, моральный вред делится на два и получается штраф. Но как и любая неустойка штраф может быть снижен судом до разумных пределов по ходатайству Ответчика.
Именно такие десять требований необходимо было рассмотреть суду, а мне обосновать их законность.
Суд первой инстанции, судебная экспертиза, решение суда.
Исковое заявление я подал 30.05.2018 года. Я все сделал правильно поэтому суд принял его без замечаний. На 25.06.2018 года суд назначил первое предварительное заседание.
Карточка с сайта суда. В ней отмечаются все события по делу.
Суд- это война и следует идти туда только тогда, когда вы уверены, что сможете выиграть дело или ваш юрист (генерал) в этом уверен. В своем деле я был уверен потому что я не нарушал правила эксплуатации ноутбука и знал что и как я должен доказать.
У меня был следующий план:
1. Я прошу суд назначить судебную экспертизу
2. Судебная экспертиза определяет наличие и характер недостатков
3. Суд выносит решение
Первое судебное заседание состоялось 25.06.2018 года. На нем я заявил свою позицию по делу, рассказал судье почему я обратился в суд и чего я хочу, а так же заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Поскольку ООО Леново не направило своего представителя в суд, суд решил предоставить им возможность высказаться по поводу моего ходатайства и направил им копию, а в судебном заседании объявил перерыв на неделю.
После перерыва от Ответчика никаких возражений по поводу моего ходатайства не поступило и суд его удовлетворил без каких-либо правок. Оплата экспертизы была возложена на меня, а дело было приостановлено до получения экспертного заключения судом.
Через 3 недели из экспертной организации мне позвонили и попросили предоставить ноутбук на экспертизу. Эксперт составил акт осмотра и забрал ноутбук, а я оплатил экспертизу. Стоимость судебной экспертизы составила 9 000 рублей
После сдачи ноутбука от меня уже ничего не зависело. Мне нужно было только ждать. Я знал, что я не нарушал правила эксплуатации ноутбука, но у эксперта могло быть другое мнение. Но мои опасения были напрасны, экспертиза подтвердила, что недостатки носят производственный характер.
После того как экспертиза поступила в суд, судебное производство было возобновлено. Судебное заседание было назначено на 06.09.2018. У судьи было достаточно доказательство моей правоты и она могла удовлетворить исковое заявление на этом заседании, но т.к. ответчик не явился, то судья решила дать им возможность высказаться и объявила перерыв на неделю. Через неделю Ответчик также не направил представителя или письменный отзыв. Судья решила дать им последнюю возможность заявить ходатайство об уменьшении неустойки и перенесла судебное заседание на 04.10.2018, но и 4 октября от Ответчика не последовало никакой реакции. Можно только гадать с чем это связано.
Так как все доказательства имеющиеся в деле подтверждали только мою правоту, а суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам, то суд удовлетворил мой иск полностью, уменьшив немного только компенсацию морального вреда
После вынесения решения мне оставалось только дождаться его вступления в законную силу и исполнения, но все оказалось не так просто.
Апелляция и исполнение решения суда.
После получения решения суда первой инстанции Ответчик проснулся и наконец-то проявил себя. Им была подготовлена и подана апелляционная жалоба. Апелляционную жалобу они подали с пропуском месячного срока предусмотренного на обжалование поэтому вместе с жалобой ими было подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В итоге судья первой инстанции срок им восстановила и дело было передано на рассмотрение в Пермский краевой суд.
В своей жалобе ООО Леново было не согласно с решением суда по следующим основаниям:
1. Мной ноутбук не был передан для проведения проверки качества, денежные средства уполномоченная организация должна возвратить только после передачи потребителем товара ненадлежащего качества.
2. ООО «Леново» считает экспертное заключение неполным, просит назначить дополнительную экспертизу.
3. ООО «Леново» не согласно с тем, что суд без заявления Ответчика не снизил размер неустойки и штрафа.
По каждому из этих пунктов мне предстояло подготовить подробные возражения и как можно быстрее передать их в суд апелляционной инстанции.
Мной были подготовлены следующие возражения, кому интересно может почитать:
Мои аргументы оказались сильнее, чем аргументы ООО «Леново» и суд оставил решение суда первой инстанции без изменения. После апелляции решение автоматически вступает в законную силу и мне оставалось лишь получить исполнительный лист и исполнить решение суда.
Через неделю дело вернулось в суд первой инстанции, а еще через 5 дней был готов исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.
Когда я получил исполнительный лист у меня было два пути: 1. обратиться в службу судебных приставов (но это долго) или 2. обратиться в банк в котором у должника открыт расчетный счет, но вы должны знать в каком банке у должника счет и есть ли на этом счету денежные средства.
С исполнительным листом узнать счет должника несложно, нужно обратиться в любую налоговую с соответствующим заявлением и копией исполнительного листа.
На счет наличия денег на счетах я этот вопрос решил, когда выбирал к кому предъявлять претензию.
Я собрал всю информацию и отправил лист с заявлением на исполнение в Банк. Через неделю деньги были у меня.
Весь процесс с момента первой поломки ноутбука до получения денежных средств занял чуть больше года. Мои трудозатраты вполне окупились и теперь у меня новый ноутбук.
Если вам было интересно прочитать и интересны другие кейсы, не лично мои, а моих клиентов, — лайк, шейр, коммент, я с удовольствием отвечу на вопросы, а также опубликую новые разборы, там будет все еще интереснее.