Эффект струпа что тренирует
Что представляет собой тест, основанный на эффекте Струпа?
Эффект Струпа — довольно интересное явление, причина которого кроется в особенностях работы нашего мозга. Кто-то определенно что-то слышал об упражнениях, основанных на эффекте Струпа, кто-то — сталкивался с этим эффектом в жизни. Но не многие по-настоящему хорошо знакомы с эффектом Струпа и тестами, основанными на нем.
Тестирование заключается в том, чтобы посмотреть на картинку с цветом и назвать цвет. Но под цветом написаны слова, обозначающие другие цвета. Смотря на слово, мы на подсознании читаем его. В результате когда нас просят назвать цвет, в голову первым приходит именно то, что мы только что прочитали.
Чтобы пройти тест правильно, необходима предельная концентрация. Нам нужно сосредоточиться на задаче, чтобы дать правильный ответ.
Все дело именно в противоречии информации прочитанной и визуальной. Попробуйте найти цветной квадрат и назвать его цвет. Легко, неправда ли? А теперь найдите задание, основанное на эффекте Струпа, где под красным квадратом будет написано слово «синий». Та же задача будет усложнена в несколько раз.
Почему возникают подобные сложности?
На данный момент у ученых нет однозначного ответа на этот вопрос. Но уже достоверно установлено, что за чтение и распознавание разных цветов отвечают разные доли мозга. То, почему из двух вариантов выбирается именно прочитанный — неизвестно. Впрочем, есть одна доминирующая версия, которая заключается в том, что мозг, экономя свои ресурсы, выдает самый очевидный ответ.
Человеческий мозг быстрее воспринимает текстовую информацию, нежели воспринимает и называет подходящий цвет. «Прочитать и назвать» — хорошо отработанный механизм, поэтому мозг идет по проторенной дорожке, опять же, по причине экономии ресурсов.
Почему тест Струпа активно применяется в психологии?
В первую очередь он позволяет определить уровень гибкости когнитивного мышления. Чем быстрее человек переключается с чтения слов именно на визуальную информацию, тем лучше работают такие когнитивные его функции, как гибкость мышления, переключение и избирательность внимания.
Задания, на основе эффекта Струпа часто включают во всевозможные программы для развития и тренировки мозга, поскольку нашему мозгу крайне полезно формировать новые синаптические связи для развития основных когнитивных функций. Некоторые наши тренажеры также основаны на тестировании Струпа: посмотрите их прямо сейчас!
Любопытный факт: пару десятков лет назад тестирование на основе эффекта Струпа активно использовали спецслужбы. С помощью него они выявляли шпионов. В качестве тестирования им предлагались цветные картинки с названиями цветов, написанными на том языке, которого по легенде человек не должен знать. Если задача вызывала трудности у человека, который проходит тест — то это вызывало серьезные вопросы у тех, кто проверял его.
Тест Струпа
В чем заключается тест Струпа
Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово. Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.
Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной, доказать достаточно легко. Посмотрите на иллюстрацию ниже – здесь нет каких-либо узнаваемых слов, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с тем, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны буквы алфавита. Тот же эффект был бы, если бы слова были написаны на незнакомом вам языке (и к этому мы вернемся чуть позже).
Почему так происходит? На самом деле у ученых пока нет однозначного ответа. Точно установлено, что за распознавание цветов и за чтение отвечают разные доли мозга, но почему из двух вариантов (прочитанный и фактический) выбирается именно первый – здесь мнения специалистов расходятся. Существует теория, связанная с экономией ресурсов, – видя слово на знакомом языке, мы автоматически его читаем, поэтому в голове появляется некий готовый ответ, и наш мозг решает: «Зачем тогда думать еще?»
Согласно другой теории (и ее придерживался сам Струп): мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того (и это можно считать третьим вариантом), для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.
Эффект Струпа как психологический тест
Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.
Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д. мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.
Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга, так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).
Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.
Тест Струпа: немного истории
Американский психолог Джон Ридли Струп опубликовал статью об эффекте, названном в его честь, в 1935 году. Также аналогичные исследования были описаны в немецком журнале 6 годами ранее, а первые подобные наработки были известны еще с XIX века. Струп провел следующий эксперимент. Он давал испытуемым три списка: в первом названия цветов были напечатаны черными чернилами; во втором цвет слова и его значение не совпадали (как в нашем примере); в третьем были просто группы квадратов разных цветов.
Сначала участников просили назвать цвета, которые обозначают слова первого и второго списка, а также назвать цвета геометрических фигур. С этим практически ни у кого не было проблем. А вот обратная задача – назвать цвет чернил, которыми напечатаны слова, – в случае со вторым списком вызывала явные затруднения. Испытуемые выдавали ответы с задержкой, часто путали написанные и фактические цвета. Этот эксперимент и стал основой для написания статьи, затем теста и вообще дальнейшего изучения данного вопроса.
Модифицированный онлайн-тест Струпа
Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.
Тест состоит из двух частей и в общей сложности включает 30 вопросов. Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее. Первая часть (10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во второй части (20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.
Тренировка восприятия и тест Струпа
Человеческий мозг содержит 86 миллиардов нервных клеток, соединённых между собой 100 триллионами связей, которых, на минуточку, больше, чем звёзд в Млечном Пути.
Взаимосвязи нервных клеток делают мозг самым сложным органом, который способен одновременно обрабатывать мысли, эмоции и действия. Высший отдел мозга, который состоит из большого мозга с двумя половинами — левым и правым полушариями, ответственен за мыслительные, зрительные и речевые процессы.
Большой мозг имеет поверхностный слой — кору, которая отвечает за ощущения, даёт толчок к движениям, но не автоматическим, как дыхание например, а произвольным. Генерация идей, планирование, организация и оценка всех процессов происходит именно в коре. Учёными установлено, что от коры головного мозга зависит формирование личности. И это не из ряда фантастики.
Источник: google.com
Дело в том, что каждая область коры головного мозга имеет свою основную функцию. В области пространственной ориентации, например, осознаётся окружающая среда. В области, отвечающей за обработку зрительной информации обрабатываются одновременные зрительные и слуховые ощущения. В зоне Брока формируется речь, а в области движения возникают мысли, которые и управляют движениями.
Нижние отделы головного мозга состоят из таламуса, мозжечка и мозгового ствола, которые работают с инстинктивными реакциями и автоматическими функциями. К таким реакциям и функциям относятся, например, дыхание, артериальное давление, температура тела и другие. Древние нижние отделы мозга соединены со спинным мозгом. В нижних отделах мозга рождаются примитивные эмоции, в их числе страх и гнев.
Мозжечок координирует движения мышц и равновесие Источник: google.com
Как видим, человеческий мозг сложно устроен. Каждый день ему приходится отвечать за весь организм целиком, за каждую его клеточку, за мысли, эмоции и движения. Мозг каждого отдельно взятого человека уникален. И в силах каждого улучшить работу столь сложного и важного органа. Развить невероятные способности и приобрести новые навыки, знания и умения. Главное ежедневно тренировать своё серое вещество, чем и предлагаем заняться прямо сейчас.
В прошлый раз журнал рассказал о замечательном тренажёре для мозга — таблицах Шульте. Смеем предположить, что вы тренировали своё зрение и память и улучшили показатели. Если нет, то начать никогда не поздно. Сегодня предлагаем потренировать остроту мышления и память с помощью теста Струпа, но сперва немного истории и теории.
Источник: google.com
В 1935 году американский психолог Джон Ридли Струп впервые опубликовал тест, который определял гибкость когнитивного мышления. Отметим, что экспериментальные исследования Струпа в области познавательных процессов и по сей день считаются «золотым стандартом».
Тест Струпа построен на эффекте Струпа, который заключается в задержке реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами. Например, слово «чёрный» написано жёлтым цветом. Человеческий мозг привык к тому, что когда мы видим слово, то невольно первым действием будет прочитать увиденное слово, но ни как не назвать цвет, которым оно написано.
Когнитивное мышление — развитие всех видов мыслительных процессов — памяти, восприятия, решения задач, воображения, логики и формирования понятий Источник: google.com
Назвать цвета, которыми написаны слова и не прочитать их при этом — возможно. Главное приучить мозг справляться с поставленной задачей, постоянно тренируя его. Тест Струпа как раз и разработан для таких задач — тренировки концентрации внимания и развития способности отбрасывать мысленно ненужное. Иными словами, если человек умеет быстро переключаться с чтения слов на название цветов, то это говорит о его достаточно гибком когнитивном мышлении.
Как говорилось выше, каждая область коры головного мозга отвечает за свои функции. Учёными установлено, что за чтение и распознавание цветов отвечают разные области, однако почему мозг воспроизводит первый вариант — чтение, мнения расходятся.
Источник: google.com
Первая гипотеза связана с экономией ресурсов, то есть видя слово на знакомом языке мозг за доли секунд принимает решение — «Ага, знакомое слово, напрягаться не стоит, просто прочитаем его и всё». Мозг решает не утруждать себя лишними движениями, не напрягать память и сделать то, что легко и привычно.
Вторая гипотеза связана с тем, что слова воспроизводятся мозгом быстрее, чем он может распознать, вспомнить и назвать цвета. Не забываем, что за чтение и распознование цветов отвечают разные доли коры головного мозга.
Третье научное предположение сводится к тому, что мозгу более привычен алгоритм действий «прочитать и назвать», а не думать о фактическом цвете слова, например. Как устроен и работает мозг разобрались. Дело осталось за малым — узнать о правилах теста Струпа и начать практиковать.
Источник: tapigo.ru
Правила теста Струпа просты и не требуют никаких дополнительных действий. Достаточно выбрать картинку содержащую цветные слова, включить секундомер и назвать цвета, которыми написаны слова и посчитать количество допущенных ошибок, если таковые имеются. Чем быстрее и правильнее названы соответствия, тем лучше результат теста. Правила просты, но тест не так прост. Главное не сдаваться. Напоследок дадим пару советов.
На просторах Интернета достаточно ресурсов с тестами Струпа, что не может не радовать. Однако есть одно но. Большинство из них так устроены, что предлагают выбирать цвета, которыми написаны слова из мало количества. Например, пишется слово и даётся четыре варианта ответа из которых нужно выбрать один. На наш взгляд, тест сложнее проходить, когда слова написаны на одной картинке все вместе. Примеры представлены на изображениях в данной статье.
Бывают моменты, когда вам ну никак не удаётся пройти тест. Связано это может быть с высоким уровнем стресса, сонливостью, нерешёнными проблемами и задачами, отвлекающими посторонними факторами — собаки лают, машины шумят и так далее. Если же перечисленных моментов у вас нет, а тест вы пройти не можете, то это говорит лишь об одном — необходимо обратить внимание на способности к концентрации и стоит поработать с ней.
Эффект Струпа
Пробовали ли вы когда-нибудь смотреть на картинку одного цвета, а называть другой? Если пробовали, то, скорее всего, знаете, что это довольно-таки непросто, ну а если не пробовали, то попробуйте – наверняка будете немало удивлены результатом. Ещё сложнее читать слова, означающие один цвет, но написанные другим, или же называть тот цвет, которым написано слово, а не само слово. Попробуйте сами (в форме игры позаниматься с тестом Струпа можно в нашем бесплатном курсе развития мышления «Нейробика»):
Дело в том, что отвлечься от значений слов трудно, учитывая то, что с самого детства мы учимся воспринимать информацию конкретным образом. Кстати говоря, провести небольшой словесно-цветовой опыт с восприятием мы решили далеко не случайно, а первые это и вовсе было сделано очень давно.
Эффект Струпа
Джон Ридли Струп (John Ridley Stroop; 21 марта 1897 года – 1 сентября 1973 года) – американский психолог, преподаватель психологии и богословия. Работал в области экспериментальной психологии, изучал познавательные процессы, в первую очередь внимание. Его статья «Исследование интерференции в серии вербальных реакций» является одной из самых цитируемых публикаций «Journal of Experimental Psychology», а различные модификации созданного им теста Струпа широко используются и в XXI веке.
При этом называть только Струпа автором теста – неправильно. Им разработан классический вариант, известный сегодня. Но идея использования словесно-цветовых сочетаний относится еще к разработкам немецкого психолога и физиолога Вильгельма Вундта и его ученика, американского психолога Джеймса Кеттела. Кеттел впоследствии станет родоначальником методов тестирования, одним из первых специалистов по психометрии и психодиагностике.
Как раз об этом классическом тесте мы и поговорим. Стандартное исполнение подразумевало предложение испытуемым трёх карт:
Исходя из этого, перед испытуемым выдвигались четыре варианта заданий:
Во время проведения эксперимента исследователи заметили, что самым трудным для тестируемых оказывалось именно четвёртое задание, а вот третье вызывало минимум затруднений.
Наложение информации
Феномен, характеризующийся тем, что один тип информации накладывается на другой, называется в науке термином «интерференция». Но более интересно то, что на первом месте для восприятия человека находится именно текст, а не цветовая составляющая, чем, собственно, и объясняются сложности с тем, чтобы назвать цвет.
И здесь начинает действовать та самая ловушка, которую всем мы знаем как когнитивное искажение. Другими словами, в сам процесс произнесения человеком текстовых данных включается их значение, тем самым инициируя «сбой системы» и искажая человеческое восприятие. Естественно, в конечном счёте, задание человеком выполняется, и он преодолевает возникшие перед ним трудности, однако это требует некоторых ментальных усилий и времени.
В чём же суть?
Речь представляет собой одно из самых великих «открытий» человечества. Учёные полагают, что именно этот факт является определяющим, когда мы говорим о выделении человеческого мозга из животного мира, ведь он самым прямым образом взаимосвязан с сознанием и мышлением.
После того как появилась устная речь, появилась письменная, и они, следует полагать, являются двумя сторонами одной «медали». Если говорить более конкретно, то формированием и распознаванием речи управляют конкретные отделы головного мозга, которые не совпадают с теми отделами, что ответственны за распознавание цветов. И именно на данной стадии, когда человек произносит цвет, он и сталкивается с наиболее серьёзными препятствиями в эксперименте, ведь его уже на «автомате» тянет прочитать и произнести то, что написано.
Изменение условий
Несмотря на всё вышеизложенное, представленный эффект можно наблюдать только тогда, когда под «цветными» словами людям предлагаются лишь названия цветов, причём на знакомом для них языке.
Так что же будет, если изменить условия эксперимента и предложить его участникам произнести цвета других слов, т.е. не названий цветов? А будет вот что – они совершенно легко, без каких бы то ни было затруднений выполнят задание.
Так, чтобы «запутать» человека и вызвать тот самый когнитивный диссонанс, применяя наложение информации, экспериментатор должен вызвать у него одновременно два цветовых образа, первый из которых должен активизировать память посредством значения слова и актуализировать образ цвета при помощи написанного понятия, а второй образ создаётся уже непосредственно самим цветом. Т.е. если по какой-либо из причин человек перестанет воспринимать смысл написанного, или же слово просто не создаст у него цветового образа, «запутывания» добиться не удастся и, следовательно, эффекта Струпа не возникнет.
Как синхронизировать разные области мозга?
Но есть ли возможность сделать так, чтобы отделы головного мозга, соперничающие друг с другом при выполнении задания, работали сообща?
В некотором смысле на этот вопрос можно ответить положительно. Дело в том, что если множество раз проделывать четвёртое задание эксперимента, т.е. называть цвета, которые не соответствуют словам, скорость правильного его выполнения увеличится.
Тем не менее, есть информация о том, что по истечении некоторого периода времени цвет начинает преобладать и забирать всё внимание человека на себя, что оказывает воздействие на скорость выполнения противоположного – третьего задания. Но волноваться по этому поводу не стоит, т.к., опять же, через некоторое время баланс восстанавливается, и человек становится способен с каждым разом переключаться всё быстрее.
Значение и применение эффекта Струпа
Довольно много времени прошло после того как впервые был проведён эксперимент Струпа, и исследователи имели прекрасную возможность рассмотреть его под совершенно разными углами. Они сравнивали результаты проходивших данный тест людей разных психических и физиологических состояний, возрастов и полов, вследствие чего смогли обнаружить определённые закономерности.
Мы же не станем приводить довольно объёмные результаты изысканий учёных или же их разные интерпретации, т.к. этому можно посвятить целую научную работу. Но всё же считаем нужным заметить, что эффект Струпа оказался феноменом очень неоднозначным, т.к. задействует немалое количество когнитивных механизмов.
Огромное внимание уделяется учёными уровню автоматизации некоторых простейших процессов, таких, к примеру, как прочтение слов. Вполне вероятно, что человек даже не вникает в суть текста, когда делает ошибку и произносит слово вместо того чтобы произнести цвет. Получается, что для максимально объективного описания эффекта Струпа все когнитивные процессы должны быть рассмотрены в комплексе, а это задача не из лёгких.
Учитывая также многомерность рассматриваемого нами эффекта, сфера, в которой он может применяться, довольно обширна. В настоящее время он взят за основу во множестве тренажёров и тестов, ставящих перед собой самые разные цели и направленных на решение задач различного характера. Например, в определённых ситуациях тренажёры и тесты могут быть направлены на отслеживание психофизического состояния испытуемых, а в других ситуациях – на отслеживание относительной степени их внимания.
С ростом популярности игр для мозга эффект Струпа стал использоваться в качестве основы для тренажёров развития когнитивной мобильности. Специалисты, использующие его, помогают людям учиться быстрее переключаться с выполнения одних функций на выполнение других, задействуя в порядке очерёдности разные отделы головного мозга, благодаря чему повышается его адаптивность и обеспечивается более эффективное выполнение задач разного характера. Кроме того, решение задач теста требует внимательности и включает память. Правда, в данном отношении все не так просто, ведь доказательств положительного влияния подобных тренировок на способности мозга здорового человека пока не так много. Но если вы стремитесь к развитию познавательных процессов, то как один из вариантов упражнения на основе теста Струпа можно рассмотреть. Они включены в наш бесплатный курс «Нейробика: тренировка и развитие мозга», присоединяйтесь.
Что такое эффект струпа и что он тренирует?
Всем привет! Эффект струпа – это так называемый, когнитивный диссонанс, который возникает при необходимости назвать цвета слов, значение которых совершенно не подходит характеристике. Например, если слово «синий» написать зелёным цветом. Простыми словами – это пауза, которая происходит из-за столкновения деятельности двух полушарий. Мозг пытается обработать информацию и выбрать ведущий, верный тип мышления в данной ситуации. Левое полушарие, отвечающее за логику и анализ данных, спокойно читает именно то, что написано. В то время как правому приходится творчески приспосабливаться и таки называть цвет слова.
История возникновения и суть
Изначально в 1883 году немецкий психолог Вильгельм Вундт предложил эксперимент. Джеймс Кеттел, впоследствии ученик Вундта, внёс свою лепту в разработку. Но в 1935 году психолог Джон Ридли Струп предложил миру усовершенствованный вариант теста. Именно он и дошёл до наших дней как наиболее популярный и удобный. Джон также заметил, что частое его выполнение положительно сказывается на когнитивной сфере человека. То есть, что тренирует не только внимательность, но и память, мышление, речь.
Кстати, дети совершенно без проблем и запинок проходят тест Струпа. Потому что взрослый задействует абстрактное мышление, используя ассоциации, что вызывает путаницу в лобных отделах мозга, которые как раз и отвечают за принятие решения. Ребёнок же акцентирует внимание на фактической информации, предоставленной ему, не особо задумываясь над смыслом того, что он читает.
Процедура исследования
Испытуемым предлагается 3 вида карт:
Конечно, последняя часть задания оказывается самой сложной. Но при постоянной тренировке вполне возможно повысить качество результатов.
Интересно, что при стабильном выполнении этой задачи мозг человека перестраивается на столько, что начинает воспринимать в основном только цветовую палитру. Всё внимание акцентируется на ней, игнорируя смысл текста. Но со временем становится заметной польза тренировок, так как человек намного быстрее научается переключаться. Соответственно, качественней обрабатывает информацию, задействовав оба полушария.
А это положительно сказывается на остальных когнитивных процессах. Да, в принципе и на жизни в целом. Человек научается быстро принимать оптимальные решения даже в стрессовых ситуациях. Смотреть на проблему с разных ракурсов и при этом видеть её суть. А также критически относиться к предоставленной информации.
Сфера использования
Используется не только в качестве тренажёра, но и помогает диагностировать наличие стресса у личности. Его нередко даже задействуют для выявления депрессивных состояний и болезни Паркинсона.
Сложности концентрации внимания чаще всего возникают из-за нарушений в эмоциональной сфере. Что вполне логично, если личность что-то тревожит, она будет сконцентрирована на своей проблеме и внутренних переживаниях. События, происходящие вовне, отступают на второй план.
И даже при попытке включиться в выполнение работы, мысли, более приоритетные в данный момент, будут снижать эффективность действий. Вот попробуйте самостоятельно провести эксперимент. Вооружитесь секундомером и запишите время, за которое вы справитесь с любым набором разноцветных слов, указанных неверно. После чего повторите действия, только в момент, когда вы устали или испытываете сильные эмоциональные переживания. Результат будет значительно отличаться.
А знаете, для чего он ещё активно применялся этот эффект? Раньше контрразведка в Америке с помощью этого теста обнаруживала шпионов из СССР. Как бы они ни старались скрыть свою истинную биографию, изображая незнание русского языка, эффект Струпа давал о себе знать, выдавая лжецов.
Процедура исследования немного изменялась. Текст был написан с помощью английского алфавита, с одним нюансом – сами слова были русскими. Советские шпионы неосознанно справлялись с задачей достаточно быстро, особенно в сравнении с подозреваемыми американцами, которые совершенно не понимали смысл того, что написано на листе, называя лишь предоставленные цвета.
Завершение
Кстати, феномен Струпа может помочь в рабочем процессе. Если знать, как им пользоваться. Допустим, в рекламе элемент, вызывающий необходимость приостановиться и задуматься, может отлично привлечь клиентов. По крайнее мере, обратить на себя внимание и запомниться. Графический дизайнер Стефан Загмайстер создал очень интересный логотип для магазина «Blue». Его необычность в том, что надпись «Синий», в переводе на русский, изображена оранжевыми красками.
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Психология таит в себе массу других эффектов, узнать о которых вы сможете, подписавшись на блог. Например эффект Ореола, очень интересный эффект, о котором все слышали, но мало кто задумывался. Успехов вам и свершений!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина