Эффигии что это такое

Эффигии

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

После падения Римской империи и Темных веков европейской истории величественные усыпальницы стали достоянием прошлого: на место роскошных гробниц с резными колоннами, арками и античными скульптурами пришли земляные курганы и скромные могилы с грубо украшенными плитами. Однако на закате Высокого Средневековья мастерство погребального ваяния снова вошло в моду. Начиная с XIII века могилы и склепы высокопоставленных вельмож, монархов и представителей высшего духовенства начали украшать эффигии – скульптурные изображения умерших. В то время как состоятельные члены высшего общества заказывали объемные скульптуры из дорогих пород камней или драгоценных металлов, обедневшие дворяне украшали намогильную плиту нанесенными на латунную или бронзовую пластину портретами – брассом. Многие из этих произведений ритуального искусства дошли до наших дней.

Откуда пошла мода на эффигии?

Появление первых эффигий связано с периодом Крестовых походов, когда сотни тысяч европейских рыцарей полные религиозного рвения и надежды на богатую добычу устремились в Святую землю. Однако цены, которую им пришлось заплатить по дороге в Иерусалим, была высока. Возвращение останков погибших в дали от родной земли крестоносцев на родину могло затянуться на месяцы, а то и годы, а поэтому по прибытию домой их тела представляли собой не более чем истлевшие останки. Вскрывать гроб, в котором плоть их любимого человека успела разложиться и стать пищей для бактерий и насекомых, родственникам было тяжело. Чтобы по-христиански проститься с воином господнем и запечатлеть в истории его облик, они заказывали скульпторам объемное изображение умершего и украшали им саркофаг покойного. Так все его родные могли без отвращения взглянуть на него перед погребением.

Из Великобритании эффигии распространились по всей континентальной Европе, заработав особенную популярность в странах северного Средиземноморья – Испании, Италии и Франции, в которой этот жанр надгробного искусства был доведен до совершенства. Об этом свидетельствуют небольшое количество дошедших до наших дней французских эффигий – во времена Французской революции многие старинные захоронения были разграблены, а резные саркофаги – разбиты на кусочки. Большинство из артефактов, которые сегодня выставлены в музеях, сохранились только благодаря тому, что были погребены в дали от очагов бурной политической жизни.

Возможностью восстановить облик, особенности гардероба и военного снаряжения жителей Средневековья историки обязаны, в первую очередь, Англии, Испании и Италии, где традиция эффигий не только была широко распространена, но и пережила бурные периоды истории этих стран.

Заочные казни: как наказать неуловимых преступников?

У эффигий существовало и другой применение – в системе европейского правосудия. Злостные преступники, которым удавалось скрыться от карающей длани закона, предавались заочной смерти. Для этого скульпторы изготавливали их эффигию, которая затем подвергалась публичной казни. Как ни парадоксально, христианские палачи, разбивая каменную копию бандита, рассчитывали таким причудливым образом причинить ему если не телесные, то духовные страдания.

Знаменитые эффигии

1. Эдуард II Карнарвонский, король Англии (1284 – 1327гг.);

Эдуард II считается первым монархом, на саркофаге которого была установлена эффигия. На монумент, положивший начало этому жанру надгробного искусства, до сих пор можно посмотреть в Вестминстерском аббатстве. Покойный король Англии изображен в полный рост и в лежачей позе, облаченный в королевскую мантию и с двумя скипетрами в руках.

2. Эдуард Вудсток, старший сын английского короля Эдуарда III (1330 – 1376)

Одной из самый известных эффигий в Великобритании считается надгробная плита «Черного принца», Эдуарда Вудстокский. Прозвищем сын Эдуарда III обязан своей жестокостью и зверствами, проявленными во время английских походов во Францию. Согласно другой версии, его так прозвали из-за черного турнирного щита с тремя страусиными перьями, изображения которых можно увидеть на его саркофаге в Кентерберийском соборе.

3. Франциск I, король Франции (1494 – 1547 гг.)

В качестве своей последней воли французский король завещал создать ему посмертную маску. Изготовление было поручено именитому мастеру каменных дел, Франсуа Клуэ. В течение 11 дней скульптор и многочисленные придворные подготавливали все необходимое для подобающей статусу усопшего церемонии, и все это время в парадной зале дворца находилась эффигия монарха. Каменной копии Франциска прислуживали как живой коронованной особе – подносили еду, отвешивали поклоны и т.д. На 12-ый день в базилике Сен-Дени был выставлен гроб с его телом и маской, и после трехдневной церемонии прощания «короля-рыцаря» предали земле в усыпальнице храма.

4. Мария I Стюарт, королева Шотландии (1542 – 1587 гг.)

После долгих лет политической борьбы с английской короной знаменитая шотландская королева была арестована, заключена под стражу и наконец обезглавлена. В качестве ироничного поворота судьбы, такая же участь постигла и ее эффигию. Только в начале 2010-х восстановленный монумент былавпервые представлена на обозрение посетителей в галерее Бриллиантового юбилея Елизаветы II.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

Эффигия – термин, относящийся к похоронному делу. Слово это латинского происхождения и обозначает скульптурное изображение усопшего, которое устанавливается на его могиле. Такой способ увековечить память об умершем человеке был распространён ещё у этрусков — народа, жившего на Апеннинского полуострове до появления там древних римлян. Известны эффигии средневековья. Фигуры умерших исполнялись в различных позах: в полный рост, лежащими на ложе или преклонившими колени, в виде бюста усопшего. Историческая и культурная ценность эффигий заключается в том, что они дают массу подробностей о быте, о моде, о похоронных традициях тех времён. Популярны эффигии и в наше время.

Эффигии этрусков

Этруски — это загадка истории. Известно, что жили они на территории современной Италии и исчезли с приходом римлян. Учёные-археологи при раскопках нашли множество артефактов, дающих представление об этом народе, его жизни и быте. Одни из самых красноречивых находок — надгробные сооружения в виде плит или скульптурных изображений усопших. Датируются они VI-I веками до н.э. Встречаются саркофаги со скульптурным изображением умерших и похороненных вместе супругов. Вот на плите-надгробии лежат мужчина и женщина, обняв друг друга. Выражение их лиц, глаза наполнены спокойствием и любовью. Ещё одна супружеская пара изображена в полулежачей позе. Муж, опершись левой рукой на подушку, правую положил на плечо жены: они что рассматривают — на их лицах улыбка. Впечатление такое, будто присутствуешь в их жизни при обычной семейной сцене. Эффигии много говорят об отношении этрусков к смерти. Переход в иной мир, в другую жизнь не страшит их, они спокойны и даже счастливы.

Эффигии античности

Эффигии Древней Греции и Рима поражают монументальностью, статичностью. Люди, запечатленные в эффигиях античного мира, изображены в заданных позах, в них всё красиво: лица, фигуры, одежды. В них мало обычной жизни, которой живут обычные люди. Но скульптуры-надгробия ярко рассказывают о художественных пристрастиях в эту эпоху. Творцы скульптурных произведений стремились показать красоту человеческого тела, красоту как символ жизни человека на земле.

С исчезновением античной цивилизации ушла и практика устанавливать надмогильные эффигии. Она возродилась в эпоху Средневековья.

Эффигии в Средние века

В XIII-XIV веках в Европе вспомнили о похоронной практике далёкого прошлого: на могилах стали устанавливать скульптурные надгробия усопшего. Удостаивались этой чести монархи, чиновники высокого ранга, священнослужители и богатые женщины. Скульптуры очень красочные, точно передают моду и стиль одежды королевских особ и богатых дам, снаряжение рыцарей, одеяние священников.

Королевские эффигии

Первой известной монаршей эффигией считается надгробная скульптура английского короля Эдуарда II (умер в 1327 году). В 1547 году умер французский король Франциск I. Эффигию монарха в стоячей позе обрядили в пышные одежды, установили в центре дворцового зала. И началось прощание с королём, которое длилось 11 дней. Затем эффигию короля заменили гробом с его телом. В одном из аббатств во французской провинции Анжу хранятся надгробия с лежащими эффигиями короля Генриха II с супругой Элеонорой, жены их сына английского короля Иоанна (Джона) Безземельного и сына Элеоноры короля Англии Ричарда Львиное Сердце.

Эффигии рыцарей Средневековья

Это самые красочные и информативные скульптурные надгробия. Рыцари стоят и лежат на спине или на боку, на лицах улыбка или печаль. Есть интересные соображения исследователей эпохи крестовых походов: по позе, доспехах рыцарей якобы можно узнать судьбу и причину смерти крестоносца. Вот несколько примет, отмеченных учёными:

Эффигии в современной похоронной практике

В последующие столетия памятники-эффигии устанавливали на могилах усопших в разных странах. Не стала исключением и Россия. Таких памятников много на кладбищах столицы и многих городов России. Так, на Новодевичьем кладбище в Москве во весь рост изображены певица Людмила Зыкина, киноактриса Людмила Гурченко. Вольготно расположился в полусидячей позе великий Фёдор Иванович Шаляпин. Присел на скамейку актёр Евгений Евстигнеев.В виде бюста смотрят с эффигий композитор Дунаевский, поэт Владимир Маяковский. Необычный памятник-эффигия воздвигнут на могиле Никиты Сергеевича Хрущёва: его бюст помещён в разломе белого и тёмного гранита.

На Ваганьковском кладбище столицы могилу Сергея Есенина украшает фигура поэта в полурост, выступающая из камня. Во весь рост выполнена фигура знаменитого вратаря Льва Яшина с мячом в руках. Великолепная эффигия Владимира Высоцкого стоит на его могиле. Фигура поэта, барда, актёра со связанными за спиной руками как-будто старается вырваться из смирительной рубашки несвободы

Очень популярны эффигии в криминальных структурах. Скульптуры «братков» есть на многих кладбищах. Они стоят во весь рост, сидят в креслах и на шикарных диванах, на стульях и табуреточках… К созданию памятников-эффигий «героев» современности привлекаются известные скульпторы. Надо признать, что некоторые из эффигий очень выразительны. Например, памятник Кочеву Александру Ивановичу (Вася Корж), криминальному авторитету, которого знал и уважал весь воровской мир страны. Эффигия изображает простецки одетого пожилого мужчину, сидящего на корточках на большом валуне и о чём-то задумавшегося. Да, 77 лет жизни, из них более 50-ти в тюрьмах и колониях — есть о чём подумать. Памятник находится в Харькове, на кладбище у подножья Лысой горы. Не правда ли, и название места погребения весьма символично: кто сейчас собирается на шабаши на Лысой горе?

Возможно вам будет интересно:

Источник

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 9. Германские эффигии

В советском историческом кинофильме «Черная стрела» (1985 г.) по роману Р. Стивенсона есть трогательная сцена, которой, кстати, нет в самом романе: менестрель исполняет песню для жениха и невесты, лорда Грея и Джоанны Седли: «Хвала и мужу и жене…» Хотя кроме музыки и стихов в кадре практически ничего не происходит, впечатление эта сцена производит очень сильное. Написана она на стихи немецкого миннезингера XIII века Вальтера фон дер Фогельвейде «Желаний и томлений дни. » и очень характерна для рыцарской поэзии тех лет. Показательно, что очень многие рыцарские эффигии парные. На них изображены оба супруга. То есть слова «быть вместе в жизни и смерти, в болезни и во здравии…», которые католический священник произносил во время таинства бракосочетания, для многих были совсем не пустыми и в своих завещаниях они указывали создать эффигию не только самому себе, но и своей супруге. Или наоборот, супруга после кончины рыцаря-мужа хотела быть увековеченной в скульптуре, лежащей рядом с ним.

Благодаря этому мы многое знаем не только о мужских, но и женских нарядах того времени, хотя нас в данном случае и интересуют именно первые. Причем не английские, не французские и не испанские эффигии, с которые мы знакомились довольно часто, а с эффигиями германскими. И не просто германскими (отчасти мы их тоже рассматривали в некоторых «рыцарских статьях» на «ВО»), а эффигиях периода 1050 – 1350 гг.

В предшествующем материале уже отмечалась некоторая «отсталость» германского рыцарства от английского и французского. Но вот эффигии, причем сразу парные, в Германии появились даже раньше, чем в Англии и Франции. А затем они распространились очень широко и стали обязательным атрибутом погребения любого представителя знати. Поэтому и сохранилось их немало. Важно и то, что в отличие от Франции в Германии их никто особо не уничтожал, хотя многие эффигии серьезно пострадали и были уничтожены в годы Второй мировой войны. Многие эффигии в Германии украшали соборы, в частности, такими были эффигии Эккехарда (Экхарда) II — маркграфа Мейсена и графа Хутици с 1032 года, и маркграфа Саксонской Восточной марки с 1034 года, в 1038 году ставшего единоличным правителем Мейсена, и его жены Уты Балленштедтской. Их изваяния находятся в Наумбургском соборе в центре немецкого городка Наумбург (земля Саксония-Анхальт) и, как считают искусствоведы и историки, являются едва ли не самым запоминающимся образцом искусства раннего Средневековья.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Ута и Эккерхард (крупно).

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Ута и Эккерхард. Скульптуры в Наумбургском соборе. Обратите внимание на очень типичный меч, на который опирается Эккерхард, и совсем небольшой треугольный щит, совсем не характерный для этого времени. Дело в том, что он умер 14 января 1046 года, а его супруга – 23 октября… этого же года!

К числу ранних эффигий относится и знаменитая скульптура Св. Мориса в соборе Святой Екатерины и Святого Мориса в Магдебурге. Причем самое интересное, что чернокожим и с негроидными чертами лица этот святой изображается… только в Германии! История же его такова: в 287 г. н.э. император Максимиан (ок. 250 — ок. 310 г. н.э.) приказал фиванскому легиону римских солдат-христиан в Египте во главе с Морисом отправиться в Агаунум, ныне современный Сен-Морис-ан-Вале в Швейцарии. То, что император приказал сделать там легиону Мориса, оспаривается: они должны были либо участвовать в языческих обрядах, либо преследовать и убивать местных христиан.

Будучи верным христианином, Морис отказался подчиняться приказам императора. В ответ легион был наказан децимацией, причем одни легионеры должны были убивать других. Сделать это отказались все и тогда по приказу императора казнили весь легион. Самые ранние письменные отчеты об этом инциденте появились почти 150 лет спустя, когда Церковь объявила Мориса святым за неповиновение императорским приказам. Позже Морис стал покровителем Священной Римской империи, и в Ватикане был установлен алтарь, посвященный его памяти.

До середины XIII века Св. Мориса изображали белокожим воином, одетым в доспехи соответствующей эпохи. Но после реконструкции Магдебургского собора в 1240–1250 годах, когда он был поврежден огнем, он вдруг превратился в африканца. Почему неизвестный художник намеренно изменил расовую принадлежность Мориса, неизвестно. Возможно, что, поскольку он и его люди были из Фив в Верхнем Египте возле Нубии, их посчитали «эфиопами», которые, как считали в средневековом европейском мире, жили на африканском континенте, а все «эфиопы» это… негры! Безотносительно причины, данное изменение стало первым художественным изображением черного африканца в средневековой Европе. Интересно, что «негром» он является только в Германии. В церквях Швейцарии, Франции и Италии его изображают белым.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Интересно, что Св. Морис показан в многослойных кольчужных доспехах, причем кольчужный наголовник носит отдельно от хауберга и он у него снабжен нагрудником. Поверх кольчуги на нем надето не сюрко, а нечто вроде накидки с подбоем из металлических пластин на наличие которых указывают головки заклепок. Кольчужные рукавицы приплетены к рукавам.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Эффигия Генриха Младшего, ум. 1298 г. Собор Магдебурга, Германия. Обратите внимание, что у него типичный гербовый щит, но на его эллетах прямоугольной формы нет гербовых изображений, что совершенно не соответствует их предназначению!

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Плоскостное надгробное изображение на плите. Перед нами Графен фон Лейхтенберг, ум. 1300 г. Собор Бадена, Германия. Как видите, этого рыцаря вполне устраивали чисто кольчужные доспехи, поверх которых он носил сюрко с многочисленными вшитыми клиньями по подолу.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Бертольд V фон Заринген, ум. 1218 г. Эффигия изготовлена в 1354 г. (Городской музей Фрайбург-в-Брайсгау, Германия) Очень характерное для германских рыцарей того времени вооружение: отстегивающийся наносник-бреташ, цепи, идущие к мечу, кинжалу и шлему, плиссированная «юбка» и выпуклые наколенники поверх кольчужных шоссов.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Генрих Байер фон Боппард, ум. 1355 г. (Музей Боде художественный музей в составе ансамбля Музейного острова в Берлине). На усопшем полностью кольчужные доспехи, причем с широкими рукавами и сюрко, тоже с широкими рукавами. Очень хорошо видна мечевая перевязь и кинжал базилард.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Йоханн II фон Казенелнбоден, ум. 1357 г. Аббатство Эбермах, Германия. Явно богатый был рыцарь и следил за модой. На нем шлем-бацинет с забралом на верхней петле (ранний вариант крепления забрала на рыцарских шлемах), а дня копейного удара полностью закрытый «большой шлем» с большим крылом – «гребнем», на котором также был изображен и его герб. Торс изящно облегает кольчуга и поверх нее короткий джупон, на котором всего две функциональные цепи – одна к рукоятке кинжала и одна – с «пуговицей» служит для крепления «большого шлема» у него за спиной. Наколенники и наголенники уже цельнометаллические, но сабатоны все еще кольчужные. Богатый пояс и отделка джупона и доспехов говорят о том, что он не чуждался украшательства.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

А вот наконец и одна из парных эффигий: Гударда д’Эстабля с супругой, 1340 г. Аббатство де Марсили, Йонна, Бургундия, Франция. Как видите, его доспехи очень похожи на немецкие образцы, вернее – немецкие образцы похожи на его доспехи. Уже появились цельнокованные наголенники, а вот сабатоны — еще кольчужные.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Скульптура «Спящий воин» ок. 1340-1345 гг. «Воины у Гроба Господня», Музей Нотр-Дам, Страсбург, Франция. На нем шлем бацинет с отстегивающейся бармицей, «большой шлем», временно заброшенный за спину. Торс по-прежнему защищает кольчуга, однако уже появились металлические выпуклые наплечники и наколенники. Перчатки –латные, с наклепанными на кожу пластинками. Щит – круглый. Видимо для действий в качестве пехотинца.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Вот такие они, эффигии Священной Римской империи, и, вы видите, как о многом сегодня они нам рассказали…

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

П.С. А вот эта фотография появилась здесь не случайно. Просто целый ряд завсегдатаев ВО в своих комментариях предлагали помещать вместе со статьями еще и фото авторов тех или иных материалов… «за работой». Ну что ж – вот первая такая фотография. Увидите вот такого человека в одном из соборов Европы в этом году, не сомневайтесь – это автор «рыцарских статей» занят поисками эффигий!

Источник

Эффигии — скульптуры умерших на могилах в европейской и белорусской истории

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

На протяжении семи веков в странах Европы существовала и поддерживалась традиция размещения скульптур на надгробиях. В соответствии с этим же обычаем оформлены захоронения видных деятелей Великого княжества Литовского.

Эффигии что это такое. Смотреть фото Эффигии что это такое. Смотреть картинку Эффигии что это такое. Картинка про Эффигии что это такое. Фото Эффигии что это такое

Причины появления эффигий

Первые скульптуры в полный рост, уложенные на надгробия, в Европе появились в XI столетии. В то время, с началом крестовых походов, из Святой земли стали привозить останки паладинов, погибших в битвах за Гроб Господень. Путь занимал недели и месяцы, так что процессы посмертного разложения тела успевали зайти достаточно далеко, и придать умершему благообразный вид уже не было возможности.

Родственники павшего во имя христианской веры, желая сохранить достойный образ покойного, стали заказывать скульптуры, которые отображали богатые одежды, знаки благородного происхождения и воинской доблести, вплоть до полного вооружения. Лица эффигий чаще всего имели обобщённые умиротворённые черты, руки были сложены в молитвенном жесте. Так же, скульптурами в полный рост, стали оформлять женские надгробия.

Сообразно доходам, заказывали литые или чуть менее дорогие мраморные эффигии, делали их из дерева, гипса и алебастра. В крайнем случае обходились гравировкой изображения умершего на металлической пластине.

Кладбища в Минске подразделяются на открытые, ограниченно действующие и закрытые. В каждой категории некрополей погребения принимаются с определёнными условиями.

Символика скульптур на надгробиях

В Средние века геральдические, религиозные, поэтические символы прочно входили в обиход и «прочитывались» с первого взгляда. Гербы, цвет накидок и плащей на эффигиях сообщали о том, к какому роду принадлежал покойный. Поза надгробной статуи могла соответствовать участию рыцаря в крестовом походе: если он был в Святой земле, ноги скульптуры скрещивались.

Нередко на надгробную плиту помещали символические изваяния животных. При этом лев олицетворял власть, могущество и благородство, собака — верность и преданность.

Эффигии как культурно-исторические объекты

Надгробные скульптуры точно воспроизводят детали одежды, доспехов и сопутствующего убранства. Поэтому их используют в качестве объективных свидетельств уровня развития ремёсел, бытовавших традиций рыцарства и особенностей боевого снаряжения.

Некоторые из эффигий представляют собой подлинные произведения искусства и хранятся в крупнейших музеях мира. Так, например, в Лувре, недалеко от беломраморной Жанны д’Арк, слушающей Голоса, можно видеть роскошное надгробие, под которым покоился владетельный бургундский феодал Филипп де По. На погребальной плите находится скульптурное изображение этого рыцаря в полный рост, в доспехах, с открытым забралом. Руки его молитвенно сложены, в ногах восседает некрупный лев. Изваяние проработано до мельчайших деталей, включая кисти по углам подушки, на которой покоится голова рыцаря. Не меньшее впечатление производят восемь скульптурных плакальщиков в полный рост, в чёрных одеяниях с низко надвинутыми капюшонами. Плита надгробия с эффигией опирается на плечи этих изваяний. Каждый плакальщик несёт щит с геральдической символикой, удостоверяющей знатное происхождение Филиппа де По.

Эффигии великого князя литовского Ягайло и гетмана великого литовского Льва Сапеги

В Кракове, в соборе Святых Станислава и Вацлава находится захоронение XV века, в котором покоится князь витебский, великий князь литовский, король польский Ягайло. Литая эффигия на надгробии изображает монарха в доспехах и короне, со львом у изголовья. Лицо детально проработано и передаёт портретное сходство с видным деятелем белорусской, литовской, польской истории, прожившим более 70 лет.

В Вильнюсе, в костёле Святого Михаила, над захоронением гетмана великого литовского, автора первого в Европе государственного статута Льва Сапеги, установлено надгробие из красного мрамора с эффигией. Государственный деятель XVI — XVII веков изображён в свободной позе спящего человека. Рядом, по обе стороны от Льва Сапеги, покоятся его жёны: Елизавета (урождённая Радзивилл) и Дорота (урождённая Фирлей). Их надгробия также оформлены рельефными изображениями из красного мрамора.

Вопрос и ответ

Главным отличием монарших эффигий была корона. Ею обязательно увенчивали голову статуи. Известно, что надгробная скульптура обезглавленной королевы Марии I Стюарт долгое время была разделена на 2 части, и голова этой эффигии выставлялась отдельно от остального туловища. Только недавно, в Галерее Бриллиантового юбилея королевы, надгробное изваяние Марии Стюарт было представлено целиком.

Нет, такое изображение покойного на надгробии называется брасс. Кроме эффигий и брассов, в Средние века для надгробий делали также транзи — скульптуры иссохших, разлагающихся тел. Их понимали как зримые свидетельства бренности жизни и неизбежности смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *