Эламская концовка что значит
«Концовка Элама» спасает Матч звезд?
Обозреватель Sport.ua анализирует новаторские идеи в баскетболе через призму Матча всех звезд НБА
Во времена, когда просмотр матчей НБА только становился доступным для украинских болельщиков, Матч всех звезд сильнейшей баскетбольной лиги мира был особенным действом. В этой игре лучшие баскетболисты НБА показывали умопомрачительные данки, головокружительные финты и много прочих красивейших составных частей игры. Не был в стороне и спортивный результат. Конечно, команды не убивались на площадке, но и уж слишком откровенно не филонили в обороне, особенно, если игра заходила в равную концовку.
Со временем такое положение вещей стало меняться. Попасть на Матч всех звезд для игроков все также было очень престижно, только вот относиться к своему выступлению на этом мероприятии лучшие игроки мира стали по-другому. Для многих стало главным показать себя всему миру с помощью красивейших атак или же и вовсе, используя яркий эпатаж вокруг своего имени. Кто-то брал мяч в свои руки и набивал максимум возможных очков, чтобы добавить в свою коллекцию индивидуальных наград титул MVP поединка, а кое-кому МВЗ и вовсе стал сродни тягостной повинности посреди тяжелого сезона. Среди всего этого итоговый командный успех и самоотдача в защите постепенно отошла даже не на второй, а на очень далекий план.
Теперь поединок лучших баскетболистов НБА предлагал зрителям непрекращающуюся нарезку эффектных хайлайтов и ярких эпизодов, но только не борьбу за спортивный результат. Зритель такое оценил быстро и в ХХІ веке телевизионный рейтинг матча, за исключением отдельных всплесков, стал идти на спад. Такое положение вещей не устроило директорат Лиги, которое понимало, что постепенно МВЗ теряет свой статус и необходимо вносить изменения.
Для начала было принято решение отказаться от дележки команд по конференциям, а назначить двух капитанов и ввести драфт игроков. Такое решение не сильно исправило ситуацию. И тогда в этом году руководство Лиги решилось на тектонические сдвиги. Матч всех звезд прошел с применением оригинальной трактовки правил, более известной как «концовка Элама».
Откуда она взялась и что это такое?
В 2014 году в США был основан «Баскетбольный Турнир» (The Basketball Tournament – TBT) – открытый летний турнир, заявку на участие в котором мог подать каждый желающий. Соревнование очень быстро обрело популярность и в нем стали принимать участие бывшие игроки НБА (например, Джейсон Уильямс, Майк Бибби, Брайан Скалабрини) для поддержания формы, американские игроки, выступающие в Европе, в том числе в топовых клубах (Кайл Хайнс, Майк Джеймс, Брайан Данстон) и даже звезды европейского баскетбола (Ник Калатес). Нынешний формат турнира предполагает участие 64 команд в формате игр на выбывание с первого раунда. Призовой фонд турнира очень неплох – два миллиона долларов на команду-победителя, весьма хорошие деньги.
В 2015 году с основателем данного турнира Джоном Мугаром вышел на связь некий Ник Элам – доцент университета «Болл Стейт», бывший преподаватель математики и большой фанат баскетбола.
sports.yahoo.com. Ник Элам (слева)
Ник Элам был очень не в восторге от того, что в концовке поединка проигрывающая команда начинает активно фолить и затягивает время, делая игру не самой привлекательной для просмотра. Со свойственной для математиков скрупулёзностью, мистер Элам провел исследование в ходе которого просмотрел около двух тысяч концовок матчей в НБА и NCAA и пришел к математически обоснованным выводам, что тактика фолов приносит успех в очень низком количестве встреч. Но при этом сильно бьет по зрелищности игры.
Чтобы решить эту проблемы Ник Элам предложил своеобразную трактовку правил, где в определенную единицу времени таймер поединка отключается, счет фиксируется, к показателю лидера прибавляется конкретная цифра и командам для победы необходимо набрать получившиеся число (target score).
Джону Мугару эта идея понравилась, и после долгих дебатов определили конкретные цифры: таймер выключается за четыре минуты до конца четвертой четверти (в «Баскетбольном турнире», кстати, четверти длятся по девять минут) и к счету лидирующей команды виртуально приплюсовывается семь очков. Данное число и будет тем самым target score. Для примера, если за четыре минуты до конца четвертой четверти счет на табло – 75:65, то к числу 75 приплюсовывается семь очков. Поединок выиграет та команда, которая первой наберет 83 балла. Идея понравилась игрокам и зрителям, и сейчас все матчи «Баскетбольного турнира» играются по правилам «концовки Элама».
Влияние на Матч всех звезд – 2020
Впервые за долгие годы МВЗ удался. То ли игрокам о важности спортивной борьбы недвусмысленно напомнил Адам Сильвер, то ли самим звездам надоело «Ваньку валять». Наверняка и атмосфера памяти Коби Брайанта (чего только стоят одинаковые номера на майках спортсменов) сыграла важную роль.
Само руководство Лиги пошло еще дальше и расширило и без того новаторские идеи Элама. Каждая четверть начиналась со счета – 0:0 и игралась как отдельный мини-матч, а после трех четвертей результативность суммировалась. Таймер четвертой четверти отключался полностью, а к счету лидера прибавлялось число 24 (согласитесь, другой цифры в этот день не могло быть).
Получив по исходу трех отрезков матчей счет – 133:124 в пользу команды Янниса Адетокумбо, к числу 133 прибавилось 24, и получился target score – 157. В четвертой четверти команда Леброна Джеймса отыграла разницу и выиграла матч со счетом – 157:155.
Наверное, не столь важно название команды-победительницы. Гораздо более важнее то, что игра получилась боевитой. Формат пришелся явно по душе игрокам, и они действительно хотели победить. Да, много моментов и в четвертой четверти прошли при явном попустительстве защитников. Но, согласитесь, когда вы видели в Матче всех звезд НБА фол в атаке, а когда в последний раз лицезрели, как игрок и его команда негодуют после этого фола? А когда игрок защищающейся команды жестким фолом останавливал идущего на данк соперника? По-моему мнению, этот МВЗ был лучшим за последний добрый десяток лет.
«Концовка Элама» и каждодневный баскетбол
Идеи Ника Элама более чем новаторские и интересные. Но смогут ли они сделать баскетбол лучше не в выставочной игре или же в летнем турнире, пусть даже и с высоким уровнем игроков, а также с большим призовым фондом? Какие плюсы и минусы будут при внедрении этих правил в обычные матчи регулярных чемпионатов?
Самым большим плюсом видится то, что исчезнут скучные концовки. Ведь сейчас если команда за минуты три до конца выигрывает у соперника с условным преимуществом в 20-25 очков, концовка превращается в формальность, так как исход поединка ясен (в 99,5% случаев). Даже если у отстающих на площадку одновременно выйдут пять лучших игроков современности им банально не хватит времени для того, чтобы отыграться. С «концовкой Элама» проигрывающая команда будет упираться в защите до последнего, так как шанс у них будет до самого конца.
Исчезнет очень затянутое пробитие штрафных на последних минутах, так как фолить и дарить сопернику шанс на легкие очки потеряет всякий смысл. Вдобавок ко всему, каждый поединок будет заканчиваться победным броском, может не таким красивым (как, например, точный штрафной от Энтони Дэвиса на Матче всех звезд), но все-таки победным.
А представьте ситуацию, когда обеим командам до победной отметки одно-два очка и каждый бросок может стать фатальным. Одни не сумели забросить и шанс на решающий укол у других, и все может снова измениться. Никаких преднамеренных фолов, никаких штрафных. Ух, аж мурашки по коже.
С другой стороны, баскетбол потеряет такой зрелищный элемент как баззеры. Конечно, они останутся в первых трех четвертях, но когда после него игра продолжается, и когда игрок неподготовленным броском с центра площадки или же со своей половины приносит победу своей команде – это две очень большие разницы.
Исчезнут (или же переформатируются) «тренерские шахматы» последних минут, когда один коуч пытается удивить другого нестандартными решениями или же комбинациями, пытаясь спасти матч в условиях временного цейтнота.
А как быть глубоким лавочникам? Конечно, всем хочется выйти на площадку в ключевые моменты и решать игру, но зачастую удел глубоких резервистов – «мусорное» время в конце матча. Теперь его не будет по умолчанию (хотя это само по себе уже плюс).
Самой большой проблемой видится то, что когда эффект новизны приестся, настоящий баскетбол с «концовками Элама» игроки и болельщики будут воспринимать только в четвертой четверти. Мол, все, что было раньше это подготовка, а вот последние минуты – настоящая игра. Зрители также будут концентрироваться на последних минутах, а телезрители, вполне возможно, только на них и включать свои экраны. Справедливости ради и сейчас точный бросок в условной второй четверти, и попадание в клатче имеют разный вес в матче, несмотря на одинаковую математическую ценность. Но с «концовками Элама» эта разница будет огромной.
Да, и еще очень важно определить точный момент отключения счетчика и количество виртуально добавленных очков. Семь – это как-то маловато, а 24 – может быть и много, здесь также будет огромное количество споров.
«Концовка Элама» без сомнения является новаторской идеей в баскетболе. Она несет в себе много рационального и полезного, но интегрировать ее в правила игры, которые формировались десятилетиями, весьма непросто. Сможет ли она поднять интерес к отдельно взятому матчу или же турниру – однозначно да. Сможет ли она заменить собой текущие правила игры – очень маловероятно.
«Концовка Элама» спасает Матч звезд?
Во времена, когда просмотр матчей НБА только становился доступным для болельщиков постсоветского пространства, Матч всех звезд сильнейшей баскетбольной лиги мира был особенным действом. В этой игре лучшие баскетболисты НБА показывали умопомрачительные данки, головокружительные финты и много прочих красивейших составных частей игры. Не был в стороне и спортивный результат. Конечно, команды не убивались на площадке, но и уж слишком откровенно не филонили в обороне, особенно, если игра заходила в равную концовку.
Со временем такое положение вещей стало меняться. Попасть на Матч всех звезд для игроков все также было очень престижно, только вот относиться к своему выступлению на этом мероприятии лучшие игроки мира стали по-другому. Для многих стало главным показать себя всему миру с помощью красивейших атак или же и вовсе, используя яркий эпатаж вокруг своего имени. Кто-то брал мяч в свои руки и набивал максимум возможных очков, чтобы добавить в свою коллекцию индивидуальных наград титул MVP поединка, а кое-кому МВЗ и вовсе стал сродни тягостной повинности посреди тяжелого сезона. Среди всего этого итоговый командный успех и самоотдача в защите постепенно отошла даже не на второй, а на очень далекий план.
Теперь поединок лучших баскетболистов НБА предлагал зрителям непрекращающуюся нарезку эффектных хайлайтов и ярких эпизодов, но только не борьбу за спортивный результат. Зритель такое оценил быстро и в ХХІ веке телевизионный рейтинг матча, за исключением отдельных всплесков, стал идти на спад. Такое положение вещей не устроило директорат Лиги, которое понимало, что постепенно МВЗ теряет свой статус и необходимо вносить изменения.
Для начала было принято решение отказаться от дележки команд по конференциям, а назначить двух капитанов и ввести драфт игроков. Такое решение не сильно исправило ситуацию. И тогда в этом году руководство Лиги решилось на тектонические сдвиги. Матч всех звезд прошел с применением оригинальной трактовки правил, более известной как «концовка Элама».
Откуда она взялась и что это такое?
В 2014 году в США был основан «Баскетбольный Турнир» (The Basketball Tournament – TBT) – открытый летний турнир, заявку на участие в котором мог подать каждый желающий. Соревнование очень быстро обрело популярность и в нем стали принимать участие бывшие игроки НБА (например, Джейсон Уильямс, Майк Бибби, Брайан Скалабрини) для поддержания формы, американские игроки, выступающие в Европе, в том числе в топовых клубах (Кайл Хайнс, Майк Джеймс, Брайан Данстон) и даже звезды европейского баскетбола (Ник Калатес). Нынешний формат турнира предполагает участие 64 команд в формате игр на выбывание с первого раунда. Призовой фонд турнира очень неплох – два миллиона долларов на команду-победителя, весьма хорошие деньги.
В 2015 году с основателем данного турнира Джоном Мугаром вышел на связь некий Ник Элам – доцент университета «Болл Стейт», бывший преподаватель математики и большой фанат баскетбола.
Ник Элам был очень не в восторге от того, что в концовке поединка проигрывающая команда начинает активно фолить и затягивает время, делая игру не самой привлекательной для просмотра. Со свойственной для математиков скрупулёзностью, мистер Элам провел исследование в ходе которого просмотрел около двух тысяч концовок матчей в НБА и NCAA и пришел к математически обоснованным выводам, что тактика фолов приносит успех в очень низком количестве встреч. Но при этом сильно бьет по зрелищности игры.
Чтобы решить эту проблемы Ник Элам предложил своеобразную трактовку правил, где в определенную единицу времени таймер поединка отключается, счет фиксируется, к показателю лидера прибавляется конкретная цифра и командам для победы необходимо набрать получившиеся число (target score).
Джону Мугару эта идея понравилась, и после долгих дебатов определили конкретные цифры: таймер выключается за четыре минуты до конца четвертой четверти (в «Баскетбольном турнире», кстати, четверти длятся по девять минут) и к счету лидирующей команды виртуально приплюсовывается семь очков. Данное число и будет тем самым target score. Для примера, если за четыре минуты до конца четвертой четверти счет на табло – 75:65, то к числу 75 приплюсовывается семь очков. Поединок выиграет та команда, которая первой наберет 83 балла. Идея понравилась игрокам и зрителям, и сейчас все матчи «Баскетбольного турнира» играются по правилам «концовки Элама».
Влияние на Матч всех звезд – 2020
Впервые за долгие годы МВЗ удался. То ли игрокам о важности спортивной борьбы недвусмысленно напомнил Адам Сильвер, то ли самим звездам надоело «Ваньку валять». Наверняка и атмосфера памяти Коби Брайанта (чего только стоят одинаковые номера на майках спортсменов) сыграла важную роль.
Само руководство Лиги пошло еще дальше и расширило и без того новаторские идеи Элама. Каждая четверть начиналась со счета – 0:0 и игралась как отдельный мини-матч, а после трех четвертей результативность суммировалась. Таймер четвертой четверти отключался полностью, а к счету лидера прибавлялось число 24 (согласитесь, другой цифры в этот день не могло быть).
Получив по исходу трех отрезков матчей счет – 133:124 в пользу команды Янниса Адетокумбо, к числу 133 прибавилось 24, и получился target score – 157. В четвертой четверти команда Леброна Джеймса отыграла разницу и выиграла матч со счетом – 157:155.
Наверное, не столь важно название команды-победительницы. Гораздо более важнее то, что игра получилась боевитой. Формат пришелся явно по душе игрокам, и они действительно хотели победить. Да, много моментов и в четвертой четверти прошли при явном попустительстве защитников. Но, согласитесь, когда вы видели в Матче всех звезд НБА фол в атаке, а когда в последний раз лицезрели, как игрок и его команда негодуют после этого фола? А когда игрок защищающейся команды жестким фолом останавливал идущего на данк соперника? По-моему мнению, этот МВЗ был лучшим за последний добрый десяток лет.
«Концовка Элама» и каждодневный баскетбол
Идеи Ника Элама более чем новаторские и интересные. Но смогут ли они сделать баскетбол лучше не в выставочной игре или же в летнем турнире, пусть даже и с высоким уровнем игроков, а также с большим призовым фондом? Какие плюсы и минусы будут при внедрении этих правил в обычные матчи регулярных чемпионатов?
Самым большим плюсом видится то, что исчезнут скучные концовки. Ведь сейчас если команда за минуты три до конца выигрывает у соперника с условным преимуществом в 20-25 очков, концовка превращается в формальность, так как исход поединка ясен (в 99,5% случаев). Даже если у отстающих на площадку одновременно выйдут пять лучших игроков современности им банально не хватит времени для того, чтобы отыграться. С «концовкой Элама» проигрывающая команда будет упираться в защите до последнего, так как шанс у них будет до самого конца.
Исчезнет очень затянутое пробитие штрафных на последних минутах, так как фолить и дарить сопернику шанс на легкие очки потеряет всякий смысл. Вдобавок ко всему, каждый поединок будет заканчиваться победным броском, может не таким красивым (как, например, точный штрафной от Энтони Дэвиса на Матче всех звезд), но все-таки победным.
А представьте ситуацию, когда обеим командам до победной отметки одно-два очка и каждый бросок может стать фатальным. Одни не сумели забросить и шанс на решающий укол у других, и все может снова измениться. Никаких преднамеренных фолов, никаких штрафных. Ух, аж мурашки по коже.
С другой стороны, баскетбол потеряет такой зрелищный элемент как баззеры. Конечно, они останутся в первых трех четвертях, но когда после него игра продолжается, и когда игрок неподготовленным броском с центра площадки или же со своей половины приносит победу своей команде – это две очень большие разницы.
Исчезнут (или же переформатируются) «тренерские шахматы» последних минут, когда один коуч пытается удивить другого нестандартными решениями или же комбинациями, пытаясь спасти матч в условиях временного цейтнота.
А как быть глубоким лавочникам? Конечно, всем хочется выйти на площадку в ключевые моменты и решать игру, но зачастую удел глубоких резервистов – «мусорное» время в конце матча. Теперь его не будет по умолчанию (хотя это само по себе уже плюс).
Самой большой проблемой видится то, что когда эффект новизны приестся, настоящий баскетбол с «концовками Элама» игроки и болельщики будут воспринимать только в четвертой четверти. Мол, все, что было раньше это подготовка, а вот последние минуты – настоящая игра. Зрители также будут концентрироваться на последних минутах, а телезрители, вполне возможно, только на них и включать свои экраны. Справедливости ради и сейчас точный бросок в условной второй четверти, и попадание в клатче имеют разный вес в матче, несмотря на одинаковую математическую ценность. Но с «концовками Элама» эта разница будет огромной.
Да, и еще очень важно определить точный момент отключения счетчика и количество виртуально добавленных очков. Семь – это как-то маловато, а 24 – может быть и много, здесь также будет огромное количество споров.
«Концовка Элама» без сомнения является новаторской идеей в баскетболе. Она несет в себе много рационального и полезного, но интегрировать ее в правила игры, которые формировались десятилетиями, весьма непросто. Сможет ли она поднять интерес к отдельно взятому матчу или же турниру – однозначно да. Сможет ли она заменить собой текущие правила игры – очень маловероятно.
Кто такие эламиты и почему письменность этой древней цивилизации удалось расшифровать только сейчас
Письменность Элама — соседа Шумера, одной из древнейших цивилизаций Земли — не могли расшифровать до наших дней. Однако конец 2020 года ознаменовался прорывом в эламоведении: французский археолог Франсуа Дессе представил расшифровку эламского линейного письма, использовавшегося в XXV–XIX веках до н. э. Специалист по сравнительно-историческому языкознанию и сотрудник РАНХиГС Илья Егоров рассказывает о том, кто такие эламиты, что мы знаем об их языке и почему линейное эламское письмо было расшифровано только сейчас.
У начала истории
Эламское государство существовало с третьего тысячелетия до VI века до н. э., когда вся его территория перешла под власть персидской царской династии Ахеменидов. Сведения об эламитах дошли до нас из шумерских, аккадских и персидских источников и из их собственных клинописных текстов. Теперь к этим источникам прибавились и тексты, записанные линейным эламским письмом.
Впервые Элам упоминается в шумерских глиняных табличках в середине третьего тысячелетия до н. э. Шумеры обозначали эту страна знаком 𒉏 NIM, который также значил ‘верхний’. Элам действительно лежит на возвышенности по сравнению с основными шумерскими городами. Сузы — столица эламского государства — располагались в предгорье Загроса, к востоку от междуречья Тигра и Евфрата.
Это совсем близко от того места, где, по меткому выражению Самюэля Крамера, начиналась история .
Под началом истории Крамер понимал начало письменной истории, то есть момент, когда появились письменные памятники. Письменность изобрели в Шумере на рубеже третьего и четвертого тысячелетий до н. э. Чуть позже появилось протоэламское письмо, из которого, возможно, произошла та система письма, которую расшифровал Франсуа Дессе. Корпус протоэламской письменности насчитывает около 1700 глиняных табличек, найденных в основном в Сузах. Они датируются 3100–2900 годами до н. э. Большая часть табличек хранится в запасниках Лувра. Сейчас почти все они оцифрованы и доступны в интернете всем желающим.
Протоэламское письмо
В строгом смысле протоэламское письмо остается недешифрованным, то есть пока не удалось приписать знакам (большинство из которых довольно абстрактные) конкретные значения и понять, как должны были звучать эти тексты. Однако общее представление о том, что написано на этих табличках, у нас есть. По структуре они похожи на шумерские протоклинописные таблички из Урука, содержащие хозяйственные записи.
Типовая протоэламская табличка устроена примерно как современный кассовый чек.
Схема расположения текста. Табличка ориентирована так, как принято в современных публикациях. Источник: Englund, Robert K., The State of Decipherment of Proto-Elamite // The First Writing: Script Invention as History and Process. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2004. P. 123
Какой язык стоял за протоэламским письмом, по-прежнему неясно. Более того, неясно, стоит ли вообще соотносить протоэламскую письменность с каким-либо языком. Ведь здесь мы имеем дело скорее с записью счета, чем с текстом в полном смысле слова. Предмет счета и единица измерения обозначаются пиктограммами, за которыми следует цифра. Это больше всего похоже на то, как мы обозначаем количество необходимого товара напротив иконки с его изображением в интернет-магазине.
Памятники линейного эламского письма, в отличие от протоэламских табличек, уже представляют собой то, что можно назвать текстами и читать в более привычном смысле слова. Самые ранние из них датируются примерно 2500–2400 годами до н. э., а последние 1900–1800 годами до н. э. В основном это монументальные надписи, надписи на глиняных табличках и конусах и надписи на металлических сосудах гунаги. Последние в итоге сыграли ключевую роль в дешифровке.
Как расшифровать древнюю письменность?
О значении оставшихся слов часто можно догадаться по контексту, точно так же, как мы это делаем на уроке иностранного языка.
Читайте также
Другое дело, когда неизвестна сама письменность.
И в таком случае сначала неплохо определить тип письма.
Довольно надежно это можно установить по количеству знаков:
Если очень повезет, то, глядя на алфавитную или силлабическую систему, можно угадать язык, на котором написан текст.
Тут на помощь приходит анализ частотных сочетаний и их вариантов. Так, в расшифровке микенского линейного письма Б ключевым оказалось предположение, что тексты написаны на греческом языке. Об этом догадались, заметив, что за вариациями цепочек символов можно разглядеть греческие словоизменительные парадигмы.
Важнейший шаг к успешной дешифровке древней письменности — идентификация в тексте каких-нибудь личных имен или географических названий, известных по другим источникам. Поскольку имена собственные, как правило, звучат похоже на разных языках, они помогают легко установить фонетическое значение письменных знаков.
Жан-Франсуа Шампольон совершил прорыв в исследовании египетского письма, идентифицировав картуши с именами Птолемея и Клеопатры на Розеттском камне. Майкл Вентрис нашел географические названия в табличках с линейным письмом Б. Фридриху Гротефенду удалось расшифровать персидскую клинопись благодаря тому, что Бехистунская надпись содержала список царей, известных по работам Геродота.
Очень упрощает дешифровку наличие параллельных текстов на других языках. Памятники, содержащие одновременно оригинальный текст и его перевод, называют билингвами.
Если перевод точный, то дешифровка превращается в не очень сложную лингвистическую задачу вроде тех, с которыми за несколько часов справляются старшеклассники на олимпиаде по языкознанию.
Уже упомянутая Бехистунская надпись — чрезвычайно важный памятник. Это параллельная трехъязычная надпись на древнеперсидском, аккадском и эламском в клинописной передаче.
Итак, дешифровка письменности, скорее всего, будет успешной, если удастся выполнить хотя бы два из трех условий:
В случае с эламским линейным письмом все три условия уже были выполнены, так что полная дешифровка оставалась делом времени.
Эламский язык
Предположение, что надписи, выполненные линейным эламским письмом, отражают именно эламский язык, до сих пор оставалось лишь гипотезой, хотя и довольно надежной. Ведь в аккадской версии одного билингвального текста упоминается царь Элама 𒌋𒌋𒀭𒈹𒂞 Пузур-Иншушинак, так что логично думать, что второй язык этих текстов именно эламский. Теперь эта догадка подтвердилась.
Гипотеза, что загадочные надписи сделаны на эламском языке, придавала оптимизма дешифровщикам. Ведь эламский уже хорошо известен.
Дело в том, что эламиты пользовались не только собственным оригинальным письмом, но и аккадской клинописью. Аккадская клинопись на Ближнем Востоке в древности использовалась так же широко, как латинский алфавит в современной Европе. Кроме эламского и собственно аккадского языка, разные модификации аккадской клинописи применяли для письма на хеттском, лувийском, хурритском, урартском и некоторых других языках.
Благодаря клинописным текстам и эламско-аккадским билингвам эламский язык удалось неплохо изучить. Существует двухтомный словарь, небольшая, но в целом удовлетворительная грамматика и несколько коротких очерков, в том числе на русском языке, так что чтение эламских текстов не составляет большого труда.
Установить лингвистических родственников эламского языка до сих пор не удалось. Он считается изолятом.
Что уже известно про эламское линейное письмо?
К 2020 году известно всего 40 довольно коротких надписей. В них можно идентифицировать 258 знаков. Это число говорит скорее о смешанном характере письменности: силлабарий и логограммы. Например, в сопоставимом по количеству знаков микенском линейном письме Б 87 слоговых знаков и 120 логограмм. Однако предполагается, что некоторые из 258 эламских знаков на самом деле — варианты друг друга. Хотя известно не так много памятников, но они разбросаны по территории около 1000 километров от Суз до Конар-Сандала и охватывают несколько веков. В такой ситуации должны были возникать географические и хронологические варианты. Франсуа Дессе предполагает, что в одном месте единовременно употреблялось около сотни знаков. А это уже может быть чисто силлабическое письмо.
До Франсуа Дессе было предпринято две попытки дешифровки. Вальтер Хинц в 1960-х думал, что знает значение почти 60 знаков. Пьеро Мериджи в 1970-х считал, что достоверно можно говорить о значении 30 знаков. Франсуа Дессе в 2018 году делал более-менее надежные выводы о 13 знаках.
Отправной точкой для всех дешифровок является билингвальная аккадско-эламская надпись с упоминанием царя Пузур-Иншушинака. Существуют еще десять надписей, где встречается цепочка символов, которую можно отождествить с именем этого царя. Эти десять надписей группируются в три независимых текста: первый существует в четырех вариантах (надписи А, B, C, E), второй — в трех (надписи F, G, H) и третий — в одном (надпись I).
Тексты с упоминанием Пузур-Иншушинака. Источник: Francois Desset, Linear Elamite writing // The Elamite world / eds. J. Alvarez-Mon, G.-P. Basello et Y. Wicks. Routledge World Series, Taylor and Francis, Abington. P. 201
Цепочка знаков в серой рамке под цифрой 2 во всех трех текстах обозначает имя царя и читается pu-zu-r-šu-ši-na-k. В тексте A/B/C/E под цифрой 1, по всей видимости, должно быть имя бога, от которого произведено имя царя и которое с аккадского переводится ‘Тайна Иншушинака’. Предполагается чтение ᵈin-šu-ši-na-k. Первый символ — детерминатив .
В цепочке под цифрой 5 есть два уже известных знака — ši и in. Это позволяет предположить, что ее следует читать ši-in-piš-huk. Шинпишхук, как следует из клинописных источников, — отец Пузур-Иншушинака. Цепочки под цифрами 3 и 4 — вероятнее всего, титулы Пузур-Иншушинака.
Может быть интересно
В 2018 году Франсуа Дессе приступил к изучению корпуса металлических сосудов гунаги. Он заметил, что тексты на них имеют формульный характер, то есть состоят из устойчивых блоков с небольшой вариативной частью. Надписи на восьми сосудах начинаются с одного и того же символа (на рисунке отмечен зеленым), за ним следует вариативная часть, скорее всего, это имя. Дальше указывается титул (на рисунке обозначен голубым). Франсуа Дессе заметил, что на десяти сосудах в титуле присутствует та же цепочка знаков, что шла за именем Пузур-Иншушинака (на рисунке ниже — под цифрой 6, на рисунку выше — под цифрой 3). Он решил, что это значит ‘царь’, и стал подбирать имена эламских царей. Известно, что одно имя должно начинаться на ši (цепочка под цифрой 2), а другое должно содержать в середине r (цепочка под цифрой 3). И это должны быть цари, жившие между 2050 и 1800 годами до н. э. — именно так датируются сосуды. Нашлось всего по одному кандидату: Шилхаха (цепочка 2) и Эбарат II (цепочка 3). Так стало известно значение еще некоторых символов, и Франсуа Дессе открылась дорога к полной дешифровке.
Сопоставление текстов на сосудах гунаги. Источник: Desset F., Nine Linear Elamite Texts Inscribed on Silver «Gunagi» Vessels (X, Y, Z, F’, H’, I’, J’, K’ and L’): New Data on Linear Elamite Writing and the History of the Sukkalmaḫ Dynasty // Journal of the British Institute of Persian Studies Volume 56 (2). 2018
Что делал Франсуа Дессе на карантине?
Во время карантина Дессе вместе с тремя коллегами — Камбизом Табибзаде, Мэтью Кервраном и Жаном-Пьетро Базелло — продолжил исследовать серебряные сосуды гунаги. Им удалось установить, что клинописный текст на сосуде в честь царя Сиве-Палар-Хухпака очень близок к тексту, выполненному линейным эламским письмом, на сосуде в честь царя Иттату I. Фактически удалось найти даже не билингвальный, а биграфический текст, то есть надпись на сосуде Сиве-Палар-Хухпака является практически клинописной транслитерацией надписи на сосуде Иттату I. Благодаря этой надписи получилось провести полную дешифровку. Письмо оказалось полностью фонетическим, то есть знаки в нем обозначают только слоги или отдельные звуки, а логограммы или идеограммы не используются.
Сосуд с клинописной надписью с упоминанием Сиве-Палар-Хухпака (слева) и сосуд с надписью линейным эламским письмом с упоминанием Иттату I (справа). Источник: The Mahboubian Collection
В качестве доказательства успеха дешифровки Франсуа Дессе в коротком докладе представил чтение и перевод двух текстов, записанных линейным эламским письмом. Надпись на камне, обнаруженном в Сузах и хранящемся теперь в Лувре, оказалась просто именем и титулом царя Пузур-Иншушинака. А надпись на серебряном сосуде — посвятительной формулой. Мы впервые публикуем эти надписи с русским переводом.
Фотография и прорисовка надписи E. Источник: Alice Kober Gesellschaft für die Entzifferung antiker Schriftsysteme
[še]-p-k hu-r-t [Ha]-t/da-[m-ti-pi-r]
‘Пузур-Шушинак, хатбак Суз, шепк людей Элама, (сын) Шинпишххука’.
Фотография и прорисовка надписи Q. Источник: Alice Kober Gesellschaft für die Entzifferung antiker Schriftsysteme
za-na | ma-ra-p-š-ša-i-r | Šu-mʷa-r-a-š/su |
la-ni i-na | ù ša-ri-h | s/zi-a-n | hi-š ma-ni ri-na |
Hu-m-š-ša-t | gi-ri nu te-na t(i)-a-h
Хумшшат, (поскольку) смиренно подношение тебе я сделал’.