Эпистолярная связь что это такое
Эпистолярный жанр — что это такое простыми словами
Простая статья об эпистолярном жанре
Основные стили речи крайне редко вызывают у пользователей затруднения. К ним относят разговорный, официально-деловой, научный, художественный, реже упоминают церковно-религиозный (конфессиональный) стиль. Больше затруднений вызывает эпистолярная форма речи. Во-первых, не так просто понять, что термин подразумевает. Во-вторых, затруднение при разъяснении вызывает тот факт, что эпистолярный стиль способен вмещать речевые обороты других форм общения. Зачастую, это официально деловой и/или разговорный. Попробуем разобрать детальнее.
Что такое эпистолярный жанр?
Зародилась такая форма общения еще в Древней Греции, поэтому название имеет греческие корни. «Эпистола» означает «письмо». Используется стиль в любых манерах написания, именно поэтому он сочетает в себе обороты различных стилей. Допустим, если написанное адресуется работодателю, главным образом оно будет характеризоваться деловой манерой общения. Если же письмо предназначено приятелю или близкому человеку, эпистолярный стиль будет вмещать слова эмоциональной окраски, шутки, упрощения. При этом, построение предложений станет более свободным, текст не будет придержан нормативам написания и наверняка адресат применит несколько стилей.
Таким, образом, эпистолярный стиль – комплекс нормативов написания как деловых бумаг, так и произведений литературы. Используется он не только в художественных работах, но и в публицистических. Читаемая вами статья изложена именно в этом стиле, так как присутствует личное обращение.
Понимание эпистолярного стиля и его роль в разные века
В различный временной период трактовка формы речи менялась в зависимости от возложенной функции. Общая картина выглядит следующим образом:
Как уже было сказано, возник данный способ общения еще до нашей эры. В Греции его использовали в основном философы и жители, которые занимались образованием населения. Чтобы передавать приобретённые познания, научные деятели выкладывали информацию в форме писем. При этом, хранились данные не только о проведённых исследованиях, но и о размышлениях людей. Если изучение окружающего мира зачастую выкладывалось в форме описания, то внутренней опыт передавался как личное обращение. Адресантами могли быть ученики, жители, посетившие философа, иногда собеседник был воображаемым.
Такая манера письма к нам дошла из работ Аристотеля. Сюда также приписывают его учителя — Платона. Однако это ошибочно, ведь философ обучал желающих только в устной форме и никогда не делал записей. Кроме Аристотеля, письменная речь использовалась Эпикуром. Одна из его рукописей была адресована Геродоту, вторая – Менекею, третья – Пифоклу.
Наше время
Философские творения были сделаны в свободной форме. Смысловая нагрузка нередко передавалась в сочетании с эмоциональным напряжением, а само письмо имело интимный характер. Существенные изменения потерпел стиль с появлением дидактики. Это раздел педагогической науки, что занимается методами образования. Дидактика возникла в 16-17 веке. С ее появлением элементы письма стали вмещать некоторые нормативы. В обязательном порядке адресаты стали придерживаться структуры написания:
Некоторые нормативы существовали уже в Киевской Руси. Правила написания писем излагались в берестяных грамотах, а после в специальных «письмовиках».
Эмоциональную окраску письма приобрели благодаря французам. Здешние писатели в большей степени описывали чувства и переживания героев, нежели происходящие с ними события и их размышления. Прозаические письма писал Венсан Вуатюр, Оноре де Бальзак. В Англии в эпистолярном стиле работал Чарльз Диккенс, Вальтер Скотт, Джон Локк. В английских прозах стиль чаще отображен во введении, нежели в основной работе писателя.
Среди русских писателей известны работы Ф. Достоевского «Записки из подполья», Н. Бердяева «Самопознание», Н. Карамзина «Письма русского путешественника», А. Пушкина «Роман в письмах». Также в эпистолярном стиле работал Н. Гоголь, И. Тургенев.
На сегодня письменная форма общения осуществляется посредству социальных сетей и официальных писем, отправленных электронной почтой.
Скопкарева С.Л.
ИПК и ПРО УР, г. Ижевск,Российская Федерация
Эпистолярное общение (к проблеме эпистолярного жанра).
Технизация общества закономерно привела к тому, что современный человек практически полностью отказался от эпистолярного общения. И это вполне объяснимо, поскольку время скоростных ритмов активизировало более оперативные средства общения такие, как сотовая связь, SMS – сообщения, электронная почта и др. Как видим, маргинализационные процессы коснулись и эпистолярного жанра. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня мы часто не знаем почерка друзей, а дети, внуки не знакомы с почерком дедушки и бабушки. Растет поколение не читающее и не пишущее, а слушающее и смотрящее. И эту серьезную проблему предстоит решать, прежде всего, учителю – словеснику.
Чтобы поправить сложившееся положение дел, был объявлен Всероссийский конкурс «Лучший урок письма», организованный ФГУП «Почта России» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета». Учителя – филологи с готовностью отозвались принять участие в ежегодном конкурсе. Так, возникла необходимость научить детей писать письма, а самое главное уметь думать над письмом, ибо процесс этот длительный, требующий вдумчивого подхода.
Культура создания текста письма существовала издавна. Об этом красноречиво свидетельствуют письмовники, представляющие в старину сборники образцов для составления писем. Это является подтверждением того, что эпистолярному общению обучали специально и сегодня это тоже является назревшей потребностью.
Что же такое письмо? В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь ; умение писать. Как известно, письмо – это особый жанр, требующий приобретения опыта по созданию личностного текста, в котором непременно будет востребована личность. Личностный текст создается благодаря ничем не скованному процессу письма, когда пишущий позволяет себе идти на риск и экспериментировать со словом. Эмоциональное вчувствование адресанта в воссоздаваемый текст является характерным признаком письма. Текст обязательно оформляется на бумаге и подлежит прочтению (адресантом и адресатом) как еще один взгляд на мир. В этой связи особый интерес представляет эпистолярное наследие известных писателей, что позволяет не только проникнуть в их творческую лабораторию, но и постигнуть внутреннюю рефлексию. В этом случае письмо предстает перед нами как философский дневник личности.
Обучаясь основам эпистолярного общения, учащиеся расширяют свое представление об одном из жанров разговорного стиля языка, находящего воплощение в жанре частного письма. Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для передачи информации на расстоянии. В зависимости от целевой установки в различных типах писем на первый план могут выдвигаться черты делового или публицистического, разговорного или художественного стилей. Это позволяет говорить о характерных признаках эпистолярного жанра. К их числу следует отнести, прежде всего, экстралингвистические факторы:
-передача определенной информации;
-выражение эмоций, чувств адресанта;
-воздействие на адресата;
-дистантность общения собеседников в пространстве и времени, передача информации на расстоянии;
-письменная форма общения;
-адресованность конкретному объекту речи;
-ориентация на отношения адресата и адресанта.
Названные экстралингвистические факторы определяют специфику языковой формы писем. Сюда следует отнести:
-монолого – диалогический характер повествования (этикетные формулы ориентированы на диалог, информативная часть письма в основном строится как монолог, но и в ней отражаются элементы диалога: вопросительные предложения, ответы на вопросы и т.п.).
—свобода сочетаемости разговорных и книжных средств.
Осознание учениками названных специфических признаков письма позволяет обратиться к конкретным приемам создания данного жанра. В этой связи целесообразно представить алгоритм последовательных действий в ходе создания эпистолярного текста:
1. В тексте письма важно представить оценку собственной жизненной позиции.
2. Необходимо обосновать личностное восприятие полученной информации.
3. Композиционная выстроенность текста письма, как правило, сопоставима с организацией любого письменного текста (вступление, основная часть, заключение). При этом фрагментарность и мозаичность содержания отличает основную (информативную) часть письма, а информативная функция нередко вытесняется эстетической.
4. Завершается письмо сообщением информации об ожидании письма – ответа.
Усвоенный детьми алгоритм создания письма позволяет им на практике убедиться в необходимости его использования. Так, происходит формирование и осознанное применение полученных умений и навыков письменного оформления речи в жанре частного письма.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что письмо в совокупности обозначенных выше признаков являет собою отражение своеобразия и неповторимости индивидуального стиля адресанта, а также его неповторимых различных граней личности.
И все – таки в эпоху Интернета, новейших информационных технологий и сотовой связи маленькое чудо – почтовый конверт – не ушел из нашей жизни, а наоборот, вновь становится неотъемлемой частью современного бытия. Специалисты Всемирного почтового союза утверждают, что количество писем к концу 2005 года должно увеличиться на 2%, то есть в масштабе планеты – на сотни миллионов. А значит, возрождаются эпистолярные традиции и этикет, вновь входит мода на письмо, согретое теплом рук, наполненное душевным светом.
1. Захарова В.Е. Стилистика эпистолярного жанра (на материале писем А.П. Чехова). – Глазов, 1991.
2. ЛЭС. – М., 1987. – С. 512.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987. – С. 20, 447.
Эпистолярная связь что это такое
Общение – одно из обязательных условий существования человеческого общества. И много веков тому назад, и в недалеком прошлом, и в настоящее время человеку необходимо передавать свой опыт, свои знания, да и просто делиться своими впечатлениями, планами на будущее с другими людьми, знакомыми, близкими, родными. Общение может происходить в двух формах: устной и письменной. Письменная форма общения – это все то, что относится к эпистолярному жанру.
Эпистолярный жанр – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством, а эпистолярный жанр отличался особым стилем.[4]
Письмо зародилось в древние времена: в Древнем Египте, Риме, Ассирии. Но именно греки подарили миру первого классика жанра — афинянина Эпикура. С греческого «epistole» переводится как письмо, послание. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, заканчивая обсуждением общественных проблем. В России же письмо появилось в VIII-IX веках. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер. Яркий пример тому — «Поучение Владимира Мономаха», в котором открывается великодушие и мудрость князя, таким образом, письмо помогает увидеть историческое лицо эпохи. Сначала письма заучивали наизусть и передавали их содержание другому человеку. С течением времени грамотных стало больше, но письма писали не все. Были люди, к которым обращались с просьбой о написании письма. Их писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в специальной книге – письмовнике, где можно было узнать, какого рода были письма, в какой форме и кому следует их адресовать. Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало больше, ямщицкие почтовые тройки мчали адресатам письма, в которые вкладывали душу, которым доверяли тайны, переживания… Письма были разные: просительные, жалобные, одобрительные, хвалебные, поздравительные. [6]
Конец XVIII и XIX века названы эпохой классического письма. Наши соотечественники умели и любили писать письма. Перемены личной жизни доверяли тщательно отобранным словам. Уважая себя и своего корреспондента, перебеливали черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, остался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное слово как единственное.
Практика составления деловых писем восходит к седой древности. Языковые формулы, виды официальной корреспонденции, формуляры, способы работы с ней создавались и шлифовались веками. Многие виды писем имеют тысячелетнюю историю.
Путем переписки происходит общение дистантное во времени и пространстве, и в письменной форме. Важнейшими структурно-стилистическими признаками эпистолярного жанра являются:
— сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;
— устойчивая композиция текста: более жёсткая в официальных и более свободная в частных письмах;
— точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;
— соблюдение речевого этикета с учётом фактора адресата, характера сообщений и национальных «эпистолярных» традиций. [3; 96]
Эти факторы накладывают особый отпечаток на эпистолярный жанр, определяя его форму и содержание. Письма, как и открытки, телеграммы, электронные письма разнообразны и классифицируются по различным основаниям. Так, по сфере общения выделяют деловые и частные письма.
Деловые, или служебные письма составляют переписку государств, учреждений, предприятий, организаций в процессе дипломатической, управленческой, социальной, производственной деятельности. Такое письмо может быть адресовано определенному должностному лицу, однако тип отношений между ними при этом официальный, поскольку и адресат, и адресант выступают в качестве юридических лиц – представителей той или иной организации и абстрагированы от своей индивидуальности.
Деловые письма обладают правовой значимостью, т.е. являются документами, правда, менее регламентированными сравнительно с другими жанрами официально-делового стиля. Особенности служебных писем и требования к их составлению обычно содержатся в курсах деловой корреспонденции, в рамках которой рассматриваются различные по содержанию документы, направляемые в виде писем: распоряжения, разъяснения, информационные сообщения вышестоящих органов, а также отчеты, ответы, запросы, пояснения, предложения и бумаги, направляемые нижестоящими организациями. Составлению деловых писем посвящено много пособий и справочников.
Частные письма делятся на официальные и неофициальные. Первые направляются от имени частного лица к организации; организации к частному лицу; частного лица к частному лицу. Официальные отношения между корреспондентами – обязательный признак этих писем даже в переписке частных лиц, которые не знакомы или мало знакомы друг с другом.
Неофициальными частными письмами считаются послания хорошо знакомых людей, друзей, родственников, всех тех, кто поддерживает неформальные, межличностные отношения. Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринужденность, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определенная структура. Письмо, сочиненное в соответствии с этими принципами, свидетельствует о неповторимости автора как личности, отражая нравственный облик пишущего. В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают нежесткой устойчивой структурой. Таким образом, в письмах личного характера встречаются самые разнообразные словесные формы установления, поддержания и завершения контакта, которые определяются характером взаимоотношений корреспондентов, их настроением, темой сообщения и другими факторами. Частные письма предлагается также классифицировать с точки зрения мотивов и целей их написания на такие виды, как: поздравления, сожаления, упреки, оправдания, извинения, одобрения, комплименты, просьбы, советы, предложения, благодарности, сообщения, отказы и др. Каждый вид письма отличается языковой формулой – устойчивым оборотом, фразой, стереотипно выражающей назначение послания. [5]
Речь в эпистолярной форме распространена в различных сферах общения и деятельности, приобретая в них специфические черты. В сфере науки письмо не только средство личного общения учёных, но и форма обмена информацией, разновидность научной прозы. Используется эпистолярная форма и в публицистике как особый жанр открытого письма, предназначенного не только конкретному адресату, сколько широкой общественности и рассчитанного на определённый резонанс в различных сферах. Форма письма идеально совпадает с принятым в публицистике способом изложения от первого лица. В сфере художественного творчества авторы прибегают к изложению в виде переписки, решая особые задачи при реализации эстетической функции. В соответствии со сферой применения тексты в форме письма отличаются образным, эмоциональным изложением, официально-книжным характером, либо экспрессивно-разговорной окраской с элементами письменной речи.
Письмо имеет свои композиционные особенности, а также определённый набор семантических частей текста. С точки зрения клишированности письма подразделяют на три группы:
С точки зрения строения все типы письма, как любые другие виды текста, имеют три композиционные части: зачин, срединная часть, концовка. Деловое письмо имеет строго клишированный зачин, который в практике деловой корреспонденции называется заголовком. Сюда входит: название организации-отправителя; название организации-адресата и имя получателя, дата написания, обращения, повод написания письма, который чаще всего вводится словами касательно, по поводу. Частное письмо в зачине содержит меньше стандартизированных элементов: дату и место написания, которые располагаются в верхнем правом углу листа, и обращение, написанное в середине листа. К зачину можно отнести и стандартизованную начальную фразу о состоянии переписки. В концовку русского делового письма входят слова вежливости, должность подписавшего лица, подпись и расшифровка подписи.
Частное письмо имеет большой набор ритуализованных элементов, входящих в концовку: извинения за написанное, повторные поздравления, благодарности, извинения, заверения писать, и просьба не забывать писать, передача приветов, прощания, слова вежливости и подпись, постскриптум, дата и место написания. Срединная часть любого письма начинается в зависимости от темы, а заключается или обобщающими фразами, или специальными фразами-концовками. [1]
В последние десятилетия расширяется сфера межличностной коммуникации с использованием электронных средств передачи информации: мобильная связь, Интернет. Виртуальная коммуникация имеет свою специфику. Хотя сегодня эпистолярный жанр переживает не лучшие времена, письменное речевое общение остаётся необходимой потребностью человека. Письма не только отражают наше отношение друг к другу, окружающей нас действительности. Они порой заставляют задуматься о вечном и непреходящем.