Эскулап что это такое фото
Кто такой Эскулап
Эскулап – кто это?
Так в древнем Риме называли бога врачебного искусства. Почитать его начали в 3-м веке до нашей эры. Он является аналогом греческого бога, имя которому Асклепия. Появление его в Риме связано со смертельно опасной моровой язвой, которая в то время свирепствовала в государстве. В старинных Сивилинных книгах было сказано, что побороть недуг можно, только если привезти в столицу бога Эскулапия, который жил в Эпидаврском святилище.
Некоторое время люди молились богам, чтобы путешествие увенчалось успехом. В путешествие отправились на кораблях. По прибытии, послы получили от Эскулапа его ручную змею, которая самостоятельно заползла на борт корабля. После прибытия змеи в Рим эпидемия прекратилась.
По легендам, Эскулапий был сыном бога Аполлона и нимфы Корониды. Сразу после зачатия, нимфа была застрелена из лука богом солнца, который узнал о том, что его любовница ему изменила. После этого Аполлон собственноручно вырезал из чрева младенца и отдал его на воспитание мудрому кентавру Херону. Все детство мальчик обучался медицинскому искусству и правильному использованию трав, для создания лечебных зелий, у своего отца и наставника.
Дочь кентавра сделала пророчество, как только мальчик немного подрос. Она сказала, что он будет великим лекарем, который поможет многим людям избавиться от смертельных болезней и прочих недугов. Она также предупредила, что его дар воскрешать, будучи примененным против воли Юпитера, убьет его.
Повзрослев, Эскулап отправился в путешествие. Ему приписывали всевозможные благодетели. По легендам он излечил множество больных и столько же поднял из мертвых. Когда бог смерти, Танатос понял, что в его царство попадает меньше душ, чем ранее, он пожаловался на это верховному богу. Юпитер предупредил врача, что больше тот не должен воскрешать людей. Но после того как Эскулапий ослушался, чтобы спасти Ипполита, он был убит грозовой стрелой.
Древнегреческий писатель Лукиан, очень остроумно описывает диалоги между Эскулапом и Гераклом. В них сын верховного бога пытается высмеять врача за то, что тот ни разу не проявил доблесть, а значит, ему нельзя сидеть за столом с богами. На что лекарь сделал замечание, что сам Геракл обязан ему свой жизнью, так как тот спас его от смертельных ожогов.
Современное представление
Многие художники изображали Эскулапа, как доброго и отзывчивого человека, постоянно прибывающего в хорошем расположении духа. Он опирается на трость, вокруг которой обвита змея. Именно поэтому в медицине очень распространен символ змеи. Человек, поборовший болезнь, обновляется, так же как змея, сменяющая кожу.
Самые старинные статуи бога находятся в Риме и Афинах. Греческая статуя считается оригиналом и носит имя «Асклепий Мунихийский». Римская копия «Асклепий Неаполитанский» копия, выполненная по подобию афинской статуи.
В старинном греческом городе Эпидавре есть храм богу Эскулапию. С древних времен люди, ищущие избавления от болезней, посещали этот храм. Выдержав пост и пройдя процедуру омовения, человек допускался в храм. Чтобы получить рекомендации и узнать способ излечения, пациент должен был провести ночь в около алтаря. Во сне Эскулапий являлся к просящему, и давал ему советы и рекомендации.
В Греции много храмов богу медицины. По обычаю, в каждом из них есть собственная больница. Чтобы показать, что здание относится к храму на стенах и при входе висит символика в виде змеи.
Небожественное происхождение
Одни из первых упоминаний об Асклепии, как о великом враче, были в рассказах Гомера. Там, он представал как обычный человек, который был очень сведущ в медицине и мог буквально вытаскивать людей с того света. Это один из примеров того, как люди обожествляли того, чьих способностей понять не могли. Греки начали ему поклоняться в 7-6 веке до нашей эры. В Риме культ Эскулапия начался в 3 веке до нашей эры после победы над язвой.
Наследие
У Эскулапа было несколько детей:
Асклепий
Из Википедии — свободной энциклопедии
Аскле́пий (др.-греч. Ἀσκληπιός ), или Эскулап (лат. Aesculapius ), — в древнегреческой и древнеримской мифологиях бог медицины. По классической версии мифа, беременная Асклепием Коронида изменила Аполлону со смертным Исхием, за что была убита. На погребальном костре Аполлон вынул из чрева Корониды Асклепия и передал его на воспитание кентавру Хирону, который и обучил мальчика искусству врачевания, в котором тот достиг небывалых успехов.
Асклепий научился не только лечить самые разнообразные болезни, но и воскрешать мёртвых. Согласно одной из версий мифа, делал это он не из благих побуждений, а за плату. Такие действия возмутили олимпийских богов, которые сочли их нарушением законов мирового порядка. Зевс поразил Асклепия молнией, однако затем оживил и обожествил.
Культ Асклепия стал весьма популярным в Древней Элладе и вытеснил других «божественных врачей». Храмы бога асклепионы стали своего рода больницами, куда стекались страждущие. Жрецы бога асклепиады вели свой род от Асклепия. Первоначально их помощь заключалась в выполнении магических ритуалов; с течением времени они научились применять и другие методы лечения, включающие водолечение, диеты, гимнастические упражнения, использование различных трав и даже хирургические вмешательства. На протяжении нескольких веков асклепиады смогли накопить знания по эффективному лечению ряда заболеваний. Асклепиад из Коса Гиппократ одним из первых стал утверждать, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Именно с его именем связывают выделение медицины в отдельную науку.
Почитание Асклепия в IV—III веках до н. э. вышло за пределы европейской части Греции и распространилось по всему Средиземноморью. В Древнем Риме культ греческого бога медицины официально признали в III веке до н. э. Греческое имя Асклепия романизировали в Эскулапа, или Эскулапия.
Значение слова «эскулап»
[По имени Эскулапа (латинское название древнегреческого бога врачевания Асклепия)]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Когда в 293 г. до н. э. тяжёлая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища.
После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвящённым богу, в воспоминание о чём при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа.
В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Эскулапа; этот храм и состоявшие при нём службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Эскулапа практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи.
Вместе с Эскулапом в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу — Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Эскулапа находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 году посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона.
Культ Эскулапа был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Эскулапу были посвящены из животных змея, собака и петух. В лице Эскулапа греческое врачебное искусство было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме греческим врачам. Позднее, медицина стала специальностью греков, среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания приводили людей к Эскулапу; культ этого бога принадлежал к числу самых популярных и стойких.
Редкий случай картины на сюжет об убийстве Эскулапа Юпитером в наказание за воскрешение Ипполита — «Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью» (1793) французского художника Реми-Фюрси Дескарсена. Античный эпизод изображён на картине, которая висит за главными персонажами на стене.
В честь Эскулапа назван астероид (1027) Эскулапия, открытый в 1923 году.
ЭСКУЛА’П, а, м. (книжн. шутл.). Врач, медик. — Видел ты здешнего эскулапа? спросил он меня. Тургенев. Сельский э. [По имени Aesculapius, латин. названию бога врачевания в греч. мифологии — Asklēpios.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Эскула́п
1. мифол. древнеримский бог врачебного искусства ◆ Культ Эскулапа был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Эскулапу были посвящены из животных змея, собака и петух. Википедия
эскула́п
1. книжн. шутл. врач, медик ◆ Энергичный эскулап отпер дверь в приёмную и оттуда донёсся его голос… Булгаков, «Собачье сердце», 1925 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выменивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эскулап что это такое фото
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Асклепий (Эскулап), врач, которого люди превратили в бога врачевания
Асклепий, греч., лат. Эскулап — сын Аполлона и Корониды, прославленный врач, а затем и бог врачевания.
Гомер говорит о нем лишь как о прекрасном враче, то же говорится в мифах и легендах об аргонавтах. Как бога греки начали почитать Асклепия только с 7—6 вв. до н. э. (на первом этапе только в Фессалии и в Эпидавре). В Афинах культ Асклепия был введен во время эпидемии чумы в 429 г. до н. э.; до тех пор в качестве бога врачевания там почитался Амин (в числе его жрецов был Софокл). В Риме его культ был введен во время чумы в 293 г. до н. э. Со временем он распространился по всему греко-римскому миру.
Согласно мифам, Асклепий выучился искусству врачевания у Аполлона и кентавра Хирона и достиг такого уровня, что был в состоянии лечить любые болезни и ранения и даже воскрешать мертвых. Но слишком обширная практика такого рода стала для него роковой. Так как люди перестали умирать, бог смерти Танатос подал на него жалобу Зевсу, и высший бог поразил Асклепия молнией, как нарушителя мирового порядка. Асклепий оставил после себя двух сыновей, Махаона и Подалирия, которые тоже стали превосходными врачами и участвовали в этой функции в троянской войне. Кроме них у Асклепия были две дочери: Гигиея, дарительница здоровья, и Панакея (Панацея), избавительница от всех болей. Последний его потомок, Телесфор, не вышел ростом, но, даже будучи карликом, он приносил окончательное исцеление от болезни. Его жена Эпиона помогала ему: она была «успокоительницей боли».
Превращение Асклепия в бога очень любопытно: даже согласно античным источникам, в качестве «сотворителей бога» выступают люди. Не менее любопытен и аналогичный случай возведения человека в ранг богов в египетской мифологии. Бог Имхотеп, изобретатель письменности и строительства, а также покровитель наук, которого греки отождествляли с Асклепием, тоже развился из смертного человека, физическое существование которого бесспорно. (Имхотеп жил в 27 в. до н. э. и был строителем первых двух пирамид в Египте: ступенчатой пирамиды фараона Джосера у Саккары и незаконченной пирамиды фараона Сехемхета.)
В честь Асклепия было создано множество архитектурных сооружений и скульптур; при его храмах, как правило, имелись больницы. Самый знаменитый из его храмов был в Эпидавре, где каждые четыре года проходили атлетические и драматические состязания (асклепиады). Тамошний театр 4 в. до н. э. — лучше всего сохранившееся сооружение этого рода в Греции, и для современных представлений античных трагедий даже не потребовалось больших восстановительных работ. Большие храмы с лечебными пристройками были посвящены Асклепию на острове Кос и в малоазиатском Пергаме; старейшим из этих храмов был, скорее всего, храм в Акраганте на Сицилии (нач. 5 в. до н. э.). В Афинах его святилище было расположено на южном склоне Акрополя (с 420 до н. э.). Римляне посвятили А. храм и больницу на одном из островов Тибра. Больница на этом месте работает до сих пор, правда, теперь она обрела современный вид, так же как и храм (святого Варфоломея).
Наиболее известные скульптурные изображения Асклепия: так называемый «Асклепий Неапольский» — римская копия греческого оригинала 5 в. до н. э.; «Асклепий Мунихийский» — мраморный оригинал 4 или 2 в. до н. э. (Афины, Национальный археологический музей); от колоссальной культовой статуи Асклепия на острове Делос сохранилась лишь голова (кон. 4 в. до н. э., Лондон, Британский музей); еще одна статуя Асклепия 4 в. до н. э. хранится в Национальном музее в Палермо; римская статуя 2 в. до н. э., исходящая из греческого оригинала, — в Государственных музеях в Берлине; рельеф «Сидящий Асклепий» из развалин святилища Асклепия — в Эпидаврском музее. Однако популярностью всех их превосходит статуя Асклепия в небольшом «храме Асклепия» над озерцом римской виллы Боргезе — это римская копия греческого оригинала 5 в. до н. э., но сам храм относится к новому времени 1787).
Имитации античных скульптурных и рельефных изображений Асклепия (как правило, не очень высокого качества) украшают многие больницы и санатории. Картин, посвященных Асклепию, сравнительно мало. Античные мастера обычно изображали Асклепия в виде благородного старца с посохом, вокруг которого обвивается змея — символ вечно возрождающейся жизни. Этот его атрибут до сегодняшнего дня остается символом медицины и ее служителей.
В стихотворении «N. N.» («В. В. Энгельгардту», 1819) А. С. Пушкин пишет:
«Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый — но живой».
Бог Асклепий
Бог Асклепий – в Древней Греции покровитель медицины. Рождённый от Аполлона, он стал не только великим врачевателем, но даже научился воскрешать мёртвых. Дети Асклепия – это целая плеяда богов здоровья, различных сторон медицины. Но именно Асклепий среди подобных божеств Греции вышел на первое место. Он сам – сын Аполлона, бога света, жизни, иселения. Его главный атрибут, посох Асклепия с обвившейся змеёй, стал позже известным символом медицины. Асклепий у римлян носил имя Эскулап.
Бог чего Асклепий
Бог медицины
До сих пор нет единого мнения, был ли Асклепий реальным человеком, позднее обожествлённым за свои уникальные целительские способности или изначально мифическим богом Олимпа. В произведениях Гомера есть чёткие указания на первую версию. Однако к V веку до н. э. Асклепий, возможно и живший во времена великого поэта, превратился в обобщённое олицетворение врачующих сил природы. Недаром в эллинистической мифологии он рождается от бога солнца и света Аполлона.
От могущественного отца Асклепий получил в наследство дар врачевания, а медицинскому искусству обучился у кентавра Хирона, который символизирует первородную земную мудрость. Храмы бога-целителя – асклепионы, строились в местах с наиболее здоровым климатом, вблизи минеральных источников и напоминали современные санатории. Вместе с паломниками, их посещали толпы желающих исцелиться от болезней.
Когда Асклепий научился не только лечить, но и воскрешать людей, Зевс испепелил его молнией и поместил на небо в виде созвездия Змееносец. Однако позднее сделал внука главным врачевателем олимпийцев и богом медицины. До Асклепия эту функцию выполнял его отец – Аполлон. В архаичной Греции олимпийцев лечил хтонический бог Пеан. Затем его имя стало одним из эпитетов Аполлона и Асклепия.
Покровитель врачей
Жрецы бога медицины назывались Асклепиадами. Изначально они проводили только исцеляющие магические ритуалы, однако со временем стали заниматься и врачебной практикой. Пациентам предлагались диеты, термальные ванны, звуко- и змеетерапия, занятия гимнастикой. Если превентивные меры не помогали, практиковалось лечение травами, а при необходимости, и хирургическое вмешательство. Святилища Асклепия включали комплексы зданий для медицинских процедур. Методику лечения подсказывал сам бог, являясь пациентам в трансовом сне.
Асклепиады могли быть детьми или учениками божественного целителя, если за ним скрывалась историческая личность. Во всяком случае, сами они вели свой род от Асклепия. Со временем культовая медицина переродилась в светскую. Самым известным Асклепиадом был Гиппократ.
Бог, воскрешающий мёртвых
Умение возвращать жизнь умершим, стало высшей степенью мастерства Асклепия. У разных древнегреческих авторов число воскрешённых разнится. Так, Ферекид Сиросский утверждал, что бог-целитель собирался поднять из могил всех умерших жителей Дельф. Для воскрешения Асклепий использовал кровь, которая вытекла из шейных вен Медузы Горгоны. Чудесным снадобьем с ним поделилась Афина, получившая отсечённую голову чудовища в дар от Персея.
В другом мифе говорится про возвращающие к жизни травы. Их указала Асклепию змея, когда он пытался воскресить критского царевича Главка. В тот момент, когда целитель изучал волшебные растения, его и сразил молнией Зевс. Громовержец испугался, что из-за путаницы с живыми и мёртвыми, на земле возникнет хаос. Свою роль сыграли и жалобы Аида, недовольного отсутствием в его царстве новых душ.
Рождение Асклепия-Эскулапа
О рождении Асклепия существует несколько легенд. Но у них всегда есть один схожий элемент – отцом бога называют Аполлона. Сам Аполлон относится к медицине и целительству как напрямую, так и косвенно. Он был покровителем врачевания и обладал соответствующими способностями. К тому же, Аполлон также почитался как бог света, защитник, даритель жизни, что также совместимо с его целительскими функциями.
Однако насчёт матери Асклепия у античных авторов мнения разнятся. Это же касается и конкретного места появления на свет. Возможно, такие расхождения обусловлены тем, что греки стремились приписать славу именно своему региону. Они хотели видеть Асклепия земляком. Либо же жители хотели, чтобы именно их город или местность стали источником культа божества. Они пытались привлечь таким образом славу и гостей с дарами из других мест Эллады.
По самой распространённой легенде, Аполлон полюбил девушку по имени Коронида, дочь царя Флегия, сына Ареса. Коронида зачала от бога сына, Асклепия. Однако, несмотря на страсть, что пылала между ними, девушка не осталась верна Аполлону. Не думая о последствия, девушка возлегла с простым смертным по имени Исхий.
Аполлона вскоре известил о произошедшем ворон. Разъярённый изменой любимой, бог пронзил её стрелами, хоть и пожалел об этом позже. Уже когда Коронида лежала на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева Асклепия, сохранив ему жизнь. Мальчика он передал кентавру Хирону, мудрейшему среди кентавров, которые обычно славились буйным нравом и были ближе к животным, чем к людям. Именно Хирон, воспитавший многих героев, обучил Эскулапа искусству медицины.
От этого происшествия пошло и имя Асклепия. В переводе «Асклепий» означало «вскрывать», что напрямую указывало на способ его появления на свет.
В некоторых легендах за брата мстит Артемида, сестра Аполлона. Именно она убивает Корониду. Из её тела ребёнка достаёт бог торговли Гермес. Имена Корониды тоже иногда называются другими. Так, спартанский поэт Исилл называет её Эглой.
В Эпидавре, центре культа Асклепия, было в ходу несколько иное сказание о Корониде. Согласно ему, отец девушки, Флегий, отличался воинственностью и проводил жизнь в походах, даже прибегал к грабежам. Однажды он отправился на полуостров Пелопоннес, Коронида же была с ним. Она скрыла, что носит ребёнка от Аполлона, а затем разрешилась от бремени на горе Миртион в районе Эпидавра, где и оставила ребёнка.
Нахождение Асклепия. Джованни Тоньолли. Художественная галерея Уолкера, Ливерпуль.
Мальчика обнаружили коза и собака пастуха Арсефана, что пас свои стада неподалёку. Коза дала Асклепию молоко, а собака верно охраняла его. Так Арсефан и обнаружил всех троих, когда отправился на поиски животных. Но мальчика он не стал забирать, увидев вокруг него сияние. Пастух понял, что то божественный ребёнок, а значит, боги о нём позаботятся.
Воспитание у Хирона
В мифологии Древней Греции есть немало историй о том, как героев и богов воспитывают не сами родители, а наставники. Кентавр Хирон – один из тех, к кому часто обращались за подобной помощью. В основном кентавры отличались буйным нравом, близким к звериному.
Хирон же сильно отличался от них. Он был скорее мудрецом, изучал науки, не позволял своей дикой природе взять верх. Поэтому именно этот кентавр стал учителем для многих персонажей мифов. Однако его новый ученик, будущий бог медицины Асклепий, отличался от предыдущих юношей. Те в первую очередь обучались военному искусству, бою, хотели становиться сильнее.
Легенда о том, как Асклепий бог врачевания провёл своё детство, несколько отличается от других мифов о божественных детях и полубогах-героях. Обычно совсем ещё детьми они совершают подвиги, отправляются убивать чудовищ. Но, судя по некоторым источникам, Асклепий всё же был больше человеком, а потому даже заговорил не сразу. Хирон воспитывал его на склоне Пелиона, горы в Фессалии, известной по многим греческим мифам. Сначала он мало участвовал в воспитании мальчика, поручив это дело своей собаке. Та вскармливала мальчика и следила за ним.
Именно так греческий и римский Асклепий или Эскулап и начал свой путь как целитель. Он много странствовал, как и врачи, позже служившие при его храме, использовал при этом посох, также ставший свящённым атрибутом.
Жизнь Асклепия как врача
Ещё до того, как Асклепий бог Древней Греции стал именно божеством, он уже снискал славу великого лекаря, творившего чудеса. В различных текстах и песнях о нём говорится, что мужчина лечил самые разные болезни, причём методы также отличались и подбирались в каждом конкретном случае. Иногда он всего лишь произносил песни, в других ситуациях использовал целебное питьё или снадобьё. В ход шло и хирургическое вмешательство, например, при помощи ножа.
Эскулапу были доступно излечение самых разных недугов:
По-прежнему остаётся спорным вопрос о том, брал ли Асклепий плату за свою помощь, помогал ли он всем, или всё же целитель действовал из корысти. В некоторых текстах указывается, что он вместе со своими дочерьми лечил всех, кто только приходил к мужчине. Неважно, был ли человек богат или беден, юн или уже стар и, казалось бы, готовился уйти в мир мёртвых.
Асклепий. Палаццо Альтемпс в Римском национальном музее (Рим).
О корыстности Асклепия говорит великий лирический поэт Греции Пиндар. По его словам, врач всегда брал за любое своё действие плату. Это отрицает в своём труде «Государство» Платон. В этом тексте философ рассуждает о строении идеального полиса, т.е. государства.
Но всё же легенды совпадают в том, что Асклепий вылечил и спас от смерти множество героев:
Оживление мёртвых
О том, как именно Асклепий Эскулап научился воскрешать мёртвых, ходили разные легенды. По одной из них, приведённой древнегреческим автором «Космогонии» и мифографом Ферекидом Сиросским, Асклепий получил от Афины Паллады кровь Медузы Горгоны. Богиня собрала её, когда Персей отрубил Медузе голову. Это показывает, что Асклепия ценили не только люди, но и другие жители Олимпа.
Асклепий воскрешает сына Тесея Ипполита. Сады Боболи во Флоренции.
Смерть Асклепия и становление богом
Хотя Эскулап стал прославленным врачом и много помогал любым и даже богам, сами жители Олимпа не всегда одобряли его действия. Так, Асклепий прогневал Зевса тем, что оживлял умерших. Громовержец посчитал, что тем самым лекарь, который ещё не был тогда ещё смертным человеком, а не божеством, нарушает порядок во Вселенной.
Хотя Асклепий, казалось бы, оказал людям услугу и подарил им бессмертие, всё же отсутствие смерти на земле было неправильным. И это в первую очередь оскорбило бога Танатоса. Танатос – олицетворение смерти, юноша с крыльями, что прилетал отвести умерших в их последний путь. Лишившись, по сути, своей цели, бог возмутился и пожаловался Зевсу.
С тех пор бога Асклепия почитали как покровителя медицины. Его с почестями приняли остальные небожители, так же как и многочисленное семейство Эскулапа. По другим версиям, Асклепий ожил при помощи богинь судьбы Мойр.
Пророчество об обожествлении Асклепия
О том, что древнегреческий и древнеримский Асклепий в итоге переживёт подобное становление богом, было известно ещё в его детстве. У его воспитателя Хирона была дочь Гиппа, прорицательница, которая передавала людям замыслы богов, подчас в достаточно туманной форме. Именно она первой заговорила о божественной судьбе Асклепия.
В своём пророчестве Гиппа говорила о том, как Асклепий воскрешал мертвых. По её словам, люди будут многим обязаны врачевателю, который сможет не просто исцелять даже самые серьёзные раны, но даже возвращать души, т.е. снова оживлять тела, не позволяя душам уйти в подземное царство.
Предупреждала пророчица и о негодовании богов, возмущённых нарушением вселенских законов, и о каре Зевса. Она называет громовержца дедом Асклепия, ведь последний приходился сыном Аполлона, одного из детей Зевса. Под конец предсказания есть слова о том, что сначала мужчина станет прахом, а после снова воскреснет богом, обновив два раза свой рок.
Семья Асклепия
Практически все божества, что были связаны родственными узами с Асклепием, тоже каким-либо образом относились к медицине. Это касалось и его жены. В разных источниках называют его жёнами разных богинь и смертных женщин.
Классический миф говорит о супруге Асклепия Эпионе, богине, о котором мало что известно. Но суть Эпионы можно понять по её имени – оно переводится с древнегреческого как «облегчающая боль». Поэтому, вполне возможно, богиня была помощницей Эскулапа наравне с его детьми. В тексте Гиппократа Эпиона была дочерью Геракла.
В других легендах называют ещё несколько вероятных жён Асклепия:
Разным жёнам Асклепия приписывают рождение разных детей от этого бога. Их список тоже включает в себя множество божеств различных направлений медицины и близких к ней сфер.
Дочь бога Гигиея
Насчёт детей Асклепия многие источники сильно разнятся. Но почти везде указано, что одна из его дочерей – богиня Гигиея, которая почиталась едва ли не наравне с отцом. Если другим божественным сыновьям и дочерям практически не строили храмы, то у Гигиеи их было немало.
Особенность культа Гигиеи или Гигеи заключалось в том, что она была богиней не столько выздоровления или лечения, сколько профилактики болезней. Именно от имени Гигеи произошло название дисциплины «гигиена». И действительно, в Афинах, например, Гигея выступала в роли покровительницы чистого воздуха и источников, как одних из составляющих здорового образа жизни. Греки ещё в то время понимали важность таких вещей и роль гигиены в жизни.
Асклепий, Гигиея и Телесфор. Морской музей Мерсисайд, Ливерпуль, Великобритания.
Матерью Гигиеи называли как Эпиону, богиню, которую чаще всего считали женой Асклепия, так и Афину. Несмотря на то, что Паллада считалась девственной богиней, было немало персонажей, которым приписывали рождение именно от неё. Гигиея – одна из таких детей Афины.
Но иногда богинь объединяли. У Афины было даже имя – «Афина Гигиея». Такое имя она получила, когда помогла Периклу, правителю Афин, вылечить раба. Последний сорвался с крыши тогда ещё строящегося Парфенона, а Минерва подсказала Периклу во сне средство для исцеления.
Другие дети Асклепия
Боги, входящие в семейство Асклепия, были очень разными и даже необычными. Например, таким был Телесфор, бог-помощник Асклепия, навевающий целебный сон. Само изображение Телесфора было непривычным по сравнению с изящными статуями античности. Его фигурки показывают юношу в плотном покрывале, из-под которого не видно ни одной части тела.
Телесфор нередко присутствовал на изображениях, где вместе были помещены Гигея и Асклепий. Таким образом подчёркивалась важность его роли в лечении. Этот бог не сразу вошёл в семью Асклепия, но с развитием асклепионов, храмов Эскулапа, всё больше людей обращалось за медицинской помощью. Жрецы хоть и прибегали к различным методам, в том числе достаточно прогрессивным, не могли помочь всем.
Именно тогда бог медицины Асклепий и получил в спутники Телефсора. Последний увеличивал силы Эскулапа, помогал в лечении, а затем и поддерживал выздоравливающих, чтобы они быстрее набирались сил после болезней и ран.
Самое имя Телесфора переводилось как «приносящий пользу». Под ним он впервые появился в Пергаме, античном городе в Малой Азии. Там даже существовал храм с похожим названием – телесферион. Другими именами бога были Эвамерион или Акесий. Оба переводились как «целитель».
Древнегреческий бог Асклепий считался также отцом следующим божеств врачевания:
Из этих примеров видно, что Асклепий бог врачевания собрал вокруг себя божеств, олицетворяющих разные стороны медицины, этапы лечения. Каждый играл свою роль. Хотя о многих известно совсем немного, от которого осталось лишь имя, всё равно их образы играли важную роль в греческой мифологии и верованиях жителей Эллады.
Части статуи всех богов-врачевателей помещались вместе. Нередки изображения Асклепия, окружённого детьми, ещё чаще он был показан в сопровождении своей дочери Гигиеи.
Это обусловлено тем, что именно она была главной помощницей отца. Сохранились подобные барельефы, мозаики, где вместе члены божественной семьи помогают людям.
Атрибуты божества
В древнегреческой мифологии практически все божества имели какие-либо символы или атрибуты. По ним можно было понять функции божества, узнать какие-либо особенности. Тем более, что с возникновением этих атрибутов обычно были связаны очень интересные легенды. Каждая деталь имела своё значение, символизировала что-то конкретное. Не стал исключением и Асклепий. Его посох со змеёй – самый известный атрибут. Но есть у бога и другие символы, а также священные животные.
Посох Асклепия
Древнейший символ медицины, посох Асклепия, пережил немало изменений. О происхождении этого атрибута существуют также разные версии. Причём они связаны как с историями из мифологии о самом боге и том, как Аклепий воскрешал мертвых, так и с вполне медицинскими фактами:
Детали посоха у разных изображений Асклепия могут сильно отличаться. Так, иногда бог держал совсем небольшую палку, похожую на скипетр, иногда посох был достаточно длинным. Ещё одна интересная особенность – наличие сучьев и листьев у самых ранних вариантов. Возможно, они появились как символ связи целителя с природой и силами земли. Ведь они также были важны для здоровья людей. Природа давала людям силы, так же как и мать-земля, великая богиня.
Асклепий. Музей в Эпидавре.
Посох постепенно стал также символом всех врачей-асклепиадов, которые использовали учение Асклепия. Их называли «периодевтами», т.е. странниками, которые постоянно путешествовали, никогда надолго не оставались на одном месте. Так они могли помогать как можно большему числу людей. Палка или посох в этом случае служили неизменной поддержкой.
Посох снова стал значимым предметом для врачей в XVIII в., более того, приобрёл ещё одну интересную функцию. Те палки, что использовали врачи Средневековья и Нового времени, имели сверху полый набалдашник. В нём было достаточно места, чтобы спрятать небольшие склянки с лекарствами и другие нужные для лечения вещи. В результате посох превращался в удобную и компактную походную аптечку.
Официально посох Асклепия стал символом медицины в 1948 году. Тогда его утвердила Всемирная организация здравоохранения.
Змея как священное животное Асклепия
Змею не зря выбрали как священное животное богов-врачевателей и символ медицины как таковой. Это пресмыкающееся издревле считалось воплощением бессмертия, вечной жизни, постоянного обновления. Такие ассоциации возникли из-за способности сбрасывать кожу. Люди сочли это не просто обновлениями в организме животного, но и настоящим перерождением.
К тому же, важную роль в медицине играет и яд змеи. Он может убивать, но в нужных дозировках становится бесценным лекарственным средством.
Из всех богов медицины не только Асклепий имел змею в качестве своего символа и священного животного. Змея также была неразрывно связана и с дочерью бога, покровительницей врачевания и чистоты Гигиеей. Её тоже часто изображали с этим животным в руках, только на этот раз змея уже обвивалась не вокруг посоха, а пила из чаши. Изображение этих двух символов в будущем также аптечного дела.
Другие священные животные
Асклепия часто изображали вместе с другими животными, каждое из которых показывало какой-либо аспект его жизни или функцию. Их могли держать также в храмах. Среди таких спутников стоит назвать:
Асклепий в период архаики и классики
Асклепий бог Древней Греции стал почитаться именно как бог далеко не сразу. Его культ прошёл долгий путь через века:
Но всё равно бог ещё не играл такую значимую роль в жизни древних греков, а древнеримский Асклепий по имени Эскулап и вовсе не существовал. Перед появлением Асклепия в Греции почитали бога-врачевателя Пэана. Позже Пэанами стали называть всех богов, кто так или иначе помогал людям в излечении болезней.
К тому же, помимо Асклепия сначала существовало много других олимпийских богов и даже просто полугероев, которым поклонялись как целителям и помощникам в выздоровлении. Например, одним из главных был отец Асклепия Аполлон, и это видно даже по клятве Гиппократа, которая начинается с имени Феба. Среди других богов почитали Геру, Афину и даже Гефеста. Но в итоге Асклепий вытеснил практически всех и занял главенствующую позицию. Именно больницы Асклепия почитались как места выздоровления.
Распространение культа Асклепия за пределы Греции
Очень быстро культ Асклепия вышел за пределы европейской Греции. Его начали почитать по всему Средиземноморью. Это видно, например, по храму в Пергаме на территории современной Турции, построенному в IV в. до н. э. Это святилище было известно именно благодаря реальной помощи врачей-жрецов.
Жрецы-асклепиады не останавливались лишь на мистических ритуалах и орбащениях, но дарили людям облегчение при ранах и болезнях. Это и прославило Асклепия и в Пергаме, и в других местах, где строили храмы-лечебницы.
Это способствовало и проникновению культа Асклепия в Египет и Вавилон. Хотя там были собственные божества целителя, образ Эскулапа смог вытеснить некоторых или же объединиться с ними. Например, в Египте Асклепия стали звать Имут, он отождествлялся с Имхотепом, богом медицины, обожествлённым мудрецом, зодчим и визирем. В Северной Африке ему соответствовал бог Эшмун из Финикии.
Всего вне территории Эллады насчитывалось около сотни асклепионов. Это ещё раз показывает значимость божества для многих стран древнего мира.
Асклепий в период эллинизма и развития различных учений
Эллинизм был также важным периодом и для развития культа Асклепия, и для медицины как таковой. В ней сочеталась и светская, и храмовая врачебная практика, что обеспечивало её эффективность. Не только жрецы-асклепиады почитались в святилищах, обычные врачи тоже прославлялись, им ставили статуи. Некоторые могли приходить, чтобы оказать помощь или проконсультировать.
Образ Асклепия интересно проявился и в учении неоплатоников, хотя всё же и остался больше классическим, таким, какой он известен из мифов. К этому приложил руку и сам Платон. Известно, что философ уважал и самого бога, и его жрецов-врачей. Очень интересен взгляд Платона на Асклепия в его труде «Государство» об идеальном полисе. Он говорит, что Эскулап может вылечивать тело и при этом не трогать душу.
То есть это было целительство, направленное лишь на физический аспект, но не духовный, как обычно бывает в философских и мистических учениях. Они чаще всего делают упор на то, что без исцеления духа не может быть выздоровления тела.
Интересные идеи высказывали и другие неоплатоники:
Больше изменений претерпевает Асклепий в учении герметизма, который имел эзотерический и оккультный характер. Он зовётся Асклепий Имуфет и становится старшим учеником Гермеса Трисмегиста (трижды величайшего). Эскулап становится сыном египетского бога Птаха и учителем божества воздуха Амона. К тому же, образ вбирает в себя функции и других египетских богов (например, Анубиса, бога погребальных обрядов) и обожествлённых героев.
Герметики писали, что перед Асклепием открылись тайны астрологической медицины. Ему посвящались трактаты, а некоторые из герметических текстов считались связанными с божеством или даже написанными им.
Особенности почитания в Древнем Риме
Мифологии Древней Греции и Рима были очень близки, переплетались с веками, боги заимствовались из одного пантеона в другой. В некоторых случаях небожители и вовсе не имели практически никаких отличий, а их греческие и римские имена становились фактически синонимами. Оба варианта активно использовались.
То же самое коснулось и Эскулапа. Легенды из разных текстов рассказывают, что во время эпидемии чумы бог Древнего Рима Асклепий был призван в эту страну для помощи и принят как полноценное римское божество. О необходимости такого шага сами римляне узнали из Книг Сивилл. Эти сборники стихов, как считалось, содержали в себе пророчества сивилл, ясновидящих. К помощи этих текстов не раз прибегали персонажи различных легенд.
В Грецию из Рима отправили посольство из десяти человек. Именно ими Асклепий Эскулап, а точнее его статуя из главного святилища в Эпидавре была перевезена в Рим. С этим тоже связывают интересную легенду.
Когда римляне подошли к скульптуре, они увидели, что на ней лежит змея. При храмах, где почитался Асклепий бог врачебного искусства, часто жили подобные животные, так как они были его священным символом. Но змея практически тут же соскользнула с лица статуи, где находилась, затем она спряталась в палатке Квинта Огульния, военачальника, который прибыл во главе посольства. Так пресмыкающееся в итоге попало на римский корабль.
Послы посчитали, что змея и есть воплощение бога, ведь Асклепий у римлян тоже ассоциировался со змеёй. Хотя они и заметили, как животное проникло к ним на судно, прогонять её не стали. Наоборот, члены экипажа внимательно следили за поведением, стараясь так узнать, что же им делать. И в итоге змея указала им, где нужно было построить храм Эскулапу.
В первый раз она покинула корабль, когда тот проплывал мимо Анцио, и, по наблюдениям, направилась в ближайшее святилище Асклепия. Но позже животное снова вернулось на корабль. В следующий раз оно выползло уже при подходе к Риму, затем проплыло по Тибру до острова Тиберина, и там и осталась.
Остров имел дурную славу. Считалось, что в нём покоится тело римского тирана Тарквиния Гордого. Жители, недовольные его правлением, убили правителя и скинули в реку, где он оброс грязью и илом. Поэтому сначала показалось странным, почему римский Асклепий пожелал, чтобы храм был установлен именно там.
Тем не менее, после этого чума прекратилась, а самому острову придали форму лодки. В дальнейшем на него привозили рабов, которых считали смертельно больными. Если те выздоравливали, считалось, что рабов благословил сам бог, и они получали свободу.
Греческая медицина и образ Асклепия в Древнем Риме
Хотя бог Древнего Рима Асклепий был совсем новым божеством для пантеона, не нашлось другого бога, кто мог бы составить ему конкуренцию. Понемногу Асклепий становился всё более важным богом для Рима, а его имя изменилось на Эскулапа или Эскулапия. В честь него сочинялись гимны, причём в них упоминались греческие дети врачевателя и Эпидавр, главный город его культа в Греции.
Греческие врачи к тому времени достигла больших успехов. В результате учение Асклепия и его последователей-жрецов, изучавших медицину, проникло в Рим. Но всё же там они столкнулись с серьёзной проблемой.
Из-за обилия шарлатанов в античное время сами римляне с пренебрежением или даже отвращением смотрели на настоящих врачей и врачебную науку. В результате коренные жители не хотели самостоятельно изучать её, и большинство целителей были выходцами из Греции.
Но всё же понемногу медицина завоевала уважение и хотя бы минимальное доверие римлян. Видя, что врачи и правда помогают, жители всё же обращались к ним. К тому же, Эскулап вошёл в римский пантеон не в одиночестве. Гигиея и Асклепий вместе почитались в Римской Империи, и чаще всего гимны к ним возносили легионеры, прося защитить от ран.
Во время династии императоров Северов Асклепий и вовсе стал одним из самых важных римских богов. Император Септимий Север, интересующийся мистическими учениями, даже принимал участие в мистериях, проводимых в честь этого божества.
Храмы Эскулапа — асклепионы
Немного было богов медицины, которые имели бы собственных храм. Фактически, такой чести удостоился лишь сам Эскулап и его дочь Гигиея. У Асклепия было по меньшей мере 300 храмов по всей Древней Греции. Это подчёркивало его значимость для всей Эллады. Культ бога практически не имел границ.
Уже тогда греки понимали важность здоровья, врачевания. Это проявлялось и в том, что храмы Асклепия имели не только религиозное значение, но также были и центом развития медицины, науки.
Храм Асклепия носил название асклепион. Поклонение самому богу, подношения ему, накопление и хранение знаний по медицине – вот основные цели, которые преследовали жрецы, которые становились служителями в святилище. Но также каждый храм Асклепия мог служить и стационаром. Люди приходили туда, как в современные больницы, могли спрашивать о своих недугах или даже оставаться на время.
Но религиозная и мистическая сторона храмов тоже была очень известна. О самом возникновении святилища могли ходить легенды. Население места, где он располагался, стремились прославить свой город или регион. Поэтому сочинялись истории о том, что Асклепий либо родился там, либо совершил какое-либо известное деяние. Иногда чествовали самих жителей, будто те достигли особых успехов в служении Асклепию, в лечении.
Реконструкция храма в Эпидавре.
Есть три наиболее интересных мифа такого рода:
Процедура лечения в асклепионах и накопление знаний
Несмотря на то, что греки оказались достаточно продвинутыми в медицине, и храмы Асклепия стали по сути больницами, науки в них всё равно соседствовала с магией и мистикой. Поэтому процесс лечения, особенно на ранних этапах существования лечебниц, проходил следующим образом:
Больрой ребёнок, которого привели для лечения в храм Эскулапа. Джон Уотерхаус. Частная коллекция.
Что интересно, служители каждой больницы Асклепия даже вели своеобразные карточки болезней. Они представляли собой таблицы, где описывалось протекание болезней. Не забывали жрецы и фиксировать все процедуры, благодаря которым больной пошёл на поправку. Именно таким образом каждый храм бога становился местом хранения медицинских знаний. Они накапливались, изучались, жрецы становились всё более опытными. Их вклад в итоге оказался очень ценен.
Например, храм в Эпидавре, центре культа бога Асклепия, известен тремя мраморными плитами с такими описаниями. Они были найдены на руинах святилища и датируются примерно 320 г. до н. э. На них есть истории болезней 70 пациентов, что немало. Неудивительно, что полученные в результате знания обогатили науку того времени.
Руины храма в Эпидавре.
Ещё одна важная задача, которую выполняли асклепионы – обучение будущих врачей. Последние, изучая накопленную информацию по болезням, могли воспользоваться опытом жрецов, которые лечили пациентов до них.
Так поступал, например, Гиппократ, который позже получил прозвище «отец медицины». Сначала он был учеником жрецов в асклепионе острова Кос, а позже путешествовал и по другим храмам, подробно исследовал записи в каждом.
Ещё один знаменитый врач и хирург Гален был выпускником асклепиона в городе Пергам. Сведения, собранные им, позволили узнать многое об анатомии, физиологии, неврологии и других дисциплинах. Сам Гален не только лечил знать в Риме, но позже стал даже личным врачом нескольких императоров, включая Марка Аврелия.
Асклепиады – жрецы Асклепия
Главным отличием жрецов Асклепия от служителей других богов было то, что они не только справляли обряды и выступали проводниками божественной воли.
Жрецы храмов Асклепия или асклепиады – это также врачи, к которым могли обращаться все греки. Асклепиады действительно помогали больным и к тому же способствовали развитию медицины.
Образ Асклепия в астрономии и других науках
Как и многие другие из богов, Асклепий, его имя использовались для научных исследований, открытий. В первую очередь жителей Олимпа всегда «помещали» на небо, так как ещё сами древние греки видели в созвездиях героев из легенд и даже целые сцены, разворачивающиеся высоко над ними. А позже, с развитием астрономии, именами из мифологии стали называть различные объекты в космосе.
В первую очередь с легендами об Асклепии связано созвездие «Змееносец». Его даже иногда соотносят с 13-м знаком зодиака. Древние греки считали, что на небе виден именно бог-врачеватель со своим известным символом и священным животным змеёй.
Также в науке по имени Асклепия были названы:
Клятва Гиппократа
Эта клятва произносилась врачами и содержала основные правила морали и этики, касающийся врачебной деятельности. В ней упоминался Асклепий и другие боги медицины.
Клятва на русском.
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Статуи Асклепия
Древнегреческие и древнеримские статуи бога можно найти в разных собраниях мира.
Москва
Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Музей А. С. Пушкина.
Санкт-Петербург
Асклепий. Государственный Эрмитаж.
Ватикан
Асклепий и Гигиея. Музей Пио-Клементино в Ватикане.
Фото Асклепия
Статуи бога сейчас украшают многие парки и достопримечательности.
Скульптура Асклепия в Российском научном фонде Москвы.
Санкт-Петербург
Эскулап. Летний сад, Санкт-Петербург.
Челябинск
Фонтан с Гигиеей и Асклепием в Челябинске на территории Городской клинической больницы № 1.
Афины
Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.
Асклепий и Гигиея. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Картины с Асклепием
Художники разных эпох обращались к легендам об Асклепии.
Санкт-Петербург
Храм Эскулапа во дворце Диоклетиана в Спалато. Шарль-Луи Клериссо. Государственный Эрмитаж.
Берлин
Асклепий. Альбрехт Дюрер. Берлинская картинная галерея, Берлин.
Частные коллекции
Унтербергер Кристофер, Аполлон отдает младенца Асклепия Хирону. Частная коллекция.
Асклепий возвращает к жизни Ипполита. Денис Александр Абель де Пуйоль. Частная коллекция.
Общие сведения
Родители
Аполлон и фессалийская принцесса Коронида (реже Арсиноя)
Функции
Бог-покровитель медицины, целительства и врачей
Жена
Эпиона – богиня успокоения боли
Дети, составившие символическую свиту
Гигиея (здоровье), Панацея (действенные лекарства), Иасо (исцеление, как свершившийся факт), Акесо (процесс исцеления), Эгла (образ пышущего здоровья).
Место обитания
Символы
Посох, обвитый змеёй; фиал (разновидность сосуда), омфалос («пуп земли»)
Священные животные
Змея, собака, коза, петух. А также птицы, символизирующие мудрость: сова, ворон, орёл.
Священные растения
Свита
Бог сна Гипнос и демоны сновидений Онейры, Телесфор (гений выздоровления)
Дополнительные имена
Пеан (целитель), также одно из имён Аполлона
- если ттг повышен а т4 в норме что это значит
- Как настроить BIOS: подробное руководство с картинками