Эсо что это в школе
Что такое ЭСО? Памятка для учителя
Что такое ЭСО?
Памятка для учителя
Электронные средства обучения (далее – ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;
моделирующие программные средствапредоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
демонстрационные программные средстваобеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
учебно-игровые программные средствапозволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
ЭСО в образовательном процессе
ЭСО в образовательном процессе
Электронное средство обучения (ЭСО)
Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.
ЭСО могут быть следующих основных типов:
- тестирующие системы, электронные тренажеры, виртуальные учебные лаборатории, информационно-справочные системы (учебные базы данных, электронные энциклопедии, справочники), дидактические компьютерные игры, инструментальные среды разработки, наборы мультимедийных ресурсов, автоматизированные обучающие системы, экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.
Кроме того, ЭСО могут быть комбинированными, состоящими из нескольких компонентов перечисленных основных типов. Согласно программе «Комплексная информатизация системы образования на 2007-2010 годы» предусмотрена разработка и повсеместное внедрение около 75 новых ЭСО.
Планируя урок с применением ИТ, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить для изучения данного материала.
При этом учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определять педагогическую цель применения ЭСО в учебном процессе; уточнять, где и когда он применяет ЭСО в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной информации; согласовывать выбранное ЭСО с другими средствами обучения, применяемыми на уроке; учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.
Применение ЭСО должно определяться содержанием темы, материалами предыдущих и последующих уроков.
В рамках реализации государственных программ по информатизации Главным информационно-аналитическим центром разрабатываются электронные средства обучения, с перечнем которых Вы можете ознакомиться в данном разделе.
В данном разделе можно познакомиться с перечнем ЭСО отраслевого фонда программных средствГлавного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ. ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006-2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.
В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.
Использование электронных средств обучения в образовательном процессе
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
- обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог; компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой; компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов; автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования; автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т. п.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
- мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся; содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов); учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т. д.; организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе; контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
- класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая; вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся; в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:
обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке; организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО; деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО; деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО; деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО; организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО; соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
Санитарно-эпидемиологические требования к работе с интерактивными досками и иными электронными средствами обучения (ЭСО)
Вторник, 26 Январь 2021
С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.
Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.
Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.
Материалы подготовлены ООСН и Э по ГДиП в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Эсо что это в школе
Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.
Электронное средство обучения (далее ЭСО) — это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.
Кроме того, ЭСО могут быть комбинированными, состоящими из нескольких компонентов перечисленных основных типов.
Планируя урок с применением ИТ, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить для изучения данного материала.
При этом учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
Применение ЭСО должно определяться содержанием темы, материалами предыдущих и последующих уроков.
В рамках реализации государственных программ по информатизации Главным информационно-аналитическим центром разрабатываются электронные средства обучения.
В данном разделе можно познакомиться с перечнем ЭСО отраслевого фонда программных средств
ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса \»Компьютер. Образование. Интернет\» 2006-2011 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.
Использование электронных средств обучения в образовательном процессе
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
Гигиенические требования к организации образовательного процесс.
При организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения (ЭСО) учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее — ПК) на протяжении урока.
Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе — 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме — 30 минут; для детей, начиная с V класса на игровых занятиях в заданном темпе — 30 минут, смешанных занятиях — 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.
Электронные средства обучения. Классификация электронных средств обучения
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий.
Просмотр содержимого документа
«Электронные средства обучения. Классификация электронных средств обучения»
Электронные средства обучения.
Классификация электронных средств обучения.
Одним из приоритетных направлений развития современного информа-ционного общества является информатизация образования – процесс совершен-ствования образовательного процесса на основе внедрения средств информаци-онно-коммуникационных технологий.
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали ин-тенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обу-чения, созданные с использованием компьютерных информационных техноло-гий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и навыков учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной свя-зью, реализуемой средствами программы.
Программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподго-товки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее прой-денного материала.
Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овла-дения учебным материалом, – контролирующие программные средства.
Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой поль-зователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.
Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.
Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.
Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процес-сов и взаимосвязей между объектами.
Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигры-вания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений прини-мать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).
Досуговые программные средства, используемые для организации дея-тельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д. 5
В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных пред-метов, так и возможностями современных компьютерных технологий.
Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий;
– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
– интеллектуальных обучающих систем.
Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания про-граммных продуктов появляются новые виды ЭСО и формы их реализации.
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Из числа требований к ЭСО, которые основываются на учёте возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).
Необходимо отметить значение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования информационной культуры учащихся, поскольку только при работе со средствами информационно-коммуникационных технологий учащиеся могут приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе, что и предполагает воспитание информационной культуры.
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности, а именно:
незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами информационно-коммуникационных технологий, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
компьютерное моделирование изучаемых объектов, их отношений, явле-ний, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;
автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента как реально протекающего, так и «виртуально» представленного на экране с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента, что позволяет констатировать результаты экспериментов, варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента, осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
автоматизацию процессов организационного управления учебной дея-тельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: гене-рирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.;
автоматизацию процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия в учреждениях образования и системе образования, создание единой образовательной среды.
При условии целенаправленного и систематического использования ЭСО в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышается эффективность обучения.
Вместе с тем, информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
Особенности проведения урока с использованием ЭСО:
– адаптивность – «подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
– управляемость – в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
– интерактивность и диалоговый характер обучения – ЭСО обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения;
– оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
– поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.