Эссе на тему что такое культура инклюзии
Инклюзивная культура — основа толерантного общества
Екатерина Козлова
Инклюзивная культура — основа толерантного общества
В статье изложены определения понятия «инклюзивная культура», описана важность формирования и развития инклюзивной культуры у детей, сделан вывод о том, что инклюзивная культура является основой толерантного общества.
Ключевые слова: толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзия.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем в системе образования является внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения, предполагающей включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, индивидуальности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Важнейшее значение имеет принятие в 1994 году Саламанской декларации (произошло введение понятия «инклюзивное образование лиц с ОВЗ») и в 2001 году Принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном образовании. Эти документы выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию — осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми [3].
Основой инклюзии является готовность общества и государства пересмотреть отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, где главной целью является реализация их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.
В настоящее время одним из особо значимых направлений исследования инклюзивного образования является исследование инклюзивной культуры образовательной организации
В статье Н. В. Старовойт «Инклюзивная культураобразовательной организации: подходы к пониманию и формированию» рассматривается пять определений понятия «инклюзивная культура». Она отмечает, что «инклюзивная культура»это: особая философия; часть общей школьной культуры; уникальный микроклимат доверия; особая инклюзивная атмосфера; фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества [6]. Но главным аспектом в понимании этого термина является то, что участниками инклюзивного образования являются не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети, не имеющие каких-либо отклонений в развитии.
Для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.
Некоторые родители нормально развивающихся детей считают, что присутствие в образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особое внимание, может задерживать развитие их ребенка, однако опыт показывает, что успехи детей, без отклонений в развитии, не становятся хуже, а даже улучшаются в интеграционных условиях. [5]
Нормально развивающиеся дети, с ранних лет общаясь с детьми, которые не похожи на них, осознают, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее тех, кто нуждается в помощи с их стороны. Включенное образование формирует принятие уникальности и значимости каждого человека. Ребенок, с детства умеющий принимать особенности другого человека, вырастет толерантным взрослым.
Таким образом, поддержание и развитие инклюзивной культуры с раннего детства должно привести к тому, что у общества сформируеся совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них. Это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы, что является одной из целей инклюзии.
1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина. // Психологическая наука и образование. – 2014. – 1. – С. 5-16.
2. Бондырева, С. К. Толерантность [Текст]/ С. К. Бондырева, В. Д. Колесов. –Москва: Издательство Московского Психолого-социального института, 2003. – 240 c.
5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. –Москва: Издательский центр Академия, 2000. – 160 c.
6. Старовойт, Н. В. Инклюзивная культураобразовательной организации: подходы к пониманию и формированию [Электронный ресурс]: / Н. В. Старовойт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35 // [сайт]. –Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 20.05.2018).
Здоровое подрастающее поколение-залог здорового общества Ежегодно 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз является.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Фотоотчет «Как нас посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» С целью приобщения дошкольников к казачьей культуре наш детский сад посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» и участник.
Интервью с Марией Афанасьевной Рашевской, председателем Общества борцов антигитлеровской коалиции Брали видео интервью у одной интересной женщины. Зовут её Мария Афанасьевна. Ей 89 лет. Стиль повествования Марии Афанасьевны сохранён.
Виниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.
Основа-шар для топиария (мастер-класс) Топиарий – это искусство фигурной стрижки деревьев. Очень популярны сейчас в декоре топиарии. Сегодня этим термином декораторы называют.
План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.
Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.
Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.
Экологический проект «Здоровое питание — основа процветания» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 17 «Солнышко» Исполнители:.
Эссе на тему что такое культура инклюзии
Населенный пункт: Череповец
Вопрос инклюзивного образования остается открытым, поскольку общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и материально обеспеченных систем.
Возможен ли мир без барьеров и границ? Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в наше время. Начинать решать эту проблему надо с детства, так как много детей имеют ограниченные возможности здоровья.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема воспитания и обучения детей, особенно детей с отклонениями в речевом и умственном развитии. В обществе бытует несколько мнений на этот счет. Родители нормально развивающихся детей чаще говорят о необходимости разделять их детей с детьми с особыми потребностями, чтобы получить наилучший результат в образовании собственного ребенка. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.
Для этого в образовательных учреждениях стали организовываться инклюзивные группы, в которых совместно обучаются и воспитываются дети
с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений
Для эффективной реализации инклюзивной формы образования необходимо выполнение следующих условий:
-психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к совместному обучению детей;
-повышение квалификации специалистов работающих с этими детьми;
-соблюдение требований по комплектованию инклюзивных групп;
внедрение так называемой «безбарьерной среды»;
-придание специальным образовательным учреждениям новых функций — оказания специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также специалистам этих учреждений.
С течением времени систематическая социальная изоляция детей с различными формами инвалидности может привести к двум формам неравенства, которые в равной степени разрушительны для социального развития : неравенство шансов или возможностей в жизни и неравенство результатов. Воздействие обеих форм неравенства может быть особенно пагубным для детей в области образования, где неравенство может перейти на социальную мобильность в дальнейшей жизни. Учитывая сильную взаимосвязь между уровнем образования и благополучием ребенка, например, здоровьем и возможностями в будущей жизни, особенно важно понять препятствия, с которыми сталкиваются дети в такой сфере социального включения, как образование, а так же позитивные факторы, способствующие их включению в основное образование.
Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — задача учителей. Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться.
Эссе на тему «Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»
Раскрыть необходимость и значение формирования инклюзивной культуры в начальной школе.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Зубарева Ирина Васильевна
«Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»
Начавшаяся в 1992 году в нашей стране реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями», на сегодняшний день стала одной из ключевых проблем образования.
Поскольку, необходимость инклюзивного образования обусловлена рядом важнейших экономических, демографических и социальных проблем, хотим мы этого или нет, но процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необратим. А раз так, то необратима и необходимость формирования инклюзивной культуры. Ведь именно культура, наряду с доступностью и качеством, является одним из основополагающих принципов образования.
Лев Семёнович Выготский писал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фокусирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Обучение детей с ОВЗ в одном коллективе со здоровыми сверстниками даёт возможность избежать данных проблем. Для этого и необходимо сформировать инклюзивную культуру в учебном коллективе. Ведь успешная социальная и образовательная инклюзия особых детей обеспечивается изменениями личностных смыслов и жизненной позиции.
Находясь среди обычных учеников, ребёнок с ОВЗ имеет возможность с помощью учителя, родителей ответить на вопрос «Кто я и кто для меня другие/иные?» Для преодоления барьеров общения с другими учениками разобраться в вопросе «Что делаю я с собой и с другими?» А также выделить для себя основные ценности, ради которых он готов преодолевать те или иные трудности.
Таким образом, формирование инклюзивной культуры имеет важнейшее значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование инклюзивной культуры необходимо также при построении школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся к нему доброжелательно. Ученики помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех сферах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.
Однако, создание в школе единой системы ценностей инклюзивной культуры – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, формирование инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.
Таким образом, формирование культуры инклюзии в образовательной организации связано с формированием в школьном сообществе универсальных ценностей инклюзии и понимания того, что инклюзивная школа-это школа, где все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.
Инклюзия в рамках сегодняшнего образовательного процесса – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования, хотят они этого или нет, но должны быть готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.
Эссе «Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»
Зубарева Ирина Васильевна
«Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»
Начавшаяся в 1992 году в нашей стране реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями», на сегодняшний день стала одной из ключевых проблем образования.
Поскольку, необходимость инклюзивного образования обусловлена рядом важнейших экономических, демографических и социальных проблем, хотим мы этого или нет, но процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необратим. А раз так, то необратима и необходимость формирования инклюзивной культуры. Ведь именно культура, наряду с доступностью и качеством, является одним из основополагающих принципов образования.
Лев Семёнович Выготский писал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фокусирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Обучение детей с ОВЗ в одном коллективе со здоровыми сверстниками даёт возможность избежать данных проблем. Для этого и необходимо сформировать инклюзивную культуру в учебном коллективе. Ведь успешная социальная и образовательная инклюзия особых детей обеспечивается изменениями личностных смыслов и жизненной позиции.
Находясь среди обычных учеников, ребёнок с ОВЗ имеет возможность с помощью учителя, родителей ответить на вопрос «Кто я и кто для меня другие/иные?» Для преодоления барьеров общения с другими учениками разобраться в вопросе «Что делаю я с собой и с другими?» А также выделить для себя основные ценности, ради которых он готов преодолевать те или иные трудности.
Таким образом, формирование инклюзивной культуры имеет важнейшее значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование инклюзивной культуры необходимо также при построении школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся к нему доброжелательно. Ученики помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех сферах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.
Однако, создание в школе единой системы ценностей инклюзивной культуры – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, формирование инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.
Таким образом, формирование культуры инклюзии в образовательной организации связано с формированием в школьном сообществе универсальных ценностей инклюзии и понимания того, что инклюзивная школа-это школа, где все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.
Инклюзия в рамках сегодняшнего образовательного процесса – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования, хотят они этого или нет, но должны быть готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.
Вопрос инклюзивного образования остается открытым, поскольку общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и материально обеспеченных систем.
Возможен ли мир без барьеров и границ? Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в наше время. Начинать решать эту проблему надо с детства, так как много детей имеют ограниченные возможности здоровья.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема воспитания и обучения детей, особенно детей с отклонениями в речевом и умственном развитии. В обществе бытует несколько мнений на этот счет. Родители нормально развивающихся детей чаще говорят о необходимости разделять их детей с детьми с особыми потребностями, чтобы получить наилучший результат в образовании собственного ребенка. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.
Для этого в образовательных учреждениях стали организовываться инклюзивные группы, в которых совместно обучаются и воспитываются дети
с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений
Для эффективной реализации инклюзивной формы образования необходимо выполнение следующих условий:
-психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к совместному обучению детей;
-повышение квалификации специалистов работающих с этими детьми;
-соблюдение требований по комплектованию инклюзивных групп;
внедрение так называемой «безбарьерной среды»;
-придание специальным образовательным учреждениям новых функций — оказания специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также специалистам этих учреждений.
С течением времени систематическая социальная изоляция детей с различными формами инвалидности может привести к двум формам неравенства, которые в равной степени разрушительны для социального развития : неравенство шансов или возможностей в жизни и неравенство результатов. Воздействие обеих форм неравенства может быть особенно пагубным для детей в области образования, где неравенство может перейти на социальную мобильность в дальнейшей жизни. Учитывая сильную взаимосвязь между уровнем образования и благополучием ребенка, например, здоровьем и возможностями в будущей жизни, особенно важно понять препятствия, с которыми сталкиваются дети в такой сфере социального включения, как образование, а так же позитивные факторы, способствующие их включению в основное образование.
Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — задача учителей. Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться.