Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

ОБЛАСТНОЙ КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Дополнительно

Последние новости

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что этоЭтнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Методические рекомендации. Фольклорно-этнографическая экспедиция.

Особое место в изучении и освоении традиционной народной культуры играют фольклорно-этнографические экспедиции. Целью фольклорных экспедиций является, прежде всего, ознакомление с живой традицией, формирование устойчивого интереса к народной культуре.

Если же экспедиционная работа проходит в незнакомых местах, то надо заранее ознакомиться с картой местности, получить сведения о данной территории и о «носителях традиции» в местной администрации, в краеведческом отделе районной библиотеки или местном краеведческом музее. Таким образом, можно получить информацию об известных исполнителях или существующих еще народных ансамблях, а также другие полезные для собирателя рекомендации.

Во время выезда на село руководитель и участники ансамбля воочию видят деревенский быт и домашнюю обстановку традиционного исполнителя. Общение с традиционными исполнителями – важная часть работы, потому как именно они могут рассказать «приезжим» о предметах домашнего хозяйства, показать свой свадебный наряд, исполнить песню.

Если нет соответствующей аппаратуры для записи фольклорного материала, то самым доступным и интересным способом фиксации услышанного и увиденного являются полевые тетради. Руководитель фольклорного ансамбля, оказавшийся в экспедиции впервые, может записать в своей тетрадке-дневнике основные сведения: маршрут экспедиции, участников экспедиции, информаторов. А также составить маленький словарик куда можно вписать услышанные «непонятные» слова (диалектизмы), или записать (в том объёме, в котором успеет) материал репортажей: песенные тексты, рассказы. Запись фольклора следует начинать с просьбы исполнить самые любимые произведения информатора. Если есть диктофон, видеокамера, то записывать надо весь репертуар исполнителя и даже его «говор». Не следует пренебрегать записями произведений литературного происхождения, так как талантливые исполнители зачастую делают эти тексты весьма своеобразными.

Расспрашивая людей, лучше придерживаться неофициального тона. Слушать информаторов внимательно, не задавать «лишних», бестактных вопросов, не показывать своё «всезнайство»! Помнить главную заповедь фольклориста: «мы пришли учиться, а не учить».

При работе с отдельными исполнителями надо помнить о том, что нельзя начинать опрос с разговора о фольклоре. Беседа с рассказчиком должна быть непринуждённой. Он может рассказать о своей семейной жизни, о том, как «было в старину», о деревенских делах, о международных или политических событиях, о событиях, связанных с войной, перестройкой. Собиратель должен внимательно следить за реакцией информатора. В случае отказа информатора принять участие в работе, нужно постараться уговорить его, ссылаясь при этом на уже состоявшуюся запись в соседней деревне или в соседних домах.

В своей работе нужно обязательно использовать вопросник, который поможет сберечь объективность в общении и получить больше информации. При использовании вопросников нужно указывать дату, когда сделана запись, фамилию, имя, отчество информатора и того, кто записывал. Вопросы должны активизировать память исполнителя, их надо составить так, чтобы они были понятны и доступны собеседнику, подсказывали ему детали содержания и отражали календарные обряды (зимний период, масленицу, весеннее-летний период, осенний период), семейно-бытовые обряды (свадебный, похоронно-поминальный обряды), а также не обрядовые лирические песни, частушки, игры.

— К какому приходу относился этот населенный пункт?

— Где было приходское село?

— Какие еще деревни входили в этот приход?

— Какие храмы были или имеются в настоящее время?

— Какова история этих храмов?

— Какие христианские праздники и святые почитались в данной

— Как готовились к празднованию Рождества?

— В какой день и в какое время дня было принято колядовать?

— Кто ходил колядовать: девушки, парни, дети?

— Что служило наградой за пение коляды? Кто вознаграждал и как?

— В какое время было принято гадать (в канун Нового года, Рождества, Крещения)?

— Какие действия сопровождали гадание? Какие слова при этом произносили гадающие?

— Как начиналась масленичная неделя? Были ли специальные приготовления к празднованию?

— Как отмечалась троицкая неделя (завивание березки, гадание по венкам, ритуальная трапеза)?

— Были ли какие-то специальные традиционные блюда на троицкой трапезе?

— Помнят ли информаторы о том, что когда-то в эти дни водились хороводы и при этом пелись песни? Какие песни исполнялись?

— Существовал ли «дожиночный обряд»?

— Имелось ли название у первого и последнего снопов?

— Исполнялись ли какие-нибудь песни перед жатвой, во время жатвы? и т.д

Для того чтобы приобщиться к миру русской народной культуры в условиях её живого бытования, выезды в экспедиции должны быть регулярными, потому что многие информаторы находятся в преклонном возрасте, их не следует утомлять длительными беседами. Лучше придите несколько раз, предварительно договорившись об удобном для них времени.

Работа по записи фольклора должна вестись планомерно и без спешки.

Лучше изучить меньше деревень, но всесторонне и глубоко.

Ведущий методист по фольклору

ГАУК БОМЦ «Народное творчество» Булаткин И.М.

Источник

ПОДГОТОВКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

уже известно по намеченной теме (или темам) экспедиции и исходя из этого определяют объем и задачи предстоящих полевых исследований. Для этого в первую очередь изучается по возможности вся относящаяся к делу этнографическая литература, откуда тщательно извлекаются все конкретные данные (описания, рисунки, фотографии и прочие материалы) о культуре, и быте исследуемой группы населения.
Помимо выборки фактических данных из литературных источников, важной частью научной подготовки экспедиции является изучение музейных коллекций и графических материалов, характеризующих культуру данного народа. Никакое описание не может дать этнографу того, что он получает, знакомясь с вещами, рисунками, фотографиями. Изучая их, этнограф как бы заглядывает вперед, предварительно знакомится с тем, что может встретиться ему в поле.
Немалое значение для успеха будущей экспедиции имеет и знакомство с историей и историей культуры изучаемого народа, а также с литературой по смежным с этнографией разделам науки.
Особое место в научной подготовке экспедиции уделяется изучению географии района, где предстоит работать этнографам. Здесь важно всё: климат, ландшафт, гидрография, пути сообщения. Нельзя забывать и того, что географические условия оказывают значительное влияние на развитие различных сторон культуры народа. С климатическими и другими природными условиями нужно считаться и при выборе района работ, времени года для проведения работ, при расчете времени на передвижение и т. д.
Особое внимание нужно обратить на изучение демографии района, в первую очередь этнической демографии, сведения по которой можно извлечь как из материалов переписей населения, так и из этнографических, карт. 1
Научная подготовка экспедиции завершается составлением программы экспедиции. Программа экспедиции содержит научную проблематику экспедиции, темы (разделы), по материалам которых эта проблематика будет решаться, а также определяет конкретные пути и формы такого решения. В соответствии с этим в программе указываются:
1) общая проблематика экспедиции, чему посвящается
вводная часть программы;
2) перечень тем экспедиции, т. е. тех сторон культуры народа, по которым будут собираться полевые материалы, необходимые для решения главной проблемы (или проблем);
3) район работы экспедиции и ее маршрут;

1 «Атлас народов мира». М., Изд-во АН СССР, 1964 и другие этнографические карты.

2 Нередко именно эти вопросники в этнографической литературе называют программами, что не совсем точно. Разработано немало подобных программ-вопросников как по культуре отдельных этнических групп, так и тематических.

3 Подробную характеристику фотоаппаратуры можно найти в фотографическом справочнике (см. список литературы в конце книги).

Особое внимание нужно обратить на обеспечение хранения фотоматериалов в экспедиции. Для пленок (если они не в кассетах) должны быть специальные коробки, не пропускающие влагу, предохраняющие пленку от повреждений. Не
экспонированные и экспонированные пленки всегда хранятся раздельно! Для зарядки кассет полезно иметь специальный мешок.
Обработка пленок в экспедиционных условиях не рекомендуется. Проявляют иногда для пробы 1-2 пленки, не больше. Поэтому оборудования для проявления пленок (а тем более для печатания) с собой не берут.
Некоторые экспедиции, при наличии, конечно, достаточных средств, включают в свой состав фотографов-специалистов, поручая им съемку этнографических объектов. Для проведения специальной, особо важной съемки редких объектов это вполне оправдано, но такое бывает не часто. Перепоручать фотографу все работы по фотографированию не желательно. Каждый этнограф должен стремиться хорошо фотографировать, так как только сам этнограф может правильно определить, что и как нужно сфотографировать, чтобы снимок оказался не просто хорошим, но содержал всю необходимую научную информацию.
Применение магнитофонов сильно облегчило бы работу в этнографических экспедициях при опросах населения, однако выпускаемые промышленностью типы магнитофонов пока еще тяжелы и громоздки для полевых условий и широко используются только в диалектологических и фольклорных экспедициях.
Личное снаряжение, участников экспедиции в значительной степени зависит от природных условий района работы и от времени года. Как и во всяком походе, этнографы должны ограничить себя только самыми необходимыми личными вещами. При этом следует помнить, одно, весьма важное обстоятельство. Одежда и. внешний вид работников экспедиции должны быть скромными, не вызывать нареканий и порицания со стороны, населения, среди которого ведется работа. Пословица «встречают по одежде, провожают по уму» имеет к этнографам прямое отношение в своей первой части. При обычно коротком периоде контакта с людьми внешний вид и поведение сотрудников экспедиции имеют, как правило, решающее значение. За это время нужно расположить к себе людей, завоевать у них доверие. Ради этого нельзя пренебрегать местными обычаями и вкусами. Не нужно нарочито подлаживаться под местный стиль, но не следует и вести себя вразрез с местными обычаями и правилами. Любое противопоставление себя местному населению вызовет насмешки, неприязнь, и в конечном итоге отрицательно скажется на результатах работы экспедиции.

Источник

ПОДГОТОВКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Подготовка экспедиции складывается из двух различных по своему характеру процессов. Первый — научная подготовка’ экспедиции, второй —материальное’ обеспечение экспедиционных работ.

Научная подготовка экспедиции состоит главным образом в том, что будущие участники экспедиции определяют, что 18

о культуре, и быте исследуемой группы населения.

Помимо выборки фактических данных из литературных- источников, важной частью научной подготовки экспедиции является изучение музейных коллекций и графических материалов, характеризующих культуру д-анного народа. Никакое описание не может дать этнографу того, что он получает, знакомясь с вещами, рисунками, фотографиями. Изучая их, этнограф как бы заглядывает вперед, предварительно знакомится с тем, что может встретиться ему в поле.

Особое место в научной подготовке экспедиции уделяется изучению географии района, где предстоит работать этнографам. Здесь важно всё: климат, ландшафт, гидрогр’афия, пути сообщения. Нельзя забывать и того, что географические условия оказывают значительное влияние на развитие различных сторон культуры народа. С климатическими и другими природными условиями нужно считаться и при выборе района работ, времени года для проведения работ, при расчете времени на передвижение и т. д.

Особое внимание ну5кно обратить на изучение демографии района, в первую очередь этнической демографии, сведения по которой можно извлечь как из материалов переписей населения, так и из этнографических, карт [9].

Научная подготовка экспедиции завершается составлением программы экспедиции. Программа экспедиции содержит научную проблематику экспедиции, темы (разделы), по материалам которых эта проблематика будет решаться, а также определяет конкретные пути и формы такого решения. В соответствии с этим в программе указываются: общая проблематика экспедиции, чему посвящается вводная часть программы; перечень тем экспедиции, т. е. тех сторон культу

ры народа, по которым будут собираться полевые материалы, необходимые для решения главной проблемы (или проблем); 1 район работы экспедиции и ее маршрут;

сроки работы экспедиции и расчет времени, работы на отдельных отрезках маршрута; состав участников экспедиции-и закрепленная за каждым Из Них отдельная тема или часть’темы (раздел). Если предполагается работа несколькими отрядами, то конкретная задача каждого отряда и районы его работы; краткие методические разработки, где перечисляются основные особенности культуры, на которые следует обратить особое внимание, и основные приемы исследования (опрос, анкеты и т. п.).

Материальное обеспечение этнографической экспедиции; Если археологов образно называют историками, вооруженными лопатой, то этнографа можно назвать историком, вооруженным фотоаппаратом и блокнотом.

Для записи собираемых сведений этнографы запасаются толстыми («общими») тетрадями, желательно с прочным картонным переплетом. Такие тетради удобны для работы в любых условиях, а этнографам редко приходится в поле записывать сидя за столом. Для письма пользуются авторучками или графитными («простыми») карандашами. Нельзя писать шариковыми ручками или химическими карандашами, так как при повышенной влажности (а в экспедициях всякое бывает) записи, сделанные шариковой ручкой или химическим карандашом, расползаются, становятся неразборчивыми.

Почти каждая экспедиция проводит большую работу по сбору и фиксации данных об одежде, жилище и тому подобных материальных сторонах культуры. При этом приходится делать зарисовки, планы, чертежи и т. п., что требует заблаговременного обеспечения экспедиции необходимыми материалами.

. Для рисования берут обычную рисовальную бумагу хорошего качества (ватман, полуватман и др.). Такая бумага не обязательно должна быть переплетена в альбоме, но. лучше, если она будет закреплена в планшете: это позволит без труда вынимать и хранить готовые рисунки отдельно.

Для выполнения планов построек, чертежей орудий труда и различных приспособлений, для снятия выкроек одежды и т. п. очень удобна бумага-«миллиметровка» в планшетах. Если «миллиметровка» есть только в рулонах, необходимо нарезать ее стандартными листами и уложить их в планшеты. Планшет наиболее удобен и для хранения чертежей и рисунков, и для работы в полевых, условиях. Имея твердую обложку из картона или фанеры, такой планшет заменит стол в любых условиях работы.

Для копирования рисунков и некоторых других видов полевой работы употребляется бумажная калька. Калька выпускается двух видов — для туши (глянцованная) и для карандаша.

Лучше брать карандаш ТМ. Для. рисования в цвете удобны наборы цветных карандашей с наибольшим количеством цветов (не менее 18, лучше 24—48): с помощью карандашей трудно подбирать тона путем смешивания различных цветов, лучше если будет достаточный набор готовых цветов.

применяют более густой, чем в живописи, раствор красок (при работе на кальке), смешивают гуашь с акварелью и т. д.

Современную этнографическую экепедицию нельзя представить себе без фотоаппаратов и.

Киносъемка пока еще не-получила достаточного распространения в полевой этнографии, что объясняется главным образом сложностью работы с киноаппаратами. Можно пользоваться любительскими камерами разных типов с шириной пленки 8 мм. Но при этом получается кадр размерами 2X4 мм, что практически исключает возможность получить с такого кадра отпечатки и сильно затрудняет монтаж фильмов. Киноаппараты с обычной кинопленкой шириной в 24 мм в экспедиционных условиях слишком громоздки и требуют бодьшбго количества кинопленки. Лучше всего пользоваться камерами с плёнкой шириной в 16 мм. В этом случае с кинокадров можно получать вполне ясные отпечатки на бумаге, а монтаж фильмов сравнительно несложен. Киноаппараты достаточно компактны, а необходимый запас пленки

не так уж сильно перегружает багаж экспедиции. Для экспедиции можно рекомендовать киноаппараты типа «Киев» или чешскую камеру «Admira-16».- Хорошо, если камера имеет не один, а два или три разнофокусных объектива, укрепленных на поворотной турели, или объектив с переменным фокусом — это сильно расширяет возможности при съемке.

Современные фото- и киноматериалы достаточно разнообразны по своим свойствам (чувствительности к свету, контрастности изображения, чувствительности к цвету и т. п.). Как показывает опыт,’ в экспедицию следует брать минимальное количество типов пленок (не больше трех). Привыкая к работе с одним сортом фотоматериалов, трудно перестраиваться на-работу с пленкой; имеющей другие параметры. Поэтому берут один’тип пленки в качестве опорного и 1— типа для специальных съемок (высокочувствительную, особо контрастную или особо. мягкую)’. Перед выездом в поле пленки опробываются. для проверки их свойств Ьри различных условиях съемки. Для работы в этнографический Экспедиции наиболее подходят панхроматические и’изопанхромати- ческие пленки чувствительностью от 45 до 90 ед. ГОСТ’а с нормальной передачей светотени. Панхроматические и изо- панхроматические фотоматериалы достаточно хорошо передают цвета фотографируемых с-бъектов (степенью плотности), что важно Для этнографических работ. Цветные фотоматериалы применяются пока редко не только потому, что они сравнительно дороги и требуют особой тщательности при съемке и обработке, но главным образом потому, что- в полевых условиях почти невозможно получить достаточно хорошие негативы. Цветная фотография пока отнимает времени не меньше, чем рисование, а цвета объектов оказываются искаженными.

За последние десять лет все большее распространение получает цветная • обратимая (диапозитивная) фотопленка. На такой пленке сразу же получается позитивное изображение фотографируемого объекта, которое хорошо рассматривать через фильмоскоп или диаскоп. Недостаток обратимых ‘фотопленок в том, что изображение получается в одном только экземпляре, а дублирование диапозитивов крайне затруднено. Однако качество цветных диапозитивов, если соблюдены оптимальные условия съемки, прекрасное: Кроме того, они удобны в хранении и пользовании. Поэтому нет оснований’ отказываться от самого широкого применения цветных обратимых фотопленок для фиксации полевых материалов. Рекомендуется, однако, производя съемку на обратимую цветную пленку, одновременно дублировать кадры, снимая каждый объект и на обычную черно-белую негативную пленку.

Особое внимание нужно обратить на обеспечение хранения фотоматериалов в экспедиции. Для пленок (если они не в кассетах) должны быть специальные коробки, не пропускающие влагу, предохраняющие пленку от повреждений. Неэкспонированные и экспонированные пленки всегда хранятся раздельно! Для зарядки кассет полезно иметь специальный мешок. ;

Обработка пленок в экспедиционных условиях не ‘рекомендуется. Проявляют иногда для пробы 1—2 пленки, нё больше. Поэтому оборудования для проявления пленок- (а тем более для печатания) с собой не берут. • ¦

Некоторые экспедиции, при наличии, конечно, достаточных средств, включают в свой состав фотогр афов-специалистов,• поручая им съемку этнографических объектов. Для проведения специальной, особо важной съемки редких объектов это вполне оправдано, но такое бывает не часто. Перепоручать фотографу все работы по фотографированию не желательно. Каждый этнограф должен стремиться хорошо фотографировать, так как только сам этнограф может правильно определить, что и как ну?кно сфотографировать, чтобы снимок оказался не просто хорошим, но содержал всю необходимую научную информацию.

Применение магнитофонов сильно облегчило бы работу в этнографических экспедициях при опросах населения, однако выпускаемые промышленностью типы магнитофонов пока еще тяжелы и громоздки для полевых условий и широко используются только’ в диалектологических и фольклорных экспедициях.

Источник

Список этнографических экспедиций*

Этнографическая экспедиция что это. Смотреть фото Этнографическая экспедиция что это. Смотреть картинку Этнографическая экспедиция что это. Картинка про Этнографическая экспедиция что это. Фото Этнографическая экспедиция что это

Изучение остатков племен ливов и кревингов.

Собирал простонародные стихи и говоры.

Материалы по быту белорусов.

Особенности говора, записаны памятники народного творчества (песни, сказки, заговоры, заклинания, поверия и т.д.), описания обрядов, в особенности свадебных.

Этнографические и фольклорные материалы литовцев и латышей.

Этнографические и археологические материалы.

Острова Восточного океана

Этнографические наблюдения над бытом местных жителей.

Изыскания по зоологии, антропологии и этнографии.

Этнографические сведения, мМатериалы по быту местных раскольников.

Антропология, быт, народно-юридические обычаи мордовского племени. Собрано 40 №№ разных произведений мордовской народной литературы, в т.ч. былина о царе Тюштяне.

Сведения о каменном веке.

Сведения о быте местного населения. Собрана коллекция предметов.

Сведения о колонизации острова, быте местных племен.

Западная часть Балканского полуострова

Поездка за счет средств Казанского общества этнографии и археологии. Записаны предания о заселении края вотяками, религиозные обычаи, праздники «пырт мачкон», обряд чествования «тыра» во время свадьбы.

Этнографические наблюдения среди черемисов.

Черногорские поселения устройство жилищ, материалы для словаря с обширными этнографическими объяснениями.

Наряду с физико-географическими исследованиями занимался этнографическими наблюдениями.

Этнографические и антропологические сведения.

Собран лексический материал для «Областного олонецкого словаря». Записаны 70 песен, описание свадебного обычая, тексты свадебных причитаний, погребальные плачи, сказки, предания о панах, описание рыболовных промыслов. На Кенозере слышал былины.

Собирание лексического материала и памятников народного творчества.

Жмудинов Россиенский уезд

Этнографические наблюдения. Зафиксировано описание свадебного обряда. Собраны легенды, сказания, поверья, материалы по юридическим обычаям жмудского племени.

Записано 63 сказки, 8 баек, 2 предания, 2 легенды, 15 заговоров, 35 духовных стихов, поверья, приметы, обряды с песнями.

190 песен: 11 духовных стихов, 15 былин, 98 протяжных песен, 28 свадебных, 20 хороводных, 5 свадебных причитаний, 4 похоронных, 1 рекрутское.

Собирание памятников народного творчества литовцев.

Собраны образцы песен, загадок, шаманских молитв.

Отмечены особенности белорусского говора. Записаны 538 произведений: 128 сказок, 72 духовных стиха, 49 обрядных песен, 5 причитаний, поверья, обычаи, обряды, обрядовые песни, толкования снов.

Уточнены названия населенных пунктов, археологические сведения. Неудачен визит на Печору, т.к. все взрослое население находилось на промыслах.

Изучение вотяцкого и русского населения губернии.

Записаны народные памятники Сибири.

Этнографические исследования мордвы.

Этнографические наблюдения. Песни, обряды Кадниковского уезда.

Песни, пословицы, поговорки, обряды.

Изучение карельского населения, его быта. Записаны описания свадебного, крестильного и похоронного обрядов.

Записаны песни и сказки.

Песни и другие этнографические материалы среди уральских инородцев.

Быт карел. Особенности карельского говора.

Календарные обряды. Народная космогония.

Черемисы и башкиры

Костромская губ. Костромской уезд

Исследования народных говоров, местных юридических обычаев.

Домашний быт. Обычаи, предрассудки, приметы, суеверия, остатки язычества, пословицы, поговорки, болезни и способы их лечения, свадьбы и похороны.

Собраны памятники музыкального и песенного творчества киргиз.

Собирания памятников народного творчества.

Сведения о положении переселенцев.

Антропологические и этнографические наблюдения.

Исследование быта и памятников народного творчества Баргу-бурят.

Записал с помощью фонографа песни, мелодии, разговоры разных национальностей. Посещал места религиозных поклонений.

58 песен, 28 сказок, несколько причитаний и урочных слов.

Записаны на фонограф 290 песен и причитаний.

81 песен, в т.ч. былины, духовные стихи.

Нижегородская губ. Нижегородский уезд

Записаны на фонограф 44 песни.

Архангельская губ. Низовья Печоры

46 былин, 44 исторические, разбойничьи, обрядовые песни, 50 сказок.

Изучение южно-русских сектантов.

80 народных песен с напевами, в т.ч. былины и исторические песни.

Изучение быта псковских эстонцев, т.н. полуверцев или Сетукезов.

Изучение Мордвы и сбор лингвистического и этнографического материала.

Песни религиозного характера, исследования быта местных сектантов.

30 старинных песен, в т.ч. исторические песни о Стеньке Разине, Иване Грозном, Петре Алексеевиче, Суханко Тумановиче и т.д. Описания детских игр и «игрищ» деревенской молодежи – хороводы, вечерки. Свадебный обряд. Наговоры. Сведения о способах врачевания и лечебные заговоры. Составлен перечень народных праздников. Былички о лешем. Пословицы, поговорки.

Повенецкий уезд, Поморье

Записаны старинные песни, легенды, сказки. Приобретены рукописи.

Приобретены этнографические предметы, отражающие духовную и материальную культуру местных инородцев.

тракт Архангельск – Онега

100 сказок, песни, народные драмы.

Быт, промыслы и народные обычаи старообрядцев. Записал наиболее распространенные светские песни и духовные стихи.

Этнографические наблюдения. Говор населения, быт, образ жизни крестьян.

Быт старообрядцев и сектантов (баптисты, штундисты, толстовцы, хлысты). Сведения о промыслах, календарных и семейно-бытовых обрядах.

Диалектологические записи. Собраны заговоры, старинные песни (в т.ч. исторические), частушки, «игровые песни», легенды, предания, сказки. Коллекции одежды.

В архивах Архангельска собраны материалы о движении заселения границы этих двух губерний. В Кокшеньге записаны духовные стихи, сказки, песни, заговоры, свадебные причеты, отрывки из сказания о Царе-Соломоне. Село Леденгск. Записаны песни и игры молодежи, сказки.

Тунгусы бассейна р. Катонги

Пополнен лексический материал по языку тунгусов. Записаны тунгусские сказки.

Происхождение бесермян. Язык, обычаи, обряды, поверья, верования.

Изучение быта черниговских старообрядцев. Привезены рукописи.

88 сказок, 50 народных песен, 5 легенд, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, поверья.

р. Сить Моложского уезда

Этнографические сведения. Исследование говора сицкарей.

Семейные и религиозные отношения зырян. Описание свадебного обряда. Сведения по обычному праву.

Изучение быта Крымских татар.

Собирание сказок и изучение типов сказочников и условий возникновения и распространения сказок в крестьянской среде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *