Этнографический музей что это такое
МУЗЕИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ
Полезное
Смотреть что такое «МУЗЕИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ» в других словарях:
Музеи этнографические — Этнографические музеи … Большая советская энциклопедия
Музеи этнографические — Кунсткамера, вид с Невы Кунсткамера кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт Петербурге. Обладает уникальной … Википедия
Музеи Санкт-Петербурга — В Санкт Петербурге имеется свыше 200 музеев и их филиалов. В список включены большинство общедоступных музеев Санкт Петербурга (кроме узковедомственных музеев по истории предприятий, учебных заведений, воинских частей и общественных организаций) … Википедия
МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКИЕ — науч. учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. М. и. имеют либо широкий ист. профиль (музеи истории страны, республики, отд. р нов … Советская историческая энциклопедия
Музеи — и выставочные залы. Музеи и выставочные залы Исторические музеи. Историко революционные музеи 2. Рабочий кабинет и комната В. И. Ленина в Смольном 3. Переулок Ильича, 7/4 4. Улица Ленина, 52/9 5. Набережная реки Карповки, 32 6. 10 я Советская… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Этнографические музеи — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов. Этнографические музеи в дореволюционной России и… … Большая советская энциклопедия
Музеи — (греч. muséion место, посвященное музам, храм муз, от músa муза) научные, научно просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной… … Большая советская энциклопедия
Музеи — (museum, μουςειον) так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т. е. науке, поэзии и искусству. Такие М. были в Афинах, Трезене, Стагире, Пергаме, Антиохии, Византии; но самым величайшим М. в древности был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Музеи Бурятии — Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья, Улан Удэ. В 2007 году в Бурятии действовало: 5 государственных, 19 муниципальных, более ста поселенческих и школьных музеев … Википедия
Музеи Киева — Содержание Содержание 1 Легенда … Википедия
Что такое Этнографические музеи
Значение слова Этнографические музеи по словарю Брокгауза и Ефрона:
Этнографические музеи — см. Музеи и Этнография.
Определение «Этнографические музеи» по БСЭ:
Этнографические музеи — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов.
Этнографические музеи в дореволюционной России и в СССР. На базе петербургской Кунсткамеры выросли самостоятельные академические музеи: Азиатский (1818), получивший коллекции по культуре и быту народов Передней и Средней Азии, Дальнего Востока, Сибири и Поволжья. Египетский (1825) — по народам Египта. Этнографический (1836) — по народам Европейской части России и Западной Европы. Б. ч. этих коллекций в 1879 была передана в фонд Музея антропологии и этнографии (МАЭ), вскоре превратившегося в крупнейший отечественный этнографический музей. Его экспозиция характеризовала антропологические типы народов мира, их древнейшую и современную материальную культуру и верования. В 1831 в Петербурге открылся Румянцевский музей, экспонировавший коллекции по культуре и быту народов Океании и Д. Востока. в 1861 он был переведен в Москву и пополнен коллекциями по народам Европы, России и Кавказа.
В 1867 в Москве открылась Всероссийская этнографическая выставка, экспонаты которой послужили ядром так называемого Дашковского музея, специализировавшегося на этнографии народов России. В 1900 был основан Этнографический музей Харьковского историко-филологического общества, собиравший материалы по украинцам. в 1895 — Русский музей (Петербург) с отделом этнографии Российской империи, славян и народов сопредельных стран, фонды которого формировались по специальным программам. Большие этнографические коллекции были собраны филиалами и музеями Русского географического общества (РГО), а также губернскими и городскими музеями: Иркутским (основан в 1872), Минусинским (1877), Тюменским (1879), Владивостокским (1890), Якутским (1891), Хабаровским (1894), Читинским (1895) — по народам Сибири и Дальнего Востока. Саратовским (1877), Казанским (1891) — по народам Поволжья. Смоленским (1888), Рязанским (1884), Архангельским (1895), Ростовским-на-Дону (1898) — по быту русских. Львовским (1895) — по культуре украинского народа. Вильнюсским (1856), Рижским (1896), Тартуским (1909) — по народам Прибалтики. Кавказским (Тбилиси, 1852) — по народам Кавказа. Ташкентским (1876) — по народам Средней Азии и Казахстана.
В современное время в Москве на базе Румянцевского и Дашковского собраний был создан Центральный музей народоведения (1924), а затем Музей народов СССР. в Ленинграде приобрел самостоятельность Этнографический отдел Русского музея (с 1934 Государственный музей этнографии народов СССР), фонды которого систематически пополняются из экспедиций. В 1948 в них влились коллекции из свернутого в годы Великой Отечественной войны 1941-45 Музея народов СССР. Его экспозиция характеризует культуру и быт народов СССР 19 — начало 20 вв.: русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Кавказа, а также современную культуру и быт народов социалистических стран. Экспозиция Музея антропологии и этнографии строится по историко-географическому принципу и носит комплексный характер.
Она освещает древнейшие этапы развития человека и человеческого общества, а также культуру и быт народов мира. В советское время интенсивно развилось краеведение. Возникли новые музеи, в которых широко экспонируются этнографические материалы: Центральный музей Казахстана (Алма-Ата, основан 1924), Государственный исторический музей Киргизии (Фрунзе, 1926), Государственный музей истории народов Узбекистана (Ташкент, 1918), историко-этнографические музеи Абхазии (Сухуми, 1917), Армении (Ереван, 1921), Грузии (Тбилиси, 1926), Азербайджана (Баку, 1921), Тувы (Кызыл, 1928), Удмуртии (Ижевск, 1921), Марийской АССР (Йошкар-Ола, 1924), Таджикистана (Душанбе, 1933) и др. Созданы музеи-заповедники на открытом воздухе: музей народного быта Латвийской ССР — Бривдабас музей (Рига, 1928), Эстонский музей-парк народного зодчества и быта (Рокк-ал-Маре, 1957), Музей истории народного рыболовства в Вентспилсе (1954), Музей народного быта Литовской ССР (1965). Музей быта в Тбилиси (1962). историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники: Костромской (1963), Ростово-Ярославский (1959), Коломенский (1934), Малые Корелы (под Архангельском, 1968). музеи архитектуры и быта в Киеве (1972), Львове (1973) и др.
В советских этнографических музеях ярко раскрывается принцип равноправия культур. Большое внимание уделяется показу не только старого быта, но и становления быта нового социалистического общества.
Зарубежные этнографические музеи. В социалистических странах Европы значительные этнографические собрания имеются в Венгрии — в Музее народного искусства и этнографии (Будапешт, 1872). в ГДР — в Лейпцигском этнографическом музее (1869) и Государственном этнографическом музее в Дрездене (1875). в Румынии — в музее Трансильвании (Клуж-Напока, 1922) и в Музее села на открытом воздухе (Бухарест, 1936). в Национальном этнографическом музее Болгарии (София, 1893), в Национальном музее Праги (Чехословакия, 1818), Национальном этнографическом музее Словакии (Мартин, 1893), а также в музеях Польши (Варшава, 1888. Краков, 1905), Югославии (Белград, 1901. Загреб, 1919) и др. Этнографические коллекции имеются также в различных музеях Китая, Монголии, КНДР, СРВ.
Музеи ряда капиталистических стран располагают богатыми этнографическими коллекциями: музей Ашмола (Оксфорд, 1683), Британский музей (Лондон, 1753), американские музеи естественной истории (Нью-Йорк, 1869. Чикаго, 1893), Их экспозиции носят многоотраслевой характер. Часть зарубежных музеев имеет преимущественно этнографический профиль: Берлинский музей народоведения (Западный Берлин, 1886), Национальный музей народного искусства и обычаев (Париж, 1937), Роттердамский музей страны и народа (1883), Антверпенский (1890-е гг.) и Стокгольмский этнографический музей, этнопарки Скансен (Стокгольм, 1891), Лиллехаммер (1904), Копенгагенский (1901), Нидерландский музей на открытом воздухе в Арнеме (1912), музей в Осло (Норвегия, 1894), Музей пуэбло в Аризоне (США, 1924).
Другие музеи сочетают в своей экспозиции этнографию и археологию: Гамбургский музей народоведения (ФРГ, 1879), Национальный музей народоведения в Мюнхене (ФРГ, 1868), в Вене (Австрия, 1876), Лейдене (Нидерланды, 1837), музеи археологии и этнографии Кембриджского (Великобритания, 1883), Гарвардского (США, 1901) университетов, Оксфордский музей Питт-Риверса (Великобритания, 1883) и др. Крупнейшими музеями, объединяющими коллекции по антропологии, археологии и этнографии, являются Музей человека в Париже (1937), созданный на базе музея Трокадеро (1878), и Национальный музей в Оттаве (Канада, 1957). Обширные коллекции по быту народов, находившихся в колониальной зависимости, собраны в Голландском колониальном музее в Харлеме (1865), Музее Центральной Африки в Бельгии (Брюссель, Тервюрен, 1897), этнографическом отделе Британского музея. Этнографические отделы в национальных музеях или специализированные этнографические музеи имеются почти во всех странах мира.
Лит.: [Михайловская А. И., Равикович Д. А. (сост.)], Этнографические коллекции в музеях СССР, М., 1964. Разгон А. М., Этнографические музеи в России (1861-1917 гг.), в сборнике: Очерки истории музейного дела в России, в. 3, М., 1961. Потапов Л. П., Основные вопросы этнографической экспозиции в советских музеях,
«Советская этнография», 1951, № 2. Маковецкий И. В., Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи, «Советская этнография», 1963, № 2. По зарубежным музеям, М., 1965 (Тр. н.-и. института музееведения, в. 15). Станюкович Т. В., Музей антропологии и этнографии, М. — Л., 1964. Schmeltz J. D. E., Ethnographische Musea in Midden-Europa, Leiden, 1896. Wieschhoff H. A., Etnographic museums in Germany,
«Museum News», 1953, (v. 23), May 15. Coleman L. V., The Museum in America. A critical study, v. 1-3, Wash., 1939. Kai UldalI, Les musйes de Plein Air, «Museum», 1957, v. 10, № 1.
Т. В. Станюкович.
Этнографические музеи
Кунстка́мера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий.
Содержание
История
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1716-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (улица Ставропольская, дом 9).
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне —»Готторпский» (с 1754 Большой академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
Разделы музея
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айнов. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Музеи этнографические
Кунстка́мера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий.
Содержание
История
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1716-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (улица Ставропольская, дом 9).
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне —»Готторпский» (с 1754 Большой академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
Разделы музея
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айнов. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Этнографический музей
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Этнографический музей» в других словарях:
Этнографический музей (Анкара) — Этнографический музей Анкары Координаты: 39°55′57.8″ с. ш. 32°51′19″ в. д. / 39.932722° с. ш. 32.855278° в. д. … Википедия
Этнографический музей (Познань) — Этнографический музей Местонахождение улица Гробля, 25, Познань Этнографический музей (польск … Википедия
Этнографический музей (Сочи) — Этнографический музей культурно просветительское учреждение в микрорайоне Лазаревское Лазаревского района города Сочи, Краснодарский край, Россия. Здание музея постройки начала XX века (до 1914). Сначала это был открытый в 1986… … Википедия
Этнографический музей (Будапешт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Этнографический музей. Координаты: 47°30′28.13″ с. ш. 19°02′54.31″ в. д. / … Википедия
Этнографический музей народов Забайкалья — Координаты: 51°53′11″ с. ш. 107°38′54″ в. д. / 51.886389° с. ш. 107.648333° в. д … Википедия
Этнографический музей (Краков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Этнографический музей. Координаты: 50°02′54.72″ с. ш. 19°56′36.81″ в. д. / 50.048535° … Википедия
Этнографический музей (Белград) — У этого термина существуют и другие значения, см. Этнографический музей. Музей Этнографический музей Етнографски музеј … Википедия
Этнографический музей (Загреб) — Координаты: 45°48′30.16″ с. ш. 15°58′13.49″ в. д. / 45.808379° с. ш. 15.970414° в. д. … Википедия
Этнографический музей (Санкт-Петербург) — Российский этнографический музей Дата основания 1902 Местонахождение Санкт Петербург, Инженерная ул., 4/1 Проезд метро: «Гостиный двор», «Невский проспект» Телефон +7 (812) 570 56 62 Билет 30 рублей … Википедия
Этнографический музей Армении «Сардарапат» — Координаты: 40°08′08.56″ с. ш. 44°00′55.26″ в. д. / 40.135711° с. ш … Википедия