Фер или тер что применять в 2021 году

Новые Методики по накладным расходам и сметной прибыли применяются с индексами II квартала 2021

Для соблюдения всех формальностей в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) по состоянию на 16.04.2021 наконец-то включены новые Методика по накладным расходам (НР, Приказ Минстроя 812/пр) и Методика по сметной прибыли (СП, приказ Минстроя 774/пр) спримечанием об их применении с индексами II квартала 2021 — когда индексы на II квартал считают с новыми нормативами НР и СП, а сметы составляют со старыми.

Данные Методики применяются совместно с индексами Минстроя (планируется выпуск индексов по статьям затрат!), начиная со II квартала 2021 года.

Говорят, что с помощью комплексного применения двух методик сметную прибыль можно будет повысить на 2,7%-3%.

Теперь точно придется обновляться, перестраиваться, отучаться быть «кнопочником»…

Вся информация о состоянии дел с Методиками, датами утверждения, ссылками на приказы Минстроя и текстами самих методик — по ссылке.

Необходимо уже сейчас перестраиваться, вникать в подробности, учиться настраивать сметный софт (многое пока не делается автоматом по нажатию одной кнопки!). Не думайте, что всё осталось как было и к чему привыкли! В новых версиях сметных программ вводятся новые формулы расчёта, выходные формы, множество дополнительных настроек, которые необходимо будет выполнить, прежде чем производить расчет, многие ответы затрагивали здесь.

Есть такая расхожая фраза «документ должен вылежаться»…

То, что разрабатывают — очень долго согласовывается, качество документов вызывает обоснованную критику содержания, «новизны» переписанных документов и оформления… по-традиции внятно не отвечают на острые вопросы, предлагая разобраться во всем самим и самоустраняясь от роли координатора ценообразования… отчитываются о промежуточных результатах «наверх» («внизу» уже за много лет привыкли все эти «бодрые» обещания читать в лучшем случае по диагонали), не признавая или медленно исправляя «косяки»… застревая на этапе отправки/согласования, а то и перед включением уже утверждённых приказов в ФРСН…

Закрытость, отсутствие конкретных практических примеров (моделей, выходных форм, расчётов), «никакая» разъяснительная работа, нерешительность и пустые обещания ещё больше запутывают и позволяют сделать вывод, что нормотворцы — те ещё «космонавты», выставившие курс «ноль» на приборах в очередной попытке «урезать» Подрядчика.

А все «новеллы» разбиваются о нерешительность, постоянную занятость экипажа и отсутствие желания что-либо изменить.

Союз инженеров-сметчиков предоставляет запись специализированного авторского вебинара по новым Методикам, тема — Определяем сметную стоимость по новым Методикам Минстроя РФ, продолжительность — около 3,5 часов. Цена — 6 000 рублей. Наиболее полный и актуальный материал.

Выдержка из материала: «‎Указанные нормативы на проектную документацию, разработанную по договорам, заключенным до включения Методик в ФРСН, и представленную застройщику, не распространяются. При этом по инициативе застройщика такая проектная документация (сметная документация) может быть пересмотрена в соответствии с новыми Методиками.

Сметная стоимость, подлежащая проверке достоверности (проверке достоверности определения сметной стоимости строительства) в ходе государственной экспертизы проектной документации, начиная с даты включения Методик в ФРСН должна быть определена с применением новых нормативов НР и СП если ее передача застройщику, заказчику (техническому заказчику) будет осуществляться после указанной даты. При этом в организации по проведению государственной экспертизы должен представляться документ, подтверждающий передачу проектной документации (в том числе раздела «Смета») застройщику, заказчику (техническому заказчику)».

Источник

Фер или тер что применять в 2021 году

Среди наиболее актуальных позиций обновленных сметных норм и расценок, применяемых для определения стоимости объектов промышленного и гражданского строительства, в сборник государственных элементных сметных норм (ГЭСН) включены, в частности, сметные нормы на сборку и сварку арматурных пространственных каркасов в построечных условиях, которые ранее отсутствовали в сметно-нормативной базе. Кроме того, в составе дополнений №8 к ФСНБ 2020 разработано 14 сметных норм и федеральных единичных расценок, дифференцированных по диаметрам арматурной стали от 6 до 40 мм. Нормы разработаны Главгосэкспертизой России расчетно-аналитическим методом.

Также к числу актуальных и наиболее ожидаемых участниками рынка изменений относятся разработанные Главгосэкспертизой и добавленные в ФСНБ нормы и расценки на огрунтовку и окраску мостовых металлических конструкций лакокрасочными материалами с применением автогидроподъемников. Новые сметные нормы разделены на работы по огрунтовке и окраске монтажных стыков, болтов в стыках, а также окраску пролетных строений.

Кроме того, в обновленный состав ФСНБ-2020 также включено 22 сметные нормы, дополняющие сборник 35 «Горнопроходческие работы» и также разработанные специалистами Главгосэкспертизы.

В целом в ФСНБ-2020 включено более 5800 новых и актуализированных сметных норм и расценок, из них более 3600 новых, а также более 2800 сметных цен строительных ресурсов.

Обращаем внимание, что для разработчиков сметных программных комплексов на сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) размещена ФСНБ-2020 с учетом восьмого дополнения в формате открытых данных.

Специалисты Главгосэкспертизы также прокомментировали ключевые обновления Федеральной базы сметных нормативов.

1. Сборник ГЭСН 06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные»

Разработано 14 сметных норм и федеральных единичных расценок, дифференцированных по диаметрам арматурной стали от 6 до 40 мм. В сметно-нормативной базе долгое время отсутствовали сметные нормы на сборку и сварку арматурных пространственных каркасов в построечных условиях. Нормы впервые разработаны Главгосэкспертизой России расчетно-аналитическим методом.

2. Сборник ГЭСНм 20 «Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте».

Сметные нормы, разработанные ОАО «РЖД» в соответствии с Планом утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2021 год, на работы при реконструкции и капитальном ремонте существующих контактных сетей на железнодорожном транспорте необходимы для определения затрат на строительство контактных сетей для движения поездов со скоростью до 160 км/ч (КС-160) при обновлении и модернизации дорог ОАО «РЖД».

3. Сборник ГЭСН 15 «Отделочные работы»

В сметной нормативной базе ранее отсутствовали нормы на монтаж системы защиты стен и углов. Технологии предназначены для защиты колонн, углов стен и выступающих частей зданий от повреждений и износа в результате столкновения с движущимися объектами в зданиях общественного назначения с постоянно высоким потоком людей. Сюда относятся магазины, больницы, заведения общепита, гостиницы, административные учреждения.
Угловые отбойники помогают сохранить изначальный вид помещения и сберечь дорогостоящую отделку от повреждений в результате ежедневной эксплуатации. Основой отбойных устройств является прочный алюминиевый профиль, который закрепляется непосредственно на стене. На него устанавливается стойкое к различным видам износа виниловое покрытие.
Отбойная доска шириной 150 мм и толщиной 20 мм монтируется на стену при помощи сплошного алюминиевого профиля с фиксирующими элементами с интервалом 50-60 см. Система защиты с виниловым покрытием амортизирует удары благодаря двойной резиновой прослойке и препятствует износу отделки.

Нормы переработаны в рамках гармонизации с базой территориальных сметных нормативов (ТСН г. Москвы).

4. Сборник ГЭСН 27 «Автомобильные дороги»

ФСНБ-2020 дополнена нормами на укладку литой асфальтобетонной смеси на тротуарах мостовых сооружений в местах с затрудненным доступом с использованием мини-перегружателя.
Технология предполагает укладку литой асфальтобетонной смеси в труднодоступных местах мостовых сооружений с устройством и без устройства опалубки. Из термос–бункера выгружается литой асфальтобетон в цистерну мини-кохера, по завершению загрузки цистерны мини-кохера смесь перевозится на участок производства работ. Далее смесь перегружается в тачки, укладывается и разравнивается вручную.
В сметной документации также отсутствовали нормы на укрепление обочин асфальтогранулятом.
Одним из эффективных решений укрепления обочин является использование асфальтогранулята, образующего в результате фрезерования неровностей старого покрытия. Повторное применение старого асфальтобетона в дорожном строительстве позволяет уменьшить расход кондиционных минеральных и вяжущих материалов, сократить расходы на их перевозку, способствует решению проблем утилизации асфальтобетонного лома и охраны окружающей среды.

Нормой предусмотрено устройство слоя из асфальтогранулята с уплотнением виброкатком массой 15 т.
Нормы разработаны в рамках реализации плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Минтранса России и Главгосэкспертизы России по гармонизации государственных сметных нормативов и отраслевых сметных норм.

5. Сборник ГЭСНм 03 «Подъемно-транспортное оборудование»

Эскалатор — подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30—35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор или с помощью линейного привода. Является одним из видов конвейера.

Нормы переработаны в рамках гармонизации с базой территориальных сметных нормативов (ТСН г. Москвы).

6. Сборник ГЭСНм 10 «Оборудование связи»

В сметно-нормативной базе отсутствовали нормы на монтаж Автоматических дорожных метеорологических станций. Основной задачей специализированного метеорологического обеспечения дорожного хозяйства является сбор, анализ метеоданных, полученных с пунктов дорожного метеорологического контроля в автоматическом режиме, и прогноз возможности возникновения неблагоприятных или опасных метеорологических явлений, а также прогноз о возможности неблагоприятных условий движения.

Системы специализированного метеорологического оборудования широко используются при обеспечении дорожного хозяйства.

Разработано 5 сметных норм и федеральных единичных расценок к ним, учитывающие затраты на работы по установке, настройке и регулировке элементов дорожной метеостанции.

Нормы разработаны Главгосэкспертизой расчетно-исследовательским и расчетно-аналитическим методами технического нормирования в рамках реализации пункта 322 Плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2021 год. Инициатором разработки выступил Минтранс России.

7. Сборник ГЭСН 30 «Мосты и трубы»

В дополнение к сметным нормам на Огрунтовку и окраску мостовых металлических конструкций лакокрасочными материалами (с земли) разработаны сметные нормы, учитывающие производство данных работ с применением автогидроподъемников.

Таким металлическим конструкциям как мосты, эксплуатируемым при постоянных значительных нагрузках, воздействии влаги, перепадах температур и пр., должно уделяться повышенное внимание. Ведь эти конструкции должны выполнять свои функции, не подвергая риску пешеходов и транспорт, при этом оставаясь максимально полезными и безопасными.

Для обеспечения высокой степени защиты от атмосферного воздействия и коррозии элементов стальных пролетных строений мостов и путепроводов применяются специальные лакокрасочные покрытия, нанесение которых возможно как на заводе-изготовителе, так и на строительной площадке.

Нормы разработаны Главгосэкспертизой расчетно-исследовательским и расчетно-аналитическим методами технического нормирования в рамках реализации пунктов 315 и 316 Плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2021 год. Инициатором разработки выступил Минтранс России.

Нормы по огрунтовке и окраске дифференцированы, т.к. при окраске болтов и стыков учтена малообъемность работ и большее количество трудозатрат, чем при окраске основных конструкций.

При разработке данных норм специалисты работали в том числе и на строительстве Крымского моста.

8. Сборник ГЭСН 35 «Горнопроходческие работы»

В сметно-нормативной базе ряд норм на горнопроходческие работы в шахтах требуют актуализации и дополнений в части современных новых подходов в производстве таких работ. Учитываемый в сметных нормах процесс доставки материалов с помощью вагонеток зачастую нецелесообразен ввиду своей сложности и трудоемкости.

Для автоматизации и сокращения сроков производства работ в настоящее время широко применяются современные отечественные строительные материалы, маневренные машины и механизмы с высоким уровнем технической эффективности (например, погрузочно-доставочные машины для транспортировки грузов), что способствует улучшению целого ряда показателей: комплекс операций выполняется одной машиной, одним машинистом, сокращается время выполнения работ, увеличивается производительность труда, сокращается трудоемкость.

Силами специалистов Главгосэкспертизы были успешно проведены более 35 нормативных наблюдений технологических процессов при помощи хронометража и пооперационного фотоучета в условиях шахт, опасных по газу и пыли, непосредственно на рудниках алмазодобывающей промышленности.

Результаты нормативных наблюдений учтены при разработке сметных норм по технологиям пп. 373-376, 378-381 Плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2021 год, инициатором разработки которых является АК «АЛРОСА» (ПАО).

Главгосэкспертизой России разработаны 20 сметных норм расчетно-исследовательским и расчетно-аналитическим методами технического нормирования, в том числе на:

— прохождение горизонтальных выработок и их сопряжений взрывным способом в шахтах, опасных по газу и (или) пыли, с технологией откатки горных пород погрузочно-доставочными машинами;

— крепление горизонтальных и наклонных выработок набрызг-бетоном;

— затяжка железобетонными плитами в выработках c углами наклона до 13 градусов;

— крепление горизонтальных и наклонных выработок до 13 градусов и их сопряжений канатными анкерами установкой в свод с заполнением шпуров минеральными композиционными составами;

— установка металлических штанг в стены методом расклинивания при бурении шпуров буровой проходческой двухстреловой установкой;

— установка кондуктора в шахтах, опасных по газу и (или) пыли.

Разработанные нормы дифференцированы с учетом условий производства работ в шахтах, опасных и не опасных по газу и (или) пыли.

Источник

Фер или тер что применять в 2021 году

Фер или тер что применять в 2021 году. Смотреть фото Фер или тер что применять в 2021 году. Смотреть картинку Фер или тер что применять в 2021 году. Картинка про Фер или тер что применять в 2021 году. Фото Фер или тер что применять в 2021 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Фер или тер что применять в 2021 году. Смотреть фото Фер или тер что применять в 2021 году. Смотреть картинку Фер или тер что применять в 2021 году. Картинка про Фер или тер что применять в 2021 году. Фото Фер или тер что применять в 2021 году

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Фер или тер что применять в 2021 году. Смотреть фото Фер или тер что применять в 2021 году. Смотреть картинку Фер или тер что применять в 2021 году. Картинка про Фер или тер что применять в 2021 году. Фото Фер или тер что применять в 2021 годуОбзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 января 2021 г. № 598-ИТ/09 О применении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории РФ, утв. приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр

Поскольку Приказ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие, его положения на проектную документацию, разработанную по договорам, заключенным до вступления в силу Приказа, и представленную застройщику до вступления в силу Приказа, не распространяются. При этом по инициативе застройщика такая проектная документация (сметная документация) может быть пересмотрена в соответствии с Методикой.

Следует отметить, что Методика определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Принимая во внимание положения пункта 48 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105, применение рекомендованных образцов форм, являющихся приложением к Методике, возможно по мере готовности застройщика использовать рекомендованные образцы форм, а также готовности органов экспертизы принимать документы по таким формам.

По мнению Департамента, возможность применения других форм представления сметных расчетов положениями Методики не ограничена.

При этом информация, которая будет отражена в сметных расчетах, выполненных по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении N 2 к Методике для базисно-индексного метода с применением единого индекса пересчета стоимости строительно-монтажных работ, соответствует информации, включаемой в формы локального сметного расчета, используемые до вступления в силу Методики, отличие заключается лишь в форме отображения такой информации.

В соответствии с пунктом 56 Методики коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой. При одновременном применении коэффициенты перемножаются, результат округляется до семи знаков после запятой.

В соответствии с пунктом 10 примечаний к Приложению N 2 к Методике округление по каждой строке производится до двух знаков после запятой (до копеек) по итогу произведенных вычислений.

Согласно пункту 28 Методики выполнение расчетов и оформление сметной документации производится с учетом требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. N 783/пр.

Указанные правила округления приняты при разработке формата представления локальных сметных расчетов (смет), в электронном виде (на основе XML-формата).

В связи с этим порядок округления при перемножении коэффициентов устанавливает единые правила проведения расчетов преимущественно для разработчиков сметных программных комплексов, которые до настоящего времени отсутствовали, что приводило к различиям сметной стоимости одного объекта, рассчитанной с использованием различных сметных программных комплексов.

Такое округление будет осуществляться в автоматизированном режиме, следовательно, не повлияет на трудоемкость работы при составлении сметной документации.

Указанный приказ разработан в целях реализации части 16.1 статьи 34, части 59 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и применяется только в отношении объектов капитального строительства, включенных в Перечни объектов.

Порядок формирования НМЦК предусматривает особенности определения НМЦК в отсутствие проектно-сметной документации с использованием следующих инструментов:

— стоимостных показателей объектов-аналогов в целом (указанные показатели применяются в случае отсутствия НЦС);

— стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов (указанные показатели применяются в случае отсутствия НЦС и стоимостных показателей объектов-аналогов).

НМЦК рассчитывается в уровне цен периода исполнения контракта с использованием индексов потребительских цен Росстата и прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России.

В случае, если в контракте предусмотрено обязательство по поставке оборудования, затраты на его поставку рассчитываются в уровне цен периода исполнения контракта, по номенклатуре оборудования, учтенного в сметной документации, объекта-аналога.

Стоимость оборудования по принятой номенклатуре определяется заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основании информации о рыночных ценах идентичного оборудования, планируемого к поставке, или при их отсутствии, на основании данных о стоимости аналогичного оборудования.

Приказом N 175/пр установлено, что изменение цены контракта осуществляется заказчиком в случаях, если при исполнении контракта:

а) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации превышает цену контракта;

б) цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Изменение цены контракта осуществляется путем пересчета сметной стоимости, определённой по результатам государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, в уровень цен периода исполнения контракта с использованием прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России и коэффициента тендерного снижения начальной (максимальной) цены контракта. Изменение цены контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту.

Составление сметы контракта и внесение в нее изменений осуществляется в соответствии с методикой составления сметы контракта, утвержденной Приказом 175/пр, без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.

Методикой предусмотрены правила применения любых видов Индексов, которые могут быть размещены в ФРСН, при определении сметной стоимости базисно-индексным или ресурсно-индексным методом. Положения по видам и применению Индексов приведены с учетом расширения системы Индексов.

Поэтапный переход к расчету и публикации Индексов к элементам прямых затрат (оплате труда, стоимости эксплуатации машин и механизмов, а также к сметной стоимости материалов, изделий и конструкций), предусмотренный начиная с 2020 года, приведет к повышению точности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

Публикация Индексов к элементам прямых затрат возможна только для тех субъектов Российской Федерации, которые предоставили полный комплект документов в соответствии с Методикой N 326/пр для пересчета Индексов расчетным методом по всей номенклатуре ценообразующих материалов и по полной номенклатуре видов объектов капитального строительства.

Кроме того, применение Индексов к элементам прямых затрат целесообразно только в рамках переходного периода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, который позволит значительно повысить точность сметных расчетов. При этом необходимость в публикации Индексов по видам объектов капитального строительства и к элементам сметных прямых затрат отпадет, так как при ресурсно-индексной модели Индексы будут рассчитываться к группам однородных ресурсов и использоваться только для тех позиций, для которых в ФГИС ЦС будет отсутствовать информация о сметных ценах.

Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком. При этом наиболее экономичный вариант определяется как минимальная сметная цена (с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов) из трех (при наличии) ценовых предложений поставщиков по результатам конъюнктурного анализа.

Однако Методикой не установлено требование по выбору трех минимальных цен-предложений от всех поставщиков, осуществляющих поставку и реализацию конкретного строительного ресурса. Мониторинг цен строительных ресурсов согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления N 1452 осуществляется государственным учреждением, подведомственным Минстрою России и уполномоченным на создание и эксплуатацию информационной системы и предусматривает предоставление производителями/поставщиками государственному учреждению отпускной цены (цены реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренной договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенной по объему и цене их реализации за отчетный период.

При этом для определения сметной стоимости объектов не могут использоваться средневзвешенные отпускные цены строительных ресурсов, так как для их определения необходимы данные по суммарному объему реализации строительной продукции (по фактически совершенным сделкам) с учетом объема производства за определенный период времени, которые не могут быть получены по результатам конъюнктурного анализа рынка строительной продукции на основании коммерческих предложений поставщиков/производителей.

В рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 10 декабря 2020 г. за N 11789п-п16, планируется обеспечить поэтапный переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства с учетом имеющегося информационного наполнения ФГИС ЦС с одновременным использованием информации о текущих ценах строительных ресурсов, размещенных в ФГИС ЦС, и Индексов к отдельным строительным ресурсам и Индексов к группам строительных ресурсов, информация о стоимости которых отсутствует в ФГИС ЦС (ресурсно-индексный метод), начиная уже с 2022 года.

В свою очередь, ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства предусматривает формирование сметных цен строительных ресурсов для размещения в ФГИС ЦС на основании данных об отпускных ценах (ценах реализации) строительных ресурсов, средневзвешенных по объемам и цене их реализации, представляемых производителями и импортерами строительной продукции, а также данных о ценах строительных ресурсов, определяемых на основании информации, представляемой в ФГИС ЦС оптовыми поставщиками строительной продукции.

Учитывая изложенное, использование средних значений стоимостей ценообразующих строительных ресурсов для определения сметной стоимости строительства представляется возможным при осуществлении перехода на использование ресурсно-индексной модели определения сметной стоимости строительства.

Конъюнктурный анализ заполняется согласно Приложению N 1 к Методике необходимой информацией (при ее наличии), исключение граф не рекомендуется, при отсутствии информации по какой-либо из граф в ней ставится прочерк с учетом примечаний к Приложению N 1 к Методике.

Согласно пункту 13 Методики при отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании конъюнктурного анализа. Проведение конъюнктурного анализа возможно на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также на отдельные виды прочих работ и затрат.

При этом в случае отсутствия в ФРСН необходимых сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, или если технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных действующими государственными элементными сметными нормами, разработка и утверждение новых (актуализация действующих) сметных нормативов осуществляется в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13 января 2020 г. N 2/пр, в инициативном порядке.

По мнению Департамента, описание усложняющих факторов и условий производства работ не должно ограничиваться разделом проектной документации «Проект организации строительства».

В соответствии с пунктом 52 Методики при разработке локальных сметных расчетов (смет) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим, приведенные в Приложении N 10 к Методике.

Согласно пункту 56 Методики коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой.

При этом сравнение размера коэффициентов для ГЭСН (ФЕР, ТЕР) и ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр) для различных условий производства работ некорректно (например, указанные в обращении коэффициенты при производстве работ на территории действующего предприятия и производстве ремонтно-строительных работ в помещениях эксплуатируемого объекта капитального строительства).

ГЭСН (ФЕР, ТЕР) предусматривают условия работ при осуществлении нового строительства, а ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр) учитывают условия производства работ в эксплуатируемых объектах капитального строительства, поэтому одни и те же усложняющие условия, но коэффициенты разные.

Одновременно сообщаем, что положения методических документов носят рекомендательный характер и применяются в части не противоречащей действующим нормативным правовым актам.

Кроме того, положения Методики содержат коэффициенты, учитывающие условия производства работ в горной местности с наличием вредных условий труда, определенными в составе научно-исследовательской работы.

В приложении N 9 к Методике приведен рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 ССР, а также порядок определения и обоснования стоимости таких работ и затрат.

В соответствии с пунктом 2.22 приложения N 9 к Методике затраты заказчика по вводу объектов в эксплуатацию (затраты на кадастровые работы, выполнение контрольно-исполнительных геодезических съемок подземных инженерных коммуникаций в границах участка, на выполнение исполнительной топографической съемки при сдаче объекта в эксплуатацию, на подготовку технических планов зданий и сооружений, оформление технических паспортов объектов, обследования, испытания, диагностика зданий и сооружений), а также другие затраты определяются локальными сметными расчетами (сметами) и (или) расчетами, разработанными в порядке, установленном Методикой, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

При отсутствии сметных нормативов определяются расчетом согласно нормативам, ценам, тарифам, утверждаемым органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 63 Методики при соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и Индексами.

Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.

При этом согласно пункту 92 Методики при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства), заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

В соответствии с пунктом 64 Методики в локальных сметных расчетах (сметах) дополнительно учитывается сметная стоимость перебазировки машин с базы механизации на строительную площадку и обратно со строительной площадки на базу механизации, для машин, по которым данные затраты не включены в сметную цену эксплуатации машин и механизмов, но обоснованы проектной и (или) иной технической документацией.

Указанные затраты определяются на основании расчета, выполненного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

Федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденные приказом Минстроя России от 26 декабря 2019 г. N 876/пр (ФСЭМ 81-01-2001), разработаны в соответствии с требованиями методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99), утвержденных постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 81, и учитывают затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), установленные на основе среднегодовых статистических данных о работе машин при определении нормативного показателя годового режима их работы.

Перечень машин, затраты на перебазирование которых не учтены в стоимости 1 машино-часа эксплуатации машин и учитываются в сметной документации отдельной строкой, приведен в приложении 6 МДС 81-3.99.

Расчет затрат на перебазировку осуществляется в соответствии с пунктом 4.8 МДС 81-3.99.

Дополнительно сообщается, что согласно пункту 2.15 Приложения N 9 Методики, затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект строительства и обратно, когда подрядная организация определена в качестве единственного поставщика (исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются расчетом на основании данных проектной документации, выполненным в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

В Методике предусматривается возможность корректировки стоимости ресурсов, например, для учета надбавок к бетону по морозостойкости или водонепроницаемости.

При этом необходимо отметить, что Методика определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Директор
Департамента ценообразования
и градостроительного зонирования
И.В. Тютьмина

Обзор документа

С 5 октября 2020 г. действует новая методика определения сметной стоимости возведения, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. В связи с этим Минстрой разъяснил:

— в отношении какой проектной (сметной) документации применяется методика;

— как использовать коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ;

— как применять индексы изменения сметной стоимости;

— в каком случае можно использовать средние значения стоимости ценообразующих строительных ресурсов для расчета сметной стоимости;

— как определяются затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект строительства и обратно, если подрядная организация назначена в качестве единственного поставщика (исполнителя).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *