Фгт что это в технике
Фгт что это в технике
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» (документ не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 1 части 9.1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.
Министр | В.Н. Фальков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2021 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 20 октября 2021 г. № 951
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)
I. Общие положения
Осуществление научной деятельности должно быть предусмотрено уставом организации.
Порядок формирования и утверждения индивидуального плана работы аспиранта (адъюнкта) определяется локальным нормативным актом организации.
II. Требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)
5. Программа аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя научный компонент, образовательный компонент, а также итоговую аттестацию.
Научный компонент программы аспирантуры (адъюнктуры) включает:
подготовку публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, в рецензируемых научных изданиях, в приравненных к ним научных изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus и международных базах данных, определяемых в соответствии с рекомендацией Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, а также в научных изданиях, индексируемых в наукометрической базе данных Russian Science Citation Index (RSCI), и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем 3 ;
промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования.
Образовательный компонент программы аспирантуры (адъюнктуры) включает дисциплины (модули) и практику, а также промежуточную аттестацию по указанным дисциплинам (модулям) и практике.
Итоговая аттестация по программам аспирантуры (адъюнктуры) проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 4 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2016, N 22, ст. 3096).
6. Организация при реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) вправе предусмотреть возможность освоения аспирантами (адъюнктами) факультативных и элективных дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.
Элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения аспирантом (адъюнктом), если они включены организацией в программу аспирантуры (адъюнктуры).
Факультативные дисциплины являются необязательными для освоения аспирантом (адъюнктом).
7. Срок освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) по научным специальностям определяется согласно приложению к федеральным государственным требованиям.
8. При освоении программы аспирантуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок освоения такой программы не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным в соответствии с пунктом 7 федеральных государственных требований.
9. Структура программы аспирантуры (адъюнктуры):
10. Организации, реализующие программы аспирантуры (адъюнктуры), определяют вид и способы проведения практики самостоятельно в соответствии с локальными нормативными актами.
Аспиранты, совмещающие освоение программы аспирантуры с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям программы аспирантуры к проведению практики.
III. Требования к условиям реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
11. Требования к условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) включают в себя требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры).
12. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) доступ к научно-исследовательской инфраструктуре в соответствии с программой аспирантуры (адъюнктуры) и индивидуальным планом работы.
13. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) в течение всего периода освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) индивидуальный доступ к электронной информационно-образовательной среде организации посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) локальной сети организации в пределах, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
14. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) доступ к учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам, а также информационным, информационно-справочным системам, профессиональным базам данных, состав которых определен соответствующей программой аспирантуры (адъюнктуры) и индивидуальным планом работы.
15. Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает доступ аспиранту (адъюнкту) ко всем электронным ресурсам, которые сопровождают научно-исследовательский и образовательный процессы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) согласно соответствующим программам аспирантуры (адъюнктуры), в том числе к информации об итогах промежуточных аттестаций с результатами выполнения индивидуального плана научной деятельности и оценками выполнения индивидуального плана работы.
16. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебного издания в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы аспирантуры (адъюнктуры), на каждого аспиранта (адъюнкта) по каждой дисциплине (модулю), входящей в индивидуальный план работы.
17. При реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) в сетевой форме выполнение требований к условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), предусмотренных пунктами 12-14 федеральных государственных требований, осуществляется с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, использующих сетевую форму реализации программы аспирантуры (адъюнктуры).
18. Не менее 60% процентов численности штатных научных и (или) научно-педагогических работников, участвующих в реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).
1 Часть 7.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56).
2 Подпункт 4.2.60 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851).
3 Пункт 11 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2021, N 13, ст. 2252).
4 Часть 3.1 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56).
5 Пункт 11 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2021, N 13, ст. 2252).
Приложение
к федеральным государственным
требованиям к структуре программ
подготовки научных и научно-
педагогических кадров
в аспирантуре (адъюнктуре),
условиям их реализации, срокам
освоения этих программ с учетом
различных форм обучения,
образовательных технологий
и особенностей отдельных
категорий аспирантов (адъюнктов),
утвержденным приказом
Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 20 октября 2021 г. № 951
1 | 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение |
---|---|
2 | 1.2.2. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ |
3 | 1.2.3. Теоретическая информатика, кибернетика |
4 | 1.2.4. Кибербезопасность |
5 | 1.6.1. Общая и региональная геология. Геотектоника и геодинамика |
6 | 1.6.2. Палеонтология и стратиграфия |
7 | 1.6.3. Петрология, вулканология |
8 | 1.6.4. Минералогия, кристаллография. Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых |
9 | 1.6.5. Литология |
10 | 1.6.6. Гидрогеология |
11 | 1.6.7. Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение |
12 | 1.6.8. Гляциология и криология Земли |
13 | 1.6.9. Геофизика |
14 | 1.6.10. Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения |
15 | 1.6.11. Геология, поиски, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений |
16 | 1.6.12. Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов |
17 | 1.6.13. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география |
18 | 1.6.14. Геоморфология и палеогеография |
19 | 1.6.15. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель |
20 | 1.6.16. Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия |
21 | 1.6.17. Океанология |
22 | 1.6.18. Науки об атмосфере и климате |
23 | 1.6.19. Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия |
24 | 1.6.20. Геоинформатика, картография |
25 | 1.6.21. Геоэкология |
26 | 1.6.22. Геодезия |
27 | 2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия |
28 | 2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности |
29 | 2.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов |
30 | 2.1.16. Охрана труда в строительстве |
31 | 2.3.1. Системный анализ, управление и обработка информации |
32 | 2.3.2. Вычислительные системы и их элементы |
33 | 2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами |
34 | 2.3.4. Управление в организационных системах |
35 | 2.3.5. Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей |
36 | 2.3.6. Методы и системы защиты информации, информационная безопасность |
37 | 2.3.7. Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования |
38 | 2.3.8. Информатика и информационные процессы |
39 | 2.5.1. Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделий |
40 | 2.5.22. Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства |
41 | 2.6.16. Технология производства изделий текстильной и легкой промышленности |
42 | 2.6.18. Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность |
43 | 2.8.10. Охрана труда, промышленная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях (недропользование) |
44 | 2.9.4. Управление процессами перевозок |
45 | 2.9.9. Логистические транспортные системы |
46 | 3.1.1. Рентгенэндоваскулярная хирургия |
47 | 3.1.2. Челюстно-лицевая хирургия |
48 | 3.1.3. Оториноларингология |
49 | 3.1.4. Акушерство и гинекология |
50 | 3.1.5. Офтальмология |
51 | 3.1.6. Онкология, лучевая терапия |
52 | 3.1.7. Стоматология |
53 | 3.1.8. Травматология и ортопедия |
54 | 3.1.9. Хирургия |
55 | 3.1.10. Нейрохирургия |
56 | 3.1.11. Детская хирургия |
57 | 3.1.12. Анестезиология и реаниматология |
58 | 3.1.13. Урология и андрология |
59 | 3.1.14. Трансплантология и искусственные органы |
60 | 3.1.15. Сердечно-сосудистая хирургия |
61 | 3.1.16. Пластическая хирургия |
62 | 3.1.17. Психиатрия и наркология |
63 | 3.1.18. Внутренние болезни |
64 | 3.1.19. Эндокринология |
65 | 3.1.20. Кардиология |
66 | 3.1.21. Педиатрия |
67 | 3.1.22. Инфекционные болезни |
68 | 3.1.23. Дерматовенерология |
69 | 3.1.24. Неврология |
70 | 3.1.25. Лучевая диагностика |
71 | 3.1.26. Фтизиатрия |
72 | 3.1.27. Ревматология |
73 | 3.1.28. Гематология и переливание крови |
74 | 3.1.29. Пульмонология |
75 | 3.1.30. Гастроэнтерология и диетология |
76 | 3.1.31. Геронтология и гериатрия |
77 | 3.1.32. Нефрология |
78 | 3.1.33. Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия |
79 | 3.2.1. Гигиена |
80 | 3.2.2. Эпидемиология |
81 | 3.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины |
82 | 3.2.4. Медицина труда |
83 | 3.2.5. Медицинская психология |
84 | 3.2.6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях |
85 | 3.2.7. Аллергология и иммунология |
86 | 3.4.1. Промышленная фармация и технология получения лекарств |
87 | 3.4.2. Фармацевтическая химия, фармакогнозия |
88 | 3.4.3. Организация фармацевтического дела |
89 | 4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология |
90 | 4.2.2. Санитария, гигиена, экология, ветеринарно-санитарная экспертиза и биобезопасность |
91 | 4.2.3. Инфекционные болезни и иммунология животных |
92 | 4.2.4. Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства |
93 | 4.2.5. Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных |
94 | 4.2.6. Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство |
95 | 4.3.1. Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса |
96 | 4.3.2. Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса |
97 | 4.3.3. Пищевые системы |
98 | 4.3.4. Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины |
99 | 4.3.5. Биотехнология продуктов питания и биологически активных веществ |
100 | 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки |
101 | 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки |
102 | 5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки |
103 | 5.1.4. Уголовно-правовые науки |
104 | 5.1.5. Международно-правовые науки |
105 | 5.2.1. Экономическая теория |
106 | 5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике |
107 | 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика |
108 | 5.2.4. Финансы |
109 | 5.2.5. Мировая экономика |
110 | 5.2.6. Менеджмент |
111 | 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии |
112 | 5.3.2. Психофизиология |
113 | 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика |
114 | 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред |
115 | 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология |
116 | 5.3.6. Клиническая психология |
117 | 5.3.7. Возрастная психология |
118 | 5.3.8. Коррекционная психология и дефектология |
119 | 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности |
120 | 5.4.1. Теория, методология и история социологии |
121 | 5.4.2. Экономическая социология |
122 | 5.4.3. Демография |
123 | 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы |
124 | 5.4.5. Политическая социология |
125 | 5.4.6. Социология культуры |
126 | 5.4.7. Социология управления |
127 | 5.5.1. История и теория политики |
128 | 5.5.2. Политические институты, процессы, технологии |
129 | 5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики |
130 | 5.5.4. Международные отношения |
131 | 5.6.1. Отечественная история |
132 | 5.6.2. Всеобщая история |
133 | 5.6.3. Археология |
134 | 5.6.4. Этнология, антропология и этнография |
135 | 5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования |
136 | 5.6.6. История науки и техники |
137 | 5.6.7. История международных отношений и внешней политики |
138 | 5.6.8. Документалистика, документоведение, архивоведение |
139 | 5.7.1. Онтология и теория познания |
140 | 5.7.2. История философии |
141 | 5.7.3. Эстетика |
142 | 5.7.4. Этика |
143 | 5.7.5. Логика |
144 | 5.7.6. Философия науки и техники |
145 | 5.7.7. Социальная и политическая философия |
146 | 5.7.8. Философская антропология, философия культуры |
147 | 5.7.9. Философия религии и религиоведение |
148 | 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования |
149 | 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) |
150 | 5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) |
151 | 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка |
152 | 5.8.5. Теория и методика спорта |
153 | 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура |
154 | 5.8.7. Методология и технология профессионального образования |
155 | 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации |
156 | 5.9.2. Литературы народов мира |
157 | 5.9.3. Теория литературы |
158 | 5.9.4. Фольклористика |
159 | 5.9.5. Русский язык. Языки народов России |
160 | 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков) |
161 | 5.9.7. Классическая, византийская и новогреческая филология |
162 | 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика |
163 | 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика |
164 | 5.10.1. Теория и история культуры, искусства |
165 | 5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов |
166 | 5.10.3. Виды искусства (с указанием конкретного искусства) |
167 | 5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) |
168 | 5.11.2. Историческая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) |
169 | 5.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) |
170 | 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов |
171 | 5.12.2. Междисциплинарные исследования мозга |
172 | 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка |
173 | 5.12.4. Когнитивное моделирование |
1 В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный N 62998).
1 В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный N 62998).
Обзор документа
Для программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) установлены требования к структуре, условиям реализации и срокам освоения.
Программа включает в себя научный и образовательный компоненты, а также итоговую аттестацию.
Требования к условиям реализации касаются материально-технического и учебно-методического обеспечения, а также кадровых условий.
Срок освоения указан для каждой специальности и составляет 3-4 лет для очников и 4-5 лет для заочников.
Требования применяются с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г.