Физиологическое состояние что это такое
СПб ГБУЗ ДГП № 49, тел.: (812) 670-78-01
Транзиторные (пограничные) состояния новорожденных.
Транзиторные (пограничные) состояния новорожденных.
После рождения новорожденный сразу попадает в совершенно иную окружающую среду. Здесь значительно понижена температура по сравнению с внутриматочной, появляется гравитация, масса зрительных, тактильных, акустических и других раздражителей. После рождения малышу необходим иной тип дыхания (легочный) и способ получения питательных веществ (пищеварение). Этот переход сопровождается изменениями практически во всех органах и системах организма. Эти «перестройки» заложены самой природой, но все же требуется определенное время, чтобы малыш привыкнул и приспособился к внешнему миру. Именно в этом и заключается причина появления у малышей первого месяца жизни так называемых транзиторных (временных) или переходных (пограничных) состояний. О них мы и поговорим в нашей статье.
Переходные состояния появляются в родах или после рождения и затем, через некоторое время, бесследно проходят. Они совершенно естественны для новорожденных. В то же время «пограничными» их называют не только потому, что они возникают на границе двух основных периодов жизни человека — внутри- и внеутробном, но еще и потому, что обычно физиологические для здоровых доношенных новорожденных, при определенных условиях они могут принимать патологические черты и стать основой для развития различных заболеваний. Такому переходу пограничных состояний в патологию нередко способствуют — рождение малыша недоношенным или маловесным, неблагоприятное течение беременности и родов, стрессовые условия после рождения, неадекватные уход и вскармливание. Маленький организм новорожденного очень сложен. Именно поэтому ребенок нуждается в тщательном наблюдении педиатра — неонатолога. Родители должны быть внимательны, соблюдать все рекомендации специалистов. Здоровье в этом периоде закладывается, порой, на всю жизнь. И его сохранение имеет огромное значение.
Транзиторных состояний довольно много. Мы говорили, что каждая функциональная система адаптируется к новым условиям. Но нужно отметить, что не все пограничные состояния развиваются у каждого малыша. Все индивидуально. Многие из этих состояний протекают незаметно. Они не имеют клинических проявлений, а выявляются только лабораторными методами. Поэтому большее значение они имеют для врачей, чем для родителей, и при правильном течении не приносят малышу беспокойства.
Остановимся подробнее на явных, «заметных глазу» пограничных состояниях.
Физиологическая потеря массы тела. В первые дни жизни у младенцев происходит потеря массы тела, которую называют физиологической или естественной.
Потеря массы тела наблюдается у всех новорожденных независимо от показателей массы при рождении. Она бывает у доношенных и у недоношенных малышей.
Основная причина потери массы тела в том, что организм новорожденного в первые дни жизни теряет много воды, использует запасы питательных веществ, полученных им еще внутриутробно, то есть расходует свои «внутренние резервы». Также имеется относительное голодание из-за дефицита молока в первые дни установления лактации у мамы. В норме такая потеря веса обычно не превышает 6% от первоначальной массы тела при рождении. К 8-10-му дню доношенный и к 14-му дню недоношенный малыши восстанавливают свой первоначальный вес. Затем вес тела регулярно увеличивается, и служит одним из показателей правильного развития и роста.
Для более быстрого восстановления массы тела имеет значение тепловой режим, рациональный уход за новорожденным, профилактика гипогалактии у мамы, раннее прикладывание к груди свободный режим вскармливания, организация вскармливания и выбор смеси при отсутствии или недостатке молока у мамы.
Обратим внимание, что это процесс естественный, и родителям не стоит волноваться, что малыш не набирает в весе первые дни жизни. Но если новорожденный потерял более 10% от массы тела при рождении (в среднем более 200-250 грамм), не восстановил потерю к 10-12 дню жизни, это может привести к ухудшению состояния ребенка. В этом случае малыша в обязательном порядке надо показать педиатру.
Транзиторное нарушение теплового баланса.
К переходным состояниям у новорожденных относят также транзиторное нарушение теплового баланса (обмена). У малыша может незначительно повышаться или понижаться температура тела. Дело в том, что у новорожденных процессы терморегуляции еще не зрелые и не совершенные. Они не могут удерживать постоянную температуру тела, и очень чувствительны к изменениям окружающей среды. Малыши реагируют на любые колебания температуры в помещении или на улице.
Термолабильность, неустойчивость терморегуляторного центра приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка. Этому способствуют особенности строения кожи, богатой сосудами и бедной потовыми железами.
Очень важно соблюдать правильный температурный режим в комнате малыша, защищать кроху от перегрева и сквозняков, рационально одевать на прогулках. Температура в детской должна быть от 20 до 22 градусов С (у недоношенных 23-24). Лучше установить в комнате малыша градусник и следить за его показаниями.
При резких и частых колебаниях температуры тела у крохи необходимо проконсультироваться с врачом педиатром.
Транзиторные изменения кожных покровов отмечаются практически у всех новорожденных детей на 1-й неделе жизни. Чаще всего это простая эритема — краснота кожи, проявляющаяся после удаления первородной смазки. Наиболее яркой она становится на 2-е сутки после рождения. Обычно полностью исчезает к концу 1-й недели жизни. Шелушение кожных покровов нередко возникает на 3 — 5 день жизни, чаще бывает на животе, груди, конечностях. Особенно обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечения это состояние не требует, однако участки шелушения лучше после купания смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком. Часто у малышей на первой неделе жизни появляется токсическая эритема. Это пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре, которая располагается чаще всего на конечностях вокруг суставов, на груди. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение 1 — 3 дней могут появиться и новые высыпания, через 2 — 3 дня сыпь исчезает. Лечения обычно не требуется, но при обильной токсической эритеме рекомендуется консультация врача. Возможно назначит дополнительное питье, при необходимости антигистаминные (противоаллергические) препараты.
На коже младенцев часто появляются так называемые «милиа». Это беловато-желтые узелки размером 1 — 2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи. Они располагаются чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Их появление связано с обильным секретом и закупоркой протоков сальных желез кожи под действием эстрогенов. Лечения они обычно не требуют, проходят самостоятельно через 1-2 недели. Иногда могут наблюдаться признаки легкого воспаления вокруг узелков. Тогда их нужно обрабатывать дезинцфицирующими средствами.
Физиологическая желтуха новорожденных.
Часто родителей тревожит то, что кожа ребенка со временем желтеет, становится с иктеричным ( желтым ) оттенком, могут прокрашиваться и склеры глаз. Если желтуха выражена слабо, появилась после второго дня жизни или позже, не нарушает состояния ребенка, не изменяет цвет мочи и кала, и исчезает до 14-го дня жизни, то это — «физиологическая желтуха». Оснований для тревоги нет. Это явление обусловлено временной незрелостью ферментной системы печени и как следствие, затрудненного транспорта билирубина. Но если желтуха — даже слабая — затягивается на более длительный срок, или появляется в первые сутки после рождения, сопровождается усилением окраски или ухудшением состояния новорожденного, речь может идти о патологической желтухе. Необходимо срочно обратиться к педиатру. Врач проведет обследование, выявит причину желтухи и при необходимости проведет соответствующее лечение.
Половой или гормональный криз.
Одно из переходных состояний у новорожденных, которое часто встречается и нередко пугает родителей, — половой или гормональный криз. Наблюдается он у 2/3 доношенных малышей, причем чаще у девочек. Проявления полового криза связаны с реакцией организма ребенка на освобождение его от половых гормонов матери — эстрогенов.
Нередко на первой неделе жизни у мальчиков и у девочек слегка увеличиваются молочные железы. Перед тем как исчезнуть, это увеличение может усилиться в течение следующих нескольких недель. Иногда из грудных желез выделяется жидкость, похожая на молозиво. Это абсолютно нормальное явление, и не должно пугать родителей. Нагрубание молочных желез бесследно проходит к концу месяца. Обычно оно не требует лечения. Если нагрубание молочных желез станет значительным, и будет сопровождаться беспокойством ребенка и повышением температуры, проконсультируйтесь с педиатром. Ни в коем случае нельзя пытаться уменьшить размер припухлых молочных желез, выдавливая из сосков ребенка жидкость. Это не только приносет боль малышу, но и способствует заносу инфекции.
У девочек в первые дни жизни часто появляются обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели. Это проявления так называемого транзиторного (десквамативного) вульвовагинита. Постепенно выделения через несколько дней исчезают. Влагалищные выделения могут быть кровянистыми (по типу влагалищных кровотечений). Это нормальная реакция, и примесь крови не должна быть причиной для беспокойства. Лечения это состояние не требует. Объем кровотечений маленький, и проходит оно через 1-3 дня.
При наличии выделений из половых органов девочку необходимо особенно тщательно подмывать. Лучше использовать слабо слабо-розовый раствор марганцовокислого калия («марганцовки»). Подмывать нужно несколько раз в день, и обязательно — после стула. Весь стул необходимо удалять. Напомним, что девочку всегда подмывают, направляя движения руки и струю воды спереди назад, чтобы бактерии с около анальной зоны не попали в половую щель.
Транзиторный дизбактериоз.
Органы мочевыделения также адаптируются к новым внеутробным условиям. Они приспосабливаются к работе на фоне измененного кровообращения, гормональных изменений и больших потерь воды. Часто развивается так называемый мочекислый инфаркт почек. Внешне проявляется выделением мутной, кирпично-желтой мочи. Волноваться родителям не надо. Это состояние связано с нарушением обмена веществ в почках и отложением в них кристаллов солей мочевой кислоты. К концу 1-й недели эти явления проходят. Если цвет мочи не нормализуется к концу 2-й недели жизни, стоит проконсультировать малыша у педиатра. Переходные процессы почек могут стать основой для развития некоторых патологических состояний — отечного синдрома, инфекции мочевыводящих путей. При осмотре врач исключит патологию.
Новорожденный ребенок очень раним в плане инфицирования и развития воспалительных заболеваний. Вся иммунная система, в том числе барьерные и защитные свойства его кожи, слизистых еще незрелы.
В утробе матери ребенок обычно находится в стерильных условиях. После рождения его кожу, полость рта, верхние дыхательные пути, кишечник заселяет бактериальная флора, которая неизбежно окружает малыша. Эта массивная атака на фоне гормонального стресса во время родов и еще не сформировавшихся естественных барьеров кожи и слизистых объясняет в первые недели жизни такое пограничное состояние, как транзиторный (временный) иммунодефицит. Особенно снижение защитных сил организма выражено у недоношенных и маловесных новорожденных. Длительность иммунодефицита может быть различной, до месяца и более.
Итак, в период новорожденности организм малышей еще только настраиваются на защиту от возможных опасностей внешнего мира. Поэтому очень важен хороший уход и безукоризненная чистота во всем, что его окружает.
В СПБ ГБУЗ ДГП № 49 все новорожденные находятся под наблюдением патронажной медицинской сестры и врача участкового-педиатра, которые осматривают новорожденного на дому еженедельно, начиная с первых дней после выписки из роддома.
Стресс: как его распознать и что с ним делать
Что такое стресс и чем он опасен
Почти все люди сталкивались в своей жизни со стрессом. Значительная часть регулярно испытывает соматические симптомы, связанные со стрессом, даже не догадываясь об этом.
Однако, если стресс чрезмерен или чрезвычайно длителен, он может привести к прямо противоположному результату, и превратить нашу жизнь в настоящий кошмар. Стресс, превышающий по силе адаптационные возможности организма, называется дистрессом. Дистресс приводит к срыву защитных механизмов и возникновению физических заболеваний.
Стресс лучше распознать в самом начале
иначе его уровень внутри может вырасти до такой степени, что ни работа, ни отдых станут попросту невозможны. И это состояние очень быстро приведет вас к мысли о том, что, кажется, вы неизлечимо больны.
Вот симптомы стресса, по которым его можно опознать еще в самом начале.
Когнитивные симптомы:
Эмоциональные симптомы:
Физические (соматические) симптомы:
Поведенческие симптомы:
Присутствие у вас одного или двух симптомов из этого списка еще не означает, что вы находитесь в состоянии стресса, но список ясно дает понять, что может наделать стресс, оставаясь нераспознанным.
Как люди реагируют на состояние стресса
Люди реагируют на состояние стресса тремя различными способами.
1. «Бей». Реакция на стресс в виде возбуждения, готовности к схватке, в виде агрессии с целью устранения источника стресса.
2. «Беги». Замкнутость, депрессия, уход в себя или в свой мир, диссоциация как реакция на стресс.
3. «Двойной» ответ. Человек застывает в напряжении и не имеет способа его выразить. Способность к действию парализована, а внутри человек крайне напряжен.
Как справиться со стрессом
4. Примите те вещи, которые вы не можете изменить. Муж пьет и не собирается бросать, несмотря на все ваши совместные разговоры и планы по этому поводу? Посмотрите уже на это открытыми глазами и скажите себе: «Стоп. Этого никогда не случится». «Да, я не красавец, но это не повод быть несчастным». «Да, у меня теперь нет (кого-то или чего-то), и, скорее всего, никогда не будет. Зато есть моя жизнь, друзья, работа, ит.д.» «Этот мир несправедлив со мной. Но он точно так же несправедлив со сногими. Тем не менее, он дал мне (то-то и то-то)». Это примеры принимающих утверждений, которые, несмотря на всю болезненность процессов осознания и принятия ситуации, обладают чрезвычайной целительной силой, высвобождая большое количество ресурсов и восстанавливая границы личности для дальнейшей полноценной жизни.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции
М. ИСАКОВА, консультант отдела методологического обеспечения и психологических инноваций Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, магистр психологии
ТЕМА ПО ВПП № 22 ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ
Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции
Понятие функционального состояния человека. Методы оценки функционального состояния
На профессиональную деятельность военнослужащего, его поведение и психологическое благополучие влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся, например, содержание выполняемой задачи, качество организации рабочего пространства (оборудования, физической и социальной среды и так далее). К внутренним — уровень мотивации, уровень развития когнитивных функций (память, внимание, скорость принятия решения и прочее), функциональное состояние и другие. В рамках данного занятия мы рассмотрим функциональные состояния, их виды, методы оценки и способы саморегуляции.
Понятие «функциональное состояние» достаточно широко используется в психологии и физиологии, однако его определение вызывает некоторые затруднения как у психологов, так и у физиологов. Физиологи чаще употребляют термин «функциональные состояния», а психологи — «психические состояния». Однако в любом функциональном состоянии присутствует психическое начало, а в любом психическом — физиологическое. Понятия «функциональные состояния» и «психические состояния» не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны.
Некоторые ученые понимают под функциональным состоянием тонус нервной системы — уровень активности/пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе и психическая. Советский психолог и психотерапевт В.Н. Мясищев считал, что состояние — это общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. В данном подходе речь идет о различных уровнях активации коры мозга, понимаемых как разные состояния: сон / бодрствование, возбуждение / торможение.
Функциональное состояние — это интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение любой деятельности. От функционального состояния организма зависит физическое и психическое состояние человека, успешность его труда, обучения, творчества.
Любая деятельность организма протекает на фоне того или иного функционального состояния, которое определяется активностью мозговых структур и зависит от времени суток, предшествующей деятельности, включенности мотивационных процессов и т.д. Иначе говоря, функциональное состояние — это общий уровень активности организма, влияющий на работоспособность человека, в том числе способность принимать быстрые и верные решения.
Благоприятные функциональные состояния проявляются в радости, восторге, других положительных эмоциях и увеличивают общую активность, быстроту принятия решений, концентрацию внимания. Негативные функциональные состояния (стресс, утомленность и др.) могут проявиться в рассеянном внимании, затрудненном понимании и запоминании информации.
Наука выделяет несколько видов функциональных состояний:
1) Стресс
Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. По определению основоположника учения о стрессе Г. Селье, стресс — это неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Часто в понятие «стресс» вкладывают негативный смысл, однако стресс может влиять на организм не только отрицательно, но и положительно.
Психологами выделяются различные виды стресса:
кратковременный стресс — в реакцию защиты вовлекаются уже имеющиеся в организме программы реагирования и мобилизации ресурсов, причем это вовлечение кратковременно. Испуг при виде внезапно выбежавшей навстречу собаки может служить примером острого непродолжительного стресса;
длительный стресс — в ходе него происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов; такой вид стресса истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации (сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта). Примером хронического стресса являются длительные эмоциональные переживания.
В связи с особенностями раздражителя, вызывающего стресс, различают также физический стресс и эмоциональный стресс:
при физическом (физиологическом, первосигнальном) стрессе организм защищается от воздействия физических факторов (ожог, травма, сверхсильный шум и т.д.);
эмоциональный (психоэмоциональный, второсигнальный, психогенный, психический, психологический, психофизиологический стресс, или психическая, нервно-психическая, эмоциональная напряженность) стресс представляет собой защиту организма от психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции.
Часто термин «эмоциональный стресс» используют для обозначения чувств, возникающих при переживании угрозы безопасности, неудачи и других эмоциональных состояний, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми. Последствия эмоционального стресса могут быть не менее, а иногда и более существенными, чем последствия физического стресса.
Суть реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для его защиты от угрожающих и разрушающих воздействий различного характера — как психических, так и физических, а также возвращения организма к балансу и нормальным условиям существования. Следовательно, стресс — это нормальная реакция здорового организма, выполняющая защитную, или адаптационную, функцию.
Для каждой стадии стресса характерны специфические изменения в организме человека. Так, на ранней стадии стресса может отмечаться общее улучшение самочувствия. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса. Дальнейшее повышение уровня стресса может негативно отразиться на организме. Чем больше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода в неблагополучное состояние.
Таким образом, поведенческими показателями стресса являются сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность, а также дрожание в голосе, ускоренный или замедленный темп речи. На физиологическом уровне стресс проявляется, например, в продолжительной головной боли, бессоннице, нарушении пищеварения, учащенном сердцебиении.
Профилактика стрессовых состояний — сложная задача, включающая в себя целый ряд аспектов. В этом отношении прежде всего важна позиция человека, в том числе его ответственность за свое здоровье. Нередко чрезмерный стресс и негативные эмоциональные состояния обусловлены неверной интерпретацией индивидом своего окружения и отсутствием признания личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, следовательно, за свое здоровье.
2) Монотония
Монотония — это специфическое состояние человека, возникающее вследствие выполнения однообразной работы или повторяющихся относительно простых трудовых действий. Оно характеризуется пониженной психической активностью, может быстро исчезнуть при смене условий труда.
При развитии явления монотонии человек теряет способность к концентрации внимания, ощущает скуку, вялость и апатию, снижается его общий интерес к работе. В первую очередь появляются такие симптомы, как снижение психической активности, снижение бдительности, сонливость, раннее снижение работоспособности и появление признаков утомления. Снижение работоспособности и развитие утомления при однообразной работе происходит так быстро (уже через 30 мин.), что это не может быть следствием функционального истощения. Еще одной особенностью монотонии является то, что однообразие действует сильнее при легкой работе, чем при тяжелой. Кроме того, одна и та же работа может восприниматься одними людьми как однообразная, а другими — нет. Стоит отметить, что состояние монотонии не только пагубно сказывается на психологическом состоянии личности, но и может создать угрозу для окружающих людей — например, вождение автомобиля при монотонии может стать причиной несчастного случая.
Характерными особенностями однообразной (монотонной) деятельности являются:
Чрезмерное дробление операций;
Малая или средняя трудность выполняемой работы;
Недостаточное число раздражителей;
Недостаточность мышечных усилий;
Суженный объем внимания.
3) Утомление
Утомление — состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер. Нагрузки на службе, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно организовывать режим сна и отдыха, а также грамотно распределять свое время могут привести к такому функциональному состоянию.
Психологами выделено 3 стадии утомления:
Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость помогут правильная организация отдыха и несколько часов сна.
Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные поведенческие изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).
Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.
Уровень напряжения, которое развивается во время утомления, зависит от нескольких факторов: состояния самого организма, мотивации к деятельности, условий окружающей среды, а также вида трудовой деятельности.
Утомление проявляется в наличии чувства неуверенности, раздражительности, снижении внимания. Физиологическими индикаторами утомления являются побледнение кожных покровов, повышенное потоотделение, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.
4) Пресыщение
Пресыщение представляет собой состояние непринятия слишком простой, субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения. Состояние психологического пресыщения вызвано однообразной, малосодержательной деятельностью, неинтересной для человека. К основным признакам и симптомам пресыщения относят потерю интереса к работе, активное желание ее сменить, а также разнообразить текущий способ ее выполнения.
В субъективных ощущениях пресыщение проявляется в чувстве раздражения и отвращения к выполняемой деятельности. Физиологически проявляется в снижении частоты сердечных сокращений.
Функциональные состояния проявляются на четырех уровнях:
Физиологическом, связанном с изменениями в работе систем жизнеобеспечения: нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и других систем;
Психофизиологическом, включающем в себя косвенные оценки физиологических реакций;
Психологическом, проявляющемся в оценке изменений собственного состояния, что дает субъекту информацию для корректировки своего поведения;
Поведенческом (внешние проявления того или иного функционального состояния).
В соответствии с этим конкретные методы оценки функционального состояния могут быть дифференцированы на четыре основные группы: физиологические, психофизиологические, психологические, поведенческие.
К физиологическим методам относятся:
методы оценки вегетативных реакций (пульс, давление, дыхание, тонус гладкой мускулатуры, потоотделение и др.);
электрофизиологические (электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и др.).
К психофизиологическим методам относится, например, критическая частота слияния мельканий (КЧСМ) (диагностика поля зрения путем фиксации того момента, когда человек вместо мелькающих на экране точек увидит постоянное свечение).
Психологические методы представлены следующим образом:
субъективные тесты — САН (самочувствие-активность-настроение), шкала состояний, шкала дифференциальных эмоций, шкалы личностной и ситуативной тревожности, опросники физического и умственного утомления и степень хронического утомления;
проективные тесты — например, методика «Рисунок несуществующего животного»;
объективирующие психометрические тесты (таблица 1).
методы количественного анализа результативности деятельности:
а) оценка производительности труда;
в) анализ продуктов деятельности;
г) анализ ошибок и неправильных действий;
методы качественного анализа поведения:
а) стандартизованное наблюдение;
б) анализ речевого поведения;
в) анализ паттернов глазодвигательных реакций;
г) анализ мимики и пантомимики;
д) анализ группового поведения.
Регуляция негативных функциональных состояний
В широком смысле функциональные состояния характеризуют весь диапазон вариаций психической активности (ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление, речь, мотивация и эмоции) человека во сне и в бодрствовании.
Негативные функциональные состояния (НФС) возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их формирования. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста-психолога.
Круг методов регуляции функционального состояния достаточно широк. К ним относятся комплекс общих рекомендаций и приемы психологической регуляции.
Общими рекомендациями по регуляции и профилактике негативных функциональных состояний являются следующие:
смена обстановки и видов деятельности. Например, во время перерыва рекомендуется проветрить рабочее помещение и выйти на свежий воздух. Доказано, что приток свежего воздуха улучшает умственную деятельность;
соблюдение режима труда и отдыха. Даже небольшой перерыв в 3–5 минут может ненадолго отвлечь от работы и тем самым переключить внимание;
регулярный медосмотр. Физическое здоровье — основа психического благополучия;
правильное питание и полноценный сон. Приемы пищи должны быть регулярными, еда — разнообразной и насыщенной клетчаткой, порции — умеренными;
различные виды специализированной гимнастики, дыхательные упражнения, самомассаж и др., косвенно способствующие нормализации протекания психических процессов.
2. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.
Типичная задача прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний — снятие проявлений стрессовых состояний и уменьшение степеней эмоциональной напряженности, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, на фоне нормализации состояния человека (главным образом за счет успокоения, расслабления) часто возникает необходимость активизировать протекание восстановительных процессов для скорейшего достижения высокой работоспособности, а также усилить мобилизацию внутренних ресурсов организма.
Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним прежде всего следует отнести методы, приведенные в таблице 2.
Среди методов, применяемых психологами в работе с НФС, выделяются способы регуляции стрессовых состояний, а также состояний пресыщения, монотонии и утомления (таблица 3).
Для такого НФС, как стресс, применимы следующие способы саморегуляции:
Дыхательные упражнения для быстрого снятия напряжения. Необходимо сделать вдох на счет от 1 до 10, задержать дыхание, а затем выдох — при счете от 10 до 1.
Упражнение «Арифметика» на концентрацию внимания. Необходимо подсчитать, сколько осталось дней до знаменательных дат текущего года (например, до дня рождения, до дня свадьбы, отпуска). Таким образом внимание концентрируется на математических операциях и, как следствие, снижается уровень тревоги.
Метод самоприказа. Произнесение, желательно многократное, вполголоса или вслух фразы, в которой выражается способность преодолеть трудность с целью усиления совладания с собой. Например, «я могу сделать…», «я должен(а) преодолеть…»
Нервно-мышечная релаксация. В этом упражнении имеются некоторые противопоказания: эпилепсия, травмы спинного и головного мозга. Необходимо последовательно напрягать (по 10 секунд) и расслаблять каждый сектор тела (по 3 раза на каждый) в следующем порядке: ноги, ягодицы, брюшной пресс, грудная клетка, руки, плечи, лицо. Упражнение способствует полному расслаблению всех групп мышц и преодолению тревожного или стрессового состояния.
Прослушивание расслабляющей музыки также способствует снижению уровня тревоги и стресса.
С целью самостоятельной регуляции состояний утомления, монотонии и пресыщения применяются следующие упражнения:
Упражнение «Вижу, слышу, ощущаю». Для того чтобы отвлечься, с повышенным вниманием отмечайте, что вы видите — какие предметы попадают в поле зрения, слышите — какие звуки, шорохи, голоса вас окружают, и ощущаете — прикосновение одежды, неровности покрытия под ногами, стук сердца.
Гимнастика для расслабления глаз: плотно закрывать и широко открывать глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.); крепко зажмурить глаза на 3–5 сек, затем открыть глаза на 3–5 сек (повторить 6–8 раз); быстро моргать в течение 1–2 мин.
Упражнение для расслабления мышц головы и шеи. Надавливая пальцами на затылок в течение 10 секунд, делать вращательные движения по кругу вправо и влево.
Упражнение для расслабления рук. Широко расставить пальцы рук и напрячь кисти на 5–7 секунд, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5–7 секунд, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями.
Рассмотренные способы саморегуляции и меры профилактики негативных функциональных состояний позволят военнослужащим привести свое состояние в нормальное как в экстремальных, так и в будничных условиях службы. Внимательное отношение к своему организму и своевременная коррекция отклонений в его деятельности помогут предупредить снижение работоспособности, не допустить ухудшения психологического благополучия и физического здоровья.
Методические рекомендации
В начале занятия рекомендуется напомнить аудитории, что служба в Вооруженных Силах относится к числу специфических видов деятельности человека. Для нее характерны высокие уровни сложности, напряженности, опасности для жизни и здоровья, ответственности за свои поступки. Эти и другие факторы заставляют со всей ответственностью подходить к процессу психологической подготовки военнослужащих.
В первом учебном вопросе необходимо дать определение понятиям «психическое состояние» и «функциональное состояние» организма, перечислить основные виды функциональных состояний, раскрыть их признаки, озвучить методы оценки.
Во втором вопросе следует детально раскрыть простейшие методы и техники психологической саморегуляции.
Для лучшего вовлечения слушателей в ход занятия полезно задавать им дополнительные вопросы, например: «какие факторы могут вызвать стрессовую реакцию?», «в чем состоит профилактика возникновения негативных функциональных состояний?», «как можно по поведению человека определить, какое у него негативное функциональное состояние?» и др.
В заключение необходимо сделать вывод о значимости системы психологической подготовки для качественного исполнения военнослужащими служебных обязанностей и подчеркнуть, что негативные функциональные состояния возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их развития. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста.
Объективирующие психометрические тесты, измеряющие показатели функционального состояния
Название методики
Назначение методики
Суть задания
Корректурные пробы (КП Бурдона)
Измеряется концентрация, устойчивость внимания.
Необходимо вычеркивать заданный инструкцией символ.
Измеряется концентрация внимания.
Предлагается 5 таблиц, каждую из которых обследуемому предъявляют по очереди. На таблицах написаны числа от 1 до 25 в случайном порядке. Обследуемому необходимо указать в таблице по порядку числа от 1 до 25 на время.
Метод парных ассоциаций
Измеряется переключаемость внимания, запоминание.
Обследуемому зачитывают слова с интервалом в 3 секунды между парами и дают задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов экспериментатор в случайном порядке называет только первые слова в каждой паре, а обследуемый называет второе слово.
Методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера
Анализ интеллектуальных процессов
Обследуемому необходимо закодировать символом картинки по образцу.
Методы психологической саморегуляции
Название метода
Назначение метода
Суть упражнений
Для снижения степени напряжения и последующего расслабления (релаксации) основных мышечных групп тела, и, как следствие уменьшение эмоционального
Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Происходит полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе и усиление кровенаполнения сосудов. Возникает ощущение тепла и тяжести, размягчения, чувство покоя и отдыха. Названные ощущения — следствие устранения остаточного, обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов нужной области организма и, соответственно, усиления обменных и восстановительных процессов.
Способствует дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну; или же оказывает активирующее воздействие.
Упражнения состоят в многократном проговаривании вполголоса или вслух словесных формулировок и формировании устойчивых связей между «самоприказами» и возникновением определенных состояний. Например, «Я могу сделать…», «Я должен(а) преодолеть…»
Стимуляция познавательных процессов, повышение концентрации внимания.
Упражнение состоит в мысленном проживании ситуации с воспроизведением в воображении всех мышечных и пространственных ощущений, связанных с действиями тела.
Сенсорная репродукция образов.
Расслабление и возможностью последующей активизации своего состояния.
Упражнение состоит в оперировании образными представлениями объектов и целостных ситуаций, которые обычно ассоциируются с отдыхом. Например, необходимо в деталях представить лесную поляну, как Солнце греет тело, как поют птицы и как легко дышится в лесу.
Способы саморегуляции и профилактики негативных функциональных состояний (НФС)
Характерная ситуация
Признаки (психологические и поведенческие)
Способы саморегуляции и профилактики
Стресс
Нормально испытывать данное состояние в ситуациях как радости, так и страха.
Сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность.
Головные боли, бессонница, нарушение пищеварения, учащенный пульс, дрожание в голосе, ускоренная или замедленная речь.
Монотония
При длительном выполнении однотипных задач (например, контроль показаний приборов).
Состояние скуки, безразличия, сонливости.
Слишком сильная расслабленность в теле, отвлекаемость, невозможность сосредоточиться.
Утомление
При повышенной нагрузке, наличии большого количества неотложных дел, длительном отсутствии отдыха.
Чувство неуверенности, раздражительность, снижение внимания.
Побледнение кожи, повышенное выделение пота, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.
Пресыщение
Во время выполнения однообразной, малосодержательной деятельности.
Потеря интереса к работе, активное желание ее сменить, а также чувство раздражения и отвращения к выполняемой деятельности.
Снижение частоты сердечных сокращений.
ЛИТЕРАТУРА:
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
4. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 12. — С. 15–18.
5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
6. Кулганов В.А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. — № 100. — С. 131–142.
7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
8. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. — Вып. 4.
9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006. — 256 с.