Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

Выплата премий за счет экономии ФОТ по госзаданию: Минфин России и суды говорят «да»

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть картинку Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Картинка про Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это
fcarucci / Depositphotos.com

Выплата сотрудникам премий к значимым датам, профессиональным и иным праздникам за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, как правило, не вызывает претензий со стороны ревизоров. А вот в отношении выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, за счет субсидий на выполнение государственного/муниципального задания, у проверяющих иная позиция. Насколько ее разделяют судебные органы, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.

Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания выплатило своим работникам премии к профессиональному празднику и в связи с юбилеем самого учреждения.

Контрольно-счетной палатой при проверке данный факт был квалифицирован как нецелевое использование средств субсидии. По мнению ревизоров, выплаты стимулирующего характера с превышением размера, установленного нормативно-правовыми актами муниципального образования, не могут рассматриваться как расходы, направленные на цели, не связанные с выполнением муниципального задания. Сумму выплаченных премий с начислениями, а это более 850 тыс. руб., потребовали вернуть в бюджет.

Представление контролирующего органа учреждение решило оспорить в суде. Свою правоту оно подкрепило пояснениями, что муниципальное задание в проверяемом периоде выполнено в полном объеме, при этом учреждению удалось достичь экономии средств субсидии. В частности, экономия фонда оплаты труда составила более 2 млн руб., а выплаченные за этот период премии работникам не превысили указанной суммы.

Суд установил также, что муниципальным нормативно-правовым актом предусмотрено право работников муниципальных учреждений на получение выплат стимулирующего характера не только в рамках планируемого денежного обеспечения, но и за счет экономии фонда оплаты труда. При этом полномочиями назначать такие выплаты в пределах экономии ФОТ наделен работодатель (постановление Десятого ААС от 10 февраля 2020 г. № 10АП-25773/19, постановление АС Дальневосточного округа от 8 ноябяр 2019 г. № Ф03-4392/2019).

Принимая во внимание данные факты, судьи первой и апелляционной инстанций пришли к заключению, что рассматриваемые расходы соответствуют действующему законодательному порядку, направлены на реализацию и достижение целей выполнения муниципального задания, вследствие чего признаются целевыми. Контрольно-счетная палата пока не воспользовалась возможностью обжаловать вынесенное решение.

А вот следующем случае учреждению пришлось отстаивать свою правоту на трех уровнях судебной системы.

За счет субсидии на выполнение задания больница выплатила премии ко Дню медработника, юбилею учреждения, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, а также премии сотрудникам-юбилярам и сотрудникам старше 60 лет, проработавшим более 15 лет, при их увольнении. При проверке контрольно-счетная палата сочла это неправомерным использованием субсидии и обязала учреждение вернуть в бюджет свыше 2,7 млн. руб.

Ревизоры настаивали: подобные стимулирующие выплаты не установлены региональной системой оплаты труда и не относятся к затратам на выполнение задания, следовательно, могли быть выплачены только из собственных доходов учреждения.

Однако в ходе рассмотрения дела суд установил, что согласно принятому в учреждении положению о премировании все стимулирующие выплаты, в том числе те, что стали предметом спора, производились за фактически отработанное время, добросовестное исполнение должностных обязанностей и исходя из личного вклада работника в общую деятельность.

Кроме того, задание в проверяемом периоде выполнено с превышением плановых показателей, что соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств – достижению наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Средства субсидии тратились в соответствии с плановыми показателями, зафиксированными в Плане ФХД. Превышения расходов сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе в части размеров стимулирующих выплат, предусмотренных Планом ФХД, не было.

На этом основании, судьи двух инстанций признали предписание органа контроля недействительным. С таким решением суда Контрольно-счетная палата не согласилась и, воспользовавшись правом на кассационное обжалование, обратилась в окружной суд. Но и он не поддержал ревизоров, поддержав выводы нижестоящих судов.

Стоит отметить, что и финансовое ведомство придерживается схожей позиции, высказанной им в письме от 18 октября 2019 г. № 09-07-09/80181: остаток средств субсидии на государственное задание в случае достижения показателей объема государственного/муниципального задания может быть использован в очередном финансовом году, в том числе на оплату труда сотрудников учреждения сверх фонда оплаты труда, определенного на соответствующий год. Важно только, чтобы указанные выплаты были предусмотрены планом ФХД.

Источник

Фонд оплаты труда (ФОТ): что это такое, как его рассчитать и что в него входит

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть картинку Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Картинка про Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

Показатель ФОТ чаще всего используют для управленческого учета. Иногда данные о фонде оплаты труда требуется сообщить банку, чтобы получить кредит или снять наличные на зарплату. Каждый работодатель вправе разработать свои правила расчета ФОТ. Единой формулы не существует. Покажем на примерах, какие варианты обычно используют на практике.

Что такое фонд оплаты труда

Понятие «фонд оплаты труда» (сокращенно ФОТ) законом не определено. На практике под ФОТ, как правило, понимают средства, которые работодатель выплачивает или планирует выплатить наемным работникам (кроме матпомощи и иных видов социальной поддержки).

Не относятся к ФОТ деньги, перечисляемые по договорам гражданско-правового характера: оплата работ или услуг подрядчиков, авторские гонорары и т.д. Также в фонд оплаты труда не входят пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС, и страховые взносы (пенсионные, медицинские, «на больничные» и «на травматизм»).

Что включает ФОТ

Перечень выплат каждый работодатель утверждает сам. Как правило, данный список закрепляют внутренним нормативным актом, например, положением о фонде оплаты труда.

Чаще всего в ФОТ включают следующие выплаты, произведенные в рамках трудовых договоров:

Список сумм, не относящихся к ФОТ, тоже определяет работодатель. Это могут быть подарки к праздникам, безвозмездные ссуды сотрудникам, разовые выплаты к памятным датам, материальная помощь.

Разница между ФОТ и ФЗП

Различие между фондом заработной платы (ФЗП) и фондом оплаты труда весьма условное. В нормативно-правовых актах не обозначено, где между ними проходит граница. Обычно компании и ИП принимают внутренний документ (приказ или распоряжение), где дают собственные определения ФЗП и ФОТ.

Как показывает практика, для большинства работодателей ФЗП — это составная часть ФОТ. К фонду заработной платы относят только то, что начислено за фактически отработанное время. Тогда как в фонд оплаты труда включают также премии, отпускные, больничные и проч.

Понятия ФЗП и ФОТ встречаются в приказах Росстата. Так, в форме № П-4 есть поле «Фонд начисленной заработной платы». Как его заполнять, говорится в указаниях, утвержденных приказом Росстата от 27.11.19 № 711 (см. «Форма П-4 статистика в 2021 году: инструкция по заполнению»). В этом же документе есть упоминание о ФОТ. Однако, ориентироваться на него нужно только при заполнении статотчетности. Для иных целей оно не походит.

Периоды расчета ФОТ

Фонд оплаты труда можно рассчитать за любой период:

Формула расчета фонда оплаты труда

Единственно правильной формулы не существует.

Часто используют такой вариант:

ФОТ за год

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРПЛАТА

СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ

12 месяцев

Планирование фонда оплаты труда

В большинстве случаев требуется найти плановый показатель ФОТ на будущий период (чаще всего — на следующий год).

При составлении прогнозов используют фактические данные предыдущего периода. А также предполагаемые показатели будущего периода по численности работников и среднемесячной зарплате.

Как рассчитать среднемесячную зарплату

Среднемесячная зарплата — это ФОТ за соответствующий год, деленный на среднесписочную численность работников в этом году, и деленный на 12 месяцев (см. « Шпаргалка по расчету среднесписочной численности работников »).

Бухгалтер ООО «Тайга» составляет прогноз ФОТ на 2022 год.

Среднесписочная численность сотрудников в 2021 году составила 4 человека. Выплаты работникам в 2021 году равнялись 3 135 000 руб. (см. табл.):

Начислено сотрудникам ООО «Тайга» в 2021 году

Источник

Что включают в фонд оплаты труда: шпаргалка для бухгалтера

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть картинку Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Картинка про Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

Расскажем бухгалтерам и собственникам, что включает фонд оплаты труда, чем он отличается от фонда заработной платы, как его считать, и зачем вообще это нужно.

Что такое фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда (ФОТ) — это общая сумма денег, которую потратило предприятие на выплаты своему наемному персоналу за определенный период времени. Бухгалтеры учитывают такие расходы в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 8 приказа Минфина от 06.05.1999 № 33н — ПБУ 10/99).

Понятие ФОТ неразрывно связано с трудовыми отношениями. Выплаты исполнителям по договорам ГПХ в него не входят. Что же тогда включают в ФОТ?

Во-первых, зарплату штатных работников, а во-вторых, различные компенсирующие, мотивирующие и прочие выплаты. Такие как:

Состав ФОТ законодательно не урегулирован, поэтому на разных предприятиях он может быть разным и зависит от того, какие выплаты предусмотрены локальными нормативными актами конкретного предприятия.

Что не входит в фонд оплаты труда

Обычно в ФОТ не включают следующие выплаты:

Как посчитать ФОТ

Чтобы рассчитать фактический размер ФОТ за период (месяц, квартал, год) — нужно просуммировать выплаты, которые были произведены работникам за этот период.

Бухгалтер получит эти данные из регистров учета: просуммирует кредит счета 70 «Расчеты с работниками по оплате труда» (а также 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если, например, в ФОТ предприятия входят компенсации и т. д.) в корреспонденции со счетами:

Чем фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы

Фонд заработной платы (ФЗП) — это составная часть фонда оплаты труда. В ФЗП входят только те выплаты, которые связаны с непосредственным выполнением работниками своих трудовых обязанностей и их результатом.

Таким образом ФЗП обычно включает (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):

ФЗП = Зарплата + Доплата + Трудовая премия

ФОТ = ФЗП + Поощрительные выплаты + Компенсационные выплаты + Прочие выплаты

То есть эти два понятия (ФОТ и ФЗП) близки, но не идентичны.

В различных источниках, и даже нормативных документах, структура ФЗП и ФОТ может быть представлена по-разному. В частности, Росстат, в целях заполнения некоторых форм статнаблюдения (форма № П-4, приказ от 27.11.2019 № 711), определяет состав ФЗП и ФОТ так:

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть картинку Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Картинка про Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

Зачем нужны ФЗП и ФОТ

С помощью сведений о размере ФЗП и ФОТ руководство предприятия:

Бухгалтеру эти данные потребуются для заполнения отдельных видов отчетности (например: вышеуказанной формы Росстата).

Сведения о ежемесячном размере ФОТ может запросить банк, с целью проверки благонадежности предприятия, или, если оно решит взять кредит. А также инспекторы госорганов в процессе проведения контрольных мероприятий.

Как планировать ФЗП и ФОТ

Конечно легче спланировать ФЗП. Если значительных кадровых изменений на предприятии не грядет, можно отталкиваться от фактических показателей.

Так, годовой ФЗП по работникам на окладе рассчитывают так:

ФЗП (оклад) = Среднемесячный заработок * Среднесписочная численность * 12

По сдельщикам расчет будет следующим:

ФЗП (сдельная оплата труда) = Ставка за ед. продукции * Объем выпуска за год + Надбавки + Премии

По персоналу, который работает по часовой ставке:

ФЗП (почасовая ставка) = Сумма ставок всех работников * Количество рабочих часов в году

А спланировать ФОТ намного сложнее. Ведь точно спрогнозировать объем предстоящих выплат невозможно. Поэтому чаще ФОТ закладывают в бюджет по нормативу. Например, как определенный процент от плановой выручки.

Пример: В ООО «Меридиан» планирует размер ФОТ на следующий год. Среднесписочная численность сотрудников на окладе — 70 человек. Плановая среднемесячная заработная плата — 35 тыс. рублей.

Среднесписочная численность сдельщиков — 20 человек. Ставка за единицу продукции — 500 руб. Плановый выпуск на следующий год — 100 тыс. штук. Премия за выполнение плана — 7% от основной суммы.

Плановая выручка — 500 млн руб. Норматив на ФОТ — 20%.

ФЗП (оклад) = 35 тыс. руб. * 70 человек * 12 мес. = 29,4 млн руб.

ФЗП (сдельная оплата труда) = (500 руб. * 100 тыс. шт) + (500 руб. * 100 тыс. шт) * 7% = 53,5 млн руб.

ФЗП = 29.4 млн руб. + 53,5 млн руб. = 82.9 млн руб.

ФОТ = 500 млн руб. * 20% = 100 млн

Следовательно на дополнительные выплаты предприятие сможет направить: 100 млн руб. — 82,9 млн руб. = 17,1 млн руб.

Как анализировать ФОТ

При анализе расходов на оплату труда сравнивают фактические показатели за разные периоды, сопоставляют их с плановыми значениями. На основании анализа делают выводы, принимают меры исправления ситуации, если это необходимо.

Например, чтобы оценить, насколько выросли или сократились расходы на оплату труда, и как это влияет на финансовое состояние предприятия, можно таким образом:

Источник

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

от 26 февраля 2015 года N 14-01-07/9690

О рекомендациях по расчету экономии по фонду оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы

Обращаем внимание, что на выплаты, утвержденные в приложении N 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 N 137, а также на выплаты, предусмотренные отдельными решениями Правительства Российской Федерации о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, положения подпункта «в» пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» не распространяются.

Рекомендации по расчету экономии по фонду оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы

Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета экономии по ФОТ (расчетный период), в который не включается период, ранее использованный(ые) для исчисления экономии по ФОТ по принятому(ым) решения(м) о материальном стимулировании.

Вакантной должностью ФГО следует считать должность, которая не была замещена в течение расчетного периода.

Количество вакантных должностей в ФГО, превышающих 10 процентов предельной численности госслужащих, рассчитывается как разница между количеством вакантных должностей в ФГО по каждой должности и 10% предельной численности по данным должностям.

Годовой фонд оплаты труда по вакантной должности госслужащего рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В расчете могут применяться формы обоснований бюджетных ассигнований, утвержденные приказом Минфина России от 25.12.2013 N 137н «О Порядке представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований», сформированные на основе положений статей 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Фонд оплаты труда по вакантной должности за расчетный период определяется как годовой фонд оплаты труда по вакантной должности, деленный на расчетное количество времени в годовом измерении и умноженный на количество времени в расчетном периоде. При этом в расчете используются единообразные единицы измерения времени (дни, недели, месяцы, кварталы или др.).

Экономия по ФОТ, которая не допускается к использованию на выплату премий (материального стимулирования) госслужащим, определяется как совокупность (сумма) рассчитанных фондов оплаты труда по вакантным должностям в ФГО, превышающим 10 процентов утвержденной численности, за расчетный период.

Источник

Инструкция: анализируем использование фонда заработной платы

Состав и структура фонда оплаты труда

Зарплата — это особый экономический показатель, который является не только источником доходов трудоспособного населения, но и играет роль стимулирующего фактора, направленного на повышение производительности труда.

Иными словами, чтобы достигнуть высоких показателей производительности, руководство должно создать оптимальные условия оплаты труда для своих сотрудников. А создание достойных условий без проведения анализа эффективности использования фонда заработной платы невозможно.

Фонд оплаты труда (ФОТ) — это совокупные затраты организации на оплату вознаграждений за труд наемных специалистов. Действующие системы оплаты труда устанавливают следующую структуру ФОТ:

Причем чиновники определили рекомендуемое соотношение данных показателей. Так, для учреждений бюджетной сферы основная часть ЗП не должна быть менее 60 % от общей суммы выплат. Следовательно, учреждению необходимо периодически проводить анализ состава и структуры фонда заработной платы, чтобы не нарушать требования Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основные задачи анализа

Оценка и анализ использования персонала и фонда заработной платы должны выполнять следующие задачи:

Отметим, что для изучения и оценки каждого показателя предусмотрено множество формул и правил проведения расчетов. Рассмотрим некоторые методы на конкретных примерах.

Анализ фонда заработной платы на примере

Используем следующие исходные данные для анализа фонда заработной платы:

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть картинку Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Картинка про Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

Анализируя данные показатели, можно сделать следующие выводы:

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть картинку Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Картинка про Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Смотреть картинку Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Картинка про Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это. Фото Фонд экономии заработной платы в бюджетном учреждении что это

Аналогичным образом можно проанализировать движение трудовых ресурсов, соотношение средней заработной платы к количеству работников в разрезе групп и категорий персонала.

Отметим, что проведение анализа ФОТ — неотъемлемая часть планирования. То есть не проанализировав достигнутые показатели, нельзя правильно и эффективно спланировать будущие затраты на ФОТ. Напомним, что все затраты учреждений бюджетной сферы подлежат обязательному экономическому обоснованию. Своевременный и грамотный анализ позволит исключить ошибки в планировании и обосновании бюджетных расходов в части оплаты труда.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *