и если вы приветствуете только братьев ваших что особенного делаете

Евангелие по Матфею 5:47

Толкования:

Анонимный комментарий

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Архим. Фаддей (Витовницкий)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 47-48 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Блж. Иероним Стридонский

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Евфимий Зигабен

И аще целуете други вашя токмо, что лишше творите? не и язычницы ли такожде творят

Еп. Михаил (Лузин)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Приветствуете только братьев. Приветствие — выражение любви и мира. На Востоке оно имеет гораздо более значения, чем у нас, ибо оно обращается и доныне только к единоверцам.

Братьев. Близких к нам людей, которые по естественному чувству могут отвечать на наше приветствие приветствием и на любовь — любовью (любящих вас — ст. 46 ).

Что особенного делаете. Это — естественное чувство, сродное и поврежденной грехом природе, и людям, удалившимся от Бога, грешникам, и не имеющим истинной религии — язычникам.

Особенного. Свойственного людям, имеющим высшее естественного человека нравственное совершенство, в таком выражении любви ничего нет. Какая же таковым награда может быть от Отца Небесного?

Лопухин А.П.

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Слово “братьев” употреблено здесь, очевидно, в общем значении — близких людей, соотечественников и проч. Это – более правильное чтение, чем “друзей” (φίλους), встречающееся более, чем в 150 курсивных рукописях. Братья противополагаются “язычникам” (в других кодексах – “мытари”). Разница по смыслу в чтениях οὕτω (так) и τὸ αὐτό (то же самое – Синайском, Ватиканском, Тишенд., Вестк. Хорт и проч.) слишком незначительна, чтобы на ней останавливаться. Указывается, конечно, на ближе всего знакомые слушателям Христа восточные обычаи. Немецкий толкователь Евангелия Матфея, Мерке, приводит несколько пояснительных примеров приветствий из современной восточной жизни.

Митр. Иларион (Алфеев)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Свт. Григорий Палама

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Здесь, объемля под одним именем, называя «грешниками», Он приводит в Своей речи как не призываемых Им (т.е. язычников), так и тех, которые не живут согласно Его Евангелию, показывая этим, что нет никакой пользы для нас называться «христианами», если своими делами мы не отличаемся от язычников. Потому что, как великий Павел сказал иудеям, что «обрезание пользует, аще закон твориши: аще же закона преступник еси, обрезание твое необрезание бысть» ( Рим.2:26 ) ; так, ныне Христос чрез Евангелие говорит нам: вам – которые Мои, благодать будет от Меня, если соблюдаете Мои заповеди; если же вы творите дела, которые делают и грешники, и ничего больше сего: любя любящих вас и делая добро делающим вам добро, то это вам не дает никакого дерзновения ко Мне. – Он говорит это не с той целью, чтобы отвратить людей от того, чтобы они любили тех, которые их любят, и делали добро тем, которые делают им добро, и давали взаймы с расчетом получить обратно их деньги, – но для того, чтобы показать, что каждое из этих дел остается без вознаграждения, как имеющее здесь свое вознаграждение и не приносящее душе никакой благодати и не очищающее ее от скверны, пришедшей вследствие греха. Так что все это представленное не приносит никакой пользы ни благодати душе для вечной награды. Не представленное же здесь навлекает на себя большее порицание и приносит душе больший вред: потому что те, кто в ответ на любовь к себе, не отвечают любовью и огорчают любящих их, являются худшими, чем мытари и грешники. Насколько же худшими и их являются те люди, которые своими делами и словами воздают противоположным (тому, чем пользуются от любящих и заботящихся о них людей)!

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 47-48 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Троицкие листки

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Даже и эти люди, которых Иудеи считали корыстолюбцами, отъявленными нечестивцами, и они вот любят любящих их: значит, это дело нетрудное, за что же таких людей награждать высокой наградой? И если вы приветствуете при встрече только братьев ваших, только родных и близких людей, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? – эти люди грешные, забывшие Бога истинного и кланяющиеся идолам… Что же это за любовь? За что вас награждать Отцу Небесному? «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как Христос мало-помалу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление уподобляться Богу, а между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? Какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников?» Если ты не научился любить врагов своих, то напрасно носишь имя христианина.

Источник

Толкование на От Матфея 5:47

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 5:47 / Мф 5:47

Иоанн Златоуст (

Ст. 47−48 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Для вразумления имеющих ум не нужно упоминать о наказании, а довольно только представить тяжесть греха. Вот почему и в настоящем случае Он представляет в пример язычников и мытарей, чтобы ученики Его устыдились, видя, с какими людьми Он их сравнивает. То же делал и Павел, когда говорил: “Дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды” (1 Фес. 4:13), и “как и язычники, не знающие Бога” (1 Фес. 4:5) Кроме того, слова эти: “Не так же ли поступают и язычники?” Спаситель сказал и для того, чтобы показать, что Он не требует ничего чрезмерного, но немного больше обыкновенного. Этим, однако, Он не заключает Своего слова, но оканчивает его указанием на награды и благими надеждами, говоря: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 05:48). Часто упоминает Он во всей беседе Своей о небе, чтобы представлением самого места возбудить сердца учеников Своих, так как в это время они были еще довольно слабы и грубы.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Григорий Палама (

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Здесь, объемля под одним именем, называя «грешниками», Он приводит в Своей речи как не призываемых Им (т.е. язычников), так и тех, которые не живут согласно Его Евангелию, показывая этим, что нет никакой пользы для нас называться «христианами», если своими делами мы не отличаемся от язычников. Потому что, как великий Павел сказал иудеям, что «обрезание пользует, аще закон твориши: аще же закона преступник еси, обрезание твое необрезание бысть» (Рим.2:26); так, ныне Христос чрез Евангелие говорит нам: вам — которые Мои, благодать будет от Меня, если соблюдаете Мои заповеди; если же вы творите дела, которые делают и грешники, и ничего больше сего: любя любящих вас и делая добро делающим вам добро, то это вам не дает никакого дерзновения ко Мне. — Он говорит это не с той целью, чтобы отвратить людей от того, чтобы они любили тех, которые их любят, и делали добро тем, которые делают им добро, и давали взаймы с расчетом получить обратно их деньги, — но для того, чтобы показать, что каждое из этих дел остается без вознаграждения, как имеющее здесь свое вознаграждение и не приносящее душе никакой благодати и не очищающее ее от скверны, пришедшей вследствие греха. Так что все это представленное не приносит никакой пользы ни благодати душе для вечной награды. Не представленное же здесь навлекает на себя большее порицание и приносит душе больший вред: потому что те, кто в ответ на любовь к себе, не отвечают любовью и огорчают любящих их, являются худшими, чем мытари и грешники. Насколько же худшими и их являются те люди, которые своими делами и словами воздают противоположным (тому, чем пользуются от любящих и заботящихся о них людей)!

Источник: Омилия 50. На второе воскресение Евангельских чтений по Луке.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 47−48 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Одних из людей, конечно, друзей, любить, а других ненавидеть есть несовершенство; совершенство же — любить всех.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Приветствуете только братьев. Приветствие — выражение любви и мира. На Востоке оно имеет гораздо более значения, чем у нас, ибо оно обращается и доныне только к единоверцам.

Братьев. Близких к нам людей, которые по естественному чувству могут отвечать на наше приветствие приветствием и на любовь — любовью (любящих вас — ст. 46).

Что особенного делаете. Это — естественное чувство, сродное и поврежденной грехом природе, и людям, удалившимся от Бога, грешникам, и не имеющим истинной религии — язычникам.

Особенного. Свойственного людям, имеющим высшее естественного человека нравственное совершенство, в таком выражении любви ничего нет. Какая же таковым награда может быть от Отца Небесного?

Источник: Толковое Евангелие.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Слово “братьев” употреблено здесь, очевидно, в общем значении — близких людей, соотечественников и проч. Это — более правильное чтение, чем “друзей” (φίλους), встречающееся более, чем в 150 курсивных рукописях. Братья противополагаются “язычникам” (в других кодексах — “мытари”). Разница по смыслу в чтениях οὕτω (так) и τὸ αὐτό (то же самое — Синайском, Ватиканском, Тишенд., Вестк. Хорт и проч.) слишком незначительна, чтобы на ней останавливаться. Указывается, конечно, на ближе всего знакомые слушателям Христа восточные обычаи. Немецкий толкователь Евангелия Матфея, Мерке, приводит несколько пояснительных примеров приветствий из современной восточной жизни.

Троицкие листки

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Даже и эти люди, которых Иудеи считали корыстолюбцами, отъявленными нечестивцами, и они вот любят любящих их: значит, это дело нетрудное, за что же таких людей награждать высокой наградой? И если вы приветствуете при встрече только братьев ваших, только родных и близких людей, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? — эти люди грешные, забывшие Бога истинного и кланяющиеся идолам… Что же это за любовь? За что вас награждать Отцу Небесному? «Видишь ли, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как Христос мало-помалу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление уподобляться Богу, а между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? Какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников?» Если ты не научился любить врагов своих, то напрасно носишь имя христианина.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 5:47

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 47-48 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Cлова эти: “Не так же ли поступают и язычники?” Спаситель сказал для того, чтобы показать, что Он не требует ничего чрезмерного, но немного больше обыкновенного. Этим, однако, Он не заключает Своего слова, но оканчивает его указанием на награды и благими надеждами, говоря: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. Часто упоминает Он во всей беседе Своей о небе, чтобы представлением самого места возбудить сердца учеников Своих, так как в это время они были еще довольно слабы и грубы.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 18-я.

Свт. Григорий Палама

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Здесь, объемля под одним именем, называя «грешниками», Он приводит в Своей речи как не призываемых Им (т.е. язычников), так и тех, которые не живут согласно Его Евангелию, показывая этим, что нет никакой пользы для нас называться «христианами», если своими делами мы не отличаемся от язычников. Потому что, как великий Павел сказал иудеям, что «обрезание пользует, аще закон твориши: аще же закона преступник еси, обрезание твое необрезание бысть» (Рим.2:26); так, ныне Христос чрез Евангелие говорит нам: вам – которые Мои, благодать будет от Меня, если соблюдаете Мои заповеди; если же вы творите дела, которые делают и грешники, и ничего больше сего: любя любящих вас и делая добро делающим вам добро, то это вам не дает никакого дерзновения ко Мне. – Он говорит это не с той целью, чтобы отвратить людей от того, чтобы они любили тех, которые их любят, и делали добро тем, которые делают им добро, и давали взаймы с расчетом получить обратно их деньги, – но для того, чтобы показать, что каждое из этих дел остается без вознаграждения, как имеющее здесь свое вознаграждение и не приносящее душе никакой благодати и не очищающее ее от скверны, пришедшей вследствие греха. Так что все это представленное не приносит никакой пользы ни благодати душе для вечной награды. Не представленное же здесь навлекает на себя большее порицание и приносит душе больший вред: потому что те, кто в ответ на любовь к себе, не отвечают любовью и огорчают любящих их, являются худшими, чем мытари и грешники. Насколько же худшими и их являются те люди, которые своими делами и словами воздают противоположным (тому, чем пользуются от любящих и заботящихся о них людей)!

Омилия 50. На второе воскресение Евангельских чтений по Луке.

Блж. Иероним Стридонский

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 47-48 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И аще целуете други вашя токмо, что лишше творите? не и язычницы ли такожде творят

Еп. Михаил (Лузин)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Приветствуете только братьев. Приветствие — выражение любви и мира. На Востоке оно имеет гораздо более значения, чем у нас, ибо оно обращается и доныне только к единоверцам.

Братьев. Близких к нам людей, которые по естественному чувству могут отвечать на наше приветствие приветствием и на любовь — любовью (любящих вас — ст. 46).

Что особенного делаете. Это — естественное чувство, сродное и поврежденной грехом природе, и людям, удалившимся от Бога, грешникам, и не имеющим истинной религии — язычникам.

Особенного. Свойственного людям, имеющим высшее естественного человека нравственное совершенство, в таком выражении любви ничего нет. Какая же таковым награда может быть от Отца Небесного?

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Архим. Фаддей (Витовницкий)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Прот. Иоанн Бухарев

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Целование или приветствие служит выражением любви и мира. Други (братья) – это близкие к нам люди, которые по естественному чувству могут отвечать на наше приветствие и любовь – любовью. Что лишше творите (что особенного делаете), когда любите и приветствуете только друзей – братьев своих? Это – естественное чувство, которое свойственно и поврежденной грехом человеческой природе и людям, не имеющим истинной религии, кланяющимся ложным богам или идолам, так называемым язычникам. Что же это за любовь: что особенного делаете? За что же тут награждать вас Богу?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Слово “братьев” употреблено здесь, очевидно, в общем значении — близких людей, соотечественников и проч. Это – более правильное чтение, чем “друзей” (φίλους), встречающееся более, чем в 150 курсивных рукописях. Братья противополагаются “язычникам” (в других кодексах – “мытари”). Разница по смыслу в чтениях οὕτω (так) и τὸ αὐτό (то же самое – Синайском, Ватиканском, Тишенд., Вестк. Хорт и проч.) слишком незначительна, чтобы на ней останавливаться. Указывается, конечно, на ближе всего знакомые слушателям Христа восточные обычаи. Немецкий толкователь Евангелия Матфея, Мерке, приводит несколько пояснительных примеров приветствий из современной восточной жизни.

Троицкие листки

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Даже и эти люди, которых Иудеи считали корыстолюбцами, отъявленными нечестивцами, и они вот любят любящих их: значит, это дело нетрудное, за что же таких людей награждать высокой наградой? И если вы приветствуете при встрече только братьев ваших, только родных и близких людей, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? – эти люди грешные, забывшие Бога истинного и кланяющиеся идолам… Что же это за любовь? За что вас награждать Отцу Небесному? «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как Христос мало-помалу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление уподобляться Богу, а между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? Какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников?» Если ты не научился любить врагов своих, то напрасно носишь имя христианина.

Троицкие листки. №801-1050.

Митр. Иларион (Алфеев)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

«Просящему у тебя дай, – говорит Господь, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем не желающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина – любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.

Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 6, 7–8 ). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».

Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.

Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы – чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род – злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *