и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они

Контрольная работа по обществознанию на тему «Познание» (10 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

A1. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A2. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A3. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1)Верно только А. 2)Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.

A4. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

A5. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А7. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1)обыденного знания 2)мифологического знания 3)эмпирического знания 4)научного знания

А9. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А10. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность учёного:

1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А11. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства

А12. Отличие социологии от других наук об обществе является

изучение людей как представителей человеческого рода

рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

изучение общества как целостного явления

изучение общества во всей конкретности и многообразии

А13. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

при ссылке на тот или иной авторитет в науке

в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А14. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет

за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4)оба суждения неверны

А15. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

гипотезами 2)понятиями 3)представлениями 4)мнениями

А16. И чувственное, и рациональное познание

направлены на поиск истины 2) опираются на представления о предмете

3)начинаются с субъективных ощущений 4)отражают существенные свойства предмета

А17. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

развивается в процессе овладения «живым» опытом людей

сознательно акцентирует домыслы и предпосылки

намеренно искажает представления о действительности

обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определяется общественной практикой.

А18. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в

повседневной жизни людей тем, что оно:

развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей

приобретается без специальной познавательной деятельности

намеренно искажает представления о действительности

определяется общественной практикой

В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Абсолютная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

Запишите в таблицу выбранные буквы

В 2. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:

В3. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В4. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

фиксация существенных свойств предмета

сохранение в памяти обобщённого образа предмета

утверждение или отрицание чего-либо о предмете

отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

В5. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) чувственное познание

Б) рациональное познание

Запишите в таблицу выбранные буквы

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

«Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки. В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?

Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С2. Прочитайте текст и выполните задания к нему

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам.

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину.

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажи­те две черты.

В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?
Приведите пример, конкретизирующий один из них.

О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

A1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

A2. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1)верно только А 2)верно только Б )верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A3. Среди перечисленных наук функции и формы государственной

1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология

A4. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

1)теоретического анализа 2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения

4)обобщения повседневного опыта

A5. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A6. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно

актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

А7. Возможность получения истинного знания отрицается:

Философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством

А8. Методом эмпирического познания не является:

эксперимент 2) наблюдение 3)аналогия 4) описание

A 9. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А 10. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной

А11. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и

сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А12. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты

3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

А13. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1)верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны

А14. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

художественного образа паранаучного знания суждения на уровне здравого смысла

А15. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

1)отвлечённых понятий 2)художественных образов 3)научных приборов 4)абстрактных моделей

А16.Критериями истины являются:

опыт, практика 2)мнение руководства 3)соответствие господствующему в обществе учению

соответствие законам логики

А17. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

ощущение, восприятие, представление

понятие, представление, умозаключение

понятие, суждение, умозаключение

представление, суждение, ощущение

А18. Укажите, что не является теоретическим методом познания:

гипотеза 2)эксперимент 3)теория 4)аналогия

В1. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

А. Наука о строении организмов

Б. Наука о воспитании и обучении

В. Наука об обществе и общественных отношениях

Г. Наука о биологической природе человека

Д. Наука о процессах психической деятельности ­

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Запишите в таблицу выбранные буквы

В2. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.

Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность:

1) Большой театр в Москве;

4) актёр А. Михайлов

6) «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Запишите в таблицу выбранные буквы

В3. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной»

В4. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

А) установление сходства или различия предметов

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Запишите в таблицу выбранные буквы

В5. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека сознания:

когда от поступает нелогично

под влиянием наркоза

в период сильного волнения

во время просмотра телевизионных передач

в период тяжёлого психического заболевания

при участии в компьютерных играх?

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

«Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки. В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?

Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Истина сама по себе. – соответствие между нашей мыслью и действительностью. Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося.

Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их. Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума. Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного

(Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф.Брокгауза – И.Ефрона)

1)Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?

2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно?

3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте.

4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание?

Источник

И социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Быстрая регистрация

Обществознание (Вариант 28)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

28. Какому виду познания посвящён текст? Какие особенности этого вида знания описывает автор? Укажите любые две таких особенности.

Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Если ответ правильный, то введите знак «+» в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак «-«.

Поскольку человек не только познает окружающую реальность, но и изменяет её, сам факт человеческого мышления, знания или незнания) может сказаться на ситуации. Она становится не такой, как была до этого. Предположим, что растёт цена акций какой-то компании. Человек, который ожидает (знает), что эти акции еще подрастут, покупает значительный пакет. Акции действительно «подрастают». Но допустим, что этот пакет не был бы куплен, возможно, их цена и не подросла бы, ведь цена акций зависит от спроса на них. То, что исследователь процессов одновременно является и их участником, серьезно ограничивает применение в социальных науках некоторых методов, на которых базируется естественнонаучное знание. Например, эксперимент. В естественных науках эксперимент или способствует открытию новых данных, или подтверждает ранее высказанные предположения. Но если эксперимент проводится в социальной реальности, он меняет саму эту реальность, а значит, она уже не такая, какой была до эксперимента. Следовательно, информация, которую несёт эксперимент, не имеет постоянного характера. Разумеется, это не единственное ограничение применения эксперимента в обществознании. Существенную роль играют также нравственные ограничения — ведь экспериментировать приходится на людях.

Замечено также, что в социальном знании исследователю гораздо сложнее сохранить объективность (непредвзятость), чем в знании естественнонаучном. Конечно, и физик может быть искренне, эмоционально привязан к какой- то теории или гипотезе, в силу чего пусть и ненамеренно, но не замечает её несоответствия фактам. Однако в естественной науке это явление редкое. В социальном же знании исследователь может быть связан с предметом исследования экономическими, политическими и прочими интересами. Именно на этом была основана идея «партийности» социальных наук. Разумеется, считать, что любая гипотеза в социальном знании маскирует чьи-то корыстные интересы, вряд ли справедливо, но приходится признать, что предвзятость гораздо больше свойственна социальному знанию, нежели естественнонаучному. Следует учитывать также и то, что все мы — люди определённой культуры, определённого мировоззрения. В силу этого понимание чужой культуры может вызывать затруднения. Предвзятость может искажать социальное знание на самых разных этапах. Так, например, практически все исторические свидетельства, на которых построена историческая наука, предвзяты. Историки, работая со свидетельствами, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы.

Источник

Глава VIII. Социально-гуманитарные науки. 1. Первая позиция заключается в след

и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они

и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они

и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они

1. и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что ониПервая позиция заключается в следующем. Никакого разли­
чия между социальными и естественнонаучными формами и
методами познания не существует. Так, польский историк и
философ Е. Топольский, доказывая отсутствие специфики ис­
торического познания, считает, что все проблемы, касающие­
ся исторического познания, являются проблемами, касающи­
мися одновременно всякого познания. Следствием указанно­
го подхода явилось фактическое отождествление гуманитар­
ного познания с естественнонаучным, сведение (редукция)
первого ко второму как эталону всякого познания. Подобный
прием есть не что иное, как абсолютизация роли естествен­
ных наук: научным считается только то, что относится к об­
ласти этих наук, все остальное не относится к научному по­
знанию, а это философия («метафизика»), религия, мораль,
культура и т. д.

2.Сторонники второй позиции, стремясь найти указанное свое­
образие, гипертрофировали его, противопоставляя социаль­
ное знание естественнонаучному, не видя между ними ниче­
го общего. Особенно характерно это было для представителей
баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт).
Суть их воззрений была выражена в тезисе Риккерта о том,
что «историческая наука и наука, формулирующая законы, суть
понятия, взаимоисключающие друг друга».

Несомненно, что для социального познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обоб-

и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они1 Ракитов А. И. Историческое познание. М, 1982. С. 244.

щение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д.

Единство всех форм и видов познания предполагает и опреде­ленные внутренние различия между ними, выражающиеся в спе­цифике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов.

Проблема соотношения естественных наук и обществознания активно обсуждается и в современной, в том числе и в отечествен­ной, литературе. Так, В. В. Ильин, подчеркивая единство, «родо­вую единообразность науки», фиксирует крайние, а значит оши­бочные, позиции в этом вопросе: а) натуралистика — некрити­ческое, механическое заимствование естественнонаучных мето­дов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариан­тах — физикализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др., б) гуманитаристика — абсолютизация специфики социального познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точ­ных наук». Следовательно, естествознание и гуманитарные на­уки — ветви одной науки как целого. По образному выражению автора, естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками. Сказанное не означает, что между естество- и обществознанием нет различий и что каждое из них не обладает будто бы своей спецификой. Для ее выявления необходимо обратиться к истории познания.

Начиная с XVII в. идет особенно бурный процесс формирова­ния естественных наук, в ходе которого на первый план выдвига­ется механика. Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии истории — раздела философии, связанного с интерпретацией исторического процесса и истори­ческого познания.

Термин «философия истории» используется в настоящее вре-мя в следующих основных значениях:

а) учение об исторической реальности в ее целостности и разви­
тии, общая теория исторического процесса как единства про-

и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Смотреть картинку и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Картинка про и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они. Фото и социальному и естественнонаучному знанию свойственно то что они

; шлого, настоящего и будущего;

б) часть философии науки, исследующая историческое позна-
■ ние рациональными средствами и методами, т. е. историчес-

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *