идеаторная сфера что такое
ИДЕАТОРНЫЙ
Смотреть что такое «ИДЕАТОРНЫЙ» в других словарях:
идеаторный — прил., кол во синонимов: 1 • ассоциативный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
автоматизм идеаторный — (син.: А. ассоциативный, А. идеаторно мнестический) вид психического А. с непроизвольным возникновением мыслей, вызванных мнимым внешним воздействием, имеющий оттенок насильственности, искусственности … Большой медицинский словарь
припадок эпилептический идеаторный — (a. epilepticus ideatorius) фокальный П. э. в форме возникновения насильственных мыслей и (или) представлений … Большой медицинский словарь
Автоматизм идеаторный — (греч. idea мысль, мысленный образ, представление) – в психопатологии восприятие собственных мыслей, воспоминаний, представлений как чуждых себе и возникающих под влиянием воздействия, источник которого пациент усматривает где то вне своей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Синдром психического автоматизма — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Припадок эпилептический — Припадок при эпилепсии, возникающий в связи с чрезмерным возбуждением и разрядом в нейронах головного мозга, в том числе в зоне эпилептического очага. П.э. абдоминальный характеризуется неприятными ощущениями или болями в околопупочной и… … Толковый словарь психиатрических терминов
Клиническая картина неврозов — Неврастения. Данный невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Согласно Е. К. Краснушкину причины возникновения неврастении объясняются утомлением. Включаются защитные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Этапы психического созревания — существуют разные систематики психического развития. Так, Г.К.Ушаков (1973) различает: 1. моторный этап психического созревания, на котором ребёнок овладевает своим телом (длится в течение 1 го года после рождения); 2. сенсомоторный этап… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
автоматизм ассоциативный — см. Автоматизм идеаторный … Большой медицинский словарь
автоматизм идеаторно-мнестический — см. Автоматизм идеаторный … Большой медицинский словарь
Идеаторная сфера что такое
Если структурно-позитивные симптомы наряду с лингвистически и семантически нормативными высказываниями образуют в совокупности некое повествование (мифологический текст бреда), то структурно-негативные симптомы порождают «зашумленность» и фрагментарность этого текста и тем самым затрудняют его доступность.
Поэтому одной из задач, предъявляемых к историогенетическому анализу, является восстановление дискурсивной целостности текста путем состыковки его фрагментов на структурной основе нижележащих архаических слоев психики.
В контексте настоящего исследования представляют интерес те архаические корреляты структурно-позитивных расстройств мышления, которые являются формо- и сюжетообразующими для психопатологических построений более сложного порядка, в первую очередь бредовых синдромов.
Анимизм при шизофрении
Элементы анимизма — неотъемлемый атрибут любой психотической продукции при шизофрении. Не случайно в клинике ранней детской шизофрении в качестве рудиментарных эквивалентов бреда выступают страхи и феномен олицетворенного осознавания, аналогичный анимистическому восприятию мира на ранних этапах истории. С поправкой на современные социокультуральные условия одушевлению и персонификации в бреде подвергаются не только природные объекты и стихии, но и техногенные, а также любые рукотворные объекты.
Вместе с тем естественная символика и пережиточная мифопоэтика в речи больных являются все же преобладающими; в целом их представленность больше, чем можно было бы ожидать с учетом урбанистического ландшафта в среде проживания большинства из них.
Идеаторная сфера что такое
Выделяют следующие виды навязчивых явлений:
Три основные группы навязчивых явлений:
Все навязчивые явления можно разделить на отвлеченные (не вызывают каких-либо значимых эмоциональных переживаний, хотя их присутствие может утомлять или вызывать некоторое раздражение) и образные навязчивости (вызывающие эмоциональное напряжение, субъективно тяжело переносимые человеком).
Навязчивые мысли
• «Умственная жвачка» (болезненное мудрствование) — навязчивое состояние, заключающееся в постоянных бесполезных и бесцельных размышлениях о природе вещей.
• Навязчивый счет (арифмомания) — навязчивое стремление считать попадающиеся на глаза предметы: этажи домов, столбы, людей в целом и мужчин или женщин в частности, машины определенного цвета или марки и т.д.
• «Хульные мысли» (контрастные навязчивости) — навязчивые мысли, по содержанию несовместимые (контрастирующие) с этическими установками индивида. Мысли, противоречащие убеждениям или вере, мысленные ругательства в адрес близких или уважаемых человеком людей, мысленные пожелания им всякого рода неприятностей и несчастий, скабрезные представления о них. Обычно такие мысли, контрастирующие с сознательными установками человека, сильно его расстраивают, вызывают душевные муки, однако отделаться от них не могут. Например, у истинно верующей пациентки во время церковных служб стали приходить на ум скабрезные представления об уважаемых ею священниках и почитаемых святых, их пороках и физиологических отправлениях, воспринимает это как грех, пытается прогнать от себя, однако не в состоянии это сделать.
Навязчивые сомнения — отсутствие уверенности в правильности и законченности совершенных действий. Сомнения необоснованны, но человек постоянно возвращается к мыслям о том, точно ли он сделал все так, как это необходимо; в основе лежит искаженная оценка реальной вероятности того или иного события. Если совершенное действие можно проверить, это делается неоднократно, вплоть до изнурения. Например, уходя из дома, человек многократно возвращается к двери, дергает ее за ручку, проверяя, закрыл ли он дверь. Такую проверку нельзя считать патологией, если она повторяется особенно в состоянии утомления (при утомлении нарушается концентрация внимания, которое необходимо для отслеживания последовательности выполняемых действий). Однако в некоторых случаях проверка, закрыта ли дверь, выключены ли электроприборы и краны с водой и т.д. заставляет человека возвращаться домой в том числе уже с большого расстояния от дома, что приводит его к большим опозданиям на работу или учебу, а иногда совсем не дает покинуть дом. При этом существуют действия, которые нет возможности проверить, например не толкнул ли случайного попутчика в метро, не уколол ли его зонтиком. В этих случаях мысли о таких действиях долго мучают человека, заставляют перебирать в уме все аспекты того, как происходили те или иные события. Навязчивые сомнения в большинстве случаев сопровождает тревога.
Как уже отмечалось, каждому из нас в той или иной степени (в зависимости от личностных особенностей) свойственны навязчивые сомнения. Однако как они сказываются на врачебной работе? С одной стороны, навязчивые сомнения в правильности своих действий (особенно таких ответственных) заставляют возвращаться к ним (в том числе мысленно) снова и снова, корректировать назначения, повторять обследования, откладывать вмешательства. Чтобы уменьшить сомнения, врач начинает выполнять свои манипуляции и делать записи в медицинской документации чрезмерно подробно и долго. Все это отнимает у него много рабочего времени, а иногда может напрямую вредить пациентам. К тому же неуверенный в себе врач, сомневающийся в правильности своих действий, не вызывает доверия и у своих больных. С другой стороны, именно сомнения в своей правоте, желание сделать лучше заставляют врача думать, искать нужные в данном случае подходы, учитывать дополнительные факторы, изучать новую литературу и современные методики. Врач, лишенный способности сомневаться в своей правоте, способен только к шаблонному мышлению, он не развивается, не узнает новое. Такой врач удовлетворен тем, что уже знает и умеет, но медицина — чересчур объемная и быстро развивающая отрасль, в ней невозможно не учиться, поэтому врачи, которые этого не делают, быстро становятся опасными для своих пациентов. Соответственно, как и везде в медицине, необходим баланс, золотая середина между склонностью к чрезмерным сомнениями и их отсутствием, между «думать, но не делать» и «делать, но не думать».
Навязчивые воспоминания — неотвязные мысли о каких-либо событиях, действительно произошедших в прошлом. Часто содержание этих событий по тем или иным причинам неприятно и мучительно для человека, поэтому естественным было бы желание его не вспоминать, однако воспоминания, часто образные, возвращаются вновь и вновь, вызывая неприятные эмоциональные переживания.
В других случаях в воспоминаниях отражаются эмоционально нейтральные события, например не обремененные высоким смыслом разговоры подруг, фрагменты прочитанных книг, просмотренных фильмов, услышанных мелодий, выученных прежде стихов, дат, названий. В некоторых случаях эти воспоминания представлены весьма яркими, живыми образами вроде привязавшегося звучания популярной песни (навязчивые эйдетические образы). Как и болезненное мудрствование («умственная жвачка»), они скорее утомляют, чем вызывают какие-либо другие эмоции.
Навязчивые влечения. В широком смысле к навязчивым влечениям можно было бы отнести очень многие аспекты жизни человека, связанные с возникновением его желаний и их реализацией (к примеру, любовь, как навязчивое влечение к другому человеку). Но в психопатологии навязчивые влечения рассматриваются в узком смысле, в первую очередь как желание совершить бессмысленное, опасное или непристойное действие. Опасность и неуместность подобных влечений хорошо осознается, но избавиться от них человек не может, возникает тревога и страх совершить соответствующие действия. Так, например, страх высоты может быть обусловлен не самим восприятием высоты, а первоначальным страхом поддаться необъяснимому влечению и прыгнуть вниз. То же относится и к страху острых предметов. Появление навязчивых влечений зачастую приводит к избегающему поведению. Например, молодая мать, живущая с семьей на третьем этаже дома с широкими лестничными пролетами, отказывается на руках нести по лестнице своего грудного ребенка, прося это сделать мужа, бабушку, а когда их нет, соседей. Объясняет это тем, что, идя по лестнице, у нее возникает необъяснимое и «противоестественное» желание кинуть ребенка вниз, начинает живо представлять, как это могло бы произойти, отчего возникает сильный приступ страха, подкашиваются ноги, не может идти. Несмотря на свою интенсивность, подобные опасные навязчивые влечения никогда не осуществляются (в отличие от импульсивных).
Про навязчивое (обсессивное) влечение говорят и в отношении расстройств зависимого поведения (алкоголизм, наркомания, игромания и пр.). В этих случаях влечение к психоактивному веществу или своему варианту зависимого поведения осознается, осознаются и его возможные вредные последствия, возникает «борьба мотивов» (взвешивание «за» и «против»). Однако влечение так или иначе возвращается вновь и вновь, а так как оно не представляет непосредственной опасности для пациента (конечно, например, продолжение пьянства опасно для здоровья пациента в том смысле, что оно имеет вредные последствия, но непосредственной опасности нет), в значительной части случаев оно осуществляется (т.е. пациент, у которого возникло влечение выпить, действительно, выпивает).
Навязчивые страхи (фобии) — см. следующий раздел.
Навязчивые действия (компульсии, от лат. compello — принуждаю) — труднопреодолимое стремление совершать определенные движения или действия. Выделяют два типа:
а) «Защитные» действия при страхах и сомнениях. Могут иметь смысл, непосредственно связанный с содержанием вызвавших их феноменов. Например, постоянное мытье рук при страхе загрязнения (мизофобии), перепроверка, закрыта ли дверь (при навязчивых сомнениях соответствующего содержания). Но также могут иметь и некое непрямое значение, являясь символической защитой от грозящей беды. Такие действия называют «ритуалами», они могут быть весьма разнообразны: больно ущипнуть себя, покрутиться на месте, подложить в ботинок монетку, взять с собой в командировку «счастливого» плюшевого медведя и пр. Невыполнение защитного поведения вызывает усиление эмоционального напряжения и навязчивостей. В ряде случаев защитные действия теряют связь с вызвавшими их навязчивостями страхами и становятся для больного самостоятельной формой навязчивых явлений (например, постоянное мытье рук, изначально связанное со страхом загрязнения, со временем начинает выполняться безо всякой связи с контактами с грязными предметами, а просто само по себе, в противном случае возникает сильное эмоциональное волнение);
б) простые — не сопровождаются эмоциональными переживаниями. Сюда относят привычные, зафиксированные, стереотипные движения (например, поправляют волосы, потирают руки, особые мимические движения и пр.), ходьбу определенным образом по плиткам на тротуаре, насвистывание мелодий и пр. Усилием воли эти движения на короткое время можно прекратить, но затем они возвращаются снова.
При зависимостях компульсивным влечением к употреблению психоактивных веществ называют труднопреодолимое влечение, обусловленное физической зависимостью.
Психические автоматизмы
Психические автоматизмы — ощущение отчуждения, внешнего воздействия на мысли. Одна из разновидностей эндогенного психического расстройства. Включает в себя псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия психического и физического характера, чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления.
Психические автоматизмы
Продолжение — Ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями.
Ощущение того, что Вашими мыслями, эмоциями, движениями могут управлять или как-либо воздействовать является частым симптомом нарушений работы нервной системы, одна из форм проявления психических автоматизмов.
Такие нарушения могут быть как временными и обратимыми, не требующими специальной медицинской помощи (доброкачественными), таки могут быть и проявлениями тяжелых психических расстройств и нарушений поведения, при которых необходима срочная психиатрическая помощь.
Виды психических автоматизмов
Идеаторный (ассоциативный) психический автоматизм
Идеаторный (ассоциативный) психический автоматизм — ощущение «вкладывания» чужих мыслей, ощущение открытости мыслей (ощущение, что мысли известны окружающим), ощущения звучания собственных мыслей, хищения мыслей. Характерно ощущение, что эмоции человек испытывает не самостоятельно, а под влиянием сторонней силы.
Сенестопатический психический автоматизм
Сенестопатический психический автоматизм — проявление сенестопатий, висцеральных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, «под влиянием чужого воздействия» (аппаратов, пришельцев, соседей, магиии, колдовства и др.).
Моторный психический автоматизм
Моторный (кинестетический) психический автоматизм — ощущения, что любые движения осуществляются не по его собственной воле, а под влиянием стороннего воздействия. Проявление речедвигательных псевдогаллюцинаций — ощущения, что слова, которые он говорит, произносятся помимо его воли, под влиянием «внешнего воздействия».
Формы психических автоматизмов
В легких случаях испытывающий эти состояния человек может воспринимать такие воздействия как чуждые, болезненные и тяготиться этим, иногда даже пытаться бороться с этим, искать помощи у психологов и (или) докторов психиатров и психотерапевтов.
В тяжелых случаях (как правило, при психических расстройствах, протекающих с нарушениями мышления) заболевший утрачивает способность относиться к таким переживаниям с критикой и у него может формироваться убеждение, что существуют внешние силы (люди, организации, устройства), которые специально наводят мысли, забирают, вкладывают мысли. В таких случаях близким очень трудно организовать консультацию психиатра, так как сам болеющий не чувствует, что заболел, а на попытки родных или окружающих отвести его к доктору может реагировать агрессивно.
Происхождение ощущений, что посторонние силы могут управлять Вашими мыслями, до конца не изучено.
Еще в конце 19 века немецкий психиатр Вернике был убежден, что подобные ощущения развивались вследствие раздражения определенных участков коры головного мозга.
Позже, великий отечественный ученый И.П.Павлов, отталкиваясь от большого количества опытного материала, сделал заключение, что многие нарушения высших психических функций (в том числе и изменения качества мыслей) могут быть следствием неполного торможения коры головного мозга и сохраняющихся очагов возбуждения.
Большинство ученых нейрофизиологов и психиатров в настоящее время склоняются к тому, что такие чувства имеют биологическую почву в виде нарушения взаимодействия нейронов. Большинство колдунов, целителей, ясновидящих и других представителей ненаучной парадигмы видят в этом феномене следствие внешнего воздействия на человека (сглаз, порча, телепатическое воздействие и т.д.), но традиционная академическая наука полностью отрицает такое объяснение.
Синдром психического автоматизма
Отдельно следует описать синдром психического автоматизма, который является проявлением грубого нарушения ассоциативных процессов при тяжело протекающем шизофреническом психозе.
При синдроме психического автоматизма заболевшие чувствуют, что все явления психики (мысли, память, эмоции, ощущения) чужды им, и они как – бы навязаны извне, «сделаны внешним воздействием», искусственно кем – то или чем – то делаются и управляются.
В таких случаях внушенные или наведенные со стороны мысли могут восприниматься больным как «особые голоса внутри головы», которые, как кажется, могут быть слышимыми даже окружающими. Врачи психиатры называют такие состояния синдромом психического автоматизма Кандинского–Клерамбо, и считают такие состояния специфичными для шизофрении. Такие больные разубеждению, отвлечению не поддаются, поэтому для лечения не редко приходится прибегать и различным хитростям или, в тяжелых бредовых состояниях, к не добровольной госпитализации через суды.
В настоящее время существует только два способа помощи при синдроме Кандинского–Клерамбо:
— медикаментозная терапия нейролептиками и
— шоковые методы лечения (электро судорожная терапия, инсулинотерапия, атропиновая терапия).
Проявление психических автоматизмов
1. Ощущения, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, действиями и ощущениями человек может испытывать при отравлениях психостимуляторами (амфетаминами, метамфетаминами, кокаином и другими). Кроме нарушений мышления в таких состояниях развивается бессонница, ускоряется речь, появляются импульсивные действия и агрессивное поведения. Как правило, после того как интоксикация психостимуляторами заканчивается, наступает крепкий и продолжительный сон, после которого ощущения открытости мыслей и того что ими могут управлять проходит.
2. При тяжело протекающем алкоголизме, переходящем из второй стадии в третью, на фоне отказа от алкоголя, после периода бессонницы развиваются особый вид психозов – алкогольный делирий (в народе – «белая горячка»). Описаны такие виды делириев, при котором при относительно не помраченном сознании заболевший испытывает наплывы ощущений, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями.
4. Причиной ощущений управления другими Вашими мыслями (помимо отравления алкоголем и продуктами его полураспада (ацетальдегид, кетоновые тела и др.), является предрасположенность к эндогенным заболеваниям в виде особой организации высших психических функций. Исход таких психозов разный: от благоприятного с полным обратным развитием симптомов и восстановлением мышления, до неблагоприятного с развитием прогрессирующего эндогенного заболевания с нарастанием нарушений мышления.
5. Следует отметить, что состояния, при которых появляются ощущения, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, могут испытывать и здоровые люди в периоды переутомления или длительно текущего стресса.
В таких случаях, кроме ощущений управления мыслями нарушается сон (затрудняется засыпание, появляются частые и ранние пробуждения).
В случаях переутомления ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, чаще всего не постоянны, не четко выражены и после отдыха с длительным и глубоким сном прекращаются полностью.
Следует подчеркнуть, что ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями – серьезное основание для посещения врача психиатра или врача психотерапевта для того чтобы убедиться, что нет заболевания или если, все – таки, признаки расстройства будут выявлены, можно будет начать адекватное лечения, которое требует срочной медицинской помощи.
Причины формирования деструктивного агрессивного поведения
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:26, реферат
Краткое описание
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в
связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что
агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Оглавление
Введение
Проблема агрессивного поведения
Мысли философов
Теория Джона Долларда
Реализация агрессивного поведения
Биологически адаптивная агрессия
3 категории лиц по отношению к проблемам скуки и возбуждения (по Фрмму)
Идеаторная сфера и жестокость
Асоциальное и антисоциальное поведения
Файлы: 1 файл
Министерство образования и науки РФ ФГОУ СПУ.doc
дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем возрасте (сенсорная депривация) особенно часто
приводит к формированию личности агрессора, причем значимость этого фактора в формировании агрессивности
на порядок выше чем физические наказания и другие вредные в воспитательном отношении факторы.
Э. Эриксон, тщательно разработавший эту тему,
и являющийся ее основоположником сообщает о необходимости для человека в идентификации себя с другими людьми, нацией и т.п., то есть когда он может сказать «Я такой как они, они такие же как я».
Для человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или наркоманы, чем не
идентифицировать себя вовсе.
Фромм различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения: 1) Люди, способные
продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают скуки.
2) Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной смене
раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то практически и не
3) Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства людей)
раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность (лица, страдающие хронической депрессией, которая, соответственно,
жестоких сцен и насилия всего лишь один шаг к многочисленным формам активного возбуждения, которое
достигается ценой садистического и деструктивного поведения. Как следствие хронической невротической
депрессии (дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм описывает отсутствие интереса к общению с другими
людьми и затруднения в этом общении. Все эмоции у таких личностей находятся в застывшем состоянии: они не
испытывают радостей, зато не знают ни боли, ни горя.
Далее Фромм пишет о значении структуры характера в формировании садизма. У человека, который еще в
меньшей степени, чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности,
выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у человека играет характер, являющийся
специфической структурой, организующей человеческую энергию, направленную на достижение цели, а также
определяет паттерн поведения. Фромм выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого
состоит в эксплуатации других людей, которых обладатель такого характера деперсонифицирует, т.е. относится к
продуктивной личности Фромм считает жажду любить, дарить, делиться с другими.
Влечения эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю такого
характера абсолютно естественными. Человек с садистически- эксплуататорским характером может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность.
Фромм вводит такие понятия как «биофилия» и «некрофилия», понимая под первым стремление ко всему
живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. Некрофилия в характерологическом смысле
определяется Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся;
страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто
связей. Влечение к мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может
реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда не пытаются помочь другим людям найти
конструктивный способ решения их проблем. Менее явное представительство некрофилия находит в особом
Согласно фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне не связаны с
сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.
Жажда власти, жадность или нарциссизм — все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем в
половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о «заученном поведении», о стереотипе или
Идеаторная сфера и жестокость
способность воображения используется не для того, чтобы овладеть реальностью, а для того, чтобы избежать ее.
Положительные и отрицательные фантазии — в зависимости от отношения к ним субъекта, могут быть
эгосинтоническими или эгодистоническими.
Таким образом, фантазия является составной частью мышления или даже каким либо специфическим его
видом. Вид мышления (абсолютистко-дихотомическое и т.п.) практически прямо пропорционально зависит от
аффективной сферы человека, которая является производным типа мозговой деятельности и может меняться под воздействием экзогенных пертурбаций. Примером может служить мышление человека находящегося в состоянии
депрессии и противостоящего ему мышления человека находящегося в маниакальном возбуждении.
Одним из видов проявления агрессивности и деструктивного поведения является жестокость.
Жестокость (в юридическом смысле) это особо брутальные способы совершения преступлений, для
обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и
непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении (причинение мучений словами)
или в воображении-фантазированиии, оперирующем образами истязаний, мучений людей или животных.
Жестокость может быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении ее с эго и с
бессознательным. Жестокость может проявляться в отношении людей и животных. Жестокость придает определенную окраску изнасилованиям, хулиганским действиям, нанесению тяжких телесных повреждений, доведению до самоубийства, оставлению в опасности и др. Под жестокостью, как личностной чертой
следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в
действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания.
Влечение к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше
считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в
истории всего человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой,
известны как садизм и мазохизм. Но сексуальная холодность (фригидность) также связана с влечением к
причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний.
Морализаторство (абсолютистко-дихотомическое мышление) также часто бывает проявлением жажды власти и
могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также часто является
проявлением жажды власти и желания мучить.
Злокачественная агрессия, деструктивное поведение являются составными частями асоциального или
антисоциального поведения. По мнению К. Ясперса совершенно иной тип асоциальности развивается как
Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой, и
потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к.
подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится
бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он
чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается.
В своей работе «Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины» (1938) Александер
разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины — это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замысленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд, с другой стороны, — это реакция на, ощущение слабости, неумелости,
униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины:
она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может
победить того, кто его опозорил. Стыд — настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но
чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть — иначе — когда он осознает
и принимает моральные ценности своего круга. Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают
чувство вины; оно в свою очередь подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими.
Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и
враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый
круг, лежащий в основе многих невротических расстройств.