иджаза корана что такое
В Исламе
Популярный вопрос, многие путают иджазы по хадисам и отдельным книгам и иджазу в Коране.
Коран передаётся посредством прочтения заученного шейху или прослушиванием от него, что терминологически тоже приемлемо, как путь передачи, не более того. Но традиция установилась так, что от ученика требуется хороший уровень заучивания и правильное прочтение, поэтому обычно ограничиваются именно первым способом. Это было и остаётся основой в передаче Книги Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слышал его от Джибриля, мир ему, потом периодически с ним же его повторял, читая ему ранее ниспосланные аяты. Таким же путём приняли передачу Корана сподвижники, а от них и следующие поколения.
Цепочка передачи была короткой и не нуждалась в дополнительной письменной фиксации.
Такое запомнить не сложно.
Чуть позже в традиции передачи Корана появилось понятие иджазы. По сути иджазой стали называть то, что уже было известно в практике передачи Корана. Взято это было от мухаддисов (учёных по хадису), однако понятие иджазы в обоих случаях отличаются.
Немного о различиях в терминах
В случае передачи хадисов иджаза может быть выдана даже без факта прослушивания (от шейха) или чтения (студентом шейху). Не всё удаётся прочитать, не всё удаётся прослушать, и традиция передачи порой сохраняется иджазой на то, что человек не слышал от шейха и ему не читал. Чаще всего это бывает выражено в письменной форме. Во многих случаях иджаза выдаётся в дополнение к тому, что всё-таки было прослушано или прочитано. Углубляться в вопрос путей передачи сейчас не будем.
У чтецов Корана иджаза подразумевает нечто большее, чем просто право на передачу. Это право выдают с определёнными условиями.
Когда учитель видит, что его ученик готов, что он выучил книгу Аллаха и читает её правильно, он может дать ему разрешение на обучение других. Это и называют иджазой.
Условия, которые могут быть предъявлены к желающему получить иджазу.
Эти условия отличают иджазу в Коране от принятого понятия иджазы у мухаддисов:
Иснад
Иснад — это скорее дополнение к иджазе. Иснад — это та самая цепочка, которая ведёт от получившего иджазу до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который получил Коран от Джибриля, а тот от Господа миров.
Как уже приводилось в пример выше, первым поколениям запись этого иснада была не столь критична. На сегодняшний день цепочка стала достаточно длинной и поэтому иджаза сопровождается записью этой цепочки.
О том, какие они бывают и о некоторых ошибочных представлениях о «самом коротком иснаде» мы попробуем поговорить в одной из следующих статей.
Исламский форум
Знание прежде всего
Устранение путаницы в понятии «Иджаза»
Устранение путаницы в понятии «Иджаза»
Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси » 24 дек 2014, 02:12
Многие не имеют ясного понимания о том, что представляет собой нынешняя «иджаза», поэтому обманываются ими, и начинают превозносить обладателей этих «иджаз» выше их подлинного места.
Термин «иджаза» был введен исламскими учеными для надежной передачи Корана и хадисов, и означал – устное или письменное разрешение, данное шейхом своему ученику, позволяющее ему передавать от имени своего шейха. Таким образом ученик становился очередным звеном в цепи передачи. Позже «иджаза» обрела множество видов, и стала использоваться в самых различных науках. Разрешение на обучение исламским наукам и выдачу фетв, также стали называть «иджазой».
Условия, которые предъявлялись к тому, кто требует «иджазу» и тому, кто имеет право ее выдавать, были разными, в зависимости от времени и места. В одно время они были жесткими, а в другое – проявлялось чрезмерное послабление. Однако уже давно никакие условия не соблюдаются. Поэтому сегодня, чтобы получить «иджазу» достаточно прочитать шейху сочинение, на которое студент желает «иджазу». Иногда сам шейх читает студентам книгу, а затем дает им на нее «иджазу». И что примечательно, бывает такое, что «иджаза» дается не только тем, кто присутствовал на уроках изучения этой книги, а каждому, кто присутствует во время выдачи «иджазы». Не раз бывало, что человек оказывался в кружке случайно и получал вместе с остальными «иджазу». Самим студентам известны случаи, когда письменную «иджазу» получал даже тот, кто не мог прочитать написанное в ней, ввиду не знания арабского языка. Иной раз, и без всех этих церемоний, шейх может заявить присутствующим или группе своих учеников, что дает «иджазу», к примеру, на сборник хадисов имама ат-Тирмизи, или на все труды шафиитской правовой школы и т.п.
Посему не удивляет, что многие получают «иджазу» на книгу, зная из нее лишь одно название, при полном неведении о содержании. Именно поэтому выдающийся ученый, знаток хадисов имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Настоящая «иджаза» была важна и значима в далекие времена, до того, как стала лишь символикой и формой, подобно тем, что сегодня выдают некоторые университеты и шейхи. Кто-то говорит: “Я выдал иджазу такому-то”, но едва ли тот что-либо смыслит”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур № 636 (00:35:08-00:35:33)
Обладатель иджазы становится очередным звеном в цепочки передачи, но, по сути, цепочка, в которую он входит не имеет никакой ценности. Ибо после собрания хадисов в специальные своды, необходимость в передаче с иснадом у последующих поколений отпала. Авторы этих сборников приводят вместе с каждым хадисом цепочку передачи, восходящую к ее началу. После них, передача через цепочку и выдача иджазы стали носить лишь формальный акт.
Хафиз Ибн Салях (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Передача с неразрывными цепочками рассказчиков, в наше время, да и уже задолго до нашего времени, предназначена не для установления степени достоверности сообщений, ибо среди них есть такие цепочки передатчиков, в которых присутствуют шейхи, не знающие то, что они передают и не обладающие точностью в своих записях, которые были бы пригодны для того, чтобы опираться на них в установлении степени достоверности сообщений. Целью же передачи с цепочками рассказчиков является сохранение [традиции] передачи по цепочкам [от одного звена к другому, из поколения в поколение]. Иснад – уникальная особенность исламской общины, да возвеличит Аллах ее достоинство и увеличит ее почтенность”.
Источник: Сыянату Сахих Муслим. Т.1 С.117. Дар аль-Гарб аль-Ислями. Бейрут. 1408 г.х.
Если такое в своего время сказал хафиз Ибн Салях живший в промежутке 577-643г.х., то что же говорить о нашем времени?
Сказали ученые постоянного комитета по научным исследованиям и вынесению фетв КСА: “У некоторых ученых есть цепочки, восходящие до сочинений по собранию Сунны. Однако они не имеют ценности ввиду их длинны, а также неизвестности многих передатчиков со стороны их приемлемости и точности”.
Источник: Фатауа аль-Ляджна ад-Даима Т.4. С. 371.
Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Все иджазы последних веков, за исключением редких случаев, носят символический характер, и не имеют никакой ценности…
Выдачу иджаз я считаю полнейшим абсурдом, ибо эта иджаза не наделяет человека знанием, она несет лишь символический характер. [Люди говорят:] “Клянусь Аллахом, у такого-то иджаза от такого-то”. И что же понимают обычные люди? Что у такого-то иджаза от такого-то, и чем большее количество давших ему иджазу, тем выше степень этого человека. Но по сути он топчется на месте. Человек никакой практической пользы не получает от этой иджазы. Пользу он получает от проявленного собственного старания и усердия [в приобретении знаний]”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур №037 (00:37:58-00:47:11)
Подытоживая все выше изложенное, можно сказать, что «иджаза» – дань традиции, и потеряв давно свою ценность, носит лишь символический характер. Обладание иджазами не является критерием наличия у человека знаний, поскольку иджаза не избавляет человека от невежества и не наделяет его знанием. Тем более, что некоторые заняты лишь накоплением иджаз, а не приобретением знаний. Отвлекаются от лучшего занимаясь тем, что ниже по достоинству. Пользу человек получает от проявленного собственного старания и усердия в приобретении знаний. В связи с чем, для студентов, при упоминании своих «иджаз», более подобающим будет разъяснение их сути, дабы простой обыватель не обольщался ими.
Не будет лишним тут упомянуть и то, что некоторые для предания своей персоне важности и статуса, приписывают себя к ученикам известных ученых. Однако проповедует совсем иное, нежели то, к чему призывали и обучали эти ученые. Поэтому, нельзя обольщаться заявлениями о том, что некий студент посещал уроки и сопровождал долгое время выдающегося ученого. О человеке, в первую очередь, свидетельствуют его слова и дела. Мы смотрим на соответствие его призыва тому, к чему призывал тот шейх, к имени и авторитету которого он прибегает.
Надеюсь, эта краткая заметка принесет пользу, и впредь позволит правильно оценивать слова о том, что некий студент входит в цепочку передатчиков какого-то хадиса, или у него иджаза на передачу Сахих аль-Бухари и т.п.
Что такое иджаза по Корану?
Популярный вопрос, многие путают иджазы по хадисам и отдельным книгам и иджазу в Коране.
Коран передаётся посредством прочтения заученного шейху или прослушиванием от него, что терминологически тоже приемлемо, как путь передачи, не более того. Но традиция установилась так, что от ученика требуется хороший уровень заучивания и правильное прочтение, поэтому обычно ограничиваются именно первым способом. Это было и остаётся основой в передаче Книги Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слышал его от Джибриля, мир ему, потом периодически с ним же его повторял, читая ему ранее ниспосланные аяты. Таким же путём приняли передачу Корана сподвижники, а от них и следующие поколения.
Цепочка передачи была короткой и не нуждалась в дополнительной письменной фиксации.
Такое запомнить не сложно.
Чуть позже в традиции передачи Корана появилось понятие иджазы. По сути иджазой стали называть то, что уже было известно в практике передачи Корана. Взято это было от мухаддисов (учёных по хадису), однако понятие иджазы в обоих случаях отличаются.
Немного о различиях в терминах
В случае передачи хадисов иджаза может быть выдана даже без факта прослушивания (от шейха) или чтения (студентом шейху). Не всё удаётся прочитать, не всё удаётся прослушать, и традиция передачи порой сохраняется иджазой на то, что человек не слышал от шейха и ему не читал. Чаще всего это бывает выражено в письменной форме. Во многих случаях иджаза выдаётся в дополнение к тому, что всё-таки было прослушано или прочитано. Углубляться в вопрос путей передачи сейчас не будем.
У чтецов Корана иджаза подразумевает нечто большее, чем просто право на передачу. Это право выдают с определёнными условиями.
Условия, которые могут быть предъявлены к желающему получить иджазу.
Эти условия отличают иджазу в Коране от принятого понятия иджазы у мухаддисов:
Иснад
Иснад — это скорее дополнение к иджазе. Иснад — это та самая цепочка, которая ведёт от получившего иджазу до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который получил Коран от Джибриля, а тот от Господа миров.
Как уже приводилось в пример выше, первым поколениям запись этого иснада была не столь критична. На сегодняшний день цепочка стала достаточно длинной и поэтому иджаза сопровождается записью этой цепочки.