игра на понижение что привело к кризису

Блог В. Мейлицева

Про кино: «Игра на понижение»

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Всё собирался написать, откладывал. Попробую сейчас.

Недели три назад посмотрел фильм «Игра на понижение». Каких-то мелочей по ходу дела не понял, всё-таки финансы, финансовые инструменты – сосем непривычная для меня область. Никогда этому не учился, да и большинства из тех прибамбасов в этой области, которых сейчас наизобретали, ещё и не было в те годы, когда я учился.

Так вот, какие-то мелочи я недопонял, но главное понял отлично. И это главное как минимум не менее страшно, чем то, о чём года два назад рассказал Леонтьев в фильме «Большая американская дырка». Можно даже рассматривать «Игру» на некоторой её продолжительности как некое частное добавление к фильму Леонтьева. А дальше идёт короткое, но крайне важное продолжением – дополнительный смысл.

Реклама «Игры на понижение» построена на том, что этот фильм, мол, рассказывает, что были люди, которые предвидели финансовый крах 2008 года. Что они пытались донести своё знание до серьёзных деятелей финансового рынка, но их не стали слушать. На самом деле в фильме главное не это. Кстати, сделана картина хорошо: слои смысла раскрываются один за другим, причём в нарастающем ритме. Так что вот эта тема – предупреждали, но их не слушали – и кажется, наверное, многим главной в фильме. Потому что сюжетная напряжённость порождается именно ею, и она, начавшись с началом фильма, по времени занимает бОльшую его часть.

Через некоторое время на фоне первой начинается вторая тема: объяснение финансового механизма, который сделал возможным крах. Это было самое трудное в фильме; я уже сказал, что я не все детали уловил, осадил в сознании – а я старался, напряжённо старался всё понимать. Но очень уж всё было быстро. Оно, в общем, понятно: сказать надо было много, потому что эта система финансовых инструментов, взаимоотношений действительно сложна и, важно, далека от сферы деятельности подавляющего большинства людей.

Первая тема – о том, как устроен современный мир финансов. Вот, например, завод, который стоит миллион долларов. Миллион этот, физически заключающийся в реальных сооружениях, реальном оборудовании, реальных складских запасах и т.п., с финансовой точки зрения оформлен как некое количество акций, обращающихся на свободном рынке. Часть этих акций покупает некий фонд, наряду с другими акциями других реальных заводов. А другую часть – другой фонд. Пока всё в порядке: сколько акций, столько и реальных физических активов, в них содержащихся.

Но потом этот фонд сам выпускает акции – а как же, у него тоже есть активы – эти самые акции. А кто-то ещё покупает акции этого фонда и ещё многих других, а потом… и так далее. А там ещё кредиты, страховки и чёрт его знает что ещё, что вам расскажет специалист, а я не расскажу. И получается, что разных бумажек, обозначающих деньги и приносящих доход, во много раз больше, чем реальных физических активов в этом мире.

Таким образом, первая тема показывает нам тот механизм, который гарантирует крах всей финансовой системы в случае неприятностей в какой-то её части. Кроме того, она также показывает, сколько паразитов живёт, и неплохо живёт, питаясь с того завода – то есть с реального, производящего сектора экономики; но это другой разговор.

Вторая тема непосредственно относится к финансовому кризису 2008 года, который, напомню, начался с краха американского ипотечного кредитования. Когда люди, взявшие кредиты на жильё, массово потеряли платёжеспособность. Последняя легко понимаемая интрига фильма (разумеется, я говорю о своём уровне способности понимать) – это когда герои выясняют, что таких вот неплательщиков на самом деле очень много. Рынок жилья потерял платёжеспособность, а банки продолжают выдавать ипотечные кредиты.

Тут, по моей систематике, начинается третья тема. Она звучит в фильме громко – хотя бы потому, что герои говорят соответствующие фразы весьма громко, с надрывом и выпучиванием глаз. Герои тщатся рассказать о своём открытии начальству – оно им не верит, ведь все вокруг, самые китовые акулы рынка, совершенно спокойны. Тогда они предпринимают выяснение: кто-нибудь вообще об этом знает?! Те, кто выдаёт кредиты – знают ли они об этом?! И выясняют: кредиты выдаются вовсе не по незнанию! Банкиры знают, но им на это наплевать. Наращивание объёма выданных кредитов – это по законам бухгалтерии означает наращивание активов: так называемая кредиторская задолженность – когда вам должны – по правилам бухгалтерского учёта записывается в актив. А под выросшие активы можно выпускать новые акции, брать новые кредиты – богатеть. И банкирам наплевать, они богатеют.

Тема четвёртая и последняя. Герои уверены, что вся эта бандитская братия, которая сознательно вела экономику к кризису, будет наказана. А система, порождающая саму возможность таких потрясений, будет изменена. И вот – как это пишется в таких случаях? – прошёл год, или сколько там прошло. В тюрьму сел один деятель, и не из самых главных. Система осталась такой, какой была. Государство взяло триллионы и отдало их всем этим «Леман Бразерсам» и «Мерил Линчам», и всё осталось по-прежнему.

И герои делают своё последнее открытие, вводящее их в состояние трагического отчаяния: они, банкиры, знали, что им ничего не будет! Что с ними всё будет в порядке. Что их спасут за счёт налогоплательщиков.

И вот тут, а точнее, ещё на третьей теме, я испытал чувство… не знаю, как назвать. Люди, вот вам показали, что существующая система, вся структура финансового капитализма XXI века «заточена» на катастрофы, последствия которых будут ликвидироваться за ваш счёт! Почему вы молчите? Блин, целый мир бурлит и грохочет, обсуждая, кто – Трамп или Клинтон, или кто там ещё. Но ведь это же фигня микронная по сравнению с опасностью краха экономики! Ведь сейчас не XIX век, когда 90% населения жили на земле, растили картошку и курей – тогда выжили бы, не особо и пострадав. А в век городской, индустриальной экономики, от которой зависит 95% населения, её крах – это же всеобщий пипец!

Нет, я говорю не о тех миллионах зрителей, которые посмотрели «Игру на понижение». Хотя первая мысль, признаюсь, была именно такая: вот чёрт, такое увидели – и идут себе, дожёвывают поп-корн… Не думаю, что так уж много народу на том сеансе поняли, что им сейчас показали. Современное массовое кино приучает к определённому типу «смотрения», восприятия. Особенно столь популярные сегодня сказки для взрослых типа «Элизиума» или той же «Матрицы» с их примитивной схемой: мир на грани катастрофы; положительный супергерой, прямой и чистый, как доска из корабельной сосны; мудрый советчик героя, существо старое и таинственное; отрицательный супергерой из другой такой же доски. А дальше всё совсем просто: красивые (или ужасающие) панорамы, «хорошие» на грани гибели, вскрытие компьютерных кодов, апокалиптические (или мистические) сражения, перед финалом противоположно заряженные герои вершат заключительную битву с переходом в последнем раунде на мечи и кулаки, добро побеждает и целует взасос самую лучшую из оставшихся в живых женщину фильма.

Не надо думать, даже настраиваться на сопереживание не надо: не бойтесь, настроят, никуда не денетесь. Напрягаться не придётся, будет вам адреналиновая эмоция с гарантированной доставкой внутрь организма. Так что я думаю, что мало кто в зале по-настоящему понял, про что это кино. Авторов не виню: они хотели донести свои реально ценные мысли до широких масс, для чего облекли их некую завлекательную, привычную зрителю форму. (Помните «Необыкновенный концерт» в Театре Образцова? Там конферансье говорит: «Оперетта – это удивительный жанр, в котором сложные глубокие чувства преподносятся в доступной плоской форме». Страсть как люблю эту фразу).

Так вот, я не о зрителях. Но в сегодняшнем мире много, очень много людей с финансовым образованием, с опытом работы в финансовой сфере. И далеко не все они сами имеют профит от такого вот построения системы и таких разрушительных спекуляций. Они-то что? Неужели им не страшно?

…Однако вынужден ответить – нет, не страшно. Потому что этот мой аларм уже был озвучен в мировом масштабе – как раз в момент кризиса, в 2008-м, начале 2009 года. Тогда тоже из всех телевизоров множество высоких бюрократов и крутых аналитиков говорили: дальше так нельзя! Надо менять систему, а то всем крышка!

А в конце 2009-го уже всё затихло. Все эти чиновники и аналитики опять зажили прежней жизнью. Только отдельные ребята, вроде Леонтьева, пытались время от времени достучаться до народа. А что толку? Причём здесь народ? Народ-то – что он может сделать?

В общем, если кому вдруг придётся смотреть «Игру на понижение», вспомните, что я тут написал. Попробуйте обратить внимание на этот аспект фильма. Это не очень трудно, если захотеть: на самом деле, там не так уж много отвлекающих факторов. Говорю же, фильм сделан вполне прилично.

Но одна тема – пятая – там не упомянута. Это уже я вам от себя скажу. Герои неправильно поняли, что спасение гнусных банкиров происходит за деньги американских налогоплательщиков. Кто дал им деньги? Федеральная резервная система – ФРС. Вот, прямо из Яндекса: «…ФРС по состоянию на март 2009 года вложила 7,77 трлн долларов в спасение финансовой системы…».

А ФРС – это учреждение, которое «печатает» доллары; в кавычках потому, что на самом деле там несколько механизмов, и печать наличных – не главный из них. ФРС порождает доллары. Из ничего. То есть стоимость доллара уменьшается, потому что реальные физические активы, производственные мощности в мире остаются теми же, а количество долларов, в которых они оцениваются, увеличивается. А доллар – это сегодня, как вы знаете, всеобщий эквивалент.

А это значит, что гнусных банкиров спасают, обирая весь мир – и нас с вами в том числе.

Во временах я сам ничего нового не написал. Но пост выложил, причём двойной – две статьи, которые должны быть прочитаны вместе в указанном порядке. Смысл в том, что в одной статье тема освещается лихо-ругательно, а во второй – спокойно-квалифицированно. И оказывается, что то, что автору первой кажется идиотизмом, тупостью и т.п., на самом деле вполне обоснованно и разумно.

Очень поучительно. Рекомендую прочитать. Помимо вот этого назидательного посыла, там просто ну очень интересная информация. Обсуждается флотская техника. Вроде бы я в ней чуть-чуть ориентируюсь, но я и понятия не имел о тех вещах, которые там написаны. Разумеется, во второй статье. Но настаиваю, что начинать надо с первой! благо, она не очень велика.

Источник

Игра на понижение что привело к кризису

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о новом фильме режиссера Адама МакКея.

«Игра на понижение» — рассказ о том, как несколько блестящих американских финансистов предугадали глобальный кризис 2008 года и сумели заработать на нем. Возможно, россиян, которые слово «кризис» сегодня не слышат разве что, когда спят, тема несколько оттолкнет — мол, надоело. Но игнорировать эту картину вряд ли правильное решение. Более того — абсолютно неправильное, потому что фильм интересен и поучителен безо всякого занудства. Игра актеров — выше всяких похвал. А драйв, которым охвачены герои, волшебным образом передается зрителю.

По поводу предсказания кризиса: удивительно, но уже после того, как это финансово-экономическое цунами стало стихать, вдруг выяснилось, что его прогнозировали многие эксперты, российские — в том числе. Ну, прямо каждый второй финансист знал, что случится это бедствие и предупреждал всех (наши экономисты-оракулы якобы только что до главной, кремлевской приемной не добрались). А им, увы, никто не верил.

Создатели «Игры на понижение» на роль первой условной бабы Ванги в этом деле назначают эксцентричного финансового гения, управляющего одним из хедж-фондов Майкла Бюрри (Кристиан Бейл). Кстати, с образом известной болгарской предсказательницы финансиста сближают проблемы со зрением: у Бюрри нет одного глаза, вместо него — стеклянный протез. В то время, когда гений не думает о тайнах фондового рынка, он воодушевленно музицирует на ударной установке. А о рынке он, запершись в кабинете, может размышлять по 7–9 часов.

Итак, 2005 год. Расцвет эпохи потребления нулевых годов. Американцы веселятся в ночных клубах, сорят деньгами в ресторанах и барах, гоняют на безумно дорогих автомобилях, отправляются в круизы на собственных яхтах (здесь особую пикантность придают кадры документальной хроники). Большая часть этих благ приобретена в кредит. Люди полностью отдались радостям жизни и забыли об осторожности. Очень показательный эпизод: финансисты приходят в небольшой район с новыми особняками и узнают, что хозяин одного из домов приобрел жилье, оформив ипотеку на. собственного пса.

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Однажды Майкл, анализируя тренды банковского сектора США в связке с обстановкой на рынке недвижимости, приходит к выводу: рынок, состояние которого, на первый взгляд, не внушает опасений, в скором времени обрушится. Причиной станет ипотечный кризис, вызванный, в свою очередь, тем, что банки предоставляют гражданам слишком большие кредиты на жилье по очень часто меняющимся (говоря финансовым языком, плавающим) процентным ставкам. Бюрри с лицом, на котором, кажется, каждый мускул кричит «Эврика!», просчитывает: через год-два американцы не смогут выплачивать свои долги. А это значит, что банковские капиталы будут таять буквально на глазах.

Что предпринимает гений? Почти на все средства фонда (а это более миллиарда долларов) он покупает облигации, которые, по условиям сделки, будут оплачены в случае рыночного краха. «Вы ставите на понижение рынка недвижимости?» — изумленно спрашивают его банковские служащие, потирая про себя руки и ликуя: судьба занесла к нам какого-то сумасшедшего! «Совершенно верно», — невозмутимо кивает тот.

Обращу внимание: содержание диалогов, изобилующих финансовыми терминами, будет понятно практически каждому человеку. Дело в том, что (находка авторов) некоторые персонажи периодически отвлекаются от действия и, обращаясь к залу, без снобизма буквально разжевывают значение тех или иных сложных слов, суть процессов. Кроме того, особо запутанные моменты на интересных примерах проясняют знаменитости. Так, эффектная актриса Марго Робби, принимая пенную ванну, структурирует причины кризиса, а популярная певица Селена Гомес в казино, за столом с рулеткой, не без юмора рассказывает о разновидностях ценных бумаг (конечно, если вы совсем не разбирается в экономике, то перед сеансом не поленитесь заглянуть в Википедию — на всякий случай).

Тем временем банковский служащий Джаред Веннетт (Райан Гослинг), глава другого хедж-фонда Марк Баум (Стив Каррелл) с соратниками и еще несколько человек, услышав о высокой вероятности ипотечного кризиса, с энтузиазмом скупают «дефолтные ипотечные свопы». Иными словами, они, как и Бюрри, делают ставку на падение рынка недвижимости. Стоит отметить, что импульс они, пусть и опосредованно, получают от Майкла (до них дошел слух о психе, сомневающемся в незыблемости рынка). Они сопоставляют данные, потом, что называется, включают головы. остальное дело техники.

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Ну а после покупки всем остается только ждать, когда наступит день Х, и в этом ожидании — особая интрига. Ведь даже при том, что спустя два года, в 2007-м, все начинает происходить именно так, как прогнозировал Бюрри, выступления банкиров, сотрудников рейтинговых агентств, представителей СМИ долгое время пышут оптимизмом, граничащим с безумием. Все хорошо, звучит с высоких трибун. Как справедливо заметил герой Райана Гослинга, люди, как правило, не хотят видеть чего-то плохого вокруг себя.

Если практически все центральные герои мечутся, терзают себя вопросами «А не совершили ли мы ошибку?», то персонаж Кристиана Бэйла абсолютно уверен в свой правоте и в том, что он сорвет большой куш. Зритель знает, что аналитик прав и сочувствует ему, когда нападки оппонентов Бюрри становятся особенно яростными (партнеры ведь должны поклевать его за потраченный миллиард долларов, который то ли вернется к ним, то ли нет).

Самое страшное: этот урок быстро забылся. И кто-то сегодня, возможно, в эту самую минуту, в погоне за наживой опять создает платформу для новой мировой экономической катастрофы.

Источник

Прототип героя «Игры на понижение» предупредил об обвале «мемных» акций

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Инвестор Майкл Бьюрри, предсказавший ипотечный кризис 2008 года и ставший прототипом одного из героев фильма «Игра на понижение», ожидает скорого обвала «мемных» акций. Волна увлечения бумагами таких компаний, как GameStop — еще один тренд, который может в скором времени сыграть против обычных инвесторов, прокомментировал Бьюрри ситуацию на рынке изданию Barron’s.

Бьюрри сравнивает этот тренд с массовой скупкой акций доткомов в 1999 году и с ипотечными ценными бумагами в 2007 году. Все, кто делал деньги на этих бумагах в то время, ожидали, что рост будет продолжаться и ошиблись. В текущей ситуации инвестор видит отголоски 1999 и 2007 годов.

«Я не знаю, когда рухнут такие «мемные» акции, как эта [GameStop], но нам, вероятно, не придется ждать слишком долго. Я считаю, что розничные инвесторы уже полностью вложились в эту тему, и теперь по их пути пошла Уолл-стрит, — считает Бьюрри.

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

«Импульс, социальные сети — теперь это часть стратегии Уолл-стрит. И у них больше возможностей, чем у розничных инвесторов, чтобы участвовать [в тренде], вынюхивать и запускать гамма-сквизы на рынке опционов», — добавил Бьюрри, предупреждая об опасности для обычных инвесторов.

В отношении самих «мемных» компаний Бьюрри отметил, что на волне резкого роста котировок они продали миллионы своих акций. «Это находка для этих компаний. Но сами по себе наличные средства не гарантируют высоких финансовых показателей, как могут вам сказать многие, многие компании, акции которых котируются на бирже».

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Маркет-мейкеры, которые продавали инвесторам опционы колл, также страховались, покупая акции GameStop. Когда инвесторы с Reddit начали разгонять акции компании, некоторые участники рынка начали шортить еще больше акций GameStop, так как по-прежнему были уверены в дальнейшем падении цены. Одновременно они хеджировались, покупая опционы колл.

Параллельно продавцы опционов также еще больше страховались, покупая акции. А это вело к еще большему росту котировок.

Как Бьюрри покупал акции GameStop

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Источник

«Это острие ножа». Главный герой «Игры на понижение» о перегретости рынка

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Финансовый менеджер отметил, что большинство миллениалов используют для покупки акций пассивные инструменты, такие как индексные фонды, из-за чего цены могут вырасти еще больше и стать еще более абсурдными. Он также добавил, что пандемия COVID не смогла этого остановить, как и инфляция.

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Основатель и руководитель Scion Asset Management также раскритиковал ФРС США за преуменьшение угрозы инфляции. Он обратил внимание на то, что председатель ФРС Джером Пауэлл недавно приводил в пример снижение личных потребительских расходов, которое было зафиксировано одной из региональных ветвей Федрезерва, но проигнорировал гораздо более важные критерии, которые уже достигли опасных значений.

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Инвестор вспомнил о недавнем скандале вокруг руководителей региональных ФРС — они были вынуждены продать акции из-за конфликта интересов. Чиновники держали, в частности, бумаги Apple, Tesla и Alibaba. Вероятно, они получат значительную прибыль от своих вложений, отметил Бьюрри.

Cute timing for an ethics outcry to force Fed Governors to sell stocks. Too cute by half. https://t.co/AHgvuXWFkU

Также инвестор призвал фолловеров бойкотировать продукты и услуги ведущих технологических компаний США, таких как Amazon и Facebook. В профиле его аккаунта в Twitter в том числе можно найти хештеги #BoycottAmazon и #BoycottFacebook.

игра на понижение что привело к кризису. Смотреть фото игра на понижение что привело к кризису. Смотреть картинку игра на понижение что привело к кризису. Картинка про игра на понижение что привело к кризису. Фото игра на понижение что привело к кризису

Инвестор упомянул о недавнем расследовании The Wall Street Journal, в котором руководство Facebook обвинялось в игнорировании предупреждений о пагубном воздействии социальных сетей на пользователей. Сообщение, в котором об этом говорилось, вскоре было удалено.

Источник

«Игра на понижение»: гид по финансовому кризису с Гослингом, Бейлом и Питтом

Станислав Зельвенский утверждает, что новый фильм Адама МакКея — это самый увлекательный способ провести финансовый ликбез.

В 2005 году управляющий крупным инвестиционным фондом по имени Майкл Барри (Кристиан Бейл) — бывший врач, обладатель стеклянного глаза, любитель хеви-метала, человек с заметным расстройством аутистического спектра и репутацией финансового гения, — изучив состояние рынка ипотечного кредитования, решает сыграть на его скором обвале. Этот рынок, основа американской экономики, считается сверхнадежным, поэтому все крутят пальцами у виска, инвесторы Барри бунтуют, банкиры потирают руки.

Находятся, впрочем, люди, которые, узнав о действиях Барри — в основном случайно, — проникаются его пессимизмом. Амбициозный трейдер из Deutsche Bank (Райан Гослинг) тайком заключает сделку с хедж-фондом Марка Бома (Стив Кэрелл) — совестливого финансиста, который ненавидит Уолл-стрит, хотя на нем работает. Двое начинающих инвесторов (Финн Уиттрок и Джон Магаро), которые мечтают играть по-крупному, убеждают вернуться в профессию знакомого бывшего трейдера (Брэд Питт), ушедшего в садоводство.

Финал «Игры на понижение», мягко говоря, не становится неожиданностью — это американский ипотечный кризис 2008 года, последствия которого мировая экономика переживает до сих пор. Фильм Адама МакКея, режиссера нескольких картин с Уиллом Ферреллом, в том числе великой эпопеи Рона Бургунди, поставлен по документальному бестселлеру Майкла Льюиса, автора «Человека, который изменил все». Все герои — реально существующие люди; у персонажа Кристиана Бейла, в отличие от остальных, даже не изменено имя. Сценаристы кое-что по мелочам присочинили для драматического эффекта — но в этих случаях сами же разоблачают себя ремарками в камеру. «Четвертая стена» здесь ни к чему: «Игра» не просто рассказывает историю, а разговаривает со своим зрителем, поскольку он не просто зритель, а напрямую заинтересованное лицо. Миллионы потеряли работу, миллионы потеряли дома, всех остальных жителей Земли это тоже касается, даже если они об этом не знают.

Дефолтные свопы, обеспеченные долговые обязательства, продажи без покрытия — от всего этого поначалу слегка кружится голова. Но, чтобы понять общую идею, не нужно заканчивать бизнес-школу: если банки раздают кредиты всем подряд, а все их берут, поскольку хотят иметь собственное жилье, но не возвращают, — рано или поздно деньги кончатся. Ключевые термины фильм любезно объясняет вставными клипами: финансовый ликбез проводят актриса Марго Робби в ванне, повар Энтони Бурден на кухне и певица Селена Гомес в казино.

О том, как кризис 2008-го выглядел с той, вражеской стороны, был замечательный фильм «Предел риска» — про сотрудников фирмы, срисованной с обанкротившейся тогда Lehman Brothers: триллер, едкая сатира, но и трагедия о разбитых мечтах. В «Игре» Lehman Brothers тоже появляется в самом конце затонувшим кораблем, символом краха. Герои проникают в их опустевший офис, один из них спрашивает что-то вроде: «А что ты ожидал увидеть?» — и второй отвечает: «Взрослых». Фильм, несмотря на его бурлящее остроумие, трудно назвать комедией — тема все-таки слишком невеселая, — но МакКей прежде всего комедиограф. И, разоблачая пузырь капитализма — заговор крупных банков и рейтинговых агентств при попустительстве правительства, — он видит лишь идиотизм, алчность, безответственность, близорукость. Это хорошо для агитпропа и, наверное, не так хорошо для драмы. Положительные герои «Игры» испытывают некоторые моральные терзания и даже пытаются предупредить остальных, но всерьез проникнуться их проблемами трудно — в конечном счете они просто самые умные; удачливые спекулянты, разбогатевшие на всеобщей катастрофе. Да и сделано это очеловечивание, особенно в случае Кэрелла и Питта, грубовато.

С другой стороны, еще один фильм о сложной душевной организации людей в дорогих костюмах едва ли что-то бы изменил: чего мы не знаем про эти горы кокаина, походы в стрип-клубы и пьяные слезы по ночам? МакКей же именно требует перемен, а не пытается снять второго «Волка с Уолл-стрит». Клиповые нарезки и цитаты из Харуки Мураками он использует для доходчивости, а не для пущей художественности. Пусть это плакат, карикатура, выступление с трибуны — жанр не хуже других. Со своей главной задачей — объяснения достаточно сложных вещей достаточно простым языком — фильм справляется совершенно блестяще, оставаясь при этом более чем развлекательным. А если кому-то кажется, что сейчас есть темы поинтереснее, чем мировой финансовый кризис, ему можно только позавидовать. Точнее, посочувствовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *