игра в имитацию что написано в конце фильма перевод
Рецензия на фильм «Игра в имитацию»
Сильно упрощенная и перевранная история о том, как математик Алан Тюринг спас Британию и попал под суд за любовь к мужчинам
Трейлер
В 1951 году британская полиция расследует кражу в доме видного математика Алана Тюринга (Бенедикт Камбербэтч). Когда преступника находят, сыщики узнают, что Тюринг гей и что преступление организовал его любовник. В соответствии с законами того времени ученого привлекают к ответственности за нарушение общественной морали. Пока Тюринг ждет решения суда, он вспоминает, как во время войны вместе с коллегами-математиками и лингвистами взломал немецкую кодовую машину «Энигма», построил электромеханический компьютер для расшифровки нацистских военных депеш и обеспечил странам-союзникам победу.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Россия гордится тем, что советские войска отстояли Москву, не сдали Сталинград и взяли Берлин. США гордятся тем, что высадились в Нормандии и построили больше авианосцев, чем японцы. Британию же распирает гордость из-за того, что она не смогла создать в Германии надежную шпионскую сеть, но зато взломала «Энигму» и заглядывала немцам в карты, не рискуя жизнями своих агентов. Что ж, у каждого своя история Второй мировой войны, и британская, по крайней мере, куда славнее французской. Потому что бедные галлы могут гордиться лишь тем, как смело плевали нацистам в шнапс, когда те отмечали блицкриг.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Перипетии криптографической войны между Германией и Британией – чрезвычайно интересный сюжет для напряженного военно-интеллектуального триллера. К сожалению, «Игра в имитацию» – дебютная англоязычная лента норвежского режиссера Мортена Тильдума – едва затрагивает даже ту часть этой истории, которая напрямую связана с главным героем фильма, реальным математиком, криптографом и пионером кибернетики Аланом Тюрингом.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Если верить картине, Тюринг взломал «Энигму» чуть ли не в одиночку, с небольшой помощью коллег, и судьба войны после этого была решена. На самом деле «Энигму» взламывали много раз, поскольку немцы регулярно ее совершенствовали, и каждый из таких взломов давался потом и кровью (так как для начала работы надо было раздобыть неповрежденную машину). И хотя Тюринг внес значительный вклад в успех предприятия, он, перефразируя известное высказывание Ньютона, был гигантом, стоящим на плечах гигантов.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Так, к тому времени когда Тюринг подключился к проекту, в руках британской разведки уже были результаты колоссальной работы, проделанной польскими криптографами до оккупации их страны. Именно поляки разработали многие из подходов к взлому «Энигмы», которые были освоены и усовершенствованы Тюрингом и его коллегами, когда немцы начали выпускать более сложные модели шифровального устройства. И именно поляки, а не Тюринг, предложили использовать машину для взлома машины, хотя их разработки не шли ни в какое сравнение с протокомпьютерами, которые строили британцы. В фильме же польские криптографы даже не упоминаются – равно как и почти все, за небольшим исключением, британцы, без которых Тюринг вряд ли бы справился.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Картина заходит так далеко, что утверждает, будто Тюринг добился приглашения в проект талантливой женщины-математика Джоан Кларк (это сделал ее бывший научный руководитель Гордон Велшман, работавший вместе с Тюрингом) и будто он в одиночку написал письмо Черчиллю с требованием увеличить финансирование проекта (в реальности под письмом стояло четыре подписи ведущих ученых). А когда ближе к концу фильма закадровый голос ученого намекает, что русские сдали бы Сталинград, если бы не его дешифровки, так и хочется ехидно поинтересоваться: «А часовню тоже ты развалил? Или все-таки турки слегка помогли?»
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Итак, фильм Тильдума чрезвычайно упрощает реальные события и делает Тюринга единственным и неповторимым суперспасителем мира, а не важной шестеренкой в большой машине. Также он почти ничего не рассказывает о том, как, собственно, «Энигма» была взломана. Очевидно, авторы картины полагают, что зрители ничего не поймут в криптографии, даже если герои попытаются доходчиво им объяснить основные принципы своей работы.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Однако для байопика все это не так уж страшно. Главное, чтобы был раскрыт образ великого человека, чтобы зрители ощутили себя в его присутствии и прониклись его проблемами и переживаниями. Но вот беда – Камбербэтч играет зеркальное отражение реального человека! Его герой – вариация на тему Шерлока Холмса из «Шерлока» и Шелдона из «Теории Большого взрыва». Наглый, самоуверенный, начисто лишенный такта аккуратист без чувства юмора и понимания человеческих отношений, экранный Тюринг явно страдает высокофункциональным аутизмом, и дружить с ним могут лишь особо терпеливые люди вроде мисс Кларк в исполнении Киры Найтли. Реальный же Тюринг был классическим «рассеянным профессором» – обаятельным, смешливым и эксцентричным неряхой (шутка ли, он не всегда носил галстук!). И люди дружили с ним не только потому, что уважали его ум.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Что еще важнее для понимания промаха Тильдума, реальный Тюринг, пользуясь либерализмом английских ученых, не прятал от коллег и друзей свою любовь к мужчинам и даже открыто ухаживал за некоторыми из них. Когда после войны полиция уличила его в нарушении морали, он не отпирался и не раскаивался, даже притворно, а настаивал на своем праве спать с теми, кто ему нравится. Именно поэтому наказание было сравнительно суровым – химическая кастрация в течение года и лишение секретного допуска (геи считались неблагонадежными гражданами). В фильме же Тюринг тщательно скрывает свою тайну и поддается на шантаж, когда уличает советского шпиона, а тот в ответ грозит выдать Алана начальству. Это прямое оскорбление ученого – реальный Тюринг не изменил бы родине, чтобы сохранить в тайне свой секрет Полишинеля. Мы знаем это наверняка, потому что он не поддался на угрозы, когда его пытался шантажировать его бывший любовник, из-за которого Тюринг попал под суд. И мы знаем, что он, как честный человек, сперва рассказал Джоан о своем гомосексуализме, а потом предложил ей руку и сердце. А не наоборот, как в фильме.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Как видите, это не мелочи, а исключительно важные детали, которые показывают, что Камбербэтч сыграл не реального Тюринга, а какого-то вымышленного ученого. И его Тюринг заметно душевно слабее и куда менее обаятелен, чем математик был на самом деле. С тем же успехом актер мог бы сыграть Достоевского и заявить, что это его видение Толстого. И, кстати, для понимания отношений Тюринга с Кларк важно, что реальная женщина выглядела как дурнушка Эми из «Теории Большого взрыва», а не как красотка Кира Найтли.
Кадр из фильма «Игра в имитацию»
Вот и получается, что «Игра в имитацию» полностью оправдывает свое название. Это не байопик о Тюринге и не триллер о военной криптографии, а игра в имитацию такого фильма. Да, «Игра» – стильное историческое кино, в ней есть пара сильных сцен, а харизму ее актеров отрицать невозможно. И лента, по крайней мере, привлекает внимание к Тюрингу, о достижениях которого многие даже не подозревают. Но великий ученый заслужил более близкий к реальности портрет.
Клеймить же сейчас Британию прошлого за то, что гомосексуализм в ней был наказуем, – это скучная игра в пустые ворота. И если уж хотелось это сделать, то стоило бы показать Камбербэтча в объятьях мужчины, а то и в постели. Картина же Тильдума так целомудренна, будто снималась для российских чиновников – и для тех поклонниц актера, кто не может представить его целующимся с кем-то еще.
Рецензия к фильму «Игра в имитацию». Игра в посредственность
Поскольку пытаться избежать сравнений фильма «Игра в имитацию» с “Король говорит!» не видится возможным, стоит сразу принять за данность, что очередной британский байопик навсегда останется приемником оскароносного хита Тома Хупера. Ни Мортен Тильдум не соответствует уровню Хупера, ни Бенедикт Камбербэтч уровню Колина Ферта, пусть это и не делает “Игру в имитацию” плохим фильмом. Отнюдь, это вполне сносное кино, простое и понятное, пусть оно и является однозначной ступенью вниз по сравнению с той кинематографической магией, которой была история о короле, не умевшем говорить.
Начнем с того, что история о действительно выдающемся человеке получилась тусклой. Ни рыба ни мясо. А ведь Тьюринг фактически изобрел первый компьютер, не считая его вклада в победу во Второй мировой войне. Только из этого материала немедленно вырисовывается отличная история, но в жизни Тьюринга падений и взлетов было еще больше. Грэм Мур же написал стандартную биографию, не достойную быть напечатанной даже в школьном учебнике, потому как выяснилось, что он изрядно исказил реальные события в угоду эмоциональным сценам и милым (по-другому и не назовешь) сюжетным деталям. Все это можно было бы ему даже простить, если бы фильм производил впечатление последовательного, умного и трогательного зрелища. Получилось же местами скомканное, неторопливое, перегруженное флешбэками кино, которое безусловно прославляет великого математика, но при этом умудряется быть плоским и поверхностным. Этакий грубо сколоченный памятник.
Не спасает “Игру в имитацию” и Мортен Тильдум. Правы оказались критики: выглядит фильм как хорошая телевизионная постановка канала BBC. Картинка получилась блеклой, неинтересной и в высшей степени посредственной, а в совокупности с несовершенствами сценария это автоматически понижает “Игру в имитацию” до категории фильмов класса Б.
И вот тут-то в бой вступает тяжелая артиллерия. Сюрприз, но это даже не Бенедикт Камбербэтч, поскольку у него как раз не получается привнести в фильм ничего особенного. Это крепкая работа с явным переизбытком Шерлока в образе Тьюринга. Кто действительно делает “Игру в имитацию” достойным кино, так это Кира Найтли. Она в отличие от Камбертбэтча полностью растворяется в своем персонаже и органично вписывается в историю. У нее получается быть умной, бойкой и милой одновременно. Она быстро и незаметно становится душой истории, вытягивая исключительно на себе все самые эмоциональные и сильные сцены этого фильма.
Достойную партию составляет ей Марк Стронг, который пусть играет последнее время фактически одну и ту же роль в каждом фильме, но здесь к ней добавили небольшой, но неожиданный штрих, который ее изрядно освежил.
Абсолютно не свежим зато оказался Чарльз Дэнс. Второе пришествие Тайвина Ланистера из “Игры Престолов” неоднозначно вписывается в атмосферу Второй мировой войны и выглядит чересчур очевидным. Как будто Дэнс в обеденный перерыв на “Игре Престолов” забежал в соседнюю студию и, не выходя из одного образа, воплотил на экране совершенно другой.
Наконец просто нельзя не отметить гениальную музыку Александра Десплы. По сути он и Найтли делают этот фильм не только смотрибельным, но и доставляющим удовольствие. Никогда прежде музыка не рисовала картинку более полную, чем то, что показывается на экране. Она добавила персонажам глубины, а сценам эмоциональности, сделав важным то, что готово было показаться незначительным. Деспла манипулирует зрителем гораздо успешнее режиссера, сценариста и почти всех актеров, в точности улавливая душу и смысл “Игры в имитацию”.
В идеальном мире в кино не может быть ничего важнее истории. Однако если режиссеры и сценаристы будут и дальше продолжать коверкать исторические факты, снабжая их обыденным повествованием и стандартным изображением, то лучше уж они бы уделили внимание чему-нибудь кроме истории. Из-за такого исключительно наплевательского отношения “Игра в имитацию” при нескольких плюсах получилась все же серой, невыразительной и бесстрастной. Совсем недостойной Алана Тьюринга и его горькой, но значительной и выдающейся судьбы. Ах если бы хоть половина из того, что было написано в финальных титрах фильма, нашло такое же сжатое, но эмоциональное отражение в самом фильме.
Игра в имитацию что написано в конце фильма перевод
Алан Тьюринг, истории которого посвящен этот фильм, известен широкой публике двумя вещами. Во время Второй мировой войны Машина Тьюринга позволила взломать Энигму – код, которым шифровались все сообщения фашистов – что позволило выиграть войну на три года раньше и спасти миллионы жизней. Второе, это «тест Тьюринга», который был разработан для того, чтобы определить грань, отделяющую машину от искусственного интеллекта.
Многие считают, что именно им надкусано яблоко на задней стенке наших смартфонов, планшетов и лэптопов.
Тьюринга снова умудрились оскорбить, пытаясь «вылечить» его историю инъекциями розовых соплей и надуманных конфликтов, извращая образ самого Тьюринга, лишая его чувства юмора и харизмы, умения общаться с людьми.
Алана показали как некого Человека Дождя, считающего зубочистки, словно американцы не могут представить себе гения, не страдающего аутизмом, терпящего соседство гороха и моркови в одной тарелке и способного понимать чувства других людей. Такое ощущение, что единственное, с какой стороны они могут воспринимать великого ученого – это со стороны сочувствия.
Давайте пожалеем бедного парализованного Хоукинга, бедного одинокого и неуклюжего притесненного гея Тьюринга, теряющего разум Рассела Кроу в «Играх разума». Ведь если гения нельзя жалеть, останется лишь чувствовать свою ничтожность в сравнении с его умом и выдающимися достижениями, от чего внезапно зачешутся все застарелые двойки по алгебре.
Тьюринг, кусающий яблоко Ньютона – это могло быть тонко, чувственно даже…
Этот фильм очень хорошо попадает во все эрогенные места Оскара. Он про войну – ту самую, наиболее любимую членами Академии – он основан на реальных событиях, он голливудский донельзя, и в нем есть история непонятого гения, который всем доказал, превозмог и трагически погиб. Можно было давать ему Оскар заочно. Камбербэтчу могут вручить статуэтку уже просто потому, что пора, неважно, лучшая этого его роль или нет.
И все-таки, это может стать моментом истины для Академии. Достаточно ли для выигрыша по-прежнему просто попасть в нужные ноты, или это время прошло, и теперь такое не прокатит.
Спойлеры!
После того как Тьюринг спас мир от фашистов и положил начало компьютерной эре, его арестовали за то, что он гей, и принудительно кололи ему гормоны в надежде вылечить.
После пары лет «процедур» Тьюринг вколол цианид в яблоко и съел его, инсценируя сцену из «Белоснежки». Многие считают, что именно им надкусано яблоко на задней стенке наших смартфонов, планшетов и лэптопов. Но сам Джобс говорил, что ему бы хотелось, чтобы так оно и было, но нет, они не думали о Тьюринге при создании лого. На первом логотипе, больше похожем на карту Таро, был Ньютон – это его яблоко, в общем, не Тьюринга. Хотя Тьюринг, кусающий яблоко Ньютона – это могло быть тонко, чувственно даже, но это всего лишь версия, изобретенная постфактум.
Все конфликты в фильме высосаны из среднего пальца, показанного исторической достоверности.
Вообще вся история с яблоком могла так же быть выдумкой, надкусанный Тьюрингом фрукт никто на следы цианида не проверял. Тьюринг точно умер от отравления цианидом, но по другой версии он просто надышался ядовитых паров во время эксперимента.
По словам создателей фильма от сцены самоубийства отказались, так как лежащий на кровати труп в окружении полицейский показался им недостаточно драматичным кадром для концовки. Помимо того, им каким-то образом хотелось закончить на жизнеутверждающей ноте. Не знаю, где они собирались ее найти. Фильм кончается текстом о смерти на черном фоне – внезапное желание прыгать и собирать ромашки от этого не появляется.
Если сравнивать фильм с книгой, по которой он был снят, то есть с тем, что произошло в реальности, то все инородные инъекции Голливуда проступают еще с большей ясностью.
Фильм устраивает целый спектакль из принятия Джоанны (персонажа Киры Найтли) в состав группы Тьюринга, спектакль в стиле «посмотрите, как ужасно относились тогда к женщинам, какое неравенство тогда царило, и как далеко мы продвинулись». Никто не верил, что женщина может быть достаточно умна, боле того, способна соображать быстрее других математиков, поэтому только просветленный гей Тьюринг сумел добиться для нее позиции в группе.
Это редкий талант – взять поразительную историю о притеснении геев, Второй мировой войне, зарождении современной информатики и самоубийстве гения – и все спустить в трубу.
На самом деле Джоанна училась в Кембридже вместе с Тьюрингом, где они и познакомились. Еще там ее математические способности были отмечены, из-за чего ее и рекомендовали, а затем и приняли в группу. Более того, она уже работала в том же шифровальном учреждении на тот момент, когда ее перевели в группу Тьюринга, поэтому никакой истории спасения решательницы кроссвордов рыцарем на белом коне не было.
По фильму Тьюринг не знал о болезни Кристофера и назвал в честь того свою машину, а потом и следующую ее версию. В реальности Алан знал, что Кристофер был болен, а машины назывались «Бомба» и «Универсальная Машина Тьюринга».
Ну и самое главное, дабы выпятить гениальность Тьюринга, так чтобы в нее верил каждый кусок попкорна в зале, его сделали эдаким чудаковатым дедушкой Шелдона. Мол, никто его нее любит, никто не понимает, а он взял и Гитлера победил в одиночку, наперекор тупому начальству и заносчивым коллегам. Пророк, который уже в сороковых предсказал отдельную вспышку для айфона, втыкающуюся в порт для наушников.
В реальности, Тьюринг работал как часть команды. Машина Энигмы, которая к нему попала, не была тайно вывезена из Берлина, как пафосно заявил фильм, это была реплика, которую собрали польские инженеры, используя обратную разработку и ориентируясь на зашифрованные послания. Те же польские коллеги дошли до того, что ломать код придется с помощью другой машины, поделились наработками и чертежами с командой Тьюринга, на которых те основывали свою работу. Коллеги и начальство также мыслили в одном направлении с Тьюрингом, поэтому все конфликты, раздутые в фильме, высосаны из среднего пальца, показанного исторической достоверности.
Самое грустное, что лента не справляется со своей основной задачей, самой базовой, просветительской – рассказать людям о Тьюринге. Как вымышленная история она яйца ломаного не стоит, а как биография она слишком много врет и выдумывает, не раскрывая персонажей хоть сколько-нибудь глубоко.
Я наделся, что фильм можно будет посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать что-то новое о Тьюринге, но ничего запоминающегося лента так и не показывает. Это редкий талант – взять поразительную историю о притеснении геев, Второй мировой войне, зарождении современной информатики и самоубийстве гения – и все спустить в трубу. Как внутренний голос из анекдота со своим «Слышишь, как булькнуло?».
«Игра в имитацию» оставляет стойкое желание угостить режиссера кислой антоновкой. Я надеюсь, что на Оскаре фильм пролетит, потому что чествовать посредственность еще хуже, чем мучить гениев гормонами.
Вторая Мировая Война. Для передачи секретных военных данных нацисты используют шифровальную машину «Энигма». Британское правительство нанимает команду лучших дешифровщиков страны, чтобы расшифровать код. Взлом «Энигмы» поможет кардинально изменить ход войны. В секретной команде оказывается Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербэтч) — странноватый гений математики, который считает, что взломать хитрую машину может только другая машина.
Американцы считают, что это они выиграли войну и гордятся операцией в Арденах и высадкой в Нормандии. Мы не отдали Ленинград и отстояли Сталинград, а также дошли до Берлина. Британцам тоже есть чем гордиться — они взломали «Энигму», тем самым рассекретив военные операции нацистов. А вот «Игра в имитацию» пытается убедить нас, что именно они выиграли эту войну.
История странновато парня происходит сразу в трех временных отрезках школьные годы Тюринга, собственно, расшифровка «Энигмы» и рассказ, что же случилось с Аланом дальше. У фильма две главных проблемы. Первая — Бенедикт Камбербэтч играет того же Шерлока, правда, с кучей проблем и комплексов. Вторая — если ты идешь на фильм про «Энигму», то ожидаешь, что тебе хоть минимально расскажут про принципы ее расшифровки, пусть и упрощенно. Но нет, такое ощущение, что режиссер держит нас за дураков и не дает даже минимальные объяснения.
Что же у нас остается? Военная драма про гомосексуалиста, который пострадал из-за своей ориентации, но при этом выиграл войну почти в одиночку. В угоду этому авторы исказили целый ряд исторических фактов, но посыл фильма виден невооруженным взглядом. Интересно ли на это смотреть? Только местами. Алан Тьюринг не вызывает ни симпатии, но сопереживания, а ведь именно на нем построен фильм. Кто хочет посмотреть фильм про «Энигму», проходите мимо.