игрушки что показывают дети
Какие игрушки нужны для развития малыша?
Когда ребенок растет, хочется помочь его развитию даже во время игры. На помощь приходит реклама развивающих игрушек и занятий, без которых ребенок якобы не вырастет умным и творческим. Рассказываем, как развивается ребенок на самом деле, какие игрушки нужны обязательно, а какие — напрасная трата денег и детского времени.
Зачем они нужны
Игра — это основа развития ребенка до семи лет. Так он познает мир и осознает взаимосвязи между своими действиями и результатами. Игрушки помогают детям проходить этапы развития по порядку, поэтому важно для каждого возраста подбирать разные.
Что важно в игрушках:
Качество. Игрушки должны быть из прочных материалов, не крошиться и не ломаться. Важно, чтобы с них не слезала краска и не отваливались мелкие детали.
Цвета. Детям помладше нужны яркие привлекательные игрушки, которые можно рассматривать и изучать. Детская в пастельных тонах может радовать родителей, но при этом не развивает цветовосприятие ребенка. Также удобно показывать на игрушках разные цвета, чтобы не учить их специально по карточкам или пособиям.
К каким игрушкам нужно относиться осторожнее:
Электронные игрушки можно покупать ребенку, но в минимальном количестве. Американская академия педиатрии не рекомендует детям до двух лет смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.
«Детские компьютеры — это простая модель поведения „стимул-реакция“, — объясняет Инна Пасечник, — мозг привыкает к тому, что можно очень просто получить результат. Немного таких игрушек — это интересно, ребенок начинает понимать смысл между нажатием и эффектом. Появляются причинно-следственные связи».
По словам Инны Пасечник, если на протяжении всего детства давать аналоги компьютеров, то мозг приучается к тому, что можно получить удовольствие от простого действия. И если таких игрушек много, то мозг привыкает искать простой источник удовольствия. Это прямой путь к зависимостям. Поэтому важно, чтобы кнопочных игрушек было немного.
Развивающие игрушки. Основная задача рекламы детских игрушек — убедить родителей, что ребенок не получит достаточного количества стимулов без их продукции. Хотя на самом деле многие игрушки подобного типа только мешают развитию. Они созданы для игры по определенной схеме, а это мешает развивать фантазию.
«Я против игрушек, в которых заложен четкий и узкий функционал, — говорит Инна Пасечник, — например, трансформеры или большие наборы LEGO, которые детям ужасно нравятся, но быстро наскучивают. Хорош тот конструктор, с которым можно играть не только по инструкции. Чем меньше функционала заложено в игрушку, тем лучше. Например, в детстве мы строили домики из подушек и пледов, сейчас эти домики продаются. Намного полезнее показать, что можно из подручных материалов построить такой домик, какой хочется».
Если ребенок собирает по инструкции, это развивает у него произвольность и способность выполнять что-то так, как написано взрослыми. Но для развития творчества важно применять одну и ту же игрушку разными способами. Так ребенок учится фантазировать. Готовые предметы, которые можно взять и тут же использовать тормозят развитие мышления.
«Ребенку надо показывать, — предлагает Инна Пасечник, — что не обязательно следовать инструкции, вот это можно сделать по-другому. Тогда это будет способствовать его развитию».
Дети до года
Дети первого года жизни только осознают себя и окружающий мир.
«До года нужны игрушки, в которых много разных свойств в одной, — говорит Инна Пасечник, — она яркая, умеет греметь, у нее могут быть разные детали на ощупь: мягкие, гладкие — такое разнообразие сенсорных стимулов».
Если есть возможность, после трех–четырех месяцев ребенка лучше переселить на пол — это будет способствовать его развитию лучше всего.
«Это дает возможность много оглядываться, много передвигаться, — объясняет Инна Пасечник, — развивается двигательная сфера, ребенок начинает больше ползать, взаимодействовать со средой. Так мы создаем полное сенсорное взаимодействие с миром. Ребенок старается передвигаться, видит множество разных предметов и взаимодействует с ними. Это дает возможность развиваться мозгу так, как он был задуман, с большим количеством сенсорных стимулов».
Подходящие игрушки: погремушки, бизиборд, кубики, пирамидка, сортеры, небьющиеся зеркала, развивающий коврик, мобиль или дуга на кроватку. Когда ребенок научится стоять, ему нужны игрушки-каталки.
Но самая подходящая игрушка для ребенка такого возраста — это взрослый. Именно родители развивают ребенка, когда общаются с ним.
«От 0 до года основное развитие ребенка строится на взаимодействии с родителем, — говорит Инна Пасечник, — важно все сопровождать речью. Нужно строить простые предложения, повторять одни и те же слова — это важно для развития психики».
Поэтому не стоит в таком возрасте покупать интерактивные игрушки, в расчете на то, что они покроют все потребности в развитии.
Также могут помешать развитию сложные и тяжелые игрушки. Важно, чтобы ребенку было удобно пользоваться ими.
«Есть дети с маленькими ручками и им бессмысленно покупать огромную погремушку, — рассказывает Инна Пасечник, — ведь ей не получится воспользоваться. Это может затормозить развитие Ребенок хочет, но не может поднять эту игрушку, в результате мотивация падает».
Кроме этого игрушки должны находиться в свободном доступе ребенка.
«Для этого можно взрослому сесть на пол и посмотреть вокруг себя, — рассказывает Юлия Себелева, — на этом уровне видит мир ребенок, который уже умеет сидеть и ползать. Важно развесить и расставить игрушки так, чтобы ребенок мог до них добраться».
От года до трех
Основная задача этого возраста — деятельность с предметами. Особенный интерес возникает к занятиям взрослых, так дети разбираются в окружающем мире. Поэтому они изучают содержимое ящиков, включают стиральную машину и устраивают хаос любыми доступными способами.
«В этот период дети любят играть с природными материалами или предметами быта, — рассказывает Юлия Себелева, — например, плошки и кастрюли, крупы, ткани, орехи, шуршащие пакетики. Не стоит забывать и о обучающих игрушках: пирамидках, кубиках, матрешках, совочках, ведерках, мячиках. Особую важность приобретают творческие игрушки: колокольчики, погремушки, свистульки, барабан».
Часто родители, когда видят интерес ребенка к кухонной утвари, покупают ему игрушечную кухню или стиральную машину, чтобы он не трогал «взрослые» вещи. Но эксперты считают, что это только ограничит детские возможности.
«Заменять суррогатами реальность не полезно, — предупреждает Инна Пасечник, — если купить ребенку детскую кухню, она не заменит его интерес к реальным предметам. Можно сразу заранее смириться с тем, что ребенок все равно все вытряхнет из шкафа. Лучше оставить в доступе несколько ящиков или шкафов с безопасными предметами и убрать подальше опасные или дорогие вещи».
Музыкальные игрушки важны для развития ребенка, но лучше покупать не кнопочные, которые играют мелодии при нажатии, а похожие на настоящие музыкальные инструменты: гитары, барабаны, дудки.
«Детям интересно функциональное применение предмета, — рассказывает Инна Пасечник, — поэтому чтобы родители не купили, малыши все равно будут интересоваться реальными вещами. Это важно для их познавательного развития».
Подходящие игрушки: куклы, мягкие игрушки, набор для чаепития, кукольная коляска, пазлы, конструкторы. Большие машины на веревочке, сортеры, пазлы из четырех частей.
От трех до семи
В этом возрасте важна сюжетно-ролевая игра, поэтому дети с удовольствием играют в больницу, школу или дочки-матери, а также проигрывают сюжеты из любимых мультфильмов. Так они учатся выстраивать социальное взаимодействие.
Если понаблюдать за такими играми, то можно увидеть, что беспокоит ребенка. Например, игра в детский сад поможет понять как воспитательница общается с детьми в группе.
«В этот момент очень важна кукла, предметы быта, транспорт, одежда, фигурки людей и животных, — говорит Юлия Себелева, — в игре с детьми можно донести важные нюансы общения, варианты поведения с неоднозначных ситуациях. При повышенной тревоге ребенка, связанной с посещением дошкольных учреждений или при возникновении страха перед врачами, важно поиграть в стоматолога, доктора или воспитателя».
По словам Юлии Себелевой, игра в куклы или аналоги — важный этап формирования родительской функции будущего взрослого. Именно в возрасте 5 лет наблюдается особый период развития родительской сферы личности. Это выражается в потребности играть с пупсом, куклой, заботиться о нем, так называемый «период нянчания». Играть с куклами и атрибутами: кроватка, горшок, коляска, полезно как мальчикам, так и девочкам.
«Хорошо, если куклы будут разными, то есть не только Барби или аналоги, — предлагает Инна Пасечник, — лучше, когда есть куклы: младенцы, длинноногие девочки, куклы с раскосыми глазами и представители разной национальности. Это расширяет представления ребенка».
Покупать в этот период дорогие игрушки со множеством функций вроде работающей стиральной машины не имеет смысла, они быстро перестают быть интересными, а использовать по-другому такие игрушки с ограниченным функционалом уже не получится.
Кроме игрушек, в этом возрасте важны настольные игры.
«Через настольную игру у ребенка возникает идея, что нужно играть по правилам, — объясняет Инна Пасечник, — это в некотором смысле подготовка к школе. И это более здоровый вариант, чем ходить на кружок, сидеть ровно и учить алфавиту с трех лет».
Важно, чтобы психические функции, которые понадобятся в школе развивались во время игры. Для этого нужны правила в сюжетных играх, где дети договариваются, кто как себя ведет, и в настольных, в которых ребенок учится действовать в соответствии с правилами.
В какие игрушки играют современные дети и сколько они стоят?
В нашем детстве девочки мечтали о настоящих куклах Барби — таких, чтобы ноги сгибались, а руки нет. И о куклах, похожих на настоящих младенцев, которых можно было кормить и поить и которые даже умели писать! А мальчики — о радиоуправляемых машинках. Теперь, оказывается, куклы Барби больше не актуальны — дела у компании Mattel, подсадившей в свое время миллионы девочек на длинноволосых красавиц-кукол, в последнее время идут плохо. Современным детям Барби кажется устаревшей. И мечтают они уже о совсем других игрушках. О каких именно — это мы и решили выяснить, расспросив родителей мальчиков и девочек. Итак, встречайте хит-парад самых востребованных у современных детей игрушек. И заодно стоимость таких игрушек. Тем, у кого нет детей, лучше не смотреть — цены на некоторые игрушки, мягко говоря, шокируют.
Наталья, мама 7-летней девочки
— Моя дочь очень просила «лизуна» — я так и не нашла его в продаже. Если помните, в нашем детстве были такие липкие мячики, которые можно было кидать на стенку и они по ней ползли. На Новый год у Деда Мороза она попросила Furby boom — нам нельзя заводить живых питомцев из-за аллергии, так хоть интерактивную зверушку, он самообучаемый, реагирует на некоторые фразы, прикасания и музыку. В семь лет дочь прониклась игрой в куклы, поэтому на первом месте сейчас маленькие чайные наборы, домики, кроватки и одежда для Аладдина (он у нас вместо пресловутого Кэна). А мужскую кукольную одежду поди поищи! А вместо Барби у нас теперь Рапунцель — выглядит как Барби, только не лысая и фигура не совсем как у больной модели — и еще вторая отрицательная героиня то ли из «Хроник Нарнии», то ли ведьма из страны Оз — тоже хорошо сработанная кукла, не голая, а в боди, которое не снимается. Перед тем, как покупать, я спросила дочку, кого она хочет. Мне было сказано: чтобы можно было заплетать. У Рапунцель самые длинные волосы из всех «барби». Чувствую, эти куклы переживут детство дочери и перейдут по наследству следующему поколению. Недаром и стоят они больше 1000 рублей каждая.
Катерина, мама 4-летней девочки и 2-летнего мальчика
— Какие игрушки любит моя дочь? Тут все просто: включаем канал «Карусель», а там через мультик реклама какой-нибудь дорогой штуки. Например, там постоянно рекламируют интерактивного щенка Гого FurReal Friends. С ним можно гулять, он реагирует на поглаживания, кивает головой, виляет хвостом, лает и умеет воспроизводить 18 звуков, характерных для собаки. Пришлось купить его, потому что, когда мы пришли в магазин, дочь кричала и никак не хотела уходить. Стоит такой щеночек больше 4 тысяч. А крестнику я едва нашла на Новый год вот набор Hot Wheels Порт акул (серия Color Shifters). Это игра такая, там машинки, попадая в воду, меняют цвет. Ее тоже рекламируют постоянно. Я всю Россию обзвонила, чтобы эту игру найти. И еще и крестнику, и дочке нравятся фигурки монстров IMC Toys Teutans, они стреляют чем-то. А еще я заметила, что сейчас у детей самая популярная игрушка — это набор доктора. Каждую неделю ходим в гости к разным детям. И все они с такими наборами, и очень ими дорожат.
Ольга, мама 10-летней девочки
— Моя дочь любит куклы Monster high американского производства,продаются в интернет- магазине «Империя кукол». Покупка из четырех кукол стоила около шести тысяч. А еще наша тема — Lps (littlest pet shop), маленькие такие зверюшки. Их полно в магазинах, но в почете у коллекционеров старенькие. На днях нам пришла кошечка этого бренда, заказывали на ebay. А еще дочка любит ООАКов, это переделанные художниками куклы: и макияж, и волосы, и одежда — всё переделано. Ассортимент кукол шире, если заказывать по Интернету. Цена ниже. А так я не чувствую разницы по внешним параметрам. Меня впечатляют лишь ООАКи, они прекрасны.
Марина, мама 4-летнего мальчика (живут за границей)
— После того, как сыну исполнилось 4 года, он начал открывать в себе сверхспособности. Он, например, думает, что если наденет костюм Спайдермена, то может на любую стену залезть и спасти всех хороших. Кроме костюма Человека-паука, у него есть железный человек (правда, он пластмассовый). Он им немного играет, но мультики может смотреть с этими супергероями. Знает Халка еще. Не из супергероев ему нравится Майк Вазовски из «Корпорации монстров», и был монстр, который может быть невидимым — не знаю, как зовут. Из мультика Toy Story у сына был Buzz Lightyear, но потом он его поменял на Майка из Inc. Играть сыну нравится с Lego. Это любовь с первого взгляда. Играет давно, с влюбленностью в Lego к нему пришел интерес смотреть мультики про Lego-героев. С друзьями сын любит играть в Jenga (это такие маленькие деревяшки, которые надо складывать в башню, а потом по одной вытаскивать. Они кричат, визжат, когда все падает. Еще забыла про Молнию Mcqueen! Тоже смотрит мультик. Игрушки такой нет, но есть полотенце, футболка с ним. И футболки с машинками Hotweels. Ну и, конечно же, много-много машинок Hotweels. Их он складывает в грузовик-перевозчик. И когда играет с любой машинкой, делит их на скоростные, высокоскоростные и улиток. И, конечно, трансформеры! Сын смотрел фильмы и мультики про них, балдеет от Оптимус Прайм (желтый такой трансформер), у нас и игрушка такая есть.
Александр, отец троих сыновей 18, 12 и 6 лет
Павел, отец двух мальчиков 9 и 7 лет
— Мои сыновья постоянно играют с детскими автоматами — бластерами Nerf. Они бывают разных видов и модификаций, недавно вот появился бластер «Зомби», зеленый такой. Стоят такие игрушки недешево. Недавно на день рождения сыну дарил бластер, стоил он около 4 тысяч рублей, но деваться некуда. Отдельная тема — игрушки Furby Boom. Они сейчас есть почти у каждого ребенка, многие их с собой в школу носят. Это такие забавные зверьки, которые, как говорят их создатели, умеют почти все: танцуют под музыку, поют, разговаривают, кушают, играют, могут шутить и смеяться, учиться новому, если с ними играть. Игрушка взаимодействует с телефонами и планшетами iPhone и iPad и Android. Цены на ферби бывают разные — от 5 с лишним тысяч до тысячи с лишним рублей. Есть ферби для мальчиков и для девочек, и между собой ферби как-то общаются. Честно говоря, очень беспокойная штука. Если ее тронуть, то здорово кричит, поэтому своих ферби мы держим на балконе. Отдельная и очень затратная тема — серии игр Disney Infinity и Skylanders. Почти сразу после выхода новой игры появляются фигруки к ней. Если ты хочешь нового персонажа в игру, то покупаешь его фигурку, ставишь ее на специальный портал — и герой появляется в игре. Коллекции персонажей к каждой игре обычно большие — до 30 штук разных героев. А дети обычно хотят собрать всех персонажей, что, вообще-то, разорительно для кошелька.
Ну и наше краткое резюме: почти все родители отметили, что дети перестали играть в уличные игры. Нет больше пряток и салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет. Планшеты и компьютеры, особенно родительские, — любимые игрушки у маленьких детей. У тех, кто постарше, игрушки не похожи на те, которыми мы играли в детстве. Но ведь так и должно быть — у каждого поколения свои, новые герои. И мы бы тоже не стали играть куклами своих мам. Правда, кое-что общее у нас все-таки осталось. К примеру, наборы доктора были в нашем детстве. И мы тоже увлеченно играли в больницу.
«Для них игра — это работа»: почему ребенку не нужно покупать много игрушек
Аргументы читателей Т—Ж
Ребенок плюс игрушки — формула постоянной текучки в родительском бюджете.
В комментариях под материалом о способах экономии на игрушках читатели поделились своими мыслями — оказалось, что многие просто приняли решение покупать меньше. Их аргументы доказывают, что ребенок может быть намного счастливее без лишней машинки и робота, и помогут сократить траты на игрушки без зазрений совести.
Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Мне кажется, что большое количество игрушек покупают те, у кого в детстве было мало игрушек, либо те, кто подарками компенсирует недостаток внимания.
Чем больше игрушек у ребенка, тем меньше он их ценит! Я старшему покупаю игрушки два раза в год: на Новый год и на день рождения. Зато он эти дни ждет как манну небесную и очень ценит подарки. Бабушки с дедушками часто дарят мелкие игрушки, но я с этим борюсь. Кстати, с этими игрушками ребенок играет один-два дня, а потом они просто занимают место.
А младшему все досталось от старшего — сплошная экономия.
У меня нет детей, и, возможно, я неправа, но мне кажется, что ребенка надо приучать ходить в магазин, чтобы купить только нужное, а не накидать в корзину барахла. И внушать мысль, что любую купленную вещь надо ценить, а не выкидывать на балкон через месяц, купив очередную безделушку. Осознанное потребление стоит прививать с младых ногтей.
В противном случае дети подрастут, место игрушек займут шмотки и девайсы — и будут девочки мучиться от проблем в духе «шкаф забит, а надеть нечего» и стоять в очередях за последним Айфоном.
Ребенка развивают книжки, активные игры, общение со взрослыми и сверстниками. Игрушки — просто вспомогательный инструмент в этом процессе. Одна машинка или кукла у ребенка или десять — не имеет значения.
Чтобы ребенок играл с игрушкой, его надо этому научить. Ведь для них игра — это их работа. А через игру можно научить фантазийно мыслить, импровизировать, придумывать.
У ребенка может быть одна машинка. Если он ее просто возит за веревочку по детской площадке, рано или поздно ему надоест. Но можно показать, что в машинку можно положить груз, этот груз отвезти на воображаемую стройку, высыпать, потом привезти машинку назад и посадить туда пассажиров или кота, мирно спящего на диване, доставить на остановку, потому что скоро подойдет поезд, на котором они поедут к морю, к бабушке или в парк. Летом играть с этой машиной в песке, осенью — с листьями, зимой — со снегом, можно показать, что машинка может «заболеть», потому что сломалось колесо, научить перевязывать ее бинтиком и давать «лекарство», чтобы она поправилась, — тогда ребенок будет любить и беречь эту игрушку, не станет ломать и ему не будет нужен миллион других.
Надо брать качеством, а не количеством. Ходите в магазин без детей, если есть такая возможность. До пяти лет им там нечего делать.
Учите своих детей играть, тратьте на них свое время, внимание, расширяйте их кругозор, а не тратьте деньги, тогда не придется экономить и устраивать расхламления.
Не знаю, как другим, но мне всегда хочется дать пять родителям, которые стойко отказывают капризным чадам, когда те клянчат какую-нибудь фигню.
Мне кажется, чем меньше у ребенка игрушек, тем богаче будет воображение. У меня в детстве были две куклы — Бэтмен и Человек-паук. Естественно, Бэтмен часто играл роль космодесантника, а Паук — представителя злобной расы гуманоидов-рептилоидов. Иногда они были еще кем-нибудь. Но суть в том, что сочинения я писал лучше всех в классе.
Дети любят вещи из мира взрослых гораздо больше, чем игрушки. Если дать им попользоваться настоящими кастрюлями, тарелками, ложками или посудомойкой, вряд ли вы когда-то еще будете сами накрывать себе на стол. Это вместо того, чтобы покупать, например, игрушечную кухню.
Ну и со всем остальным так же: сын давно сам собирает компы, чинит телефоны, у него свой набор отверток и паяльник, а не вот это вот все из «Детского мира».
Ребенку год и два месяца. Больше всего он любит взрослые кастрюли, сковородки, разбирать посудомойку и запускать ее, нести вещи в стиральную машину. Икеевская детская посуда положение не спасла.
Покупки и траты. Сравниваем цены и изучаем, как потратить деньги выгодно
>младшему все досталось от старшего
Я как младший могу отметить, что это больно, когда нет ничего своего, у чего бы ты был первым обладателем. Игрушки, одежда все от старшего. Это обесценивание личности
Шевалье, понял. Взял на заметку
Ульяна Степанова так классно описала сценарии игры с машинкой, что мне самой захотелось машинку и играть с ней летом, зимой, на море, в снегу. подождите. у меня же уже есть машина!)))
Сейчас непопулярную мысль выскажу, но все же. Гора( именно гора) игрушек- нужна родителям, а никак не ребёнку. Чтобы занять хоть чем-то, вместо общения и развития мамой и папой. Ну и в телефон тупить удобнее, выдавая игруху за игрухой по мере угасания интереса
Зы: каюсь, у нас гора. Надарили, уступили, выпросил. С этим поступаю так: когда дети спят убираю далеко, кроме 3-4 в » активе». На 2-3 недели. Через 2 недели меняю набор
Фру, отличный способ!
Виктор, у меня было море игрушек. Однажды мама притащила из Москвы две коробки мебели для барби. Мы (я и мои подруги, что приходили в гости) как только не играли в них! А ещё кубики, конструкторы, мягкие животные. Уу! Было классно))
Алена, ну да, тут же только две крайности: либо миллион игрушек, либо их вообще нет.
Алена, вы зря так, ребенок сам выбирает. У моего ребенка куча игрушек, в том числе детская кухня (он любит готовить), и он ими не хочет играть, а хочет настоящую сковородку ставить в настоящую духовку.
У него есть крутейший детский шуруповерт, который умеет всё то же, что настоящий. А он хочет играть с папиным, настоящим, хоть он и тяжелый и не цветной.
Ребенку интересно то, чем «играют» в его понимании родители.