имам хатыб что значит

Искусство проповеди. Часть 2: Обязанности имама-хатыба

ЧАСТЬ 2: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРОПОВЕДНИКА С ОБЩЕСТВОМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ:

А – ОБЯЗАННОСТИ ИМАМА-ХАТЫБА

Религиозное служение означает просвещение общества в вопросах религии. Делать это следует в соответствии с потребностями общества. В одних случаях это может быть показ того, как следует совершать то или иное поклонение, в других – разъяснение какого-то образа действий и обучение ему.

Эти обязанности, как правило, выполняют имамы и хатыбы. Поэтому они должны быть специалистами по вопросам, касающимся религии, иметь хорошее религиозное образование, обладать соответствующими знаниями и умениями.

Как правило, деятельность священнослужителей организуется и контролируется какой-то центральной структурой, имеющей свои особенности в каждой отдельной стране.

Подготовка священнослужителей должна осуществляться в профильных заведениях с квалифицированными преподавателями. Такие заведения также имеют свои отличия в разных странах.

а) Обязанности имама и хатыба. Имамы являются священнослужителями, которые непосредственно общаются с людьми при исполнении религиозного служения. Имам – это тот, кто стоит впереди, руководит людьми. Именно он, в частности, руководя коллективными намазами, проводит всякого рода коллективные поклонения. В арабском языке эта деятельность носит название «имамат». Хатыб – это тот, кто разными способами, в том числе и выступая с проповедями с минбара, наставляет общество, которому служит. Священнослужителей, которые совмещают эти обязанности, называют имамами-хатыбами.

Но сути, первым имамом был Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Он дает такое определение этой важной обязанности:

عَنْ أَبِي مَسْعُودٍ اْلاَنْصَارِيِّ (ض) قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ (صلعم) يَؤُمُّ الْقَوْمَ أَقْرَؤُهُمْ لِكِتَابِ اللَّهِ فَإِنْ كَانُوا فِي الْقِرَاءَةِ سَوَاءً فَأَعْلَمُهُمْ بِالسُّنَّةِ فَإِنْ كَانُوا فِي السُّنَّةِ سَوَاءً فَأَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً فَإِنْ كَانُوا فِي الْهِجْرَةِ سَوَاءً فَأَقْدَمُهُمْ سِنًّا وَلاَ يَؤُمَّنَّ الرَّجُلُ الرَّجُلَ فِي سُلْطَانِهِ وَلاَ يَقْعُدْ فِي بَيْتِهِ عَلَى تَكْرِمَتِهِ إِلاَّ بِإِذْنِهِ.

Как передает Абу Мас’уд аль-Ансари (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Пусть тот, кто лучше всех знает Коран, будет имамом для людей. Если несколько людей равны в своем знании Корана, пусть имамом будет тот, кто лучше знает сунну. Если они равны в знании сунны, то пусть имамом будет тот, кто раньше всех совершил переселение (хиджра). Если кто-то из этих людей совершили переселение (хиджра) в одно время, пусть имамом будет тот, кто превосходит других по возрасту. Если есть человек, превосходящий всех во власти и полномочиях, пусть другой без его разрешения не стремится стать имамом. Пусть никто не садится в доме на место его хозяина, не спросив разрешения». (Муслим, Масаджид, 290)

Наш досточтимый Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) призывал мусульман совершать намаз коллективно.

— عنِ ابنِ عُمَرَ رضيَ الله عنهمَا، أَنَّ رسولَ الله (صلعم) قال: صَلاةُ الجَمَاعَةِ أفضَلُ مِنْ صَلاةِ الْفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً

Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Намаз, совершенный коллективно, в 27 раз превосходит намаз, совершенный индивидуально». (Бухари, Азан, 30; Муслим, Масаджид, 249. Также см. Насаи, Имамат, 42; Ибн Маджа, Масаджид, 16)

В другом хадисе так говорится о значении коллективного намаза:

وعن أبي هريرةَ رضي الله عنهُ أَنَّ رسولَ الله (صلعم) قالَ: وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَقَدْ هَمَمَتُ أَن آمُرَ بِحَطَبٍ فَيُحْتَطَبَ، ثمَّ آمُرَ بالصَلاةِ فَيُؤَذَّنَ لَها، ثمَّ آمُرَ رَجُلاً فَيَؤُمَ النَّاسَ، ثمَّ أخَالِفَ إلى رِجَالٍ فَأُحَرِّقَ عَلَيْهِمْ بيوتَهمْ

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Клянусь Тем, под Чьим могуществом находится моя душа, (бывало так, что) я хотел велеть насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям (, которые не пришли на молитву,) и сжечь их дома дотла!» (Бухари, Ахкам, 52; Азан, 29; Муслим, Масаджид, 251-254. Также см. Тирмизи, Салят, 48; Насаи, Имамат, 49)

б) Обязанности муадзина. Муадзин в общем смысле – это человек, который оглашает азан и призывает людей на молитву. В терминологическом смысле, это означает человека, который оглашает азан в мечети, призывая людей к коллективному намазу, следит за соблюдением порядка в мечети, произносит камат и, при необходимости, руководит совершением тасбихов.

Азан – это знаковый символ ислама, введенный в 1-м году по хиджре. Азан возглашается для призыва мусульман на коллективный пятикратный намаз и оповещении о наступлении времени намаза. Слова азана заключают в себе суть вероубеждения ислама. Наш благородный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) призывал мусульман произносить азан:

— وعَنْ عَبْدِ الله بْنِ عَبْدِ الرَّحْمن بْنِ أَبِي صَعْصَعَةَ، أَنَّ أَبَا سَعِيدٍ الخُدْرِيَّ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ لَهُ: إنِّي أَرَاكَ تُحبُّ الْغَنَمَ وَالْبَادِيَةَ فَإذَا كُنْتَ في غَنَمِكَ — أَوْ بَادِيَتِكَ — فَأَذَّنْتَ للصَّلاةِ، فَارْفَعْ صَوْتَكَ بالنِّدَاءِ، فَإنَّهُ لاَ يَسْمَعُ مَدَى صَوْتِ المُؤَذِّنِ جِنٌّ، وَلا إنْسٌ، وَلا شَيْءٌ، إلاَّ شَهِدَ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

Как передает Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Абу Са’са’а, Абу Саид аль-Худри (радыйаллаху анху) сказал ему:

«Я вижу, ты любишь отару овец и степь. Когда ты будешь с отарой или в степи и захочешь произнести азан для намаза, то возвысь свой голос. Поистине все живые существа, услышавшие голос муадзина, – и джинны, и люди, – будут свидетельствовать за него в Судный день». (Бухари, Азан, 5, Таухид, 52, Бад-уль-хальк, 12. Также см. Насаи, Азан, 14)

О том, как важна обязанность муадзина, говорится и в другом хадисе:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لَوْ يَعْلَمُ النَّاسُ ما في النِّدَاءِ والصَّفِّ الأَوَّلِ، ثُمَّ لَمْ يَجِدُوا إلاَّ أَنْ يَسْتَهِمُوا عَلَيْهِ لاسْتَهَمُوا عَلَيْهِ، ولَوْ يَعْلَمُونَ ما في التَّهْجِيرِ لاسْتبَقُوا إلَيْهِ، وَلَوْ يَعْلَمُونَ ما في العَتَمَةِ والصُّبْحِ لأَتَوهُمَا وَلَو حَبْواً

Как передают от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сказал:

«Если бы люди знали, что положено за призыв на намаз и молитву в первом ряду, и не нашли бы другого способа, кроме бросания жребия, они бросали бы жребий. И если бы они знали, что положено за ранний приход (на намаз), то соревновались бы в том, кто раньше придет. И если бы они знали (награду) за ночной и утренний намазы, то приходили бы даже на четвереньках или ползком». (Бухари, Азан, 9, 32, Шахадат, 30; Муслим, Салят, 129. Также см. Тирмизи, Мавакит, 52; Насаи, Мавакит, 22, Азан, 31)

Есть определенные правила поведения (адаб), которые нужно соблюдать при произнесении азана. По сунне, следует тихим голосом повторять за муадзином слова азана или же слушать молча.

Первым муадзином был досточтимый Биляль Хабаши (радыйаллаху анху), и после него эта почетная обязанность сохранялась, дойдя до наших дней. В нашей культуре оглашение азана превратилось в целое искусство. Его произносят с разными напевами. Для каждого намаза азан произносится со своим макамом (араб. «место», «положение» – один из основных принципов музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае определенный тип мелодического и метроритмического развертывания композиции).

Муадзин одновременно является помощником имама. Он выполняет обязанности имама во время его отсутствия. Также муадзин следит за порядком и чистотой в мечети, открывает и закрывает ее.

в) Обучение Корану. Обучение Корану подразумевает обучение его чтению. Эта обязанность появилась еще в первые годы ислама. Наш благородный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сам занимался обучением Корану и поощрял к этому других:

وعن عثمانَ بنِ عفانَ (ض) قالَ: قالَ رسولُ الله (صلعم): خَيركُم مَنْ تَعَلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمهُ

Как передано от Усмана ибн Аффана (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Самый лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других». (Бухари, Фадаилюль-Куран, 21. Также см. Абу Дауд, Салят, 349; Тирмизи, Фадаилюль-Куран, 15; Ибн Маджа, Мукаддима, 16)

وعن عائشةَ رَضِىَ اللهُ عَنْهَا قالتْ: قالَ رسولُ الله (صلعم) : الَّذِي يَقرَأُ القُرْآنَ وَهُوَ ماهِرٌ بهِ مَع السَّفَرَةِ الكِرَامِ البَرَرَةِ، وَالَّذي يَقْرَأُ القُرْآنَ وَيَتَتَعْتَعُ فِيهِ وَهُوَ عَليهِ شَاقٌّ له أَجْرانِ

Айша (радыйаллаху анха) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Тот, кто хорошо и красиво читает Коран, будет вместе с приносящими откровение и покорными ангелами, а тот, кто читает Коран с трудом, обретет награды в два раза больше». (Бухари, Таухид, 52; Муслим, Мусафирин, 243. Также см. Абу Дауд, Салят, 349; Тирмизи, Фадаилюль-Куран, 13; Ибн Маджа, Адаб, 52)

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الله عَنْه قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله (صلعم): وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ الله يَتْلُونَ كِتَابَ الله، وَيَتَدَارَسُونَه بَيْنَهُمْ، إلاَّ نَزَلَتْ عَلَيهِم السَّكِينَةَ، وغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَة، وَحَفَّتْهُمُ المَلائِكَة، وذَكَرَهُم الله فيمَنْ عِندَه

Как передает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечети), где они вместе читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится перед Ним». (Муслим, Зикр, 38. Также см. Абу Дауд, Витр, 14; Тирмизи, Кыраат, 12; Ибн Маджа, Мукаддима, 17)

Мусульмане должны учиться читать Коран, поскольку это является для них поклонением. Кроме того, в целом ряде поклонений, начиная с намаза, чтение аятов и сур является обязательным действием (фард).

г) Наставление (иршад) и призыв (таблиг). Имамы и хатыбы, выполняющие религиозное служение, не должны считать, что их обязанности ограничиваются только стенами мечети. Они должны также заниматься наставничеством (иршад) и призывом (таблиг). Религия охватывает все сферы человеческой жизни. И знакомить людей со всеми гранями ислама – это основной долг имама и хатыба. Среди их обязанностей – участвовать в различных мероприятиях, общаться с людьми, просвещая их и напоминая об отношениях между людьми в обществе, в семье, об отношениях со старшими и младшими, об общих нормах морали, о правах и обязанностях в трудовой деятельности, об обязанностях по охране окружающей среды, о милосердии к другим живым созданиям и т.п. Это служение на пути религии называется наставничеством (иршад) и призывом (таблиг).

Иршад. С арабского языка слово «иршад» переводится как «быть предводителем, указывать путь; быть проводником». Как религиозный термин, оно означает: «призыв мусульман к исполнению их религиозных обязанностей». «Иршадом» также называют деятельность по ознакомление немусульман с исламом и призывом их в нашу религию, или по исправлению ошибок мусульман, которые неправильно понимают какие-то повеления или запреты ислама. Заниматься такой деятельностью должен только человек, обладающей достаточной компетенцией в вопросах религии. Призыв людей к обретению счастья в этом и вечном мире, к истине и правде, прямому пути, совершению праведных деяний и добра, удержание их от дурного занимает важное место среди обязанностей имама и хатыба.

Таблиг. С арабского языка слово «таблиг» означает «донесение [до слуха]; разъяснение». Как религиозный термин, «таблиг» выражает одно из обязательных качеств пророков – передачу людям в том же виде, в каком получили сами, ничего не скрывая, не утаивая и не прибавляя, ниспосланных им от Аллаха откровений. Об этом в Коране говорится:

يَٓا اَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَٓا اُنْزِلَ اِلَيْكَ مِنْ رَبِّكَۜ وَاِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُۜ وَاللّٰهُ يَعْصِمُكَ مِنَ النَّاسِۜ اِنَّ اللّٰهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِر۪ينَ

«О Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты [тем самым] не передашь [людям] Его послания, а ведь Аллах оберегает тебя от людского [зла]». (Сура аль-Маида, 67)

Обе упомянутые обязанности наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) всю свою жизнь исполнял самым безупречным образом. С этой точки зрения, священнослужители в исполнении должности имама являются приемниками нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Б – ЗНАНИЕ ПРОПОВЕДНИКОМ СЕБЯ И СВОЕЙ АУДИТОРИИ

Имам и хатыб, в первую очередь, должны адекватно оценивать себя, то есть свою компетентность в исполнении обязанностей, а затем – целевую аудиторию, с которой предстоит работать. Все это необходимо для успешного исполнения службы. В частности, нужно знать уровень общей культуры и интеллектуальности целевой аудитории, ее потребности в социальной сфере.

Как правило, культурный уровень людей, их социальный статус, жизненная активность, способность к обучению и развитию неодинаковы. Поэтому следует ориентироваться на средний уровень.

عَنْ مَيْمُونِ بْنِ أَبِي شَبِيبٍ رَضِىَ اللهُ عَنْهُمَا أَنَّ عَائِشَةَ رَضِىَ اللهُ عَنْهَمَا مَرَّ بِهَا سَائِلٌ فَأَعْطَتْهُ كِسْرَةً وَمَرَّ بِهَا رَجُلٌ عَلَيْهِ ثِيَابٌ وَهَيْئَةٌ فَأَقْعَدَتْهُ فَأَكَلَ فَقِيلَ لَهَا فِي ذَلِكَ فَقَالَتْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ (صلعم): أَنْزِلُوا النَّاسَ مَنَازِلَهُمْ

От Маймуна ибн Абу Шабиба передано:

«Однажды к Айше (радыйаллаху анха) пришел нищий. Айша (радыйаллаху анха) дала ему кусок хлеба. После этого пришел другой, прилично одетый человек. Она угостила его, усадив за стол. Когда у нее спросили о причине такого разного отношения, она ответила: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Обращайтесь к людям в соответствии с их положением, местом и уровнем». (Абу Дауд, Адаб, 20)

وعن عائشة رَضِىَ اللهُ عَنْهَا قالت: كَانَ كَلاَمُ رسولِ الله (صلعم) كلاماً فصلاً يفهمه كلُّ مَنْ يَسْمَعُهُ

Айша (радыйаллаху анха) также сказала: «Слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) были такими ясными, что были понятны всем, кто его слушал». (Абу Дауд, Адаб, 18)

عن أنسٍ (ض) أن النبي (صلعم) كانَ إذا تكَلَّمَ بِكَلِمَةٍ أَعَادَها ثَلاثاً حَتَّى تُفهَمَ عَنْه، وَإذا أَتَى عَلى قَوْمٍ فَسَلَّمَ عَلَيْهِمْ سَلَّمَ عَلَيْهِمْ ثَلاثاً

Анас (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) три раза повторял какие-либо слова, чтобы они были лучше поняты. Также когда он подходил к группе людей и приветствовал их, то повторял свое приветствие три раза. (Бухари, Ильм, 30; Исти’зан, 13. Также см. Тирмизи, Исти’зан, 28)

Имамы и хатыбы должны всесторонне развиваться. Помимо религиозных знаний, они должны обладать необходимым уровнем культуры и общими знаниями. Им также необходимо следить за развитием техники, использовать компьютер и другие технические устройства. Помимо этого, имамы и хатыбы должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, владеть основами медицинских знаний и такими необходимыми практическими навыками, как умение водить машину, делать ремонт и т.п. Ведь они, пользуясь авторитетом у людей, являются лидерами общества, к которым, в первую очередь, обращаются за помощью.

Имамы и хатыбы должны поддерживать самые тесные отношения с прихожанами, основанные на доверии и уважении. Они должны разделять с ними и радости, и горе. Для установления таких отношений следует устраивать разные мероприятия, такие как меджлисы, конкурсы, экскурсии в исторические места или поездки в умру. Такого рода совместные дела как способствуют укреплению дружбы и установлению братских отношений, так и учат делиться и помогать друг другу.

В – ОБЩЕНИЕ В РЕЛИГИОЗНОМ СЛУЖЕНИИ

Как правило, под общением понимают взаимообмен людей мыслями, знаниями и эмоциональными переживаниями. Целью общения является создание общей базы знаний, мыслей и модели поведения между говорящим и слушающим.

С точки зрения религии, общение должно усиливать узы братства между людьми, развивать дружеские связи и взаимопомощь в обществе, способствовать их развитию и постоянству. Это необходимо для того, чтобы люди существовали не как отдельные личности, но и как общество. Общение не бывает односторонним. Это двусторонний процесс. А чаще всего люди собираются вместе и общаются друг с другом для того, чтобы выполнить какие-то религиозные обязанности. Это совершение коллективного пятикратного намаза, пятничного намаза, дважды в год – праздничных намазов, хаджа, умры, а также участие в похоронах (джаназа), на никахе, обряде обрезания, посещение бесед на религиозные темы, уроков и т.п. Общение между людьми имеет важное значение во всех этих видах религиозных отправлений.

а. Значение общения. Значение общения в повседневной жизни велико. Оно важно как с точки зрения технического развития и предоставляемых им возможностей, так и с точки зрения обеспечения связи человека с другими людьми или обществом. Без общения невозможно представить ни одну сферу человеческой жизни. Особенно важно общение в сфере образования и взаимоотношений между людьми. Осознают это люди или нет, но они все время общаются между собой. Общение не всегда происходит через слова, иногда молчание или действия заменяют их.

Общение составляет суть услуг, предоставляемых в сфере образования или связей между людьми. Главное здесь – уметь наладить это общение. Стороны должны уметь понимать друг друга, а послание каждой их них должно доходить до собеседника прямо и без искажений. Целью при этом является осознание того, что возникающий результат представляет собой положительный опыт.

Для того чтобы общение проходило успешно, следует в процессе него соблюдать определенные правила. Если мы хотим оказать влияние на нашу целевую аудиторию, направлять ее и изменять, то нужно следовать этим правилам. В первую очередь, те, к кому мы обращаемся – люди. Мы должны уважать их и ценить. Также мы должны разговаривать с ними в соответствии с их уровнем знаний и культуры. Следует избегать таких речей, которые могут оттолкнуть их от нас. Надо быть естественным, избегать искуственности и чрезмерности, избегать использования жестов. Также нужно знать – что, где, кому и как можно преподнести. Если нашей целью является налаживание общения с людьми, то, в соответствии с возложенной на нас миссией, это нужно осуществлять с помощью самых лучших и правильных методов.

б. Основные принципы общения. Общение – это взаимообмен знаниями, эмоциями и мыслями. Элементами, составляющими процесс общения, являются передающая сторона, сообщение и воспринимающая сторона. Общение возникает при взаимодействии всех этих элементов. Передающая сторона – это человек, знающий религию и занимающийся ее распространением, сообщение – это совокупность религиозных знаний и мыслей, а воспринимающая сторона – это те люди, которые слышат обращенную к ним речь и находятся под ее воздействием. Технически это похоже на принцип действия мобильной связи.

В нашем случае источником, передающей стороной является имам или хатыб, сообщение – это предписания и запреты религии, а воспринимающая сторона – это религиозная община. Имам или хатыб исполняет свои обязанности в мечети во время хутбы, или в других местах – на конференциях, семинарах, или донося свое послание до целевой аудитории каким-то иным способом.

в. Значение речи и жестов в общении. По сути, общение между людьми происходит с помощью речи. Именно так они делятся друг с другом своими желаниями, эмоциями, мыслями, опытом и знаниями.

Человек – это создание, обладающее разумом и речью. Речь – неотъемлемая часть нашей жизни. Свои желания и надежды мы выражаем словами.

Речь – это действенный метод общения во всех сферах жизни. Как правило, и на работе, и в учебном заведении, и дома, и на улице люди строят общение друг с другом с помощью речи.

Речь является самым действенным методом общения. Именно с ее помощью людям прививают новые знания, привлекают их интерес, просвещают, убеждают и направляют. А средством общения является язык и слово – основная структурная единица языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением. Поэтому надо правильно выбирать слова, использовать к месту и в соответствии с целью. Наш Всевышний Господь говорит в аятах:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللّٰهِ لِنْتَ لَهُمْۚ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَل۪يظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَۖ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي الْاَمْرِۚ فَاِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللّٰهِۜ اِنَّ اللّٰهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّل۪ينَ

«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих». (Али Имран, 3/159)

فَقُولَا لَهُ قَوْلًا لَيِّنًا لَعَلَّهُ يَتَذَكَّرُ اَوْ يَخْشٰى

«Говорите с ним кротко, быть может, он одумается или устрашится [Господа]». (Таха, 20/44)

Говорят, что ласковое слово и змею выманит из норы. А в одной пословице говорится:

«اِذَا كَانَ الْكَلاَ مُ مِنْ فِضَّةٍ فَا لسُّكُوتُ مِنْ ذَهَبٍ» – «Если слово – серебро, то молчание – золото».

Речь должна быть кроткой, потому что кроткое слово сразу дает результат. Опыт показывает, что приятный голос обладает высокой силой убеждения, а слова, сказанные на повышенных тонах, не всегда достигают цели.

Важно то, как используется язык. Имеют значение и прямой, и переносный смысл слов. Поэтому каждое слово надо произносить обдуманно, взвесив сначала пользу и вред, которое оно может принести.

Другой аспект общения – это использование языка тела эффективно и к месту. Язык тела – это жесты, которые наряду со словами помогают лучше объяснить тему. С помощью этих жестов люди выражают свои желания, чувства, мысли и потребности. Но главное – это использование языка жестов умеренно. Если свои слова еще можно контролировать, то с жестами это сделать сложнее. Нужно, чтобы выражение нашего лица или наши движения соответствовали нашим речам.

Язык тела – это мимика и жесты. Мимика – это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека, а жесты – это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека.

Жесты и мимика подчеркивают выражаемые чувства или мысли или конкретизируют их. Например, говоря о чем-то отвратительном, можно скривить лицо, а о чем-то приятном – улыбнуться.

Язык тела увеличивает эффективность выражаемого послания. Священнослужителям не следует пренебрегать этим методом.

г. Проблемы, возникающие при общении проповедника с прихожанами. Люди далеко не всегда бывают преисполнены благих намерений и склонны к пониманию других. Часто среди них возникают разногласия. Границы терпения у людей разные. Но это не должно становиться основой для постоянных конфликтов. Гнев и обиды следует усмирять, а чувства и эмоции держать под контролем.

Среди людей, которые естественным образом постоянно взаимодействуют друг с другом, проблемы такого рода вполне возможны. Но это не должно становиться фактором, влияющим на общение людей или даже приводящим к разрыву отношений. Наоборот, следует искать такие пути, которые способствуют дальнейшему развитию и нормализации этих отношений.

Имамы и хатыбы, в соответствии с исполняемыми ими обязанностями, тесно взаимодействующие с людьми, неизбежно оказываются втянутыми во всякого рода конфликты. Как правило, чаще всего – это проблемы, возникающие среди прихожан. Их причинами могут быть различия в мировоззрении, уровне образования, социальном, экономическом положении, возрасте. Прихожане демонстрируют разное отношение к разным явлениям. Некоторые люди, особенно пожилого возраста, нетерпимы к шуму, устраиваемому в мечети детьми, а другие относятся к этому спокойно. То же касается и того, как совершать намазы – быстрее или медленнее. Можно привести еще множество подобных примеров.

Это проблемы, с которыми приходится сталкиваться имамам при несении службы. Поэтому они должны быть готовы к ним. Надо наблюдать за прихожанами, обращать внимание на их поступки и высказывания, использовать различные методы и способы для налаживания отношений с ними.

Имамы и хатыбы должны проявлять терпение, в отношениях с другими людьми быть доброжелательными, показывать им свою любовь и уважение, говорить учтиво. Нужно следовать принципам, изложенным в следующем хадисе:

عَنْ أَبِي مُوسَى أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهِ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعَثَهُ وَ مُعَاذاً إِلىَ الْيَمَنِ فَقَالَ يَسِّرَا وَلاَ تُعَسِّرَا وَبَشِّرَا وَلاَ تُنَفِّرَا وَتَطَاوَعَا وَلاَ تَخْتَلِفَا

Абу Муса передает, что, когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) отправлял его вместе с Муазом (радыйаллаху анху) в Йемен, то сказал им: «Облегчайте, а не создавайте трудности, несите благие вести, а не внушайте отвращение (к религии)». (Бухари и Муслим)

Текст для чтения. Хадис Джибриль:

Передано, что Умар (радыйаллаху анху) рассказывал: «(Однажды) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), к нам неожиданно подошел какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-черными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он проделал долгий путь, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) так, что колени их соприкоснулись, положил руки на колени и сказал:

– О Мухаммад, поведай мне об исламе.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал намазы, давал закят, соблюдал пост во время месяца Рамадан и совершил хадж к Дому, если имеешь возможность для этого.

(Этот человек) подтвердил:

– Ты сказал правду, – а мы подивились тому, что он задает Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) вопросы и подтверждает правдивость его слов.

– А теперь поведай мне о вере (иман).

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) ты уверовал в предопределение как хорошего, так и плохого.

(И этот человек снова) подтвердил:

– Поведай мне об искренности (ихсан).

(Посланник Аллаха) сказал:

(Суть искренности в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, ( помня о том, что) Он, поистине, видит тебя.

– (А теперь) поведай мне о Часе.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

– Спрашиваемый знает не больше спрашивающего.

– Тогда поведай мне о его признаках.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

(Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня родит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ.

А потом (этот человек) ушёл, и, когда прошло некоторое время после его ухода, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) спросил:

– О Умар, известно ли тебе, кто задавал вопросы?

– Аллах и го Посланник знают об этом лучше.

Поистине, это – Джибриль явился к вам, чтобы научить вас вашей религии. (Муслим, Иман, 1, 5. Также см. Бухари, Иман, 37; Тирмизи, Иман, 4; Абу Дауд, Суннат, 16; Насаи, Мавакит, 6; Ибн Маджа, Мукаддима, 9).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

А) Религиозное служение;

В) Призыв к благим делам – амр биль-маруф;

Г) Восполнение невыполненных во время обязательных (фард) поклонений;

Г) Религиозный судья – кады;

В) Призыв к благому – амр биль-маруф;

А) Исполняющий обязанности имама;

Б) Исполняющий обязанности муадзина;

В) Занимающийся торговлей;

Г) Изучающий Коран и обучающий ему других;

Д) Навещающий других людей.

Г) Нахйи аниль-мункар (предостережение от дурного);

Д) Мукаталя (драка, убийство).

Г) Нахйи аниль-мункар (предостережение от дурного);

Д) Мукаталя (драка, убийство).

Б) Обмен посланиями;

В) Ихсан (искренность);

Г) Кыямат (Судный день);

Д) Хашр (собрание в Судный день).

ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО

Отметьте буквой (П) правильные и буквой (Н) неправильные утверждения:

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ

Вставьте на место пропусков подходящие слова из приведенного списка – муадзин, иршад, слово, хатыб, общение.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЧАСТИ 2

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1 – А; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г; 5 – Б; 6 – А; 7 – Г; 8 – Б; 9 – Г; 10 – В.

ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО

1- П; 2-Н; 3-П; 4- Н; 5-П; 6-Н; 7-П; 8-Н; 9- П; 10-Н.

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ

Словарик части 2:

Автор: Шейх Али Эрдогду ат-Турки
Из книги: «Искусство проповеди», стр. 37-43

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *