имажинизм что это простыми словами

Имажинизм в литературе: определение, особенности и примеры

Имажинизм в литературе известен каждому, кто знаком с творчеством писателей и поэтов серебряного века. Имажинизм не является столь крупный течением, поэтому его не рассматривают как отдельную составляющую литературы этого периода.

Откуда появился термин?

Имажинизм в литературе появился после того, как одна Английская авангардистская поэтическая школа стала пользоваться широкой известностью. Этот термин был заимствован именно оттуда. Эта школа стала так и называться – школа имажинизма.

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словами

В России этот термин впервые встретился после того, как в 1915 году на нашей родине услышали об имажинистах в Англии. Именно после этого в российской печати появилась статья «Английские футуристы», автором которой стала З. Венгерова. Эта публикация рассказывала своим читателям о известной английской поэтической группе, в которую входили Элиот, Хьюм, Паунд и Олдингтон.

Суть течения

Имажинизм в литературе Англии, который появился в 1910-х годах, определялся точной задачей, которую ставили перед собой его представители. Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности. Если до этого поэты представляли читателю мир абстрактно-поэтически, то теперь они представляли его более реалистично и пессимистично.

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словами

Но главным отличием этого течения стало то, что представители имажинизма представляли публике новые и свежие идеи. Термин, произошедший от английского image, уже говорит сам за себя. Представители такого течения приложили немало усилий для того, чтобы максимально обновить поэтический язык. Эти попытки можно увидеть по образам и формам стихотворений серебряного века.

Имажинизм в русской литературе

Представителем этого течения впервые в России стал В. Шершеневич. Его книга «Зеленая улица» стала первым печатным изданием, написанным в духе имажинизма в литературе 20 века. В 1916 году писатель, несмотря на то, что еще окончательно не попрощался с футуризмом, называет себя имажинистом. Шершеневич обращает особое внимание на содержание поэтического образа. Лишь в 1918 году писатель говорит о том, что это течение гораздо шире, чем футуризм.

Только в 1919 году термин крепко закрепляется в России. С этого периода начинаются частые упоминания имажизма в литературе.

Что же такое имажинизм?

Дадим определение имажинизма в литературе – это специфическое течение литературы, которое подразумевало главенство слова, словесного образа непосредственно над идеей, которое встало на смену российскому футуризму.

Декларация представителей имажинизма

В литературе России это течение сыграло очень большую роль. Во всех энциклопедиях появились упоминания об имажинизме в литературе серебряного века. Группа поэтов, которая поддерживала это течение, в своей деятельности делала большие ставки на образность. Именно она считалась главной характерной чертой для поэзии серебряного века.

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словами

В 1919 году в одном из известных российских журналов появилась, так называемая, «декларация» всех поэтов-имажинистов. Эта декларация стала первым манифестом нового литературного течения. Поэты, которые считались приверженцами нового направления, утверждали, что для того, чтобы образ был по-настоящему стоящим, необходимо сделать его «живым».

Кроме того, имажинисты утверждали, что этот закон применим не только к литературе и поэзии, но и то, что этот закон – основа всего искусства, в общем. В декларации была описана вся программа творчества имажинистов. Особое внимание в ней уделялось образности. Именно поэтический образ стал главной частью теории имажинизма. Именно то впечатление, которое оставлял после себя созданный образ, и стало главной целью в этом литературном течении, направлении.

Два на два равно пяти

Трактат Шершеневича стал еще одним документом, который рассказывал о сути имажинизма. Писатель связывал литературу и математику как нечто схожее, имеющее много общего и, вероятно, имеющее общие истоки. По мнению Шершеневича, было абсолютно неважно понимание любого текста, кроме авторских попыток интерпретации текста. Чтобы возник образ, считал писатель, необходимо принять принцип чистого и нечистого равенства. Зачастую, это подтверждалось исключительно плотскими изображениями и образами.

Языковые требования

Имажинисты предложили публике свое видение русского языка. Представители этого течения доказывали то, что язык поэзии или поэтический, имеет сильное отличие от литературного языка. Полагалось, что у своих истоков, он отличался своей образностью. Именно поэтому имажинисты придерживались изучения поэзии у самых ее истоков. Таким методом они пытались открыть истинное значение слов, а именно – образы, которые несли слова в самом начале своего появления.

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словами

Кроме того, следует отметить, что после глубоко изучения словообразования, главной чертой имажинизма в литературе стало создание и своих – новых образов.

Стремление к истокам

Имажинисты ставили на первое место умение правильно и красиво создавать образы, а не только слова. В. Шершеневич сделал переоценку всех достижений футуристов. Особое внимание он уделил теории, которая была создана представителями футуризма. Эта теория получила название «Заумная». Писатель вывел другую концепцию «самовитого слова» (основа триады по языкознанию А. Потебни).

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словами

Шершеневич выделил в составе слова внутреннюю форму, внешнюю форму и изначальную образность. Отвергая все звуковые и письменные формы слова, имажинисты ставили на первое место именно образность слова. При этом представители имажинизма стремились к тому, что образы, которые они создают, не были повторяющимися или похожими.

Никакого единства

В вопросах поэзии, несмотря на то что существовала общность имажинистов, среди представителей данного литературного течения не было никакого единства. Те, кто были друзьями и товарищами по сфере литературной деятельности, имели абсолютно разные подходы к своему делу. Самыми яркими представителями имажинизма в русской литературе стали столь известные поэты, как Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Александр Кусиков.

Вряд ли возможно дать характеристику имажинизма в литературе кратко – это целый поэтический этап, который включал в себе огромное количество нюансов и тонкостей.

В составе школы имажинистов были поэты, которые имели абсолютно разные взгляды на теорию, обладали совершенно непохожими творческими подходами. Даже между Мариенгофом и Кусиковым можно найти гораздо больше отличий, чем сходства. Имажинизм первого наиболее руристичен, как и у Есенина, если взглянуть на некоторые произведения. Имажинизм второго, как и Шершеневича, наиболее урбанистичен в сравнении с представителями первого варианта течения.

Но если взглянуть на причины такого разделения, то можно сделать вывод: имажинизм делился еще на несколько ветвей потому, что его представители входили в разные социальные группы, поддерживали разные взгляды и имели разные понятия о мире.

Поэзия Анатолия Мариенгофа

Как уже было сказано выше, творчество поэта стало одним из примеров имажинизма в литературе. Поскольку Анатолий придерживался руристичного имажинизма, стоит сказать о том, что сам поэт принадлежал к городской интеллигенции, которая утрачивала твердую почву под ногами. Все представители такого течения, как и сам Мариенгоф, изображал картины сильного упадка и опустошенности.

Вся сущность поэта находила лишь одно пристанище – богема. Темы, которые затрагивал поэт в своих прекрасных произведениях, связаны с глубокими внутренними переживаниями. Стихотворения наполнены пессимизмом, тоской и печалью. Это можно объяснить тем, что Октябрьская революция была принята далеко не всеми, а поэты имажинисты были ярыми противниками таких изменений в государственном строе.

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словами

Имажинизм в творчестве Есенина

Если посмотреть на творчество Сергей Александровича, то можно увидеть, что в его творчестве имажинизм носит совершенно иной характер. Это можно объяснить тем, что Есенин был выходцем из деревни, где вырос в богатой семье.

Семья Сергея была образцом деревенского кулачества. Когда началась революция, Есенин стал замечать, что к его соотечественникам относятся совсем не так, как обещало государство. Это и стало главной предпосылкой к имажинизму. Все его стихотворения, которые можно отнести к литературному течению имажинизма, наполнены печалью, горечью и угнетенностью, вызванные проблемами с натуральным хозяйством. В его стихотворениях видно ту психологию обычных крестьян, которая и определяла различия между жителями деревни и города.

Полемика имажинизма

В своей работе «Листы имажиниста» Шершеневич провел ряд наблюдений, опираясь на творчество Сергея Александровича Есенина. В этой работе он высказывал свои идеи на счет улучшения всей теории имажинизма. Но кроме своих наблюдений, Шершеневич подверг серьезной критике многих поэтов-имажинистов. Кроме того, Шершеневич дал четкое определение стихотворению: это огромное количество образов, собранных воедино, но это не целостный организм. Из стихотворения можно взять один образ и заменить его десятком других, но при этом для литературной единицы не будет никакого ущерба.

С теми идеями, которые поддерживал Сергей Есенин, не соглашался и Анатолий Маренгоф. Свое мнение на этот счет он высказал в сочинении «Буян-остров». Марегноф считал, что работы поэтов-имажинистов должны быть сумеречными. Иными словами, такие произведения должны являть собой второй сорт российской поэзии, в которых нуждается публика так же сильно, как и в произведениях первого сорта. Также Маренгоф точно указывал на то, что эти произведения не играют никакой роли как в мировой, так и в отечественном, искусстве.

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словами

Сергей Есенин ответил на эти замечания своим сочинением «Быт и искусство». В этой работе поэт сделал вывод о том, что для Маренгофа и Шершеневича сам принцип имажинизма не имеет никакого значения. К такому выводу он пришел исходя из рассуждений литературных деятелей. По словам Есенина, они отказывались от принятия связи и сочетания между словами и образами.

Раскол

Таким образом, среди представителей имажинизма 20 века назрел раскол. Окончательное признание этого раскола было в 1924 году. Именно в этом году в газете «Правда» было опубликовано письмо, написанное Есениным и Грузиновым. В письме литературные деятели говорили о том, что они, как создатели общества имажинистов, вправе сообщить о роспуске своего сообщества.

Роль имажинизма

Роль имажинизма в русского литературе серебряного века нельзя недооценивать. Именно благодаря этому течению в русском языке появилось множество новых слов, которые несут определенный образ. Оценивая это обстоятельство, литературоведы ведут споры о том, стоит ли поместить течение имажинизма в один ряд с символизмом, футуризмом и прочими течениями. Скорее, верным решением будет рассмотрение этого направления, как и других, которые существовали в огромном многообразии в 1920-х годах прошлого века. При этом нельзя не учитывать тот значительный вклад в русскую литературу представители имажинизма: развитие культуры рифмования, единство лирической стихотворной композиции и многие другие достижения в области поэзии.

Источник

Значение слова имажинизм

Словарь Ушакова

Этимологический Словарь Русского Языка

Французское – imaginer (воображать, фантазировать).

Данное слово является весьма поздним заимствованием, оно появилось в русском языке лишь в начале XX в. (1919 г.). Произошло от французского глагола. Имажинизм (от «имажизм» – модернистское течение в английской поэзии 1910-х – начала 1920-х гг.) – литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. В нее входили С. Есенин, Р. Ивнев, В. Шершеневич, А. Кусиков и др.

Производные: имажинист, имажинистический.

Культурология. Словарь-справочник

лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к-рым в России произошло после статьи 3. Венгеровой «Англ. футуристы» (сб. «Стрелец», 1915).

Формальным началом И. принято считать публикацию в Воронеж. журнале «Сирена» (1919, № 4) и в газете «Советская страна» (1919, 10 февр.) лит. декларации нового движения, объединившего С. Есенина, И. Грузинова, А. Кусикова, Р. Ивнева, В. Шершеневича, А. Мариенгофа, Г. Якулова и Б. Эрдмана. Местом их встреч стал лит. клуб «Стойло Пегаса». Их недолго объединял журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922, вышло всего 4 номера) и издание коллективных сб. «Явь», «Конница бурь», «Плавильня слов», «Харчевня зорь», «Золотой кипяток», «Звездный бык». Творч. содружество поэтов носило поверхностный характер. Причиной для разногласий между Есениным и ортодоксальным имажинистом Шершеневичем, закончившихся выходом из группы Есенина, Грузинова, Ивнева в 1924, послужило разл. понимание ими сущности и предназначения гл. нерва имажинистской доктрины — поэтич. образа.

В 1920 вышла брошюра Шершеневича «2х2 = 5». В ней автор разъяснял символ веры имажинистов, к-рый заключался в идеях свободного образа, отделения искусства от повседневной жизни и эстетики увядания. Критика программы показала ее эклектичность.

От англ. имажизма было воспринято тяготение к конкретно-зримому образу, порожденному непривычным взглядом на вещи и оказывающему неожиданное и внезапное воздействие на читателя.

Футуристич. прошлое Шершеневича позволило ему включить в программу прежние лозунги о «самовитом слове» (будетляне) и «беспроволочном воображении» (Ф. Маринетти). Под «самовитым словом» он понимал одну из составных триады Потебни — «внутр. форму» слова, его образность. Но эта образность в прямолинейной интерпретации превращалась в самоцель, т.к. в жертву ей приносилось содержание («поедание образом смысла — вот путь развития поэтич. слова». К «поеданию смысла» примыкает провозглашение неизбежности ломки «старой грамматики и переходу к неграмматич. фразам». Подобная «ломка» позволяет реализовать подлинную свободу образа, к-рую Шершеневич видел в изолированности образов друг от друга. Т.о., худож. произведение, по разумению гл. теоретика И., должно представлять собой некий «каталог образов», что и осуществлялось Шершеневичем на практике («стих — не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ, или вставлено еще десять. Только в том случае, если единицы завершены, сумма прекрасна»).

Именно подобную ограниченность образа изначально не принимал Есенин. В «Ключах Марии» (1918), воспринятых имажинистами как манифест, он утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным. Связав последние годы своей жизни с И., С. Есенин наиболее талантливо воплотил его отд. черты. В «Москве кабацкой», «Кобыльих кораблях», «Хулигане», «Исповеди хулигана» отразились элементы имажинистского эпатажа и «эстетики увядания» (мотивы одиночества в городе, неудовлетворенность собственной судьбой).

Во вт. пол. 20-х гг. под влиянием внутр. кризиса и общей тенденции к нивелировке культуры И. прекратил свое существование. При всех крайностях в понимании природы творчества имажинисты, подобно другим авангардистским течениям (конструктивизм, ОБЭРИу) обращаясь к внутр. возможностям образа, указывали на возможные пути поиска художникам, ищущим новых способов и средств поэтич. выразительности.

Лит.: Львов-Рогачевский В.Л. Имажинизм и его образоносцы. Ревель, 1921; Он же. Новейшая рус. лит-ра. М., 1927; Соколов И.В. Имажинистика. [Б.м.], 1921; Юшин П.Ф. С. Есенин: Идейно-творч. эволюция. М., 1969.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от франц. image — образ) — русская литературная группировка 1920-х гг. Имажинисты утверждали примат самоцельного образа, его формы над смыслом, идеей; основную задачу своего творчества видели в придумывании небывалых ранее в поэзии образов и слов.

Рб: художественные методы и направления

Перс: С. Есенин, А. Мариенгоф, Р. Ивнев, В. Шершеневич, А. Кусиков

* «Поиски слова значительного, яркого, способного передавать тончайшие человеческие переживания и сложную гамму красок и звуков, свойственную самой природе, стремление преодолеть инерцию стиха, сделать его более «полководческим», ведущим за собой стихию слов и метафор, привели Есенина к имажинистам — модному, но бесплодному направлению в русской поэззии» (В. Базанов).

«Быт имажинизма нужен был Есенину больше, чем желтая кофта молодому Маяковскому. Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддевки с гармошкой. цилиндр был символом ухода Есенина из деревенщины в мировую славу» (С. Городецкий). *

течение в англоязычной и русскоязычной поэзии начала прошлого века, декларировала большую важность образности по отношению к точности:

Энциклопедический словарь

русская литературная группировка 1920-х гг. (А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, А. Б. Кусиков, Р. Ивнев, отчасти С. А. Есенин и др.). Утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения.

Словарь Ожегова

ИМАЖИНИЗМ, а, м. Направление в русской литературе начала 20 в., первонач. опиравшееся на поэтику раннего футуризма и утверждавшее, что цель творчества состоит в создании самоценных словесных образов.

| прил. имажинистский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Декадентское литературное направление в английской, американской и русской
поэзии начала XX в., утверждающее, что цель творчества состоит в создании
отдельного образа.

Источник

имажинизм что это простыми словами. Смотреть фото имажинизм что это простыми словами. Смотреть картинку имажинизм что это простыми словами. Картинка про имажинизм что это простыми словами. Фото имажинизм что это простыми словамиvladis_baxman

Carpe diem

38. Имажинизм. Общая характеристика.

Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.

В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу. Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

Имажинизм возник в 1918 году, в этом же году в Москве был создан «Орден имажинистов» Анатолием Мариенгофом. Имажинизм был особенно развит в 1919 – 1925 гг., члены «Ордена» организовывали творческие вечера, выпускали сборники стихов, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

К последователям имажизизма, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин, известная также как переводчица и мемуарист (мать Александра Есенина-Вольпина, математика и диссидента).

В 1993—1995 годах в Москве существовала развивавшая поэзию образов группа мелоимажинистов, в которую входили Людмила Вагурина, Анатолий Кудрявицкий, Сергей Нещеретов и Ира Новицкая[1][2].

Источник

Что мы, собственно, знаем об имажинизме?

Можно предположить, базируясь на багаже школьной программы, что многие, скорее всего, скажут: «ничего» или, в лучшем случае, вспомнят об имевшем место литературном течении, декларировавшем первенствующую ценность образа, упоминаемом обычно при разговорах о творчестве С. Есенина. Вот, собственно и всё.
Как-то, в 2007 году, в «Библио-Глобусе» мне посчастливилось купить диск «Поэты серебряного века. Имажинисты». Я был рад приобретению, т.к. к тому времени из книги воспоминаний современников о С. Есенине знал уже много имён поэтов есенинского круга и кое что об имажинизме. Упоминавшиеся фамилии поэтов вызывали интерес к их собственному творчеству, но более подробную информацию почерпнуть было негде. Но, наверное, всему своё время.
Ситуацию, сложившуюся вокруг имажинизма, и, в первую очередь, всего того, что говорится о нём, можно было бы охарактеризовать, как неадекватную самому этому явлению. Суть её очень напоминает забавный анекдот:
— Что это там за туча пыли на горизонте?
— О, это Неуловимый Джо!
— Он что, действительно неуловимый?
— Да бросьте Вы, кому он нужен!
Последняя фраза анекдота как нельзя лучше характеризует имевшее место состояние дела. И более того, при более внимательном изучении вопроса выясняется, что явление это мало волновало не только сторонних наблюдателей, но и самих участников группы имажинистов за исключением одного, от силы двух, человек. Попробуем спокойно изложить, что всё-таки известно по этому поводу.

В итоге складывается парадоксальная картина. Имажинизм, как поэтическое течение, по большому счету был явлением двух активных его апологетов: В. Шершеневича, его идеолога, и А. Мариенгофа, активного его творческого участника. Мотивы участия в этой группировке других лиц довольно противоречивы и менее направлены на творческую реализацию декларативных основ этого, нашумевшего в свое время, литературного явления.

Источник

Имажинизм

Термин «имажинизм»

Термин «имажинизм» заимствован у англо-американского литературного течения имажизм, знакомство с которым состоялось благодаря статье З.А.Венгеровой «Английские футуристы» (сборник «Стрелец»). Однако русские имажинисты никогда не называли англо-американских имажистов своими предшественниками, хотя и те, и другие сохраняли зависимость от некоторых принципов теоретика футуризма — итальянского писателя Ф.Т.Маринетти. Само название «новых поэтов на русской почве» появилось в таком написании: «Я по преимуществу имажионист, то есть образы прежде всего», — писал Шершеневич, бывший эгофутурист и будущий наиболее радикальный теоретик имажинизма в книге «Зеленая улица» (1916). В следующем манифесте «2×2=5: Листы имажиниста» (1920) Шершеневич развивал свою теорию, обеспечивавшую победу образа над смыслом и освобождение слова от содержания: «Стихотворение не организм, а толпа образов… Ритмичность и полиритмичность свободного стиха имажинизм должен заменить аритмичностью образов, верлибром метафор»; «лозунги имажинистской демонстрации: образ как самоцель. Образ как тема и содержание» (Поэты-имажинисты,).

«Каталогом образов» (по примеру имажистов) назвал Шершеневич стихотворение из своей книжки «Лошадь как лошадь» (1920). В его творчестве преобладали урбанистические и богемные мотивы, тема любви и искусства при общем декадентско-нигилистическом настрое лирического героя (не случаен его интерес к французским символистам: перевел «Цветы Зла», 1857, Ш.Бодлера, стихи А.Рембо).

Поведение имажинистов, как и футуристов, отличалось скандальностью. Основав «Ассоциацию вольнодумцев», новые поэты проводили свои «заседания» в кафе под названием «Стойло Пегаса». Творчески они объединились вокруг издательств «Имажинисты» и «Чихи-Пихи», а также вокруг журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасное» (1922-24). Как манифест были восприняты имажинистами и есенинские «Ключи Марии» (1920). Поэт так сформулировал свое отношение к свободе творчества при новой власти: «Нам… противны занесенные руки марксистской опеки в идеологии сущности искусства. Она строит руками рабочих памятник Марксу, а крестьяне хотят поставить его корове». Но именно в «Ключах Марии» Есенин утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным (в этом проявилось несогласие поэта с ортодоксальным имажианистами). Истоком своей поэзии Есенин назвал народную словесность и обряд, а целью поэта — одухотворение вещного мира. Позднее Есенин признавался, что его имажинизм берет начало в образности «Слова о полку Игореве». По сути он возглавлял «умеренный» фланг имажинистов, крайности которого в 1921 пытался критиковать в печати как «простое акробатство». Элементы имажинистского эпатажа, «эстетики увядания» (мотивы одиночества в городе, темы гибнущей России, «избяной Руси», мотивы бродяжничества, богемной жизни) отразились в «Кобыльих кораблях» (1919), стихах «Я последний поэт деревни…» (1921) ив цикле «Москва кабацкая» (1924).

Объединение имажинистов не было долговечным. 31 августа 1924 Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты». В «Почти декларации» (Гостиница для путешествующих в прекрасное. 1923) имажинисты вынуждены были признать, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение) должен быть подчинен образам высшего порядка — стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, а характер — «образу эпохи», «композиции характеров». С отказом от принципа автономности «малого образа» И. терял главное основание для самостоятельного существования. Шершеневич говорил об имажинистах как о течении, которое перестало существовать в результате общего кризиса поэзии.

Слово имажинизм произошло от французского и английского image, что в переводе означает — образ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *