импакт инвестиции что это
Что такое импакт-инвестирование: разбираемся в терминологии
Главная тема Теплицы в сентябре 2017 года – импакт-инвестирование (Impact investment). Эта тема находится на стыке технологий, финансовых технологий и социального предпринимательства. Наши корреспонденты подробно расскажут, что это такое, опишут успешные российские и зарубежные кейсы, подготовят интервью с экспертами. В этом материале мы разберем это понятие и ключевые термины.
Импакт-инвестированием называют инвестирование воздействия (impact investing), или инвестиции, которые содействуют социальным изменениям. Впервые это определение было использовано крупнейшим фондом The Rockefeller Foundation в 2007 году. Тогда благотворители определили, что бизнес должен заниматься социальным инвестированием в крупных масштабах.
В русском языке используют термин «социальные инвестиции». По словам профессора Национально-исследовательского института «Высшая школа экономики» Натальи Ивановой, наиболее часто этот термин рассматривается в контексте корпоративной социальной ответственности (КСО). Однако это более широкое понятие, чем импакт-инвестиции.
«Инвестиции воздействия – это вложения в компании, организации, фонды, имеющие целью, наряду с получением дохода, воздействие на социальные факторы или окружающую среду. Инвестор сохраняет за собой собственность на активы и рассчитывает на получение финансового дохода как по рыночным ставкам, так и по ставкам ниже рыночных». Наталья Иванова
Например, некоммерческая организация «Эволюшн энд Филантропи» дала такое определение: «Это средства, направляемые в социальную сферу в целях получения социальных результатов и эффектов, выражающихся в улучшении качества жизни и повышении самостоятельности благополучателей, развитии их знаний и умений, и носящие долгосрочный характер».
Таким образом, инвестор, вкладываясь в проект, заинтересован в социальном вкладе, а не в получении прибыли. Однако такой вид вложений не благотворительность, проект должен окупиться, а его управление основано на принципах классического инвестирования.
Критерии импакт-инвестиций
Глобальная сеть импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network, GIIN) определила четыре критерия, по которым инвестицию можно отнести к категории импакт-инвестиций.
1. Целеполагание. В бизнес-плане необходимо прописать социальные цели, тем самым определиться, какой социальный результат будет достигнут по итогам.
2. Возврат на инвестицию. Показатель, который отражает окупаемость инвестиций. Этот критерий позволит развивать рынки финансирования социальных проектов. Стоит помнить, что импакт-инвестиции ориентируются на длительный период окупаемости.
3. Спектр возврата. Этот показатель может быть разным: 1%, 5%, 20%. Должна прослеживаться взаимосвязь между социальным результатом, эффектом и экономической выгодой. При этом доходы могут формироваться как по рыночным ставкам, так и по ставкам ниже рыночных.
4. Измерение и оценка социального воздействия. Это нужно для отчета, чтобы твердо сказать, что социальная цель достигнута. Отразить вклад в решение реальных проблем.
Глоссарий
Инвестор (Investor), по-иному вкладчик, – человек, который предоставляет ресурсы для социальных изменений (финансы, кадры, технологии, время). Он сохраняет за собой собственность на активы.
Финансово ориентированный подход (Financially oriented) – при таком подходе импакт-инвесторы вкладывают средства, в первую очередь, чтобы получить доход. Социальный эффект тоже присутствует, но на втором плане.
Подход, ориентированный на воздействие (Impact oriented) – в этом случае на первом месте стоит социальный вклад. Финансовый фактор, конечно, тоже присутствует, как минимум проект должен окупиться.
Воздействие продукта (Product impact) – это воздействие товаров и услуг, производимых предприятием.
Оперативное воздействие (Operational impact) – это деятельность предприятия, которая призвана заботиться о здоровье, экономической безопасности своих сотрудников, создавать рабочие места, благоприятно влияя на общество, защищая окружающую среду.
Социальный возврат на инвестиции (Social Return on Investment, SROI) – подход, который позволяет измерять и учитывать ценность в широком смысле слова. Он направлен на снижение социального неравенства, вредного воздействия на окружающую среду и повышение личного благополучия людей путем учета социальных, экологических и экономических издержек и выгод.
Представлен в виде истории изменений с описанием конкретных примеров, а также качественными, количественными и финансовыми показателями, которые позволят принимать аргументированные стратегические решения. (Определение из руководства по оценке SROI, созданное CAF.)
Импакт-инвестиции: какую прибыль приносят расходы на социальную ответственность
Термин impact investing («инвестиции влияния», «импакт-инвестиции» или «социально-преобразующие инвестиции») вместе с первыми кейсами появился в России недавно и примеры еще редки. Поэтому понятие часто путают с традиционной благотворительностью или с проектами государства. В Америке и Европе этот тренд уже оброс инфраструктурой и пакетом исследований о том, что полезными и ответственным быть выгодно. Рассказываем, что такое импакт-инвестиции и зачем они нужны.
В конце августа этого года 181 крупнейшая компания США выпустила совместное заявление, где провозглашены новые цели: на смену максимизации прибыли акционеров пришла работа «на благо всех американцев». Документ подписали первые лица Amazon, American Express, Apple, Accenture, Caterpillar, Coca-Cola, Citigroup, Deloitte, Ford Motor, IBM, Jacobs — лидеры самых разных индустрий не только на американском рынке, но и в мире. Так они решили официально возглавить тренд, который уже закрепился и охватывает все больше умов.
Если вы думаете о выходе на западные рынки или о поиске международных инвесторов, возможно, сейчас лучшее время запустить стартап в социальной сфере. Или предложить инновационное решение экологической проблемы. А для традиционной компании — провести аудит своих процессов и повысить социальную ориентированность. Внимание лучших на рынке сотрудников, клиентов и инвесторов того стоит.
Общественную пользу можно закладывать в ДНК компании или инвестфонда как фактор роста прибыли. Такова современная концепция управления, которая готова серьезно потеснить подход «сначала прибыль, потом общественное благо». В долгосрочной перспективе такой подход существенно снижает многие риски для бизнеса. Еще одна причина — новые влиятельные сегменты потребителей. Женщины, которые в Америке и Европе контролируют все больше денег и решений о покупках, поколение миллениалов и следующие за ними группы предпочитают получать товары и услуги как минимум от этичных компаний, желательно — с особой миссией. В таких же компаниях они предпочитают и работать.
Другая сторона этого тренда — убежденность современных инвесторов и предпринимателей в том, что решение социальных и экологических проблем также можно выстроить в формате прибыльного бизнеса. Эта сфера больше не должна работать исключительно по принципу расходования денег благотворителей. Инвесторы хотят одновременно и оказывать влияние на общество, и получать доход. А как минимум — выводить социальные проекты на окупаемость.
Рынок на триллионы
Импакт-инвестиции — вклад непосредственно в решение проблем общества или окружающей среды через предпринимательские проекты. Появление термина относят к 2007 году, его авторство принадлежит The Rockefeller Foundation, призвавшей инвесторов и предпринимателей обратить внимание на решение проблем общества и экологии. При этом компании, созданные за счет импакт-инвестиций, должны стремиться получать доход, как обычные предприятия.
Как оценить воздействие
Возвращаясь к июньскому исследованию GIIN, отмечу, что большинство инвесторов намерены отслеживать финансовый результат своих инвестиций и показатели их социального воздействия. Средние показатели ROI (return on investment) таких инвестиций находятся на уровне консервативных финансовых портфелей — от 5% до 7%. Измеримость воздействия — одно из ключевых критериев импакт-инвестиций. Это может быть увеличение числа рабочих мест и изменение условий труда, отраженное в поддающихся сопоставлению показателях. В этой молодой сфере уже появились автоматизированные аналитические системы в помощь управляющим портфелями, которые первое время обходились электронными таблицами в Excel, — в их числе IRIS, PULSE, GIIRS. Они могут помочь не только институциональным, но и индивидуальным инвесторам, которых в социальной сфере становится все больше.
Варианты оценок могут быть разными, если компания или ее владельцы только начинают интересоваться этим вопросом. Некоммерческое объединение B Corp. сообщает, что его сертификацию прошли уже более 2,9 тыс. компаний из 64 стран, работающие в 150 отраслях. Цель этого бизнес-комьюнити — глобальное распространение принципов социального ведения бизнеса. У B Corp. есть собственная методика оценки влияния бизнеса на общество The B Impact Assessment, которой, по данным организации, воспользовались более 50 тыс. компаний.
Компании объединяются в сообщества для решения этих вопросов. Один из примеров — проект Impact Management Project. В нем участвуют около 1,5 тыс. сторон из разных сфер — от крупных управляющих активами, таких как компании BlackRock и UBS, до пенсионных фондов, как PGGM, и крупных корпораций, таких как Mars. Участники называют это первой межотраслевой попыткой выработать общую конвенцию для анализа и обсуждения термина, чтобы иметь общие понятия для обсуждения целей и оценки результатов.
Предприниматель и основатель фонда Ashoka (работающего под лозунгом «инвестиции для общества») Билл Дрейтон говорил: «Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы накормить человека рыбой или научить его рыбачить. Они не успокоятся, пока не устроят революцию в рыбной индустрии». Это самое известное его высказывание, но он также сказал, что именно предпринимательская составляющая — самое непростое, редко встречающееся качество. Есть много творческих людей, альтруистически настроенных людей, много целеустремленных людей. Но из них один на тысячу готов заняться тем, чтобы изменить весь порядок вещей в какой-либо сфере. Сложнее или проще построить бизнес на решении проблем общества и экологии? Стоит ли в него инвестировать — может ли такая компания расти и приносить доход инвестору? Важное преимущество — отклик на идею, который дает поддержку первых пользователей, клиентов, партнеров. Это мощный импульс, но для его развития необходим подход на стыке самых передовых деловых практик и технологических решений. Тот же самый старый добрый бизнес, но с новыми целями и совсем другими бенефициарами.
Что такое импакт-бизнес и почему это — тренд новой экономики
Об эксперте: Андрей Дунаев, предприниматель, сооснователь Philtech Initiative, основатель Impactful; со-куратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS.
Impact и социальный проект: в чем отличие?
Импакт (impact) — это значительные позитивные изменения мира, жизни людей, общественной сферы в результате предпринимательской деятельности. Миссия импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные мировые проблемы.
Главное отличие импакт-проекта от социального предприятия в том, что импакт подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение в общественных процессах, а не просто создание общественного блага. Цель impact-предприятия — изменить состояние общественной сферы, сделать ее более благоприятной для социума. К примеру, если социальный проект помогает животным, то импакт-проект предложит решения, чтобы новых бездомных животных не появлялось совсем.
Иногда предприниматели используют понятие high-impact, под ним подразумевают позитивное изменение, которое можно масштабировать на большое число людей, территорию города, региона или шире.
Ставить импакт-цели могут как НКО, так и коммерческие организации. Но в реальности последним очень сложно совмещать их с интересами акционеров максимизировать прибыль. Поэтому в последнее время развивается понятие Public Benefit Corporations — коммерческих корпораций (с акционерами, возможностью привлекать инвестиции, выпускать акции, извлекать прибыль), но имеющих возможность фиксировать в уставе не только финансовые цели.
В Великобритании такие компании были впервые были упомянуты в Health and Social Care (Community Health and Standards) Act 2003, а в США регуляция этих организаций находится на уровне штатов (федеральное правительство не занимается вопросом) и активно развивалась в нескольких штатах в начале 2010-х годов.
Когда зародился тренд на бизнес-осознанность
Развитие идей корпоративной филантропии в XX веке привело к появлению Environmental, Social and Corporate Governance (ESG) –– практики ответственного развития организаций. Большой вклад в их развитие внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, в США). Оттуда во второй половине XX века вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI). Со временем из социально ответственного инвестирования развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое, благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризующих это термин и подход).
Движения в защиту прав и судебные процессы заставляли корпорации больше заботиться о рабочих, потребителях и окружающей среде. Инвесторы были вынуждены вкладывать в более ответственные компании ради своей репутации.
Во время бума интернет-компаний в 2000-х годах привычный образ предпринимателя начал трансформироваться в сторону человека, способного менять мир к лучшему (лозунг «make the world a better place»). Появилось поколение предпринимателей, которые публично ставили на первое место не заработок, а позитивные изменения.
Их компании оказались популярны у покупателей и, как следствие, –– финансово успешны. Известные примеры: Apple во время руководства Стива Джобса или сервис KickStarter. Основатели последнего не только создали предпринимательский краудфандинг, но и добровольно ограничили свою прибыль, договорившись с акционерами (воплотив идею Public Benefit Corporation). Опыт этих компаний заставил все больше предпринимателей создавать новые продукты и развивать компании не ради богатства, но ради изменения мира к лучшему.
Зачем компаниям нужно думать об обществе
Организации вынуждены учитывать социальные и экономические эффекты, потому что их все больше принимают во внимание покупатели и акционеры (решая сделать покупку или вложить свои деньги). На их решения влияет доступность информации об экологических и социальных катастрофах в мире. Никто не хочет быть причастен к отравлению людей водой из загрязненной заводом реки или носить футболку, сшитую руками голодного ребенка. Благодаря доступности и открытости информации корпорациям все сложнее оставаться в тени, уничтожая природу и не соблюдая права людей.
Еще одна важная причина развития социальной ответственности — это общий рост благосостояния людей в мире. За последние 30 лет количество экстремально бедных людей сократилось с 2 млрд до 600 млн. Если базовые потребности закрываются, то население начинает больше думать о здоровье, образовании и качестве жизни.
Это формирует запрос на добросовестных производителей, которые заботятся об экологии и социальной среде. В своих ежегодных отчетах GIIN отмечает, что социально-ответственные инвесторы в среднем имеют большую доходность от инвестиций. Это связывают с тем, что покупатели, заботясь о своем здоровье и благополучии, стараются по возможности покупать полезные продукты.
Потребители учатся лучше выбирать товары. Каждый скандал, связанный с производителями, которые намеренно изготовляли вредный продукт для большего заработка, смещает внимание людей в сторону добросовестных и открытых.
Пандемия 2020 года также заставила людей пересмотреть свои привычки в сторону осознанного потребления. Многие заметили, что им не нужно большое количество вещей, мир в целом сплотился вокруг чего-то большего, чем неконтролируемое потребление.
Современные кейсы и барьеры развития импакта
Одна из наиболее важных проблем в области импакта — его сложно и дорого измерять. Это связано с тем, что организации создают позитивные и негативные эффекты одновременно, формируя сложные связи между ними. Если говорить про импакт-предпринимательство (компании, которые смогли создать устойчивые изменения в обществе), то можно привести в пример несколько групп:
С чего начать свой путь в импакт-бизнес?
В первую очередь, нужно оценить желаемые изменения. Подробно ответьте на вопросы: для чего мы создаем технологию, продукт или компанию? Как это сделает жизнь людей лучше? Нужно хорошо понимать, как люди (в том числе непохожие на вас) принимают решения, и что для них значит «лучше». Важно изучать историю и находить изобретения и организации, которые существенно меняли мир в прошлом (и что им мешало).
Следите за теми, кто сегодня занимается действительно важными вещами: Илон Маск, Павел Дуров, Братья Либерманы, Max Roser, Джефф Безос, Отто Шармер. И отдельно за темами квантовых компьютеров, искусственного интеллекта, пост-капиталистической экономики, климатических изменений, образования, освоения космоса и преодоления насилия и старения.
А чтобы лучше погрузиться в тему, можно почитать:
«Гибрид благотворительности и бизнеса». Что такое импакт-инвестирование и как это работает в России
В последние несколько лет импакт-проекты стали модным трендом на мировом инвестиционном рынке. «Такие дела» попытались выяснить, можно ли сказать, что это новый — более осознанный и экологичный — бизнес, за которым будущее, может ли это приносить существенный доход и работает ли все это в России.
Улучшение мира вокруг себя
Понятия с приставкой «импакт» не так часто встречаются в публикациях российских изданий. Импакт-ориентированные понятия путают с филантропией, благотворительностью, социальным инвестированием и даже активизмом. Все это объединяет наличие субъекта, который хочет и готов менять мир, но делать это можно по-разному.
Раньше считалось, что между инвестированием и благотворительностью есть огромная разница: благотворительность — это потеря денег, non-profit, а инвестирование — это отложенный доход, говорит экс-глава Российской венчурной компании и основатель инвестиционного фонда «Орбита Капитал Партнерз» Евгений Кузнецов.
В первую очередь речь идет об инновациях в энергетике и медицине. Инвестиции в эти отрасли одновременно и приносят прибыль, и соответствуют целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций, они и называются импакт-инвестициями, объясняет Кузнецов.
«Более строго, импакт-инвестиция — это та инвестиция, которая делается с целью получения прибыли, но при этом касается сферы, которая значительным образом улучшает мир в тех направлениях, в которых люди договорились делать усилия для улучшениями мира. Получается, это такой гибрид благотворительности и инвестиций за деньги, который позволяет инвесторам получать доход, но при этом делать социально полезные вещи», — говорит эксперт.
Председатель правления российской Ассоциации импакт-инвесторов Михаил Палей связывает импакт-проекты с целями устойчивого развития.
«Есть 17 целей устойчивого развития, принятых Организацией Объединенных Наций, и если бизнес пытается достигать какую-то из этих целей, то его приравнивают к импакту. Для себя мы сформулировали определение так: импакт — это измеримое улучшение жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности», — сказал Палей.
Глобальная сеть импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network, GIIN) более сложно определила основные критерии термина, их четыре. Первый — наличие цели улучшить мир вокруг себя, второй — понимание сроков и объемов желаемой прибыли, третий — примерное представление о связи объема затраченных ресурсов с социальным эффектом, четвертый — измеряемость этого социального эффекта.
Россия и мир
В 2020 году, по данным GIIN, рост рынка импакт-инвестирования в мире составил 29%. При этом общий объем инвестиций в сфере импакт-бизнеса достиг 715 миллиардов долларов. Россия стала перенимать этот опыт у Запада только несколько лет назад, поэтому пока отстает в объективных показателях и от Европы, и от США, говорит Кузнецов.
Но он отмечает, что доля импакт-инвестиций постоянно растет, и недавно было подсчитано, что в импакт-инвестициях по всему миру аккумулировано почти 0,5 триллиона долларов. В основном эти инвестиции льготами и грантами поддерживают европейские, американское и китайское правительства. Это компенсирует риски импакт-инвесторов, поэтому сфера развивается.
Лидеры в импакт-инвестировании — Европа и Азия. В США из-за особенностей финансовой системы импакт-инвестирование долгое время вообще не развивалось — там много классического благотворительного и венчурного капитала, объясняет Кузнецов. Но, если говорить о финансах, российский рынок венчурных инвестиций меньше американского примерно в 100—150 раз, а рынок импакт-инвестиций — в 10 раз.
«Еще два года назад, когда мы с коллегами были в США с предложением импакт-инвестиций, нам говорили, что наше предложение актуально для Европы, а в США это не интересно. В этом плане Россия совсем немного отстает от США, потому что мы достаточно близки к Европе, и у нас разговор об этом уже начинается. Правда, пока, к сожалению, это касается только частных независимых инвесторов — так называемых бизнес-ангелов», — говорит он.
Палей спорит с Кузнецовым — он уверен, что Россия не отстает от Запада. «По крайней мере по количеству импакт-бизнесов. У нас их очень и очень много, просто не все называют себя так и не все высчитывают свою социальную эффективность.
Они не ставят себе этот KPI, но по сути все равно относятся к импакт-бизнесу», — объясняет эксперт.
Импакт-инвестиции фонда Кузнецова «Орбита Капитал Партнерз» за последние три года составили 61% от общего пакета инвестиций. Глава фонда поясняет, что вкладывался в новую медицину, новое образование и новую энергетику.
«У нас не было задачи быть импакт-фондом, но, выбирая проекты, мы ориентировались на то, чтобы они находились в приоритетных технологических областях, и это совпало с импакт-задачами», — объяснил Кузнецов.
Импакт в России
Существует деление на «бизнес для импакта» и «бизнес с импактом», рассказывает Палей. Так, бизнес для импакта — это проекты, которые с самого начала создаются в импакт-сферах: образование, медицина, экология. Но бизнес с импактом — это проекты, которые в своем подходе и отношении к работе имеют элементы импакта, — это, например, компании, которые заботятся о своих сотрудниках. «Таких бизнесов очень и очень много», — уточняет Палей.
«В качестве примера назову Илью Чеха — он в первую очередь предприниматель, но при этом создал новое поколение протезов для детей с инвалидностью, которые благодаря его разработке могут почувствовать себя супергероями. Это когда у ребенка нет руки, но есть протез, которым он может оплачивать покупки в магазине или использовать его как модный гаджет. Тогда другие дети смотрят на того ребенка и думают: “Какой он крутой!” — и в их глазах он не только не хуже них, а даже лучше», — рассказывает глава Ассоциации импакт-инвесторов.
Генеральный директор и основатель компании «Моторика» Илья Чех поясняет, что создавал свой проект не как импакт-бизнес, а в первую очередь как технологический проект.
«Для меня в нашем проекте первична была технологическая составляющая, а потом уже — социальная. Но создание искусственных органов, искусственных конечностей — это очень перспективное направление и с технологической точки зрения, и с точки зрения импакта, потому что наши продукты действительно меняют жизнь клиента к лучшему», — говорит Чех.
Он рассказывает, что запускал проект в 2013 году и примерно полтора-два года основатели поддерживали компанию на свои деньги. Но проект уже тогда окупал себя — выручка была примерно равна затратам. «В 2019 году при выходе на международный рынок мы уже привлекли более крупных инвесторов: РФПИ и Дальневосточный фонд», — объясняет Чех.
За 2020 год выручка компании составила 130 миллионов рублей.
Считая доходы, импакт-предприниматель обязательно определяет и уровень социальной полезности своего дела — это очень важный критерий, подчеркивает Палей. «Мы можем влиять только на то, чем можем управлять, поэтому, применяя импакт-мышление, российский бизнес существенно улучшит мир вокруг себя и привлечет новые инвестиции», — уверен он.
Директор по развитию и сооснователь Genotek Артем Елмуратов стал современным российским популяризатором генетики и успешным импакт-предпринимателем, хотя запускал свой проект как научный еще в студенчестве.
Генетический тест, доступный в Genotek, позволяет узнать предрасположенности организма и, ориентируясь на это, выстроить свою жизнь. «Имея такие данные, человек может лучше и эффективнее заботиться о своем здоровье и о здоровье своих близких, дольше жить и быть счастливее», — считает Палей.
«Наш проект изначально появился как студенческий. Мы были студентами механико-математического факультета МГУ и биофака, — рассказывает Елмуратов. — Тогда в мире начали появляться сервисы, которые позволяют человеку изучить свой геном и на основе этого получить полезную информацию, которая может помочь здоровью человека и помочь узнать больше о его происхождении. Но в России эти сервисы были и остаются недоступными из-за ограничения законодательства, потому что американские компании не могут здесь работать».
Артем и его партнеры посчитали, что будет справедливо создать проект, с помощью которого жители России тоже могли бы лучше узнать о своей генетике.
«Мы начали с того, что занялись разработкой алгоритмов и сбором баз данных. В самом начале нам довольно сильно помогли Научный парк МГУ и Бизнес-инкубатор МГУ, но потом мы вышли за пределы университета, создали свою лабораторию и сейчас являемся лидерами российского рынка», — говорит Елмуратов.
Genotek помогает профилактировать и диагностировать серьезные генетические заболевания: муковисцидоз, спинально-мышечную атрофию, бета-талассемию. У людей появляется возможность узнать о риске возникновения таких болезней у своих будущих детей еще до зачатия. Это снижает частоту смертельных случаев и позволяет четко ставить диагноз и быстрее подбирать необходимую терапию, чтобы снять симптомы.
Он отмечает, что компания серьезно занимается наукой, развитие которой двигает человечество вперед. Параллельно с этим компания продолжает развивать свой бизнес и привлекать инвесторов, которые со временем становятся все крупнее.
«Сейчас у нас есть большое количество инвесторов — это и частные лица, которые когда-то в нас поверили, и большие компании: один из крупнейших игроков российского рынка “Фармстандарт”, “Яндекс”, разные фонды. Мне кажется, многие из наших инвесторов в моменте могли сделать более надежные вложения, но они вложились в нас. Думаю, что для многих из них социальная часть нашей работы составила большую долю мотивации», — предполагает глава компании.
Культура современного мира
Но не все импакт-проекты были успешно реализованы, хотя в самом начале они казались многообещающими. Каким-то из них помешала неповоротливая государственная система, не готовая к новым, инновационным решениям, каким-то не удалось привлечь финансирование, а каким-то не хватило чего-то еще.
«Например, питерская компания, которая производила девайсы для слепоглухонемых, придумала отличный аппарат, который бы существенно повысил качество жизни людей с такими нарушениями. Но компания не смогла выйти на российский рынок. Все рухнуло», — рассказывает Илья Чех.
Это произошло просто потому, что ее инновационной разработки не было в федеральном перечне одобренных государством, а значит, по закону производители не имели права реализовывать свой продукт людям с инвалидностью. Так началась и закончилась история, которая могла бы сделать жизнь многих людей проще.
Инвестор Евгений Кузнецов соглашается, что импакт-проекты, как и любые другие, не всегда взлетают — по объективным или субъективным причинам. Но это не отменяет того, что их нужно запускать и все равно в них инвестировать. Правда, без государственной поддержки это будет более долгий и сложный процесс — импакт-инвестирование не может проходить без решений государства о трансформации своих крупных социальных структур, говорит Кузнецов.
«Не стоит полагаться на частный бизнес, который самостоятельно все сделает, а государство постоит в сторонке, — уверен инвестор. — Государство — основной косвенный потребитель импакт-проектов, потому что получает более образованное, более здоровое, более счастливое население, более чистую экономику. И если государство — самый крупный бенефициар, то оно должно прикладывать усилия, чтобы импакт-инвестиции развивались», — говорит Кузнецов.
Он считает, что прежде всего от государства импакт-инвесторам нужны льготы, в том числе налоговые — для тех новых отраслей экономики, которые только формируются. Самый простой пример этого — электромобили.
«Сейчас потребитель хочет приобрести электромобиль — поучаствовать в очищении планеты. В Европе такие автомобили составляют 25% продаж, в Норвегии — 50% чистых электромобилей, гибридных — 90%. А в России люди не покупают электромобили, хотя точно так же интересуются ими. Дело в том, что для них в России нет инфраструктуры — заправок, строительством которых и должно заняться государство», — рассуждает Кузнецов.
Поэтому без государственных усилий по развитию инфраструктуры рынок сам не возникнет, заключает он.
Создавая особые условия, важно не зарегулировать бизнес, добавляет Палей. Самое главное — оставить бизнес в покое и дать ему развиваться самому, разве что стимулировать его просветительской деятельностью, объясняя населению, почему полезные для общества вещи прибыльны, интересны и почему импакт-культура – это культура современного мира.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных