импеданс микрофона что это
Что такое сопротивление (Impedance) микрофона и его типы?
Что такое сопротивление микрофона и его типы (Microphone Impedance)?
ЧТО ТАКОЕ ИМПЕДАНС (Сопротивление/Impedance)?
Микрофоны обычно поставляются с двумя характеристиками импеданса: выходным сопротивлением и сопротивлением нагрузки. Но какая разница? И что такое импеданс в первую очередь?
Для получения оптимальных результатов полное сопротивление нагрузки должно быть как минимум в пять раз выше выходного сопротивления. Таким образом, если микрофон имеет выходное сопротивление 200 Ом, предусилитель должен иметь входное сопротивление не менее 1000 Ом. И это именно та цифра, которую вы найдете в большинстве технических характеристик микрофонов как «рекомендуемое сопротивление нагрузки» или «номинальное сопротивление нагрузки». Это минимальное сопротивление нагрузки, при котором производитель гарантирует все остальные характеристики.
РЕЗЮМЕ.
Итак, что мы делаем с этими характеристиками импеданса? Почти ничего. Практически любой студийный микрофон имеет выходное сопротивление 200 Ом или меньше. Точное значение может иметь значение для инженеров классической музыки или для FOH инженеров, которым часто приходится работать с очень длинными микрофонными кабелями. Но в домашней студии это не имеет значения. Кроме того, практически любой студийный предусилитель имеет входное сопротивление выше рекомендованного (минимального) сопротивления нагрузки. И нет проблем.
Но есть одно исключение! Некоторые новые предусилители предлагают переменное входное сопротивление. Если в вашем предусилителе есть такой переключатель, просто установите его на максимальное значение и забудьте об этом.
Если у вашего предусилителя более высокое входное сопротивление, это не проблема. Но если вы подключите свой микрофон к предусилителю, входной импеданс которого значительно ниже, вы можете потерять некоторые верхние и / или нижние частоты, а также снизить уровень звукового давления. Однако это не повредит вашему микрофону.
Комментарии
Не комментариев. Будьте первым, кто оставит комментарий.
Как выбрать микрофон
Назначение микрофона известно каждому – он применяется для преобразования акустических колебаний воздуха в электрические сигналы или, проще говоря, для записи звука.
Миниатюрные микрофоны мы используем ежедневно, порой даже не обращая на это внимания – они встроены в сотовые телефоны, в датчики звука, в домофоны и т.д. А вот микрофон как отдельное устройство в повседневной жизни применяется не так уж и часто.
Большинство людей испытывают потребность в отдельном микрофоне, только когда собираются поговорить с кем-нибудь по сети с помощью стационарного компьютера.
Ведь встроенными микрофонами, в отличие от ноутбуков и планшетов, обычные ПК не комплектуются.
Остальная область применения микрофонов больше связана с профессиональной деятельностью:
— конечно же, вокальные микрофоны, которыми пользуются деятели эстрады – кто в детстве не изображал поп-звезду, напевая в кулак, держащий воображаемый микрофон?
— отдельные микрофоны используются при снятии видеосюжетов – например от треска и шума ветра, неизбежного при съемке смартфоном на улице, легко избавиться, используя отдельный микрофон в «подушке» ветрозащиты.
— для записи интервью, студийных передач и ток-шоу используются микрофоны на прищепках, цепляемые к одежде участников передачи;
— если вы любите смотреть видеозаписи концертов, то наверняка замечали микрофоны, направленные на тот или иной музыкальный инструмент – это именно они отвечают за то, чтобы звук концерта достиг ваших ушей с минимумом искажений;
— студийные микрофоны используются, как понятно из названия, в студиях. Именно с их помощью создается львиная доля звукозаписей различных исполнителей и групп.
— видеоконференции в современном мире стремительно вытесняют обычные совещания – на них также часто используются отдельные микрофоны, ведь возможности встроенного в веб-камеру не всегда достаточно.
Характеристики микрофонов
Область применения, пожалуй, первое, на что надо обратить внимание при выборе микрофона. К счастью, производитель обычно не делает секрета из области применения микрофона.
Казалось бы, чего проще – нужен, к примеру, микрофон для записи звука ударной установки – бери модель с областью применения «для музыкальных инструментов» и всё получится.
Увы, не факт – вполне может оказаться, что выбранная модель предназначается записи звука бас-гитары и имеет максимальную частоту в 1000 Гц – звуки малых барабанов и тарелок ударной установки этот микрофон просто «не услышит». Хотя это может быть качественная дорогая модель с маркировкой «для музыкальных инструментов». Поэтому выбрать по одной только области применения не получится.
Тип микрофона обусловлен его конструкцией и принципом работы.
Конденсаторный микрофон в своей основе содержит конденсатор, одна из пластин которого прогибается под действием колебаний воздуха. Таким образом, емкость конденсатора меняется в соответствии со звуковым давлением и частотой воздействующего на микрофон звука.
Бытует мнение, что конденсаторные микрофоны – самые качественные, самые чувствительные и имеют самый широкий частотный диапазон. Это не совсем так – среди конденсаторных микрофонов есть модели разного качества, чувствительность их может быть небольшой, и частотный диапазон также может быть смещен вверх или вниз.
Другое дело, что конструкция конденсаторного микрофона – по сравнению с другими типами – обеспечивает минимум искажений записываемого звука. Поэтому конденсаторные микрофоны часто используются в качестве студийных и специализированных музыкальных – там, где требуется чистый и неискаженный звук.
Есть у конденсаторных микрофонов и недостатки:
— они стоят дороже моделей других типов;
— требуется подбирать предусилитель по характеристикам микрофона, микрофонный предусилитель стандартной звуковой карты, к примеру, не подойдет почти наверняка;
— требуется наличие фантомного питания.
На последнем пункте следует остановиться подробнее – фантомное питание является отличительной особенностью конденсаторных микрофонов. Фантомное питание нужно для создания разности потенциалов на конденсаторе – для этого на одну из пластин подается напряжение (обычно +48 В).
Фантомным оно называется, так как электрического тока (движения электрических зарядов) в цепи и питания, как такового, нет, но без этого напряжения микрофон работать не будет. Если вы желаете купить именно конденсаторный микрофон, обратите внимание на требование фантомного питания в характеристиках.
Если конденсаторный микрофон не требует фантомного питания, это может означать следующее:
— Это не конденсаторный, а электретный микрофон, и производитель даже не то чтобы врет, скорее, немного лукавит – электретные микрофоны являются разновидностью конденсаторных;
— Предусилитель с фантомным питанием входит в конструкцию микрофона, получающего питание от разъема (например, USB-микрофоны). Производитель уже подобрал подходящий предусилитель, и не нужно ломать голову над согласованием уровней. Для применения в связке с компьютером использование такого микрофона может стать оптимальным решением.
— Фантомное питание в нем создается с помощью батарейки (например, беспроводные конденсаторные микрофоны). Как и в предыдущем случае, здесь многое зависит от реализации схемы фантомного питания и от качества комплектующих. Как минимум, должен быть индикатор работы схемы фантомного питания, иначе может случиться ситуация, когда не будет понятно, чем вызвано падение качества звука – поломкой микрофона или разрядом батареи.
Отличие состоит в том, что вторая пластина электретного микрофона выполнена из электрета – материала, способного долгое время сохранять поверхностный заряд.
Такой микрофон фантомного питания не требует, но уровень выходного сигнала у него очень низок и практически все электретные микрофоны комплектуются простейшим усилителем на полевом транзисторе. Поэтому электретному микрофону не нужно фантомное питание для поляризации пластины, но нужно питание 1-9 В для встроенного усилителя.
На микрофонных входах, предназначенных для электретных микрофонов (например, на большинстве простых звуковых карт) питание идет через разъем по среднему контакту jack 3,5. Из-за количества контактов на разъеме (3) электретные микрофоны порой ошибочно считают стереофоническими и пытаются подключать к линейному стереовходу. Разумеется, при таком подключении микрофон не работает.
Простая, надежная и недорогая конструкция электретных микрофонов вместе с высокой чувствительностью привели к тому, что основная масса современных недорогих микрофонов относится именно к этому типу. В то же время из-за низкого качества комплектующих многих бюджетных моделей термин «электретный» часто ассоциируется у потребителя с плохой чувствительностью и зашумленным звуком низкого качества.
Многие электретные микрофоны прекрасно справляются со своими задачами – общение по сети, запись голоса для видеоблогов и подкастов им вполне можно поручить. Но для профессиональной деятельности лучше выбрать из «чистых» конденсаторных или динамических микрофонов.
В результате этих движений в катушке возникает электрический ток, который затем усиливается до нужного уровня.
Динамический микрофон более устойчив к перегрузкам, чем конденсаторный, это позволяет использовать его для записи громких звуков. Также динамический микрофон, в силу меньшей чувствительности, менее подвержен восприятию посторонних шумов.
Недостатками динамических микрофонов являются узкий частотный диапазон и менее «чистый» звук – возникающее при протекании тока в катушке собственное магнитное поле демпфирует колебания мембраны и записываемый звук искажается. Кроме того, конструкция динамического микрофона не допускает создания миниатюрных моделей – диаметр мембраны редко бывает менее 2 см диаметром.
Надежность, невосприимчивость к посторонним шумам и пик АЧХ в диапазоне частот человеческого голоса предопределяют сферу применения динамических микрофонов. В основном они применяются в качестве вокальных, т.е., для записи голоса, в том числе на открытых площадках, концертах и т.д.
Направленность микрофона определяется его конструкцией и показывает, с какой стороны от микрофона звук воспринимается лучше, с какой – хуже. Направленность микрофона тесно связана с его областью применения.
Микрофон с круговой направленностью одинаково хорошо воспринимает сигнал со всех сторон вокруг него.
Такой микрофон будет хорош для конференций.
Микрофон с кардиоидной (однонаправленной) направленностью практически не воспринимает звук, идущий сзади.
Такой микрофон может быть удобен как вокальный, для общения по сети и записи отдельных музыкальных инструментов.
Микрофоны с суперкадиоидной (узконаправленной) направленностью имеют спереди зону чувствительности уже, чем у микрофонов с кардиоидной направленностью, зато она у них протяженнее – в ней они могут улавливать звуки на большом расстоянии.
Также у таких микрофонов есть небольшая зона чувствительности сзади. Используются они для интервью, для видеосъемки и в качестве вокальных.
Микрофоны с направленностью «восьмеркой» (двунаправленные) одинаково хорошо воспринимают звуки спереди и сзади, а звуки по бокам микрофоном не улавливаются.
Такие модели используются для студийных интервью, для видеозаписи с закадровым голосом и т.д.
Единого стандарта на распайку микрофонных разъемов типа jack не существует, разъемы стереофонического динамического микрофона, электретного или конденсаторного монофонического с фантомным питанием могут выглядеть абсолютно одинаково, но иметь различное назначение контактов. Неправильное подключение в лучшем случае приведет к неправильной работе оборудования, в худшем – к его поломке.
Для разъемов типа USB (microUSB) или Lightning такой проблемы возникнуть не может, но микрофоны с таким разъемом, как правило, можно подключить только к компьютеру и для работы они требуют установки соответствующего драйвера.
Подключить такой микрофон к плееру, усилителю или микшеру, скорее всего, не получится, даже если на устройстве и есть ответный разъем.
Разъемы XLR используются на профессиональном оборудовании.
Такой разъем, как правило, находится на самом микрофоне, и кабель к нему нужно докупать отдельно.
Варианты выбора микрофонов
Если вам нужен недорогой микрофон для общения по Skype, выбирайте среди моделей с областью применения «общение по сети».
Если вас не устраивает качество звука с микрофона, встроенного в камеру, воспользуйтесь специализированным накамерным микрофоном для видеосъемки.
Если вам нужен ручной микрофон для выступлений на эстраде, выбирайте среди вокальных динамических микрофонов с кардиоидной направленностью или суперкардиоидной направленностью.
Для записи музыкальных инструментов в любом частотном диапазоне от бас-гитар до тарелок выбирайте среди конденсаторных микрофонов с минимальной частотой 40 Гц и ниже.
Для качественной записи звука на конференции вам потребуется всенаправленный настольный микрофон с высокой чувствительностью.
Для «прицельной» записи звука с источника на приличном расстоянии нужен микрофон с высокой чувствительностью и суперкардиоидной направленностью.
Импеданс микрофона: как он влияет на его характеристики
Как правило, когда у вас есть микрофон встроенный в наушники, вы не обращаете особого внимания на его характеристики в пользу качества звука, который вы собираетесь воспринимать; Однако, если вы хотите, чтобы микрофон сделал качественные записи или для потоковой передачи, тогда вы не только будете искать специальный, но и должны будете учитывать многие его характеристики. Среди этих характеристик импеданс обычно выделяется, но знаете ли вы, что это такое и как это влияет на качество звука? Подробнее об этом мы расскажем ниже.
Мы уже сталкивались с проблемами, связанными с микрофонами раньше, такими как различные типы конструкции или фундаментальные различия между динамическими и конденсаторными микрофонами, поскольку они, как правило, являются фундаментальными критериями, которые необходимо учитывать перед выбором модели, которая лучше всего вам подходит. к цели. вы хотите дать это. Когда мы вводим импеданс микрофона, мы, в некотором смысле, вращаемся нормально, поскольку, как мы увидим ниже, несмотря на то, что он не является слишком важным фактором, он может сильно повлиять на конечный результат. Мы собираемся разобраться в этом вопросе, а как же иначе, мы должны сделать это с самого начала.
Что такое импеданс в микрофоне
Буквальное определение импеданса говорит нам, что это «мера сопротивления / сопротивления переменному току в цепи при приложении к ней напряжения». Импеданс измеряется в омах, как и сопротивление, и на самом деле этот термин часто называют «сопротивлением переменного тока» цепи.
Самые распространенные на сегодняшний день микрофоны имеют низкий импеданс со значениями от 50 до 600 Ом. Большинство микрофонных предусилителей имеют входное сопротивление около 2000 Ом, поэтому с учетом всего этого импеданс микрофона всегда будет ниже, чем у предусилителя, поэтому потери сигнала теоретически минимальны. в любом случае.
Что нужно иметь в виду, когда речь идет об импедансе?
В спецификации любого микрофона вы найдете его значение импеданса. Любой профессиональный микрофон считается «с низким импедансом», что означает, что его диапазон составляет приблизительно от 50 до 600 Ом, хотя правда, что вы редко встретите профессиональный микрофон с сопротивлением более 250 Ом. Общие диапазоны импеданса следующие:
Например, на материнской плате MSI Z370 Gaming M5 не указано полное сопротивление, но используется микросхема Realtek ALC1220, и поиск информации об этом указывает на то, что она имеет обнаружение импеданса и совместима с микрофонами до 600 Ом. импеданса, что означает, что, скорее всего, предусилитель на этой микросхеме имеет именно 600 Ом.
Короче говоря, чем ниже сопротивление микрофона, тем лучше потому что он будет иметь меньшее сопротивление и, следовательно, будет менее подвержен помехам и потере сигнала из-за кабеля.
Цифровые микрофоны
С цифровыми микрофонами дела обстоят немного иначе, и вы нередко можете увидеть в спецификациях микрофонов для наушников со значениями импеданса USB-подключения более 2000 Ом (например, микрофон некоторых SteelSeries Arctis Pro Wireless или микрофон некоторых устройств SteelSeries Arctis Pro Wireless или Виртуозы Corsair имеют сопротивление 2200 Ом), значения, которые могут заставить нас думать, что микрофон «плохой».
Однако, когда мы имеем дело с цифровым продуктом (помните, что он питается от USB), все обстоит немного иначе, и эти устройства часто интегрируют свой собственный предусилитель с гораздо более высоким запасом импеданса, поэтому, несмотря на такое большое сопротивление, они этого не делают. будет страдать от помех или каких-либо потерь, особенно потому, что такие типы импедансов часто возникают в беспроводных устройствах. Однако, если вы видите эти значения импеданса в аналоговом микрофоне, вам следует быть осторожными с предусилителем, который вы собираетесь использовать, и с остальными параметрами, которые мы объяснили в этой статье.
Все о микрофонах.
Как правильно выбрать микрофон и основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами.
Как правильно выбрать микрофон
Прежде чем начинать планирование помещений и разводку кабелей в вашей будущей студии, имеет смысл ненадолго отвлечься и заняться теорией. В данном случае речь пойдет о микрофонах.
Похоже, что выбор и правильное использование хорошего микрофона становится в наши дни чем-то вроде утраченного искусства. Звуковые модули, сэмплеры, синтезаторы, даже электронные барабаны — всё это включается непосредственно в пульт и не нуждается в съеме акустических колебаний воздуха. Я ничего не имею против этих устройств, однако до тех пор, пока существуют акустические инструменты и человеческий голос, перед звукооператорами вновь и вновь будет вставать проблема выбора наиболее оптимального в данной ситуации микрофона, и её важность ни в коем случае нельзя преуменьшать.
Микрофонами пользуются даже те музыканты, которым не нужны акустические инструменты. Например, большинство техно-музыкантов готовит сэмплы для использования в своих композициях при помощи портативного DAT-магнитофона и (правильно!) качественного микрофона. И естественно, микрофоны нужны всем тем, кто собирается записывать вокал.
Микрофон — это основной и важнейший из всех элементов, которые стоят между реальным акустическим звуком и его представлением на записи, поэтому важность правильного выбора микрофона трудно переоценить. Любой, кто собирается работать в студии звукозаписи, должен хорошо разбираться в микрофонной технологии и в существующих типах и моделях микрофонов.
К счастью, при внимательном рассмотрении микрофонная техника и технология оказываются достаточно простыми. Все разнообразие существующих моделей сводится к трём или четырём основным типам микрофонов и четырём типам диаграмм направленности, и именно на этой последней характеристике мы остановимся немного подробнее.
Диаграмма направленности является одной из основных характеристик любого микрофона и описывает его способность реагировать на звуки, поступающие с различных направлений. В этом отношении различные микрофоны могут отличаться друг от друга очень сильно: одни, например, воспринимают звук более-менее равномерно во всех направлениях, а другие реагируют только на одно какое-нибудь направление и остаются «глухими» к звукам со всех остальных. Эти особенности следует учитывать при выборе микрофона для того или иного приложения.
Например, при записи вокалиста, исполняющего соло-партию, следует использовать узко направленный на него микрофон, который позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Аналогичный микрофон можно использовать и для индивидуального подзвучивания малого барабана, звук которого не должен смешиваться со звуком томов и тарелок.
Если же, например, мы подзвучиваем одним микрофоном всю ударную установку, то следует выбирать микрофон с как можно более широкой диаграммой направленности, который будет равномерно воспроизводить звук, идущий со всех сторон.
Рис. 1. Часто встречающиеся типы диаграмм направленности микрофонов.
A — всенаправленный,
B — кардиоидный,
C — суперкардиоидный,
D — восьмерка
Описанные выше два типа микрофонов (с как можно более узкой и как можно более широкой диаграммой направленности) принято называть направленными (unidirectional) и всенаправленными (omnidirectional). Однако существуют и другие типы микрофонов, которые также могут оказаться полезными в конкретной ситуации.
Вовсе не обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма направленности и почему у одних микрофонов она одна, а у других — другая. Достаточно знать, в какой ситуации следует применять тот или иной микрофон. Например, в уже рассматривавшейся выше ситуации подзвучивания ударной установки можно использовать расположеные над установкой один или два (для стереозаписи) всенаправленных микрофона, смешав их сигналы с индивидуальными сигналами от кардиоидных микрофонов, установленых в непосредственной близости от томов и малого барабана.
Термин «кардиоидный» объясняется формой диаграммы направленности этих микрофонов, которая напоминает человеческое сердце (см. рис. 1). Такие микрофоны не являются однонаправленными в прямом смысле этого слова, однако на практике эти два термина считаются практически равнозначными. «Суперкардиоидные» микрофоны представляют собой вариант кардиоидных, но с более узкой диаграммой направленности. «Пушечные» (rifle) микрофоны, используемые при записи на открытой местности и для точечного подзвучивания исполнителей во многих телевизионных студиях, представляют собой кардиоидные микрофоны, помещенные в специально спроектированную интерференционную трубу. Форма этой трубы выбрана таким образом, чтобы гасить колебания, приходящие со всех направлений, кроме осевого.
Для снятия звука инструментальных усилителей обычно используют кардиоидные микрофоны, однако в тех случаях, когда микрофон находится не прямо перед источником звука, а как бы внутри звукового поля, имеет смысл предпочесть микрофоны с диаграммой направленности в форме «восьмерки», которые в данной ситуации обеспечат более сочный звук. «Восьмерку» можно использовать и тогда, кода у вас не хватает микрофонов для индивидуальных инструментов, например, ей можно одновременно снять хай-хэт и одну из тарелок ударной установки. При этом, правда, следует уделить максимум внимания выбору правильного положения микрофона. Такой подход вполне допустим, так как эти два инструмента редко звучат одновременно и требуют примерно одинаковой обработки эквалайзером и пультом.
Учтите, однако, что даже одинаковые микрофоны одного и того же производителя (особенно, сравнительно дешёвые) могут иметь существенно отличающиеся диаграммы направленности. Кроме того, многие профессиональные микрофоны могут поставляться в различных вариантах конфигурации и даже иметь переключаемую (обычно механически) диаграмму направленности.
Теперь давайте пристальнее взглянем на наиболее широко распространенные типы микрофонов.
Динамические микрофоны (иначе называемые микрофонами с подвижной катушкой) представляют собой, пожалуй, наиболее популярный и распространённый тип. Внутри такого микрофона находится круглая мембрана, которая механически соединена с катушкой тонкого провода, помещенной между двумя цилиндрическими магнитами (один внутри другого). Звуковые колебания вызывают колебания мембраны, которые сообщаются катушке, а при перемещении катушки между магнитами в ней наводится напряжение, амплитуда которого пропорциональна перемещению мембраны. Таким образом, попадающая в микрофон акустическая энергия преобразуется в электрическую, которая впоследствии может быть усилена и вновь преобразована в акустическую мембраной громкоговорителя (в сущности, громкоговоритель — это не что иное, как динамический микрофон наоборот).
По сравнению с остальными типами, динамические микрофоны обладают целым рядом достоинств: они сравнительно дёшевы и в то же время надежны, и могут успешно работать в областях высокого звукового давления. Это делает их незаменимыми в условиях живых выступлений и в студийной работе. Устойчивость к громким звукам позволяет использовать эти микрофоны для снятия звука ударных и перкуссионных инструментов.
Особенности внутреннего устройства динамических микрофонов ограничивают количество возможных типов диаграмм направленности: такие микрофоны могут быть только однонаправленными или всенаправленными. Кроме того, инерционность перемещающейся в магнитном поле катушки с проводом ограничивает воспринимаемый этими микрофонами частотный диапазон.
На сегодняшний день различными фирмами разработано огромное количество различных динамических микрофонов стоимостью от единиц до тысяч долларов, причем многие модели специально ориентированы на то или иное конкретное применение, например, на снятие звука рабочего барабана или на подзвучивание контрабаса.
Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.
Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 Вольт (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.
Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах.
Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал.
На самом деле, высокая акустическая точность далеко не всегда является основной целью исполнителей и звукоинженеров. Динамические микрофоны часто оказываются предпочтительнее конденсаторных, например, из-за того, что их звучание, несмотря на специфический характер, хорошо подходит к характеру записываемого инструмента. С другой стороны, именно высокая степень правдоподобности делает конденсаторные микрофоны наиболее универсальными и пригодными для снятия звука любых акустических инструментов и голосов.
Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что стоимость их в большинстве случаев оказывается очень высокой. К счастью, в последние годы наметилась тенденция к снижению цен на этот тип микрофонов. Особого внимания заслуживают качественные конденсаторные микрофоны, производимые в странах бывшего СССР, их низкая стоимость и отличное качество быстро завоевали им широкую популярность даже среди самых придирчивых звукорежиссеров.
Принцип действия электретных микрофонов аналогичен принципу действия конденсаторных, с тем отличием, что для их работы не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения (обычно около 1,5 Вольта), которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей.
По сравнению с конденсаторными, мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже. Появившиеся недавно обратно-электретные микрофоны несколько компенсируют этот недостаток за счет того, что электрический заряд получает не мембрана, а фиксированная металлическая пластина, а сама мембрана может быть изготовлена из более тонкого материала.
Импеданс (impedance) — электрическое сопротивление, которое микрофон оказывает проходящему сквозь него току. В этом отношении микрофоны принято делить на высоко- и низкоимпедансные. Высокоимпедансные микрофоны (от 5 до 10 KилоOм) обладают более высоким уровнем сигнала и часто используются в бытовой и полупрофессиональной записи. Низкоимпедансные микрофоны (250 Ом и менее) обычно применяются в профессиональных студиях. Несмотря на сравнительно низкий выходной уровень, они менее чувствительны к посторонним помехам и шуму и качественно воспроизводят высокие частоты даже при использовании длинных кабелей.
Эффект близости (proximity effect) — эффект, наблюдаемый при использовании динамических микрофонов в непосредственной близости от источника звука. Он вызван тем, что звук поступает в микрофон по двум направлениям (спереди и сзади). Возникающие при этом фазовые искажения приводят к усилению низкочастотных составляющих звука. Чем ближе источник звука к микрофону, тем больше разность длины звуковых путей и, соответственно, больше усиление низких частот. Многие опытные вокалисты умело используют этот эффект, достигая нужного им звучания, однако в ряде ситуаций он может приводить к существенному ухудшению звучания. Как бы то ни было, этот эффект никогда не следует упускать из виду. Например, при снятии звука басового барабана (бочки) у вас может возникнуть необходимость немного отодвинуть от него микрофон, чтобы уменьшить уровень сигнала. При этом, однако, будет ослаблен эффект близости и ухудшится воспроизведение низких частот, составляющих существенную часть звучания бочки, что приведет к необходимости соответствующей частотной коррекции. (Именно поэтому звукорежиссёры и владельцы студий так нервничают, когда кто-нибудь начинает переставлять тщательно настроенные микрофоны.)
Обратная связь (завод, feedback) — слабость, которой в той или иной степени подвержены абсолютно все микрофоны (хотя в студийных условиях это может быть и не очень заметно). Обратная связь возникает тогда, когда поступающие от микрофона сигналы воспроизводятся колонками или студийными мониторами и снова попадают в микрофон. Если не принять мер по предотвращению этого процесса, он будет продолжаться непрерывно, с постоянным возрастанием амплитуды «паразитных» сигналов, в результате чего возникнет характерный «воющий» или «свистящий» звук. Для того, чтобы избавиться от обратной связи, следует как можно тщательнее выбирать микрофон с необходимой диаграммой направленности и правильно ориентировать его по отношению к источникам звука (колонкам и мониторам). В ряде случаев обратную связь можно предотвратить, вырезав эквалайзером ту частоту, на которой она происходит. При этом общая громкость снимаемого микрофоном сигнала останется практически неизменной.
Основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами:
* Технология озвучивания во многом зависит от личных предпочтений — все что дает подходящий звук можно считать правильным.
* Не существует идеального микрофона для конкретного зала (участника мероприятия).
* Нет идеального способа расположения микрофона.
* Выбирайте микрофон и место его установки исходя из нужного звука.
* Рекомендуем Вам поэкспериментировать с различными микрофонами и способами их установки, пока вы не получите необходимый звук.
* Желаемого звука можно добиться проще и надежнее, понимая основные характеристики микрофона, особенности звучания голоса участников и основ акустики.
* Добейтесь хорошего звучания источника звука (голос, запись, усилитель) перед тем, как его озвучивать.
* Используйте, если возможно, микрофон, с АЧХ ограниченной речевым частотным диапазоном, или отфильтруйте частоты до самой нижней несущей частоты голоса.
* Чтобы определить подходящую отправную точку для установки микрофона, заткните одно ухо и слушайте другим. Перемещайтесь, пока не найдете место с наилучшим звуком. Однако, это не вредно при слишком громком источнике звука.
* Чем ближе микрофон к источнику звука, тем громче основной звук по сравнению с реверберацией и пространственным шумом. Также увеличится индекс усиления (потенциальное акустическое усиление) — поднимется порог «акустической обратной связи».
* Не ставьте микрофон ближе, чем необходимо. Слишком близкое расположение повредит тембру.
* Не забывайте об эффекте приближения у однонаправленных микрофонов, и срежте, при необходимости, низкие частоты.
* Если для получения хорошего звука нужно несколько микрофонов, так и поступайте.
Но помните, с каждым добавочным микрофоном PAG уменьшается на 3 дБ. То есть Вам придется понизить громкость системы во избежание «акустической обратной связи».
* Работая с несколькими микрофонами, помните про правило «три к одному», чтобы избежать нежелательных фазовых эффектов.
Чтобы уменьшить обратную связь и ненужные звуки:
* Располагайте микрофоны как можно ближе к нужным источникам звука.
* Располагайте микрофоны как можно дальше от ненужных источников звука.
* Направляйте однонаправленный микрофон в точно с сторону от ненужного источника звука (с учетом характеристики направленности).
* Направляйте однонаправленный микрофон в сторону источника звука.
* Используйте минимальное количество одновременно включенных микрофонов.
Чтобы избежать шумов от обращения с микрофоном и ударов о стол
* Используйте специальное противоударное крепление или тяжелое основание для конференцмикрофона.
* Используйте всенаправленный микрофон
* Используйте однонаправленный микрофон со встроенным специальным противоударным креплением.