индийские земледельцы что выращивали
Развитие производства и торговли в Древней Индии
Экономика Древней Индии в большей степени зависела от сельского хозяйства и торговли. Большая часть населения древнего государства занималась земледелием. Люди обрабатывали земли и выращивали на полях бобовые, ячмень, пшеницу, рис и прочее. Уже в то время (это примерно 2000 лет до нашей эры) Древние индийцы пользовались деревянным плугом для возделывания почвы.
Согласно данным археологических раскопок, Древнеиндийская цивилизация – первая в истории начала выращивать хлопок на полях и изготавливать из него нити для производства тканей. Благодаря торговле хлопковыми полотнами были налажены экономические отношения с другими странами.
Археологи установили, что для полива полей индийцы разработали сложную систему оросительных каналов. Особенно в засушливых районах система полива позволяла земледельцам собирать значительные урожаи. Некоторые районы Древней Индии занимались выращиванием риса, поэтому полив полей был крайне необходим.
В деревнях помимо земледелия было хорошо развито скотоводство. Древние индусы приручили крупный рогатый скот, верблюдов, лошадей. Даже слоны считались домашними животными и помогали людям практически во всех отраслях хозяйства. С помощью этих огромных животных индусы перетаскивали огромные грузы (например стволы деревьев, камни для строительства), кроме того, слоны являлись прекрасным транспортным средством. В домах индусы держали кошек и собак. Основы питания составляли домашние свиньи и овцы.
В древнеиндийской цивилизации одно из главных мест в народном хозяйстве занимало ремесло. Индийские ремесленники умели обрабатывать металл, камень и дерево. Было развито строительство жилья, кораблестроение. Ремесленники изготавливали плуги для сельского хозяйства, ткали хлопковые материи для продажи, изготавливали музыкальные инструменты. Весьма преуспели индусы в обработке металлов. Из бронзы, меди, свинца, олова, золота, серебра они изготавливали украшения, посуду и другие предметы быта. Археологами были найдены миниатюрные фигурки, отлитые из бронзы, серебра и золота.
Торговля
Древняя Индия поддерживала торговые отношения со многими государствами. Например, точно известно, что товары привозили по сухому и морскому пути из Китая, Афганистана и Бирмы. Главными предметами торговли являлись хлопковые ткани, драгоценные украшения и миниатюрные фигурки из металлов и слоновой кости, и зерно.
В результате раскопок на побережье Индийского океана (недалеко от современного города Лотхале) был найден первый в истории морской порт. Именно сюда причаливали торговые сюда из других стран. Недалеко от причала были найдены огромные хранилища для зерна и других товаров.
Хозяйство Индии кратко: структура, специализация, главные районы
Содержание:
Сельскохозяйственная деятельность на протяжении многих лет являлась ключевым направлением экономического развития Индии. На сегодняшний день на ее долю приходится порядка двадцати процентов ВНП. В аграрном секторе заняты три пятых населения страны. Когда страна перестала быть колониальной, стала независимой, она некоторое время зависела от продовольственной помощи других стран. В течение последних пятидесяти лет отмечается стремительный рост пищевой промышленности. Этому способствует появление оросительных систем, высокоэффективных семян, пестицидов и удобрений нового поколения.
Индия владеет крупными запасами зерновых, страна экспортирует культуры в другие страны мира. Химическая промышленность, фармакология и другие направления также активно совершенствуются.
Родиной каких сельскохозяйственных культур является Индия, что выращивают в Индии
Характеристика сельского хозяйства Индии сильно изменилась за последние годы. Хозяйство развивается, большая часть земельных участков орошаются, что способствует повышению урожайности. Сегодня государство занимает важное место среди аграрных стран в мире. Это родина следующих культур:
Главный урожай собирается в летний период, когда проходят муссонные дожди. Рис преимущественно выращивается на плодородных почвах. Они находятся на равнинных территориях и в речных дельтах. Для этих регионов характерно обилие дождей.
Другая специализация сельского хозяйства Индии – выращивание проса, ячменя и кукурузы. Эти культуры не нуждаются в орошении. Местные жители также выращивают картофель и бобовые.
Структура национального хозяйства Индии – хозяйство Индии кратко
Сельскохозяйственная отрасль отличается обилием контрастов. Здесь множество крупных плантаций. Они располагаются рядом с маленькими наделами земли, которыми владеют простые крестьяне. Они продают продукцию в город, обеспечивают собственное питание. У многих жителей нет земельных хозяйств. Многие села и деревни имеют проблемы с электричеством, что осложняет работу.
Общая часть сельхозтоваров в мировом экспорте – пятнадцать процентов. При этом страна находится на первом месте по площади земли, которая орошается. Примерная территория – пятьдесят пять миллионов гектар.
Климат и особенности географического положения позволяют выращивать популярные фрукты, но существуют сложности с транспортировкой урожая в другие страны. Индия может являться крупнейшим поставщиком экзотических фруктов, но их выращивают немного из-за проблем с транспортом. Собирают крупный урожай лишь папайи, бананов и манго.
Хорошо развивается производство и экспорт чая, кофе. За год в стране изготавливается до пятисот тысяч тонн различных чаев. Двести из них отправляется на экспорт.
Животноводство не слишком развито. Его заменяет ловля морской рыбы. В Великобританию, Францию и Соединенные Штаты государство экспортирует лягушек, креветок. Регионы, где занимаются скотоводством, обладают большим количеством животных. Преимущественно это крупный рогатый скот. По численности скота страна находится на первом месте в мире, однако местные жители его практически не потребляют. Им не позволяет религиозная культура – индуизм. Коровы – священные животные, согласно религии.
Главные сельскохозяйственные районы Индии – сельское хозяйство Индии кратко
Наиболее важными штатами в сфере сельскохозяйственной деятельности являются территории:
В городе Бангалор регулярно проводятся выставки сельхозпродукции. Столица страны – Дели. Это экономический, производственный центр страны. Разные регионы специализируются на выращивании определенных продуктов:
Индийское сельское хозяйство началось в 9000 году до нашей эры на северо-западе Индии в результате раннего выращивания растений и одомашнивания сельскохозяйственных культур и животных. Сельское хозяйство индийского субконтинента было крупнейшим производителем пшеницы и зерна. За ними вскоре последовала оседлая жизнь с разработкой орудий и техники для сельского хозяйства. Двойные муссоны привели к получению двух урожаев за один год. Индийские продукты вскоре попали в мир через существующие торговые сети, а иностранные культуры были завезены в Индию. Растения и животные, которые индейцы считали необходимыми для своего выживания, стали предметом поклонения и почитания.
В средние века ирригационные каналы в Индии достигли нового уровня сложности, а индийские культуры оказали влияние на экономику других регионов мира. Системы управления земельными и водными ресурсами были разработаны с целью обеспечения равномерного роста. Несмотря на некоторый застой в более позднюю современную эпоху, независимая Республика Индия смогла разработать всеобъемлющую сельскохозяйственную программу.
СОДЕРЖАНИЕ
История ранних веков
Неолит
По данным Gangal et al. (2014), есть убедительные археологические и географические свидетельства того, что неолитическое земледелие распространилось с Ближнего Востока на северо-запад Индии. Тем не менее, Жан-Франсуа Жарридж выступает за независимое происхождение Mehrgarh. Джарридж отмечает сходство между неолитическими памятниками из восточной Месопотамии и западной долины Инда, что свидетельствует о «культурном континууме» между этими памятниками. Тем не менее, Джарридж заключает, что Мехргарх имеет более раннее местное происхождение, «и не является« заводью »неолитической культуры Ближнего Востока». Сингх и др. (2016) исследовали распространение J2a-M410 и J2b-M102 в Южная Азия, которая «предложила сложный сценарий, который нельзя объяснить одной волной сельскохозяйственной экспансии с Ближнего Востока в Южную Азию», но также отметила, что «независимо от сложности расселения, Северо-западный регион, по-видимому, является коридором для входа эти гаплогруппы в Индию «.
Цивилизация долины Инда
Проведенное Нобору Карашимой исследование аграрного общества в Южной Индии во времена империи Чола (875-1279) показывает, что во время правления Чола земля была передана, и коллективное владение землей группой людей медленно уступило место отдельным участкам земли, каждый с собственной системой орошения. Рост индивидуального распоряжения сельскохозяйственным имуществом мог привести к сокращению площадей сухого возделывания. У Чола также были бюрократы, которые наблюдали за распределением воды, в частности за распределением воды по водопроводным сетям в более засушливые районы.
Позднее средневековье (1200–1526 гг. Н. Э.)
Эпоха Великих Моголов (1526–1757 гг. Н. Э.)
В «Истории сельского хозяйства », изданной Britannica Educational Publishing, подробно рассказывается о многих культурах, завезенных в Индию в этот период обширных глобальных дискуссий:
Колониальная британская эпоха (1757–1947 гг. Н. Э.)
Производительность сельского хозяйства в межвоенный период (1918–1939) была удручающей. С 1891 по 1946 год ежегодные темпы прироста всей продукции растениеводства составляли 0,4%, а производство продовольственного зерна практически не увеличивалось. Однако наблюдались значительные региональные различия и различия между культурами, однако непродовольственные культуры росли лучше, чем продовольственные. Среди продовольственных культур самым важным источником застоя был рис. В Бенгалии темпы роста производства как продовольственных, так и непродовольственных культур были ниже средних, в то время как Пенджаб и Мадрас были наименее застойными регионами. В межвоенный период рост населения ускорился, а производство продовольствия замедлилось, что привело к сокращению запасов продовольствия на душу населения. Кризис был наиболее острым в Бенгалии, где производство продовольствия сокращалось примерно на 0,7% в год с 1921 по 1946 год, когда население росло примерно на 1% в год.
Британский режим в Индии поставлял ирригационные работы, но редко в необходимых объемах. Усилия сообщества и частные инвестиции резко возросли по мере развития рынка ирригации. С 1870 по 1920 год цены на некоторые товары в сельском хозяйстве выросли примерно в три раза.
Богатым источником информации о состоянии сельского хозяйства в Индии в раннюю британскую эпоху является отчет, подготовленный британским инженером Томасом Барнардом и его гидом по Индии Раджей Ченгалварая Мудальяром около 1774 года. Этот отчет содержит данные о сельскохозяйственном производстве примерно в 800 деревнях в территория вокруг Ченнаи в период с 1762 по 1766 год. Этот отчет доступен на тамильском языке в виде рукописей из пальмовых листьев в Танджавурском Тамильском университете и на английском языке в Государственном архиве Тамил Наду. Серия статей в газете The Hindu в начале 1990-х, написанных исследователями Центра политических исследований [1] под руководством Шри Дхарампала, освещает впечатляющую производственную статистику индийских фермеров той эпохи.
Республика Индия (с 1947 г. н.э.)
Экспорт сельскохозяйственной продукции продолжал расти более чем на 10,1% ежегодно в течение 1990-х годов. Контрактное сельское хозяйство, требующее от фермеров выращивания сельскохозяйственных культур для компании по контракту, и увеличение стоимости сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью. Контрактное сельское хозяйство привело к снижению транзакционных издержек, в то время как контрактные фермеры получали больше прибыли по сравнению с неконтрактной рабочей силой. Однако мелкое землевладение продолжало создавать проблемы для фермеров Индии, поскольку ограниченность земель приводила к ограниченному производству и ограниченной прибыли.
Реформы 1991 г. также способствовали росту числа самоубийств среди фермеров-должников в Индии из-за неурожая (например, Bt-хлопка ). Различные исследования определяют такие важные факторы, как прекращение государственной поддержки, недостаточные или рискованные системы кредитования, сложность ведения сельского хозяйства в полузасушливых регионах, низкий уровень доходов от сельского хозяйства, отсутствие альтернативных возможностей получения дохода, спад в городской экономике, который вынудил несельскохозяйственных производителей сельское хозяйство и отсутствие подходящих консультационных услуг.
Вклад сельского хозяйства в занятость мужчин в Индии снизился с 75,9% в 1961 г. до 60% в 1999–2000 гг. Дев (2006) считает, что «в 1999–2000 годах в стране было около 45 миллионов домашних хозяйств, работающих в сельском хозяйстве». В этих домохозяйствах был зарегистрирован самый высокий уровень бедности в Индии с 1993 по 2000 год. Зеленая революция представила высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур, которые также увеличили использование удобрений и пестицидов. Около 90% использования пестицидов в Индии приходится на ДДТ и линдан (BHC / HCH). Произошел переход к органическому сельскому хозяйству, особенно для экспортируемых товаров.
Земледелие в древней Индии
Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.
Древнее государство Индия
Местоположение и природа Древней Индии. На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.
Образование государств в Древней Индии
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число—17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета — свята (праздник), брахман—рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.
Религия Древней Индии
О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды — первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель — шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу — покровителю скота. Представление о Шиве — доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.
ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро
В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6—12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.
Общественное устройство индийце по древним законам
Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам — служение первым трем со смирением.
Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.
Быт в древней Индии
Дети, изучающие священные тексты
мужская одежда
Деревенские жители не употребляли в пищу большого количества мяса. Запрет на убийство коров не означал, конечно, что все автоматически становились вегетарианцами, хотя во времена Гуптов многие представители высших сословий не ели мяса вообще. Согласно «Артхашастре», употребление различных видов мяса в пищу не только допускалось, но и считалось вполне нормальным и не предосудительным. Поэтому можно предположить, что, несмотря на особое отношение к коровам, деревенские жители использовали мясо в пищу – просто это было в основном мясо других животных.
Мясо для зажиточных горожан поставляли профессиональные охотники; деревенские жители охотились сами. И те и другие использовали лук и стрелы, дротики, а также трубку, из которой стреляли, выдувая маленькие отравленные стрелы. Деревенские жители также изготовляли простые капканы и ловушки. Например, внутрь петли вставляли бамбук, и, когда животное брало приманку, петля сжималась. Профессиональные охотники использовали более сложные устройства.
Охотились на птиц, которых не только ели, но и держали в клетках. Жители прибрежных деревень занимались рыболовством. Сушеную или вяленую рыбу продавали жителям тех городов и деревень, которые были расположены вдали от морского побережья.
Однако независимо от размера земельного участка, все крестьяне в первую очередь зависели от климатических природных условий. Наверное, главным условием успешной работы в деревне, да и всей жизни в целом была вода. В Индии в глубокой древности научились строить водосберегающие сооружения, из которых вода поступала на поля. Техника создания таких сооружений была известна издавна и находилась на высоком уровне. Водохранилища, каналы, плотины и дамбы играли важнейшую роль в орошении полей водой из близлежащих рек. Многие технические приемы, известные тогда, живы по сей день. Так, для того чтобы черпать воду из реки или перекачивать из одного водоема в другой, используются кожаные ведра. Это ведро прикрепляется к горизонтальному шесту, на другой стороне которого находится противовес; горизонтальный шест прикреплен к вертикальному. Вода в этом случае вычерпывалась при помощи ручной силы. Другой способ был связан с использованием домашних животных. Быков прогоняли вверх и вниз по наклонной плоскости до тех пор, пока не вычерпывалось (с помощью тех же кожаных ведер) необходимое количество воды.
Работы по созданию оросительных систем велись очень активно, подчас возводились весьма крупные сооружения, которые постоянно поддерживали в рабочем режиме. Создание водохранилищ считалось одной из важнейших задач монарха, необходимой для выполнения его главной функции – защиты своих подданных. Так, дамба в Гирнаре, на полуострове Катхиявар, была построена еще при Чандрагупте; расширяющие и укрепляющие работы проводились при Ашоке, а реконструкцию всего сооружения осуществили при Рудрадамане в 150 г. до н. э. Последний раз дамба была восстановлена примерно в 456 г. н. э. местным губернатором во времена правления Скандагупты. Безусловно, существовало немало подобных сооружений, однако следов многих из них, к сожалению, не сохранилось.
Иностранцы всегда дивились на плодородие индийских почв и высоко ценили уровень сельскохозяйственной культуры и умелость индийских крестьян. Греков особенно поражало то, что с земель собирали два и более урожаев в год. К примеру, рис умели выращивать как в сезон дождей, так и во время сухих сезонов – зимой, при помощи искусственного орошения. Индийские земледельцы были знакомы с естественными удобрениями, и, судя по тому, какие советы по ведению сельского хозяйства даются в «Артхашастре» (хоть там и говорится о царских землях), можно предположить, что сельскохозяйственное производство находилось на весьма высоком уровне. Обычным делом было использование севооборота и вспахивания целинных земель.
Посевная начиналась ранней весной, когда крестьянин вспахивал землю деревянным плугом для неглубокой вспашки, запряженным двумя волами. Устройство плуга мало изменилось за тысячи лет; правда, в древнеиндийской литературе упоминаются железные лемехи. Из всех культур, выращиваемых в Индии, самым трудоемким и требующим наибольших затрат и усилий, был рис. Рису требуется очень много воды – рисовые поля практически находятся под водой – причем необходимо прореживать рассаду, и это поистине каторжный труд, тем более под палящим солнцем. В конце осени собирают урожай, это делается при помощи загнутого серпа с широким лезвием. Потом происходит ручной обмолот. Рис подбрасывают в воздух, освобождая его от мякины, а затем рисовые зерна высушиваются, их везут в деревню и хранят в огромных кувшинах в общественном хранилище.
Между деревенскими домами и обрабатываемыми землями находились сады и огороды. За вспаханными полями располагались пастбища деревенского крупного рогатого скота, а также баранов и овец, дававших шерсть. Скот не только позволял жить богато, но и рассматривался как символ такого богатства. Количество голов скота служило показателем успеха хозяина, говорило о том, насколько уважаемое положение он занимает в деревенском сообществе. Скот был совершенно необходим в деревенской жизни. Он использовался и на сельскохозяйственных работах, и для перевозки грузов, и в пищу. Шкуру также использовали в самых различных целях. Чтобы знать, какому хозяину принадлежит скотина, на каждое животное ставили индивидуальное клеймо. Деревенское стадо пас нанятый сообществом пастух. Каждое утро он выгонял стадо на пастбище. Весь день он обычно проводил в тени, играя на бамбуковой дудочке; это делалось в том числе и для того, чтобы не заснуть, поскольку во время выпаса пастух нес персональную ответственность за каждое животное. В его задачу входила охрана их от воров и диких зверей, поэтому он был вооружен луком и стрелами. Вечером, когда опускались сумерки, стадо загонялось через основные деревенские ворота в загон. Коров, дающих молоко, отделяли от стада и помещали в стойло для доения. Удои, скорее всего, были невелики.
Лошади в деревне встречались нечасто. В основном они принадлежали военному сословию. Коневодство было развито в некоторых районах Синда и на северо-западе, однако большинство лошадей для монархов и их армий доставлялось из-за рубежа – в основном из Центральной Азии. Имеются упоминания о том, как караваны, состоявшие из 500 и более лошадей, двигались длинными и трудными путями в Индию во время сухого сезона.
Деревенская жизнь всегда была тяжелой. Часто происходили засухи и наводнения, которые уничтожали весь урожай. Нередко случалось, что люди разорялись, когда через деревню проезжал монарх со своей армией и свитой: деревенские жители были обязаны бесплатно кормить людей и животных. Налоговое бремя было подчас таким тяжелым, что людям приходилось бросать насиженные места, вспаханные поля и переходить в другое место, лишь бы избежать встречи со сборщиками налогов. В целом, однако, государство поддерживало сельское хозяйство и крестьян, поскольку именно оттуда поступала основная часть государственных доходов. О разумности и мудрости правителя судили по тому, насколько он поддерживает сельский труд и обеспечивает нормальное развитие всего сельскохозяйственного производства. Однако и в лучшие времена даже крупному землевладельцу было трудно избежать ситуации, когда он попадал в долги. Иногда ему удавалось их выплатить, иногда они его разоряли. В целом сельское сообщество всегда находилось под угрозой, исходившей либо от природы, либо от людей. В атмосфере этих, так сказать, двуединых групп угроз и риска и приходилось работать крестьянам Древней Индии.
Вечером деревенская жизнь бурлила, улочки заполнялись людьми. Хозяева торговых лавок выставляли на лотки свой незатейливый товар, крестьяне возвращались с полей, женщины несли на головах корзины с различными грузами, шаркающей походкой шли по улицам носильщики, сгибаясь под тяжестью корзин, повешенных на шест, который лежал у них на плечах. Странствующие рассказчики и артисты искали места для подмостков, чтобы дать на них представление. Большие повозки, грубо, но надежно выполненные деревенским плотником, громыхали по улицам, скрипя колесами, запряженные парой горбатых волов, в ноздри которых был вдет шнур для того, чтобы управлять ими, а при необходимости успокоить, чтобы они слушали команды возницы. Торговали в деревне, как и в городе, в основном молочники, продавцы специй, масла, парфюмерии, а также хозяева сельских таверн. Деревенские магазинчики чаще всего представляли собой открытые прилавки, расположенные недалеко от дома их владельца. На прилавке молочника свежеприготовленный творог и молочные продукты взвешивались на медных весах. Рядом с прилавком торговца маслом находилось приспособление для получения очищенного масла
Торговцы парфюмерией и благовониями предлагали изделия из сандалового дерева, с курящимся фимиамо, косметические масла из мускуса и камфары, бальзамы для глаз – обычно их делали из размельченной черной сурьмы, которая, как считалось, предотвращает воспаление. В продаже были и украшения в виде желтого или красного пятнышка, которое женщина наносит на лоб (называется тилака), они пользуются популярностью у индианок и сегодня. Специальная красная краска наносилась на ладони и на подошвы ног. Ее делали из красной смолы, получаемой от лакового червеца ] ; она пользовалась таким спросом, что многие крестьяне специально занимались ее производством и продавали торговцам парфюмерией и косметикой в деревнях и в городах.
Помимо местных торговцев, по деревням бродило много странствующих коробейников, служивших зазывалами для деревенских продавцов: задача зазывалы заключалась в том, чтобы обойти всю деревню, в первую очередь самые отдаленные места, убеждая людей покупать товар нанявшего его торговца. В каждой деревне была, как минимум, одна сельская таверна (гостиница), которую было легко распознать по свисавшему с крыши куску материи или вымпелу, прикрепленному к бамбуковому шесту.
Лавка продавца специй
День жителя деревни, будь то земледелец или ремесленник, состоял в основном из работы и сна. Только смена сезонов и времен года вносила изменение в ритм жизни. Пока мужчины пахали, сеяли или убирали урожай, женщины либо помогали им, либо занимались хозяйством. Развлечений было мало, но это не означает, что жизнь всегда была скучной. Часто вспыхивали споры между деревнями. Иногда они были крайне серьезными, особенно если речь шла о воде. В иных случаях дело доходило до комических ситуаций, а то и до откровенного фарса.
Конечно, существование деревенского жителя не ограничивалась только, так сказать, физической каждодневной рутиной; важную роль играла и повседневная духовная жизнь. В Индии одно от другого не отделяется. Религиозные правила регулировали взаимоотношения между людьми. Целый ряд обрядов упорядочивал взаимодействие человека с богами и силами природы.
Раз в месяц, обычно в полдень дня полнолуния, крестьяне совершали обряд поминовения предков. Готовили трапезу, делали подношения умершим из риса с мясом и лепешек. Эти ритуалы специально проводились в полнолуние, чтобы отогнать злых духов. Процедура ритуала была неодинаковой в разных районах страны.
Практически во всем Древнем мире смена сезонов сопровождалась праздниками и обрядами. В Индии наступление нового года приходилось на день весеннего равноденствия. Это было время обновления, в доме надо было сделать уборку, выбросить и сжечь мусор и сорняки вокруг дома. В празднике участвовало все деревенское сообщество. Праздник весны был, наверное, самым популярным из всех, связанных с временами года. Его проводили в честь бога любви Камы. В это время забывали о кастовых различиях, все вместе выходили на улицу и обсыпали друг друга красной пудрой либо обливали друг друга подкрашенной водой при помощи незатейливых устройств, напоминавших примитивные шланги или насос, которыми воду черпали, в свою очередь, из огромных емкостей, заранее подготовленных и выставленных на улицу. Этот праздник (он отмечается и ныне и называется Холи) был первоначально праздником плодородия и сопровождался возлияниями и разбрызгиванием крови, причем подчас человеческой. Позднее кровь заменили красной пудрой и подкрашенной водой. Во время праздника снимались всякие ограничения, сдерживавшие любвеобильность, – еще одна из причин его популярности.
Крытая повозка, запряженная волом
Женщины с детьми перед деревенской хижиной
Здания располагались в правильном геометрическом порядке; хотя если деревня была маленькой, то все дома группировались вокруг пруда или водоема, в тени деревьев. Они различались размером и формой, в зависимости от достатка их владельца, но в основном это были одноэтажные домики с полом из хорошо уплотненного грунта, стены которых были выложены из затвердевшей грязи и покрыты снаружи смесью из извести, грунта и коровьего навоза (который, как считалось, обладает очищающими свойствами). В доме, как правило, было только одно небольшое окно, закрытое деревянной решеткой. Крышу делали из листьев и тростника, иногда покрывали своего рода циновкой, сплетенной из длинной травы, которая крепилась к бамбуковой основе. С крыши порой ниспадали длинные вьющиеся растения, закрывающие стены. Внутри помещение разделено было на комнаты бамбуковыми занавесками, прикрепленными к крыше. Обычно дом состоял из спальни, которая выходила на север, кладовой, а также комнаты для приема посетителей
Царская кухня
Отшельник перед своим жилищем
Жизнь в пустыни; на заднем плане – небольшая ступа