инклюзивная культура что это
И — инклюзия: что такое общество равных возможностей
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое инклюзия
Инклюзию часто сравнивают с культурным разнообразием. И это не удивительно, ведь в современном мире под ней понимают все, что позволяет погрузиться в среду с возможностью расширить свой опыт. В узком смысле инклюзия связана больше с «инклюзивным образованием» и «инклюзивными технологиями» — то есть, это принцип, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с окружающим миром.
Стоит отметить, что пандусы, кнопки вызова помощи, специальные лифты и перевод на шрифт Брайля нельзя назвать инклюзивными технологиями, а если это есть в школах или университетах — доступным образованием. В технологичном мире все работает несколько иначе. Инклюзия сейчас — это равные права и прогрессивные технологии. Устройства синтеза речи, ресурсные классы для школьников, доступность цифровизации и рабочие места для всех людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия и глобальная повестка
В 2019 году Организация Объединенных Наций даже утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь инклюзивность является одним из ключевых принципов устойчивого развития, которым стараются следовать большинство современных корпораций.
Глобальная повестка меняется: технологический прогресс позволяет людям объединяться, добиваясь того, чтобы они были замечены и услышаны. Инклюзия выходит на первый план: фокус смещается в сторону расового, культурного, социального и гендерного разнообразия.
Эксперты рассказали, как формировать инклюзивную культуру
—>
—>
—>
—>
—>
Представители компаний и общественных организаций из нескольких городов России в ходе дискуссии обсудили тему «Разнообразие и инклюзивность в корпоративной культуре». Собравшиеся поделились опытом, какие практики инклюзии наработаны в нашей стране, как создается инклюзивная рабочая среда, как в компаниях реализуется инклюзивная политика труда и занятости. А также какие задачи надо решить, чтобы разнообразие и инклюзия получили дальнейшее распространение.
Своим опытом с собравшимися поделилась управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анна Бушлякова. Она возглавляет региональные представительства Национального совета по корпоративному волонтёрству в нескольких субъектах РФ, в том числе в Самарской области.
Анна отметила, что компании все чаще включают в свою бизнес-стратегию соответствие целям устойчивого развития. По ее словам, многие из этих 17 целей, принятых ООН как повестка устойчивого развития, предполагают расширенное толкование инклюзии и применение этих практик.
Эксперты обсудили роль благотворительных проектов в распространении инклюзивных практик.
— Развитие инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых серьезных социальных задач в России и во всем мире. Необходимо создавать условия, при которых такие люди могли бы активно участвовать в общественной жизни наравне со всеми. Сегодня эту задачу активно помогает решать бизнес-сообщество. Так, наши волонтерские инициативы дополняют крупные совместные благотворительные проекты с Фондом «Со-единение», направленные на помощь людям с одновременным нарушением слуха и зрения, – добавила Анна Бушлякова.
О том, как работают законы, защищающие права инвалидов, и как проблему их трудоустройства решает Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Десница», рассказал ее руководитель Евгений Печерских. Он отметил, что работодателям не нужно слушать мифы и «страшилки» о людях с инвалидностью. Сегодня существует много полезных разработок и специалисты готовы ими поделиться:
— Мы активно трудимся, создавая такое сообщество работодателей, где занимаемся их переподготовкой.
О том, как подготовить ребенка с особенностями к взрослой жизни, рассказала председатель Самарской региональной общественной организации детей-инвалидов, инвалидов с детства и их семей «Интеллект» Елена Головинская. Она поделилась опытом, как работать с семьей, школой и родителями.
Руководитель Студии инклюзивного творчества Екатерина Сизова отметила, что важно понимать инклюзию шире, чем доступная среда, чем люди с инвалидностью:
— Наша организация как раз и занимается этим. Мы даже выработали такое понятие, как «правильная инклюзия». Когда процесс воспринимается исключительно с двух сторон. Т.е. это и самостоятельное включение в жизнь активного общества и принятие этим обществом людей, которые хотят быть включёнными.
Именно этим и занимается студия инклюзивного творчества. В студии существует 8 творческих направлений.
В ходе круглого стола о своей работе рассказали художественный руководитель и режиссер творческой инклюзивной студии «Э-моция» из Казани Неля Суркина и специалист отдела для незрячих и слабовидящих ЦГБ им. Л.Н. Толстого АНО «Белая трость» из Севастополя Александра Лазарева.
Процесс распространения инклюзивных практик в компаниях непростой, длительный и постоянный. Участники обсуждения сделали вывод, что только такой подход позволяет сформировать сильную корпоративную культуру, которая находит отклик среди сотрудников, клиентов, поставщиков, инвесторов и более широких групп заинтересованных сторон. Но она не может существовать в вакууме, ведь является частью концепции инклюзивного общества. И борьба со стереотипами, развитие толерантности и эмпатии будут этому способствовать.
—>
Инклюзивная культура: как использовать корректные инклюзивные формулировки и снять неловкость?
С сочувствием, но на расстоянии
По данным Минтруда, в России на начало 2019 года около 12 миллионов людей с инвалидностью. Сочувствие и жалость — первые чувства, которые обычно возникают у людей без инвалидности по отношению к людям с особенностями. Аналитический центр НАФИ совместно с Советом по делам инвалидов при Совете Федерации в сентябре 2019 года провёл исследование, в котором приняли участие 1600 человек старше 18 лет из 52 регионов России.
Большинство — а именно 77% — опрошенных считают, что люди с инвалидностью нуждаются в сострадании и поддержке. Чуть меньше половины — всего 48% — сказали, что смогут дружить с человеком, перенесшим болезнь, но сближаться и создавать семьи — нет. Почти половина — 40% — считают, что все «особенные» замкнуты и хотят общаться лишь с себе подобными.
21% из общего числа оказывают благотворительную помощь, помогая не только словом, но и делом. Столько же участников опроса не готовы близко дружить с людьми с особенностями развития. Однако чуть больше, а именно четверть всех респондентов всё-таки стараются избегать контактов с инвалидами.
Сложившиеся однажды стереотипы «человек с ограниченными возможностями», «неполноценный», «отсталый» так сильно приросли в сознании многих к людям с особенностями, что наши соотечественники уже не способны предположить совершенно несвойственное (по их мнению) поведение.
Меняется язык, меняется восприятие
Термин «инвалид» изначально заимствован из французского, где «invalide» — с латинского «бессильный», «слабый» плюс отрицательный префикс «in». В современном английском языке присутствует более нейтральный аналог — disabled. Он обозначает «вышедший из строя», «недоступный», «неработающий». Disabled прежде всего — о неспособности вести активную повседневную жизнь «как обычно» в силу ограничений, накладываемых со стороны общества. ОБЩЕСТВА.
Каждый должен понять, что человека с особенностями можно увидеть не только в больницах или специальных центрах, но и в школах, в офисах и других общественных местах. В нашей стране много примеров талантливых и успешных людей с инвалидностью, которые добиваются успехов в профессии, ведут активный образ жизни, участвуют в Специальной Олимпиаде, в модных показах, становятся блогерами.
Инклюзия — социальное явление, и невозможно разделять инклюзивную культуру и культуру личности в целом. Суть инклюзивной культуры, как и культуры личности, — бережное отношение к людям с особенностями развития.
Любые отношения начинаются с коммуникации. Да, с человеком с инвалидностью поначалу всегда трудно общаться. Испуг, паника, неловкость — типичная и абсолютно нормальная реакция, которой не стоит пугаться или стыдиться. Главное — здравый смысл, спокойствие и доброжелательность.
Какие правильные формулировки использовать?
Если вы сомневаетесь, как лучше сказать, — спросите у самого человека с особенностью или у его близкого!
Этикет инклюзивного общения обязательно станет привычным, как мытьё рук перед едой, если его начнут использовать повсеместно. Не нужно сомневаться или бояться сказать НЕ ТАК в разговоре с человеком с особенностью, наоборот, лучше спросить о том, что волнует собеседника. Конечно же, кто стремится быть понятым — того обязательно правильно поймут! Просто стоит относиться к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважать. Тогда и все «разные» в одночасье станут РАВНЫМИ.
Зачем и почему нужно развивать инклюзивную культуру
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»
Что такое инклюзивная культура?
Зачем она необходима современному обществу?
Над этими вопросами я задумалась после прохождения курсов КПК для учителей по инклюзивному образованию.
Современное общество столкнулось с острой проблемой, связанной с тем, что у многих людей есть проблемы со здоровьем. Особенно это касается подрастающее поколение. Большинство людей к таким людям относятся с осторожностью, высокомерием.
В нашей школе в первом классе учится девочка-колясочница. Видя ее я сама себе задаю вопросы: «Зачем ее родители привели в школу? Для чего? Зачем издеваться над ребенком?
Подумав, поразмыслив, я понимаю, что в современном мире никуда от этого не деться. Большое количество людей попадает под понятие «люди с ограниченными возможностями здоровья» Мама этой девочки поступила совершенно правильно. Такие дети должны находиться в обязательном порядке с другими детьми, общаться с ними, чтобы не быть замкнутыми, не быть брошенными в этом мире.
Необходимо вливать таких детей в коллектив, начиная с младшего возраста. Не только для того, чтобы «особые дети» ощущали себя комфортно в окружающей их среде, но и чтобы другие ребята таких детей воспринимали адекватно. Конечно, люди с ограничениями не любят, когда их начинают жалеть. Поэтому необходимо воспитывать в детях такое отношение, такую инклюзивную культуру, в которой здоровые детки помогать деткам с ОВЗ, не жалея их. Такое поведение при правильном воспитании будет считаться нормой.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема воспитания и обучения детей, особенно детей с отклонениями в речевом и умственном развитии. В обществе бытует несколько мнений на этот счет. Родители нормально развивающихся детей чаще говорят об необходимости разделять их детей с детьми с особыми потребностями, дабы получить наилучший результат в образовании их чад. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.
Дети должны с детства уметь чувствовать, видеть и слышать других людей. Именно это поможет им в дальнейшем наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. Эти умения научат детей быть гуманными. В то время, как дети с особыми образовательными потребностями получат стимулирующее влияние обучения и воспитания.
Для этого в образовательных учреждениях стали организовываться инклюзивные группы, в которых совместно обучаются и воспитываются дети
с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений.
Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — наша задача! Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться. Образовательное пространство должно стать опорой для каждого ребенка, а не барьером!
Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Путь этот не быстрый и трудный. Осуществлять такую работу необходимо.
Наблюдая за все той же девочкой, я замечаю, что детки помогают ей. Возят коляску до столовой и обратно, общаются с ней наравне. Эта девочка не чувствует себя одинокой. Особая заслуга, конечно, и классного руководителя, которая проводит различные мероприятия для сплоченности коллектива. В этих мероприятиях также участвует эта девочка. Она довольна. Ей нравится в этой среде, она комфортно себя чувствует. Именно в этом и заключается формирование инклюзивной культуры. Еще раньше, в сказках, нас учили, что сильный должен помогать слабому, а богатый – бедному.
Никто в современном мире не застрахован от того, что с ним может произойти подобное. Именно поэтому я считаю, что необходимо учить не только детей, но и взрослых относиться к данной проблеме с точки зрения человечности.
Приятно, когда читаешь в местных СМИ, что девушке-колясочнице неравнодушные люди помогли за два дня собрать на новую инвалидную коляску, так как старая не проходила в лифт. Девушка была взаперти своей ситуации, не могла даже просто элементарно выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Все это говорит о том, что люди с ограниченными возможностями не забыты, не брошены самостоятельно справляться со своими проблемами. Не важно какую помощь им оказывать. Главное – это участие в их жизни. Так как происходит формирование личности каждого из них.
Инклюзия в школьной среде: стереотипы, факты, культура общения
Что такое инклюзия?
В июне 1994 года в Испании была подписана «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Среди принципов, которые были освещены в декларации, есть несколько основных, в которых и заключена центральная идея самой инклюзии:
«Инклюзия не подразумевает только лишь обучение детей с инвалидностью в обычной общеобразовательной школе. Изначальный принцип инклюзивного обучения состоит в том, чтобы предоставить всем детям, независимо от их способностей, этнической принадлежности, языковой культуры комфортные условия обучения в школьных стенах».
Инклюзия и интеграция: в чем разница?
Когда ребенок учится в обычной общеобразовательной школе, чаще всего его индивидуальные особенности не учитываются. Подвижки в этом процессе сейчас есть, но они пока не очень значимы. К сожалению, чаще всего ребенка оценивают на среднем школьном уровне, проверяя лишь зазубренный материал учебника. В этом смысле несовершенна сама система оценивания знаний: мы, педагоги, не можем учитывать уровень ребенка до получения этих знаний, и вынуждены ставить «тройку» даже в том случае, если школьник прошел большой путь и значительно улучшил собственные навыки. Мы не имеем возможности отталкиваться от изначального уровня знаний ребенка.
Специальное, или коррекционное образование направлено на обучение ребят с особенностями, для которых придуманы методики, помогающие им учиться. И вот здесь хочется подчеркнуть, что инклюзия ни в коем случае не отменяет идею коррекционного образования. Родители каждого ребенка с инвалидностью или какими-то еще особенностями развития могут самостоятельно решить, где ему будет комфортнее учиться — в обычной школе или в специальной.
Интегрированное образование предполагает некое изменение исходных данных ребенка и подстраивает его под обычные школьные условия с помощью различной терапии, коррекции и реабилитации. Это означает, что система подстраивает ребенка под себя. И тут кроется основное отличие интеграции от инклюзии. В инклюзивном образовании система подстраивается под потребности ребенка, а не наоборот.
«Если детей с расстройствами аутистического спектра собрали в одном кабинете и выпускают по индивидуальному графику на перемены и в столовую — это не инклюзия, это интеграция. Инклюзивная культура предполагает полное погружение всех детей в обычную школьную среду».
Стереотипы и подходы к пониманию инвалидности
«Жалость не дает развиваться личности».
Зачастую родители задают вопрос: как вы думаете, ребенку с инвалидностью будет комфортно в обычном классе? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что все дети разные, но нужно учитывать простую вещь: ребенку с инвалидностью необходимо находиться среди обычных детей, чтобы он социализировался.
Подходы к пониманию инвалидности:
«Человек на коляске ощущает себя беспомощным до тех пор, пока ему нужна помощь других людей. Но если среда, в которой он живет, благоустроена, и ему доступен поход в магазин или библиотеку, вы не будете испытывать к нему жалость и каждый раз думать: „Бедненький, как же он заберется по этой огромной лестнице!“».
В России пока только осуществляется переход от медицинского подхода к социальному — наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и должна соблюдать ее условия.
«Медицинский подход подразумевает, что ученик с инвалидностью болен и его надо лечить. В социальном подходе все иначе: как проблема воспринимается не сам ребенок, а система образования, в которую ему предстоит погрузиться и которую нужно подстраивать под разных людей».
Язык и этикет
Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы (нажмите на изображения, чтобы увеличить):
«Помните, что в первую очередь перед вами находится человек — вместо „инвалид“ используйте словосочетание „ребенок с инвалидностью“».
Общие правила этикета, составленные людьми с инвалидностью
Что такое «Уроки доброты»?
Цикл из пяти уроков — впоследствии их стали называть «Уроки доброты» — был разработан Региональной Общественной Организацией Инвалидов «Перспектива» в рамках реализации программы школьных занятий по пониманию инвалидности. В основе «Уроков доброты» лежат занятия по пониманию инвалидности, проводимые в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия знакомят школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помогают преодолеть непонимание и предрассудки по отношению к ним.
Основная цель «Уроков доброты» — изменить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и имеет равные права и возможности. Тематика занятий одинакова для всех возрастов учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах. Самое главное — дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.
«Погружение детей в ситуацию, когда „здесь и сейчас“ надо проявить свою толерантность, доброту, меняет взгляд, а может быть, и мировоззрение ребенка».