инспектор дпс чем занимается
Какие права и обязанности у инспектора ДПС? №1
«Подошедший к автомобилю инспектор, невнятно представившись и не назвав причину остановки, потребовал предъявить документы». Вот она, фраза, которую мы чаще всего используем в своих жалобах на незаконные действия сотрудников ГИБДД.
Инспектор ДПС, как и водитель, наделяется не только правами, но и обязанностями, и именно об этом и пойдет речь в этой статье. Одним словом, что можно, что нельзя и на каких основаниях. Поехали!
Если инспектор при общении с вами вел себя грубо и неуважительно, то данными действиями он нарушил Приказ МВД РФ от 20.04.1999 № 297 (ред. от 28.03.2005) «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел российской федерации» п. 18.1: взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. По требованию участников дорожного движения ИДПС сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение. С полученными от водителя документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Главная обязанность инспектора ДПС на основании вышеупомянутого Приказа МВД заключается в обеспечении бесперебойного, беспрепятственного и безопасного движения.
Право останавливать ваш автомобиль и проверять документы на автомобиль, а также на перевозимый груз дано сотрудникам только на стационарных постах. Остановка автомобиля вне указанных пунктов допускается только на следующих основаниях:
— нарушение ПДД водителями или пассажирами;
— наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
— нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения деяния, очевидцами которого они являлись;
— выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
— необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских прав и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Как мы видим, такой причины остановки как «проверка документов» не существует.
Если же инспектор остановил ваш автомобиль не на стационарном посту и не указал в качестве причины остановки один из указанных выше пунктов, поведение инспектора расценивается как нарушение служебной дисциплины. Зачастую самое стандартное объяснение своих действий об остановке автомобиля не на посту, встречаемое в практике, – антитеррористические мероприятия. В данном случае следует знать, что «Закон о противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. устанавливает, что решение о введении режима контртеррористической операции и перечень применяемых мер подлежат немедленному обнародованию (ст.11 и ст.12).
Инспектору ГИБДД запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий. При подаче жалобы на действия сотрудников ГИБДД вам следует отразить, какие нарушения данного примечания были допущены.
Что же подразумевается под стационарным постом? Надо отметить, что стационарный пост – это не то место, где сотрудники ГИБДД припарковали свой автомобиль и где они сами стоят с палкой. Стационарный пост ДПС – «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Стационарным постом является также и контрольный пост милиции, входящий в систему по розыску автомобилей. Посты, не отвечающие подобным требованиям, стационарными постами не являются.
«Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости» (из Наставлений по работе ДПС), нарушение данного требования влечет привлечение к ответственности по статье 12.35 КоАП, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа в размере 20 000 руб. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п. 13.8 Наставления).
Во время ознакомления с протоколом инспектор обязан разъяснить вам ваши права, предусмотренные статьей 25.1 КРФобАП и ст.51 Конституции РФ. Нарушение данного требования влечет признание незаконным привлечение к ответственности и как следствие – прекращение производства по делу.
Следующей обязанностью инспектора является привлечение свидетелей при составлении протокола и понятых при применении мер обеспечения по делу.
Таким образом, мы выяснили, что вся деятельность сотрудника ГИБДД, от остановки транспортного средства до возбуждения дела об административном правонарушении, должна строиться в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими таковую. Иначе же вся суета с составлением в отношении вас протокола окажется для него пустой тратой времени.
Права и обязанности сотрудника ГИБДД
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
(ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:
— принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
— выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
— осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;
— передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;
— информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
— выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
— участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— участвовать в пропаганде правовых знаний;
— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
— пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.
К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:
— требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
— проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
— проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;
— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
— подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
— в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;
— запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;
— требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;
— в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;
— обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
— доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
— доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
— направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;
Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
К специальным правомочиям полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения согласно п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции относятся следующие:
— останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
— осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
— задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;
— временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;
— выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
— требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;
— ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;
— запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;
— при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудниками полиции не должны нарушать права и законные интересы граждан, для этого в Законе о полиции закреплена система органов контроля и надзора за деятельностью полиции.
Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).
Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах. Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.
Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).
Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 52 Закона о полиции).
В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.
«Из-за таких, как ты, страна в ж. е». Как устроена работа гаишников
У гаишника в народном фольклоре не самый положительный образ. В каждом инспекторе граждане видят потенциального взяточника и источник проблем. В то же время без них дорожное движение превратится в хаос. Истина как обычно где-то посередине.
Anews выяснил, почему у них не получается «брать как раньше», как вас могут заставить быть свидетелем и что может случиться, если пойти против начальства.
«Не работа, а СЛУЖБА»
В зной и мороз дышать дорожной пылью, стоять в пробках и выезжать на бесконечные аварии — работа специфическая, но люди по какой-то причине продолжают ей заниматься. Главными плюсами своей работы инспекторы ГИБДД считают социальные гарантии и стабильность:
«Отпуск 40 дней, оплата проезда к месту отпуска, зарплата+премии: слухи о том, что ГИБДД на зарплату не живет преувеличены — если ты с улицы пришел и тебя знать никто не знает, то будешь работать первый год-два именно на з/п».
«Стабильная з/п, мощная социалка, отпуск, полнейший соц. пакет и вообще все стабильно. ГИБДД не обанкротится через месяц и сотрудников на улицу не повыкидывает. Плюс ранняя пенсия», — рассказывают они на форумах.
В то же время гаишники жалуются на ненормированный график и что перестают «принадлежать себе»:
«Это все-таки не работа, а СЛУЖБА. На ней ты не принадлежишь сам себе на 100%. Могут посреди ночи поднять «по тревоге». Когда все с детьми отдыхают в праздники, ходят на елки, салюты — ты стоишь на улице палкой машешь, так как в праздничные дни обычно «усиление». Ну и в ГАИ нельзя просто поработать какое-то время, потом уйти, потом вернуться, «искать себя» как на обычных офисных работах — если уж устроился, значит, «подарил» себя государству всерьез и надолго».
«Брать как раньше не удается»
В 1990-х и ранних 2000-х гаишник был персонажем народных анекдотов, берущим взятки и безбедно живущим за их счет. Но если верить экспертам, в последние годы технический прогресс и ужесточение законов омрачили существование сотрудников ГИБДД.
Как рассказал «Коммерсанту» координатор движения «Общество синих ведерок»Петр Шкуматов: «Если еще лет пять назад каждый водитель сталкивался с недвусмысленным предложением инспектора ДПС, то сегодня сам инспектор взятку не попросит. Связано это в первую очередь с распространением аудио- и видеозаписывающих устройств. Во-вторых, начали проходить публичные процессы: раньше об уголовном преследовании сотрудника ГИБДД знали только его сослуживцы, теперь это все широко освещается в СМИ. Боятся брать».
Это подтвердил и другой собеседник издания — инспектор ДПС, пожелавший сохранить анонимность: «Брать как раньше не удается, а дураков, которые за 40 тыс. руб. под дождем будут пробки разруливать, нет — лучше в тепле сидеть». «Брать как раньше» гаишникам мешает еще и то обстоятельство, чтооплата мелких штрафов «на месте» теперь не оправдана. Раньше нарушителю для его погашения нужно было ждать очереди в Сбербанке, затем везти квитанцию в отдел ГИБДД. Сегодня отследить и оплатить все можно в несколько кликов онлайн. Дача взятки никак не ускорит этот процесс — он и так достаточно быстрый.
«Водитель должен уехать от тебя довольный»
Сами сотрудники ГИБДД рассказывают, что выживаемость в профессии зависит от умения договариваться:
«Если ты с улицы и без блата, то поставят на землю и будешь ишачить от проверки до проверки, как честный гибдэдэшник для отчетов. Поймают на 1000 рублей — осудят, как главного коррупционера страны и покажут по всем новостям, что из-за таких, как ты страна в ж. е. Если будешь работать более-менее сносно и будешь договариваться с верхними, то разрешат брать, закрывая глаза, но с откатом».
«Нас еще в 1990-х старые гаишники научили главному принципу: «водитель должен уехать от тебя довольный». Ты задержал человека не за надуманное, а очевидное нарушение. Честно описал возможные последствия. И ничего вымогать не надо, человек сам уговаривает тебя решить проблему. Ты соглашаешься, делая одолжение. Тогда он отдает тебе деньги с благодарностью и опасности впоследствии ни для тебя, ни для твоих коллег не представляет», — вспоминает Петр Шкуматов.
«Николай Степаныч» и другие хитрости
Еще в присутствии участников ДТП гаишники могут обращаться друг к другу по вымышленным именам и отчествам. Водитель запомнит некого Николая Степаныча, которого на самом деле не было в экипаже, оформилявшем аварию.
Иногда гаишники любят прятать видеофиксаторы в неожиданных местах.
«Отрицательный отбор»
В комедийной передаче « Наша Раша » был гаишник, который принципиально не брал взяток, и чья семья жила впроголодь. Встречаются ли такие в реальной жизни?
«У меня кум и года не выдержал, слишком честный для такой работы. И со своей честностью встал поперек горла тем, кто работать не хотел работать честно. В общем, говорит, что травля началась серьезная. Стали всех собак на него вешать, докапываться к мелочам. Так называемый отрицательный отбор в действии», — рассказал пользователь форума ГИБДД.
И все же недавняя нашумевшая история доказала, что как минимум один «честный гаишник» все-таки существует. По крайней мере, именно так журналисты окрестили рядового сотрудника ГИБДД Андрея Ласкина из Нижневартовска. Правда, чтобы заслужить это неофициальное звание, ему пришлось пройти через все круги российского бюрократического ада.
Летом 2016 года Ласкин составил рапорт на двух пьяных граждан — полицейского и врача местного аэропорта, отвечающего за допуск пилотов к полетам. Когда Ласкин передал протоколы, обнаружилось, что дальше кабинетов руководства они не ушли — ни одного из водителей не лишили прав. Узнав об этом, сотрудник обратился к главе МВД, генеральному прокурору и президенту. Не дождавшись ответа, он обнародовал историю в СМИ. Вскоре инспектора уволили «за поступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел».
Восстанавливать должность пришлось через суд. После всех тяжб журналисты дали Андрею Ляскину прозвище «самый честный гаишник». Вернувшись на работу, инспектор подумывал об уходе на пенсию, объясняя, что «с такими командирами работать не хочется».
«Погодите пару минут, пиво допью»
Одни автовладельцы жалуются, что их постоянно останавливают сотрудники ДПС, а другие общаются с ними не чаще одного раза в год. Среди водителей даже ходит байка, будто авто определенной модели тормозят чаще, чем другие. Такое возможно, если поступила ориентировка, что правонарушители находятся, например, в черном «мерседесе». Тогда инспекторы действительно будут обращать повышенное внимание на машины указанных параметров.
Вождением в нетрезвом виде грешат не только владельцы дорогих авто. Однажды Александр остановил «Газель», водитель которой выпивал прямо за рулем. На просьбу сотрудника выйти из машины, он ответил: «Погодите пару минут, пиво допью».
Еще у инспекторов могут вызвать интерес дешевые отечественные автомобили типа «Жигулей». На них нередко передвигаются иностранные граждане, имеющие проблемы с регистрацией или представители криминального мира. В случае чего такую машину не жалко бросить где-нибудь и сжечь, чтобы замести следы преступления.