интегрированные системы летательных аппаратов что это такое

Институт № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы»

24.05.05 — Интегрированные системы летательных аппаратов

Кафедра 701 «Авиационные робототехнические системы»

Специализация «Робототехнические системы авиационного вооружения»

интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть картинку интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Картинка про интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такоеБлагодаря тесному взаимодействию руководства кафедры на протяжении всех 85 лет её развития с военными авиационными академиями и профильными предприятиями удалось создать уникальную материально-техническую базу учебных лабораторий, аналогов которым не существует. При этом процесс дооснащения лабораторий кафедры современными образцами разрабатываемых авиационных комплексов идёт непрерывно.

На сегодняшний день в распоряжении студентов имеется семь специализированных лабораторий, укомплектованных учебно-действующими и препарированными изделиями, число которых приближается к 200 единицам. Эта уникальная «коллекция» позволяет детально изучать конструкцию и организовывать курсовое и дипломное проектирование как непосредственно образцов стрелково-пушечного, бомбардировочного и ракетного оснащения ЛА, так и всего комплекса автоматизированных установок системы снаряжения носителя. Наиболее актуальной тематика кафедры становится в условиях разработки комплексов для самолётов пятого и шестого поколений.

Основными учебными направлениями кафедры являются:

В учебном процессе кафедры широко используются современные компьютерные технологии и мощные технические средства их поддержки. Для студентов доступны два компьютерных класса с широкоформатными дисплеями, а также учебная лаборатория, оборудованная интерактивными средствами представления информации.

Кафедра 702 «Системы приводов авиационно-космической техники»

Специализация «Системы приводов летательных аппаратов»

интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть картинку интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Картинка про интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такоеВ учебный процесс и научные разработки кафедры прочно вошли современные прикладные компьютерные технологии и цифровые (микропроцессорные) методы управления исполнительными двигателями, использующими энергию разной физической природы: электрическую, гидравлическую, газовую и механическую. Созданы и функционируют два класса персональных компьютеров. На современном уровне оснащены учебные лаборатории аналоговых, дискретных и микропроцессорных устройств следящих приводов, лаборатории гидравлических и пневматических приводов. В этих лабораториях студенты осваивают принципы работы и методы компьютерного управления реальными гидравлическими и пневматическими приводами летательных аппаратов, а также получают возможность участвовать в реальных испытаниях вновь создаваемых на кафедре опытных образцов различных приводов.

В учебный план кафедры введены актуальные дисциплины по методам конструирования узлов и механизмов приводов с использованием современного программного обеспечения и методам комплексирования приводных систем. Некоторые из специализированных курсов по профилю кафедры читаются главными конструкторами и ведущими специалистами таких предприятий как «ОКБ Сухого», РСК «МиГ», МОКБ «Марс». Многие дисциплины («Электроавтоматика и электропривод летательных аппаратов», «Динамика систем приводов», «Проектирование приводных систем» и ряд других) изучаются студентами с использованием адаптированных под эти задачи компьютерных программ.

Основными учебными направлениями кафедры являются:

Выпускники кафедры являются специалистами по автоматизации и роботизации систем, имеющих широчайшее применение в военной и гражданской областях, везде, где вычислительная техника и современные достижения в области автоматических систем и их элементов помогают решать профессиональные задачи создания новейших образцов техники.

Кафедра 703 «Системное проектирование авиакомплексов»

Специализация «Автоматизированные системы управления авиационными боевыми комплексами»

интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть картинку интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Картинка про интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такоеНеобходимость создания кафедры явилась результатом развития авиационной науки и техники. Возросшая сложность бортовых комплексов летательных аппаратов и существенное повышение предъявляемых к ним требований вызвали активное развитие и прикладное применение теории эффективности сложных систем. Методы этой области науки были востребованы для решения задач формирования облика систем оснащения ЛА, обоснования параметров на этапе предварительного проектирования, а также прогнозирования развития указанных систем.

Основной тематикой работы кафедры сегодня является создание алгоритмов ведения различных действий с применением летательных аппаратов и их средств оснащения, как в одиночном, так и в групповых вариантах. На кафедре читаются уникальные курсы лекций, посвящённые разработке алгоритмов и имитационных математических моделей, позволяющих производить оценку эффективности применения ЛА, выполнять планирование сценариев реального вылета ЛА и т.д.

Наиболее актуальными задачами, стоящими перед преподавателями кафедры являются особенности обучения студентов специфике создания бортовых экспертно-советующих систем, позволяющих снизить интеллектуальную нагрузку на пилота самолёта при реализации типовых ситуаций, а также вопросы адаптации ЛА под поведение конкретного лётчика.

На базе кафедры 703 создан уникальный, мощнейший программно-моделирующий комплекс для оценки эффективности групповых действий пилотируемых и беспилотных ЛА, в состав которого входит множество имитационных математических моделей типовых операций. Каждая такая модель объединяет сотни взаимодействующих между собой объектов различного тактического назначения с индивидуальными вариантами поведения.

Основные направления подготовки кафедры следующие:

Выпускники кафедры становятся высококвалифицированными специалистами в областях:

Кафедра 704 «Информационно-управляющие комплексы»

Специализация «Прицельно-навигационные системы летательных аппаратов»

интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть картинку интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Картинка про интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такоеСовременные информационно-управляющие комплексы летательных аппаратов обеспечивают сбор и обработку разнородных данных, поступающих от многочисленных датчиков и бортовых систем в интересах высокоточного определения текущего состояния летательного аппарата и выработки команд управления, обеспечивающих наилучшим образом выполнение поставленных задач.

Это обстоятельство определяет специфику подготовки специалистов по профилю подготовки «Прицельно-навигационные системы», обладающих универсальными теоретическими и программными навыками, позволяющими обрабатывать и анализировать данные различной физической природы и вырабатывать обоснованные управляющие решения.

Политика кафедры — готовить специалистов широкого профиля. Современные информационные технологии — языки Pascal, Prolog, C++, Matlab; объектно-ориентированное программирование в среде Delphi, обработка информации (сигналов, изображений, техническое зрение), искусственный интеллект, спутниковая навигация и наведение, баллистика и динамика — всему этому обучают опытнейшие преподаватели.

Основная тематика кафедры определяется следующими дисциплинами:

У выпускников кафедры всегда имеется возможность заняться разработками в наиболее перспективных областях науки и техники, таких как техническое зрение и искусственный интеллект, или компьютерная аналитика, в том числе с применением Интернет-технологий.

Традиционно выпускники кафедры являются незаменимыми специалистами как при проектировании интегрированных информационно-управляющих комплексов перспективных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, так и при решении широкого круга задач с использованием глобальных спутниковых систем навигации ГЛОНАСС, GPS и Galileo.

Специализация «Интегрированные интеллектуальные робототехнические комплексы»

интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть картинку интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Картинка про интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такоеВ настоящее время общемировой тенденцией является активное использование в различных областях деятельности робототехнических комплексов, обладающих элементами искусственного интеллекта, способных анализировать внешнюю обстановку и принимать обоснованные решения для достижения поставленных целей. Это обстоятельство указывает на необходимость подготовки специалистов в области разработки и эксплуатации интегрированных интеллектуальных робототехнических комплексов.

Специалист подобного профиля способен определять задачи, которые будет решать роботизированный объект, продумывать механику, электронную часть, программировать его действия. В основе современной робототехники находятся механика, электроника и программирование. В перспективе для изготовления роботизированных объектов будут широко использовать био- и нанотехнологии.

Основные дисциплины, изучающиеся во время обучения:

На кафедре функционируют лаборатории «Робототехника и искусственный интеллект» и «Социальная робототехника», в которых создаются современные образцы устройств с искусственным интеллектом и роботов-помощников.

Таким образом, инженер-робототехник одновременно является инженером, программистом и кибернетиком в одном лице, а значит он может быть занят на любом производстве, использующем роботизированное оборудование отечественных и зарубежных компаний. Инженеру-робототехнику под силу написание практически любой программы. Инженера-робототехника отличает очень высокий уровень теоретической подкованности, способность заниматься проектированием и разрабатывать любые управляющие процессы и системы.

Источник

24.05.05 Интегрированные системы летательных аппаратов

Мы собрали для Вас всю наиболее актуальную информацию об этом направлении подготовки. В нашем обзоре Вы найдете сведения об объектах, областях и видах профессиональной деятельности, конкретных профессиональных задачах и других важных аспектах

24.05.05 Интегрированные системы летательных аппаратов

Уровень образования – Специалитет

интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Смотреть картинку интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Картинка про интегрированные системы летательных аппаратов что это такое. Фото интегрированные системы летательных аппаратов что это такое

Объекты, области и виды профессиональной деятельности

Детали

Профессиональные задачи и специализации

Профессиональные задачи

Научные исследования:

Администрирование и управление:

Разработки и конструирование:

Производство и эксплуатация:

Специализации

Специализация «Прицельно-навигационные системы летательных аппаратов»:

Специализация «Автоматизированные системы управления боевыми авиационными комплексами»:

Специализация «Системы приводов летательных аппаратов»:

Специализация «Робототехнические системы авиационного вооружения»:

Специализация «Приборы и измерительно-вычислительные комплексы летательных аппаратов»:

Предметные рейтинги вузов по направлению – 24.05.05 Интегрированные системы летательных аппаратов:

Источник

160600 Интегрированные системы летательных аппаратов. Государственный образовательный стандарт

Приложение N 3 к приказу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заместитель Министра образования

«__14_» _апреля__2000 г.

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста

652400 Интегрированные системы летательных аппаратов

Вводится с момента утверждения

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

«Интегрированные системы летательных аппаратов»

1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

131700 Автоматизированные системы управления боевыми авиационными

131800 Системы приводов летательных аппаратов

131900 Робототехнические системы авиационного вооружения

1.4. Квалификационная характеристика выпускника.

1.4.1. Место направления в области науки и техники

ки и техники, включающая методы, средства и способы проектирования, конструирования и исследования бортовых систем летательных аппаратов, обеспечивающих выполнение поставленных целевых задач.

1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Выпускник по направлению «Интегрированные системы летательных аппаратов» в соответствии с базовой и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:

— разрабатывает, используя средства автоматизации проектирования и передовой опыт разработки конкурентноспособных изделий, эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также применение в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц.

-проводит, используя вычислительную технику, технические расчёты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, составляет инструкции по эксплуатации конструкций и другую техническую документацию.

-согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, экономически обосновывает разрабатываемые проекты.

-участвует во внедрении разработанных технических проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;

-разрабатывает, применяя средства автоматизации проектирования, и внедряет прогрессивные технологические процессы, виды оборудования и технологической оснастки, средства автоматизации и механизации, оптимальные режимы производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды работ, обеспечивая производство конкурентноспособной продукции и сокращение материальных и трудовых затрат на её изготовление;

-устанавливает порядок выполнения работ и пооперационный маршрут изготовления деталей и сборки изделий;

-принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий;

-изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области авиационной техники и технологии производства;

-осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

-подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию.

-участвует в проведении научных исследований, испытаниях опытных образцов изделий и обработке и анализе полученных результатов, составляет по ним технические отчёты и оперативные сведения;

-проектирует средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление;

-разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;

-участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;

-рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;

-подготавливает исходные данные для составления планов, заявок на материалы.

1.4.4. Для решения профессиональных задач инженер должен знать:

— назначение и условия технической эксплуатации проектируемых изделий;

— технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов авиационной техники и технологии их производства;

— методы анализа технического уровня авиационной техники и технологии;

— системы и методы проектирования авиационной техники и технологических процессов;

— стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;

— постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по конструкторской и технологической подготовке производства;

— современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

— основные требования организации труда при проектировании авиационной техники и технологических процессов её производства;

— методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;

— специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике разработок и исследований;

— порядок и методы проведения патентных исследований; основы изобретательства ;

— основы экономики, организации труда и организации производства;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда.

1.5. Возможности продолжения образования выпускника.

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста «Интегрированные системы летательных аппаратов», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

«Интегрированные системы летательных аппаратов»

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать:

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

«Интегрированные системы летательных аппаратов»

Наименование дисциплин и их основные разделы

Общие гуманитарные и социально экономические дисциплины

Федеральный компонент

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официцально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии.

Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Психология личности. Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенной конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков..

Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика.

Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Федеральный компонент

Алгебра : основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия : аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий;

математический анализ: дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения, операционное исчисление;

вероятность и статистика : элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных.

общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов;

модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня;

базы данных; программное обеспечение и технология программирования; компьютерная графика;

локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации;

компьютерный практикум.

Физические основы механики : понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов;

электричество и магнетизм : электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике;

физика колебаний и волн : гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики;

квантовая физика : корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи;

статистическая физика и термодинамика : три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние;

физический практикум.

кинематика точки; кинематика твердого тела; сложное движение точки и твердого тела;

динамика материальной точки; общие теоремы динамики;

элементы аналитической механики; устойчивость равновесия и малые колебания.

Основы квантовой химии, химические системы;

химическая термодинамика, электрохимические системы, коррозия металлов и способы защиты от нее;

химический практикум.

Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды;

экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Начертательная геометрия. Инженерная графика

Начертательная геометрия : основные способы получения обратимых изображений (чертеж Монжа и аксонометрический чертеж); обзор основных геометрических фигур и их задание на чертеже; задачи на принадлежность; основные способы преобразования чертежа; теория и алгоритмы решения основных позиционных и метрических задач;

Инженерная графика : изображения (виды, разрезы, сечения, выносные элементы); геометрические основы форм деталей; аксонометрические чертежи и технические рисунки; изображение соединений деталей; чертежи и эскизы деталей и сборочных единиц; нормативно-техническая документация; стандартизация.

Теория механизмов и машин

Структурный, кинематический, динамический и силовой анализ механизмов, синтез механизмов по заданным структурным, кинематическим и динамическим свойствам.

Основные гипотезы; напряженное и деформированное состояние; расчетные схемы; растяжение-сжатие; чистый сдвиг; кручение; изгиб; статически неопределимые системы;

теории прочности; безмоментная теория оболочек; устойчивость; стержневые системы при ударных нагрузках.

Детали машин и основы конструирования

Основы конструирования и расчета деталей; способы соединения деталей машин и механизмов; передаточные механизмы, основы их расчета и конструирования с учетом условий производственной технологии и эксплуатации.

Материаловедение. Технология конструкционных материалов

Строение металлических материалов; термическая и химико-термическая обработка стали; механические свойства и конструкционная прочность металлов и сплавов;

стали и цветные металлы для конструкций летательных аппаратов;

полимеры – основа неметаллических конструкционных материалов; неметаллические, композиционные материалы и пластмассы для конструкций летательных аппаратов;

поведение материалов в различных условиях внешних воздействий; полуфабрикаты из различных материалов.

Технология конструкционных материалов

Литье, порошковая металлургия, обработка материалов давлением, обработка материалов резанием;

сварка, пайка, формирование защитных покрытий;

влияние технологии обработки материалов на эксплуатационные свойства и надежность изделий;

методы контроля качества изделий; оборудование и инструмент; проблемы экономичности и экологии технологических процессов.

Электротехника и электроника

Общая электротехника и электроника

электрические и магнитные цепи; топологические параметры и методы расчета электрических цепей; анализ и расчет магнитных цепей; электромагнитные устройства и электрические машины; трансформаторы; машины постоянного тока (МПТ); асинхронные и синхронные машины; основы электроники и электрические измерения; элементная база современных электронных устройств; источники вторичного электропитания; усилители электрических сигналов; импульсные и автогенераторные устройства; основы цифровой электроники; микропроцессорные средства; электрические измерения и приборы.

Метрология, стандартизация и сертификация

Стандартизация и взаимозаменяемость;

методы и средства контроля гладких цилиндрических поверхностей; нормирование отклонений формы; расположения и шероховатости поверхностей деталей; методы расчета линейных размерных цепей;

метрологическое обеспечение, основы метрологии и прикладной статистики;

государственная и международная системы стандартизации и сертификации.

Сертификация авиационной техники

Система сертификации авиационной техники с целью обеспечения безопасности полетов;

нормативные документы обеспечения летной годности воздушных судов;

сертификация производства, материалов и эксплуатанта.

Человек и среда обитания;

основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; безопасность и экологичность технических систем;

безопасность в чрезвычайных ситуациях;

управление безопасностью жизнедеятельности;

анатомо-физические воздействия на человека электромагнитных излучений и других вредных факторов.

Экономика и организация промышленности

Экономические основы производства и ресурсы предприятий: основные фонды, оборотные средства, персонал, производительность труда и организация оплаты труда, ассортимент и качество продукции, планирование затрат,

рентабельность, экономическая эффективность новой техники и капитальных вложений, финансирование инновационной деятельности, формы организации промышленного производства, финансовые отношения, налогообложение.

Введение в авиационную и космическую технику

История развития авиации, аэродинамические схемы ЛА, органы управления; типы ЛА и решаемые ими целевые задачи; системы вооружения; системы оборудования; системы управления полетом; автоматические и автоматизированные системы; эффективность ЛА и его вооружения; комплексирование оборудования; информационно-управляющие системы; системы интеллектуальной поддержки экипажа ЛА.

Аэродинамика, динамика полета и конструкция летательных аппаратов

Аэродинамика: основы кинематики жидкости и газов, особенности движения сплошной среды, основы вихревых движений, теоремы о вихрях; уравнение движения идеального газа (Уравнение Бернулли); зависимость между формой струи и скоростью течения газа;

Динамика полета: определение летных и маневренных характеристик летательных аппаратов (ЛА); общие уравнения движения ЛА; аэродинамический расчет ЛА; дальность и продолжительность полета, радиус действия ЛА;

Конструкция ЛА: классификация типов самолетов и вертолетов; составные части и системы ЛА; нагрузки на самолет в различных режимах полета, нормы прочности и жесткости; назначение, нагрузки, основные расчетные случаи и конструктивно-силовые схемы отдельных агрегатов: крыла, оперения, фюзеляжа, шасси, силовой установки и систем управления; компоновка самолета (вертолета), центровка ; размещение спецустановок на борту ЛА.

Основы автоматики и теории управления

Основы теории систем автоматического регулирования управления: методы анализа основных динамических свойств линейных и нелинейных систем;

основные динамические свойства системы в пространстве состояний; синтез управления динамической системой в пространстве состояний; основы алгебры логики: двоичные функции и их преобразование; полупроводниковые приборы автоматики; цифровые устройства логических систем управления; интегральные логические схемы; функциональные цифровые устройства; электромагнитные устройства автоматики; дискретные электромагнитные устройства; коммутационные элементы; цифровые программные автоматы и системы управления; мультиплексные каналы связи; цифровые автоматы систем управления оснащением ЛА; динамика цифровых автоматов и систем управления.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Специальные дисциплины

летательных аппаратов

Бортовые информационно-управляющие средства оснащения летательных аппаратов

Комплексирование информационных приборов

Бортовые датчики первичной информации ЛА: устройство, статические, динамические и вероятностные характеристики и математические модели;

методы оптимального комплексирования информационно-измерительных устройств ЛА.

Основы статистической динамики комплексных информационных систем летательных аппаратов

Статистический анализ точности линейных и нелинейных динамических систем; алгоритмы динамической фильтрации; байесовские и минимаксные (гарантирующие) алгоритмы оценки состояния динамических систем; методы наименьших квадратов и максимального правдоподобия; пространственно-временная фильтрация; методы оптимального планирования работы навигационных средств.

Спецтехнология и промышленные роботы

Основы проектирования и конструирования технических объектов; основы метрологии, государственной и международной системы стандартизации и сертификации; теоретические основы технологии приборостроения; требования к точности и надежности приборов; методы обеспечения заданной точности и надежности; контроль и испытание приборов; технология электронных и оптико-электронных узлов авиационных приборов; автоматизация производства приборов; современные средства машинной графики ;классификация, схемы промышленных роботов (ПР) и области их применения; системы управления ПР; информационные системы ПР.

Методы оптимизации систем оснащения летательных аппаратов

Приближенные вычисления и их погрешности; интерполяция

функций; методы и алгоритмы решения систем линейных и нелинейных уравнений; методы и алгоритмы численного решения дифференциальных уравнений; методы и алгоритмы поиска локальных экстремумов функций; методы и алгоритмы поиска глобального экстремума функций многих переменных.

Назначение СЭВМ; задачи, решаемые СЭВМ; архитектура типичной СЭВМ: центральный процессор, структура магистрали, организация памяти, способы адресации, система команд; архитектура ЭВМ VAX, система команд ЭВМ VAX, Ассемблер VAX-11 MACRO; архитектура IBM совместимых СЭВМ; СЭВМ на однокристальных микро-ЭВМ ; процессоры цифровой обработки сигналов; архитектура и принцип построения перспективных СЭВМ: многопроцессорные системы; машины потока данных;

RISC,MISP архитектура СЭВМ; отказоустойчивые системы; оптические СЭВМ.

Эффективность оснащения летательных аппаратов

системы и их комплексы; функционирование комплексов; качество функционирования (эффективность); факторы, влияющие на качество функционирования; модели функционирования; критерии качества; методы оценки эффективности; составляющие качества функционирования (надежность, готовность, безопасность, стоимость и т.д.);

имитационные комплексы для прогнозирования показателей качества функционирования на ранних этапах разработки комплексов; испытания комплексов и методы оценки эффективности; методы доводки эффективности комплексов до требуемого (заданного) уровня; методы обеспечения эффективности в процессе эксплуатации.

Дисциплины специализаций

управления боевыми авиационными комплексами

Основные понятия системного анализа и задача формирования облика объекта; основы системного подхода при создании объекта; задача декомпозиции системы, выделение существенных связей, частных критериев и ограничений; технический прогноз характеристик объектов; элементы теории принятия решений; элементы теории графов; дискретные позиционные игры, антагонистические матричные и непрерывные игры; методы решения игр, платежные матрицы; элементы теории массового обслуживания; применение методов исследования операций и системного анализа при формировании облика боевого авиационного комплекса.

Статистическая динамика и теория оптимальных систем

Анализ стохастических процессов; стохастические модели состояния; численные методы анализа стохастических систем; основные понятия и определения теории оптимальных систем; общая постановка и классификация задач оптимального управления; метод динамического программирования;

задачи оптимизации линейных систем; игровые задачи оптимизации управлений динамических систем; теория оптимальной фильтрации и экстраполяции; линейная стохастическая теория управления.

Бортовые комплексы летательных аппаратов

Состав и типы прицельных систем; основы внешней баллистики; решения задачи прицеливания при стрельбе по воздушным и наземным целям, бомбометании, применении управляемых ракет; классификация обзорно-визирных систем; коллиматорные и телескопические обзорно-визирные системы; тепловизионные системы; приемники излучения, применяемые в обзорно-визирных системах; телевизионные, лазерные обзорно-визирные системы.

Бортовое оборудование летательных аппаратов

Задачи, решаемые пилотажно-навигационным оборудованием; требования, предъявляемые к пилотажно-навигационному оборудованию самолетов различного назначения; информационные комплексы вертикали и курса, высотно-скоростных параметров; системы предупреждения опасных режимов полета; астрономические навигационные устройства;

системы отображения информации; понятие о комплексах радиооборудования и их подсистемах; линии радиосвязи, командные радиолинии; радиотехнические средства определения местоположения и параметров полета; доплеровский измеритель скорости; радиосистемы ближней и дальней навигации, их характеристики, состав и измеряемые параметры;

Синтез алгоритмов функциональных задач летательных аппаратов

Глобальные уровни управления летательных аппаратов; типы и структуры бортовых алгоритмов; требования к бортовому алгоритмическому и индикационному обеспечению; способы решения задач на разных глобальных уровнях; бортовые оперативно-советующие экспертные системы; алгоритмы применения неуправляемого и управляемого оружия; алгоритмы получения информации о цели; технология составления схемы бортовых алгоритмов; проблемы разделения задач между бортовой цифровой вычислительной системой и летчиком; системное проектирование алгоритмического и индикационного обеспечения.

Дисциплины специализации

Системы приводов летательных

Аналоговые, дискретные и микропроцессорные устройства

основные этапы развития электроники; понятия информационного и энергетического каналов, общие сведения о

полупроводниковых приборах, структуры и модели транзисторов, простейшие структуры; операционный усилитель, типы усилителей, импульсные элементы, методы модуляции; активные фильтры; вторичные источники питания, элементы и устройства дискретной техники, компьютерные технологии в электронике

Электроавтоматика и электропривод летательных аппаратов

Типы и области применения электрическиех приводов, принципы построения, математическое описание, основы проектирования электрических следящих силовых приводов систем управления ЛА, статические и динамические характеристики приводов; методики экспериментальных испытаний приводов; предельные динамические возможности приводов.

Пневмоавтоматика и пневмопривод летательных аппаратов

Типы и области применения пневматических приводов, принципы построения, математическое описание, основы проектирования пневматических следящих силовых приводов систем управления ЛА, статические и динамические характеристики приводов; методики экспериментальных испытаний приводов.

Гидроавтоматика и гидропривод летательных аппаратов

Типы и области применения гидравлических приводов, принципы построения, математическое описание, основы проектирования гидравлических следящих силовых приводов систем управления ЛА, статические и динамические характеристики приводов, методики экспериментальных испытаний приводов.

Динамика систем приводов

Желаемые динамические характеристики приводов; методы коррекции динамических характеристик приводов, виды корректирующих устройств; динамика цифровых следящих приводов, динамическая точность цифровых следящих приводов; влияние нелинейностей на устойчивость и автоколебания следящих приводов, влияние нелинейностей на точность приводов; динамика релейных следящих приводов, компьютерные технологии в исследовании динамики приводов.

Методы и средства автоматического проектирования приводов

Состав ТЗ на проектирование привода, критерии и алгоритмы оптимального проектирования приводных систем; роль моделирования в процессе проектирования, алгоритмы имитационного моделирования, программное обеспечение параметрической идентификации математических моделей, программные реализации параметрической оптимизации, компьютерные технологии автоматического проектирования.

Дисциплины специализации

Робототехнические системы авиационного вооружения

Механика авиационных робототехнических систем

Структурный и кинематический анализ и синтез рычажных механизмов робототехнических систем авиационного вооружения; синтез рычажных механизмов с заданным законом движения; технические, тактические и экономические требования к проектированию робототехнических систем авиационного вооружения; структура и методы разработки обоснованных технических заданий на проектирование робототехнических систем авиационного вооружения; автоматизированные системы анализа и.

синтеза механизмов робототехнических систем авиационного вооружения

Методы оптимизации систем оснащения летательных аппаратов

Приближенные вычисления и их погрешности, интерполяция функций, методы и алгоритмы решения систем линейных и нелинейных уравнений, методы и алгоритмы численного решения дифференциальных уравнений, методы и алгоритмы поиска локальных экстремумов функций, методы и алгоритмы поиска глобального экстремума функций многих переменных.

Управляемые средства оснащения

Системы управления оснащением

Динамика и прочность установок оснащения летательных аппаратов

Нормы прочности элементов авиационного вооружения, теория напряжений, теория деформаций, основы теории упругости, особенности расчета на прочность элементов конструкции авиационных робототехнических систем и их элементов; оптимизация конструкций; динамика линейных и нелинейных механических систем; использование метода конечных элементов для решения задач теплопрочности и динамики; динамические модели установок авиационного вооружения, исследование динамического состояния конструкций; системы конечно-элементного моделирования конструкций

Технологические особенности производства и испытаний робототехнических систем авиационного вооружения и их элементов, оборудование и инструмент; методы получения рациональных заготовок из неметаллов конструкционных и цветных сплавов; обеспечение точности и качества изготовления, связь с эксплуатационной надежностью; технологические основы конструирования; соединения; сборка, контроль и регулировка, обеспечение взаимозаменяемости.

Дисциплины специализации

Военная подготовка

Всего часов теоретического обучения

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«Интегрированные системы летательных аппаратов»

5.1.Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 26 0 недель, в том числе:

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличивается вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

«Интегрированные системы летательных аппаратов»

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык»( в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура»( в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

— осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

— устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем специальных дисциплин реализуемых вузом;

— устанавливать в установленном порядке наименование специализаций, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

— реализовывать основную образовательную программу подготовки инженера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность сокращенного срока обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение по ускоренным программам допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и / или научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и / или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3.Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: информатика, физика, химия, механика, материаловедение, технология конструкционных материалов, безопасность жизнедеятельности, электротехника и электроника, аэродинамика, динамика полета и конструкция ЛА, основы автоматики и теории управления, а также специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций.

Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам:

математика, теоретическая механика, начертательная геометрия и инженерная графика, экономика и организация промышленности а также ряд дисциплин специализаций.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:

Автоматика и вычислительная техника. Реферативный журнал.

Научно-техническая информация. Авиационные системы (ГосНИИАС).

Техническая информация ЦАГИ.

“ Стандарты и качество ”.

“ Надежность и контроль качества ”.

Aviation Week and Space Technology.

IEEE Transactions on Intelligent and Fuzzy Systems.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно- исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарно-техническим и противопожарным нормам и правилам.

6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Учебная практика.

Целью учебной практики является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами по изученным дисциплинам и приобретение практических навыков самостоятельной работы в соответствии с специальностью или специализацией студентов.

Место проведения практики: учебные лаборатории вуза и передовые предприятия промышленности.

6.5.2. Производственная практика.

Целью производственной практики является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в институте по изученным дисциплинам проектно-конструкторского и технологического циклов, а также приобретение практических навыков самостоятельной работы на рабочих местах. В целях обеспечения производственной подготовки студентов в соответствии с уровнем современной науки и техники, программой должно быть предусмотрено изучение в производственных условиях передовых процессов проектирования и изготовления авиационного оборудования.

Место проведения практики: передовые промышленные предприятия, оснащенные современным оборудованием и испытательными приборами.

6.5.3. Преддипломная практика.

Цель преддипломной практики: подготовка студента к самостоятельному решению задач на производстве и сбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

Место проведения практики: передовые промышленные предприятия и организации, в которых возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

6.5.4. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

«Интегрированные системы летательных аппаратов»

7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3. настоящего государственного образовательного стандарта.

— историю развития авиационной и космической техники;

— основные научно-технические проблемы и перспективы развития областей техники, соответствующих специальной подготовке, и их взаимосвязи со смежными областями;

— основные объекты, явления и процессы, связанные с конкретной областью специальной подготовки;

— основные технико-экономические требования к изучаемым техническим объектам и существующие научно-технические способы их реализации;

— принципы устройства, функционирования и основные характеристики летательных аппаратов и их интегрированных бортовых систем;

— технологию проектирования интегрированных систем летательных аппаратов;

— использования методов проектирования интегрированных систем летательных аппаратов;

— формирования облика летательного аппарата и его интегрированных бортовых систем;

— разработки алгоритмического и программного обеспечения для проектирования объектов бортовых интегрированных систем летательных аппаратов;

— использования методов математического моделирования, как для отдельных объектов бортового оборудования летательных аппаратов, так и для их систем в целом.

— использования методов экспериментальной отработки интегрированных систем летательных аппаратов;

Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей его образовательной программы.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация инженера включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.5 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломному проекту(работе) специалиста.

Дипломный проект (работа) специалиста должен быть представлен в форме рукописи и графических материалов.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению «Интегрированные авиационные системы » и методических рекомендаций УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса.

7.2.3. Требования к государственному экзамену инженера.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению «Интегрированные авиационные системы » определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению «Интегрированные авиационные системы «.

Учебно-методическое объединение по образованию

в области авиации, ракетостроения и космоса

Председатель Совета УМО А.М. Матвеенко

Заместитель председателя Совета УМО Ю.А. Сидоров

Управление образовательных программ и стандартов

высшего и среднего профессионального образования Г.К. Шестаков

Начальник отдела технического образования Е.П. Попова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *