интерактивный семинар что это такое
Вебинар — что это такое простыми словами, зачем он нужен и как на нем зарабатывают
Всем, кто обожает, может и хочет учиться, необходимо хоть раз в своей жизни попасть на вебинар. Эта форма обучения как нельзя актуальна и с каждым годом будет становиться все популярнее. Вебинар – это мобильно, интерактивно и информативно. Из статьи вы узнаете, вебинар — что это такое простыми словами, зачем вам это надо, приносит ли он конкретную пользу и чем отличается от семинара и конференции.
Вебинар что это такое простыми словами
Что такое вебинары и зачем они нужны? Вебинар — это семинар в онлайне. На вебинаре, так же как и на семинаре есть один или несколько лекторов, которые рассказывают тему слушателям.
Выглядит это следующим образом:
Создается вебинарная комната (с помощью приложения или специального сайта), в которой лектор ведет презентацию на какую-либо тему, а участники вебинара смотрят и слушают тему, попутно задавая вопросы в чат.
Вебинар сильно похож на обычное выступление на сцене, с той лишь разницей, что вместо сцены выступает вебинарная комната. Участники также слушают выступление, но вопросы задают не в аудио-формате, а в текстовом, через чат.
Чаще всего посредством вебинаров проводятся:
У вебинаров всегда есть четкие цели:
Что именно могут делать участники вебинара:
Что такое вебинар и как они проходят
Вебинары называют локомотивами продаж, они сейчас в тренде. К примеру, компания решает обучить вас или повысить вам квалификацию и для этого нанимает особо крутого тренера, коуча, преподавателя, или менеджера. За это, конечно, плюс ей в карму, и вы также растете как специалист. К тому же вебинар имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами обучения.
Плюсы вебинаров для пользователей:
Минусы вебинаров для пользователей:
Как лектору подготовиться к вебинару:
Что такое вебинары и зачем они нужны (с точки зрения преподавателя и денег)
В основном вебинар нужен для презентации и дальнейшей продажи чего-либо слушателям (продуктов/услуг/информации/курсов и т.д.).
Обычно это происходит по следующей схеме:
Самый распространенный способ заработка на вебинарах выглядит так:
К тому же каждый желающий (например, вы), если он владеет ценной информацией или навыками, может посредством вебинаров также их продать.
Причем для этого никаких магических знаний не нужно. Нужен компьютер, стабильный доступ в интернет и программное обеспечение (вебинарная комната, где все и будет происходить).
Нужна, конечно же, комната делового вида (без постеров с Бэкхэмом и Рианной на стенах), где вы будете проводить обучение или встречу онлайн (это в случае, если вы хотите вещать с вебкамерой, но это не обязательно).
Нужно заранее предупредить домочадцев, чтобы соблюдалась тишина — и обучение можно начинать!
Интересные факты о вебинарах:
Кому нужны вебинары
Всем. Вот так, поверьте моему опыту. У каждого есть цель в жизни, или информация которую он хочет получить. Учителям и менеджерам по продаже, студентам и людям, нуждающемся в психологе, домохозяйкам, скучающим дома и желающим получить новую профессию, всем, кому нужна информация и нет времени добывать ее вне дома идеально подходит обучение, через вебинары.
Мой университет
Мой университет
Мой университет
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием «Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры»,
В настоящее время очень остро стоит проблема несоответствия знаний, умений и навыков, востребованных рынком труда и предлагаемых средним и высшим образованием, а также системой дополнительного образования. Высокий темп развития новых технологий в сферах производства и услуг, информационный бум, востребованность специалистов, владеющих современными технологиями управления, коммуникаций и обучения, требуют от человека включения в систему непрерывного образования. При этом взрослые люди, стремящиеся повысить свою квалификацию, должны получать новую информацию в доступной для освоения и психологически комфортной форме. Использование системы дистанционного обучения с внедрением в нее технологий активных методов обучения взрослых позволяет достигать этих условий, независимо от места жительства обучающихся, без отрыва от основной деятельности и в удобное для них время.
В связи с этим и с целью повышения компетенции в областях обучения взрослых и проектного менеджмента в Международном Институте Развития «ЭкоПро»* были разработаны и проводятся дистанционные курсы «Активные методы обучения взрослых» (ДК АМОВ) и «Разработка проектов и заявок на гранты. Фандрайзинг» (ДК ПМ). С октября 2004 года по 2006 год в них приняли участие обучающихся из 44 городов России и СНГ.
Дистанционные курсы представляют собой виртуальные интерактивные семинары-тренинги, разработанные с использованием активных методов обучения и методов визуализации, применение которых технически возможно в дистанционном обучении. Данная форма организации процесса дистанционного обучения была выбрана не случайно. В настоящее время большинство ДК представляют собой набор теоретического материала по теме с тестовой и контрольной системой оценки полученных знаний. Однако эффективность данной формы обучения далеко не всегда является высокой. Формат виртуального интерактивного семинара-тренинга позволяет активизировать взрослых обучающихся, использовать их знания и практический опыт в ходе обучения, содействовать раскрытию их потенциала, создать условия, позволяющие вырабатывать практические навыки в решении конкретных задач, а также оценить степень усвоения учебного материала.
Безусловно, данный формат требует активного модерирования процесса и оперативной обратной связи с обучающимися. Кроме того, применение инновационных образовательных технологий, тем более в дистанционном режиме определяет необходимость решения следующих проблем.
Проблемы теоретико-методологического характера:
Проблемы методического и дидактического характера:
Проблемы организационного характера:
Особое место в данной группе проблем занимал вопрос слабой мотивации обучающихся.
Для решения данных проблем нами разрабатывались и апробировались различные механизмы. Формат данной статьи не позволяет раскрыть данные механизмы, здесь мы можем сказать, что их использование позволило эффективно решить перечисленные проблемы и достичь запланированных целей обучения. Виртуальные интерактивные семинары-тренинги «ДК АМОВ» и «ДК ПМ» соответствуют всем требованиям по разработке дистанционных курсов, учитывают методику и технологию образования взрослых, а также являются инструментом повышения компетенции по соответствующим им темам. Подтверждением этому служат как результаты нашей оценки процесса и итогов обучения, так и отзывы выпускников ДК АМОВ и ДК ПМ.
Елена Аничкина, г.Омск, Международный центр Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина:
«Это первый мой опыт дистанционного обучения, поэтому я с трудом представляла, как все будет выглядеть. Но реальность превзошла все ожидания! За довольно скучным, «взрослым» названием последовало интересное, творчески насыщенное обучение. Я в восторге!»
Людмила Внукова, г.Москва, Московское бюро по правам человека:
«Дистанционная форма обучения меня вполне удовлетворила, и не только отсутствием навязанного расписания занятий (например, с 15 до 16.30 мы учим теорию, а с 20 до 21 – выполняем практическое задание). Благодаря дистанционной форме организации семинара-тренинга, мне удалось потренировать такие необходимые менеджеру качества, как умение устанавливать приоритеты, управлять временем, ответственно относиться к обязательствам. И, что самое приятное, эти усилия сразу же давали результаты в виде выполненных в срок заданий и поощрительных слов модераторов. А это было очень хорошим стимулом продвигаться дальше, не останавливаться. Кстати, о словах. Я поняла, насколько в дистанционной форме важна обратная связь, оперативность и содержание комментариев. Вы, уважаемые модераторы, обратную связь реализовали просто блестяще!»
Юлия Сиверина, г.Калуга, Кафедра общей и юридической психологии, факультет психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского:
Юлия Фарафонова, г.Москва, Высшая Школа Экономики.
«Уважаемые модераторы, хочу вас поблагодарить за хорошо организованный и качественный курс! Большое вам спасибо! Я уже рассказала нескольким знакомым про ваш курс и рекомендовала пройти его. Еще мне очень понравилось обучаться дистанционно. Желаю вам удачи в вашей работе и новых проектах!»
Таким образом, использование системы дистанционного обучения с внедрением в нее технологий активных методов обучения взрослых позволяет в удобной форме эффективно удовлетворять новые образовательные потребности взрослого населения.
* АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» до 2014 г. носил название Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Технология организации интерактивного семинара
Одной из интересных форм проведения интерактивного семинара является учебная дискуссия.
Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).
Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.
Особенностью такого семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Это раскрепощает интеллектуальные возможности студентов, резко снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.
Учебные дискуссии организуются нами в процессе проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Например, студентам предлагается обсудить такие проблемные вопросы:
«За счет каких механизмов, с точки зрения теории социального научения, осуществляется влияние средств массовой информации на поведение человека?»
«Объясните, что стоит за данным афористическим высказыванием Ж.Пиаже: «Мысль есть сжатая форма действия»».
«Охарактеризуйте проблемы достижения идентичности в современной России».
«Что делает человека мудрым?»
Следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт студентов, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.
Многое, конечно, зависит от умения преподавателя вести дискуссию. Следует выделить ряд рекомендаций относительно того, что должен предусмотреть и чего не должен допускать преподаватель, организующий дискуссию.
Для обеспечения активного участия слушателей в дискуссии и плодотворного обмена знаниями и опытом преподаватель должен: правильно подобрать тему, представив на обсуждение проблему или ряд проблем, действительно дискуссионных, вызывающих профессиональный интерес слушателей и разные толкования; спровоцировать дискуссию с помощью кратких выступлений проблемно-постановочного характера; иметь в запасе вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть.
Для повышения активности студентов можно также предложить для обсуждения две разные точки зрения по одной проблеме.
Для иллюстрации мнений, положений и фактов возможно использование аудио- и видеофрагментов, фотодокументов, материалов из газет и журналов, схем, графиков, диаграмм.
Преподавателю необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в сторону от обсуждаемой проблемы.
С приглашенными на «круглый стол» нужно проводить тщательную подготовительную работу, чтобы они приходили не с докладами, а со своим мнением по затронутой проблеме.
Приведем пример организации семинара- дискуссии по проблеме психологического сопровождения инновационной деятельности в образовании. Студентам предлагались следующие вопросы для обсуждения.
Каким образом, на Ваш взгляд, психолог образования должен сопровождать инновационные процессы в образовательном учреждении?
Кто из участников инновационного процесса нуждается в большей поддержке?
Какие функции выполняет психолог образования в условиях инновационной деятельности?
Каковы основные направления деятельности психолога образования в условиях инноваций?
На что необходимо обратить внимание психологу образования при осуществлении коррекционной работы с субъектами инновационной деятельности?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, студенты должны обменяться мнениями, провести дискуссию, «исследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации. Затем каждый из участников круглого стола представляет свое мнение, которое обсуждается всеми участниками семинара. В конце семинара преподаватель подводит итоги семинарского занятия. Независимо от формы проведения интерактивного семинара студенты получают реальную практику формулирования и отстаивания своей точки зрения, осмысления системы аргументации.
Интерактивный семинар способствует углубленному изучению той или иной темы, овладению определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков научного подхода к решению проблем.
Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор.
Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионалов, достигаются цели обучения и воспитания.
В практике высшей школы выделяют следующие виды семинаров.
Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном, психологическом, педагогическом и др. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и преподаватели данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, развивает способность видеть межпредметные связи.
Проблемные. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Студенты получают задание отобрать, сформулировать и обосновать определенные проблемы. Во время семинара в словах групповой дискуссии проводятся обсуждение данных проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать устойчивый интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Исследования педагогов-ученых показали, что наибольшие обучающие и развивающие возможности имеют обобщающие семинары, которые применяются с целью обобщения и систематизации знаний студентов по какой-то изученной теме. Кроме того, дидактический эффект имеют вводные семинары, которые предваряют изучение темы и позволяют учащимся самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить.
Обобщая особенности проведения интерактивного семинара, следует подчеркнуть, что основным признаком такой формы учебных занятий является более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, доминирование активности студентов в процессе обучения.
что такое интерактивный семинар?
Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. С точки зрения степени взаимодействия под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни) :
линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;
реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;
множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.
Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.
Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.
В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин
Значения
В наше время семинар употребляется часто в следующих значениях:
учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.
бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных
семинары он-лайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме ВЕБ-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать (Skype, TrueConf, ooVoo, Сервис видеоконференций iMind). Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.
Интерактивный семинар что это такое
Т. Н. Добрынина, кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета
Ключевые слова: интерактивное обучение, формы и методы интерактивного обучения, классификация семинарских занятий интерактивного типа, система аргументации знаний, предметные и социальные качества профессионала, цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.
воззрения, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа» [3, с. 8].
Вместе с тем психолого-педагогический анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Традиционные формы, методы, средства обучения предполагают в основном деятельность преподавателя по передаче информации. При анализе семинарского занятия, основное внимание уделяется преподавателю, и нередко упускается главное: успешное овладение учебным материалом зависит только от мыследеятельности самого учащегося. Попытки ввести элементы активизации учащихся, например с помощью проблемного обучения, часто сводятся к постановке преподавателем по ходу занятия определенной задачи и раскрытию им же самим поднятой проблемы.
Все вышесказанное определяет необходимость формирования активной жизненной позиции будущих специалистов, которая, в свою очередь, должна формироваться интерактивными формами обучения, тем новым в их развитии, что обусловлено изменением всех сфер жизни нашего общества.
Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и студентами; демократический стиль преподавания; сотрудничество в процессе урока преподавателя и студентов, студентов между собой; опора на личный опыт студентов, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности студентов, их регулярная и целеобусловленная смена; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации студентов.
Интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметного поля содержания обучения будет активно развиваться как в теоретическом, так и в практическом плане. Это методическое веление времени, которое связано с новым (или хорошо забытым старым) типом взаимодействия преподавателя с обучающимися, подразумевающим активный искренний интерес друг к другу, к познанию существующих в мире проблем, противоречий и загадок, постижению смысла, поиску истины путем общения и рефлексии в процессе учебно-познавательной деятельности.
Но не всякая активность студентов является показателем того, что на семинарском занятии используются интерактивные формы и методы. Есть множество приемов, с помощью которых преподаватель может поддерживать высокую активность студентов, но они при этом будут оставаться пассивными зрителями и слушателями. Для лучшего понимания особенностей интерактивного обучения можно разделить активность участников на физическую (студенты меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют и т. д.), социальную (студенты задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т. д.) и познавательную (студенты вносят дополнения и поправки в изложение ведущего, выступают как один из источников профессионального опыта, сами находят решение проблемы).
В полноценном интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением (друг с другом и с ведущим), и с изучаемым содержанием. Основное правило такого обучения: все три вида активности должны быть взаимосвязаны и разнообразны. Двигательная (физическая) активность еще не означает взаимодействия участников с изучаемым содержанием; игровые двигательные упражнения, если они изолированы от содержания, выступают как «разминки»; за-
дания на общение, не связанные с содержанием, превращаются в отвлеченное средство оживления обстановки.
Таким образом, основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционного являются: активизация познавательной деятельности обучающихся; самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий; создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности; непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися; изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником (как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер)); опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем; организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию, рефлексии [1].
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и пр.), т. е. обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта (навыка) к его теоретическому осмыслению. Опыт и знания участников служат источником их взаимообучения и ценностного взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей эффективности обучения. Эффективность интерактивного обучения связана также с особенностями человеческого восприятия.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения:
— взаимодействие учащихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности;
— процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение);
— обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
— обучение, активизирующее внутренний диалог, способствующий обретению студентами ценностных ориентиров, что позволяет преодолеть противоречие между потребностью студентов в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения в вузе.
Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это, скорее, тип, режим, форма обучения, которые позволяют наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса.
Исследования педагогов-ученых показали, что наибольшие обучающие и развивающие возможности имеют обобщающие семинары, которые применяются с целью обобщения и систематизации знаний студентов по какой-то изученной теме. Кроме того, дидактический эффект имеют вводные семинары, которые предваряют изучение темы и позволяют учащимся самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить.
Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов. Семинар связан со всеми видами учебной работы и, прежде всего, с лекционным преподаванием и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самоподготовки студентов.
Личностного включения студентов на таком семинаре не происходит, сковывается интеллектуальная инициатива, она принадлежит в основном преподавателю. Велика психологическая дистанция между ним и студентами, ставятся барьеры общения и взаимодействия. Студенты имеют возможность «спрятаться» за другого, отсидеться, отмолчаться, заниматься во время лекции или семинара другой работой.
Студент самой формой организации занятия ставится в пассивную позицию, речевая активность сводится к минимуму, каждый высказывается с особого позволения преподавателя. Основная масса студентов молча потребляет информацию и не имеет достаточной практики формулирования мысли на профессиональном языке. Язык, речь, по сути, выключены из учебной активности, а ведь речь является средством выражения мысли, выполняет функции объективации профессионального мышления.
В работах А. А. Вербицкого приводятся данные зарубежного опыта организации взаимодействия участников обсуждения на семинарских занятиях, не потерявшие актуальности и сейчас. Если преподаватель сидит отдельно от студентов и все они обращены к нему лицом, участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, но не друг другу. Если же он сидит среди студентов или как бы со стороны наблюдает их действия, становятся более частыми обращения студентов друг к другу, но не к преподавателю [2].
Замечено, что принцип «круглого стола», т. е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию их активности, увеличению количества высказываний, более принципиальному характеру дискуссии. Преподаватель также располагается в
Реализация этих принципиальных для интерактивного обучения положений привела к созданию ряда специфических форм семинарских занятий.
Семинар-дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
Особенностью такого семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Это раскрепощает интеллектуальные возможности студентов, резко снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.
На семинаре-дискуссии студент должен научиться точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Показателем развития формы семинара-дискуссии может быть использование элементов мозгового штурма и деловой игры. В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.
Дискуссия может использоваться и как метод и как форма, т. е. может проводиться в рамках других занятий, мероприятий, являясь их элементом. В вузовском обучении могут использоваться любые виды дискуссии. По окончании семинара-дискуссии преподаватель делает выводы, подводит итоги, оценивает вклад каждого и группы в целом в решение проблемы семинара. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу студентов, надо создать обстановку уверенности в том, что несогласие с позицией преподавателя в дискуссии не повлечет за собой неприязни, снижения оценки на экзамене. Нужно создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, стремиться к власти авторитета, а не к авторитету власти, реализовать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.
обменяться мнениями, провести дискуссию, «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации. Подгруппа готовит выступление представителя с ответами на проблемные вопросы. Затем идут доклады других подгрупп, а на последнем этапе семинара вырабатывается позиция всей студенческой группы. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу студентов.
INTERACTIVE FORM OF SEMINARS AT HIGHER SCHOOL
T. N. Dobrynina, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Novosibirsk State Pedagogical University
The article is devote to comparative approach of interactive and traditional training, conditions and problems of interactive training, classification of seminar types in the course of interactive training. Author considers that all interactive forms of seminar presented in the article help students to receive real practice of formulation and upholding of their point of view, judgements of argument system, i.e. transformations of information into knowledge, and knowledge into belief and sights. Subject and social qualities of an expert are formed at such seminars and purposes of training and education of a personality of future expert are reached.
Key words: interactive training, forms and methods of interactive training, classification of seminar employment of interactive type, argument system of knowledge, subject and social qualities of an expert, purpose of training and education of a personality of future expert.
Постоянный адрес данной публикации:
Публикатор:
Официальная страница автора на Либмонстре: https://elibrary.com.ua/Ippolit
Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир) • Google • Yandex