интерстеллар что это такое
Пятое измерение и альтернативная история Земли: разбираемся в идее фильма «Интерстеллар»
«Интерстеллар» — высококачественная фантастика. Это не просто калейдоскоп вселенских тайн, парадокса Эйнштейна, временных петель, инопланетных миров и глобальных катаклизмов.
В центре картины человек и его поведение в экстремальных обстоятельствах. А смысл фильма “Интерстеллар” в следующем: любовь — это притяжение, а сила любви — гравитация.
Актеры и роли
Актеры “Интерстеллара” не просто играли свои роли — они жили ими. Главную роль фильма сыграл Мэттью Макконахи. Актер, до этого сыгравший немало кинокрасавчиков, и часто мелькающий в ролях романтических героев, прекрасно изобразил сильный образ. Его герой — мужественный, умный человек, не побоявшийся принять участие в экспедиции, несмотря на ее сложность и странность.
Метью Макконахи в роли Купера. Кадр из фильма.
Прекрасную пару Макконахи составила Энн Хэтэуэй. Можно сказать, что вечный конфликт “человека науки” и “человека веры” заключается только в ней одной: доктор Бранд является ученым, но в один момент она понимает, что самым важным в этом мире является любовь.
Энн Хэтэуэй в роли доктора Брэнд. Кадр из фильма.
Сюжет фильма
Краткое содержание картины: главный герой, бывший летчик-космонавт Купер, в прошлом столкнувшийся с необъяснимой гравитационной аномалией, живет спокойной жизнью и воспитывает двоих детей.
Согласно сюжету, Земля находится в самом эпицентре экологической катастрофы. Массовое заражение культивированных растений неизвестным патогеном привело к глобальному голоду. Миру больше не нужны космонавты: в тренде фермеры.
Но однажды дом Купера оказывается в центре другой гравитационной аномалии, которая воспринимается его дочерью исключительно как полтергейст. Купер не верит в потусторонние силы, но при этом отправляется по найденным координатам, и находит секретную базу NASA.
Здесь он узнает две вещи: во-первых, через 40 лет человечество должно будет погибнуть, а во-вторых, 50 лет назад ученые обнаружили рядом с Сатурном кротовую нору (червоточину).
Куперу рассказывают, что через кротовую нору уже было отправлено 12 астронавтов с целью найти “с той стороны” планету, куда человечество может переехать на ПМЖ.
Ему предлагают принять участие в экспедиции. Герой сталкивается с первым серьезным выбором: спасти человечество и бросить при этом своих детей, или остаться с семьей, доверив спасение человечества тому, кто с этой миссией едва ли способен справиться.
Кадр из фильма.
Что означает название “Интерстеллар”
Слово “интерстеллар” состоит из приставки “интер” и корня “стеллар”. Приставка “интер” значит то же самое, что и русское слово “меж”. На латыни слово “стеллар” означает “звезды”. Дословно название фильма переводится как “Межзвездный”.
Но по-русски это название совершенно “не звучит”. Именно поэтому фильм и в отечественном прокате называется так же — “Интерстеллар”.
Когда происходят события
Вероятно, действие фильма разворачивается в 21 веке. Но это только теория. Точно известно только то, что на создание картины Ноланов вдохновил “Пыльный котел”: так называли мощные пыльные бури, которые в 30-40 гг 20 века прокатились по американским и канадским прериям.
Мифология
Мир, показанный в этом фильме, имеет структуру классического мифа. Здесь есть вневременное пятое измерение (включает высокоразвитых существ и тессеракт, являющийся посредником между временным и вневременным) и историческое бытие, которое включает в себя Общество и Природу.
Скрытый смысл заключается в том, что все в этой вселенной несет свою идею: даже самое незначительное событие является частью чего-то большого.
Особое значение в кинокартине имеет мотив времени и вечности, небесного и земного. Время и Земля являются песком, и изображаются желто-коричневым цветом. Вечность является Небом: его символизирует яркий синий оттенок.
Чтобы понять идею фильма, следует понаблюдать за сменой гардероба главных героев. В самом начале картины Купер относится к Небу, а Мерф — к Земле. Повзрослевшая Мерф носит куртку коричневого цвета. Объяснение этому выглядит так: она потеряла надежду на то, что проблема будет решена. Но решение все-таки находится, и она снимает с себя эту куртку.
Согласно мифологии фильма, мощной внешней силой является любовь, которая действует помимо нашей воли. Когда человек влюбляется, он словно приобщается к какой-то “сверхсиле”. Действие этого удивительного чувства распространяется сквозь время и пространство: по силе оно становится равным гравитации.
Кадр из фильма.
А еще в фильме говорится, что человек не одинок в этой Вселенной: существуют некие силы, которые присматривают за ним. Но это совсем даже не Бог в общепризнанном (традиционном, религиозном — как угодно) понятии…
Мерф в черной дыре
Куперу удается выяснить, что именно благодаря библиотеке, которая ведет в комнату его дочери, Мерф, он сможет оказать воздействие на всевозможные точки времени и пространства. Для этого придется воспользоваться гравитацией для перемещения предметов.
Герой понимает, что при помощи гравитации он должен передать сообщение назад во времени. Еще он понимает, что получателем этого сообщения должна стать именно Мерф, которая в итоге сыграет главную роль в спасении человечества.
Кадр из фильма.
Куда попадает Купер из черной дыры
По сюжету Купера заносит в кротовую нору. Там он продолжает делать наблюдения, и отправляет все, что видит, TARS. Он ждет гибели, но все-таки выживает.
После этого его непостижимым образом переносит в многомерную библиотеку. Там, имея возможность оглянуться на вчерашний день, он в итоге понимает смысл своей миссии.
Что такое червоточина
За объяснением этого термина следует обратиться к Эйнштейну. Однажды он задался вопросом: а что, если массивные тела способны искривлять вокруг себя время?
В 1976 г NASA это доказала, отправив на 10000 км от Земли в космос атомные часы. При этом к Земле (к точно таким же часам) был спущен радиосигнал. Было установлено, что на Земле время течет на 30 микросекунд в день медленнее.
Еще Эйнштейн предположил, что массивные тела могут искривлять вокруг себя не только время, но и пространство. И это спустя время также было доказано. Главный вопрос, на который современная физика до сих пор не может найти ответ, звучит так: куда искривляется пространство?
Словно в ответ на этот вопрос и была обнаружена червоточина (кротовая нора). Она представляет собой гравитационную аномалию, при помощи которой астронавты могут переместиться из Солнечной системы в какое-нибудь отдаленное место.
Ход времени на разных планетах
1 час на планете Миллер равняется 7 земным годам. По мнению героев, время на планете идет быстрее по той причине, что она находится рядом с черной дырой, которая называется “Гаргантюа”.
За пояснением следует обратиться к теории относительности Эйнштейна. Было доказано, что Гаргантюа намного массивнее, чем земля. По этой причине искривление времени и пространства вокруг нее гораздо больше. Именно поэтому время на планете Миллер идет гораздо быстрее.
Смысл концовки
Концовка дает объяснение того, кем являются загадочные “они”, которые, как считалось, помогали героям в их миссии. В конце выясняется, что это люди будущего, которым удалось покорить пять измерений при помощи гравитации.
Призраком, с которым общалась Мерф, был сам Купер, который пытался достучаться не только до дочери, но и до себя самого.
Заключение: смысл фильма
Интерстеллар создан на основе теоретических трудов ученого-астрофизика. Согласно расшифровке полученных им данных, если что и спасет человечество от возможного конца света — так это высокие технологии.
Купер проходит путь от человека, не доверяющего роботу, управляющему его рейнджером, до человека, единственным близким существом которого оказывается именно робот.
Главной ценностью Купера была его дочь, которую тот, несмотря на хэппи энд, спасти так и не смог. Но в самом конце его поведение демонстрирует, что главной ценностью для него является спасение человечества при помощи обретенных знаний.
Сам фильм очень понравился астрофизикам. По их мнению, эта кинокартина представляет собой версию альтернативной истории: она о том, что могло бы быть и что еще может быть.
Сплетник образовательный: «Интерстеллар» с точки зрения науки
Часть из показанного в фильме — чистая правда, другая часть основана на научных предположениях, а еще часть — чистой воды спекуляция.
Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» многие называют самым научным в современной кинофантастике, но и претензии ему предъявляют по всей строгости. Споры о достоинствах и недостатках этой картины заставляют людей зарываться с головой в учебники физики. Попробуем и мы разобраться, как «Интерстеллар» стал таким, каков он есть, и что в нём строго научно, а что — не совсем.
Человек, придумавший «Интерстеллар»
Имя известного физика Кипа Торна всплывает в каждом споре о научности картины Нолана. Учёный сыграл в создании фильма огромную роль. Торн не ограничивался ролью научного консультанта — по сути, именно он придумал «Интерстеллар».
Лет тридцать назад знаменитый Стивен Хокинг устроил своему другу, молодому физику и одинокому отцу Кипу Торну свидание вслепую с Линдой Обст, редактором раздела науки журнала The New-York Times Magazine и начинающим телепродюсером. Романа у парочки так и не вышло, зато образовалась крепкая дружба. Лет десять назад Линда и Кип загорелись идеей создать фильм, основанный на достижениях и знаниях современной науки. Они написали восьмистраничный набросок, где фигурировали, помимо прочего, целых шесть кротовых нор, пять черных дыр и загадочная раса инопланетян, живущих в «балке» — пространстве, имеющем минимум пять измерений. Одним из героев должен был стать Стивен Хокинг, который лично отправлялся в космос.
Предлагая свою идею киностудии, Торн поставил условие: все сюжетные ходы в фильме должны быть научно достоверны или хотя бы основаны на допустимых теориях и спекуляциях.
Идеей заинтересовалась студия Paramount, а в режиссерское кресло уселся сам Стивен Спилберг. Сценарий поручили младшему брату Кристофера Нолана Джонатану. Но затем начались трудности: из-за забастовки Гильдии сценаристов Джон прекратил работу над фильмом, затем ему пришлось переключиться на «Темного рыцаря», а Спилберг что-то не поделил с боссами Paramount и покинул проект. Торн пал было духом, но Линда не отчаялась и за пару недель нашла нового режиссера — Кристофера Нолана.
Старший Нолан привнес в «Интерстеллар» немало нового. Крис переписал сценарий, объединив его с собственными идеями, изначально предназначавшимися для совсем другого проекта. Финальный вариант был совсем не похож на изначальный восьмистраничный набросок, но Кип не расстроился, поскольку, с его точки зрения, Нолан почти всегда придерживался озвученного Торном принципа. Торн категорически возразил режиссеру лишь один раз — когда Крис придумал сцену, где герои двигались быстрее света. Кип две недели доказывал, почему это совершенно невозможно, и добился своего.
Вместе с тем Кип понимал, что Крис снимает художественное кино, поэтому то и дело закрывал глаза на мелкие неточности, нужные для усиления драматизма, и следил лишь, чтобы фантазию Нолана не уносило слишком далеко. Получилось ли у него? Давайте разберемся.
Начало «Интерстеллара» разворачивается на Земле будущего, которая выглядит крайне малопривлекательно. Новый патоген уничтожил все сельхозкультуры, кроме кукурузы, возникла угроза голода, правительства распустили армии и научные центры, а простые люди вынуждены становиться фермерами, чтобы прокормить себя. Словно этого мало, жители страдают от регулярных пылевых бурь, превративших большую часть США в «пылевой котел». Хуже того, патоген уничтожает запасы кислорода в воздухе, замещая его азотом, так что те, кто не умрёт от голода, банально задохнутся.
ПРЕТЕНЗИЯ: Постойте! Как один-единственный патоген мог уничтожить всю растительную жизнь? Как правило, подобные вещи влияют только на определенные виды растений, полностью выкашивая их популяцию. Те же заболевания, которые затрагивают сразу несколько видов, как правило, не настолько сильны.
История Земли знает примеры массовых вымираний, когда из-за резко изменившихся условий погибала большая часть живых существ. Так произошло, когда возникли цианобактерии, выделявшие кислород, который в те времена был настоящим ядом для большинства видов. Сейчас вполне может развиться похожий микроорганизм, который, например, будет выделять в атмосферу азот.
Есть и другой возможный сценарий: появление нового заболевания, которое поражает те основные разновидности растений, от которых мы зависим больше всего. Биологи не исключают такую возможность, хотя и находят ее крайне маловероятной.
Червоточина и «Эндюранс»
Воспользовавшись удачно подвернувшейся кротовой норой, NASA снаряжает межзвездную экспедицию на корабле «Эндюранс» в поисках нового дома для человечества. Хорошо, что возле Сатурна есть нора! Ведь в мире Купера путешествия со скоростью света невозможны, и к звёздам пришлось бы лететь тысячи лет.
ПРЕТЕНЗИЯ: Разве кротовые норы реальны? Неужели физики зарегистрировали хотя бы одну?
Нет, но наука допускает их существование или, по крайней мере, не отрицает его. А что не запрещено… В последнее время не без участия мистера Торна в космологии набирает популярность идея, что пространство — это не бескрайняя пустота, а своего рода материал, который поддается изменению, были бы нужные инструменты.
КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим. Но для поддержания норы в рабочем состоянии требуются немалые количества отрицательной или экзотической материи. Да и для открытия норы требуется источник огромной гравитации типа Гаргантюа, а появление подобного в Солнечной системе погрузило бы ее в хаос.
И даже если бы кротовая нора появилась — например, из-за влияния Гаргантюа — то была бы дорогой с односторонним движением. Для обратного путешествия потребовался бы аналогичный источник гравитации с другой стороны.
Да, само появление норы — это необходимая вольность. В фильме герои предполагали, что кротовая нора была создана существами, живущими в пятимерном пространстве, чтобы указать нам путь к спасению.
КОНТРАРГУМЕНТ: Профессор Бранд говорит, что кротовая нора появилась на орбите Сатурна за пятьдесят лет до событий «Интерстеллара». NASA разогнали за десять лет до начала фильма. То есть на протяжении сорока лет никто ничего не знал о появлении гравитационной аномалии в пределах Солнечной системы? Да толпы приверженцев теории струн выстроились бы очередями в Нобелевский комитет. Это же новость века!
С тех пор прошло полвека, о какой-то норе в космосе все успели забыть — проблем-то хватало. Помнит о ней только один сумасшедший дед, который живет под землей, косит под Кипа Торна и собирает космические корабли на коленке.
ПРЕТЕНЗИЯ: Кстати, о корабле! Зачем ракета-носитель выводила его на орбиту, если ему оказалось под силу взлетать с планет Миллер и Манна?
Во-первых, на орбиту выходил «Эндюранс», а на планеты космонавты садились в «Рейнджере» — челноке, пристыкованном к «Эндюранс». Во-вторых, на пути от Земли до Гаргантюа заправок нет, так что топливо надо экономить.
(на съемочной плошадке Кип сам писал на доске, принадлежащей героям, чтоб надписи были осмысленные).
Жизнь на орбите черной дыры.
Пройдя через кротовую нору, Купер и остальные попадают в конечную точку своего путешествия — планетную систему возле огромной черной дыры Гаргантюа. Это небесное тело — предмет особой гордости как Кипа Торна, так и мастеров по спецэффектам. При изображении дыры использовались вычисления, сделанные Торном специально для фильма. Получившийся результат ошарашил самого Кипа. Он догадывался, как должны в реальности выглядеть черные дыры, но компьютерная анимация превзошла все его ожидания.
ПРЕТЕНЗИЯ: Рядом с Гаргантюа не видно других небесных тел, кроме парочки планет. Откуда планеты Миллер, Эдмундса и Манна черпают тепло и свет?
Из аккреционного диска. Притяжение Гаргантюа так велико, что способно захватить целую звезду. Когда звезда движется прямо на черную дыру, ее судьба плачевна и предсказуема. Если же её орбита пролегает рядом с Гаргантюа, то притяжение черной дыры попросту разрывает небесное тело на части, а большая часть материи, ранее составлявшей тело звезды, попадает на орбиту Гаргантюа и формирует аккреционный диск. Он излучает свет, тепло и радиацию, так что вполне может заменить солнце.
КОНТРАРГУМЕНТ: Выходит, жить на этих планетах нельзя из-за высоких температур и радиации. Как же экипаж «Эндюранс» не поджарился, просто пролетая мимо?
Возможно, с момента, когда последняя звезда попала в гравитационные тиски Гаргантюа, прошло несколько миллионов лет. Тогда газ, составляющий диск, остыл до температуры в несколько тысяч градусов и уже не излучает такой сильной радиации, хотя продолжает давать достаточно света и тепла. Низкой температурой объясняется и блеклость диска.
ПРЕТЕНЗИЯ: Откуда там вообще планеты взялись? Разве их не должно было засосать внутрь дыры?
На самом деле наука допускает существование возле гигантских черных дыр зон обычного времени и пространства, даже целых планетных систем, которые вращаются вокруг центральной сингулярности по сложным, но замкнутым орбитам.
Если Гаргантюа последний раз захватывала звезды в свой гравитационный капкан миллионы лет назад, то диск стал безопасным для случайных путешественников (и бесполезным для окрестных планет, к слову). Что касается спагеттификации, она опять же возможна в маленьких и невращающихся черных дырах. Размеры и скорость вращения Гаргантюа сводят разницу притяжений различных частей тела к нулю, так что превращения в спагетти можно не опасаться.
КОНТРАРГУМЕНТ: Разве это значит, что можно благополучно пережить падение в черную дыру?
Нет, конечно. Отправившись следом за ТАРСом, Купер подписал себе смертный приговор и сам это понимал.
КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим, каким-то чудом Купер остался жив. Как он рассчитывал передать сигнал обратно домой? Ведь они испытывали трудности даже с передачей сигнала через кротовую дыру. Что уж говорить о черной дыре, из которой, как известно, не сбегает ничто.
Считалось, что притяжения черной дыры не может избежать ничто, даже свет. Но Стивен Хокинг доказал, что и черные дыры могут излучать элементарные частицы, преимущественно фотоны. Некоторые теории подразумевают, что информацию в принципе невозможно остановить, но единого взгляда на этот вопрос у ученых нет. Тем не менее они едва ли согласятся с тем, что из черной дыры может транслироваться сигнал, так что это, конечно, преувеличение.
ПРЕТЕНЗИЯ: Что это за гравитационные данные, без которых невозможно решение уравнения профессора Бранда?
Согласно фильму, данные были нужны профессору, чтобы подойти к пониманию гравитации и ее взаимодействия с квантовой механикой. Впоследствии это помогло бы поднять с Земли новые человеческие колонии. Разумеется, для решения таких проблем в реальной жизни прыжок в черную дыру не понадобится. И вряд ли такие данные можно передать столь короткой последовательностью сигналов.
ПРЕТЕНЗИЯ: Пройдя горизонт событий, Купер оказывается в тессеракте, четырехмерном гиперкубе, позволяющему измерять время как линейную величину и позволяющему общаться с Мёрф на любом отрезке её жизни. Это тоже научно?
С момента прыжка в черную дыру и до конца фильма сценарий перестает ориентироваться на науку и оперирует чистой воды спекуляциями. Да, учёные допускают существование других измерений, но их познание в трехмерном пространстве не представляется возможным. И уж конечно, нельзя научно доказать, что после прыжка в черную дыру неведомые силы перенесут человека в комнату его дочери. Все эти загадочные явления Нолан списывает на таинственных и загадочных «их», живущих в пятимерном пространстве.
Нолан снимал все-таки фантастику, а не документальное кино, поэтому имел право игнорировать кое-какие детали. «Интерстеллар» порой становился жертвой художественного замысла, визуальные решения делались для удобства зрителей и съемочной группы, а не для ученых. Тем не менее картина получилась куда более научной, чем большая часть современной кинофантастики. Задумайтесь: на каком еще сеансе нам вообще требовалось знать, как работает реальная астрофизика?
Тайны фильма «Интерстеллар», о которых вы даже не догадывались
Легендарный художественный фильм «Интерстеллар» — это фантастический эпос про задыхающуюся планету Земля, межгалактические полеты и парадоксы времени. Каждый, кто любит и ценит жанр научной фантастики, считает это произведение одним из выдающихся не только в своей нише, но и среди представителей шедевров мирового кинематографа в целом.
Этот фильм снимался с использованием передовых технологий, а в составе съемочной группы трудились выдающиеся специалисты. У картины за всю историю её разработки дважды сменились режиссер и исполнитель главной роли. И также нельзя не отметить огромное количество тайн и секретов, которые хранил в себе непосредственно съемочный процесс.
Редакция портала Aussiedlerbote Zeitung предлагает вам вспомнить все интереснейшие моменты, которые остались за кадром киношедевра. Как развивались отношения Нолана и МакКонахи? Какая актриса отказалась от съемок, о чем в будущем сильно пожалела? Какие технические решения внедрила в съемки команда проекта? Об этом и многом другом в нашем сегодняшнем материале.
Идея родом из научного мира
Метод космических путешествий в «Интерстелларе» был основан на работах физика Кипа Торна, американского астронома, одного из главных мировых экспертов по Общей теории относительности. Торн — главный адепт теорий о машинах времени и кротовых норах («туннелей» в пространстве). Понятие кротовой норы, кстати, включая её название, ввёл в физику американский ученый Джон Арчибальд Уилер, главный вдохновитель Кипа Торна.
Идея фильма «Интерстеллар» была рождена именно господином Торном на съемках фильма «Контакт» 1997 года выпуска, где физик выступал в роли консультирующего сценариста. Позже известный кинорежиссер Кристофер Нолан смог форсировать наброски Торна до уровня полноценного киносценария. К слову, в своё время наброски Торна заметил культовый американский кинорежиссер Стивен Спилберг.
А мог же быть очередной Аватар
Стивен Спилберг не просто заметил наброски американского астронома, он почитал Кипа Торна как выдающегося ученого и был его близким товарищем. И именно за Стивеном Спилбергом проект кинокартины «Интерстеллар» был закреплен аж с 2006 года.
В те времена Спилберг нанял молодого Джонатана Нолана, перспективного сценариста и начинающего режиссера. Джонатан должен был написать полноценный сценарий к фильму, так как сам Спилберг был крайне занят другими проектами.
И, как вы уже догадались, в 2012 году, сразу после выхода Спилберга из «Интерстеллара», Джонатан Нолан предложил инвесторам и продюсерам пригласить на пост режиссера своего старшего брата Кристофера.
Изучив версию сценария Джонатана, Кристофер Нолан внес последовательные корректировки, что в итоге и создало именно ту версию сценария, которую и знают поклонники фильма. К слову, сам Кристофер говорил тогда, что его цель — снова влюбить широкую публику в космические путешествия и призвать их поддерживать постоянные государственные инвестиции в науку.
На Comic-Con 2014, прошедшем в Сан-Диего в 2014 году, Кристофер Нолан отметил:
«Я вырос в то время, когда желание быть космонавтом было высочайшим стремлением любого ребенка. Я чувствую, что за последнюю пару десятилетий оно резко снизилось».
Звездный состав и личные отношения МакКонахи и Нолана
В актерском составе «Межзвёздного» числятся сразу шесть лауреатов премии «Оскар»: Мэттью МакКонахи, Мэтт Дэймон, Кейси Аффлек, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн и Эллен Бёрстин. Занятный факт — Стивен Спилберг изначально собирался отдать главную роль Уиллу Смиту, однако с приходом в проект Кристофера Нолана роль овдовевшего инженера и бывшего пилота НАСА Джозефа Купера отошла именно Мэттью МакКонахи.
Нельзя не упомянуть причину такого решения со стороны Кристофера Нолана. В 2012 году Мэттью МакКонахи снялся в криминальной драме «Мад», именно этот фильм является одним из любимейших у Нолана. Отсюда и ответ — актерская игра МакКонахи так сильно впечатлила Кристофера, что режиссер чуть ли не сразу после просмотра фильма позвонил актёру и пригласил его в проект.
Впервые, когда они встретились, коллеги по фильму более 3 часов общались о личной жизни, о своих хобби, о семье и друзьях. Как позже выяснилось, эта встреча нужна была режиссеру для понимания, сработаются ли они с Мэттью МакКонахи. Смогут ли найти общий язык и будет ли плодотворной их работа над проектом.
Секреты и тайны актерского состава
Крепкая дружба режиссера и исполнителя главной роли «Межзвёздного» дошла до того, что именно Мэттью МакКонахи настаивал на участии Джессики Лэнг в съемках фильма. Американская актриса должна была сыграть пожилую версию Мёрфи, однако в связи со своим участием в последнем для неё полном сезоне телесериала «Американская история ужасов» она отказалась.
Роль отошла несравненной Эллен Бёрстин, которой на момент съемок фильма было уже более 80 лет. Кстати, стоит обратить внимание, что первые и последние слова в фильме произносит именно пожилая Мёрф.
Мэтт Деймон, в свою очередь, с радостью присоединился к команде «Интерстеллара», подвинув в своем графике все проекты. Он не был включен ни в одну промо-акцию «Межзвёздного», его имя нигде не упоминалось и он не присутствовал ни на одной из кинопремьер в 2014 году. Роль Мэтта Деймона хранилась в секрете до самого момента выхода фильма в прокат.
А ведь именно Мэтт Деймон убедил Кристофера Нолана организовать для актерской команды просмотр фильма «Парни что надо» 1983 года. Как отмечал тогда Нолан, просмотр этого произведения действительно помог понять актерам свои роли в фильме.
К слову, не только актеры хранили секреты. Всё время своей работы команда «Интерстеллара» создавала проект под именем «Письмо Флоры»: именно так назывался «Межзвёздный» во время съёмок. Такую традицию соблюдают многие режиссеры, дабы уберечь картину от излишнего внимания со стороны прессы и предотвратить возможные утечки подробностей сценария в массы. Кстати, название «Письмо Флоры» было выбрано в честь дочери Кристофера Нолана, Флоры Нолан.
Собственные разработки: костюмы с охлаждением и обдувом
У дизайнеров было лишь несколько месяцев для того, чтобы полностью спроектировать и изготовить костюмы для членов экипажа «Эндюранс» (именно так назывался космический корабль, на котором команда Купера отправилась в другую галактику). Как ни странно, поставленная задача была выполнена.
Из-за того, что актеры долго носили костюмы, в них должны были функционировать кислородные блоки, чтобы они смогли свободно дышать во время длительных съёмок в шлемах. В костюмах также была предусмотрена система из трубок с циркулирующей холодной водой, как можно догадаться, для охлаждения актеров во время долгого ношения тяжелых скафандров.
Более того, часть этой системы из трубок включала в себя также воздушное охлаждение: были изготовлены специальные рюкзаки, в которых и была размещена эта система. Назначение у неё было не менее важное, ведь именно благодаря воздушному охлаждению костюмы актеров не перегревались, а стеклянные шлемы не запотевали изнутри. Каждый такой костюм весил примерно 15 килограмм.
Энн Хэтэуэй признавалась прессе, что эти костюмы были ужасно неудобные, но, по её мнению, их громоздкость и большой вес всё-таки помогли актерской игре.
Мы заходим слишком далеко: 3D-принтер и роботы
Вышеупомянутые стеклянные шлемы космонавтов были созданы с помощью технологии 3D-печати и были подогнаны по индивидуальному заказу для актеров и их дублеров. Внутри этих шлемов была установлена специальная звуковая радиосистема, чтобы режиссер и актерская команда могли беспроблемно общаться.
Однако шлемы — это не самая технически сложная разработка. Координатор спецэффектов Скотт Фишер и его команда создали специально для фильма 8 высокотехнологичных роботов. Перед началом съемок Фишер подсчитал, что более 80% видеоматериалов о роботах в «Межзвёздном» представят собой именно практические эффекты, а не компьютерную графику.
Большинство кадров робота TARS не были сгенерированы компьютером, он был, по факту, марионеткой, которой управлял и озвучивал на съемочной площадке Билл Ирвин, который впоследствии был удален из кадра с помощью монтажа. Однако же в ценах, где в кадре требовалось больше резких движений, 90-киллограмовая установка управлялась Марком Фичера.
«Временной символизм» Нолана и Циммера
Если присмотреться к форме космической станции Эндюранс, становится ясно, что она напоминает циферблат. Символизм, связанный с циферблатом, часами и временем, в принципе играет важнейшую роль в фильме. Приведем пример.
На планете Миллер, показанной в фильме, 7 земных лет были равны одному часу, проведенному на ней. Следовательно, обычный земной день истекает там каждую 1,25 секунды. В начале пятиминутной сцены, снятой в декорациях планеты Миллер, начинается композиция, написанная легендарным композитором Хансом Циммером. В ней каждые 1,25 секунды отчетливо слышен «тикающий» звук истекающего у героев времени.
По итогам сцены, персонажи фильма, Купер и Доктор Бренд, вернулись на Эндюренс спустя 23 года 4 месяца и 8 дней. Это означает, что вся их миссия на планете Миллер заняла около 3 часов 17 минут.
Снайфедльсйёкюдль или Керкюбайаклёйстер?
Кстати, про декорации. Для кадров с кораблем были использованы реальные модели и миниатюры. И даже легендарная сцена, когда Купер буквально левитирует в пятимерном пространстве, чтобы вернуться во времени, общаясь с дочерью в её спальне, была снята без использования хромакея.
Здесь был частично применен «Slit-Scan эффект», когда фотография кладется на сканер, а далее, при сканировании со скоростью считывания сканера, двигается рукой сама фотография. После чего изображения получаются вытянутыми в ту сторону, куда их направляли рукой. Из них и создавался видеоряд вышеупомянутой сцены в «Интерстелларе».
К помощи компьютерной графики в фильме прибегали настолько редко, что даже сцены, снятые на Планете Манна (персонажа Мэтта Деймона), были сняты в реальных местах планеты Земля. Для этого съемочная команда посетила ледник Снайфедльсйёкюдль и деревню Керкюбайаклёйстер в Исландии.
Суть в том, чтобы актеры находились в настоящих суровых условиях и проживали реальные эмоции, то есть, если по сюжету должно быть, к примеру, холодно, то группа уезжала именно в те места, где в тот момент было действительно холодно. Занятный факт: на леднике Снайфедльсйёкюдль ранее снимались сцены фильма «Бетмен: Начало» 2005 года, а также некоторые сцены сериала «Игра Престолов» (очевидно, с белыми ходоками), ведь эта локация идеальна для мира фантастики и научного фэнтези.
Мы вырастим и продадим целое кукурузное поле!
Кукурузные поля, где по сюжету располагалась ферма Купера, были выращены с нуля съемочной командой проекта специально для фильма. На этот процесс было потрачено более полугода, а специалисты, работающие над фермой, посадили более 200 гектаров кукурузы. Как сообщалось, по окончании съемок урожай был продан, на чем команда проекта неплохо заработала.
Учитывая, что средняя урожайность кукурузы с одного гектара земли — 5 тонн (с учетом грамотного удобрения и постоянного полива), при участке в 200 гектаров съемочная команда «Интерстеллара» смогла продать не менее 1 000 тонн урожая. В реалиях 2014–2015 годов это чуть менее 500 000 долларов.
Но вернемся к кукурузе. Также фермерский дом, в котором проживала семья главного героя-астронавта, был построен для съемок всего за пару месяцев. Он не был простой декорацией: дом был полностью пригоден для жизни и обладал набором необходимых коммуникаций.
Так что в итоге?
При бюджете в 165 миллионов долларов фильм «Интерстеллар» смог собрать в прокате 677 миллионов долларов. Картина взяла такие престижные награды, как Оскар (номинация «Лучшие визуальные эффекты»), премию Британской академии (номинация «Лучшие визуальные эффекты»), а также пять наград (из пяти номинаций) от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.
«Интерстеллар» создан на основе теоретических трудов выдающегося ученого-астрофизика. Согласно расшифровке полученных им данных, если что и спасет человечество от возможного конца света, так это высокие технологии.
Наилучшим заключением нашего материала будет процитированное в фильме стихотворение.
Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы,
Пусть тлеет бесконечность в яростном закате.
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир,
Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой.
И не разжечь уж тлеющий костёр.
Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир.
Дилан Томас (1914−1953)