инвестиционный план что такое

Инвестиции

Вложение денег с целью получения прибыли в будущем или привлечение денег для развития бизнеса

Инвестиции — это вложение денег с целью получения прибыли в будущем. Их главная задача — приумножить капитал.

Для бизнеса инвестиции — это способ закрыть финансовые потребности. Инвесторы могут помогать не только деньгами, но и знаниями, связями и опытом. Они даже могут направить на производство собственных специалистов.

Рассказываем, как инвесторы находят проекты для финансирования, как инвестировать самостоятельно и куда еще можно вкладывать деньги.

Зачем нужны инвестиции

Инвестиции приносят выгоду обеим сторонам сделки: бизнесу — финансовую поддержку, а инвестору — прибыль.

Бизнесу. Цель привлечения инвесторов зависит от стадии развития бизнеса. Например, стартапам нужны деньги, чтобы разработать новый продукт, найти потенциальных клиентов и запустить производство. Зрелому бизнесу поддержка партнера позволит расширить границы влияния и выйти на новый рынок.

Найти инвестора можно разными способами: изучить рейтинги частных инвесторов в интернете и связаться с ними лично, участвовать в программах по развитию стартапов и заодно приобрести связи среди инвесторов. Эти варианты подойдут стартапам, а для финансирования на поздних стадиях проекта обращаются, например, в инвестиционные фонды.

Иногда инвесторы сами находят проекты. Как правило, их интересуют заметные компании со стабильным доходом, наработанной базой клиентов и перспективными идеями. О них инвестор может узнать из СМИ или в результате анализа рынка.

Инвестору. Деньги можно хранить дома или на счете в банке, но инфляция будет снижать их покупательскую способность: с каждым годом купить на них можно меньше, чем сегодня. Чтобы избежать этого, можно вложить их и получать дополнительную прибыль.

У инвесторов могут быть разные цели:

От цели инвестирования зависит выбор инструмента для инвестиций, стратегии и стиля инвестирования.

Во что можно инвестировать

Любое распределение денег с целью их приумножить можно считать инвестицией. Деньги можно внести на счет в банке, чтобы получать небольшой процент, — это самый безопасный способ инвестировать, но доход от него ниже, чем от других. Вклад работает так: когда клиент вносит на счет деньги, одну их часть банк отдает на хранение в Центробанк, а другую использует для получения прибыли. Например, выдает кредит другому клиенту. Частью этой прибыли он делится с вкладчиком.

Еще можно вложить деньги в недвижимость — например, купить квартиру и сдавать ее в аренду — это тоже считается инвестицией. Но чаще всего, когда говорят про инвестиции, имеют в виду вложение в финансовые активы — это акции, облигации, паи инвестиционных фондов, валюта и драгоценные металлы. О таких инвестициях мы расскажем подробнее.

Акции. Это долевые ценные бумаги, которые позволяют владеть частью бизнеса, а иногда и управлять им. Если компания закроется, владелец акций получит часть имущества организации, то есть выплаты, пропорциональные доле его участия в компании. Размер выплат также зависит от типа акций и условий, прописанных в уставе организации.

Прибыль от акций можно получать двумя способами: покупать и продавать их или получать дивиденды — часть прибыли компании за определенный период.

У акции нет срока действия. Ее можно продать в любой момент, если понадобятся деньги или если покажется, что она достаточно выросла в цене и может случиться обвал.

Облигации. Это долговые ценные бумаги. При покупке облигации инвестор дает часть своих денег в долг компании на время. Пока компания пользуется деньгами, инвестор получает купоны — так называют процентные выплаты держателям облигаций.

У облигаций есть срок. Когда он закончится, инвестор получит назад всю вложенную сумму.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). ПИФ можно сравнить с коллективной копилкой или сейфом, куда частные инвесторы складывают свои деньги. Взамен они получают пай — именную ценную бумагу, в которой указан размер их доли в общем фонде.

Сам по себе пай не приносит прибыли — ни процентов, ни купонов, ни дивидендов. Заработать можно, если выросла стоимость активов фонда. Тогда погасить или продать пай можно по более высокой цене. При погашении из фонда возвращается сумма, которая равна стоимости пая. При продаже пай переходит другому инвестору на бирже.

За владение паем есть комиссии, они обычно указаны в описании фонда.

Если владеть паем хотя бы три года, налог платить не нужно.

Валюта. Можно покупать любую валюту, держать на вкладе и получать проценты. Если курс станет выше, чем при покупке, валюту можно продать и заработать на разнице.

Курс трудно предсказать: он может стремительно вырасти и принести много денег, а может резко упасть — тогда прибыли не будет.

Драгоценные металлы. Можно купить слитки, монеты или вложить деньги в обезличенный металлический счет — он нужен для хранения «виртуальных» металлов. С помощью этого счета можно купить или продать металл, не получая его на руки. Стоимость золота, серебра и платины разная, поэтому и динамика изменения цены у них тоже разная. Банки сами устанавливают цену покупки и продажи металла, исходя из цены Центробанка.

Центробанк опирается на цену металла на Лондонской бирже: там выставляют цену в долларах за унцию. Но банки и ювелиры используют измерение в тройских унциях: 1 унция = 31,1 г. Поэтому Центробанк делит цену на бирже на 31,1 и переводит сумму в рубли — получается цена за 1 г металла. Пользуясь этим, можно заработать дополнительные деньги на продаже металла: при падении рубля драгоценный металл в рублях дорожает.

Кто может стать инвестором

Инвестировать может любой человек, но торговать на бирже самостоятельно не получится. Для этого нужен посредник, у которого есть лицензия Банка России на биржевую торговлю. Им может быть брокер, доверительный управляющий или управляющая компания, если деньги будут вкладываться в паевые инвестиционные фонды.

Проверить лицензию посредника можно на сайте Центрального Банка.

Если обратиться к управляющему или управляющей компании, все решения о покупке и продаже активов будут выполнять доверительные лица — самому ничего делать не придется.

Брокер также будет выполнять поручения клиента на рынке — покупать и продавать, но изучать биржевые сводки, графики и статистику придется самостоятельно. Если этого не делать, можно вложить деньги в низколиквидные инвестиции и все потерять.

Чтобы начать работать с брокером, нужно:

Юридическое лицо тоже может стать инвестором. Например, инвестициями занимаются банки и инвесткомпании. Они используют деньги вкладчиков и торгуют на рынке ценных бумаг, зарабатывая на марже — разнице между суммой покупки и продажи акций, облигаций или векселей.

Какие инвестиции бывают

Инвестиции отличаются по форме собственности, ликвидности и сроку, на который вкладывают деньги.

По форме собственности. Форма собственности определяет, кто вкладывает деньги. Инвестиции бывают:

Иногда инвестиции могут быть смешанными: например, часть принадлежит государству, часть — частному лицу, а часть — иностранной компании

По ликвидности. Ликвидность указывает, как быстро актив может быть продан по рыночной цене. Инвестиции бывают трех видов:

По сроку вложений. Есть три вида инвестиций в зависимости от периода, на который вносят деньги:

Краткосрочные инвестиции позволяют быстро получить небольшую прибыль, долгосрочные — нескоро, но в большем размере.

Перед инвестированием оценивают, подходит ли актив по финансовым возможностям и сроку получения прибыли. Например, если цель — накопить и инвестор не спешит получить деньги за короткий срок, он вкладывает деньги в активы с фиксированным и невысоким доходом.

Как собрать инвестиционный портфель

Часто в портфель включают разные активы, чтобы снизить риски: например, если акции упадут в цене, рост валюты компенсирует потерю. Расширение портфеля разными активами называется диверсификацией. Диверсификация бывает двух видов: по секторам экономики и классам активов.

Диверсификация по классам активов. Драгоценные металлы, акции, облигации — все это разные классы активов. Чтобы найти баланс между доходами от активов и расходами на них, можно складывать в портфель разные классы. Например, при покупке акций всегда больше рисков, поэтому можно добавить к ним облигации — они стабильнее.

Если только начинаете инвестировать, советуем обратиться к финансовым консультантам. Они помогут подобрать активы для портфеля и дадут советы, как ими управлять.

Если хотите все делать своими руками, можно воспользоваться сервисами для инвестиций, чтобы оценить, какие активы нравятся: посмотреть описания компаний и фондов, графики роста доходности.

Как снизить риски

При инвестировании есть риск потерять капитал. Чем выше доходность у инструмента, тем выше риски. Поэтому при высоких процентах избежать рисков не получится.

Риски могут быть разными. Например, некоторые возникают, когда невозможно продать актив низкого спроса или высокой разницы между курсом покупки и продажи. Другие относятся к возможному банкротству компании, которая выпускает ценные бумаги. А еще есть внешние риски — это инфляция, риски падения валюты или процентных ставок. Есть несколько способов снизить риски.

Следовать стратегии. При длительных инвестициях ситуация на рынке может меняться. Важно не поддаваться панике, а следовать стратегии и помнить, что в долгосрочной перспективе фондовые рынки растут.

Учитывать риски, которые известны заранее. Некоторые активы имеют заранее определенный уровень риска. Можно сравнить разные инструменты по риску и выбрать те, что имеют наиболее выгодное соотношение риска и доходности.

Не инвестировать в то, что непонятно. Если не знаете, как устроен финансовый инструмент, лучше не вкладывать в него деньги.

Проверять портфель. Со временем некоторые активы в портфеле могут стать более рискованными. Чтобы риски не росли, советуем время от времени выполнять ребалансировку портфеля и приводить процентное содержание активов к первоначальным значениям.

Если вы торгуете через брокера, он должен отчитываться о состоянии вашего портфеля согласно условиям договора или по вашему письменному запросу в течение 10 дней со дня получения запроса. Если у брокера есть личный кабинет, вы можете проверять состояние портфеля там.

Какой налог платят инвесторы

Доход от инвестиций может быть в виде прибыли от продажи или покупки акций или в виде дивидендов, купонов, а также прибыли от продажи валюты.

Доходы от инвестиций облагаются НДФЛ. Если инвестор — резидент России, то он должен заплатить 13% от дохода, если он не превышает 5 млн рублей в год.

Доход от продажи ценных бумаг и валюты на бирже облагается налогом, только если их продали дороже, чем купили.

Когда не надо платить налоги

Если продажа или покупка ценных бумаг или валюты приводят к убыткам, то налог не начисляется. Налог не зачислится и на тот доход, который еще не поступил на инвестиционный счет.

Физлицам в некоторых случаях можно не платить НДФЛ, если доход получен от купли или продажи зарубежных акций и налог был уплачен другой стране. Чтобы узнать, нужно ли платить НДФЛ, надо проверить, есть ли у России с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения. Если есть, можно зачесть уплаченный за рубежом налог в счет уплаты НДФЛ в России.

Источник

Как составить бизнес-план

Инструкция и образец документа

Я эксперт по бизнес-планированию.

Вот о чем расскажу в статье:

Что такое бизнес-план

Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.

В бизнес-плане содержатся:

Зачем нужен бизнес-план

На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.

Основные виды бизнес-планов

Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.

Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.

Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.

Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:

Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.

Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.

Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.

Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.

Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.

Самые известные стандарты бизнес-планирования

Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.

Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:

Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.

Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.

В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.

Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:

В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:

Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.

В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.

Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:

Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:

Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.

И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.

Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.

Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:

Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.

В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.

Как научиться составлять свою схему бизнес-плана

Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.

На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.

Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.

Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:

Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.

Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:

Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании

SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.

SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:

Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.

Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.

Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:

Слабые стороны будут такими:

Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:

Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:

Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.

Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.

Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.

Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.

Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.

«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.

Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.

Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.

Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».

Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.

Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.

Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.

Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.

Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.

Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.

Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.

План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.

Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать

Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.

Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:

Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.

Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.

Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.

Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».

Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов

На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.

Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.

Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.

Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.

Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.

Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.

Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.

Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.

Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.

Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.

При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *