используя языковые средства выразительности речь наполняется яркими красками что неправильно
Комплексное повторение. Русский язык 11 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Цель деятельности учителя: выявить границы знания и «незнания» обучающихся, уровень изученного материала в заданиях А4, А19, А8, А7, А24.
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать основные нормы русского литературного языка; уметь различать изученные орфограммы, соблюдать правила орфографии; знать виды пунктуации в сложных предложениях; уметь пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции.
Метапредметные: способность адекватно оценивать собственные результаты; осуществлять самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; уметь находить и исправлять грамматические ошибки; совершенствовать речь.
Личностные: способность к самооценке на основе выполненных заданий.
Методы и формы обучения: анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация отдельных фрагментов урока
Основные понятия: орфоэпические нормы, орфография, синтаксис, СПП, пунктуация
Организация структуры (сценарий) урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Сегодня проверим знания по ряду заданий (на доске – А4, А19, А8, А7, А24). Попытаемся разобраться в причинах ошибок, если таковые появятся.
Даем себе установку: слушаю – слышу; читаю, вникаю – понимаю; разбираюсь, сомневаюсь – спрошу, обращусь к словарю.
Задача: дать дифференцированные задания разного плана в зависимости от уровня подготовки (и развития обучающихся)
1 инд. задание – на доске (выполняет ученик)
Поставьте ударение в словах. (А4)
Кухонный исчерпать торты
Надолго загнутый укрепит
Влилась дозвониться красивее
Закупорить столяр поняв
Балованный включат сливовый
2 инд. задание – на доске (выполняет сильная ученица и аналогичные задания – три ученика в тетрадях – карточки)
Пунктуационный разбор предложения. А19
Сейчас мне придется ненадолго отлучиться но когда я вновь вернусь в Москву то буду искренне рад с Вами увидеться если и Вы соизволите согласиться на встречу.
(Предложения в карточках.
Произведите пунктуационный разбор предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Алексей Павлович вставал с ранней з..рей и когда он вдыхал напоенный влажным запахом росы прохладный воздух то на душе у него становилось легко и просторно.
но,_ когда… нет ТО, (НО)
3 задание выполняют под руководством учителя остальные ученики (А8)
Задача: проверить (и отработать) навык различать чередующиеся гласные и проверяемые гласные в корнях, выделять их из других слов.
1 ученик выполняет работу на «крыле» доски (его запись скрыта от остальных)
Записать в два столбика: черед. гл. и пров. безуд. гл.
(Учитель называет слова.) Устареть, озаренное, голосовать, пейзаж, разбираться, коридор, роскошный, ростовщик, присягать, долина, блистательный, пригореть, оптимизм, растолковать.
2)Выявление места и причины затруднения.
Проверяем вместе запись на «крыле» доски, сверяем с записью в тетрадях. (слайд)
— У кого не так? Объясняем причину ошибки.
Проверяем задание 1 (А4) на доске всем классом.
Акцентируем внимание на слове(ах), где была ошибка, проговариваем правильно несколько раз (вполголоса хором).
Проверяем пунктуационный разбор предложения (А19) на доске, повторяем знаки препинания в СПП предложении (схема – на доске); просматриваю инд. зад. в тетрадях (слайд)
3) Подведем итог. «Проверь себя. По следам выполненных упражнений» (срез знаний)
Задание для всех по вариантам (карточка).
А4. Поставьте ударение в словах.
А8. Выпишите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
А19. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1.Ок..завшийся в домашнем кинотеатре Шереметьевых французский посол писал что когда он увидел балет то был потрясен талантом крепос..ных людей. 2.И все вообще вспомнилось что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.
А4. Поставьте ударение в словах.
А8. Выпишите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
А19. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1.Пора было уезжать и когда за нами пришли из города автобусы мы поняли как же не хочется расст..ваться с озером. 2.И все вообще вспомнилось что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.
4) Выявление места и причины затруднения.
Повторим знаки препинания в СПП с однородными придаточными. Схемы (слайд)
5)Практическая коллективная работа. Анализ предложений
Задача: помочь обучающимся определять характер грамматических ошибок
Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения правильно. А7
1.Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. (Ошибка в построении предложений с однородными членами).
2.По окончанию школы мы все будем поступать в институты. (Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом).
3.Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать. (Смешение прямой и косвенной речи).
4.Трое спортсменок выступили очень удачно. (Ошибка в употреблении собирательного числительного).
5.Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. (Нарушение границ предложения).
6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. (Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм).
6)Обратимся к языковым средствам выразительности, выполним задание А 24
Самостоятельная работа (можно работать в парах, обращаться за консультацией к сильным ребятам) с последующей проверкой.
— У каждого на парте – тест.
7)Рефлексия. Напишите, что конкретно для себя повторили-закрепили на уроке; над чем еще важно работать. Какие формы работы на уроке для вас наиболее приемлемы?
8)Домашнее задание: А25. Внимательно прочита ЙТЕ текст. Сформулир УЙТЕ и запи ШИТЕ проблему и авторскую позицию.
Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения правильно. А7
1.Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
2.По окончанию школы мы все будем поступать в институты.
3.Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать.
4.Трое спортсменок выступили очень удачно.
5.Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
7.Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками.
Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения правильно. А7
1.Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
2.По окончанию школы мы все будем поступать в институты.
3.Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать.
4.Трое спортсменок выступили очень удачно.
5.Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
7.Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками.
Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения правильно. А7
1.Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
2.По окончанию школы мы все будем поступать в институты.
3.Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать.
4.Трое спортсменок выступили очень удачно.
5.Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста
6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
7.Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками.
Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения правильно. А7
1.Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
2.По окончанию школы мы все будем поступать в институты.
3.Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать.
4.Трое спортсменок выступили очень удачно.
5.Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
7.Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками.
Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения правильно. А7
1.Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
2.По окончанию школы мы все будем поступать в институты.
3.Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать.
4.Трое спортсменок выступили очень удачно.
5.Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
7.Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками.
Исправьте грамматические ошибки, запишите предложения правильно. А7
1.Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
2.По окончанию школы мы все будем поступать в институты.
3.Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать.
4.Трое спортсменок выступили очень удачно.
5.Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
7.Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками.
Подведем итог. «Проверь себя. По следам выполненных упражнений» (срез знаний)
А4. Поставьте ударение в словах.
А8. Выпишите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
А19. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1.Ок..завшийся в домашнем кинотеатре Шереметьевых французский посол писал что когда он увидел балет то был потрясен талантом крепос..ных людей. 2.И все вообще вспомнилось что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.
Подведем итог. «Проверь себя. По следам выполненных упражнений» (срез знаний)
А4. Поставьте ударение в словах.
А8. Выпишите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
А19. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1.Пора было уезжать и когда за нами пришли из города автобусы мы поняли как же не хочется расст..ваться с озером. 2.И все вообще вспомнилось что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.
Подведем итог. «Проверь себя. По следам выполненных упражнений» (срез знаний)
А4. Поставьте ударение в словах.
Форзац. Позвонит. Опошлить. Вручим
А8. Выпишите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
А19. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1.Пора было уезжать и когда за нами пришли из города автобусы мы поняли как же не хочется расст..ваться с озером. 2.И все вообще вспомнилось что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.
Произведите пунктуационный разбор предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Алексей Павлович вставал с ранней з..рей и когда он вдыхал напоенный влажным запахом росы прохладный воздух то на душе у него становилось легко и просторно.
Небо совершенно сл.. валось с землею и хотя нас окружал густой сумрак видно было как тускло светили фонари на улицах.)
но,_ когда… нет ТО, (НО)
Произведите пунктуационный разбор предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Алексей Павлович вставал с ранней з..рей и когда он вдыхал напоенный влажным запахом росы прохладный воздух то на душе у него становилось легко и просторно.
Небо совершенно сл.. валось с землею и хотя нас окружал густой сумрак видно было как тускло светили фонари на улицах.)
но,_ когда… нет ТО, (НО)
Произведите пунктуационный разбор предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Алексей Павлович вставал с ранней з..рей и когда он вдыхал напоенный влажным запахом росы прохладный воздух то на душе у него становилось легко и просторно.
Небо совершенно сл.. валось с землею и хотя нас окружал густой сумрак видно было как тускло светили фонари на улицах.)
но,_ когда… нет ТО, (НО)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Каков он, выпускник 2015 года. Насколько широки его границы «ЗНАНИЯ »и «НЕЗНАНИЯ» русского языка? Может ли от свободно ориентироваться в заданиях типа уровень изученного материала А4, А19, А8, А7, А24.
На все эти вопросы поможет ответить разработка урока « Комплексное повторение.
(Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку)»
Учащимся 11 класса не обойтись без умения адекватно оценивать собственные результаты; осуществлять самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; уметь находить и исправлять грамматические ошибки; совершенствовать речь. Иначе не воспитать в них способность к самооценке на основе выполненных заданий.
Номер материала: 293236
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Б) Используя языковые средства выразительности,
1. 1)речь наполняется яркими красками.
2. 2)писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
3. 3)подчёркивается индивидуальность стиля.
4)мысль автора выглядит более убедительно.
Задание№5.Исправьте речевые ошибки, запишите данные предложения правильно.
1).Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти. ….
2). Я готов грудью стать за спиной у России.
3). Сейчас на этой площади зажгётся звезда Олега Газманова.
4). Им плевать на все морали….
5).Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда…
Задание №6.Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.
(3)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».
(4)Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по –своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей.
(5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы самого автора, но и страницы народной истории. (6)Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».
1. Почему, по мнению автора, русскую классическую литературу можно было бы сравнить с Млечным Путём? Укажите номер предложения, где объясняется это сравнение.
2. К какому стилю речи относится текст?
1)к публицистическому 2)к научному 3)к разговорному 4)к официально-деловому
3. Каков тип речи текста?1)описание с элементами рассуждения 2)рассуждение 3)повествование 4)повествование с элементами описания
4. Укажите номер предложения, в котором содержится тезис,выявляющий тему текста.
Напишите речь для устного выступления, выбрав тему, значимую для вас.
1. Любовь к родине – чувство или долг?
2. Что значит быть взрослым?
3. В чём богатство мира общения?
4. Можно ли быть свободным без ответственности?
5. Легко ли быть молодым?
6. Зачем человеку хорошие манеры?
7. Зачем учитывать время?
8. Что такое фашизм?
9. Возможна ли дружба между народами?
Контрольная работа по русскому языку и культуре речи
Курс, 2 семестр
Вариант 2
Задание №1. Расставьте ударение в следующих словах в соответствии с акцентологическими нормами. При затруднении обратитесь к орфоэпическому словарю.
Сосредоточение, эксперт, квартал, клеить, танцовщик, обеспечение, ходатайство, он звонит, балованный, искра, договор, генезис, диспансер, знаменье, нормированный, ходатайствовать, глубокоуважаемый, ман(е,ё)вры.
Задание№2. Перепишите предложения, согласуйте сказуемое с подлежащим.
1.В ауле множество собак встретил…нас громким лаем.
Задание №3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов, преобразуйте данные предложения, запишите их правильно.
1).Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете, и я замер.
2).Читая газетную заметку, у неё появилось желание написать автору рубрики.
3).Произведя ряд расчётов, задача была решена.
4).Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится.
Используя языковые средства выразительности,
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак *х* в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный
1) изОгнутый 3) создАлась
2) дОлжностей 4) красивЕе
А2. В каком предложении вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить ЖИЛОЙ?
1) Перед многими молодыми семьями встает ЖИЛИЩНАЯ проблема.
2) Этот многоквартирный ЖИЛИЩНЫЙ дом был построен довольно быстро.
3) Ответ на вопрос о праве собственности на квартиру можно найти в ЖИЛИЩНОМ кодексе.
4) ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.
АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью рублями 3) высохла
2) оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов
А4, Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя языковые средства выразительности,
1) речь наполняется яркими красками.
2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
3) подчёркивается индивидуальность стиля.
4) мысль автора выглядит более убедительно.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.____________________ I __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1). (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6). после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сражений, в которых решались судьбы целых государств.
2) Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми еще в древности.
3) Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.
4) Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно застыла сама История.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Потому что 2) Однако 3) Несмотря на это, 4) Вскоре
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения текста?
1) моложе рисунки (предложение 3)
2) использовали (предложение 4)
3) Александр Македонский знакомился (предложение 5)
4) город был (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
3) простое, осложнённое
А10. В каком(-их) предложении(-ях) есть страдательные причастия?
1) 3, 5 2) 2 3) 3, 5, 6 4) 2, 6
А11. Укажите значение слова ВОДЫ в предложении 5.
1) полезные минеральные источники
2) питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода
3) водные пространства морей
4) водный раствор вещества
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4
1) 2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!
2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.
3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.
4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
1) 1,3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)3,4 4)1,3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 —В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1. Из предложений 26—29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 1—5 выпишите все указательные местоимения.
ВЗ. Из предложений 33—35 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 2—11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.
85. Среди предложений 22—32 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 1 — 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
87. Среди предложений 24—31 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29— А31, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Статья известного языковеда В.Г. Костомарова в данном случае посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такие приёмы, как_______(например, в предложениях 36—37), _______(в предложениях 1—4). Выразить же авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как __^_ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), («поносить», «что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».
5) разговорные слова и фразеологизмы
6) заимствованные слова
8) риторическое обращение
9) синтаксический параллелизм
ЧАСТЬ 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак *х* в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный
1) изОгнутый 3) создАлась
2) дОлжностей 4) красивЕе
А2. В каком предложении вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить ЖИЛОЙ?
1) Перед многими молодыми семьями встает ЖИЛИЩНАЯ проблема.
2) Этот многоквартирный ЖИЛИЩНЫЙ дом был построен довольно быстро.
3) Ответ на вопрос о праве собственности на квартиру можно найти в ЖИЛИЩНОМ кодексе.
4) ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.
АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью рублями 3) высохла
2) оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов
А4, Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя языковые средства выразительности,
1) речь наполняется яркими красками.
2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
3) подчёркивается индивидуальность стиля.
4) мысль автора выглядит более убедительно.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.____________________ I __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1). (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6). после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сражений, в которых решались судьбы целых государств.
2) Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми еще в древности.
3) Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.
4) Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно застыла сама История.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Потому что 2) Однако 3) Несмотря на это, 4) Вскоре
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения текста?
1) моложе рисунки (предложение 3)
2) использовали (предложение 4)
3) Александр Македонский знакомился (предложение 5)
4) город был (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
3) простое, осложнённое
А10. В каком(-их) предложении(-ях) есть страдательные причастия?
1) 3, 5 2) 2 3) 3, 5, 6 4) 2, 6
А11. Укажите значение слова ВОДЫ в предложении 5.
1) полезные минеральные источники
2) питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода
3) водные пространства морей
4) водный раствор вещества
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).