исповедь всенощное бдение что это
Всенощное бдение: толкование церковного богослужения
Православное богословие и традиция имеют много терминов, которые до сих пор произносят на древнем славянском языке. Один из таких — всенощная. Для каждого верующего важно знать своё вероисповедание, а не просто слепо слушаться священника. Вера, которая не имеет твёрдого основания не является истинной. Апостол Иаков писал: «даже бесы веруют», но их вера не приносит никакой пользы.
Каждый человек имеет возможность обратиться к священнослужителю для того, чтобы получить ответ на интересующие его вопросы. Бог создал Церковь для того, чтобы люди приходили и получали знание и наставления в истине.
Что это такое
Всенощное бдение или Всенощная является радостным праздником для всех православных Христиан. Длится это общение верующих обычно от заката и до рассвета. Поэтому и называется бдением, так как прихожане и служителя церкви будут бодрствовать всю ночь. Сколько будет длиться богослужение также зависит от временных сезонов. Например, зимой с 18:00 до 6:00, а летом с 21:00 до 5:00.
Славянская церковная традиция считает, что по отношению к этому случаю более духовно будет употреблять фразы как: я иду ко всенощной; я возвращаюсь от всенощной и т. д. Иногда люди, в ежедневной речи, могут употреблять термин «всенощная» в смысле пасхального богослужения, которое происходит ночью и состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии. Римско-католическая церковь празднует аналогичным образом Вигилию (от латинского vigilia).
Всенощное бдение имеет обычай быть проведённой накануне следующих событий:
В промежуток от вечерней до утреней, после ектеньи проводится лития — усиленное моление. Христиане призываются одним сердцем избавиться от всех лишних мыслей и полностью посвятить себя взыванию к Всевышнему.
История и значение
Толкование всенощного бдения очень простое — это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.
Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.
Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.
Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.
Во II—III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.
Как происходит
Молитвенные ночи имеют глубокий духовный смысл. Церковь провозглашает что красивый свет захода солнца изображает духовный образ света Христа. А также взгляд молящихся людей направляется на будущий свет Божьего Царства. Господь обещал, что придёт за теми, кто ждут Его. И Его пришествие будет в присутствии святых ангелов, которые будут нести радость тем, кто веруют, и разочарование и суд — отвергшим Божьего Сына.
Сравнить всенощное бдение можно с принципом, который присутствует в наше культуре на Новый год. Люди расстаются с плохим и приветствуют хорошее. Таким же образом христиане, при бдении, празднуют новое начало; тьма уходит, а свет торжествует. Невозможно уйти не изменённым с такого служения. Поэтому бдение служит как приготовление к Божественной литургии и к Евхаристии.
Сколько длится такое богослужение
Канон на всенощном бдении имеет свои особенности и должен соответствовать определённым критериям. Такое служение имеет довольно длинное последование, состоящий из более чем 20 действий.
На данный момент исходя из того, что среди верующих есть старые и немощные, традиция может быть более снисходительной к людям. Таким образом, возможно побыть на служении несколько часов, а потом возвратится домой.
Исповедь во время всенощного бдения
Одно из важнейших составляющих молитв прихожан является исповедь своих грехов перед Богом. Помимо исповеди перед священником, каждый христианин должен приходить к Богу с молитвами и с исповедью. Исповедь имеет в себе огромную силу. Апостол Иоан побуждает нас жить во свете, и не оставаться в темноте. Грех по своей природе любит темноту. Но мы можем его победить, только если выносим его на свет. Свет освящает людей и показывает им какими они являются. Бог хочет, чтобы христиане исповедовались. Церковь объясняет, что бдение может помочь человеку избавиться от плохих и греховных привычек.
Структура богослужения
Такой древний обряд имеет историческое значение и является символом Ветхого и Нового Заветов. Структура, которая применяется на таких богослужениях следующая:
Таким образом, объясняется весь Евангелия. Люди имеют возможность понять Кем является Бог, насколько Он свят и всемогущ; мы ослушались Его и согрешили; но Он, в Своей великой милости, послал нам Спасителя. В следствии, человек может уверовать в самые важные учения христианства и присоединится к Церкви.
Евангелия может утолить нужду наших сердец полностью и исключительно. Не стоит думать что если мы принадлежим христианскому вероисповеданию и церкви, то мы уже не нуждаемся не в чём. Бог — нужда сердца христианина. Он создал нас для Себя и наши души не будут иметь покоя, пока не найдут его в Нём. Помимо спасения, которое обретается через веру в Иисуса Христа, христианин имеет нужду в постоянном освящении. Поэтому следует продолжать молится и очищать свои души каждый день, пока Господь не придёт.
Можно ли не ходить на всенощное бдение?
Прошло уже девять лет, как отслужили мы первую литургию в новом, городском храме. Костяк прихода сформировался за счет тех горожан, которые приезжали ко мне в сельскую церковь. Настоятельствовать, пока не появился молодой священник, пришлось на два прихода, хотя было ясно, что данная двойственность дело сложное и не всегда возможное. Город есть город, здесь особо отвлекаться – себе дороже.
Протоиерей Александр Авдюгин
После первой сентябрьской службы собрались в храме те, кому без веры и храма жизнь не представляется, то бишь, если по канцелярскому, будущий утвержденный и печатью закрепленный приходской совет. Бумажный протокол с росписями и повесткой дня не составляли, просто назрела реальная необходимость определиться: как служить, с кем петь, откуда и сколько платить хору, дежурным и сторожам. Самым главным вопросом стал сугубо богослужебный: как сделать так, чтобы священники во время литургии в алтаре молились, а не у исповедального аналоя исповеди выслушивали и духовные советы давали?
Сказать, что все на «ура» приняли предложение – исповедь только на всенощном бдении, значит слукавить. Как-то сложилось уже в храмах, что исповедоваться можно и во время евхаристии. Точка отсчета такой практики из советского периода исходит. С тех времен, когда старикам со старушками тяжеловато было до далекого храма, порой единственного в округе, утром и вечером добираться. Невозможность посещения всенощного бдения перенесла исповедь на литургийное время, что стало чуть ли не каноническим правилом с точки зрения народного доказательства: «А так и деды наши делали».
Нововведение, а по сути возвращение правила «исповедоваться только за всенощным бдением», без возмущений и недовольства не прошло. Даже жалобы «по церковным инстанциям» последовали, как и утверждений, что прихожан потеряем, было предостаточно.
Выручили, как всегда, сами прихожане. Наверное, на каждом приходе есть «боевая группа» (только не называйте их сепаратистами!), церковную жизнь любящая и к Уставу богослужебному с любовью относящаяся. Они и поддержали. Причем поддержка эта оригинальными аргументами обосновывалась. Вот один из них:
– Вот скажи мне, – обращается к прихожанке одна из наших постоянных храмовых дежурных. – Как ты службу воскресную и праздничную называешь?
– Обедней, – откликается прихожанка.
Прихожанка естественно соглашается, на что и следует продолжение житейского богословия:
– Так и в Церкви. Пришла вечерком, все к обеду приготовила, грязь всю в душе вспомнила, на исповеди душеньку помыла, а утречком чистенькая и опрятная за трапезу.
Богословие, конечно, без изысков, но ведь все верно.
Церковный дневной круг со всеми его службами и есть подготовка к главному событию, к трапезе Господней. К столу праздничному, а литургия (благодарение) и есть праздник, в грязном одеянии и с неумытыми руками не усаживаются, как и сидя за столом о собственных пакостях не рассказывают.
Всенощное бдение совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней. Оно не только освобождает нашу душу от суетности и мрака грехов земных, но и помогает постижению духовного смысла грядущего праздника. Воспринять духовные дары во всей их полноте, то есть понимая церковное торжество без всенощного бдения невозможно. Если Литургия по своему сакраментальному смыслу символизирует Царство будущего века, то Всенощное бдение есть подготовка к вхождению в это Царство.
Литургия – вне времени. Она всегда одинакова. В ней есть элементы, относящиеся к текущему дню, но сам смысл дня раскрывается вечером.
Вдумайтесь в слово «накануне». В нем отблеск того канона, который читается на утрени всенощного бдения. Именно вечером, в центр храма на центральный аналой выносят икону праздника и читают особое, только данному дню положенное Евангелие.
Пред нами сам праздник, возводящий нас к Трапезе Господней, которая будет уже завтра, когда поняв, что празднуем, мы, очистив покаянием свою душу, уже готовы вкусить великие Дары, причастится Христу.
Сколько не вычитывай дома правило к причастию, оно не будет полным, если в нем не будет четкого понимания (ощущения) праздника.
Сокровенно и осторожно ведет Церковь каждого из нас к Чаше и для того, чтобы не нарушать торжество евхаристии, не выстаивать в очереди на исповедь, не отвлекаться вздохами, слезами и сетованиями стоящего пред тобой исповедника, не выслушивать ни тебе предназначенные советы священника, исповедь должна быть накануне.
Спокойно, не торопясь, с рассуждением и вопросами исповедь утром не получится. Она будет скомкана и поверхностна, да и священник вольно и невольно, взглядами и вздохами, будет поторапливать.
Естественно, исключения будут. Они должны быть. Для больных и престарелых, для тех, кто ждет через 2-3 месяца ребенка и у кого, действительно, не пускают на вечернюю службу серьезные обстоятельства.
Все остальные, решившие причащаться Святых Тайн, на всенощном бдении быть обязаны.
Вспомните, как писал о Литургии митрополит Вениамин (Федченков):
«Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех их прекраснее роза – Божественная литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но их всех ярче блистает бриллиант – Божественная литургия. Все источники, все ручейки – таинства наши – сливаются в глубочайшем святейшем таинстве – Божественной литургии. У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное.
Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа; очи Его – таинства святые, чрез которые Он заглядывает в наши души, Сердце Его – Божественная литургия».
Так зачем же мы своими нераскаянными накануне грехами, скорым шептанием под епитрахилью, слезами стыда и очередным поиском виноватых в собственной несостоятельности будем мешать и себе, и священнику во всей полноте воспринимать этот великий Дар?!
Сколько длится и как проходит всенощное бдение в православной церкви
Что такое всенощное бдение
Впервые этот обычай ввел в практику Иисус Христос вместе со своими учениками. Последующие столетия ритуал постоянно пополнялся новыми ектениями и молитвословиями, которые сохранились до сегодняшнего дня.
По сути, всенощные – это долгие ночные священнодействия, совершающиеся в храме. Православие называет такую молитву поистине добродетельной, так как для обретения свободы духа недостаточно короткой церковной службы.
Смысл богослужения
Как правило, всенощное бдение проводится около шести часов вечера перед великими православными торжествами:
Также ночное священнодействие совершается перед воскресной службой и является обязательным при подготовке к Таинству Евхаристии. Не явиться на такое богослужение считается грехом, если только причины не были довольно вескими.
Всенощное бдение проводится перед Двунадесятыми празднествами
Главная идея вечерних богослужений – духовное освобождение и исцеление. Длительная молитва помогает прогнать посторонние мысли, сосредоточиться на смысле грядущего празднества, подготовить христианина к принятию Божьей благодати.
Всенощное бдение является нераздельной частью Воскресной Литургии. При этом последняя отображает грядущее Небесное Царство, а предшествующая ей служба – минувшие ветхо- и новозаветные времена. Иными словами, оба священнодействия дополняют друг друга, будучи объединенными общим смыслом.
Видео «Всенощное бдение с объяснением»
В этом видеосюжете дается объяснение богослужению.
Как проходит богослужение
Ночная служба начинается около 16:00–18:00 часов с Великой Вечерни, символизирующей становление Церкви во времена Ветхого Завета. Священнослужители открывают Царские Врата, а затем окуривают алтарь ладаном в знак Божьей благодати, наполнявшей Эдем и проживавших там прародителей. Во время каждения воспевается Святой Дух, создавший этот мир, а также возводится честь всем святыням. При этом батюшка просит у Господа благословения для мирян, пришедших в храм.
Далее Царские Врата закрываются, символизируя изгнание из рая Адама и Евы, нарушивших Закон Божий. Прося у Всевышнего прощения, церковники поют великую ектению. Она представляет собой просьбу смилостивиться над грешниками, помочь им в мирской жизни. Затем церковник читает светильничные молитвы, которые содержат прошения к Богу о духовном озарении, возможности познать Его любовь, одарить радостью.
Во время молитвенного песнопения церковники выносят свечи, означающие свет христианского учения, диакон несет икону Иоанна Предтечи, а священнослужитель идет с пустыми руками, опустив их вниз. После слов «Мир всем» прихожане преклоняют головы, а батюшка обращается к Всевышнему за помилованием, спасением и защитой от сатанинских сил. Далее начинается продолжительное моление, которое называется литией.
Лития совершается в притворе как знак смирения перед Господом Богом.
Заканчивается первая часть всенощного бдения ектенией «Ныне отпущаеши», воспевающей обет Божий о пришествии Мессии. Затем начинается утренняя служба, посвященная уже Новому Завету. Церковники поют псалмы, изображающие радость и одновременно скорбь души, показывающие необходимость искупления грехов. Произнеся евангельские тексты, священнослужитель выходит из алтаря, символизируя собой Спасителя, а затем читает 12 утренних молитв.
Вновь открыв Царские Врата, духовные лица окуривают весь храм. Такое действие отображает учеников Христа, пришедших после Воскресения к Его Гробу. Далее Святое Писание выносят из алтаря, а после этого читают прокимен и само Евангелие. По окончании совершается помазание освещенным елеем. Сначала священнослужители проводят его над собой, а затем над прихожанами, чертя на лбу каждого елейный крест.
Совершив церковный обряд, духовные лица читают девять канонов, описывающих житие святых, во имя которых грядет празднество. После последних строк, произнесенных батюшкой, хор спускается и поет катавасию. Заканчивается ночная служба благословением священнослужителей своей паствы.
Сколько длится всенощное бдение
В раннехристианские времена всенощная продолжалась до самого утра, а потому и была названа именно так. Сегодня же ее длительность не превышает трех часов. Церковь пошла на подобные послабления по единственной причине: не все прихожане могут выстоять такую долгую службу. Как правило, священнодействие начинается с 17:00, а заканчивается около 22:00. Самым длинным действием считается Рождественское ночное богослужение.
Отличие всенощной от вечерней службы
Люди, не так часто посещающие церковь, редко задумываются, чем отличаются эти два священнодействия. Однако разница есть, хоть и не слишком существенная. В основном она состоит в продолжительности – вечерняя служба длится меньше.
Оба богослужения совершаются накануне воскресных дней или великих церковных празднеств. Открываясь вечерним богослужением, которое начинается около 16:00–18:00 часов, бодрствование плавно переходит к утренним молитвам. Сегодня само слово «всенощная» не совсем отвечает скрытому в нем смыслу, так как продолжительность церемонии была существенно сокращена. Ранее такие бодрствования длились не до полуночи, как сейчас, а до самого рассвета, полностью оправдывая свое название.
Вечерняя служба длится меньше
Ночные бдения – очень важная и распространенная практика, пришедшая к нам еще с раннехристианских времен. Совершаясь перед церковными празднествами, она помогает верующим христианам очистить душу, отринуть мирские переживания, настроиться на грядущее празднество, полностью осознав его сакральный смысл.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Волгоградская митрополия РПЦ. Сайт храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии при больнице №5, г.Волгограда.
МОЛИТВА СВЯЩЕННИКА ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ
Тебе мы вверяем всю нашу жизнь и надежду, о человеколюбивый Владыка, и просим Тебя, и молим, и умоляем: удостой нас причаститься Твоих небесных и Страшных Тайн, этой священной и духовной Трапезы, с чистой совестью, для оставления наших грехов, для прощения наших проступков, для общения Святого Духа, для наследования Небесного Царства, для [права] дерзновенно приступать к Тебе, а не для суда и осуждения.
Из книги «Божественная литургия свят.Иоанна Златоуста: с параллельным переводом на русский язык» (под общей редакцией Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).
ХРАМ — ДОМ ДЛЯ БОГА
Где живет Бог? Бог невместим и в целом мире. Но Господь обещал Своим ученикам никогда их не оставлять: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Господь пребывает с нами в Церкви и ее Таинствах. Храм являет присутствие Бога среди нас. И наконец, Бог может обитать в сердце человека. Апостол Павел говорит всем Христовым ученикам: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет среди вас?» (1 Кор. 3:16). То есть человек сам должен стать храмом для обитающего в нем Бога. Исполнение этих слов мы видим на примере святых, и вместе с ними мы, самые обычные люди, составляем единую Христову Церковь.
Одно из значений слова «церковь» – «собрание». И церковь как здание, выражает идею Церкви как собрания всех призванных Господом. Причем это собрание не ограничено только видимой стороной, но мы верим, что в Церкви во время богослужения присутствует вся ее полнота: Ангельские Силы и святые, все, кого в Себе объединяет Христос Бог, – все верующие в Него всех времен и народов.
«ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ СОБРАНЫ
ВО ИМЯ МОЕ, ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ»
Бог ни в чем не нуждается – молитва нужна человеку. Нам необходимы прошения, покаяние, благодарение и прославление Бога. Мы славим Его, потому что нам открыто Его величие, и мы знаем, что Он сделал для нас. Мы молим Его обо всем необходимом в нашей жизни. И Господь не только принимает нашу молитву, но мы верим, что Он невидимо пребывает с нами в Церкви на богослужении. Об этом Сам Господь говорит так: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Господь дарует нам благословение – одобрение и помощь, прощение наших ошибок и освящение в таинствах Церкви. Богослужение выражает наше знание о Боге, сопровождаемое чувствами смирения и благоговения, а также воплощает высоту нашего призвания: обращаться к Богу и быть Божьими детьми, а по отношению друг к другу – братьями и сестрами.
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
Вера в Бога – это высшая ценность и высший дар от Бога. В ответ мы приносим Богу молитву и учимся любить Его. И очень красивое словосочетание «всенощное бдение», название церковной службы, говорит об очень многом, и прежде всего о том, что время молитвы – это вся наша жизнь, которая должна закончиться Воскресением, ведь темнота ночи сменяется рассветом!
В древности всенощное бдение действительно служилось всю ночь (такая практика и сегодня сохраняется в монастырях Афона и там, где ориентируются на афонское устроение жизни). В таких местах молитвенный возглас к Богу: «Слава Тебе, показавшему свет!», звучащий в конце богослужения, сопровождают первые лучи восходящего солнца.
Всенощное бдение состоит из соединения нескольких служб: вечерни, утрени, и первого часа. Впервые всенощная начала совершаться на Святой Земле, и ее последование утвердилось в Иерусалимском уставе.
Типикон – Церковный устав: Всенощное бдение служится накануне воскресных дней, в двунадесятые и великие праздники, в другие значимые дни: престольные праздники, дни памяти святых и особо чтимых Богородичных икон.
НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО
«Литургия» («λειτουργία») в переводе с греческого означает «общее дело». В древности литургией называли построение храма или корабля. Люди собирались и всем миром делали дело, которое без общего участия делаться не могло. Слово «мирянин» происходит именно от этого: «всем миром», «все вместе». Поэтому можно сказать, что в храме все являются сослужителями. Не неким безгласным стадом, отделенным глухой стеной от священников, а единым народом Божиим, включающим в себя и епископа, и клириков, и мирян.
Существует священная иерархия, возглавляемая епископами, за которыми следует священство, за ним – дьяконство, а потом – миряне. Вместе с благодатью крещения человек получает благодать священства по отношению ко всему остальному миру. Потому-то мы и говорим о сослужении, о том, что в храме люди собираются для того, чтобы служить вместе. Не должно быть так, чтобы священник служил Литургию, а прихожане лишь ставили свечки и подавали записочки. Все мы должны едиными устами и единым сердцем служить Богу, восхвалять и прославлять Его, соединяясь друг с другом в нерушимом единстве веры, в единстве любви, в единстве добрых помышлений и дел. Мы призваны вознести свою молитву за всех.
Недаром Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Люди, собравшиеся во имя Господне, становятся Телом Христовым, и тогда молитва Церкви приобретает колоссальное значение и силу.
О ВАЖНОСТИ УЧАСТИЯ В БОГОСЛУЖЕНИЯХ
И ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН
Православная богослужебная традиция готовит верующего к воскресной Литургии участием во всенощном бдении, которое совершается накануне и в суточном круге богослужений предваряет Литургию. Воспринять духовные дары во всей их полноте невозможно без подготовки, без участия в церковном торжестве. И если Литургия символизирует Царство будущего века, то всенощное бдение готовит нас к вхождению в это Царство.
Исповедавшись на Всенощном бдении, очистив совесть от тяжких грехов, мы приступаем к главному Таинству Христианской Церкви – Причащению Святых Даров: Тела и Крови Господа и Бога Иисуса Христа. Перед страданиями и воскресением Спаситель заповедал всем Своим последователям совершать Евхаристию (в переводе с греч. – благодарение).
Отрывки из книг протоиерея Михаила Бравермана «Православное богослужение. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи», «Всенощное бдение. Значение, история возникновения, смысл», из книги протоиерея Алексея Уминского «Божественная литургия. Объяснение смысла, значения, содержания»
БЕЗ ЛИТУРГИИ НЕТ ЦЕРКВИ
Все церковные праздники лишились бы смысла, если бы не существовало Пасхи. Потому что, если бы Христос не воскрес, то все остальные евангельские события могли бы рассматриваться лишь в историческом контексте, и другой ценности, кроме нравственной и культурной, не представляли бы. Мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности, поскольку его духовно наполняет Пасха. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками этого праздника.
То же самое можно сказать и о Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует Церковь как таковая.
Из книги протоиерея Алексея Уминского «Божественная литургия. Объяснение смысла, значения, содержания».
О ТАИНСТВАХ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЯ
Преподобный Паисий Святогорец. О том, почему человек не чувствует необходимости в исповеди.
– Геронда, а в чем причина того, что я не чувствую необходимости в исповеди?
– Может быть, ты не следишь за собой? Ведь исповедь – это Таинство. Ходи на исповедь и просто говори духовнику о своих грехах. Ты что, думаешь, у тебя их мало? Разве у тебя нет упрямства? А эгоизма? Ты не ранишь сестру? Никого не осуждаешь? Думаешь, я, когда прихожу на исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: «Согрешил гневом, осуждением…», и духовник читает надо мной разрешительную молитву. Однако маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: «Песочек, сынок, песочек!» Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень. Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется. А у тебя – множество малых грешков. Однако, сравнив те условия, в которых выросла ты, и условия, в которых вырос человек, совершивший этот большой грех, ты увидишь, что ты хуже него.
Отрывок из книги преподобного Паисия Святогорца «Слова. Том III: Духовная борьба»
ПОКАЯНИЕ: ПОСЕЩЕНИЕ ВРАЧА
В ТРУДНОМ ДЕЛЕ ЛЕЧЕНИЯ
Слово «исповедь» знакомо каждому. Исповедовать – значит открывать, объявлять во всеуслышание. Это действие противоположно тому, которое выражается словом «утаивать». Если исповедовать значит открывать, то исповедоваться – значит открывать что-то о себе. Это «что-то» есть наши личные грехи, совершенные вольно и невольно, днем и ночью, в уме и в помышлении. Если в покаянии участвуют двое – приносящий покаяние и принимающий его, т.е. человек и Бог, – то в исповеди принимают участие трое: человек, Бог и слуга Божий. Это наличие третьего является серьезным препятствием для одних и соблазном для других. Многим кажется, что достаточно личной молитвы, прямо и без посредников обращенной к Богу, достаточно личного сознания греха и сожаления о нем.
Но покаяние не ограничивается одной лишь исповедью. Как целожизненный подвиг, покаяние включает в себя и милостыню, и примирение с обидчиками, и воздержание, и борьбу со страстями. Вся жизнь христианина охватывается именем покаяния, ибо имя это переводится как «перемена» и для вечной жизни в Боге нам нужно измениться. Но есть, несомненно, в покаянии место и для исповеди, как есть место для посещения врача в трудном деле лечения.
ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ — НЕ ЭКЗАМЕН
Человек, который приходит в первый раз – или после очень большого перерыва – на Исповедь, обычно вообще не понимает, что говорить, не знает, чего ждать, как он вообще будет принят, с чем столкнется: с длинным «разговором о жизни» или с простым, «механическим» выслушиванием… Вариантов может быть множество. Угадать что-либо заранее или приготовить себя к чему-то конкретному невозможно. Надо просто решиться прийти, как с моста в воду прыгнуть.
Первый «разбор жизни» — вот, что обычно происходит на первой Исповеди и чего обычно боятся. Ты устал от себя самого, ты прожил какую-то жизнь, но ничего в ней теперь не понимаешь, ты в тупике. И страшно тебе, с одной стороны, и, с другой стороны, эта исповедь нужна тебе, как вода умирающему от жажды. И если первая исповедь состоялась, тогда второй раз, третий раз будет легче.
Первая исповедь для каждого человека – что-то вроде экзамена. Он очень волнуется. Наверное, он возьмет брошюру по подготовке и будет выписывать свои грехи на бумажку – как студенты пишут шпаргалку для экзамена. Но мне кажется, что такой подход для первой исповеди не совсем правильный.
Как же тогда подготовиться к первой исповеди? Хорошо, если попадется чуткий священник, который, не нагружая подробными знаниями, постарается вернуть человека к обетам крещения, привести человека через покаяние ко Христу. Покаяние – это ведь обновление обетов Крещения. Крещенской водой в Таинстве исповеди становятся слезы. Хорошо, когда на исповеди много слез и мало слов. Это очень важно, если человек плачет. Причем плачет не только от избытка грехов и сожаления, что он их совершил, — а еще и от чувства «как хорошо, что я все-таки дошел», плачет от того, что Бог принимает его, как блудного сына.
Первая совершившаяся Исповедь – это опыт, который человеку нельзя забыть и нельзя ни с чем спутать. Первая Исповедь – это нечто уникальное. Потом станет все намного легче, проще, уже сможешь подойти и к молоденькому батюшке, и к сельскому простачку, и, если суровый тебя заругает, проглотишь: «Значит мне так надо». Ты уже будешь опытен и будешь по-другому себя вести.
И опыт первой Исповеди – со всеми ее страхами, но и со всей ее благодатью – у тебя никогда уже не повторится. Было бы ошибкой его пытаться возобновлять, потому что Бог будет открываться тебе теперь уже по-другому.
ПРИЧАСТИЕ — МАННА НЕБЕСНАЯ
«Отцы наши ели манну в пустыне», — говорили Христу иудеи, требуя от Него подобного знамения. В пустыне за сорок лет Господь явил много чудес. Было много событий и прежде, чудесных и уникальных, но именно о манне говорили Христу иудеи.
Само слово «манна» означает вопрос. Впервые увидев нечто мелкое, круповидное, как иней на земле, сыны Израилевы говорили друг другу: что это? Вопрос «что это?» звучит примерно как «манна». Природа этой пищи неизвестна и собственного имени у нее, по сути, нет. Это – чудо и неизглаголанная тайна, т.е.тайна, не могущая вместиться в слове.
Именно такой тайной является Причастие. Оно не скрывается и утаивается от людей. Напротив, как и манна, Святое Причастие преподается верующим. Но вот природа этого явления, по слову святого Амвросия Медиоланского, «Божественным прикровена кровом». Отцы Церкви, говоря о Причастии, отвечали на вопрос «что?», но страхом Божиим удерживались от рассуждений на вопрос «как?». «Духом Святым», — говорили они желающим узнать механизм преложения хлеба в Плоть Христову и вина в Кровь Его, и этого ответа должно быть довольно. Ведь и меньшие чудеса ускользают от нашего разума. При всей нынешней осведомленности о внутриутробной жизни плода, честный и неглупый доктор и сегодня подпишется под словами Соломона: «Как ты не знаешь… как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все».
Причастие таинственно врачует человеческое естество. Оно принимается, как было сказано Христом на тайной Вечере, «во оставление грехов». Механизм, как всегда, нам непонятен, но плоды Причащения ощутимы. Стоит признаться, что мы не знаем себя до конца. Сами для себя мы являемся, быть может, самой большой загадкой. Христос в Причащении, как некогда в схождении во ад после смерти на Кресте, сходит в жуткую глубину человеческого сердца и совершает его исцеление. Это – тончайшая работа искусного врача. Хирургия глаза в сравнении с этой работой покажется рубкой дров.
Святые Тайны Христовы являются истинным ангельским хлебом, поскольку это хлеб одновременно и земной, и благодатный. Он двояко питает двусоставного человека, питает и его тело, и его душу.
Как планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, так жизнь Церкви вращается вокруг евхаристической Чаши. Эта пища дает нам возможность не умереть от специфического голода здесь, в пустыне временной жизни. Она же, эта пища, готовит нас к жизни будущей и еще на земле делает причастниками дара небесного и сил будущего века.
Важность литургии, важность Евхаристии, важность Причастия после Крещения – бесспорна. Со временем возникает у верующих вопрос: как часто нужно причащаться? Человеку, который не совершает смертных грехов, можно причащаться каждое воскресенье. Это в духе Апостольской Церкви, это соответствует духу воскресного дня и воскресной литургии. Смысл всей нашей веры – это Пасха, Пасха – это воскресенье, воскресенье – это литургия, а литургия без Причастия, без причастников бессмысленна.
Из книги протоиерея Андрея Ткачева «Вхождение в Церковь» (проект «Ступени Веры»).
Текст перепечатан без изменений из книги «Всенощное бдение и Литургия». Никея. Книги о главном.