исследование навыки что это
Навык исследования как универсальный способ освоения действительности
На различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательскаядеятельность учащихся имеет свои специфические функции: в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения детей как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения; в дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Его основными характеристиками являются:
• выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;
• развитие навыка выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их формулирование;
• развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
• развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, развитие способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям. Для достижения этой цели необходимо создавать для учащихся условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения гипотез. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, то есть самостоятельно ставит цели своей деятельности. На каждом этапе исследований нужно давать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
При исследовательской деятельности используется метод проектов, который позволяет спланировать исследование, работа же остается исследованием, которое организовано проектным методом.
Среди форм организации исследовательскойдеятельности можно выделить следующие:
1. Проблемное ведение уроков общеобразовательной школы по традиционным предметам.При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, формулируемые затем в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся, отражающие различные точки зрения на проблему.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности, отрабатывается постановка и реализация исследовательских задач, презентация результатов на уроках.
3. Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Программы дополнительного образования, применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий, постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Общешкольные проекты на основе исследовательской деятельности.
7. Походы и экспедиции как самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и как элементы годового цикла проведения учебных исследований.
8. Научно-практические конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности.
9. Деятельность тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
Результаты исследовательского обучения делятся на две части.
Первая отмечает соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.).
Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии. Таким образом, исследовательская деятельность превращается в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб.
Можно выделить основные виды учебно-исследовательской деятельности:
— проблемно-реферативное исследование: сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
— аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
— диагностико-прогностическое исследование: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
— изобретательско-рационализаторское исследование: усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;
— экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
— проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
— описательное исследование: наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий, содержащих проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
К исследовательским заданиям относятся:
— творческие задачи, которые могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание;
— урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя;
— урок-семинар, который базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.
Таким образом, нужно отметить важность и необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.
Адаптация персонала как объект исследования Согласно основному закону нашей страны Конституции РФ каждый ее гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Картотека «Опытно-экспериментальные исследования» (подготовительная группа) Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе.
Комплекс игр и игровых упражнений развивающих навык кодирования идекодирования для старшей группы Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования для старшей группы 1 “Дорисовки”. Цель: учить детей осуществлять.
Консультация для родителей «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» Известно, что в последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это.
Консультация для родителей старшей группы «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям.
Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира» В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.
Оценивание по трансдисциплинарной теме исследования PYP «Кто мы» Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Группа – это место, где мы учимся дружить и понимать.
Конспект исследования «Тайны песка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 р. п. Петровское Тема исследования: «Тайны песка».
Тренируем навык формулировать вопросы с помощью настольной игры «Узнай, кто?» Сегодня расскажу, как мы с детьми играем в настольную игру «Узнай, кто?». С помощью этой игры тренируем навык формулировать вопросы, а значит.
Универсальный макет «Ми-ми-мишки» Сегодня наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях все чаще используются инновационные.
4 аналитических навыка, которые вы должны указать в своем резюме
Если вам интересно, прочитайте эту статью, а затем вставьте несколько фраз в раздел «навыки» вашего резюме.
Что такое аналитические способности?
Во-первых, вы захотите узнать, что такое бутерброд с арахисовым маслом и желе. Узнав, из каких ингредиентов приготовлен этот продукт, вы проигнорируете нерелевантные результаты поиска., например, инструкции по приготовлению жареных бутербродов с сыром. И каждый раз, когда вы отбрасываете нерелевантные данные и расширяете свои знания о том, как выглядят точные данные, вы тренируете аналитические навыки.
Как только вы это сделаете, вам нужно будет определить, какой именно сэндвич с арахисовым маслом и желе необходим для выполнения вашей задачи. Итак, вы спросите человека, который поручил задание, какой вариант бутерброда ему нужен. Общаясь таким образом, вы тренируете еще один аналитический навык.
Теперь вам нужно будет оценить возможные варианты решения вашей задачи. Вы знаете, что ваш клиент хочет белый хлеб, хрустящее арахисовое масло и клубничное желе, поэтому вам нужно рассчитать преимущества и недостатки найма кого-то, кто сделает бутерброд и доставит его вам, по сравнению с выходом на улицу, получением ингредиентов и приготовлением еды самостоятельно. Эта фаза оценки демонстрирует еще один аналитический навык в движении.
Почему важны аналитические навыки?
И эти навыки не только могут помочь вам сохранить вашу текущую работу, но помогут найти новую работу, если укажите их в резюме.
Какие аналитические навыки нужно указать в резюме?
Есть несколько ключевых аналитических навыков, которые вы должны указать в своем резюме, поэтому мы разберем их прямо сейчас. Вы захотите включить некоторые варианты этих пунктов в раздел «навыки» вашего резюме:
Вот здесь и вступает в игру часть наших инструкций по составлению резюме «включить некоторые варианты этих элементов». Не стоит писать прямо: «Я критически мыслящий», поскольку это приведет к контрпродуктивному эффекту, и вы будете выглядеть глупо.. Но если вы перефразируете эту идею и перефразируете ее словами, применимыми к любой работе и области, на которую вы претендуете, скорее всего, может получиться. Дело в том, чтобы донести идею о том, что вы критически мыслите, без необходимости открыто говорить об этом.
Последний момент является ключевым: важно то, как вы сформулируете свой репертуар аналитических навыков. Не начинайте массово выкрикивать аналитические модные словечки, потому что на бумаге они звучат круто. Настройте их в соответствии с вашей конкретной ситуацией.
Заключение
Если вы вообще не указываете никаких аналитических навыков ни в сопроводительном письме, ни в резюме, это проблема. Исправьте это! Теперь вы знаете, где и когда подробно указывать свои аналитические навыки.
Развитие аналитических навыков
При найме сотрудников работодатели часто включают аналитические навыки в перечень важнейших. И это неспроста — сегодня уметь работать с большими объемами данных, анализировать и выделять главное, надо работникам многих профессий. Управление проектами, написание отчетов, решение технических проблем и даже умение вести разговор — малая часть тех сфер, где нужны аналитические способности. Если вам кажется, что это скучно и уныло, то знайте: развитое творческое мышление также требует этих навыков.
Насколько сильны ваши аналитические навыки при решении проблем? Не слишком уверены в своем ответе? С регулярной практикой они могут быть усилены и развиты. Дальше поговорим как раз об этом.
Что такое аналитические навыки
Аналитические навыки — это способность визуализировать, формулировать, концептуализировать и разрешать проблемные ситуации, принимая разумные решения с учетом имеющейся информации. Вот краткий список умений и способностей, которые составляют и в то же время способствуют развитию аналитических навыков.
Разбивать проблемы на составляющие части
Многие люди «застревают», когда пытаются решить большую проблему. Аналитические навыки помогают разбивать проблемы на мелкие части, которые легче решить. Это экономит время и энергию.
Собирать и оценивать информацию
Также известный как информационная грамотность, этот навык позволяет отделять зерна от плевел. В буквальном смысле это способность отбирать и оперировать актуальной и правильной информацией, работать с источниками, делать обоснованные выводы.
Эффективно управлять информацией
Сегодня важно уметь управлять большим количеством информации. Этот набор навыков включает в себя как работу непосредственно с информацией, так и развитые организационные способности.
Искать альтернативы и решения
Со временем каждый человек осознает, что существует множество путей, ведущих к успеху в жизни и бизнесе. Обладая развитыми аналитическими навыками, вы будете вооружены эффективным инструментом для поиска решений и альтернатив.
Читать сложные книги и усваивать трудную информацию
Время от времени необходимо читать и понимать сложные материалы. К примеру, это может быть технический документ, объясняющий, как использовать приложение.
В целом, аналитические навыки используются в следующих ситуациях:
Если вы не ученый, детектив или математик, какая польза от аналитических навыков для вас? В личной жизни можно выявить тенденции и шаблоны поведения, чтобы лучше узнавать себя и познавать окружающий мир, эффективно общаться с людьми, ставить жизненные эксперименты, объяснять свою точку зрения.
Когда вы научитесь мыслить аналитически, то автоматически подтянете навыки критического и творческого мышления. А также будете цениться работодателями за свои умения решать сложные проблемы. Последний пункт осветим отдельно.
Какие вопросы задают на собеседовании?
Вот несколько типичных вопросов, которые задают на собеседовании, чтобы проверить аналитические способности соискателя.
От ответов на эти вопросы отчасти зависит, возьмут ли вас на работу. Причем оцениваться будет не столько ваш опыт, сколько умение рассуждать прямо сейчас: построение фраз, логика в повествовании и умение делать правильные умозаключения.
12 принципов аналитического мышления
Придерживайтесь следующих принципов, когда сталкиваетесь с проблемой и пытаетесь найти эффективное решение:
Некоторые проблемы не требуют следования этим принципам, потому что слишком просты и очевидны. Другие же являются комплексными и решаются очень долго. Но следуя данным принципам, вы значительно повышаете шансы на итоговый успех.
Как развить аналитические навыки
Играйте в аналитические игры
Существует много игр, которые помогут вам улучшить аналитические способности. Некоторые из наиболее популярных:
Существует множество онлайн-игр, упражнений и тренажеров для развития аналитического мышления. Такие есть, к примеру, в нашей программе «Когнитивистика», а также включены в PRO-функционал.
Составляйте списки, ментальные карты и таблицы
Мы все сталкиваемся с массой проблем, большинство из которых связаны друг с другом. Как не запутаться в этом массиве информации и как увидеть пересечения и тенденции? Для этого существуют списки, ментальные карты и таблицы. Эти практичные инструменты помогут управлять собой и стать более организованным.
Тренировать аналитические навыки можно, создавая подобные списки:
Точно так же вы можете составлять таблицы своих расходов и доходов или рацион питания. Подумайте о той сфере своей жизни, где есть большое количество информации и категорий. Затем составьте таблицу или график, чтобы упростить их.
О ментальных картах можно больше узнать из статьи.
Используйте технику «Пяти почему»
Эта простая и мощная техника позволит сосредоточиться на том, что действительно важно.
Найдите основную причину проблемы. Задавайте себе вопрос «Почему?» всякий раз, когда столкнулись с чем-то непонятным или сложным. Причина может скрываться настолько глубоко, что для ее обнаружения нужно копать очень долго. Например, причина плохих продаж может быть не в качестве услуг или товаров, а в том, что сайт долго грузится или заявки долго обрабатываются.
Используйте технику SWOT
Созданный Альбертом Хамфри еще в 1960-х инструмент, выдержал проверку временем и остается все также полезным. Вы можете использовать его двумя способами — как простой ледокол (так называемый icebreaker), помогающий команде собраться вместе, чтобы начать разработку стратегии, или более сложным способом, как серьезный инструмент для решения целого комплекса проблем.
Используя эту технику, вы создаете целую стратегию, а не пытаетесь бороться с одной проблемой.
Посмотрим, как можно использовать этот аналитический инструмент для саморазвития.
Сильные стороны
Задайте себе следующие вопросы:
Ответив на них, вы сможете оценить свою личность с точки зрения умений.
Слабые стороны
Ответьте на следующие вопросы:
Третий вопрос особенно важен. Мы так привыкли, что знаем о себе все, что игнорируем мнение других. Со стороны некоторые проблемы легче заметить.
Возможности
Ответьте на следующие вопросы:
Чтобы увидеть возможности, нужно исследовать много информации, классифицировать ее и делать выводы. Понятие «тенденция» означает, что вы тщательно изучаете всю картину и пытаетесь найти в ней что-то общее.
Угрозы
Ответьте на следующие вопросы:
При проведении анализа будьте реалистичны и строги. Чем более честными будут ответы, тем более правильные выводы вы сможете сделать.
Инструмент SWOT также можно использовать при анализе и создании стратегии для своего бизнеса.
Научитесь программировать
Знание того, как «общаться» с машинами, является одним из самых ценных навыков, которыми человек может обладать сегодня. Программирование также повышает когнитивные и аналитические навыки.
Все, о чем мы говорили в этой статье, задействуется при написании кода.
Играйте в игру «Аргумент — контраргумент»
Для этого даже не нужен напарник, хотя это и желательно. Запишите на листе бумаги все свои убеждения или те мнения, в которых уверены. Подкрепите все это аргументами. А теперь найдите к каждому из них по десять контраргументов. Попытайтесь защитить противоположную точку зрения.
Вот чего вы достигнете, проделав это упражнение, согласно Скотту Фитцжеральду: «Тест на первоклассный интеллект вы пройдете тогда, когда научитесь удерживать в уме две противоположные идеи и по-прежнему сохранять способность думать».
Регулярно проводите эксперименты
Станьте своего рода ученым, который проводит эксперименты, собирая информацию разного рода. Запишите свои предположения о том, как вы намереваетесь доказать или опровергнуть теорию, а затем проведите их.
Например, выясните, как нужно вести себя в конфликте, чтобы погасить его. Можно:
Каждое подобное действие имеет свои последствия. Подробно запишите, к чему привела та или иная тактика. Анализируйте, что все это могло бы значить. Это поможет находить эффективные способы общения с другими людьми.
Просмотрите 100 статей на определенную тему и запишите главные мысли
Это отличное упражнение для получения общей картины определенной темы и расширения кругозора. Когда вы просматриваете статьи, обратите внимание на повторяющиеся и уникальные идеи в структуре, семантике и ясности языка.
Представьте, что после выполненной работы у вас будут десятки точек зрения на один вопрос. Необязательно с ними соглашаться, важно знать, что они существуют. Это дает огромное преимущество в полемике и защите своей точки зрения.
Анализируйте, что происходит в комнате, полной людей
Особенно, если вы их не знаете. Анализируйте отношения между ними, намерения, определенные слова и жесты. Представьте себя детективом, который пытается понять, что происходит в комнате. Можете играть в эту игру в клубе, в зале ожидания или в любом другом месте, когда вы оказываетесь в группе людей.
Опишите различные процессы в своей жизни
Хотите сохранить свою память как можно более свежей в течение дня? Один из способов добиться этого — проанализировать процессы, какие происходят с вами за сутки. Важно все: действия, фразы, события, поведение, конфликты.
Когда вы собираете информацию, не пытайтесь ее трактовать каким-либо образом. Просто записывайте. В конце недели можно сделать определенные выводы. Таким образом, вы прокачаете свои аналитические навыки, а также начнете понимать, что происходит в вашей жизни.
Создайте стратегию своей жизни
Величайшие полководцы были стратегами и обладали отличными аналитическими навыками. Они постоянно меняли угол зрения и рассматривали ситуацию то в деталях, то как общую картину.
Чтобы играть в любую стратегическую игру, вы должны понимать правила (и какие из них вы можете нарушить), других игроков и их цели. Потребуется грамотная стратегия для того, чтобы получить желаемое. Иногда придется пожертвовать сиюминутным удовольствием. Но пусть вас вдохновит то, что все великие люди так делали. Они умели терпеть и выжидать, чтобы появиться на сцене в самый важный момент.
Другие советы
Перечисленные и описанные выше методы развития аналитических способностей являются наиболее распространенными. Вот список дополнительных советов:
Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее ваш мозг привыкает к аналитическому мышлению. Не забывайте, что практика приводит к совершенству.
Книги
Развитие аналитических навыков требует чтения, особенно сложного. Следующие книги помогут вам перейти на новый уровень. Помните: будет тяжело.
Творческие способности помогут вам получить блестящие идеи, создать впечатляющие вещи и быть уникальными. Они помогут выделиться. Но творческие усилия и инновации всегда должны подкрепляться правильной стратегией и совершенным исполнением. Вот когда вам помогут аналитические способности. Они являются основой для построения гибкого плана и механизма обратной связи, который позволит воплотить в жизнь даже самые сложные и невероятные решения.