исследования к черри доказали что
Модель внимания как ранней селекции. Эксперименты Черри. Методики бинаурального и дихотомического слушания. Основные критерии селекции помех.
Вечеринка с коктейлем.
Во-пер-вых, внимание селективно: позволяет отобрать одно сообщение из
множества. В о-в т о р ы х, оно может быть так или иначе распределено и позволяет фиксировать появление значимой информации в сообщениях, за которыми человек в данный момент не следит. Селективный аспект внимания стал объектом пристального интереса английского инженера-акустика К. Черри Проанализировав поведение участников условной вечеринки с коктейлем и попытавшись создать ее модель, он обнаружил, что техническое устройство не справляется со столь легкой для человека
задачей выбора и отслеживания одного из множества акустических сообщений. В связи с этим К. Черри решил разобраться, на основании чего человек способен отбирать необходимую информацию. Эти процедуры получили название методика избирательного слушания. Испытуемому одновременно предъявляются два сообщения, одно из которых он должен отслеживать, а другое — игнорировать.
Сообщения могут подаваться двумя разными способами.
Дихотическое предъявление: одно из сообщений подается в правое ухо, а другое — в левое отбор сообщения может осуществляться на основе пространственного расположения его источника справа или слева.
Бинауральное предъявление: оба сообщения подаются
одновременно в оба уха ; отбор должен осуществляться на основе прочих характеристик сообщения. В оригинальной процедуре К. Черри оба сообщения два разных текста исходно читались одним и тем же диктором и были уравнены по громкости. Сообщение, на которое испытуемый должен был обращать внимание, начинало подаваться чуть раньше.
Инструкции испытуемому содержали одно из следующих требований:
— следование одному сообщению с последующим отчетом о нем например, в форме пересказа и игнорирование второго сообщения
— воспроизведение всего услышанного в обоих сообщениях
— просьба ответить на вопросы по содержанию одного из сообщений
— отслеживание заданных заранее ключевых слов, которые могут появиться в любом из сообщений
— вторение: испытуемый должен повторять вслух одно из сообщений по ходу его предъявления, игнорируя при этом второе сообщение.
К. Черри интересовала не только сама способность человека отобрать определенное сообщение и отслеживать его на наличие такой способности указывает феномен вечеринки с коктейлем,
но и судьба второго сообщения, на которое испытуемый не обращает внимания. На основе того, что замечает человек в этом сообщении, а что проходит мимо его сознания, можно сделать вывод о местоположении фильтра в системе переработки информации. Иными словами, глубина анализа отвергнутого сообщения позволяет ответить на вопрос: на каком именно этапе переработки информации оно перестает обрабатываться Путь передачи сообщения, которое отбирается для дальнейшей
переработки, К. Черри обозначил как релевантный канал англ. relevant — уместный, имеющий отношение к делу, а путь передачи сообщения, которое должно быть отвергнуто, — как
нерелевантный канал.
Анализируя работу испытуемого в условиях бинаурального и дихотического предъявления, К. Черри выявил следующие основные
закономерности.
1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявляемых сообщений, читаемых одним и тем же диктором. Однако задача крайне непроста, особенно если требуется вторение этого сообщения. В ходе вторения испытуемый сбивается, бубнит, речь его теряет эмоциональную окраску, а для полного разделения сообщений необходимо прокрутить запись не менее 20 раз. К. Черри предположил, что в основе отбора должны лежать физические характеристики стимуляции например, пространственное
расположение источника звука, его высота и т.п.. Но в случае бинаурального предъявления к характеристикам, которые становятся основой отбора, относится и вероятность перехода между
отдельными словами фраз, подаваемых по релевантному каналу. Если помимо всех прочих признаков уравнять сообщения, читаемые одним и тем же диктором, и по этому параметру — разделение их перестает быть возможным.
2. Для исследования глубины обработки отвергаемого сообщения была использована методика дихотического предъявления. К.Черри обнаружил, что если в сообщении, подаваемом по нерелевантному
каналу, происходят неожиданные изменения, то одни из них замечаются, а другие проходят незамеченными.
Испытуемый з а м е ч а е т и отчитывается об этом после завершения пробы-:
— смену мужского голоса диктора на женский
— замену текста нерелевантного сообщения шумом
— временное прерывание нерелевантного сообщения звуковым сигналом гудком.
Испытуемый не з а м е ч а е т не запоминает и не может отчитаться после завершения пробы:
— содержание нерелевантного сообщения
— язык, на котором читалось сообщение это мог быть либо английский, либо немецкий язык
— прокручивание записи сообщения в обратную сторону только несколько испытуемых заметили, что с речью диктора было что-то не то, а остальные и вовсе пропустили это изменение
— изменение языка, на котором читалось сообщение. Основной вывод, который сделал из этих результатов К. Черри, заключался в том, что обработка речевого сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения
3. Наконец, К. Черри обнаружил, что если внезапно прервать предъявление сообщений по релевантному и нерелевантному каналам и попросить испытуемого отчитаться об услышанном, то можно добиться воспроизведения информации, которая подавалась по обоим каналам. Для объяснения этого результата придется предположить, что в системе переработки информации есть буфер, в котором оба сообщения удерживаются в течение короткого времени, до того как будут обработаны более глубоко.
Исследования к черри доказали что
М.В. Фаликман. Основные результаты исследований К. Черри
Добавлено Psychology OnLine.Net
18.03.2009
1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявляемых сообщений, читаемых одним и тем же диктором. Однако задача крайне непроста, особенно если требуется вторение этого сообщения. В ходе вторения испытуемый сбивается, бубнит, речь его теряет эмоциональную окраску, а для полного разделения сообщений необходимо прокрутить запись не менее 20 раз.
2. Для исследования глубины обработки отвергаемого сообщения была использована методика дихотического предъявления. К.Черри обнаружил, что если в сообщении, подаваемом по нерелевантному каналу, происходят неожиданные изменения, то одни из них замечаются, а другие проходят незамеченными.
Испытуемый замечает (и отчитывается об этом после завершения пробы):
Испытуемый не замечает (не запоминает и не может отчитаться после завершения пробы):
Основной вывод, который сделал из этих результатов К. Черри, заключался в том, что обработка речевого сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения. Через некоторое время это положение экспериментально подкрепил англичанин Невил Морей [269], которому с использованием той же методики удалось получить еще один яркий факт, если по нерелевантному каналу 35 раз повторялось одно и то же слово, испытуемый не мог его воспроизвести, даже когда этого испытуемого заранее специально инструктировали следить за нерелевантным сообщением!
3. Наконец, К. Черри обнаружил, что если внезапно прервать предъявление сообщений по релевантному и нерелевантному каналам и попросить испытуемого отчитаться об услышанном, то можно добиться воспроизведения информации, которая подавалась по обоим каналам. Для объяснения этого результата придется предположить, что в системе переработки информации есть «буфер», в котором оба сообщения удерживаются в течение короткого времени, до того как будут обработаны более глубоко.
Модель внимания как ранней селекции. Эксперименты Черри. Методики бинаурального и дихотомического слушания. Основные критерии селекции помех.
Вечеринка с коктейлем.
Во-пер-вых, внимание селективно: позволяет отобрать одно сообщение из
множества. В о-в т о р ы х, оно может быть так или иначе распределено и позволяет фиксировать появление значимой информации в сообщениях, за которыми человек в данный момент не следит. Селективный аспект внимания стал объектом пристального интереса английского инженера-акустика К. Черри Проанализировав поведение участников условной вечеринки с коктейлем и попытавшись создать ее модель, он обнаружил, что техническое устройство не справляется со столь легкой для человека
задачей выбора и отслеживания одного из множества акустических сообщений. В связи с этим К. Черри решил разобраться, на основании чего человек способен отбирать необходимую информацию. Эти процедуры получили название методика избирательного слушания. Испытуемому одновременно предъявляются два сообщения, одно из которых он должен отслеживать, а другое — игнорировать.
Сообщения могут подаваться двумя разными способами.
Дихотическое предъявление: одно из сообщений подается в правое ухо, а другое — в левое отбор сообщения может осуществляться на основе пространственного расположения его источника справа или слева.
Бинауральное предъявление: оба сообщения подаются
одновременно в оба уха ; отбор должен осуществляться на основе прочих характеристик сообщения. В оригинальной процедуре К. Черри оба сообщения два разных текста исходно читались одним и тем же диктором и были уравнены по громкости. Сообщение, на которое испытуемый должен был обращать внимание, начинало подаваться чуть раньше.
Инструкции испытуемому содержали одно из следующих требований:
— следование одному сообщению с последующим отчетом о нем например, в форме пересказа и игнорирование второго сообщения
— воспроизведение всего услышанного в обоих сообщениях
— просьба ответить на вопросы по содержанию одного из сообщений
— отслеживание заданных заранее ключевых слов, которые могут появиться в любом из сообщений
— вторение: испытуемый должен повторять вслух одно из сообщений по ходу его предъявления, игнорируя при этом второе сообщение.
К. Черри интересовала не только сама способность человека отобрать определенное сообщение и отслеживать его на наличие такой способности указывает феномен вечеринки с коктейлем,
но и судьба второго сообщения, на которое испытуемый не обращает внимания. На основе того, что замечает человек в этом сообщении, а что проходит мимо его сознания, можно сделать вывод о местоположении фильтра в системе переработки информации. Иными словами, глубина анализа отвергнутого сообщения позволяет ответить на вопрос: на каком именно этапе переработки информации оно перестает обрабатываться Путь передачи сообщения, которое отбирается для дальнейшей
переработки, К. Черри обозначил как релевантный канал англ. relevant — уместный, имеющий отношение к делу, а путь передачи сообщения, которое должно быть отвергнуто, — как
нерелевантный канал.
Анализируя работу испытуемого в условиях бинаурального и дихотического предъявления, К. Черри выявил следующие основные
закономерности.
1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявляемых сообщений, читаемых одним и тем же диктором. Однако задача крайне непроста, особенно если требуется вторение этого сообщения. В ходе вторения испытуемый сбивается, бубнит, речь его теряет эмоциональную окраску, а для полного разделения сообщений необходимо прокрутить запись не менее 20 раз. К. Черри предположил, что в основе отбора должны лежать физические характеристики стимуляции например, пространственное
расположение источника звука, его высота и т.п.. Но в случае бинаурального предъявления к характеристикам, которые становятся основой отбора, относится и вероятность перехода между
отдельными словами фраз, подаваемых по релевантному каналу. Если помимо всех прочих признаков уравнять сообщения, читаемые одним и тем же диктором, и по этому параметру — разделение их перестает быть возможным.
2. Для исследования глубины обработки отвергаемого сообщения была использована методика дихотического предъявления. К.Черри обнаружил, что если в сообщении, подаваемом по нерелевантному
каналу, происходят неожиданные изменения, то одни из них замечаются, а другие проходят незамеченными.
Испытуемый з а м е ч а е т и отчитывается об этом после завершения пробы-:
— смену мужского голоса диктора на женский
— замену текста нерелевантного сообщения шумом
— временное прерывание нерелевантного сообщения звуковым сигналом гудком.
Испытуемый не з а м е ч а е т не запоминает и не может отчитаться после завершения пробы:
— содержание нерелевантного сообщения
— язык, на котором читалось сообщение это мог быть либо английский, либо немецкий язык
— прокручивание записи сообщения в обратную сторону только несколько испытуемых заметили, что с речью диктора было что-то не то, а остальные и вовсе пропустили это изменение
— изменение языка, на котором читалось сообщение. Основной вывод, который сделал из этих результатов К. Черри, заключался в том, что обработка речевого сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения
3. Наконец, К. Черри обнаружил, что если внезапно прервать предъявление сообщений по релевантному и нерелевантному каналам и попросить испытуемого отчитаться об услышанном, то можно добиться воспроизведения информации, которая подавалась по обоим каналам. Для объяснения этого результата придется предположить, что в системе переработки информации есть буфер, в котором оба сообщения удерживаются в течение короткого времени, до того как будут обработаны более глубоко.
Внимание, как селекция информации. Эксперименты К.Черри. Модели фильтра. Факторы, влияющие на отбор информации
Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.
Черри решил разобраться, на основе чего происходит такой отбор?
Его методика – методика избирательного слушания. Испытуемому одновременно предъявляются 2 сообщения, одно из которых он должен отслеживать, другое игнорировать. 2 способа подачи сообщений:
Дихотомическое предъявление:одно из сообщений подается в правое ухо, другое – в левое.
Бинауральное предъявление:оба сообщения подаются одновременно в оба уха. Нужно было после прослушивания пересказать одно сообщение, игнорируя другое или воспроизвести все услышанное из обоих ушей, или отслеживать ключевые слова, которые могут быть в любом ухе и т.д.
На основе эксперимента Черри хотел узнать, где находится фильтр, что происходит с ненужной информацией.
Путь передачи сообщения, которое отбирается для дальнейшей переработки, Черри назвал, «релевантный канал». Путь передачи сообщения, которое должно быть отвергнуто – «нерелевантный канал».
Черри выявил следующие закономерности:
1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявленных сообщений. Но это очень тяжело.
2. В основе отбора должны лежать физические характеристики стимуляции (пространственное расположение источника звука, его высота). Но в бинаурал предъявлении к характеристикам, которые становятся основой отбора, относится и вероятность перехода между отдельными словами фраз, подаваемых по релевантному каналу.
3. При дихотическом предъявлении – если в нерелевантном сообщение происходят изменения, человек их замечает (смена мужского голоса на женский, замена текста шумом, временной прерывание текста гудком, но не замечает смену языка, содержание сообщения)
Вывод Черри: обработка речевого сообщения, по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения.
Если прервать предъявление сообщений по каналам и попросить воспроизвести, человек может сказать об обоих каналах. Значит, в системе переработки есть буфер, в котором оба сообщения удерживаются недолго, до того кА будут обработаны более глубоко.
Внимание он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом, располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности.
Модель Бродбента базируется на модели фильтра, расположенного после стадии сенсорной регистрации поступающей информации, но до стадии более полной перцептивной обработки. Сенсорная обработка происходит параллельно, перцептивная обработка осуществляется последовательно. Поэтому стадии должны быть разделены фильтром, который предохраняет стадию прецептивной обработки от перегрузки.
Существует блок среди блоков переработки информации с ограниченной пропускной способностью, который может перерабатывать инф-ю только по одному каналу.
Этот блок защищен фильтром. Фильтр переключается с канала на канал по мере необходимости. След-но распределение внимания невозможно.
Для проверки своих допущений Бродбент провел эксперимент по методике оценки расщепленного объема памяти. Здесь предлагается изучить способность человека отчитываться о небольшом количесвте информации, которая подается по 2 каналам одновременно, в «расщепленном» на 2 сообщения виде. Затем эти сообщения вновь соединяются в отчете испытуемого.
Бродбент заметил, что испытуемые легче воспроизводят все цифры с одного уха, а потом, что вспомнят с другого уха. След-но, во-первых, переработка информации действительно ограничена. Во-вторых, выбор канала осуществляется по физическому признаку. В третьих, та инф-ф, которая исходно н7е тбыла отобрана, еще некоторе время удерживается в системе переработки – предположит-но в буфере, расположенном перед каналом с ограниченной пропускной способностью.
Также Бродбент предположил, что фильтр может настраиваться на основе инф-и, хранящейся в памяти и описывающей, вероятности событий в прошлом опыте человека.
Основные результаты исследований К Черри.
Анализируя работу испытуемого в условиях бинаурального и дихотического предъявления, К. Черри выявил следующие основные закономерности.
1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявляемых сообщений, читаемых одним и тем же диктором. Однако задача крайне непроста, особенно если требуется вторение этого сообщения. В ходе вторения испытуемый сбивается, бубнит, речь его теряет эмоциональную окраску, а для полного разделения сообщений необходимо прокрутить запись не менее 20 раз.
Испытуемый не замечает (не запоминает и не может отчитаться после завершения пробы):
Основной вывод, который сделал из этих результатов К. Черри, заключался в том, что обработка речевого сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения. Через некоторое время это положение экспериментально подкрепил англичанин Невил Морей, которому с использованием той же методики удалось получить еще один яркий факт, если по нерелевантному каналу 35 раз повторялось одно и то же слово, испытуемый не мог его воспроизвести, даже когда этого испытуемого заранее специально инструктировали следить за нерелевантным сообщением!
3. Наконец, К. Черри обнаружил, что если внезапно прервать предъявление сообщений по релевантному и нерелевантному каналам и попросить испытуемого отчитаться об услышанном, то можно добиться воспроизведения информации, которая подавалась по обоим каналам. Для объяснения этого результата придется предположить, что в системе переработки информации есть «буфер», в котором оба сообщения удерживаются в течение короткого времени, до того как будут обработаны более глубоко.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему