изостыки на рельсах что это
изолирующий стык
3.6.10 изолирующий стык: Стыковое соединение рельсов железнодорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга.
Смотри также родственные термины:
97 изолирующий стык рельсовой цепи: Изолирующее стыковое соединение рельсов железнодорожного пути с целью разделения железнодорожного пути на рельсовые цепи.
Полезное
Смотреть что такое «изолирующий стык» в других словарях:
ИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК — стыковое соединение рельсов, к рое устанавливается вместо нормального и служит для электр. изоляции одного рельса от другого или одного рельсового участка от смежного с ним. И. с. при рельсовых цепях служат для разграничения изолированных секций … Технический железнодорожный словарь
Изолирующий стык железнодорожного пути — Изолирующий стык стыковое соединение рельсов железнодорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга. Источник: ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАЗЕМЛЕНИЮ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ (утв. МПС РФ 10.06.1993 N ЦЭ… … Официальная терминология
изолирующий стык (железнодорожного пути) — Стыковое соединение рельсов железнодорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга. [ГОСТ Р 53685 2009] Тематики электрификация, электроснабж. железных дорог … Справочник технического переводчика
изолирующий стык (между рельсами для электрического отделения участка автоблокировки) — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN end port … Справочник технического переводчика
изолирующий стык рельсовой цепи — 97 изолирующий стык рельсовой цепи: Изолирующее стыковое соединение рельсов железнодорожного пути с целью разделения железнодорожного пути на рельсовые цепи. Источник: ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
изолирующий — ая, ое. isoler. Разъединяющий, разобщающий. Изолирующая прокладка. БАС 1. ♦ Изолирующий язык. Корневой язык. БАС 1. языки изолирующие, или разобщающие, агглютинирующие, флексирующие. Трачевский Др. ист. с.XXI. Лекс. Даль 3: изолирующие скамейки,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Стык рельсовой цепи изолирующий — Изолирующий стык рельсовой цепи: изолирующее стыковое соединение рельсов железнодорожного пути с целью разделения железнодорожного пути на рельсовые цепи. Источник: ГОСТ Р 53431 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Автоматика и… … Официальная терминология
Стык рельсовой цепи негабаритный — Негабаритный стык рельсовой цепи: изолирующий стык рельсовой цепи между смежными рельсовыми цепями, расположенный в зоне возможного нарушения габарита железнодорожного подвижного состава при занятой одной секции маршрута и движении по другой. … … Официальная терминология
негабаритный стык рельсовой цепи — 98 негабаритный стык рельсовой цепи: Изолирующий стык рельсовой цепи между смежными рельсовыми цепями, расположенный в зоне возможного нарушения габарита железнодорожного подвижного состава при занятой одной секции маршрута и движении по другой.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53431-2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 152 аварийный перевод стрелки: Изменение положения железнодорожной стрелки физическими усилиями человека путем вращения двигателя … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Стык на клее
Новая технология, применяемая в полевых условиях, обходится в четыре раза дешевле, чем в цехе
Изолирующий стык – серьёзная проблема и для путейцев, и для эсцебистов. Возникающая в нём избыточная намагниченность концов рельсов приводит к скоплению в стыковом зазоре металлической пыли и стружки, что может обернуться отказом технических средств, нарушениями работы рельсовых цепей, ложным запрещающим сигналом локомотивной сигнализации. Кроме того, накладки для сборных изолирующих стыков чаще всего сделаны из композитных материалов, которые из-за достаточно быстрого износа теряют свои свойства.
С 2018 года на Горьковской дороге для решения этой проблемы стали применять новую технологию – склейку стыков с металлокомпозитными накладками АпАТэК Р-65 МК в полевых условиях. Эти накладки отличаются от других образцов большей надёжностью, лучшим сопротивлением к сжатию и растяжению стыкового зазора при любых перепадах температуры.
Навыкам склейки изолирующего стыка обучили работников двух бригад Владимирской и Дзержинской дистанций пути. В прошлом году на скоростном участке Петушки – Нижний Новгород было склеено 310 стыков.
Намагниченность рельсовых концов значительно снизилась. «Мы довольны результатом. На таких стыках с момента их монтажа не допущено ни одного отказа в работе рельсовых цепей, – рассказал начальник 3-го участка Дзержинской дистанции пути Николай Манахов. – До этого изолирующие накладки приходилось перебирать два раза в год, сейчас о них можно забыть надолго, сберечь время и силы работников». Как уточнили в Дирекции инфраструктуры, гарантируется эксплуатация изготовленного в пути изолирующего стыка на 200 млн тонн брутто пропущенного груза в течение трёх лет.
Помимо скоростного участка по новой технологии уже работают в Арзамасской дистанции пути на южном ходу дороги, который специализируется в основном на широтных грузовых перевозках.
«Технологически возможны три варианта монтажа изолирующих стыков АпАТэК Р65 МК: на базах и в цехах, на рельсовых плетях, выгруженных в середину колеи, и на действующем пути в ходе «окон» продолжительностью 2,5 часа, – пояснил начальник сектора организации скоростного движения поездов службы пути Горьковской дирекции инфраструктуры Михаил Шишкин. – Мы производим монтаж изостыка непосредственно на пути. Накладки изготовляются на заводе индивидуально для каждого изостыка. В зимний или весенний период с применением специальных шаблонов проводятся предварительные замеры зазоров пазух накладка – рельс, результаты направляются специальной заявкой на завод-изготовитель. Партии накладок приходят в дистанции пути на конкретные километры и пикеты. Клеевые компоненты поступают отдельно, в автомобилях-термосах.
Монтаж изолирующих стыков трудоёмок, но в целом процесс обходится почти в четыре раза дешевле, чем в закрытом цехе. Сначала нужно доставить к месту работ оборудование, инструменты, материалы 41 наименования, некоторые из которых достаточно тяжёлые, например печь для нагрева рельсов и электростанция. После закрытия движения путейцы снимают накладки, очищают болгаркой концы рельсов на 0,6 м от торца, дважды обезжиривают, проверяют электрическое сопротивление каждой накладки. Затем готовится клеевая композиция, которую наносят на внутреннюю поверхность накладок. Стык скрепляют болтами. После удаления излишков клея и повторного измерения сопротивления изоляции изготовленный изостык необходимо просушить с помощью специальной печи.
Изостыки на рельсах что это
Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырехдырных накладок и болтов с пружинными шайбами или тарельчатыми пружинами.
Рисунок 1.1 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление в пути
Рисунок 1.1 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление в пути
Видеоролик 1.1 Стыковое скрепление с четырехдырными накладками
Видеоролик 1.1 Стыковое скрепление с четырехдырными накладками
Шестидырные накладки применяются:
Рисунок 1.2 Чертеж: Стыковое и промежуточное костыльное скрепление при рельсах Р65, Р75 (мм)
Рисунок 1.2 Чертеж: Стыковое и промежуточное костыльное скрепление при рельсах Р65, Р75 (мм)
Рисунок 1.3 Стыковое скрепление КБ на железобетонных шпалах
Рисунок 1.3 Стыковое скрепление КБ на железобетонных шпалах
Рисунок 1.4 Чертеж: Стыковое скрепление КБ65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65 и Р75 (мм)
Рисунок 1.4 Чертеж: Стыковое скрепление КБ65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65 и Р75 (мм)
Запрещается использование нетиповых, посторонних предметов в конструкцию стыкового скрепления и в стыковой зазор (в том числе в хвост крестовины).
Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляют с использованием переходных рельсов или переходных накладок.
Рисунок 1.5 Переходный рельс
Рисунок 1.5 Переходный рельс
Рисунок 1.6 Переходные стыковые рельсовые накладки Р65/Р50 (мм)
Рисунок 1.6 Чертеж переходного стыка Р65/Р50 (мм)
Рисунок 1.6 Переходные стыковые рельсовые накладки Р65/Р50 (мм) и чертеж переходного стыка Р65/Р50 (мм)
Таблица 1.1 Усилия затяжки гаек стыковых болтов
Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим следующему крутящему моменту: | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах: | |||||||||||
типа Р65 и Р75 | 600 Н·м (60 кгс·м) | ||||||||||
при рельсах типа Р50 | 450 Н·м (45 кгс·м) | ||||||||||
при рельсах типа Р65 и Р75 и высокопрочных стыковых болтах (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) | 1100 Н·м (110 кгс·м) | ||||||||||
с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 и Р75 | 350 Н·м (35 кгс·м) | ||||||||||
В стыках уравнительных рельсов на болты устанавливают по две тарельчатых пружины (одна в одну) и затягивают гайки с крутящим моментом | 600 Н·м (60 кгс·м) | ||||||||||
Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляют: | |||||||||||
для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) | 300 Н·м (30 кгс·м) | ||||||||||
для рельсов типа Р65 при высокопрочных болтах | 550 Н·м (55 кгс·м) | ||||||||||
для рельсов типа Р50 | 225 Н·м (22,5 кгс·м) | ||||||||||
для рельсов длиной 25 м с тарельчатыми пружинами | 175 Н·м (17,5 кгс·м) |
Критерии годности элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений
В процессе эксплуатации стыковых рельсовых скреплений, по мере наработки пропущенного тоннажа, под воздействием осевых нагрузок и климатических факторов, в элементах стыковых рельсовых скреплений развиваются различные дефекты.
Критерии годности элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений и их граничные величины приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Критерии годности элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений для повторного применения
Элементы скрепления | Вид дефекта, наименование параметров | Критерии годности | Способ определения критериев годности | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Годные для повторного применения | Негодные для повторного применения | ||||||||||
Накладки двухголовые для рельсов типов Р65 и Р75 | Наличие трещин и надрывов | Не допускаются | Имеются | Визуально | |||||||
Отклонение от прямолинейности в горизонтальной и вертикальной плоскостях, мм | До 2 | Больше или равно 2 | Линейкой, щупами | ||||||||
Смятие в стыковой зоне и образование вертикальной ступеньки, мм | До 2 | Больше или равно 2 | Линейкой, щупами | ||||||||
Износ на опорных частях, мм | До 1 | Больше или равен 1 | Линейкой, щупами | ||||||||
Болты и гайки для рельсовых стыков | Диаметр болта в цилиндрической части в месте наибольшего износа и коррозии, мм | Больше 25 | Меньше или равен 25 | Штангенциркулем | |||||||
Смятие одного и более витков на заходе резьбы | Не допускается | Имеется | Визуально | ||||||||
Смятие трех витков резьбы и более в месте затяжки гайки | Не допускается | Имеется | Визуально | ||||||||
Расстояние между противоположными ребрами гайки, мм | Больше 44 | Меньше или равно 44 | Штангенциркулем | ||||||||
Пружины тарельчатые | Высота шайбы, мм | Больше 7 | Меньше или равна 7 | Штангенциркулем | |||||||
Накладки композитные | Износ материала на опорных гранях, мм | До 3 | Больше или равен 3 | Штангенциркулем | |||||||
Износ накладок в зоне контакта с торцевой изоляцией, мм | До 5 | Больше или равен 5 | Штангенциркулем | ||||||||
Смятие в болтовых отверстиях, мм | До 4 | Больше или равно 4 | Штангенциркулем | ||||||||
Отщепление, скалывание материала на верхней опорной грани и внутренней поверхности накладки | Не допускаются | Имеется | Визуально | ||||||||
Поперечные трещины в верхней и нижней части накладок | Не допускаются | Имеются | Визуально | ||||||||
Продольное расслоение накладок | Не допускается | Имеется | Визуально | ||||||||
Накладки металлополимерные | Вмятины и износ на верхних опорных поверхностях, мм | До 4 | Больше или равны 4 | Штангенциркулем | |||||||
Снижение сопротивления, кОм | До 1 | Более или равно 1 | Омметром | ||||||||
Отщепление поверхностного слоя изоляции до оголения металла сердечника глубиной, мм | До 3 | Больше или равно 3 | Штангенциркулем | ||||||||
Изоляция сборных изолирующих стыков | Наличие надрывов, трещин, нарушение целостности изолирующих элементов | Не допускается | Имеется | Визуально |
Оценка технического состояния и сортировка элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений
Оценка технического состояния и сортировка элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений на годные и негодные для повторного использования осуществляется визуально и с использованием измерительных инструментов: штангенциркуля, линейки на базах ПМС и ПЧ.
Рисунок 1.7 Измерение величин искривлений двухголовых накладок
Рисунок 1.7 Измерение величин искривлений двухголовых накладок
Факты отщепления, скалывания поверхностного слоя изоляционного материала, наличие поперечных трещин определяют при осмотре.
Величина износа накладок на опорных гранях определяется с помощью линейки и штангенциркуля. Величина смятия болтовых отверстий определяется как разность фактического диаметра отверстия и номиниального.
Сферы применения элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений и порядок хранения
Элементы старогодных стыковых рельсовых скреплений могут быть повторно использованы.
База комплектации материалами
верхнего строения пути
Изолирующие стыки рельсов
Черт. 135. Клееболтовой изолирующий стык рельсов типа Р65 с двухголовыми шестидырными накладками
Таблица 34. Детали, входящие в комплект узла клееболтового изолирующего стыка рельсов типа Р65 с двухголовыми шестидырными накладками
Деталь | № позиции на черт. 135 | № черт. в альбоме | Число деталей в узле | Масса одной детали, кг |
Накладка двухголовая строганая типа Р65 | 5 | 136 | 2 | 28,0 |
Изолирующий слой (верхний) | 4 | — | 2 | — |
Изолирующий слой (нижний) | 7 | — | 2 | — |
Прокладка стыковая ПС-65 | 1 | 144 | 2 | 0,13 |
Болт М27×160 с изоляцией | 6 | — | 6 | — |
Гайка М27 | 2 | 53 | 6 | 0,220 |
Шайба пружинная 27 | 3 | 60 | 6 | 0,093 |
Черт. 136. Накладка двухголовая строганая типа Р65
Черт. 137. Клееболтовой изолирующий стык рельсов типа Р65 с накладками специального профиля
Таблица 35. Детали, входящие в комплект узла клееболтового изолирующего стыка рельсов типа Р65 с накладками специального профиля
Деталь | № позиции на черт. 137 | № черт. в альбоме | Число деталей в узле | Масса одной детали, кг |
Накладка специальная типа Р65 | 5 | 138 | 2 | 29,24 |
Изолирующий слой | 4 | — | 2 | — |
Прокладка стыковая ПС-65 | 1 | 144 | 2 | 0,13 |
Болт М27×130 с изоляцией | 6 | — | 6 | — |
Гайка М27 | 2 | 53 | 6 | 0,220 |
Шайба пружинная 27 | 3 | 60 | 6 | 0,093 |
Черт. 138. Накладка специальная для изолирующих стыков типа Р65
Черт. 139. Изолирующий стык рельсов типа Р65 с объемлющими накладками на деревянных шпалах
Таблица 36. Детали, входящие в комплект узла изолирующего стыка рельсов типа Р65 с объемлющими накладками на деревянных шпалах
Деталь | № позиции на черт. 139 | № черт. в альбоме | Число деталей в узле | Масса одной детали, кг |
Накладка объемлющая НИ-65 | 11 | 140 | 2 | 33,75 |
Прокладка боковая составная ПБС-65 | 6 | 141 | 4 | 0,45 |
Прокладка нижняя ПН-65 | 3 | 142 | 1 | 0,88 |
Подкладка ПИ-65 | 2 | 143 | 2 | 5,97 |
Прокладка стыковая ПС-65 | 1 | 144 | 1 | 0,13 |
Планка под болты ППБ-65 | 8 | 145 | 4 | 0,087 |
Планка стопорная СИ-65 | 9 | 146 | 4 | 0,58 |
Болт 2М27×180 | 10 | 148 | 4 | 0,872 |
Втулка В-27 | 7 | 147 | 4 | 0,025 |
Гайка М27 | 4 | 53 | 4 | 0,22 |
Шайба пружинная 27 | 5 | 60 | 4 | 0,093 |
Костыль путевой | 12 | 70 | 6 | 0,378 |
Черт. 140. Накладка объемлющая НИ-65
Черт. 141. Прокладка боковая составная ПБС-65
Черт. 142. Прокладка нижняя ПН-65
Черт. 143. Подкладки ПИ-65, ПИ-50, ПИ-43
Таблица 37. Размеры подкладок ПИ (см. черт. 143)
Тип подкладки | L, мм | L1, мм | Масса, кг |
ПИ-65 | 244,5 | 249 | |
ПИ-50 | 226,5 | 231 | 5,97 |
ПИ-43 | 210,5 | 215 |
Черт. 144. Прокладка стыковая ПС-65
Черт. 145. Планка под болты ППБ-65
Черт. 146. Планка стопорная СИ-65
Черт. 147. Втулка В-27
Черт. 148. Болт 2М27×180 ГОСТ 11530-76
Черт. 149. Изолирующий стык рельсов типа Р50 с объемлющими накладками на деревянных шпалах
Таблица 38. Детали, входящие в комплект узла изолирующего стыка рельсов типа Р50 с объемлющими накладками на деревянных шпалах
Деталь | № позиции на черт. 149 | № черт. в альбоме | Число деталей в узле | Масса одной детали, кг |
Накладка объемлющая НИ-50 | 12 | 150 | 2 | 27,5 |
Прокладка боковая составная ПБС-50 | 7 | 151 | 4 | 0,39 |
Прокладка нижняя ПН-50 | 3 | 152 | 1 | 0,79 |
Планка стопорная СИ-50-1 | 10 | 153 | 2 | 0,63 |
Планка стопорная СИ-50-2 | 6 | 154 | 2 | 0,64 |
Планка под болты ППБ-50 | 9 | 155 | 4 | 0,10 |
Прокладка стыковая ПС-50 | 1 | 156 | 1 | 0,08 |
Втулка В24 | 8 | 157 | 6 | 0,021 |
Болт 2М24×160 | 11 | 158 | 6 | 0,592 |
Гайка М24 | 4 | 55 | 6 | 0,153 |
Шайба пружинная 24 | 5 | 60 | 6 | 0,068 |
Костыль путевой | 13 | 70 | 6 | 0,378 |
Подкладка ПИ-50 | 2 | 143 | 2 | 5,97 |
Черт. 150. Накладка объемлющая НИ-50
Черт. 151. Прокладка боковая составная ПБС-50
Черт. 152. Планка нижняя ПН-50
Черт. 153. Планка стопорная СИ-50-1
Черт. 154. Планка стопорная СИ-50-2
Черт. 155. Планка под болты ППБ-50
Черт. 156. Прокладка стыковая ПС-50
Черт. 157. Втулка В-24
Черт. 158. Болт 2М24×160 ГОСТ 11530-76
Черт. 159. Изолирующий стык рельсов типа Р43 с объемлющими накладками на деревянных шпалах
Таблица 39. Детали, входящие в комплект узла изолирующего стыка рельсов типа Р43 с объемлющими накладками на деревянных шпалах
Деталь | № позиции на черт. 159 | № черт. в альбоме | Число деталей в узле | Масса одной детали, кг |
Накладка объемлющая НИ-43 | 12 | 160 | 2 | 24,0 |
Прокладка боковая составная ПБС-43 | 7 | 161 | 4 | 0,33 |
Планка под болты ППБ-43 | 9 | 162 | 4 | 0,088 |
Планка стопорная СИ-43-1 | 6 | 163 | 2 | 0,53 |
Планка стопорная СИ-43-2 | 10 | 164 | 2 | 0,54 |
Болт 2М22×140 | 11 | 165 | 6 | 0,449 |
Прокладка нижняя ПН-43 | 3 | 166 | 1 | 0,70 |
Прокладка стыковая ПС-43 | 1 | 167 | 1 | 0,07 |
Втулка В-22 | 8 | 168 | 6 | 0,017 |
Гайка М22 | 4 | 57 | 6 | 0,152 |
Шайба пружинная 22 | 5 | 60 | 6 | 0,049 |
Костыль путевой | 13 | 70 | 6 | 0,378 |
Подкладка ПИ-43 | 2 | 143 | 2 | 5,97 |
Черт. 160. Накладка объемлющая НИ-43
Черт. 161. Прокладка боковая составная ПБС-43
Черт. 162. Планка под болты ППБ-43
Черт. 163. Планка стопорная СИ-43-1
Черт. 164. Планка стопорная СИ-43-2
Черт. 165. Болт 2М22×140 ГОСТ 11530-76
Черт. 166. Прокладка нижняя ПН-43
Черт. 167. Прокладка стыковая ПС-43
Таблица 40. Детали, входящие в комплект узла изолирующего стыка рельсов типа Р65 с объемлющими накладками на железобетонных шпалах
Деталь | № позиции на черт. 169 | № черт. в альбоме | Число деталей в узле | Масса одной детали, кг |
Накладка объемлющая НИ-65 | 14 | 140 | 2 | 33,75 |
Прокладка боковая составная ПБС-65 | 9 | 141 | 4 | 0,45 |
Прокладка нижняя ПН-65 | 6 | 142 | 1 | 0,88 |
Подкладка для рельсов типа Р65 | 3 | 171 | 2 | 8,2 |
Прокладка стыковая ПС-65 | 1 | 144 | 1 | 0,13 |
Планка под болты ППБ-65 | 11 | 145 | 4 | 0,087 |
Планка стопорная СИ-65 | 12 | 146 | 4 | 0,58 |
Болт 2М27×180 | 13 | 148 | 4 | 0,872 |
Втулка В-27 | 10 | 147 | 4 | 0,025 |
Гайка М-27 | 7 | 53 | 4 | 0,22 |
Шайба пружинная 27 | 8 | 60 | 4 | 0,093 |
Клемма КС | 4 | 173 | 4 | 0,60 |
Болт М 22×60 | 5 | 174 | 4 | 0,309 |
Болт М22×175 | 15 | 79 | 4 | 0,635 |
Гайка М22 | 16 | 81 | 8 | 0,126 |
Шайба двухвитковая 25 | 17 | 82 | 8 | 0,12 |
Шайба черная 22 | 18 | 84 | 4 | 0,088 |
Прокладка под подкладку КБ | 2 | 88 | 2 | 0,60 |
Черт. 169. Изолирующий стык рельсов типа Р65 с объемлющими накладками на железобетонных шпалах
Черт. 170. Изолирующий стык рельсов типа Р50 с объемлющими накладками на железобетонных шпалах
Таблица 41. Детали, входящие в комплект узла изолирующего стыка рельсов типа Р50 с объемлющими накладками на железобетонных шпалах