к чему может привести одиночество у подростков
К чему может привести одиночество у подростков
Этот страх имеет первобытные корни, ведь много лет назад человек, оставшись один, не мог выжить. Подобные чувства имеют место и сейчас. Обособленность может восприниматься как дефицит любви, внимания, как отсутствие связи с людьми, с миром.
Отрочество — это возраст дезориентации в себе. Противоречивые чувства и эмоции мешают думать рационально. Ребята 11-17 лет отличаются слабым самоконтролем, эмоции их захлестывают, и в таком состоянии они способны наделать много глупостей.
Ребенок, столкнувшись с этим чувством, испытывает страх, обиду, ощущает себя оторванным от окружающих. Невозможность понять себя приводит к выводу, что и окружающие не смогут понять его внутренний мир. А значит, не стоит пытаться наладить связи с близкими и друзьями.
То есть, одиночество может быть вредным для психики взрослеющего человека. Если оно несет только негативные эмоции, если оно вынужденное, из-за моббинга, непринятия себя, неспособности найти свое место.
Однако одиночество в подростковом возрасте может быть и полезным. Именно в 11-17 лет человеку приходится очень часто анализировать свои чувства, учиться справляться с эмоциями. Поэтому, если подросток добровольно уединяется, избегает какое-то время общения, это неплохо. Главное, чтобы такое состояние не затянулось.
Взросление — это всегда встреча со своим внутренним миром. В этот период формируется самосознание, а глубокие раздумья о взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, своем месте в мире необходимы для развития и осознания себя. Естественно, заниматься этим можно только, если никто не отвлекает. Поэтому одиночество может быть и нормальным состоянием. Оно важно для развития, осознания себя.
Ситуативное — связано с определенными изменениями. Например, ссора с другом, переезд. Человек может сам пережить такие перемены, но помощь иногда не помешает.
Хроническое — самое опасное. Оно может вызывать депрессию и суицидальные мысли.
Постоянное желание быть одному, отсутствие контакта со сверстниками могут свидетельствовать о том, что есть определенные проблемы. Возможно, ребенок не может справиться с ними самостоятельно. Значит, ему следует помочь.
Причины одиночества могут быть психологические и физические.
Например, переезд в другой город, новая школа, где одноклассники не принимают в свою группу. Или подросток нетрадиционной сексуальной ориентации осознал свое отличие от других, а отношения в семье оставляют желать лучшего. Конечно, проблема усугубляется.
Что делать взрослым, как справиться с подростковой депрессией? Вот несколько советов родителям по воспитанию подростков.
Прежде всего, стоит понять: единого рецепта нет. Каждую ситуацию в определенной семье следует рассматривать индивидуально. Но общие рекомендации все-таки есть.
Чувство одиночества в подростковом возрасте — не повод сразу паниковать. Важно понять, полезно это или нет, понаблюдать, прислушаться, сделать определенные выводы. И если это чувство является разрушительным, принять меры. Найти #ключкподростку, помочь ему выбраться из создавшейся ситуации.
Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества
Одиночество свойственно подростковому возрасту, именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у ребенка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира подростка. В этом — положительное влияние чувства одиночества на подростка, однако иногда одиночество приводит к депрессиям, подростковым суицидам.
Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? Как вести себя, если ребенок часто хочет побыть в одиночестве, закрывается в своей комнате или пропадает целыми днями на улице?
Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.
При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.
Виды подросткового одиночества:
Почему подростки чувствуют себя одинокими? Причины одиночества
В сложных случаях подросткового одиночества детям нужно оказывать поддержку: в первую очередь, родителям, родным, во вторую, учителям и педагогам, если они видят, что ребенок не общителен, замкнут.
Подростковое одиночество — достаточно распространенное явление, которое вряд ли обходит стороной подростков (читайте статью об Особенностях подросткового возраста). Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь ему, увидеть другие зарождающиеся проблемы.
Подростковое одиночество: причины и последствия
причины и последствия.
Несмотря на распространённость мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи считают это переживание возрастным новообразованием, появляющимся в результате перехода подростка на новый уровень самосознания.
Страх одиночества имеет древние корни. В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т. е. наказание одиночеством. Современное изгнание – это не обязательно удаление от общества. Это различные способы психологического отчуждения: отказ от общения, бойкот, обструкция и т. п.
Характеризуя одиночество следует сказать о том, что прежде всего оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Это отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, страх.
Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.
Развитие рефлексии. Это потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе, т. е происходит повышенное внимание к самому себе. Подросток формирует в себе уникальные качества, соответствующие избранному идеалу. Другие не смогут понять и оценить этк уникальность. Это и порождает одиночество подростка.
В подростковом возрасте становится потребность в уединении. Поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения. Когда у подростков появляется повышенная критичность по отношению к себе, то формируется кризис самооценки. В его основе лежит недовольство собой, т. е. подросток приписывает себе различные недостатки и отрицательные качества. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения.
Это личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении.
Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников ( социальное отчуждение ), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, переезд на новое место жительство, смена школы, потеря близкого друга.
В отдельную группу можно вынести факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания.
Дисгармоничные взаимоотношения в семье ( частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.
Отсутствие эмоциональной близости между ребёнком и родителями, недостаток родительского внимания и заботы о ребёнке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кто-то может понять и полюбить его, что кому-то он может нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток всё больше уходит в своё одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребёнка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками.
Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Принято выделять три типа одиночества:
Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением и межличностными отношениями).
Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.
Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.
Для поддержки подростков, переживающих одиночество, нужна психологическая поддержка, то есть умение разделить их переживания. Что же значит – разделить с подростком его одиночество?
- Дать возможность подростку рассказать о своём одиночестве, т. е. создать атмосферу доверия, понимания и безопасности, в которой подросток захочет и сможет раскрыть свой внутренний мир, обнажить свою боль. Понять и принять его чувства без осуждения, без оценки, без поучения, но с искренним уважением и признанием ценности и значимости как самого подростка, так и его переживаний, вне зависимости от его личностных качеств и репутации. Нужно помочь подростку наладить отношения с семьёй, сверстниками и внутри школьного коллектива.
Таким образом: поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании подросткам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т. е. уделять подростку достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять его самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач, в том числе и преодоления негативного переживания одиночества.
«Я никому не нужен». 10 советов подросткам, как справиться с чувством одиночества и ненужности
Для подростка чувство одиночества и ненужности — частые друзья. И спастись от их влияния неимоверно сложно, особенно, если взрослые, которые находятся рядом, попросту отмахиваются от тебя: «Не принимай всё близко к сердцу», «Просто займись чем-нибудь», «Не выдумывай», «Мне бы твои проблемы». А ведь проблемы действительно есть. Подавленное состояние заставляет тебя прятаться в себе, постепенно воздвигая над собой тяжёлый стеклянный купол. Давай разбираться вместе, в чём же заключается природа такого чувства как одиночество и есть ли способы борьбы с неприятным ощущением ненужности, которое не хочет исчезать.
Почему я чувствую себя одиноким и ненужным?
Вот пример тягостного переживания парнем 15-ти лет своего одиночества. Думаем, тебе понятны его чувства
Одиночество крушит надежды, заставляет разочаровываться в себе и других людях, приводит к пагубным привычкам или другим, более страшным последствиям. Но есть у него и другая, положительная сторона — оно позволяет тебе осознать свою обособленность от других людей, открыть свой уникальный и неповторимый внутренний мир. С этой позитивной мысли давай и начнём работу над твоей ситуацией.
4 рекомендации психолога, как избавиться от чувства одиночества и ненужности
Обычно все рекомендации, как подростку преодолеть такие чувства, даются родителям и педагогам, которые и правда в первую очередь должны быть озадачены проблемой. И мы гордимся, что ты пытаешься решить проблему самостоятельно. Правда! Ведь это уже первый шаг. Вот советы психолога подросткам, которые болезненно переживают своё одиночество:
Постарайся принять своё одиночество
Научись комфортно чувствовать себя «наедине с собой». Используй отсутствие людей рядом как возможность больше понять себя, свою значимость и уникальность, разобраться в духовных потребностях и раскрыть творческий потенциал. В конце концов, чувство одиночества присуще всем людям и оно необходимо для того, чтобы повзрослеть.
Учись общению
Больше практикуйся в общении, даже если с этим возникают сложности. Пробуй вступать в контакт с людьми и выходить из него, говорить другим о своих потребностях и слушать их мысли. Уважай границы окружающих и отстаивай свои личные границы. Ведь нередко чувство одиночества и ненужности возникает именно по причине недостатка коммуникативных навыков, которые ты в силах постепенно прокачать. Совершенствуйся! Возможно, что человек, способный тебя выслушать и понять, находится намного ближе, чем тебе кажется.
Бери эмоции под контроль
Допустим, тебе пришлось столкнуться с ситуацией, которая заставляет тебя чувствовать себя одиноким и отвергнутым. Попробуй осознанно контролировать свои эмоции и действия в этот момент. Даже самые болезненные и неприятные ситуации вроде расставания с любимым человеком или другом, непонимания или несправедливого отношения со стороны окружающих можно использовать как возможность стать лучше. Избавиться от иллюзий, научиться искать оптимальные пути решения важных задач, прийти к переосмыслению происходящего.
Не бойся обратиться к психологу
Если чувство одиночества и ненужности затянулось, при этом появилась тревожность, беспомощность, возникли проблемы с самооценкой — не бойся обратиться за помощью к психологу. Так как это может быть депрессия. Обсудить вопрос с родителями, конечно, придётся, но мы верим, что у тебя получится донести до них свои чувства.
Чувство одиночества и ненужности — это не навсегда. Как после дождя из-за туч выглядывает солнце, так и мрачным дням на смену придут солнечные. Из любой, даже самой сложной ситуации, есть выход. Просто помни об этом. И тогда тебе будет проще сделать шаг вперёд и сделать свою жизнь лучше.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Семейная терапия
— Моя дочь Аля, 12 лет от роду, создала аккаунт в одной из довольно специфических соцсетей, сообщила там, что ей 16 с половиной, выставила свою собственную, чуть размытую, но весьма двусмысленную фотографию и в графе «интересы» написала, что хотела бы больше узнать о сексе.
Разумеется, там сразу нашлись желающие ее просветить. Она немедленно дала двум из них свой телефон и с одним некоторое время, пока я это не прекратила, переписывалась матом почти исключительно на тему потребного ей «просвещения». Собиралась встретиться сразу по окончании карантина.
Говоря все это, женщина смотрела куда-то в сторону, а по окончании тирады взглянула прямо на меня. Ее бледно-серые глаза были обведены темными кругами.
Девочка с тонкими ногами сидела рядом на стуле. Ее глаза казались очень похожими на материнские из-за грубо наложенного макияжа. Обе напомнили мне каких-то некрупных хищных зверьков — енотов или сурикатов.
— Это так и есть? – спросила я у Али.
— А че такого-то? – отозвалась девочка.
— У нас проблема — вы согласитесь?
— Я слушала ваши лекции и прочитала все, что могла, про интернет и то, что он «новый мир», куда они уходят, и всякое такое, но не нашла там для себя ответа. Что мне теперь делать-то?
— Что вы уже сделали?
— Купила ей кнопочный телефон без интернета, старый отобрала. Интернет весь заблокировала, включаю сама компьютер, когда ей нужно по учебе, и выключаю. Она руки режет.
Аля с готовностью начала засучивать рукав.
— Не надо, — я помотала головой. — Я знаю, это сейчас в моде. Когда я была подростком, мы сигареты об руки тушили. А сейчас — режут. Мода меняется. В принципе это удобно — один способ и для сброса психомоторного напряжения, и для манипуляции, если понадобится.
Аля посмотрела на меня с недоумением и интересом, явно пытаясь представить себе мою юность. «Вряд ли у нее получится», — не без ехидства подумала я.
Еще порасспросив мать, я более-менее представила себе диспозицию. Але на самом деле уже 13 с половиной лет (про 12 мать сказала «для красивости», хотя аккаунт, как выяснилось, действительно был создан за неделю до 13-летия). Живут они вдвоем, с мужем в разводе. Он дает деньги и иногда видится с дочерью — у него другая семья. Есть бабушка, которая сейчас четвертый раз замужем. И есть дедушка — он живет один, но на самом деле всегда помогал дочери с внучкой больше всех остальных, пока внучка была маленькая.
— Ситуация достаточно дурацкая, поэтому нужны все, — тяжело вздохнула я.
Кабинет у меня маленький. Хорошо, что все члены семьи оказались людьми некрупными. Отец опасливо выглядывал из предбанника, явно боялся, что его будут в чем-то обвинять. Але я велела сесть на пол, на коврик. Она села поближе к дедушке. Была радостно оживлена — я видела, что ей просто нравится видеть столько родных людей сразу, собравшихся ради нее. Отметила себе: не забыть им сказать, чтобы иногда собирались вот так и чай пили. Потерпят, потому что терапия для девочки.
Вряд ли поняли, но закивали. Даже Аля со всеми заодно.
— Просьба, даже требование у меня к вам ко всем всего одно: говорить честно. Иначе весь этот полный сбор никакого смысла не имеет. Потерянное время. Все в курсе насчет вводных?
Опять закивали, изобразив более-менее сокрушенные лица.
— Тогда приступаем. Первый вопрос: было ли вам в тринадцать лет интересно узнать больше о сексе? Да или нет?
— Конечно! Еще как интересно! — радостно воскликнул дедушка.
Отец, поколебавшись, кивнул и откачнулся в предбанник.
— Да у нас и слова-то такого не было! — матримониально активная бабушка поджала губы.
— Слова нет, а жопа есть, — усмехнулась я. — Да или нет?
— Да, но я тогда еще… — начала в свой черед мать, видимо, собираясь рассказать о своих успехах в учебе.
— «Еще» уже не нужно! — резко прервала ее я. — Как конкретно вы этот интерес реализовывали?
— А мы за девчонками в раздевалке подглядывали, — бодро отрапортовал дедушка. — И еще в бане, в окно, на ящик залезали. Нас женщины ловили и прямо там — крапивой, крапивой! Некоторые пацаны специально попадались — видимо, их это дополнительно возбуждало, что ли? Ну и еще — медицинская энциклопедия…
— Я тоже энциклопедию читала, — призналась бабушка. — Мне еще там про уродства разные нравилось смотреть. И еще всякие такие сцены в романах искала. А мужчину голого однажды увидела — так меня, наоборот, чуть не стошнило от отвращения.
Мать молчала, глядя в пол.
— Фильмы смотрела. А еще у нас эксгибиционист жил в соседнем дворе. Мы все на него смотреть ходили…
— Надо же! А я почему не знала? — удивилась бабушка.
— А что, я с тобой должна была впечатлениями поделиться, что ли? — огрызнулась ее дочь.
— Так, с интересом к сексу все ясно, — я была вполне удовлетворена результатами первого круга опроса. — Теперь переходим к опасности. Аля, у тебя как с интеллектом-то? Задержки развития нет? — я взглянула на мать.
— Да до недавнего времени вроде не замечалось…
— Ага. Аля, значит ты вообще-то понимаешь, что выставлять свою сомнительную фотку в интернете, врать про возраст, давать свой номер телефона случайным посетителям такого сайта и все такое прочее — это может быть опасно? Да или нет?
— Понимаю, — кивнула девочка.
— Отлично. Вопрос к остальным: самое опасное, что вы делали и что с вами случалось в 12–14 лет?
Отец поднял брови домиком:
— Хотите верьте, хотите нет, но я не могу ничего такого вспомнить. Вроде бы перестройка, все говорят — опасное время. Мы гуляли во дворах, ну, дрались иногда, редко. А, вот! — чуть ли не с облегчением воскликнул мужчина. — На крышу мы лазили через чердак и там ходили по самому краю, без всяких ограждений.
— А я в фотокружок ходила и в театральную студию, но это по теме! — с торжеством взглянула на меня мать. — Когда я оттуда вечером возвращалась, шла через дворы, чтобы быстрее, там… ну, в общем, всякое случалось, было, что и гнались за мной.
— Чего ж ты мне не сказала-то тогда? Я б тебя мог встречать, — огорчился дед.
— В 13 лет? Встречать из кружка? Да меня бы все засмеяли…
Бабушка сидела с уже знакомо поджатыми губами.
— Говорите, — велела я. – Самое опасное.
— В гости я пошла. В одну квартиру. Мне подружки говорили, что не надо. А мне тогда хотелось взрослее казаться. Я пробовала всякое и цыганской тушью глаза мазала — вот как она сейчас. Теперь-то понимаю, что уродство сплошное, а тогда казалось. В общем, они позвали, я загордилась и пошла. Вино там, конечно, было, папиросы и…
— И дальше — что? — ей не хотелось говорить, но я была безжалостна.
— Вероятно, они бы меня изнасиловали, все по очереди. Но я в последний момент сообразила, успела распахнуть окно и крикнуть: «Помогите!» Окно на улицу выходило, там были люди. Меня сразу на лестницу вышвырнули с вещами и разбежались. Шапка у меня тогда пропала и варежки, мама очень ругалась, мы небогато жили.
— Отлично, — усмехнулась я. — Теперь последний вопрос: что делать с интернетом?
— А чего с ним делать-то? — удивился отец, который все это время сжимал в руке крупный гаджет и иногда в него заглядывал, как будто ища совета или поддержки близкого существа.
— Ваше детство, как мы теперь знаем, было на удивление безопасным, — указала я. — Может быть, вы просто не понимаете?
— Я думаю, что деваться от него все равно некуда, — вздохнула бабушка.
— Вопрос ответственности, — обратила внимание собравшихся я. — Так получилось, что реально за благополучие несовершеннолетней Али сейчас отвечает только мать.
— Точно! А мне с ней уже не справиться!
— Алечка, а хочешь, со мной поживи, — оживился вдруг дед.
— Хочу! — крикнула девочка и внезапно бурно разрыдалась.
Я ждала чего-то подобного, поэтому не удивилась. Мать, бабушка и отец шарахнулись к стенам. Дед, поколебавшись, нагнулся и обнял внучку.
— Одиночество, — сообщила я. — Имманентное состояние подростка. Поиск любви, принятия, понимания. Банально, избито, но от этого не перестает быть фактом. Мозги еще примитивные, способы — тоже. Опыта нет. Вы все тоже — вроде бы у Али и есть, а вроде вас и нет. Это понятно, ведь собственного опыта понимания-принятия с родителями нет ни у кого из вас. Вы обошлись, выросли так. Они тоже обойдутся. Но у них, в отличие от вас, есть новый мир — они там и ищут с новой надеждой. Но там точно такие же люди и шансов найти ровно столько же. То есть не ноль, конечно, но близко к нулю. И само устройство того мира ровно такое же, как и этого — честное и безжалостное одновременно. С чем выходишь, то и откликается. Если выставить в интернет интересное решение математической задачи или интересный кулинарный рецепт — кто откликнется? Аль?
— Ну, кто математикой увлекается. Или кто готовить любит, — девочка перестала рыдать. Тушь с бабушкиных времен явно стала лучше и почти не размазалась.
— А если накрасить глаза, как ты и юная бабушка, прибавить себе возраст, выставить фотографию, дать телефон — кто откликнется и что случится?
Я решила тоже помолчать. В совместном молчании на самом деле происходит больше, чем нам кажется.
— Но что же мы можем? — наконец спросил отец. — Если у нас у самих нет опыта.
— Ничего особенного. Просто — будьте. И по возможности — будьте честными. Вы все еще можете поделиться впечатлениями с тем, с кем захотите, — кивнула я матери. — А вы, — кивок в сторону деда, — можете еще встретить пусть не дочь, но внучку из кружка.
— Да она все кружки бросила! — воскликнула мать.
— Вернется, может быть, или новые заведет. Если будет кому встретить. Аль?
Они ушли. Дедушка, раз решившись, теперь обнимал внучку за плечи, а она смотрела на него снизу вверх. Я же сидела и думала о повторяющихся кругах жизни. Я возрастной психолог — мне положено думать о таком. Мои мысли не были грустными.
Вам может быть интересно:
Больше текстов о сексе, детях, психологии, образовании и прочем «личном» — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Личное». Присоединяйтесь