к чему прикладывает свои трудовые усилия педагог
Анкета «Профессия — педагог»
1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов.
1.1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)
1.2. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?
1.3. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется 7 Каковы «орудия» педагогического труда? (перечислите).
1.4 Какие средства педагог должен применять для достижения цели?
1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности?
1.6. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?
1.7. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности?
2. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.
2.1. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями?
2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?
3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.
3.1. Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?
3.2. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?
3.3. Какие учителя нравятся детям?
3.4. Какие требования предъявляет к педагогу администрация?
3 5. Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?
3.6. Каких педагогов желают родители своим детям?
3.7. Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?
3.8. Кому противопоказано быть педагогом7 Каким не должен быть педагог?
4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и предоставляет определенные права.
4.1. Перечислите основные должностные обязанности учителя.
4.2. Какие права имеет педагог?
4.3. Как оплачивается труд педагога?
4.4. Как может педагог влиять на условия своего труда?
4.5. Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?
4.6. Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет педагог?
4.7. Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?
4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?
4.9. Почему люди выбирают профессию педагога?
5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).
5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, совершаемые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельности?
| В НАЧАЛО документа |
Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестирования старшеклассников при выборе профессии.
Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицательный.
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в правоте вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-то занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших планов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий?
35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Итак, вы ответили на сорок вопросов.
Коммуникативные способности оцениваются по ответам на нечетные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус — против вопросов 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на 20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра — коэффициент коммуникативных способностей.
0,10—0,45 — низкий уровень проявления способностей;
0,46—0,55 — ниже среднего;
0,76—1,00 — очень высокий.
Организаторские способности оцениваются при сравнении ответов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус — против 4, 8, 12, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20 (количество четных ответов). Вы получили коэффициент организаторских способностей.
0,20—0,55 — это низкий уровень проявления организаторских способностей;
0,56—0,65 — ниже среднего;
0,81—1,00 — очень высокий.
Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и профессионального развития. Желаем успехов.
Рекомендуемая литература
Леонтъева Т. В. Введение в педагогику Базовое педагогическое образование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов). — СПб., 1996.
Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. — Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.
Введение в психолого-педагогическую деятельность
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:48, контрольная работа
Описание работы
Игровой тренинг познавательных процессов школьников уже давно вошел в практику работы школьных психологов. Игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, логической памяти, воображения, внутреннего плана действий, взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления описаны в ряде статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» (№ 6, 1990; № 6, 1991; № 2, 1993; № 5, 1994;№ 1, № 5, 1995;№ 2,1996).
Содержание
Работа содержит 1 файл
Введение в психолого-пед Д-ть.doc
Кто самый внимательный? Всем игрокам раздаются одинаковые тексты. За ограниченное количество времени они должны вычеркнуть все буквы А.
Угадай. Один из играющих стоит спиной к группе. Кто-то подходит к нему, прикасается, издает какой-нибудь звук, возвращается на место. Стоящий спиной поворачивается и пытается отгадать, кто подходил.
Зоркий глаз. Водящий выходит за дверь. Один из игроков что-то изменяет в своем внешнем виде, например, расстегивает пуговицу, снимает часы. Водящий, войдя в класс, пытается определить, в чьей внешности произошли изменения.
Игра развивает внимание, образную память.
Вырази мысль другими словами. Запишем фразу: «Школьники ждут летние каникулы». Найдите варианты передачи этой мысли, заменяя каждое слово. Например: «Те, кто учатся в школе, хотят наступления июня, июля, августа».
Эта работа может быть проведена в парах, в группах. Упражнение увеличивает лексический запас, развивает воображение.
«Оратор». На листочках написать темы выступлений. Каждый участник берет листок с какой-либо темой. Затем через две-три минуты (с подготовкой или без) должен выступить с речью.
Разминка. Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, левой — за правое ухо, опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.
Запомни предмет. Все участники по очереди кладут на стол по одному предмету. Задача ведущего — запомнить, кто что положил, и вернуть каждому его предмет.
«Слово — на каждый шаг». Идя по классу, на каждый шаг называть, например, имена или оттенки цветов. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов. Соревнование может быть командным.
Пиктограмма. Рисунки, передающие без текста смысл чего-либо, называются пиктограммами. Например, нарисован батон, — значит, рядом булочная. Пофантазируйте и составьте собственные пиктограммы к словам: лес, лицей, театр, магазин и др.
Эту работу можно предложить закончить дома.
Предложенный список игр, конечно же, можно дополнять, модифицировать в зависимости от конкретной ситуации проведения занятий, возрастных и личностных особенностей детей.
Подчеркнем, что занятия не должны проходить исключительно как сплошная серия игр. Необходимы еще и постоянный анализ, и обсуждение действий детей и способов решения ими проблемы. Важно, чтобы участники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, высказываться.
Результаты наших исследований показывают, что описанный игровой тренинг познавательной раскрепощенности снимает психологические барьеры, вселяет уверенность в собственных силах, повышает мотивацию к учебе, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми.
Предлагаемый комплекс игр рекомендуем школьным психологам для работы с детьми V—VII классов.
Задание №2. Напишите мини-сочинение на тему «Почему я выбрал профессию педагог-психолог».
Очень сложно выбрать свою профессию из множества других, по-своему хороших и замечательных профессий.
Например, лет в 10 я решила стать ветеринаром. Мне нравилось ухаживать, заботиться о животных, возиться с ними.
Позже с годами я свыклась с мыслью, что стану ветеринаром, нет, я не свыклась, я жила ею.
В 9 классе нам ввели новый предмет «Введение в психологию». На уроках мы занимались тестами, опросами, подсчетами результатов, выясняли у кого какой характер, темперамент и это меня захватывало. Мне нравилось этим заниматься. Затем у нас организовали психологический кружок, я стала и его посещать.
Решила – стану психологом. Мама сначала отговаривала, но потом сказала: «Жизнь твоя, поступай как знаешь».
Подруга, подумав, тоже сказала, что мне нужно быть психологом. Я умею слушать людей, поддержать в трудную минуту, также просто посочувствовать, дать понять, что они (люди) не остаются наедине со своей бедой, горем. Помогая другому человеку просто словом и самому себе становится легче, видно, что человек улыбается после встречи и общения с тобой.
А если помог ребенку – то вдвойне приятней. Жаль в наше время многие родители не понимают, что с детьми нужно общаться. Выслушать их «маленькие» детские проблемы, дать какой-то совет. Здесь как раз и нужен педагог-психолог, который вместо родителей выслушает и даст совет.
Именно педагог-психолог в состоянии дать детям то внимание, которое им требуется.
Еще мне хочется хоть как-то попытаться помочь детям из детских домов или бездомным, а также детям из неблагополучных семей.
Профессия психолога и педагога- психолога очень нужна нашему обществу. Пусть на сегодняшний день она не столь престижна как экономист, юрист, менеджер, но она очень нужна. Я постараюсь стать настоящим профессионалом в выбранной специальности и быть квалифицированным педагогом-психологом после окончания университета.
Но, помимо социальной значимости этой профессии, она важна лично для меня, так как удовлетворяет мои интересы и потребности, учит понимать себя и близких, друзей и вообще людей.
Задание №3. Составьте формулу профессии педагог-психолог.
Профессия педагога-психолога = Ч+Пр+И+Ф+м
Задание №4. Анкета «Профессия – педагог-психолог».
Преобразует психическую культуру родителей, пед. работников, воспитанников; психическое здоровье воспитанников, обучающихся; изменяет психическую установку педагогов, родителей на роль семьи в формировании личности необходимо вернуть ребенка в семью, возратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей.
Педагог-психолог стремится обеспечить личностное и социальное развитие обучающихся, стремится осуществить психическую поддержку творчески одаренных учащихся, содействуя их развитию, к оказанию помощи родителям, педагогам, учащимся в решении проблем.
Цели его труда – это преобразование личности, создание социальной ситуации развития, соответствующей возрасту и индивидуальности и обеспечивающей психические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся.
Педагог-психолог использует различные методы, методики психологической диагностики, коррекционные программы, различные виды наблюдения, игры, тренинги.
Результатами можно считать воспитание личности, взаимопонимание между педагогом-психологом и обучающимся, подготовленность обучающихся к различным жизненным ситуациям; умение воспитанников быть милосердными, ответственными, уверенными в себе, также должны быть принципы взаимопомощи, толерантности. Все это и будет результатом деятельности педагога-психолога.
О результатах деятельности можно будет судить, когда все то, что пытался сформировать, изменить, преобразовать педагог-психолог проявится в его воспитанниках.
Главная трудность в профессиональной деятельности педагога-психолога – это недоверие, непонимание, нежелание сотрудничать со стороны педагогов, администрации учебного заведения, родителей, а также обучающихся.
Преимущества профессии педагога-психолога – это, прежде всего, общение; помощь людям; возможность узнать о себе и о людях побольше.
В отличие от других профессий педагог-психолог не будет умирать от жары или замерзать от холода на улице; не нужно стоять у станка, подметать улицу и т.д.
Хуже том, что педагог-психолог несет ответственность за здоровье (психическое и физическое) обучающихся.
1). Педагог-психолог должен иметь высокий уровень умственных способностей, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.
2). Педагог-психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
3). Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам; совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4). Педагог-психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Естественно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
Ниже приведена психограмма профессии педагога-психолога.
Нужно ответить на вопросы анкеты «Профессия — педагог», ничего не могу найти
Анкета «Профессия — педагог»
1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов.
1.1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)
1.2. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?
1.3. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется7 Каковы «орудия» педагогического труда? (перечислите).
1.4 Какие средства педагог должен применять для достижения цели?
1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности?
1.6. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?
1.7. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности?
2. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.
2.1. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями?
2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?
3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.
3.1. Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?
3.2. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?
3.3. Какие учителя нравятся детям?
3.4. Какие требования предъявляет к педагогу администрация?
3 5. Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?
3.6. Каких педагогов желают родители своим детям?
3.7. Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?
3.8. Кому противопоказано быть педагогом7 Каким не должен быть педагог?
4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и предоставляет определенные права.
4.1. Перечислите основные должностные обязанности учителя.
4.2. Какие права имеет педагог?
4.3. Как оплачивается труд педагога?
4.4. Как может педагог влиять на условия своего труда?
4.5. Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?
4.6. Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет педагог?
4.7. Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?
4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?
4.9. Почему люди выбирают профессию педагога?
5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).
5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, совершаемые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельности?
Что-то найдёте вот здесь:
www.-ido.-rudn.-ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html (уберите минусы)
Конечно же, придётся прочесть. :))) И желательно не только 12-ю главу.
И активно гуглите по каждому из вопросов.
. было бы интересно препарировать мозг составителя.
Доклад «Изменения в педагогической деятельности
ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
учитель начальных классов ГУ «Новосёловская средняя школа»
отдела образования акимата Карасуского района
специалист первой категории
Считали: все дело в строе!
И переменили строй,
и стали беднее втрое
И злее, само с собой.
Считали: все дело в цели!
И хоть изменили цель,
Она, как была доселе,-
За тридевять земель.
Считали: все дело в средствах!
Когда же дошли до средств,
Мошенничества и зверств.
Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо, видимо
Себя поменять сперва!
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамический процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога. Актуальность самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, её социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями образования, потребностями общества, эволюцией науки и практики, всё возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Каким же должен быть современный учитель? В современный период глобального развития и смены информации, с учениками должен быть педагог, имеющий высокие человеческие качества, гражданскую позицию и все это должно сплетаться с его профессиональными качествами.
Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности учителя, основной целью является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного, ответственного, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Высокие требования к личностным и профессиональным качествам педагога предъявлялись во все времена, и мировая педагогическая наука предпринимает неоднократные попытки решения этой проблемы. Профессиональное развитие есть процесс непрерывных, закономерных и целенаправленных изменений. Становление личности специалиста и профессионала начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Но эффективность этого процесса зависит в первую очередь от личных качеств педагога, его ценностей и приоритетов. Внутренняя мотивация учителя в сочетании его высокой специальной подготовкой и нравственными качествами должна быть неким двигателем непрерывного профессионального совершенствования. Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, насколько учитель творчески активен, как сам он стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые личностные качества.
С целью повышения своей профессиональной компетентности в 2013году закончила курсы третьего (базисного) уровня НЦПК « Ө рлеу» Ознакомление с Программой и идеями семи модулей на курсах нового формата стало толчком для пересмотра своей педагогической деятельности: заставило взглянуть на свой каждодневный труд с другой стороны. Раньше, готовясь к урокам, я четко определяла цели для себя: научить, развить, воспитать. И была уверена в том, что я могу и вправе это делать. Но участвуя в изучении курса по внедрению новых подходов в образовании, я поменяла, прежде всего, свое отношение к роли педагога на уроке от «учителя-носителя знаний» или «учителя-информатора» на позицию «учитель – помощник, координатор образовательного процесса». К таким выводам я пришла еще на первом этапе «Лицом к лицу». Изучив все модули, я поняла, насколько все полезно для учителя, в каком направлении изменить себя и учебный процесс. Я для себя поняла, что полученные знания на курсах, помогли мне легко и непринужденно применить знания при работе в группе и в дальнейшей практике. Я усвоила, как можно изменить свои уроки в школе, и как учащихся научить тому, как правильно обучаться. Идеи по изменению своей педагогической деятельности я черпала из «Руководства для учителя», опираясь на идеи изученных мною модулей.
Изучив ключевые идеи семи модулей, я обратила внимание на модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»-формирование самостоятельности и развитие мышления через диалог, беседу. Данный модуль включает в себя диалоговое обучение и обучение тому, как обучаться, которые являются важными современными идеями.
До курсов о внедрении диалогового обучения я не задумывалась. Диалог всегда присутствовал на каждом этапе урока. Но как он проходил? Учитель брал на себя роль лидера. Сейчас я поняла какова роль диалогического обучения. Учителю нужно научиться слушать ученика, дать ему время на ответ, сделать так, чтобы ученик был главным оратором на уроке. Включая в серию последовательных уроков идеи семи модулей, диалоговое обучение прошло красной нитью через все уроки, с целью внедрения в практику диалогового обучения при изучении нового материала использовала групповую работу учащихся и приемы развития критического мышления. Ученики лучше обучаются в процессе диалога со сверстниками. Диалоговый подход в обучении дает возможность всем учащимся участвовать в обучении. При обучающем диалоге учащиеся получают знания друг от друга, развивается критическое мышление, умение слушать и слышать, умение выражать свои идеи и уважать идеи товарищей, умение учиться друг у друга. На уроках в начальных классах на каждом этапе используются вопросы без этого нельзя. Только я раньше не задумывалась над постановкой, а сейчас после проведения последующих уроков поняла необходимость вопросов высокого порядка. Применяя диалог на уроках, я создавала атмосферу сотрудничества, в классе. На этих уроках я так же заметила реакцию «медленных» учащихся, когда они, давая правильные ответы, испытывали ситуацию успеха, что радовало меня. Увидев положительные моменты данного модуля, я решила применять его в дальнейшей практической деятельности
До внедрения идей семи модулей на уроке преобладала роль учителя. Применяя новые подходы, я смогла вовлечь учащихся в учебный диалог, что способствовало взаимообучению, эффективности усвоения материала. Раньше я считала, что учитель должен занимать центральное место на уроке, то сейчас моё мнение изменилось. Я решила систематически применять диалоговое обучение, поскольку убедилась в его результативности.
В условиях современной жизни становится необходимым учиться, и учить молодое поколение мыслить критически. Достижение таких целей может осуществляться с помощью идей модуля «Обучение критическому мышлению», который предполагает обучение умению рассуждать, размышлять над собственным практическим опытом.
Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех модулей
Я решила применить идеи этого модуля на практике в школе. Для себя я выделила ценности этого модуля в том, что учебный материал можно изобразить в виде кластера, работая в группе, можно наблюдать за саморегуляцией учащихся. Во время групповой работы на всех уроках, между обучающимися проходила беседа, в ходе которой прослеживался обмен мнениями, ученики спорили, затем приходили к единому мнению. Наблюдая за работой детей, я увидела, на каком уровне находится их умение самоорганизовываться и саморегулироваться.
У детей уже имеются некоторые навыки наблюдения, анализа и умения делать выводы, что является признаками критического мышления. Поэтому на первом уроке “Круговорот воды в природе” я применила приём «Тонкие и толстые» вопросы, для моих четвероклассников он оказался трудным. Не все ребята справились, потому что слабо развит навык выбора нужной информации и неумение сформулировать вопросы, времени учащимся многим не хватило. Сильно мотивированным ученикам, этот прием понравился Делая вывод о результативности данной работы, следует отметить, что такая форма работы оказала позитивное влияние на уровень самомотивации детей. Но регламент времени не был выдержан из-за недостаточно сформированного умения работать с текстом. Поэтому в перспективе я планирую применять такой прием, так как это позволит в дальнейшем развить навыки саморегуляции Мне нравится эта стратегия критического мышления тем, что она учит самостоятельному поиску информации, использует ученический диалог, на уроке создаётся психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки.
Очень интересно на уроке прошла подготовка к презентации проектов, на которых особенно ярко было показано развитие навыков критического мышления учащихся, их способность мобилизоваться, вычленить главное, распределить обязанности и выдать неплохой результат в виде презентаций. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» выявляет результативность обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Я выделила проблему оценивания работ учащихся, их неумение оценивать себя объективно. Для того, чтобы учащиеся могли оценить работу группы, я предлагала им уже выработанные критерии оценивания. Для того чтобы они могли оценить свою работу при выполнении тестов и ответов критерии вырабатывали совместно. Создавая критерии, учащиеся выработали правила работы в группе, что тоже немаловажно. Учащиеся, создавая эти правила и критерии, старались выполнять работу в соответствии этим критериям, но по причине неотработанности этих навыков у многих не получалось справиться с этой работой. Наблюдая за учащимися, я заметила, что им нравится процесс оценивания, как своего труда, при самооценивании, так и одноклассников, при взаимооценивании. Я дала возможность учащимся видеть результат оценивания своего труда. На своих уроках я увидела положительный результат этого модуля. Я буду продолжать вырабатывать критерии для оценивания работ учащихся, так как результат был положительным, как для учащихся, так и для меня. Наблюдая за учащимися, я заметила, как в групповой работе они смогли раскрыться, предлагали идеи. Для себя я отметила, как хорошо помогает групповая работа для развития навыков самостоятельности, самоорганизованности, и умения добывать нужную информацию самостоятельно. Приобретенные знания могли применить на практике не только учащиеся с высокой мотивацией, но и «медленные», что больше радует.
В целях совершенствования обучения, в процессе преподавания используется технология И К Т, которая меняет способы обучения, методики и технологии и является инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им обеспечить более полное объяснение, а ученикам понимание научных понятий.
Давая опережающие и дополнительное домашнее задания, учащиеся посещали библиотеку, а многие дома искали с помощью родителей интересный материал в сети интернета. В классе у многих ребят есть компьютеры и меня радует, что они не только играют в игры, общаются в агенте, но и могут его использовать как помощника в учебе. Я много использую на уроках презентаций, они помогают в объяснении нового материала, а наших современных учащихся мотивируют на получение знаний. Я и в дальнейшей своей практике буду использовать современные технологии. Привлекать учащихся к работе с компьютером на уроке, выполнять индивидуально тесты и тренажеры, как с одаренными учащимися, так и со слабоуспевающими.
Я узнала, что в отношении талантливых и одаренных учеников учителя должны стремиться создать благоприятную среду для достижения ими успеха в обучении. Учителя начальных классов должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно обнаруживая проявления способностей или таланта. Данный модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» – это создание условий для самовыражения, умение ставить цель и искать способы её достижения. Ранее в этом классе я над этой проблемой не работала. Этот класс средний по способностям и я думала, что у меня в классе нет талантливых и одаренных детей. На курсах я узнала, как можно их выявить и какие для них можно разработать задания. На практике я применяла стратегии критического мышления написание эссе и подготовку презентаций. Я с осторожностью их вводила в урок, но мои страхи не оправдались, многие ребята справились и всем этот прием понравился. Предлагала дифференцированные задания в группах, и предоставляла свободный выбор домашнего задания. Высоко мотивированные учащиеся выполняли данные задания и результаты своей работы демонстрировали перед одноклассниками. Так на уроке по теме «Подземные воды» применила приём «Авторский стул». Два таких ученика зачитывали свои домашние работы, в результате всем понравились их работы, им поаплодировали и таким образом была создана «ситуация успеха». Но одаренность и талантливость есть и у низко мотивированных учащихся, мне как учителю нужно суметь её заметить, отыскать и подбирая задания, развивать. Я думаю, что идея с дифференцированными заданиями мне поможет в работе с такими учащимися. Я решила этот метод работы обязательно применять в своей педагогической деятельности.
Модуль «Управление и лидерство в обучении» основан на убеждении, что существует огромный потенциал для педагогического совершенствования. Развитие и изменение в системе образования должны исходить от изменений в понимании и практике учителей. Данный модуль зависит от способности учителей критически мыслить, а для учащихся умение взять на себя ответственность за предстоящий результат. Работая на практике по- новому, используя идеи семи модулей, я старалась быть инициатором, координатором учебной деятельности. Я училась направлять, а не управлять учебным процессом, а самое главное я училась молчать на уроке, что было очень трудно, училась ждать ответ. Мои лидерские качества имели положительный результат в отношении моих коллег по МО начальных классов. Я рассказала о курсах, о домашних заданиях, они сами интересовались чем помочь, что мне сделать. Помогали готовить наглядность на урок, раздаточный материал, рисовали материал на рефлексию урока, на уроке фотографировали и делали снимки. Чувствуя такую поддержку и внимание у нас с детьми на уроках многое получилось. Идеей модуля « Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников»– это развитие способностей к обучению через внимание, речь, память, размышление. Данный модуль тесно связан со всеми модулями и прослеживается на протяжении всего урока. Данный модуль касается тех этапов урока, которые определяют степень доступности обучения Весь учебный материал выбирала с учетом стандартов и программы, поэтому все задания соответствовали уровню развития учащихся.
От внедрения в практику всех модулей я ожидала в результате получить навык самостоятельной работы, уметь сотрудничать в группе, критически мыслить, задавать вопросы, строить диалог с одноклассниками, оценивать себя и других. Для реализации ключевых идей каждого модуля на каждом уроке использовала различные виды деятельности и стратегии. Думаю, что такая работа помогает учителю видеть весь урок в целом, как на ладони, не забыть ни одного ученика, сделать учебный процесс легким и интересным. Это главное в работе учителя. Я поняла, нельзя стоять на месте, нужно продолжать свое профессиональное развитие. Я запланировала применение идей семи модулей во все свои уроки, использование активных методов и приемов обучения, тем самым вовлекать в учебную деятельность каждого ученика. Я считаю, что в моей практике произошли большие изменения. Именно применение всех модулей программы способствовало и моим переменам и переменам, которые произошли у детей. Теперь процесс обучения стал гораздо удобнее в как для меня так и для них. Мы с ними стали взаимодействовать совместно, мне нравится, что больший объем знаний учащиеся должны находить и осмыслять самостоятельно, это способствует лучшему и прочному усвоению знаний. И они сами могут проследить свой уровень развития. Кроме этого в процесс обучения вовлекаются все дети, как сильные, так и слабые, причем вызвано такое участие в процессе обучения их самомотивацией.
Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, которые я постаралась применить на всех своих уроках во время моей практики в школе. Я думаю, что благодаря применению этих модулей уроки стали более интересны и для меня и для детей, это способствовало нашему совместному развитию. Конечно же, были сомнения смогу ли я реализовать, все что запланировано, смогут ли мои учащиеся включится в ход урока и выполнить все предложенные задания.
Примером привожу урок познания мира в 4 классе по теме: «Подземные воды». По дидактической цели – это урок изучения нового материала. По основному способу проведения: фронтальная и групповая, индивидуальная работа в сочетании с разными видами деятельности на основе компьютерной презентации содержания урока.
Урок преследовал следующие цели:
Сформировать у учащихся представление о подземных грунтовых водах, их происхождении. Основанием данной постановки цели является наличие ее в перечне требований к знаниям, которые должны иметь учащиеся на конец обучения в 4 классе. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: уточнить и расширить знания о воде, развивать самостоятельность мышления, внимание, умение делать выводы, развивать монологическую речь, воспитывать бережное отношение к воде.
Для выявления понимания темы урока предложила ученикам таблицу на соответствие. Провели взаимопроверку заполнения таблицы оценили по критериям, выяснилось что не все правильно ответили. Это были «медленные ученики», потому что слабо работают, не сосредоточено внимание, они нуждаются в «подмостках». На заключительном этапе урока рефлексии для оценивания и реализации идей модуля «Оо и Одо» который предполагает и выявляет результативность обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Суммативное оценивание-оценивание обучения, а формативное оценивание – оценивание для обучения. Ученики заполняли листы оценки, в которых нужно было выразить как они себя чувствовали. Мне было важно знать удалось ли создать на уроке среду, способствующую для усвоения нового материала. Участие каждого в работе группы оценивал оценщик. Модуль «Управление и лидерство в обучении» основан на убеждении, что существует огромный потенциал для педагогического совершенствования. Развитие и изменение в системе образования должны исходить от изменений в понимании и практике учителей. Данный модуль зависит от способности учителей критически мыслить, а для учащихся умение взять на себя ответственность за предстоящий результат. Модуль «Учет возрастных особенностей»–это развитие способностей к обучению через внимание, речь, память, размышление. Данный модуль тесно связан со всеми модулями и прослеживается на протяжении всего урока. Если на первом уроке оценивали долго обдумывая какой балл выставить, то на втором уроке эта процедура прошла гораздо быстрее, потому что она им была понятна и знакома. Я заметила, что ученикам нравится это делать. Этот урок прошел уже более организованно, более дружно и задания выполнялись более качественно. Ребята стали оценивать себя объективнее не с точки зрения симпатии, а с точки зрения участия в работе группе. И если на первых двух уроках в основном беседа учащихся носила больше кумулятивный характер и проходила в форме дебатов, то на этом уроку уже стала прослеживаться исследовательская беседа. Они старались не просто добыть информацию, а постараться аргументировать ее. Для ребят стало гораздо легче общаться в группе, они научились правильно распределять роли и прислушиваться к мнению друг друга. Практически всем понравились новые формы работы, некоторые, конечно отметили минусы. Я думаю, что это просто ново для них и не все было понятно, но в дальнейшем работая по этим формам, мы добьемся положительной реакции всех обучающихся. Нескольких учащихся я попросила написать свое мнение об уроках, это были сильные ученики. Они отразили свое мнение и мнение остальных учеников. Им уроки понравились, понравилась работа в группах, оценивание, а самое главное, что они могли выступать в роли экспертов, консультантов и спикеров.
Для себя я поняла, что по старому работать уже не смогу. Я очень хочу сделать свои уроки интересными. Совместная работа, постановка целей урока, разработка критериев оценки, опережающие задания, для одаренных учащихся помогают мне в работе, а им в обучении.
Я уверенна, что и в дальнейшем я буду применять эти модули на своих уроках, так как они помогают улучшить процесс обучения и, по моему мнению, существенно его облегчают. Применяя различные приемы, я могу сделать свой урок более грамотно продуманным, интересным, легко усваиваемым. А самое главное, очень хорошо, что дети сами учатся ставить цели урока, учатся рассуждать, учатся сотрудничать друг с другом и находить совместно пути решения на поставленные вопросы. Я считаю, что учителям необходимо осознать, что процесс обучения это не просто передача знаний, а сложная система взаимодействующих приемов обучения. В результате применения, которой обучение станет целостным и целенаправленным процессом, при котором ученик научится добывать и актуализировать свои знания.
1. Постоянно стремиться к самосовершенствованию
2.Размышлять над собственной практикой и анализировать её
3.Внести вклад в совершенствование практики преподавания посредством распространения опыта