к чему приводит ограничение подвижности артикуляционных мышц
Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, формы, причины и методы коррекции
Неврологические заболевания чаще всего проявляются в раннем возрасте. Крайне важно вовремя диагностировать нарушение, чтобы своевременно провести соответствующую коррекцию. К заболеваниям, которые часто диагностируются у детей, относится и псевдобульбарная дизартрия. Что это такое, а также возможные причины возникновения и способы лечения мы и рассмотрим сегодня.
Псевдобульбарная дизартрия – это одна из форм дизартрии, обусловленная поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, подъязычного нервов, что влечёт за собой паралич или парез мышц артикуляционного аппарата. У ребенка при данной форме дизартрии нарушается и речевая, и общая моторика.
При псевдобульбарной дизартрии артикуляционные органы (язык, губы, гортань) функционируют дискоординированно, т.е. они постоянно находятся в гипер- или гипотонусе (напряжены или расслаблены). Происходит нарушение связи речевого аппарата с центральной нервной системой, в результате чего ребенок фактически не может выговаривать отдельные звуки или даже целые слова, а также полноценно выражать свои эмоции.
Причины псевдобульбарной дизартрии
Характерными признаками псевдобульбарной дизартрии являются ограничение подвижности артикуляционного аппарата, ослабление лицевой мускулатуры, а также расстройство актов глотания и жевания.
Непосредственная причина этой патологии – поражение проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов с корой головного мозга. Бульбарные нервы – это языкоглоточный, подъязычный и блуждающий.
Причины этого нарушения могут быть разные:
Псевдобульбарная дизартрия у детей чаще всего встречается в симптомокомплексе ДЦП, у взрослых – в результате ишемических инсультов (в 85% случаев).
Эти причины развития патологии во многом схожи с причинами бульбарной дизартрии, но отличие заключается в структурах, которые нарушаются. При псевдобульбарной дизартрии – это нарушение корковой связи с бульбарными ядрами, при бульбарной – поражение самих бульбарных нервов.
Симптомы псевдобульбарной дизартрии
Симптомы данной патологии зависят от степени поражения, поэтому все зависит и от конкретного клинического случая. Некоторые пациенты на первых этапах не замечают признаков этого нарушения, но изменения в речи становятся заметными для их близких.
Выделим основные симптомы этого нарушения:
При легкой степени присутствуют проблемы с произношением сложных по артикуляции звуков [ж], [ш], [ч], [ц], [р]. Нарушено письмо (вместо «т» пишут «д», вместо «ч» пишут «ц»).
При средней степени выраженности характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Характерна нечеткая артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки a и y недостаточно четкие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно.
Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.
К чему приводит ограничение подвижности артикуляционных мышц
Очень часто причиной нарушения звукопроизношения становится какой-либо дефект строения артикуляционного аппарата, причём как активных его органов, так и пассивных.
Некоторые звуки могут произноситься неправильно из-за нарушения строения губ, например, если губа или обе губы слишком толстые, или есть укорочение или западение губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание. Это касается звуков П, Б, В, Ф и их мягких пар.
Если есть аномалии в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выступает над нижней или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению произношения различных звуков: С, Ц, Ть и других. При таком нарушении, как открытый прикус, между передними или боковыми зубами обоих рядов при смыкании остаются промежутки. Это влияет на точность артикуляционных движений. Вообще, нарушение посадки зубов, в частности, слишком широкие промежутки между ними, часто приводит к нарушению произношения свистящих, шипящих, звуков Р и Л, так как в эти промежутки попадает движущийся кончик языка, и артикуляция звука искажается. Для исправления строения челюстей и роста зубов вам необходимо посетить ортодонта.
Часто встречаемый дефект – укороченная уздечка языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требует произношение звуков Ш, Ж, Р. Иногда нарушается произношение звуков Т, Д, С, З, Ц, Ч. Также короткая подъязычная связка способствует нарушению роста нижних передних зубов, тянет их назад, из-за чего зубы становятся углом.
Иногда причиной нарушения звукопроизношения является увеличение языка в объёме или же слишком маленький его объём, а также неправильная форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию.
Поскольку для произношения очень важен объём ротовой полости – резонатора, в котором происходит образование большинства звуков, то здесь важно, чтобы ребёнок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал нижней челюстью. Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижна, то звуки ослабляются, звучат нечётко.
На произношение звуков Н, М и их мягких пар влияет и состояние носовой полости, которая также, как и ротовая, является резонатором. При нарушении строения носа, различных заболеваний, вызывающих затруднение носового дыхания, нарушение проходимости носовых ходов — может быть нарушено произношение звуков, образующихся на носовой воздушной струе – они могут заменяться ротовыми.
Вообще, если артикуляционные органы недостаточно подвижны, это приводит к различным нарушениям произношения. В таком случае следует получить консультацию логопеда, чтобы он посоветовал выполнять с ребёнком специальные упражнения.
Обследование артикуляционной моторики и мимической мускулатуры
Разделы: Логопедия
Введение
Многие авторы отмечают, что количество детей с проблемами речевого развитии в последние годы значительно возросло. От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит результат исправления дефектов речи.
К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей-педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами, на ранних этапах развития обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей в норме уже должны появиться все звуки речи, родители начинают замечать нарушенное произношение своих детей и только тогда обращаются за помощью к специалистам, которые и диагностируют у детей стёртую ту или иную логопедическую проблему. Большое количество детей с нарушениями остаются в массовых садах даже после выявления.
Например, при дизартрии иннервация органов речевого аппарата недостаточна, что приводит к ограничению подвижности артикуляционных и мимических мышц. Вследствие этого формирование движений, необходимых для красивого, чистого произношения, нарушается. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что в будущем создаст затруднения в обучении детей в школе.
Речь детей становится невнятной, смазанной, а нарушение мимической моторики делает речь неэмоциональной и безликой, что затрудняет общение детей со взрослыми и сверстниками.
Такие дети оказываются лишены возможности в полной мере вкусить все радости общения. Вдобавок дети с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте начинают осознавать свой речевой дефект, что часто приводит к ухудшению настроения, появлению комплексов и отрицательных черт личности, таких как пессимистичность и агрессивность.
Для того чтобы устранить нарушения в развитии артикуляционной моторике и мимической мускулатуры и обеспечить её правильное формирование необходимо ежедневно проводить логопедическую работу. В условиях массового детского сада логопедическая помощь по развитию артикуляционной и мимической моторики оказываемая детям с данной проблемой является недостаточной.
Поэтому проблема изучения особенностей развития артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей в настоящее время является очень актуальной. Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Л.С.Волкова, О.В.Правдина, Л.В.Лопатина и др.
1. Теоретическое изучение проблем нарушения артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей
Таким образом, мы можем познакомиться с Дизартрией- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Дизартрия у детей возникает вследствие поражений центральной и периферической нервных систем. Причинами данных поражений являются различные неблагоприятные факторы перинатального, натального и постнатального развития. Самыми распространёнными из них являются: токсикозы, гипоксия, асфиксия и родовая травма.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в следствие поражения мозговых структур, которые необходимы для управления речедвигательным механизмом.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
Также при этом нарушении у детей наблюдаются насильственные непроизвольные движения языка, неправильные артикуляционные уклады.
К неречевым симптомам дизартрии относят расстройства сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей и мелкой моторики пальцев рук, эмоционально-волевой сферы, психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, своеобразное формирование личности.
Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85%. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. А также взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры.
Одной из особенностей дизартрии является частое сочетание в ней различных клинических синдромов. Это объясняется тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.
Часто встречающимся нарушением речи среди детей дошкольного возраста является лёгкая, стёртая форма дизартрии. Нередко она сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи).Что свидетельствует о нарушениях в артикуляционной моторике и мимической мускулатуре обследуемого.
2. Методы обследования артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей
Обследование органов артикуляции начинается с определения состояния артикуляционного аппарата. Данные обследования вносятся в индивидуальную карту ребенка.
Строение органов артикуляции оценивается визуально. Ребенку предлагалось широко открыть рот, произнести звук «а». В момент произнесения шпателем опускалась средняя часть языка. Одновременно визуально оценивалась плотность небно-глоточного смыкания.
При обследовании моторики органов артикуляции обращалось внимание на подвижность мягкого неба, состояние небно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечался характер выполнения движений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение держать позу, истощаемость. Для этого детям предлагалось выполнить по словесной инструкции и по подражанию следующую серию упражнений.
Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.
1. Двигательная функция губ:
2. Двигательная функция челюсти:
3. Двигательные функции языка:
4. Двигательная функция мягкого нёба:
При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:
За каждое упражнение дети получают от 0 до 4 баллов:
Что же касается обследования мимической мускулатуры ребенка. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.
1. Мышцы лба:
2. Мышцы глаз:
3. Мышцы щек:
4. Мимика лицевых мышц:
5. Праксис лицевой мускулатуры:
При оценке даннной пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.
Соответствующее диагностирование помогает выявить проблему и сформировать пути ее решения.
Заключение
Проанализировав данную работу, можно выделить следующее, что у большинства детей, например, с минимальными дизартрическими расстройствами снижен объём движений органов артикуляции и мимических мышц, нарушен тонус мышц лица и языка, а также снижена кинестетическая чувствительность в области артикуляции. В то же время у детей с нормальным речевым развитием вышеуказанные патологические проявления отсутствуют, а движения отличаются лишь небольшой моторной неловкостью.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей, к примеру, со стёртой дизартрией имеются свойственные данной форме нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Следовательно, чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше будет её результат. Т.к. стёртую дизартрию у многих детей диагностируют после пяти лет, для устранения моторных нарушений детей необходима каждодневная логопедическая работа.
К сожалению, не все дети с речевыми нарушениями попадают в логопедические детские сады. Многие дети со стёртой дизартрией остаются в массовых группах, а логопедическая помощь, оказываемая детям данной группы, является недостаточной. В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по развитию артикуляционной и мимической моторики у детей данной группы.
Соответственно данные нарушения артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи. Нарушения моторных функций отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.
Также своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.
Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с речевой проблемой и, эффективность данного воздействия.
Библиографический список
К чему приводит ограничение подвижности артикуляционных мышц
1. Актуальность проблемы.
2. Симптоматика стертой дизартрии.
3. Неврологический статус детей с дизартрией.
4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.
5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-логопедического воздействия.
6. Основные цели логопедического массажа.
1. Актуальность проблемы
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение звуков.
Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройстве фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений – стертая дизартрия. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие это нарушение. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденного, стремительные или затяжные роды. В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило; у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.
При обследовании в поликлинике у логопеда, у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартриейвыявляются следующие симптомы: нарушения общей моторики, мелкой моторики рук, патологические особенности в артикуляционном аппарате, нарушение звукопроизношения и просодики.
2. Симптоматика стертой дизартрии
Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. д. Плохо подражают при имитации движений. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Мелкая моторика рук
У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками («зеркальное письмо», плохой почерк, медленный темп письма и др.)
Особенности артикуляционного аппарата
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.
Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый. Кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные.Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у к-рых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка».Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом артикуляционного аппарата.
при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация,т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатываю слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. по заданию дети выполняют все артикуляционные движения – например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д.При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, их смешению и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия.При обследовании звукопроизношениявыявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выясняется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса,имитируя голоса животных: коровы, собаки и т. п.).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.
3. Неврологический статус детей с дизартрией
Исследование неврологического статуса детей с дизартрией (со стертой дизартрией) выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, гемисиндрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов.
В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха.
У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мышечного тонуса. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым.
Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, т. е. нарушением просодики. При дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения.
Исследования Лопатиной Л. В. выявили у детей со стертой дизартриейнарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами являются трудности переключения с одного арт. Движения на другое, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у некоторой части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.
У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка – девиация.
Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической симптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы.
Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата.Вариативность и мозаичность этих нарушений обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:
— межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым р.
— боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
— дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
— свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
— шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
— дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.
Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с разнообразными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.
У детей со стертой дизартрией кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.
В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ, ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРОСОДИКИ ЯВЛЯЮТСЯ СТОЙКИМИ И ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ НЕ ПОДДАЮТСЯ КОРРЕКЦИИ.
4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии
Основные критерии диагностики
• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;
• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев руки при движениях языка, как правило, сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца);
• замедленный темп артикуляционных движений;
• трудность удержания артикуляционной позы;
• трудность в переключении артикуляционных движений;
• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
• наличие просодических нарушений.
В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.
ПРОБА 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
ПРОБА 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи.
Массаж используется в работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. Логопедический массаж применяется в коррекционной практике во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. И нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Эти средства нормализации речевой моторики применяются в логопедической практике давно, однако приемы дифференцированного массажа, а также дифференцированной пассивной и активной гимнастики в логопедической практике до недавнего времени были разработаны недостаточно.
Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Предлагаются различные способы проведения массажа, пассивных и активных движений в зависимости от характера неврологических расстройств речевых мышц у данного ребенка.
В своей практической работе с дошкольниками я использую приемы и методы логопедического массажа, разработанные Новиковой Е. Н. и представленные в ее работах «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядное практическое пособие», «Нетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата при тяжелых случаях нарушения звукопроизношения» (только для работы со слушателями на лекции, Дьяковой Е. А. «Логопедический массаж», учитываю рекомендации по проведению логопедического массажа Архиповой Е. Ф. («Логопедический массаж (из опыта работы).
В работе Дьяковой Е. А. представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех расстройств, при которых целесообразно его использование.
6. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.
2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.
3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. д.)
4. Стимуляция проприоцептивных ощущений.
5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.
6. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.
7. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Поваляева М. А. Справочник логопеда.
2. Дьякова Е. А. «Логопедический массаж».
3. Куликовская Т. А. «Массаж лицевых мышц».
4. Новикова Е. В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения».
5. Блыскина И. В. Комплексный подход и коррекция речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений.
6. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие.
7. Архипова Е. Ф. «Логопедический массаж» (из опыта работы).
8. Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».
9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии).
10. «Логопедия» под ред. Волковой Л. С. и Шаховской С. Н.