к опыту относится что
К опыту относится что
Полезное
Смотреть что такое «ОПЫТ» в других словарях:
опыт — опыт, а … Русский орфографический словарь
ОПЫТ — Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова
Опыт — Опыт ♦ Expérience Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… … Философский словарь Спонвиля
ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению … Большой Энциклопедический словарь
опыт — ОПЫТ, эксперимент ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
опыт — способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… … Большая психологическая энциклопедия
ОПЫТ — ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений … Современная энциклопедия
ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория … История Философии: Энциклопедия
Тест по психологии, 55 вопросов с ответами
1.Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о……»
а – сознании
б – психики
в – душе
2.…………… был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной
а – Платон
б – Демокрит
в – Аристотель
3.Основана на ситуации и носит конкретный ситуативный характер – это
а – житейская психология
б – научная психология
в – экспериментальная психология
4.Утверждал, что душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа
а – Платон
б – Демокрит
в – Аристотель
5.Первую психологическую экспериментальную лабораторию в г.Лейпциге открыл:
а – Выготский Л.С
б – Вундт В.
в – Бехтерев В.И.
6.……. – это древнейший метод познания. Его использовали для изучение психики в 17-18 В.
а – самонаблюдение
б – беседа
в – наблюдение
7.Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь в
а – в 18 в.
б – в 19 в.
в – к концу 19 в.
8.Распределите по этапам, как менялся предмет психологии:
3- наука о сознании
4- наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики
1 — наука о душе
2 — наука о поведении
9.Строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент – это
а – житейская психология
б – научная психология
в — экспериментальная психология
10.«В основе всего лежат идеи, существующие сами по себе» — это слова:
а – Платона
б – Демокрита
в – Аристотеля
11.Основателем психоанализа являются:
а – З.Фрейд
б – А.Р. Лурия
в — К. Роджерс
12.…… как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления
а – Опрос
б – Беседа
в – Интервью
13. Психология это:
а — наука, изучающая объективные закономерности и механизмы психики;
б — наука о поведении;
в — научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
14. Психология не изучает:
а — мир субъективных явлений;
б — процессы и состояния, осознаваемые или неосознаваемые самим человеком;
в — средства передачи опыта от старших поколений к младшим.
15. Главный метод психологического исследования является:
а — наблюдение;
б — эксперимент;
в — беседа;
г — самонаблюдение.
16.Автор теории социального научения:
а — З. Фрейд
б — Б. Скиннер
в — Д. Роттер
17.Автор теории оперантного бихевиоризма:
а — З. Фрейд
б — Б. Скиннер
в — Д. Роттер
18.Автор теории сексуального развития:
1. З. Фрейд
2. Б. Скиннер
3. Д. Роттер
19. Темперамент это:
а — врожденные особенности человека, обуславливающие степень эмоциональной возбудимости и особенности приспособления к окружающей среде;
б — общие закономерности психики;
в — приобретенные особенности человека.
20. Холерик — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
21. Сангвиник — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
22. Флегматик — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
23. Меланхолик — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
24. Действия для устранения конфликтных ситуаций:
а — Преодоление конфликта с помощью беседы, просьбы, убеждения;
б — обрушить на оппонента множество претензий;
в — игнорировать интересы оппонента.
25. Диктатор
а — Преувеличивает свою агрессивность. Жестокость, недоброжелательность.
б — Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает.
в — Преувеличивает свою заботливость, любовь.
г — Преувеличивает свою критичность, никому не верит.
26.Славный парень
а — Преувеличивает свою агрессивность. Жестокость, недоброжелательность.
б — Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает.
в — Преувеличивает свою заботливость, любовь.
г — Преувеличивает свою критичность, никому не верит.
27.Судья
а — Преувеличивает свою агрессивность. Жестокость, недоброжелательность.
б — Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает.
в — Преувеличивает свою заботливость, любовь.
г — Преувеличивает свою критичность, никому не верит.
28.Хулиган
а — Преувеличивает свою агрессивность. Жестокость, недоброжелательность.
б — Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает.
в — Преувеличивает свою заботливость, любовь.
г — Преувеличивает свою критичность, никому не верит.
29. Психология личности изучает:
а — мышление;
б — эмоции;
в — речь;
г — восприятия.
30. Психология познавательных процессов изучает:
а — память;
б — способности;
в — характер;
г — мотивация.
31. Ощущения — это:
а — целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств.
б — отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств.
в — отражение будущего, создание нового образа.
г — отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
д — высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений.
32. Восприятия — это:
а — целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств.
б — отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств.
в — отражение будущего, создание нового образа.
г — отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
д — высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений.
33. Память — это:
а — целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств.
б — отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств.
в — отражение будущего, создание нового образа.
г — отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
д — высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений.
34. Воображение — это:
а — целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств.
б — отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств.
в — отражение будущего, создание нового образа.
г — отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
д — высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений.
35. Мышление — это:
а — целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств.
б — отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств.
в — отражение будущего, создание нового образа.
г- отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
д — высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений.
36. К свойствам восприятия не относится:
а — целостность;
б — структурность;
в — осмысленность;
г — закономерность.
37. Какого вида памяти нет:
а — непроизвольная;
б — механическая;
в — произвольная.
38. Длительное сохранение информации обеспечивает:
а — оперативная память;
б — промежуточная память;
в — долговременная память.
39. Общая психология…
а — изучает наследственные механизмы психики и поведения.
б — исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
в — разрабатывает методы обучения и воспитания людей.
г — изучает человеческие взаимоотношения и явления.
40. Генетическая психология…
а — изучает наследственные механизмы психики и поведения.
б — исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
в — разрабатывает методы обучения и воспитания людей.
г — изучает человеческие взаимоотношения и явления.
41. Социальная психология…
а — изучает наследственные механизмы психики и поведения.
б — исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
в — разрабатывает методы обучения и воспитания людей.
г — изучает человеческие взаимоотношения и явления.
42. Педагогическая психология…
а- изучает наследственные механизмы психики и поведения.
б — исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
в — разрабатывает методы обучения и воспитания людей.
г — изучает человеческие взаимоотношения и явления.
43. К направленности относится:
а — привычки;
б — знания;
в — убеждения.
44. К опыту относится:
а- мировоззрение;
б — навыки;
в — интересы.
45. К особенности познавательных процессов относится:
а — мышление;
б — знание;
в — личностный смысл.
46. К форме восприятия человека человеком не относится:
а — аналитический тип восприятия;
б — эмоциональный тип восприятия;
в — физиологический тип восприятия.
47. К свойствам личности не относится:
а — направленность;
б — темперамент;
в — внимание;
г — характер.
48. Мотив — это:
а — относительно законченные элементы деятельности.
б — то, на что направлена деятельность.
в — то, что побуждает человека к деятельности.
49. Действие — это:
а — относительно законченные элементы деятельности.
б — то, на что направлена деятельность.
в — то, что побуждает человека к деятельности.
50. Цель — это:
а — относительно законченные элементы деятельности.
б — то, на что направлена деятельность.
в — то, что побуждает человека к деятельности.
51. Поступок это:
а — активное взаимодействие человеком со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели;
б — действия, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей;
в — основная единица анализа деятельности.
52. К теоретическому виду мышления не относится:
а — понятийное;
б — нагляднообразное;
в — образное.
53. Теория Дарвина:
а — эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма.
б — о биологической природе и пользе эмоций.
в — эмоции — это продукт эволюции, способствующий сохранению жизни отдельной особи и всего вида.
54. Теория Анохина:
а — эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма.
б — о биологической природе и пользе эмоций.
в — эмоции — это продукт эволюции, способствующий сохранению жизни отдельной особи и всего вида.
55. Теория Гельгорна:
а — эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма.
б — о биологической природе и пользе эмоций.
в — эмоции — это продукт эволюции, способствующий сохранению жизни отдельной особи и всего вида.
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Психология Тесты с ответами Тема 1-7
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Тема 1. Психология как наука
Что является предметом психологии как науки?
К психическим свойствам личности относятся:
мышление и сознание
+темперамент и способности
желания и потребности
Основными функциями психики являются:
отражение и защита организма
+отражение и регуляция поведения и деятельности
защита организма и представление
регуляция поведения и прогнозирование
Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…
тестирования отдельных психических функций
Тема 2. Сенсорно-перцептивные процессы
К свойствам ощущений не относится:
Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это.
Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это.
Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:
Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к.
Тема 3. Интегративные процессы
Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…
Способность к научению путем формирования условных рефлексов — это.
«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется.
Норма объема внимания для человека составляет:
3-5 объектов, воспринятых одновременно
Тема 4. Высшие познавательные процессы: представление и воображение
К свойствам представления не относится:
Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов — это.
Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это.
Кроме человека, воображением наделены следующие животные:
обезьяны и дельфины
+никто, кроме человека
Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью — это такая форма воображения, как.
Тема 5. Высшие познавательные процессы: мышление и речь
К формам мышления относится:
воображение, представление, фантазия
конвергенция и дивергенция
синтез, анализ, сравнение
+понятие, суждение, умозаключение
Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это.
В выражении отношения к предмету (явлению) заключается.
манипулятивная функция речи
побудительная функция речи
коммуникативная функция речи
+экспрессивная функция речи
Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это.
Многообразие вариантов решения характерно для _ типа мышления:
Тема 6. Эмоциональная сфера психики
Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические — это разновидности.
Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств — это
К функциям эмоций не относится:
Периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина в теории.
теории П.В. Симонова
Эмоции являются.
+психическими процессами и психическими состояниями
Тема 7. Психические состояния
Неспецифическая реакция организма на любое требование среды вызывает состояние…
К психологическим причинам депрессии не относится.
Конфликтность в семейном общении
Определенное отношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период времени — это
Стремление искусственно вызвать нежелательную реакцию как способ регуляции психического состояния называется.
К детерминантам психического состояния не относится:
Объективные условия среды и их субъективное восприятие
Тема 8. Темперамент и характер
Скорость реакции зависит от такого свойства нервной системы, как.
Э. Кречмер назвал конституциональный тип. для которого характерны такие черты, как длинные конечности, тонкие кости, узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, бледная кожа –
Для какой акцентуации характера подходят все следующие признаки?
Различное поведение в знакомых и незнакомых местах, способность к сильным и глубоким переживаниям строгие моральные принципы, самокритичость. Заниженная самооценка?
Автор гуморальной теории темперамента –
СОДЕРЖАНИЕ
Определение
Слово «опыт» имеет общий латинский корень со словом « экспериментирование ».
Как осознанное событие
Когда у кого-то есть опыт, ему предлагают разные предметы. Эти элементы могут принадлежать к различным онтологическим категориям, соответствующим, например, объектам, свойствам, отношениям или событиям. Например, вид на желтую птицу на ветке представляет субъекту объекты «птица» и «ветка», отношение между ними и свойство «желтый». Эти предметы могут включать как знакомые, так и незнакомые предметы, что означает, что можно испытать что-то, не понимая полностью. При понимании в самом широком смысле предметы, присутствующие в опыте, могут включать в себя нереальные предметы. Так бывает, например, при иллюзиях, галлюцинациях или снах. В этом смысле можно увидеть желтую птицу на ветке, даже если на ветке нет желтой птицы. Опыт может включать только реальные предметы, только нереальные предметы или смесь этих двух вещей. Феноменологи высказывали различные предположения об основных чертах опыта. Предлагаемые особенности включают пространственно-временное осознание, разницу во внимании между передним планом и фоном, осознание субъектом самого себя, чувство свободы воли и цели, телесное осознание и осознание других людей.
Как знания и практическое знакомство
В другом смысле опыт относится не к самим сознательным событиям, а к знаниям, которые они производят. В этом смысле важно, чтобы знание происходило посредством прямого перцептивного контакта с внешним миром. То, что знание является прямым, означает, что оно было получено путем непосредственного наблюдения, то есть без каких-либо умозаключений. Любые знания можно получить косвенно, например, читая книги или просматривая фильмы на эту тему. Этот тип знаний не составляет опыта по теме, поскольку рассматриваемый прямой контакт касается только книг и фильмов, но не самой темы. Под объектами этого знания часто понимают общественные объекты, открытые для наблюдения большинству обычных людей.
Споры о природе опыта
Преднамеренность
Большинство переживаний, особенно перцептуальных, нацелены на представление реальности. Обычно это выражается в том, что они имеют намерение или имеют отношение к своему намеренному объекту. Если они успешны или достоверны, они представляют мир таким, какой он есть на самом деле. Но они также могут потерпеть неудачу, и в этом случае они дают ложное представление. Традиционно считается, что любой опыт является преднамеренным. Этот тезис известен как «интенционализм». В этом контексте часто утверждается, что все психические состояния, а не только переживания, являются преднамеренными. Но в этих дебатах обычно уделяется особое внимание переживаниям, поскольку они, по-видимому, составляют наиболее фундаментальную форму интенциональности. Принято считать, что у всех переживаний есть феноменальные особенности, то есть что есть что-то вроде того, чтобы их пережить. Противники интенционализма утверждают, что не все переживания имеют интенциональные особенности, то есть что феноменальные особенности и интенциональные особенности могут разойтись. Некоторые предполагаемые контрпримеры к интенционализму связаны с чисто сенсорными переживаниями, такими как боль, в которых, как утверждается, отсутствуют репрезентативные компоненты. Защитники интенциональности часто отвечают, утверждая, что эти состояния в конце концов имеют интенциональные аспекты, например, что боль представляет собой телесные повреждения. Мистические состояния опыта представляют собой еще один предполагаемый контрпример. В этом контексте утверждается, что можно получить опыт чистого сознания, в котором осознание все еще существует, но не имеет какого-либо объекта. Но оценить это утверждение сложно, поскольку такой опыт считается крайне редким и поэтому его трудно исследовать.
Концептуальность и миф о данном
Мнение о том, что такой тип опыта существует и играет важную роль в эпистемологических проблемах, его оппоненты назвали «мифом о данном». «Данное» относится к непосредственному, не интерпретируемому сенсорному содержанию таких переживаний. В основе этого обсуждения лежит различие между «голым» и «непосредственным» опытом в отличие от более развитого опыта. Идея этого различия заключается в том, что некоторые аспекты опыта непосредственно передаются субъекту без какой-либо интерпретации. Эти основные аспекты затем интерпретируются по-разному, что приводит к более рефлексивному и концептуально богатому опыту, демонстрирующему различные новые отношения между основными элементами. Это различие могло бы объяснить, например, как возникают различные ошибочные восприятия, такие как перцептивные иллюзии: они возникают из-за ложных интерпретаций, умозаключений или построений субъекта, но не обнаруживаются на самом базовом уровне. В этом смысле часто отмечается, что опыт является продуктом как мира, так и субъекта. Различие между непосредственными и интерпретируемыми аспектами опыта оказалось спорным в философии, при этом некоторые критики утверждали, что в опыте нет непосредственного данного, т.е. что все каким-то образом интерпретируется. Одна из проблем с этой критикой заключается в том, что трудно понять, как можно было бы начать любую интерпретацию, если бы не было ничего, с чего можно было бы интерпретировать.
Прозрачность
Типы опыта
Восприятие
Это источник так называемой «проблемы восприятия». Он заключается в том, что характеристики, приписываемые восприятию до сих пор, кажутся несовместимыми друг с другом, что делает такое восприятие невозможным: в случае вводящих в заблуждение восприятий воспринимающий может быть представлен объектами, которые не существуют, что могло бы быть невозможным, если бы они находились в непосредственном контакте с представленными предметами. Предлагались разные решения этой проблемы. Теории чувственных данных, например, утверждают, что мы воспринимаем чувственные данные, такие как цветные пятна в визуальном восприятии, которые существуют даже в иллюзиях. Тем самым они отрицают, что обычные материальные вещи являются объектами восприятия. С другой стороны, дизъюнктивисты пытаются решить проблему, отрицая принадлежность достоверных восприятий и иллюзий к одному и тому же опыту. Другие подходы включают наречие и интенционализм. Проблема с этими разными подходами состоит в том, что ни один из них не является полностью удовлетворительным, поскольку каждый, кажется, противоречит некоторым интроспективным свидетельствам, касающимся фундаментальных характеристик перцептивного опыта.
Эпизодическая память и воображение
Образный опыт включает в себя особую форму представления, в которой объекты представлены без стремления показать, каковы вещи на самом деле. Подобно памяти и, в отличие от восприятия, связанные мысленные образы обычно не вызываются стимуляцией органов чувств. Часто считается, что и воображение, и память зависят от предыдущего перцептивного знакомства с переживаемым содержанием. Но в отличие от памяти, в большинстве форм воображения задействовано больше свободы, поскольку субъект может свободно варьироваться, изменять и рекомбинировать различное переживаемое содержимое, в то время как память стремится сохранить их первоначальный порядок. Разные теоретики сосредотачиваются на разных элементах, пытаясь осмыслить природу воображения. Точка зрения обнищания утверждает, что воображение отличается от восприятия и памяти тем, что оно менее яркое и ясное. С другой стороны, взгляд на зависимость от воли сосредотачивается на силе воли активно формировать содержание воображения, тогда как точка зрения небытия фокусируется на впечатлении нереальности или удаленности от реальности, принадлежащем воображаемому опыту. Несмотря на свою свободу и отсутствие связи с действительностью, образный опыт может выполнять определенные эпистемологические функции, представляя то, что возможно или постижимо. Это имеет место, например, при воображаемом размышлении о событии, которое произошло или может произойти. Воображение может проявляться в самых разных формах. Одно различие касается того, контролируется ли воображаемый сценарий сознательно или возникает спонтанно сам по себе. Другой касается того, воображает ли субъект себя переживающим воображаемое событие изнутри, в качестве одного из главных героев в этом событии или извне. Разные образные переживания имеют тенденцию иметь разную степень, в которой воображаемый сценарий является просто реконструкцией чего-то ранее пережитого или творческой перестройкой. Рассказы о воображаемом опыте обычно сосредоточены на визуальной сфере, но есть и другие, менее заметные формы, такие как слуховое или обонятельное воображение.
Мышление
Удовольствие, эмоции и настроение
Желание и свобода воли
Агентство относится к способности действовать и проявлению этой способности. Его опыт включает в себя различные аспекты, включая формирование намерений при планировании возможных действий, выбор между различными альтернативами и усилия при попытке реализовать намеченный курс действий. Часто считается, что желания обеспечивают мотивационную силу свободы воли. Но не все опыты желания сопровождаются опытом свободы воли. Это имеет место, например, когда желание выполняется без попытки агента сделать это или когда агенту недоступен возможный курс действий для выполнения желания.
В более узком смысле термин « чувство свободы воли » относится к впечатлению, что вы контролируете и являетесь хозяином своего действия. Часто считается, что два компонента являются центральными источниками чувства свободы воли. С одной стороны, агент постоянно делает прогнозы о том, как их намерения повлияют на движения их тела, и сравнивает эти прогнозы с сенсорной обратной связью. С этой точки зрения, положительное совпадение порождает чувство свободы воли, в то время как отрицательное совпадение разрушает чувство свободы воли. С другой стороны, оглядываясь назад, агент интерпретирует свое намерение как причину действия. В успешном случае намерение предшествует действию, и действие согласуется с намерением.
Необычный опыт
Бесспорно, что такие переживания иногда случаются с некоторыми людьми. Например, в одном исследовании около 10% сообщили, что имели хотя бы один внетелесный опыт в своей жизни. Но вопрос о том, насколько надежны эти переживания при точном отображении аспектов реальности, недоступных для обычного опыта, вызывает большие споры. Это связано с тем, что на основании необычного опыта делаются различные широкомасштабные заявления. Многие из этих утверждений не могут быть проверены обычным восприятием и часто кажутся противоречащими этому или друг другу. Например, на основе религиозного опыта утверждалось, что божественный создатель, отличный от природы, существует или что божественное существует в природе. С другой стороны, внетелесные переживания и околосмертные переживания часто используются в качестве аргументов в пользу дуализма разума и тела, утверждая, что душа может существовать без тела и продолжает существовать после смерти тела. Защитники таких утверждений часто утверждают, что у нас нет веских оснований отрицать достоверность такого опыта, например, потому что он во многом похож на обычный сенсорный опыт или потому что есть дополнительная когнитивная способность, которая дает нам доступ к знаниям, выходящим за рамки регулярные чувства.
Другие
Помимо уже упомянутых типов, в академической литературе обсуждается большое количество разнообразных переживаний. Термин « поток », например, относится к опыту, в котором агент полностью погружен в определенную деятельность. Этот тип опыта имеет различные характерные особенности, в том числе четкое представление о цели деятельности, немедленную обратную связь о том, как вы делаете, и хороший баланс между своими навыками и сложностью задачи. Разнообразная группа занятий может привести к потоку опыта, например искусство, спорт и компьютерные игры. Поток представляет особый интерес для позитивной психологии, потому что его опыт доставляет удовольствие.
В различных дисциплинах
Феноменология
Эпистемология
Из-за своей связи с обоснованием и знанием опыт играет центральную роль в эмпирической рациональности. Рационально ли для кого-то верить определенному утверждению, зависит, среди прочего, от пережитого этим человеком опыта. Например, учитель может иметь основания полагать, что определенный ученик сдает экзамен, основываясь на его опыте общения с учеником в классе. Но такая же вера не будет оправдана для незнакомца, не имеющего такого опыта. В этом смысле рациональность связана с опытом. Это означает, что для одного человека может быть рациональным принять определенное требование, в то время как другой человек может рационально отклонить то же требование.
Наука
Метафизика
Трудная проблема сознания является тесно связанным с этим вопросом. Он связан с объяснением того, почему некоторые физические события, такие как процессы в мозгу, сопровождаются сознательным опытом, т. Е. Переживающий их ощущает определенный путь к субъекту. Это особенно актуально с точки зрения естественных наук, поскольку кажется возможным, по крайней мере в принципе, объяснить человеческое поведение и познание без ссылки на опыт. Такое объяснение может произойти в отношении обработки информации в виде электрических сигналов. В этом смысле сложная проблема сознания указывает на объяснительный разрыв между физическим миром и сознательным опытом. Существует значительное совпадение между решениями, предлагаемыми для проблемы разума и тела, и решениями, предлагаемыми для сложной проблемы сознания.