Счет 10124 в бюджетном учете что относится
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2020-2021
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из 5 разделов:
В нефинансовые активы входят:
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают в себя:
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Счет 10124 в бюджетном учете что относится
Раздел 1. Нефинансовые активы
— 0 101 00 000 «Основные средства»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
Удален
Удален
Удален
0 101 90 000
— 0 102 00 000 «Нематериальные активы»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
Удален
— 0 103 00 000 «Непроизведенные активы»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
0 103 30 000
Непроизведенные активы иное движимое имущество
0 103 32 000
0 103 33 000
0 103 90 000
Непроизведенные активы в составе имущества концедента
0 103 91 000
Земля в составе имущества концедента
— 0 104 00 000 «Амортизация»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
0 104 11 411
0 104 12 411
0 104 13 411
0 104 15 411
Удален
Удален
0 104 32 411
0 104 34 411
0 104 35 411
0 104 38 411
Амортизация предметов лизинга
Амортизация прав пользования активами
Амортизация прав пользования жилыми помещениями
0 104 41 450
Уменьшение стоимости прав пользования жилыми помещениями за счет амортизации
Амортизация прав пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)
0 104 42 450
Уменьшение стоимости прав пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) за счет амортизации
Удален
Амортизация прав пользования машинами и оборудованием
0 104 44 450
Уменьшение стоимости прав пользования машинами и оборудованием за счет амортизации
Амортизация прав пользования транспортными средствами
0 104 45 450
Уменьшение стоимости права пользования транспортных средств за счет амортизации
Амортизация прав пользования инвентарем производственным и хозяйственным
Уменьшение прав пользования инвентарем производственным и хозяйственным за счет амортизации
Амортизация прав пользования биологическими ресурсами
Уменьшение стоимости прав пользования биологическими ресурсами за счет амортизации
0 104 48 000
Амортизация прав пользования прочими основными средствами
0 104 48 450
Уменьшение стоимости прав пользования прочими основными средствами за счет амортизации
Амортизация прав пользования непроизведенными активами
Уменьшение за счет амортизации стоимости прав пользования непроизведенными активами
Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны
0 104 51 411
Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации
Амортизация движимого имущества в составе имущества казны
Амортизация движимого имущества в составе имущества казны
Уменьшение за счет амортизации стоимости движимого имущества в составе имущества казны
0 104 52 411
Уменьшение стоимости движимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации
Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны
0 104 54 000
Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны
Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов в составе имущества казны
0 104 54 421
Уменьшение стоимости нематериальных активов в составе имущества казны за счет амортизации
Амортизация имущества казны в концессии
0 104 90 000
Амортизация имущества в концессии
— 0 105 00 000 «Материальные запасы»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
Удален
— 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
Вложения в недвижимое имущество учреждения
Вложения в недвижимое имущество
Вложения в иное движимое имущество учреждения
Вложения в иное движимое имущество
0 106 33 000
0 106 40 000
Вложения в объекты финансовой аренды
0 106 41 000
Вложения в предметы лизинга
0 106 90 000
Вложения в имущество концедента
0 106 91 000
Вложения в основные средства в концессии
0 106 93 000
Вложения в непроизведенные активы в концессии
Удален
Удален
— 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
Предметы лизинга в пути
Удален
— 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
Драгоценные металлы и драгоценные камни
Ценности государственных фондов России
0 108 57 000
Прочие активы, составляющие казну
0 108 90 000
Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии
0 108 91 000
Недвижимое имущество концедента, составляющее казну
0 108 92 000
Движимое имущество концедента, составляющее казну
0 108 95 000
Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну
— 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг
Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг
Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов
Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов
Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов
Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части иных расходов
Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части налогов, пошлин и сборов
Удален
— Новая группа счетов 0 111 00 000 «Права пользования активами»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
0 111 40 000
Права пользования нефинансовыми активами
— Новая группа счетов 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»
Было
Стало
Номер счета
Наименование счета
Номер счета
Наименование счета
0 114 10 000
Обесценение недвижимого имущества учреждения
0 114 30 000
Обесценение иного движимого имущества учреждения
Изменен Единый план счетов
Автор: Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В связи с внедрением стандартов бухгалтерского учета в госсекторе скорректированы Единый план счетов, а также планы счетов для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Изменения внесены приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, № 65н, № 66н, № 67н (далее – приказы № 64н, № 65н, № 66н, № 67н). Поправки следует применять при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2018 года.
Новые счета
Имущество в концессии.
В соответствии с п. 37 Инструкции № 157н вводится новая аналитическая группа для учета объектов нефинансовых активов – 90 «Имущество в концессии». Задействована данная группа в следующих новых счетах:
Номер счета
Название счета
«Основные средства – имущество в концессии»
«Жилые помещения – имущество в концессии»
«Нежилые помещения (здания и сооружения) – имущество в концессии»
«Машины и оборудование – имущество в концессии»
«Транспортные средства – имущество в концессии»
«Инвентарь производственный и хозяйственный – имущество в концессии»
«Биологические ресурсы – имущество в концессии»
«Прочие основные средства – имущество в концессии»
«Непроизведенные активы – в составе имущества концендента»
«Земля – в составе имущества концендента»
«Амортизация имущества в концессии»
«Амортизация жилых помещений в концессии»
«Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) в концессии»
«Амортизация машин и оборудования в концессии»
«Амортизация транспортных средств в концессии»
«Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного в концессии»
«Амортизация биологических ресурсов в концессии»
«Амортизация прочего имущества в концессии»
«Вложения в имущество концендета»
«Вложения в основные средства в концессии»
«Вложения в непроизведенные активы в концессии»
«Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии»*
«Недвижимое имущества концендента, составляющее казну»
«Движимое имущества концендента, составляющее казну»
«Непроизведенные активы (земля) концендента, составляющие казну»
* Для отражения амортизации имущества казны в концессии введен счет 10459.
В настоящее время правовые основы предоставления имущества на условиях концессионных соглашений определены Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).
Согласно его положениям по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) такого имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования имуществом для осуществления указанной деятельности (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).
Стоит отметить, что Минфином подготовлен проект федерального стандарта бухгалтерского учета в государственном секторе «Концессионные соглашения», в котором предусмотрены особенности учета активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений. Положения данного стандарта предполагается ввести в действие в 2020 году.
Таким образом, несмотря на то, что новые счета для отражения имущества в концессии уже введены в Единый план счетов и планы счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений, применять их будут только после утверждения упомянутого проекта стандарта.
Права пользования активами.
Еще одна новая аналитическая группа, используемая для обособленного учета объектов нефинансовый активов, – 40 «Права пользования активами». Точнее сказать, группировка с кодом 40 существовала и ранее, но предназначалась она для отражения предметов лизинга.
Право пользования активом возникает в рамках операционной аренды у принимающей стороны (арендатора, пользователя имуществом). В соответствии с п. 20 СГС «Аренда» право пользования активом отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета. Первоначальное признание таких прав производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).
В целях отражения права пользования активами и начисления по ним амортизации введены следующие новые счета:
Счет 10124 в бюджетном учете что относится
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В казенное учреждение поступили основные средства по программе (в основном речь об учебных пособиях). К примеру, поступили манекены для уроков труда.
Каков в казенном учреждении порядок выбора аналитических счетов учета основных средств (101 36 или 101 38) для отнесения на них поступивших основных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для возможности постановки основного средства на счет 101 06 необходимым условием является, чтобы код ОКОФ для данного объекта содержал в первых трех разрядах код «330». Кроме того, данный объект должен удовлетворять данному во Введении в ОКОФ ОК 013-201 определению хозяйственного инвентаря (предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе) или производственного инвентаря (предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям).
К примеру, манекены исходя из кода ОКОФ и назначения имущества могут быть учтены на счете 101 06 «Инвентарь производственный и хозяйственный».
В состав прочих основных средств объекты относятся в той ситуации, если им не соответствует ни одна из группировок ОКОФ, по которой можно выбрать аналитический счет учета основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Обратите внимание: два важных момента в аналитическом учете матзапасов
Elnur_ / Depositphotos.com |
Недавно мы рассматривали критерии определения конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления матзапасов. И если в отношении нюансов выбора нужного кода КОСГУ разъяснения Минфина России сняли большую часть вопросов, то в части бухгалтерского учета матзапасов на счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 и порядка их списания в некоторых случаях вопросы у бухгалтеров еще остаются.
Разберемся, как организовать аналитический учет матзапасов и их последующее списание без ошибок.
1. Увязка аналитики счета 0 105 00 000 и КОСГУ
Нормативные акты не требуют соблюдения обязательной «цифровой аналогии» в подборе аналитического счета учета материальных запасов и подстатьи КОСГУ. Безусловно, в ряде случаев прямое соответствие КОСГУ и аналитики счета 0 105 00 000будет выдерживаться. Прямая увязка с аналитическими счетами по учету матзапасов для кодов КОСГУ 341-346 применяется при условии отнесения на них материалов, целевое назначение которых соответствует этим подстатьям. Не забывайте также, что в качестве дополнительного инструмента для правильного определения нужной подстатьи для учета матзапасов является использование Классификатора ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В остальных случаях подбирать счета аналитического учета нужно в соответствии с их назначением согласно Инструкции (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Аналогичный подход следует применять и в отношении матзапасов, приобретенных по подстатьям 347 и 349, для которых «цифровой аналогии» с аналитикой счета 0 105 00 000 вообще нет.
Руководствуясь указанным принципом, мы составили специальную таблицу, наглядно демонстрирующую выбор аналитического счета для учета материалов в различных ситуациях:
Аналитический счет для бухучета
КОСГУ
Комментарии, советы, примеры
0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»
На этом счете учитываем лекарственные препараты и материалы, применяемые исключительно в медицинских целях.
Минфин России подготовил изменения в Инструкцию № 157н, предусматривающие в том числе изменение наименования счета 0 105 01 000 и его содержания, приблизив их к описанию подстатьи 341 КОСГУ
0 105 02 000″Продукты питания»
Продукты, бутилированная вода для питания контингента, когда учреждение наделено соответствующей функцией
0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»
ГСМ в целях обеспечения текущей деятельностиучреждения:
ГСМ, приобретаемые для работы техники и механизмов, используемых при строительстве / создании объекта основных средств
0 105 04 000″Строительные материалы»
Стройматериалы, приобретенные для использования при проведении ремонтных работ своими силами или для передачи подрядчику, если условиями договора предусмотрено проведение ремонта силами подрядчика с использованием стройматериалов заказчика-учреждения
Если материалы будут использоваться в целях строительно-монтажных работ, связанных с капитальными вложениями
0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»
Здесь учитываем приобретенные для обеспечения текущей деятельности объекты, поименованные в п. 118 Инструкции № 157н и в описании к подстатье 345 КОСГУ как мягкий инвентарь
0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»
Напомним, что перечень матзапасов, относимых на подстатью 349, является закрытым, поэтому данный код КОСГУ может применяться только для материальных запасов, прямо поименованных в описании к нему.
В частности, сюда относятся:
Приобретенные по 349 подстатье матзапасы учитываем на счете 0 105 36 000. Именно на такой порядок учета сувениров и БСО специалисты Минфина России неоднократно указывали – на недавнем семинаре и в письмах.
В п. 118 Инструкции № 157н пока еще сохраняется оговорка, согласно которой БСО нельзя учитывать в составе прочих матзапасов. Однако в настоящее время подготовлен проект изменений в данную норму, исключающий этот запрет.
Подробнее об учете сувенирной продукции и БСО читайте здесь
0 105 07 000 «Готовая продукция»
Пока Минфин России не установил иной порядок, по согласованию с органом-учредителем в учетной политике можно закрепить порядок учета готовой продукции по коду 346
0 105 08 000 «Товары»
«Цифровая аналогия» для учета товаров, предназначенных для продажи, отсутствует. Но Минфин России неоднократно указывал, что учет таких запасов следует вести с применением КОСГУ 346 и учитывать на счете 0 105 00 000, содержащем аналитический код 8 «Товары»
0 105 09 000 «Наценка на товары»
Поскольку соответствующих разъяснений Минфин России пока не давал, учетной политикой может быть предусмотрен учет наценки по КОСГУ 346 по аналогии с товарами
Отдельно отметим, что открытым остается вопрос о выборе аналитического счета для учета учета матзапасов, приобретаемых учреждением для осуществления выплат в натуральной форме. В частности, речь идет о молоке или других равноценных продуктах питания, выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Разъяснений по этому поводу Минфин России пока не давал. Покупка таких матзапасов не отражается по подстатьям кода 340 КОСГУ – для этого применяется подстатья 214. Приобретенное молоко до выдачи непосредственным получателям необходимо оприходовать в состав материальных запасов. Но, исходя из функционального назначения молока / иных равноценных продуктов, они не могут быть учтены в составе продуктов питания на счете 0 105 02 000, поскольку списание продуктов питания предусматривает оформление специальных первичных учетных документов, в частности Меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202). А в случае с молоком для сотрудников на «вредных» работах обязанности по оформлению меню-требования не возникает. Полагаем, в таком случае учетной политикой может быть предусмотрен учет молока / иных равноценных продуктов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». В таком случае учет молока для бесплатной выдачи работникам может быть организован с использованием следующих счетов бухгалтерского учета:
2. Списание матзапасов, в том числе при осуществлении натуральных выплат
Для списания материальных запасов Инструкциями по применению Планов счетов предусмотрены корреспонденции со счетом 0 401 20 272 или 0 109 ХХ 272. Но особый порядок учета некоторых видов материальных запасов, например, молока для бесплатной выдачи работникам, не позволяет применять привычную схему корреспонденций для отражения выбытия указанных матзапасов. В ситуации, когда выдача материальных запасов связана не с нуждами учреждения, а с исполнением обязательств по охране труда, предусмотренных Трудовым кодексом, применение подстатьи КОСГУ 272 будет не в полной мере соответствовать методологии бухгалтерского учета. Порядок отражения выбытия молока в подобных ситуациях пока не определен, не исключено, что в ближайшее время будут внесены соответствующие поправки в Инструкции. По нашему мнению, наиболее корректным в сложившейся ситуации будет списание стоимости молока, выданного работникам, в дебет счета 0 401 20214 (0 109 ХХ 214), поскольку обязательства учреждением принимаются по счету 0 302 14 000 и санкционирование этих расходов осуществляется по подстатье 214 КОСГУ. По согласованию с органом-учредителем или финорганом может применяться следующая схема проводок при приобретении, выдаче и списании молока в качестве натуральной выплаты:
Дебет
Кредит
Хозяйственная операция
Отражена задолженность перед поставщиком за поставленное молоко