Счет 304 в бюджетном учете для чего используется
Оформление внутриведомственных расчетов
Автор: Тамара Щербина, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, июль 2019 г.
Бухгалтеры бюджетных учреждений в своей работе иногда сталкиваются с операциями по внутриведомственным расчетам. Рассмотрим отражение наиболее распространенных операций, связанных с внутриведомственными расчетами, и как избежать ошибок при отражении таких операций.
Как оформляются внутриведомственные расчеты
Внутриведомственными расчетами считаются операции по передаче расчетов, активов и обязательств между учреждениями, относящихся подведомственно к одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств либо расчетов текущего финансового года между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами).
Для оформления операций при передаче (получении) предназначено Извещение (ф. 0504805), которое оформляется в двух экземплярах передающей стороной, подписывается (подтверждается) принимающей стороной с возвратом одного из подписанных экземпляров передающей стороне. При передаче нефинансовых активов документы по их поступлению и выбытию Извещение не заменяет, а составляется дополнительно.
Для отражения внутриведомственных расчетов предусмотрены следующие аналитические счета:
304.04.100 «Внутриведомственные расчеты по доходам»;
304.04.200 «Внутриведомственные расчеты по расходам»;
304.04.300 «Внутриведомственные расчеты по поступлению нефинансовых активов»;
304.04.400 «Внутриведомственные расчеты по выбытию нефинансовых активов»;
304.04.500 «Внутриведомственные расчеты по поступлению финансовых активов»;
304.04.600 «Внутриведомственные расчеты по выбытию финансовых активов»;
304.04.700 «Внутриведомственные расчеты по увеличению обязательств»;
304.04.800 «Внутриведомственные расчеты по уменьшению обязательств».
Также для реализации приказа Минфина РФ № 274н от 30.12.2017 «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в разрезе исправления ошибок по консолидируемым расчетам были добавлены следующие счета:
304.84.000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»;
304.94.000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет».
Безвозмездная передача активов и обязательств внутри ведомства
Корреспонденции, которые необходимо отразить в учете казенного учреждения, – принимающей стороны, закреплены пп. 109 и110 Инструкции 162н и приведены в таблице 1.
Таблица 1. Корреспонденции счетов для учета в КУ
Содержание операции
1. Получение объектов нефинансовых активов:
Энциклопедия решений. Расчеты с прочими кредиторами. Счет 304 06 (для бюджетной сферы)
Расчеты с прочими кредиторами. Счет 304 06 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Основания для обязательного применения счета 304 06 предусмотрены Инструкциями по применению Планов счетов. Остальные случаи применения организацией госсектора счета 304 06 должны быть установлены учетной политикой.
Операции, подлежащие обязательному отражению с применением счета 304 06
Прием (передача) объектов финансовых и нефинансовых активов, обязательств и финансового результата:
— при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения
— при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное либо при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное
Привлечение денежных средств на погашение кредиторской задолженности, возникшей по иному виду финобеспечения деятельности, в пределах остатка средств на лицевом счете, с последующим восстановлением
Перевод расчетов на вид финобеспечения деятельности, за счет которого обязательство будет исполнено
Передача (принятие к учету) суммы вложений в нефинансовые активы, при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения, в целях принятия его к учету
Погашение задолженности зачетом встречных требований
Согласно учетной политике учреждения счет 304 06 может также применяться:
1) при отражении расчетов по договорам поручения, агентским договорам и договорам комиссии (в том случае, если учреждение является поверенным, агентом, комиссионером);
2) при учете расчетов по доходам, номинированным в одной иностранной валюте, в случае зачисления средств на счет в другой валюте.
Кроме того, счет 304 06 может применяться в целях учета расчетов со средствами во временном распоряжении:
Зачисление денежных средств во временном распоряжении, числящихся на лицевом счете, в состав собственных доходов
Уменьшение кредиторской задолженности по средствам во временном распоряжении в связи с зачислением этих средств в состав собственных доходов
Внимание
В целях отражения операций в части денежных расчетов к счету 304 06 открываются забалансовые счета 17 и 18 (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Подобные решения принимаются с учетом требований по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), предъявляемых:
— законодательством РФ (в том числе налоговым);
— органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
По завершении финансового года операции по закрытию расчетов, учтенных на счете 304 06, отражаются в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Внимание
Операции в части незавершенных расчетов по привлечению средств за счет иного источника финобеспечения деятельности, осуществляемых в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, при завершении финансового года не формируются (п. 156 Инструкции N 174н, п. 184 Инструкции N 183н).
Аналитический учет по счету 304 06 согласно п. 282 Инструкции N 157н ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе:
— видов формируемых расчетов.
Отражение операций по счету осуществляется в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 283 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов с прочими кредиторами, смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на октябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Энциклопедия решений. Внутриведомственные расчеты. Счет 304 04 (для бюджетной сферы)
Внутриведомственные расчеты госучреждения. Счет 304 04
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Счет 304 04 применяется госучреждениями всех типов в целях учета расчетов между головными учреждениями и их обособленными структурными подразделениями.
Кроме того, казенными учреждениями (органами власти, местного самоуправления) данный счет применяется в целях учета расчетов между:
— главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, в том числе в рамках централизованного снабжения;
— главными администраторами и администраторами источников финансирования дефицита бюджета;
— главными администраторами и администраторами доходов бюджета.
Группировка внутриведомственных расчетов осуществляется:
— по доходам (поступлениям);
— по расходам (выплатам).
Остаток по завершенным расчетам, числящийся на счете 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», в конце года должен быть учтен при формировании финансового результата учреждения на счете 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Согласно п. 277 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 304 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе участников расчетов.
Специального регистра учета для ведения синтетического учета внутриведомственных расчетов не предусмотрено. Синтетический учет операций по счету 304 04 согласно п. 278 Инструкции N 157н ведется в соответствии с содержанием конкретных операций в следующих регистрах:
— Журнал операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071);
— Журнал операций расчетов с подотчетными лицами (ф. 0504071);
— Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071);
— Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071);
— Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071);
— Журнал по прочим операциям (ф. 0504071).
Записи в вышеуказанных регистрах учета осуществляются на основании соответствующих первичных документов. В частности, для оформления внутриведомственных расчетов по операциям приемки-передачи имущества, обязательств используется Извещение (ф. 0504805) (форма приведена в Приложении N 2 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н).
К Извещению (ф. 0504805) прилагаются документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета: акты о приеме-передаче, описи, реестры, документы поставщиков по централизованному снабжению, акты на недостачу и порчу ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т.п.
Порядок взаимодействия передающей и принимающей сторон по оформлению первичных документов, подтверждающих переход имущественных прав между ними, должен обеспечивать формирование взаимосвязанных консолидированных показателей в бухгалтерской отчетности каждой из сторон. При этом передача соответствующих первичных документов, служащих основанием для отражения операций в бухгалтерском учете, между сторонами внутриведомственных расчетов может занимать определенное (порой длительное) время.
В целях обеспечения своевременного отражения операций с государственным (муниципальным) имуществом в бухгалтерском учете и обеспечения консолидации взаимосвязанных показателей в бухгалтерской отчетности целесообразно при организации документооборота между участниками взаимоотношений предусматривать возможность передачи первичных документов с использованием современных способов обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи, в том числе в виде электронных документов (письмо Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета внутриведомственных расчетов, смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на октябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Энциклопедия решений. Организация бухгалтерского (бюджетного) учета прочих расчетов с кредиторами. Счет 304 00 (для бюджетной сферы)
Прочие расчеты с кредиторами. Счет 304 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
С использованием счета 304 00 «Прочие расчеты с кредиторами» организации госсектора отражают в учете достаточно разнородные операции. Впрочем, есть несколько общих правил, которыми желательно руководствоваться при применении данного счета.
Например, с использованием счета 304 06 «Прочие расчеты с кредиторами» могут учитываться расчеты госучреждения-комиссионера с комитентом, а на счете 304 01 учитываются расчеты госучреждения по средствам, полученным во временное распоряжение.
2. На счете 304 00 могут отражаться только расчеты с кредиторами. Иными словами, на данном счете должны учитываться только те суммы, которые при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности рассматриваются в качестве пассивов.
Так, например, любые удержания, осуществляемые организациями госсектора из начисленных доходов сотрудников в целях перечисления средств каким-либо физическим (юридическим) лицам, не могут рассматриваться в качестве активов этих организаций и подлежат отражению в учете с использованием счета 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». А вот суммы, подлежащие удержанию из доходов сотрудников в счет возмещения ущерба, причиненного госучреждению, учитываются на счете 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу» и отражаются в активе баланса.
Внимание
3. Достаточно часто в целях отражения в учете различных фактов хозяйственной жизни с использованием счета 304 00 возникает необходимость в применении корреспонденций, не предусмотренных Инструкциями по применению Планов счетов. Возможность использования подобных корреспонденций должна согласовываться учреждениями с уполномоченными органами власти (местного самоуправления), в частности, с главными распорядителями бюджетных средств, учредителями. Согласование корреспонденций, а также порядка их отражения в учете позволяет обеспечить сопоставимость показателей отчетности, формируемой организациями госсектора в рамках одного ведомства (одного публично-правового образования).
Например, с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» может отражаться принятие к учету в рамках деятельности по выполнению госзадания вложений в нефинансовые активы, произведенных ранее за счет средств субсидий на иные цели (см., например, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
Внимание
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета прочих расчетов с кредиторами, смотрите в путеводителях:
Оформление внутриведомственных расчетов
Нет времени читать?
Бухгалтеры бюджетных учреждений в своей работе иногда сталкиваются с операциями по внутриведомственным расчетам. Рассмотрим отражение наиболее распространенных операций, связанных с внутриведомственными расчетами, и как избежать ошибок при отражении таких операций.
Как оформляются внутриведомственные расчеты
Внутриведомственными расчетами считаются операции по передаче расчетов, активов и обязательств между учреждениями, относящихся подведомственно к одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств либо расчетов текущего финансового года между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами).
Для оформления операций при передаче (получении) предназначено Извещение (ф. 0504805), которое оформляется в двух экземплярах передающей стороной, подписывается (подтверждается) принимающей стороной с возвратом одного из подписанных экземпляров передающей стороне. При передаче нефинансовых активов документы по их поступлению и выбытию Извещение не заменяет, а составляется дополнительно.
Для отражения внутриведомственных расчетов предусмотрены следующие аналитические счета:
Также для реализации приказа Минфина РФ № 274н от 30.12.2017 «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в разрезе исправления ошибок по консолидируемым расчетам были добавлены следующие счета:
Безвозмездная передача активов и обязательств внутри ведомства
Корреспонденции, которые необходимо отразить в учете казенного учреждения, – принимающей стороны, закреплены пп. 109 и110 Инструкции 162н и приведены в таблице 1.
В учете передающей стороны отражаются операции с обратной корреспонденцией счетов.
При передаче объектов основных средств следует обратить внимание на то, что вне зависимости от даты выбытия актива в учете передающей стороны сумма ежемесячной амортизации начисляется полностью за месяц, в котором состоялась передача. Принимающая же сторона в соответствии с приказом Минфина РФ №257н от 31.12.2016 «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» начинает начислять амортизацию начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Централизованная поставка
Это отдельный вид расчетов, присущий казенным учреждениям. В централизованном поступлении материальных ценностей участвуют:
В осуществлении денежных расчетов фигурируют только поставщик и заказчик. Для оформления данных взаиморасчетов используется Извещение, составляемое в двух экземплярах. Последовательность оформления извещения должна быть прописана в учетной политике учреждения – заказчика:
Порядок отражения централизованной поставки представлен в Таблице 2.
В случае, если грузополучателю поступили материальные ценности до момента получения извещения, то данные активы отражаются на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». После получения извещения как подтверждения централизованной закупки заказчиком активы приходуются на баланс, а счет 22 закрывается. При этом пользование имуществом до получения подтверждающих документов разрешается только при наличии разрешения от уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п.375 Инструкции 157н).
Закрытие счета 304.04.000 происходит в конце года в корреспонденции со счетом 401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». При этом, закрытию подлежат только завершенные внутриведомственные расчеты, поэтому в соответствии с п.18 Инструкции 191н остаток по счету 304.04.000 является допустимым.