Сфера услуг это что входит в состав
Сфера услуг
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство — промышленность и сельское хозяйство.
Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).
В сферу услуг входят:
Работники, занятые в сфере услуг, и непосредственно обслуживающие клиентов, именуются обслуживающим персоналом.
История
В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.
В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.
Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.
Уровень (класс) услуг
В зависимости от уровня предоставляемых услуг (обычно входящих в пакет услуг) они делятся на те или иные классы (Класс обслуживания), который может быть третий, второй, первый, эконом- и бизнес-класс, высший, премиум (люкс).
См. также: QoS (quality of service; в компьютерных сетях)
Сфера услуг
Услуга – действие, направленное на удовлетворение нематериальных и производных от материальных потребностей человека. Как правило, обслуживание является продуктом взаимодействия двух лиц. Предложения и необходимости, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Сети продуктовых магазинов требуется регулярная поставка товаров. Порвавшему ботинки, нужен ремонт обуви. Жилому помещению – каждодневная уборка.
Что представляет собой сфера услуг?
Сфера услуг занимает почетное и преобладающее место в структуре экономических отношений развитых стран. Она состоит из видов коммерческого и некоммерческого обслуживания. В качестве поставщиков выступают частные специалисты и компании. Потребителями также являются физические и юридические лица. Рыночные отношения включают оборот товаров и услуг в пределах конкретной территории и за ее границами.
Особенности экономики той или иной страны оказывают прямое влияние на состояние сферы услуг. А также возможности лиц, строящих бизнес на фундаменте одной или нескольких групп обслуживания. Подробнее о видах услуг мы писали в одноименной статье, которую рекомендуем прочитать. Страница откроется в новой вкладке.
Торговля также относится к разновидности услуг, осуществляемой с целью перепродажи товаров заинтересованным в покупке лицам. Она в свою очередь разделяется на оптовую и розничную, регулярную и единичную, прямую, посредническую и прочее.
Какие отрасли преобладают в сфере услуг?
Города и страны, популярные в части отдыха и поддержания здоровья, ставят в фундамент экономики культурное и рекреационное обслуживание. Например, туризм собирает в группу взаимодействующих направлений сразу несколько видов услуг. Перевозка, проведение экскурсий, размещение в гостиницах, питание, культурно-развлекательные направление и прочее.
Категории и виды услуг портала «Городские услуги»
Открытие первого портала состоялось в 2014 году. Проанализировав рынок, мы выявили 89 прикладных разновидностей услуг и разбили их по 12 категориям.
Каждая категория включает наиболее популярные виды, по запросам в сети Интернет. Поставщики услуг могут разместить объявление бесплатно на сайте своего города.
Какие услуги можно искать или продвигать через Интернет?
Каждое направление можно упаковать в предложение для потенциальных клиентов. Наличие специализированных сайтов, социальных сетей и форумов обращает внимание поставщиков услуг к сети Интернет. Старые методы продаж по сравнению с электронными не так эффективны. О том где разместить объявление об услуге рекомендуем прочитать в одноименной статье нашего портала.
Поиск мастеров и специалистов в сети может показаться простым и незамысловатым занятием. Вводите в Яндекс или Google название и получаете результат. Итог может привести вас к желаемому исполнителю или на страницы 10-15 сайтов посредников. Треть ресурсов будут иметь косвенное отношение к тому, что вы изначально искали.
Выбор компании может стать хорошим вариантом для решения поставленной задачи. Об этом мы подробно написали в сравнительной статье: Услуги мастера без посредников или организация, что выбрать?
Разместить бесплатное объявление или найти исполнителя удобно на страницах портала «Городские услуги». Мы следим за тем, чтобы каждое предложение находилось в своей группе. Поставщики услуг формируют отдельные страницы, заполняют данные для связи с клиентами. Меню быстрого поиска экономит время посетителя и выводит в результат только актуальную информацию.
Подробнее о видах услуг, представленных на городских сайтах, вы можете прочитать в соответствующих статьях. В каждом материале мы постараемся ответить на важные вопросы, с которыми сталкиваются поставщики и потребители услуг в процессе поиска и заказа. Для того, чтобы получить положительный результат приложенных усилий, рекомендуем найти интересующую вас услугу и познакомиться с материалом.
Сфера услуг в России
Человеку для жизни требуются не только пища, одежда и жилище, но и регулярное обслуживание. У него существуют потребности, которые требуют удовлетворения. А это в свою очередь, приводит к созданию сферы услуг.
Третичный сектор в России
Научный прогресс, дающий толчок к бурному развитию систем автоматизации и роботизации, высвобождает огромное количество персонала, всё больше находящего применение в третичном секторе экономики России. Он представляет собой не что иное, как сферу обслуживания, удовлетворяющую потребительские аспекты населения, осуществляющую взаимодействие хозяйствующих субъектов, предоставляющую услуги государственных органов управления, безопасности и правопорядка.
Создание на рубеже XX-го – XXI-го веков постиндустриального производства, способного при 30% занятости населения в первичном и вторичном секторе экономики, полностью удовлетворить потребности общества, вызвало стремительной рост третьей составляющей: сферы услуг. Причём она не только удовлетворяет потребности индивидуумов, но и является составной органической частью современного сельскохозяйственного и промышленного производства. Именно за счёт неё:
Востребованность данной сферы возникла под воздействием новых социально-экономических факторов:
Основные отрасли сферы услуг
Торговля
Торговля занимается куплей-продажей товаров и оказанием ряда услуг (преимущественно консультационного характера) покупателю. Согласно данным Росстата, общий объём розничных торговых операции в течение 2019 года составил 33 532,1 млрд. рублей, что свидетельствует об её постоянном росте на протяжении последних десятилетий.
Действительно, с началом политических преобразований в конце прошлого века на территории России, именно этот вид деятельности стал переживать настоящий бум. Значительно увеличилось количество торговых точек, возникли сетевые компании, появилось множество супер- и гипермаркетов, развилась торговля с помощью интернета.
В свою очередь это вызвало активность в сфере рекламы, развитие отраслевого маркетинга, расширение международных связей и дало толчок к значительному увеличению перевозок. Сегодня, организованная купля-продажа позволяет:
Дополнительно, с помощью торговых операций осуществляется распределение потоков товаров в цепи отпово-розничных взаимоотношений, и налаживаются экономические связи с зарубежными партнёрами.
Транспорт
Одно из наиболее востребованных направлений сферы услуг, получившие широкое развитие в связи с огромными пространствами и географическими особенностями нашей страны. Транспортная сеть России включает в себя:
Понятно, что столь гигантская сеть позволяет осуществлять триллионы тонно-километров грузооборота (5,6691 в 2019 году) и наладить поток в миллиарды пассажиро-километров (531,9 в 2018 году). Причём выполнять перевозки приходится в любое время года и при неблагоприятных погодных условиях. С этой сложной задачей справляются только железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, остальные, вследствие ряда факторов природно-климатического свойства, могут выполнять свои функции лишь в строго определённое время года.
Телекоммуникации
Телекоммуникация – быстроразвивающаяся и наиболее перспективная сфера услуг, способная передавать информацию на значительные расстояния по кабельным и радиотехническим линиям связи.
Современный уровень взаимоотношений, требует формирования, обработки, передачи и получения огромных объёмов информации. Данная проблема решается с помощью организационных мероприятий, технических средств, программного обеспечения.
Благодаря развитию науки и техники, конец II-го тысячелетия ознаменовался добавлением к традиционным средствам передачи данных: почте, печати, телеграфу и телефону, радио и телевидению, – интернета и сотовой связи.
Интересно, что общее количество абонентов сотовой связи на территории России, услуги которой в настоящее время предоставляют: МТС, ВымпелКом, МегаФон, Tele2, на первое полугодие 2019 года составляющее 260,647 млн. лиц, значительно превышает население страны. Возможно, причиной этого служит её доступность, обеспеченная самыми низкими тарифами во всём мировом информационном пространстве.
Общее количество российских пользователей интернета на 2019 год достигло цифры 109,6 млн. абонентов (уровень проникновения находится на отметке в 76%). Причём абсолютное большинство из них (86%) посещают этот информационный ресурс ежедневно.
Кроме того, согласно данным 2018 года:
Общая финансовая выручка телекоммуникационных компаний составила по итогам года: 1,636 млрд. руб.
Финансы
Финансы на протяжении столетий выполняют функцию платёжной системы в процессе различных взаимоотношений в обществе. Современная финансовая система Российской Федерации включает в себя: госбюджет, разнообразные фонды, систему кредитования, систему страхования и непосредственно финансовые средства. Общая численность работников финансовой сферы превышает 1 млн. человек.
Единую финансовую политику нашей страны при взаимодействии с государственными органами осуществляет Банк России, а непосредственные банковские операции с юридическими и физическими лицами осуществляют коммерческие банки.
Денежной единицей нашего государства является российский рубль – одна из старейших национальных валют в мире. С его помощью выполняются финансовые расчёты в системе товарно-денежных отношений, оплачивается выполненная работа, производятся накопления.
Финансы России к окончанию 2019 года составляют:
Туризм
Россия обладает колоссальным потенциалом для развития туризма, существенная часть которого уже используется.
По данным этого же ведомства, количество россиян, побывавших за границей в том же году, превысило 48 млн. человек. Анализируя места их пребывания, можно с уверенностью констатировать, что значительная часть этого потока ездила отдыхать в тёплые приморские страны.
Понятно, что столь широкий поток приезжающих иностранцев и выезжающих соотечественников составляет одно из важнейших направлений сферы услуг. Согласно информации Росстата в 2018 году количество туристических фирм составляло 13674 единицы, а число реализованных ими турпакетов превысило 4,5 млн. шт. на сумму 303,738 млрд. руб.
Туристическая сфера России всегда может предложить своим клиентам посещение свыше 100 курортов расположенных:
Весьма привлекательными объектами посещения являются: Москва, Санкт-Петербург, Казань, города Золотого кольца России, речные круизы, озеро Байкал и огромное множество интереснейших исторических и географических достопримечательностей нашей страны. Вдобавок, РФ проводит у себя целый ряд крупнейших международных спортивных соревнований, организует множество культурных мероприятий мирового значения.
Социальная сфера
В основном социальная сфера на территории России представлена системой образования и здравоохранения.
16 млн. школьников, 1 млн. учителей, 7 млн. студентов (4 161 700 – в системе вузов, 2 995 800 – в системе среднего профессионального образования) начинали процесс обучения в 2019 году с целью освоения 3,326 трлн. рублей. Количество выпускников в этом же году составило:
Уровень здравоохранения РФ можно оценить по следующим показателям 2019 года:
Основные тенденции развития сферы услуг в России
Развитие сферы услуг в России на данном этапе общественного развития находится под воздействием целого ряда положительных и отрицательных тенденций.
С одной стороны, с началом рыночных реформ, сопровождающихся процессом приватизации, появилась отличная возможность резкого расширения сферы услуг. Что и привело к увеличению количества занятого населения и росту её доли в ВВП.
С другой стороны – первоначальный импульс наткнулся на жесточайшую конкуренцию со стороны ведущих экономических держав ощутивших, появление нового рынка сбыта. Плюс к этому добавилась забюрократизированность самого процесса становления отрасли и отсутствие государственной поддержки должного уровня. Кроме того, значительную роль играет фактор получения инвестиций.
Простой анализ показывает устойчивую динамику роста тех направлений, которые изначально имели хорошую материальную базу, традиционно налаженные связи, высокий уровень потребности и не требовали существенного финансирования. Свой отпечаток на это наложило ранее полученное профессиональное образование и освоенные навыки.
В результате на первые позиции вышли:
Очевидно, что этот первый этап вскоре достигнет стадии насыщения, вследствие некоторого превышения предложения над спросом, конкуренции и нежелания потребителей довольствоваться отсутствием разнообразия и низким качеством обслуживания, усугубляющимся отсутствием каких-либо гарантий.
На смену ему придут новые, более крупные игроки, имеющие значительные возможности для захвата рынка и осуществляющие долговременную политику. Их роль будет заключаться в некоторой стабилизации и налаживании отношений с органами власти, снижении уровня экономических рисков (СРО), а также организации высокой степени специализации и надёжности. Вполне возможно, что это будут первоначальные участники процесса оказания услуг, должным образом интегрированные в оптимальные структуры.
Постепенно к ним добавятся наиболее сильные в экономическом отношении системы, сумевшие объединить в единую интеграционную цепь передовые научные кадры, значительные инвестиции (госзаказы и банковский капитал), а также профессиональный менеджмент и отлично организованный маркетинг. Именно они возьмут на себя миссию оказания высокотехнологичных услуг для ряда фирм и производственных предприятий, с целью создания инновационных технологий, позволяющих занять лидирующие позиции в мировой экономике.
Определение сферы услуг
Рассказываем, что такое сфера услуг, какими отраслями и профессиями она представлена в современном мире. Развитие данного сектора экономики характерно для постиндустриальной экономики, он доминирует в развитых странах. По данным РБК, в России на конец 2016 года пришёлся пик активности сферы услуг — индекс деловой активности по этому направлению достиг максимальной отметки в 56,5 баллов. Затем последовало небольшое падение и в январе 2019 года он составил 54,9 пунктов. В любом случае, это хороший показатель: если индекс больше 50, значит деловая активность растёт, а у начинающих предпринимателей есть перспективы заработка.
Понятие сферы услуг в экономике
Есть несколько определений сферы услуг, из которых наиболее доступным и поэтому распространённым является: «часть экономики, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предпринимателями и организациями». Эта сфера экономики противопоставляется сельскому хозяйству и производству.
Отличительной особенностью данного сектора является нематериальный характер создаваемых или воспроизводимых благ. Так, в сельском хозяйстве результатом работы становятся продукты питания, в промышленном производстве — материальные блага, а в услугах — неосязаемый, нередко кратковременный результат в интересах потребителя. Например, туристическая поездка, новая прическа или урок английского.
Отличительными чертами сферы услуг являются:
Например, парикмахерские услуги — это какая сфера? Это сфера услуг.
Активное развитие данного сектора экономики считается признаком развитого постиндустриального общества. То есть, если сфера услуг занимает в экономике страны более 60% процентов ВВП, её можно отнести к постиндустриальным. В развитых странах этот показатель находится на уровне 65%, а в сфере трудоустройства достигает 70%. В России эта отрасль прошла ускоренное форсированное становление: с 1990 по 2013 доля услуг в ВВП выросла с 32,6% до 69%. Такой рост связан с бурным развитием торговли, которая имеет наибольшую долю в отраслевой структуре сектора.
С точки зрения практики для предпринимателя определение и особенности могут не иметь большого значения. Однако любой бизнес будет подчиняться общеэкономическим законам и тенденциям, понимание которых обеспечит больше шансов на прибыль и успех на рынке.
Предпринимательство в сфере услуг — это возможность зарабатывать в активно развивающемся секторе экономики.
Отрасли сферы услуг
Сектор объединяет несколько направлений работы, напрямую не связанных между собой и даже противоположных. Отрасли сферы услуг — это виды деятельности, направленные на создание разнообразных нематериальных благ. Чтобы охарактеризовать её структуру, воспользуемся классификатором видов экономической деятельности. Из него мы узнаём, что международный стандарт предусматривает 9 разновидностей услуг.
Оптовая и розничная торговля
Торговля — это сфера услуг, точнее вторая крупнейшая по ВВП и занятости отрасль в России (в 2016 году она уступила первенство операциям с недвижимостью). Показателем успешности торговли в первом десятилетии 21 века стало повсеместное строительство торговых центров, гипермаркетов, супермаркетов и популярность интернет-торговли.
Кризис 2014 года, точнее девальвация рубля затормозили развитие отрасли. Покупательская способность граждан снизились и не восстанавливается уже 5 лет. Однако для начинающего предпринимателя именно торговля, основанная на перепродаже товаров, остаётся наиболее простым и быстроокупаемым способом выйти на рынок.
Гостиницы и рестораны
Успех гостиниц и ресторанов связан с развитием туризма, а также покупательской способностью граждан и их готовностью тратить деньги на заведения общественного питания (к этой категории относятся все кафе, столовые, бары). В общей структуре туризм составляет всего 4,4%. Затраты на путешествия и питание вне дома в кризисные периоды сокращаются до нуля, что делает отрасль полностью зависимой от стабильного финансового благополучия населения.
Транспорт и связь
В это направление деятельности включаются все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, морской, трубопроводный, а также все виды связи. Особенность отрасли в том, что продукт её деятельности необходим не только частным потребителям, но бизнесу и государству.
Транспортная инфраструктура России включает 85 500 километров железных дорог и 1 млн кв.м автомобильных дорог. По совокупной длине железных дорог наша страна уступает США и Китаю. Лидером по количеству автомобильных дорог тоже являются Соединённые Штаты — 6,5 миллионов километров. Россия находится в десятке лидеров, на одном уровне с Бразилией и Японией.
Финансы
Это система банков и прочих финансовых учреждений, а также фондовый рынок страны и оказание страховых услуг. Отечественная финансовая отрасль относится к отстающим — совокупная капитализация российского фондового рынка в 2014 году была меньше капитализации Google.
Количество отечественных банков стабильно снижается: на начало 2017 года действовало 623 банка, на начало 2018 — уже только 561.
Аренда и прочие услуги, связанные с недвижимостью
Объём жилищного строительства существенно вырос за последние годы. Так, в 2007 году за год строилось 532 тысячи новых квартир, а в 2016 году — уже 916 тысяч. При этом средняя площадь квартиры сократилась с 70 до 50 кв.м, а жилищные условия большинства граждан остаются неудовлетворительными, сильно уступают даже среднему значению в Восточной Европе.
Обязательное социальное обеспечение, государственное управление и военная безопасность.
К этому направлению относится деятельность государственных и местных органов власти. Это регулирование налогообложения, общественного порядка, благоустройства, безопасности, правопорядка. Сюда же входит регулирование других отраслей сферы услуг — торговли, образования, здравоохранения. Местные, региональные и федеральные власти принимают законы, работают с обращениями граждан, контролируют деятельность организаций (в том числе частных), однако самостоятельно ничего не зарабатывают. Оценить их вклад в экономику трудно, учитывая, что их деятельность напрямую финансируется из бюджетов разных уровней.
Образование
В сфере образования доминируют государственные и муниципальные учреждения. Сейчас в стране функционируют всего 400 частных школ (в начале 2000-х годов это число достигало 700) и около 1 тысячи негосударственных университетов. Они существуют под жёстким контролем государства.
Только за последние годы контролирующие учреждения лишили десятки таких образовательных заведений возможности вести деятельность из-за низкого качества услуг, нарушения правил работы и мошенничества. Коммерческое образование не развивается и перспектив к подъёму отрасли в ближайшие годы нет.
Здравоохранение
В России отрасль здравоохранения также характеризуется доминирующей ролью государства. Сейчас в стране действуют около 5,4 тысяч больниц против 10,7 тысяч в начале нулевых годов. Но в отличие от сферы образования, в этом направлении активно развивается частный бизнес. Известно, что на начало 2014 года в стране работали более 1700 коммерческих медицинских учреждений.
Наиболее прибыльной является стоматология — она занимает 50% коммерческого рынка в стоимостном выражении. Опрос в июне 2012 года показал, что 52% респондентов за последний год пользовались услугами частных клиник и оплачивали их за свой счёт (без полиса медицинского страхования). Эти данные делают работу в сфере коммерческой медицины очень перспективной.
Коммунальные, бытовые и социальные услуги
В этот сектор входит весь комплекс бытовых услуг населению:
Отрасль находится под надзором государства, которое не только контролирует его, но и владеет её существенной долей. Например, водоканалы в большинстве случаев являются муниципальными или региональными предприятиями, на их финансирование затрачиваются бюджетные средства. Впрочем, частный бизнес в этом направлении также неплохо зарабатывает. Примером может быть ОАО «ТГК-2» — энергетическая компания, объединяющая 15 теплоэлектроцентралей в 6 регионах России. Капитализация ТГК-2 составляет 1,2 млрд рублей.
Примеры предприятий сферы обслуживания
Теперь, когда мы охарактеризовали структуру, найти примеры предприятий сферы услуг очень легко:
Профессии в сфере услуг для населения
В России в этом секторе экономики сосредоточено 70% работающего населения. Это значит, что 7 из 10 официально трудоустроенных людей работают именно на оказание той или иной услуги. Это цифры только по официальным данным. Если же учесть, что часть специалистов работает неофициально — домашние парикмахеры, кондитеры, няни, сиделки, сантехники — вклад в экономику окажется ещё более весомым.
Примеры профессий:
Администратор сферы услуг — это отдельная профессия, предполагающая управлением организацией. Такой специалист планирует и контролирует текущую работу, ставит краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, управляет персоналом. В интернете можно найти образовательные курсы по этой специальности.
Заключение
Сфера услуг — это широкое понятие, объединяющее 9 направлений деятельности, общей чертой которых является удовлетворение потребностей потенциальных клиентов. В экономике развитых стран услуги составляют не менее 60% ВВП. В России этот показатель находится приблизительно на таком уровне, хотя экономический кризис последних лет снизил его значение. Наиболее развитыми остаются торговля и рынок недвижимости.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бизнес идеи: какой бизнес сейчас актуален
Код ОКОНХ: как узнать по ИНН
Обязанности менеджера по сопровождению клиентов
Список видов деятельности для ИП
Реальные располагаемые денежные доходы – это что такое