Штурман что это за профессия
Боцман, лоцман, штурман – кто это такие и чем они занимаются на корабле?
Любой, даже небольшой корабль – это не только прочный корпус и разнообразное оборудование, но и слаженная команда, в которой у каждого есть свой чётко очерченный круг обязанностей. Названия корабельных должностей для непосвящённых звучат загадочно и романтично: лоцман, штурман, боцман. Практически все они были заимствованы из голландского языка во времена царя Петра, когда Россия создала и начала развивать свой собственный флот.
Давайте разберёмся, какую роль носители этих званий играют на корабле и чем занимаются во время плавания.
Кто такой боцман?
Слово «боцман» происходит от голландского «вootsman», где вoot – это лодка, а man – человек, мужчина. На современных гражданских судах это ответственная должность, которую занимает опытный матрос. В его обязанности входит организация и контроль текущих работ на корабле, руководство погрузкой и разгрузкой, поддержание в исправности спасательных средств и многое другое.
Боцман руководит матросами, назначает их на те или иные работы, обучает и проверяет наличие необходимых знаний. Кроме того, в прошлом боцман был обязан наказывать матросов за недобросовестное выполнение обязанностей, попытки бунта и т.д., вплоть до повешения.
На крупных судах с многочисленной командой всеми работами, как правило, заведует боцманская команда. Она состоит из старшего боцмана, который является её главой, и остальных боцманов, поочерёдно несущих вахту. Во время авралов старший боцман должен находиться на баке – передней части палубы. С этого места ему хорошо видно, что происходит на корабле, чтобы руководить работой матросов и вовремя исправлять недочёты.
Лоцман и его обязанности
В настоящее время профессия лоцмана становится всё менее востребованной. Так называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.
Лоцман может быть включен в корабельную команду, если судно постоянно ходит по одному маршруту – как правило, по реке. Но при наличии эхолота и размеченного фарватера обязанности лоцмана вполне может выполнять капитан, особенно если судно невелико.
На морских кораблях лоцман часто является приглашённым специалистом. Его услуги запрашивают в близлежащем порту, после чего лоцман прибывает на судно на катере или вертолёте. Нередко ему даже не нужно переходить на борт проводимого корабля: буксир, на котором находится лоцман, плывёт впереди и показывает безопасный маршрут. Однако указания лоцмана не являются обязательными для капитана и не снимают с него ответственности за судно. Лоцман только даёт рекомендации, но решение о выборе того или иного маршрута выбирает капитан корабля.
Штурман и его роль на корабле
Профессия штурмана чрезвычайно важна и ответственна, ведь именно он занимается определением местоположения судна, рассчитывает и прокладывает курс, отмечает на карте перемещения, следит за исправностью навигационных приборов. Разумеется, капитан тоже обладает необходимыми знаниями, однако на нём лежит множество других обязанностей. Штурман же не занимается ничем другим, кроме определения и расчёта курса.
Для исполнения своих обязанностей штурман использует специальное оборудование и инвентарь. Во времена парусного флота это были обычные и сигнальные флаги, вымпелы, компасы, песочные часы, лоты и лаги, другое штурманское имущество. В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определённых районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д. Ранее штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления.
В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.
На современных военных судах штурманскую должность занимает опытный офицер, прошедший специальную подготовку. Хотя все военно-морские офицеры в той или иной степени владеют навыками штурмана, необходимость в этой специальности существует до сих пор.
Значение слова «штурман»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Штурман (флот) — водным;
Штурман (авиация) — воздушным;
Штурман (ралли) — автомобильным;
Штурман (космос) — космическим (в некоторых научно-фантастических произведениях).
ШТУ’РМАН, а, м. [гол. stuurman]. На больших, а также военных судах — специалист по кораблевождению. Старший ш. Младший ш. || На малых судах — помощник капитана. || В авиации — специалист по вождению летательных аппаратов. Ш. эскадрильи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
шту́рман
1. специалист по проведению по курсу судов или летательных аппаратов ◆ Старший штурман. ◆ Младший штурман. ◆ Штурман эскадрильи.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переориентировка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Штурман
На сегодняшний день уже существуют (и продолжают активно развиваться) продвинутые системы автопилотирования, позволяющие водному транспорту двигаться по заданному маршруту без помощи человека. Однако их работу пока что нельзя назвать абсолютно безукоризненной, а цена ошибки автопилота в «лучшем» случае – многотысячные убытки, а в худшем – гибель пассажиров. Поэтому движение практически любого крупного водного транспорта должен контролировать специально обученный человек – штурман.
Обязанности и требования
Со стороны может показаться, что работа штурмана не представляет собой ничего сложного. В его обязанности входит выбор оптимального пути следования, прокладка курса и контроль за движением судна. Казалось бы, с этим может справиться и автопилот. Но штурман как раз и нужен для подстраховки, на случай возникновения внештатной ситуации, с которой программа справиться самостоятельно не сможет. Штурман осуществляет непрерывный визуальный и инструментальный контроль за датчиками судна, а также принимает решение об изменении курса в связи с погодными или иными условиями. Штурман должен обладать развитыми аналитическими способностями, чтобы грамотно оценить сложившуюся ситуацию, а также стрессоустойчивостью и выдержкой, чтобы не поддаваться панике и принимать взвешенные решения – ведь в его руках жизнь всего экипажа.
Трудоустройство
Штурманы работают во всех компаниях, связанных с транспортировкой по морю. Они управляют как грузовыми, так и пассажирскими судами.
Образование
Для работы штурманом требуется профильное высшее образование. Его можно получить в Московской госакадемии водного транспорта, Государственном университете морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова или Мурманском государственном техническом университете. Стоит помнить, что квалификации штурманов также различаются, для управления более крупными судами необходимо будет проходить дополнительную подготовку на специальных курсах.
ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ ЗАМЕНИЛ КОМПЬЮТЕР: ШТУРМАН
Александр Васильевич Животягин
Профессия штурман, стаж работы — 30 летных лет
Генеральный директор ТОО «Авиакомпания Орлан 2000», стаж работы — 16 лет
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПУТИ
Два моих старших брата окончили летное училище и работали пилотами, следуя их примеру, я тоже захотел получить авиационную профессию. Но старший брат посоветовал мне не поступать на пилота, так как путь пилота сложный и долгий. Требовалось много времени, нужно было налетать много часов на самолете Ан-2, пройти дополнительное обучение и только потом, к 40 годам, ты мог начать работать в большой авиации.
Я поступил в «Академию гражданской авиации» в Ленинграде и через четыре с половиной года окончил ее с дипломом «Штурман». Вышел из Академии уже подготовленным для работы на предприятии, меня взяли на должность штурмана и определили инструктора, под чьим контролем я налетал 60 часов. Потом я прошел контрольно-проверочные полеты и начал самостоятельно работать в составе экипажа.
Сначала летал на самолете Ил-18, потом прошло некоторое время, я получил второй класс квалификации и переучился на самолет Ту-154. После этого уже стал штурманом первого класса и 18 лет летал на этом самолете
С 1991 года по 2002 мы осуществляли полеты за границу
Я работал в частной компании, и когда мне было 45 лет, она была остановлена. Моя профессия утратила значимость и нужность в авиации, но переучиваться в этом возрасте на пилота я не видел смысла. Считаю, что в 45 лет уже не нужно делать из человека пилота. Для всего есть свое время, пилот должен пройти все ступени обучения и практики, чтобы работать на современных самолетах.
О ТОМ, ПОЧЕМУ ПРОПАЛА ПРОФЕССИЯ ШТУРМАН
В составе экипажа отечественных самолетов, на которых я работал, было четыре человека: бортинженер, штурман, второй пилот и командир. В экипаже современных самолетов сейчас есть только второй пилот и капитан корабля, то есть первый пилот. Два пилота необходимо на борту для того, чтобы если что-то случится с капитаном, его мог заменить второй пилот.
Раньше пилот управлял самолетом, у него в руках был штурвал, а штурман прокладывал курс, вел по нему самолет до конечной точки и заводил его на посадку. Сейчас эта профессия утратила свою необходимость. На смену штурманам пришла электроника, компьютерные системы, которые помогают пилотам. Также отпала необходимость в бортинженерах. Их задача заключалась в контроле и регулировке работы двигателей и систем в полете. Сейчас это все контролирует автоматика.
Современные самолеты могут летать в автоматическом режиме
Пилот закладывает маршрут в программу и если условия идеальны, самолет запустится, прогреет двигатели, займет полосу, взлетит и будет двигаться по тому маршруту, который нужен. Прилетев, он сам осуществит посадку и зарулит на посадочную полосу. Пилот необходим на борту для контроля, системы могут отказать, и тогда он перейдет на ручной режим управления.
Все упростилось, самолеты сейчас проходят наземное обслуживание. Перед полетом технические службы заливают определенное количество топлива согласно тем данным, которые дает капитан. Он просто приходит и проверяет запас топлива по приборам. Сейчас также есть наземные операторы, которые приносят на борт всю необходимую для пилота летную документацию: погоду и расчет полета.
О СЛОЖНОСТЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА
Сейчас в учебных заведениях обучают только пилотов. «Академия гражданской авиации» есть в Алматы и Уральске.
При Советском Союзе каждое учебное заведение гражданской авиации имело свой самолетный парк
Там курсанты постигали первые азы и учились летать с инструкторами. Таким образом они приходили в предприятие более подготовленными, нежели сейчас. Сейчас самолетные парки есть не во всех учебных учреждениях, которые обучают будущих пилотов. Курсант сейчас приходит без пилотского опыта, ему необходимо налетать определенное количество часов на самолете Ан-2, только после этого он получит первоначальное свидетельство пилота-любителя.
Государственных авиакомпаний сейчас нет, даже Air Astana — полугосударственная организация. Так как все предприятия частные, возникают трудности. Во-первых, чтобы компания могла взять курсантов и обучать их, у нее должны быть сотрудники со статусом пилота-инструктора. Во-вторых, приходя в организацию, эти молодые парни проходят обучение в процессе работы, когда нужно обрабатывать поля и там некогда заниматься курсантом, поэтому обучение происходит в скоростном режиме и не так качественно как хотелось бы. В-третьих, обучение каждого курсанта — это расходы на авиационное топливо, которое стоит недешево. Поэтому всем учебным заведениям, которые сейчас обучают пилотов, нужно на уровне государства помочь и выделить воздушные суда, а также сформировать инструкторский состав.
Сейчас большое значение для пилота имеет знание английского языка. В США есть хорошие учебные центры, которые качественно обучают пилотов. Air Astana отбирала ребят со знанием языка и сразу после окончания школы отправляла обучаться в Америку. Окончив обучение там, они приезжали обратно, доучивались и стажировались в авиакомпании. Так молодые ребята в 22-23 года уже становятся вторыми пилотами на больших лайнерах. А в 26-28 лет они могут возглавить экипаж Embraer, Airbus, Boeing.
«АВИАКОМПАНИЯ ОРЛАН 2000»
Сейчас я генеральный директор. Купили три самолета, подготовили документы, получили сертификат на выполнение данных работ, пригласили пилотов и начали работу.
Все мои коллеги — это пилоты со стажем, многие из них летали на международных рейсах, возглавляли экипажи больших лайнеров. Это люди прошедшие этап с Ан-2 до больших самолетов, но предприятия, где они работали, распались, и пилоты вернулись на Ан-2. Каждый из моих коллег способен возглавить авиакомпанию, просто так получилось, что я стал директором.
Наша авиакомпания имеет 12 самолетов Ан-2, их назначение — сельскохозяйственные работы, также у нас есть транспортные самолеты, мы выполняем рейсы санитарной авиации в Актау, Атырау и Астану, доставляем больных в областные центры, перевозим врачей на консультации.
Мы занимаемся необходимой деятельностью. Не так давно появились американские наземные комплексы, которые сеют, поливают и обрабатывают поля, но они не всегда применимы. Например, этот комплекс нельзя использовать после дождя. Поэтому самолет Ан-2 еще востребован. Он так сделан и продуман, что может садиться на неподготовленные участки и сколько бы мы не занимались поиском его замены, альтернативы ему нет.
Штурман что это за профессия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОФДИАГНОСТИКА
ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
ВЕБИНАРЫ
36-15-97
36-15-73
8-962-050-14-55 РЕЖИМ РАБОТЫ
с 8:30 до 17:30 (ПН.-ЧТВ.),
с 8:30 до 16:15 (ПТН.), ОБЕД
с 13:00 до 13:45
Платные психолого-профориентационные услуги
ШТУРМАН
Штурман (нидерл. stuurman, от stuur– «руль» и man– «человек») – профессия, связанная с управлением воздушным (самолёт, дирижабль), наземным (вездеход, гоночная машина), подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом.
Возникновение профессии связано с началом географических открытий, однако в то время не было специальных школ штурманов.
В 1701 году Петр I учредил в Москве школу математических и навигационных, то есть «мореходных хитростных искусств учений». Петр I издал также Устав, описывающий основные правила для штурманов. Многие великие флотоводцы начинали карьеру со службы штурмана корабля. Благодаря штурманам были сделаны величайшие географические открытия. А в 1715 году в Петербурге открылась Академия морской гвардии. Заложенные тогда принципы пригодились позже и при подготовке воздушных штурманов. Штурманом также называли помощника капитана (шкипера) на коммерческом судне, а на военных кораблях — офицера, специалиста по кораблевождению. До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов был упразднён.
В будущем роль штурмана видится в качестве оператора сложных компьютеризированных систем и комплексов вооружения и навигации как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов.
Профессионально важные качества:
высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;
аналитическое мышление (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации);
оперативность мышления (высокая скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность);
стратегическое мышление;
техническое мышление;
хорошее общее физическое развитие (выносливость, хорошая координация, сила, быстрота реакции);
работоспособность (в некомфортных температурных условиях, при воздействии вибрации, перемены давления и др.);
способность рационально действовать в экстремальных условиях;
дисциплинированность;
организованность;
ответственность;
наблюдательность;
эмоциональная устойчивость.
Медицинские ограничения
Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Штурманы регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:
заболевания сердца, нарушение артериального давления;
нервно-психические расстройства, судороги, потеря сознания;
употребление наркотиков, проблемы с алкоголем;
некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения;
расстройства слуха;
вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движения, дрожание рук;
расстройства речи;
боязнь высоты;
заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
хронические инфекционные заболевания;
аллергия, кожные заболевания;
заболевания органов дыхания;
заболевания органов пищеварительной и мочевыделительной систем;
сахарный диабет;
геморроидальные расстройства;
выраженные физические недостатки.
Содержание деятельности
Штурман изучает будущий маршрут, прокладывает курс, составляет и тщательно выверяет карты движения, знакомится с уровнем обеспеченности маршрута наземными радиотехническими средствами, особенностями рельефа местности, по которой проходит маршрут, следит за исправной работой навигационных приборов, осуществляет контроль за ходом движения транспорта по заданному курсу.
Проблема ориентировки в пространстве сложна и в большой степени осуществляется опосредованно через разнообразные приборы (измерители скорости сноса, автоматические радиокомпасы, радиолокаторы, высотомеры и др.). Профессия требует от специалиста интеллектуальных, физических и нервно-психических затрат.
Образовательные организации
Профессию штурман можно получить в государственных технических университетах гражданской авиации, государственных авиационных институтах, академиях водного транспорта, технических университетах водного транспорта городов России (Москва, Челябинск и др.).
Профессиональная деятельность
Штурман может работать в авиакомпаниях различных форм собственности, ВВС, МЧС, летных школах, компаниях морского и речного флота, на предприятиях автомобильного транспорта.
Карьера
Штурман в авиации может сделать карьеру командира воздушного судна или перейти на административные должности в авиапредприятии, может стать инструктором-наставником для молодых пилотов. Во флоте штурман может стать главным штурманом флота или пойти по командирской линии (помощник капитана, капитан).