Супервизия в психологии это что такое простыми словами
Функции и методы супервизии в психологии
Очень важным условием для карьерного роста является постоянное движение в рабочем процессе. Для того чтобы развитие не останавливалось, все время происходило улучшение способностей, можно использовать специальные программы, которые направлены на эффективное совершенствование рабочих навыков. Контролировать при этом процесс должен человек, который имеет достаточное количество опыта. В психологии супервизия подразумевает не только курирование, но еще и обучение сотрудников более опытными специалистами.
Суть супервизии
Супервизия – это специальная методика, которая помогает качественно подготовить профессионалов. Она позволяет быстро развиваться, совершенствовать приобретенные ранее навыки, улучшать свои знания в области психотерапии или же психологии клинического характера. При этом супервизия в обязательном порядке должна выполнять три важных задачи:
Супервизия выступает в качестве эффективной методики оценки специалиста. С ее помощью совершенно каждый может разработать свою уникальную профессиональную идентичность.
Функции и цели супервизии
Супервизия имеет определенные функции, которые играют очень важную роль:
Если говорить непосредственно об основных целях супервизии, то к их числу можно отнести:
Супервизия считается отличным источником поддержки, который может использоваться не только начинающими специалистами, но и опытными психологами.
Виды супервизии
Психологи выделяют несколько разных два вида супервизии. Индивидуальная предполагает обучение одного, ученик при этом может задавать вопросы относительно того, что его интересует, если это направлено на его развитие. При этом не должно присутствовать слишком строгого контроля. Групповая супервизия ориентирована на обучение нескольких человек. Идеальным вариантом является группа до семи человек. Основным преимуществом данного вида супервизии считается то, что можно применять самые разные практики. Кроме того, это позволяет установить связь обратного характера между учениками.
Супервизия помогает всем желающим достичь совершенно нового уровня в карьере и стать настоящим профессионалом, применяя для этого современные и проверенные на практике методики.
Чтобы стать хорошим специалистом в любой профессии, необходимо постоянно держать мозг в тонусе. Тренажеры Викиум развивают все когнитивные функции, значительно улучшают память, внимание и концентрацию.
Что такое супервизия? Её место в психологии
В английском языке слово супервизия означает надзор. В психологии этот термин используется в более широком значении. Супервизия — это процесс наблюдения, курирование деятельности менее опытного терапевта. Старший коллега наблюдает за процессом его работы, отмечает достоинства наблюдаемого и его профессиональные недостатки, помогает исправлять недочёты. Супервизия подразумевает оказание поддержки специалистам так называемых «помогающих» профессий, требующих взаимодействия с людьми и их проблемами. Это один из важных этапов обучения неопытных психологов и терапевтов.
Возникновение супервизии
С тех пор как возникло такое явление, как психоанализ, стала ощущаться необходимость в супервизорской помощи. Оставаясь один на один с собой, без помощи более опытных коллег, терапевт рисковал оказаться в замкнутом круге мыслей, которые могли стать причиной нервного расстройства и срывов, а также существенно помешать нормальной и продуктивной работе. Первым явлением супервизии в литературе принято считать книгу Зигмунда Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».
На практике роль супервизоров исполняли психоаналитики терапевтов. В начале ХХ века в некоторых странах были созданы институты, которые на профессиональном уровне обучали будущих психоаналитиков. С развитием теории и практики психоанализа супервизирование было выделено в самостоятельную отрасль психоанализа, так как стала очевидна необходимость отделять личные переживания от историй пациентов. В настоящее время в некоторых странах уже существуют специальные школы, готовящие супервизоров первого и второго порядка (супервизоры для супервизоров).
В середине ХХ века процесс супервизии заключался в изучении записей психоаналитических сессий. С развитием психологии совершенствовалось также явление супервизии. Сегодня для неё используются все достижения техники — аудиозаписи сеансов, общение по скайпу, видеосъемка. Такой подход позволяет супервизору проводить анализ деятельности супервизируемого, не присутствуя на сеансе. Это значительно облегчает работу, ведь редко какой пациент согласиться рассказывать о своих сокровенных переживаниях перед большой аудиторией.
Современная супервизия все чаще опирается не только на мировосприятие и философию супервизора, но также на его чувства, ощущения, позволяющие ему осознавать себя «здесь и сейчас». Таким образом, расширяется арсенал супервизора, для более полного анализа деятельности супервизируемого.
Так как супервизия является сотрудничеством профессионалов, в ней всегда есть место творческому началу. Её больше не связывают с каким-нибудь определённым направлением или теорией в психоанализе, предпочитая гармонично объединять техники из разных школ. Такой подход получил название «эклектической» модели.
Что такое супервизия?
В психологии супервизию понимают как один из методов преддипломной подготовки будущих специалистов, а также профессиональное наблюдение и помощь малоопытным терапевтам: психиатрам, психологам, тренерам.
Супервизия направлена на развитие и улучшение теоретических и практических знаний терапевта в различных областях его деятельности (например, клинической психологии, психотерапии). Супервизоры проводят консультации и анализ поведения супервизируемых, оценивают эффективность и уместность выбранных ими методов.
При этом супервизию нельзя считать полноценным учебным процессом или формой обучения, при которой опытный специалист делится знаниями о тонкостях профессии, используемых методиках и практиках. При обучении, между учителем и обучающимися устанавливаются особые отношения, в которых существенное значение придаётся прямым указаниям опытного специалиста и его вмешательство в деятельность ученика. При супервизии между супервизором и супервизируемым устанавливаются отношения иного рода, направленные на сотрудничество и развитие. Супервизор не контролирует деятельность супервизируемого, а обучает его при помощи консультаций.
Также супервизия не может считаться психотерапией для супервизируемого. Его личные переживания и проблемы в частной жизни не входят в сферу интересов и задач супервизии и могут использоваться только в тех случаях, когда существенно влияют на профессиональную деятельность супервизируемого. Смешение супервизии и психотерапии может свести на нет все усилия супервизора и серьёзно повредить процессу. В том случае, если супервизируемому необходима помощь психотерапевта, ему нужно обратиться к другому специалисту, а не своему супервизору.
Функции супервизии
Супервизия — это не только наблюдение и работа над ошибками, но и обучение специалиста. В этом контексте супервизия направлена на то, чтобы научить супервизируемого различным тонкостям профессии.
Супервизия становится существенным источником поддержки как для начинающих терапевтов, так и для опытных психологов.
В психологии выделяют три основные функции супервизий:
Основное внимание в супервизии фокусируется на нескольких главных моментах:
Основная задача супервизора — оказание поддержки и профессиональное консультирование менее опытного специалиста (психолога, психотерапевта, коуча, тренера), помощь в оценке и анализе его профессиональной деятельности. Он не контролёр и учитель, а консультант и помощник. Супервизору важно соблюдать дистанцию с супервизируемым, определяемую задачами супервизии.
Встречаясь во время работы с пациентом с разнообразными конфликтами и сложностями, малоопытный терапевт сталкивается с внутренними конфликтами и защитными реакциями собственной психики. Помощь опытного супервизора не только помогает изучить новые тонкости профессии, но и даёт возможность терапевту развиваться, как специалисту.
Стадии супервизии
Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.
На протяжении всех этапов супервизии необходима особая чуткость супервизора ко всем возможным проявлениям, сложностям и проблемам, возникающим у супервизируемого, умение направлять его развитие тактично и уверенно.
Формы супервизий
Супервизия может проводиться в нескольких формах, в зависимости от необходимости и поставленных перед ней задач. Каждая форма обладает своими особенностями и преимуществами. В психологии разделяют две формы супервизий:
Индивидуальная
Индивидуальная супервизия, как понятно из её названия, предполагает личную работу супервизора с супервизируемым. При такой форме работы супервизор непосредственно включается в работу подопечного, однако, существует опасность того, что супервизируемый попадёт в зависимость от своего супервизора. Для избегания этой опасности супервизору необходимо строго следовать поставленным задачам супервизии, не забывая, что её цель — консультирование для обучения, а не контроль. Особенно важно это становится при работе с личными проблемами супервизируемого.
Групповая
При групповой супервизии работа ведётся одновременно с несколькими супервизируемыми. Как правило, размер группы не превышает количества 4–7 человек. Работа в группе позволяет использовать более широкий опыт практики. Её преимуществом также является наличие обратной связи от других участников, которая стимулирует развитие профессиональной идентичности супервизируемых.
Понимание, что такое супервизия и как она помогает в работе — очень важно для правильной постановки целей и эффективной работы супервизора и супервизируемого. Супервизия необходима не только начинающим терапевтам, но и профессионалам. Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики.
Супервизия
Супервизия – это метод профессиональной подготовки, который помогает росту в дальнейшей карьере. Данный метод чаще используется среди психотерапевтов и психологов, а также в группах юристов, учителей, социальных работников и других специалистов. Зачастую это обмен воззрениями специалистов касательно определённого клинического случая. В этом значении рассматриваемый термин сходен с понятием «консилиум врачей». Буквально описываемый термин означает «надзор». Однако сегодня принято употреблять его в несколько ином смысле. Под термином «супервизия» ныне понимается «наставничество». Его можно считать ценностно-смысловым костяком любого специализированного психотерапевтического обучения. Итак, супервизия в психологии это раздел психотерапевтического образования, наряду с тренинговым анализом и теоретической подготовкой.
Что это такое
В сфере психотерапии рассматриваемый термин является способом подготовки, а также повышения квалификации молодых специалистов и терапевтов с багажом опыта.
Супервизия представляет собой разновидность консультирования практикующего психотерапевта (психолога) более сведущим коллегой в ходе профессиональной деятельности. Данный метод позволяет супервизируемому психотерапевту увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение. Направлен он на процесс психотерапии. Цель её в развитии навыков, умений, знаний, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности врача.
Супервизия даёт возможность психотерапевту рефлексировать и объединять собственные реакции, определённые психотерапевтические ситуации, личный опыт, объективные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности. В процессе такого наставничества малоопытный специалист осознаёт специфику собственной практики, пребывая в этой психотерапевтической ситуации, одновременно являясь конкретным человеком, имеющим субъективные поведенческие паттерны, личный опыт, приобретённые профессиональные навыки, знания.
Описываемый метод реализуется специально обученным психотерапевтом (супервизором), в обязанность которого входит наблюдение за психотерапевтическими сеансами и последующее обсуждение с супервизируемым коллегой определённых аспектов процесса психотерапии. При этом терапевт-супервизор обычно использует для разбора с последующим обсуждением запись сеанса либо располагается за специальной перегородкой или экраном, но иногда может присутствовать на терапии.
Не следует считать супервизию обучающим процессом в его прямом значении. Данный метод заключается в анализе работы психотерапевта, в результате чего специалист получает от коллег обратную связь. Результатом становится более объёмная и полная картина профессиональной практики, осознаются детерминанты возникших сложностей, освещаются сильные и негативные моменты своей работы, а также обозначаются дальнейшие направления терапевтической работы.
Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.
Индивидуальная супервизия являет собой разбор супервизором и психотерапевтом эпизода из практики последнего. Предметом анализа, а также последующего обсуждения служат личные доводы и профессиональное обоснование предпочтения определённой терапевтической стратегии, оценка эффективности такой стратегии.
Групповая супервизия являет собой длительный и в большей мере организованный процесс. Участниками его становятся наставник-супервизор и группа психотерапевтов. В ходе описываемого процесса анализируется опыт каждого участника. В основном за сеанс разбирается один случай, после чего участники и супервизор переходят к дискуссии. Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками психологической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.
Впервые наставничество было применено Фрейдом. Поэтому именно в психоанализе супервизия стала довольно востребована и получила широкое распространение.
Сегодня супервизия психолога консультанта применима во всех отраслях психологической помощи. При этом она осуществляется равным образом, как для начинающих, так и для практикующих психотерапевтов со стажем практики. Главная её цель заключается в оттачивании профессионализма, приумножении компетентности, нахождения собственного стиля работы, позволяя объединять профессиональные навыки, субъективный опыт. Помимо того наставничество способствует развитию умения отграничивать рабочий процесс, заключающийся в помощи клиенту, от собственных установок, переживаний касательно профессионального взаимодействия.
Зачем нужна супервизия
Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.
Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.
Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.
Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:
– улучшения понимания пациентов;
– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;
– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;
– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;
– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.
Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.
Можно выделить три ключевые функции наставничества:
– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;
– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;
– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).
Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант. Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества.
Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.
Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:
– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;
– проблемы самовосприятия и самопонимания;
– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;
– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);
– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.
Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое супервизия и зачем она нужна.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением супервизии, ее назначения, формы, направленности, выбора супервизора.
Супервизия — это процесс общения двух профессионалов относительно профессиональной психологической деятельности, в ходе которого психолог, психотерапевт обнаруживает свои сложности взаимодействия с клиентом, начинает понимать свои ограничения, которые проявляются в его работе, расширяет видение ситуации.
Супервизия дает возможность эмоционального отреагирования, теоретического и структурного разбора сессий или практики работы в целом. При регулярной работе с супервизором укрепляется терапевтическая позиция, происходит профессиональный рост, есть возможность получить сторонний взгляд на свою профессиональную работу. Работа становится более ясной, чистой, простой, осмысленной и профессиональной.
Супервизия бывает групповая и индивидуальная, очная и заочная, супервизия случая или практики в целом. У каждого из этих видов свои задачи, свои возможности и ограничения.
Индивидуальная или групповая супервизия — это деление с точки зрения организационного формата работы.
Индивидуальная супервизия, на мой взгляд, необходима. Она дает возможность обсудить вопросы собственной практики тет-а-тет с супервизором. Есть возможность обсуждения сложностей взаимодействия с клиентом в более близкой обстановке, соответственно, может быть затронут более интимный, личный материал. Время встречи используется супервизантом исключительно для себя. Вопросы конкуренции с коллегами не возникают, тк кроме супервизора и терапевта никого больше нет. Поскольку индивидуальная супервизия согласовывается только с супервизором, то время для нее выбирается довольно гибко и может назначаться в зависимости от потребностей терапевта. У индивидуальной супрвизии есть свои ограничения: она ограничивает возможность получения расширенного взгляда на ситуацию, поскольку нет никого, кроме супервизора. Соответственно, сужается круг эмоционального отражения ситуации, сложно определить свое профессиональное место среди других коллег, сложно получить признание. Возможности получения очной суервизии также ограничены (исключением является включенная супервизия, когда супервизор присутствует на сессии с клиентом).
Групповая супервизия. Данный вид работы позволяет увидеть собственную ситуацию, связанную с профессионалной деятельностью, более объемно, тк участники часто вовлекаются в процесс супервизии, предоставляя обратные связи в виде эмоционального реагирования и участвуя в теоретическом разборе ситуаций. В отличие от индивидуального формата, групповая супервизия дает возможность увидеть работы других участников. Происходит получение опыта за счет обучения на различных случаях, в том числе не появлявшихся ранее в практике собственной работы. Есть возможность получения профессионального признания (как и отвержения, правда), профессиональной поддержки. Очень хорошо прорабатывается профессиональная устойчивость терапевта. Можно обсуждать случаи работы в кругу, в коллегиальной беседе. В силу присутствия других участников возможны очные работы и, соответственно, очные супервизии.
В групповом формате есть сложности с назначением времени. Поэтому часто групповую супервизию делают регулярной, заранее договариваясь со всеми участниками о датах встреч.
Супервизия случая или практики предполагает рассмотрение различных аспектов, затрагиваемых в ходе сессии.
Если мы говорим о случае, то как правило речь идет о затруднениях в работе с одним клиентом или конкретной сложности терапевта, проявляющейся в работе с несколькими клиентами. Например: сложности в принятии чувств клиента или столкновение со своими эмоциональными реакциями, выбивающими из процесса работы.
Супервизия практики обращается к осмыслению философии, методологии работы. Она позволяет определить маркетинговые ходы или ответить на вопросы, касающиеся общей усталости или неэффективности в работе, в привлечении клиентов. Супервизия практики помогает широко взглянуть на себя как на профессионала и понять, что именно мешает занят желаемую позицию в профессональной сфере.
Очный или заочный форматы супервизии определяют форму выносимого на супервизию материала. Очно или заочно всегда можно рассмотреть только сложности работы со случаем.
Как правило, очные супервизии чаще всего используются в групповом формате (или при супервизии троек в учебном процесе). Очные супервизии проводятся чаще всего непосредственно после представления работы терапевта с клиентом и касаются терапевтической позиции, эмоционального состояния терапевта, расматриают стратегии, тактику работы терапевта, помогают определиться с гипотезой работы. Они хороши тем, что помогают получить много профессиональной поддержки, понять конкретную трудность, возникающую в работе здесь и сейчас. Более того, данный формат позволяет при соответствующем запросе сфокусировать внимание супервизора на том, как проявльется у терапевта конкретная сложность в работе (например, супервизор может проследить за фокусировкой внимания терапевта, телесными реакциями и тд). В дальнейшем обсуждении полученный в ходе сесси материал может быть рассмотрен через преломление работы терапевта в целом, в тч с другими клиентами.
Заочная супервизия представляет сложности в работе с клиентом исключительно со слов терапевта, в его пересказе. Таким образом, она выгляди менее «объективно», зрелищно. Тебеует от участников бОльшего сосредоточения на рассказе. Но есть супервизоры, которые выбирают исключительно данный формат работы при расморении случая. И вот почему: прежде всего, супервизия рассматривает не сложности клиента, а сложности терапевта, которые проявляются в его рассказе в достаточной мере. Терапевт при этом укрепляется в опоре на себя, свое видение ситуации работы. Избегается искушение «причинить добро» тераевту, описывая свои предполагаемые стратегии работы с клиентом, как это возможно в очной супервизии. Позиция, которая предполагает, что два человека со своими особенностями могли в данной ситуации построить только такое взаимодействие, и никакое другое, четко выходит на первый план, освобождает от фантазий и дает возможность терапевту самостоятельно выстраивать стратегии работы с клиентом.
Какого супервизора выбрать?
Если Вы еще только обучаетесь или находитесь на этапе профессоинального становления, лучше всего пойти на супервизию к супервизору одного с Вами направления. Это позволит лучше разобраться в своем подходе, выстроить системность мышления в рамках предлагаемой подходом философско-метрологической парадигмы. Коме того, разговор с супервизором на одном профессиональном языке значительно облегчает понимание, способствует определению своего места в профессиональном круге.
Мне при этом нравятся и мультимодальные подходы: в других направлениях есть свои важные идеи и взгляды, которые расширяют видение ситуации. Но в начале работы мне было бы сложно утвердиться в выбранном мною методе работы.
В любом случае, я считаю, что супервизорская поддержка значительно повышает качество работы, снижает вероятность профессирнального выгорания, способствует профилактике эмоциональной перегрузки терапевта и, в итоге, служит становлению профессионала, его развитию и поддержанию профессионализма в работе.