Сын бориса эйфмана чем занимается
Возвращение танцующего сына: ведущий артист театра Бориса Эйфмана навестил свою almа mater в Новосибирске
Фото Густаво Зырянов / Сиб.фм
Едва приземлившись в Новосибирске, звезда современного балета Олег Габышев навестил педагогов хореографического училища и пригласил на свой спектакль. Сегодня он станцует на сцене НОВАТа.
Сегодня, 14 апреля, Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана начинает небольшие гастроли в Новосибирске. Их откроет постановка «По ту сторону греха». Одну из ведущих партий станцует Заслуженный артист России, выпускник Новосибирского государственного хореографического училища Олег Габышев. После выпуска он год танцевал в родном театре оперы и балета, а уже в 2004-м стал артистом труппы Бориса Эйфмана.
Артисты прилетели рано утром. Перед репетицией они решили навестить своих педагогов. В труппе театра современного балета – 4 выпускника новосибирского хореографического училища. Олег Габышев – самый известный. Артист балета после выпуска в 2003 году в учебное заведение не заглядывал. Театр балета Бориса Эйфмана не был на гастролях в Новосибирске много лет, а Олег Габышев – солист, поэтому всегда на сцене в Санкт-Петербурге или других городах.
«Я просто в восторге! Такой театр, такие интерьеры! Раньше здесь стояла только коробка бетонная, и мы, маленькие ученики, из окна на неё смотрели и мечтали, что когда-то будет здесь театр, возможно, к нашему выпуску», – улыбается Заслуженный артист России Олег Габышев.
Училище во всём великолепии достроили уже после «звёздного» выпуска 2003 года. Тогда вместе с Олегом Габышевым учился и Семён Чудин, теперь – премьер Большого театра. У двух одарённых танцовщиков было хорошее спортивное соревнование между собой. Об этом сейчас учителя говорят с улыбкой, потому что ребята были слишком разными.
Звезда родилась в этих стенах, вспоминают педагоги. Студент Габышев был хорошо воспитанным, целеустремленным, дисциплинированным и одарённым. Учить такого мальчика было приятно, как и сейчас следить за его успехами.
«Всегда радует, когда что-то получается из учеников. К сожалению, таких рождается мало. Мы отмечаем в архивных документах, где кто находится, какие заслуги получает и за что. Олегу повезло, что он нашёл себя и попал в свой театр», – отмечает художественный руководитель НГХУ Александр Шелемов.
Сегодня Олег и его коллеги по театру, тоже выпускники Новосибирского хореографического училища, пообещали завтра вернуться сюда, чтобы провести творческую встречу для будущих артистов балета. А на вечерний спектакль обязательно придут все педагоги, которых бывшие ученики лично пригласили.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
Борис Эйфман
Биография
Борис Эйфман — знаменитый советский и российский хореограф, народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета. Сейчас мастер продолжает восхищать и удивлять зрителей новыми проектами.
Детство и юность
Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, эмигрировал в Калифорнию.
Борис Эйфман. Репетиция. (90-е) Boris Eifman. Rehearsal. (1990s.) Eifman Ballet
Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдовы, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.
Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдове, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.
Балет
Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.
После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.
Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана — создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.
Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением, тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, мастер первым предложил публике «беспуантовый балет», танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки. С 1990-х годов детище балетмейстера стало носить иное название — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
В 2005 году в репертуаре театра появилась постановка «Анна Каренина», в основу которой лег одноименный роман Льва Толстого. В качестве музыкального оформления использовались сочинения П. И. Чайковского. Эйфман убрал второстепенные сюжетные линии произведения русской классики, сосредоточив внимание зрителей на любовном треугольнике Анна — Вронский — Каренин. По идее режиссера страсть стала камнем преткновения для главной героини, породила драму.
Через 4 года на сцене театр представил проект «Евгений Онегин», очередную отсылку к русской литературе. Хореографическая версия пушкинского романа в стихах в концепции Бориса Яковлевича соединила прошлое и настоящее. Герои книги превращаются в знаковых персонажей нашего времени, а музыка Чайковского органично соседствует с рок-композициями Александра Ситковецкого.
Борис Эйфман: «Я победил свою алчность»
Почему знаменитый хореограф не пытается копировать успешных коллег
«Почувствовали негативное отношение к стране»
— Расскажите о гастролях театра по Европе. Как вас принимали?
— Мы приехали в Лондон как раз в момент присоединения Крыма, и почувствовали негативное отношение к нашей стране. Были разговоры на тему: «Зачем у нас опять эти русские со своим балетом?». А в конце гастролей нам стоя кричали: «Браво!». Искусство растопило политический лед. Я считаю, что сегодня государство должно активнее применять дипломатию искусства. Раньше, во времена эпохи СССР, власть знала, как это делать. И во времена обострения холодной войны посылало на Запад советский балет.
— Вы уезжали из Лондона победителями?
— Мы давали пять спектаклей, и все вечера были аншлаги и восторженный прием зала. Балетное искусство в очередной раз доказало свое умение преодолевать политическую вражду и объединять людские сердца. В июне и июле я работал с зарубежными труппами. В неаполитанском театре Сан-Карло вместе с нашими солистами и итальянскими танцовщиками готовил премьеру «Реквиема». А недавно прилетел из Буэнос-Айреса, где переносил балет «Роден» на сцену театра Колон. И обе премьеры имели невероятный успех. Я искренне рад тому, что зарубежная публика вновь убедилась: в России существует современное и конкурентоспособное искусство танца.
«Выдавил из себя раба»
— Говорят, что настоящее искусство может воспринять и понять любой, даже неподготовленный зритель. Это правда?
— По крайней мере, когда мы ездили в Африку и Азию с «Анной Карениной», там нас поняли. Танец — универсальный язык. Жесты, выражающие любовь, радость, боль, у всех народов одни. После гастролей по Европе я не то что чувствую себя триумфатором, но радость и удовлетворение от победы есть. Если бы последовал провал — я бы страдал, а так как был успех — я спокоен, значит, движемся в правильном направлении.
— Сейчас вы работаете над балетом по роману «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицжеральда. Как вам пришла в голову мысль поставить на балетной сцене столь непростое произведение?
— Вы когда-нибудь испытывали искушение поменять творчество на финансовое благополучие, как герой книги «Ночь нежна»?
— Лет мне немало, я прожил большую и непростую жизнь. И, конечно, не всегда был тем, кем являюсь сейчас. Я каждый день «выдавливал из себя раба» и культивировал в себе все то, что делает нас достойными людьми. Боролся со своими слабостями, искушениями, ленью. И с алчностью тоже, в широком ее понимании. Алчность это желание получить все и сразу. Это «все» вскоре ушло, и я счастлив, что смог себя сконструировать. Я много времени уделяю творчеству, но до сих пор совершенствую себя.
— Каким именно образом?
— Заполняю свою жизнь творческими проектами, а на остальное остается все меньше и меньше времени. И все меньше хочется «остального».
— Почему вы пошли именно этим путем?
— Такова моя судьба: я все время находился как бы на обочине. Если бы сразу попал в Большой или Мариинский театры, возможно, и пошел по другому пути. Но я постоянно боролся за право быть художником и сталкивался с проблемами, о которых хореографы из крупных балетных компаний понятия не имеют. Они не думают, где взять деньги, артистов, репетиционный зал, а я начинал с этих вопросов. Я всегда чувствовал ответственность за возглавляемый мною большой коллектив, поэтому старался делать успешные спектакли. Однако никогда не опускался до уровня «не искусства». Я ставил балеты для себя, но в надежде, что меня поймут.
«Жена меня почти не видит 37 лет»»
— Вы часто погружены в высокие материи. А простые человеческие радости вам свойственны? В чем находите отдохновение?
— Скажу честно, я наслаждаюсь и отдыхаю в своей семье. У меня есть любимые жена и сын. И осознание того, что рядом близкие люди, дает мне большую радость.
— Как удалось вообще обрести семью при такой нагрузке?
— Это невероятное счастье. Бог всегда дает человеку шанс, но мы сами решаем, воспользоваться ли им. Когда я был молодой, много важного в жизни упускал, но в какой-то момент в голове «щелкнуло». Сын родился у меня в 49 лет, а жене Валентине в тот момент было 42, так что поверьте — это осознанное решение. Мне повезло, что моя жена — моя прима-балерина, которая всегда была со мной. И только она могла меня понять и принять таким, какой я есть. Я ухожу из дома ранним утром, а прихожу в полночь. И так 37 лет подряд! Не каждая женщина выдержит такую жизнь. Только человек, который сам знает, что такое каторжный балетный труд, может быть рядом. Так что моя семья — мир взаимопонимания.
— Ваш сын уже двинулся в сторону танцевального искусства?
— Нет, не двинулся. Он вообще очень не любит, когда я про него рассказываю. И старается не афишировать того, что его отец – Борис Эйфман. Хочет всего добиться сам.
«Наши спектакли отражаются на благосостоянии артистов»
— Вы можете назвать свою труппу второй семьей? Насколько вам близки эти люди?
— Приближается сорокалетие вашего театра, как мечтаете его отметить?
— У меня все слишком подчинено работе, не могу заранее думать о юбилеях. Надеюсь, что сорокалетие театра встретим в стенах Дворца танца.
— А что сейчас происходит с этим проектом?
— Все сложно, я занимаюсь этим уже 15 лет, и чего только не претерпел. Каких только не видел «химиков», доходило до невероятной коррупции. Сейчас ситуация кардинально поменялась, обрела конструктивные черты. Уже утвержден проект, Дворцу танца отвели большую территорию: от проспекта Добролюбова до набережной Невы. Сейчас это объект федерального значения. Там будет не только Дворец, но и прекрасный парк, своя театральная площадь. Кто-то сказал, что в России нужно жить очень долго, чтоб реализовать свои мечты. Если Бог даст – будет и на нашей улице праздник.
«В нашем театре мы добьемся стопроцентной вакцинации»
Борис Эйфман называет сегодняшний период своей жизни «болдинской осенью» и считает, что творцу награды и звания ничего не прибавляют и ничего у него не убавляют, а для руководителя они важны: это оценка успешности работы всей труппы. Об этом худрук Санкт-Петербургского театра балета рассказал «Известиям» накануне своего 75-летия, которое он отметит 22 июля.
«Все свои юбилеи стараюсь проводить в балетном зале или на сцене»
— Как будете праздновать славную дату?
— Я все свои юбилеи стараюсь проводить не за столом, а в балетном зале или на сцене. И в этот раз тоже планирую творчески отметить то, что я, слава Богу, в 75 лет очень активно работаю. Более того: именно сегодняшний период моей жизни можно назвать «болдинской осенью». В апреле наш театр выпустил премьеру «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Сейчас я завершаю работу над постановкой «Чайка. Балетная история». Спектакли на такие темы уже были в нашем репертуаре. Но эти балеты — совершенно новые, с полностью оригинальной хореографией, драматургией и сценографией.
Премьеру «Чайки» — очень близкого мне по проблематике спектакля о балетной труппе, танцовщиках, хореографах — я рассчитывал приурочить к юбилею. К сожалению, наш театр несвободен в выборе мест и времени для показов. Мы обязательно выпустим новую хореографическую трактовку «Чайки» в следующем сезоне.
— Что входит в намеченную юбилейную программу?
— В Александринском театре уже прошла серия спектаклей в честь моего 75-летия. Мы показали наши лучшие балеты последних лет: это «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Анна Каренина», «Эффект Пигмалиона», «Роден, ее вечный идол».
Сцена из балета Бориса Эйфмана «Анна Каренина»
22 июля состоится гала-концерт. Туда войдут фрагменты из избранных постановок театра и выступление воспитанников моей Академии танца с эпизодами из балета «Мусагет».
Далее труппа отправится в Москву, на Историческую сцену Большого театра. Я очень благодарен за это Большому и фестивалю «Черешневый лес». 27, 28 и 29 июля мы представим в столице «Страсти по Мольеру», а 30 и 31 июля — «Анну Каренину». Завершатся гастроли 1 августа гала-концертом, где мы покажем всю амплитуду пластических, технических и артистических возможностей труппы.
«Хочу превратить Дворец танца в подлинный международный центр балета»
— Как продвигается строительство Дворца танца, в котором будет выступать ваш театр?
— Очень надеюсь, что к 2023 году он наконец будет построен, его нам обещают уже 25 лет. Тогда начнется совершенно новая жизнь. Она связана не только с тем, что труппа получит собственную площадку. У меня появится шанс реализовать давние планы по созданию театра-студии молодых хореографов. Они смогут работать на постоянной основе под оком мастеров, мэтров мировой хореографии. Для начинающих творцов это — бесценная возможность увлечься непростой профессией, почувствовать радость от нее, реализовать свой талант, если он есть, и, главное, попытаться найти собственный стиль и направление в искусстве танца.
Я также планирую создать Eifman Ballet 2 — авангардный театр, который займется поисками новых форм. Это будет, если так можно выразиться, первая профессиональная труппа современного балета в России. Ее основу составят ученики моей академии, получившие полноценное хореографическое образование в области не только классического, но и современного танца. Вероятнее всего, впоследствии мы расширим нашу труппу, и в стенах Дворца будут представлены три века русского балета: новые версии классических спектаклей XIX столетия, отечественное хореографическое искусство XX и балет XXI века.
Художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета Борис Эйфман
Некоторые полагают: Эйфман строит Дворец танца для себя. В том-то и принципиальное отличие, что я создаю его не для себя, а для моего любимого искусства. Хочу превратить Дворец в подлинный международный центр балета, на сцене которого смогут показывать свои постановки лучшие труппы мира и будут представлены спектакли всех эпох и стилей.
— Действительно, крупный проект. Но где взять столько компетентных специалистов?
— Это очень серьезная проблема всероссийского масштаба. Если сегодня у меня штат, допустим, 150 человек, то должно быть 550. Я знаю, что столкнусь с огромным кадровым дефицитом. Начнем решать проблему постепенно. Сейчас в Академии танца открыт факультет театральных профессий: на базе среднего образования мы будем обучать художников по свету, гримеров, машинистов сцены. Думаю, когда появится Дворец, мы станем привлекать к сотрудничеству иногородних и иностранных специалистов.
— Первый артистический выпуск вашей академии уже состоялся. Насколько удалось реализовать то, что вы задумывали восемь лет назад?
— Результат позитивный и обнадеживающий, хотя нельзя сказать, что идеальный. Но ведь московской и петербургской школам больше 200 лет, а нашей — только восемь. Более того, Академией танца выбрано инновационное образовательное направление — подготовка универсальных балетных артистов. Мы не просто копируем старших коллег, но апробируем совершенно новую программу.
Воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана
Главное, в чем я убедился: наш путь развития — правильный, актуальный, своевременный. Сейчас выпускники академии приходят в мой театр, участвуют в спектаклях. Мы видим, как одинаково хорошо они воспринимают и классику, и современную хореографию. Академия готовит артистов, которые могут органично войти в репертуар любого мирового театра. Мы идем своим путем поиска новых форм и возможностей для развития балета.
«Каждый раз я иду на съемку очередного фильма, как на Голгофу»
— Вы хореограф-просветитель. В настоящее время вы завершаете монтаж фильма-балета «Ночь нежна». Какие еще балеты можно будет увидеть на экране?
— Создание киноверсий спектаклей требует много времени и сил. Но, к сожалению, никто, кроме хореографа, не знает, как нужно снимать и монтировать балеты, чтобы сохранить органику движения. Это сложный трудоемкий процесс, и каждый раз я иду на съемку очередного фильма, как на Голгофу. В то же время я понимаю, насколько такая практика важна как для сохранения спектаклей, так и для их популяризации — особенно в регионах России, пока не приобщенных к высокому балетному искусству.
Я убежден, что за фильмами-балетами (и за картинами на танцевальную тематику) — большое будущее. Благодаря обстоятельствам я освоил новую для себя профессию кинорежиссера и очень ею увлечен. По мере сил пытаюсь всё совместить. Хотя времени уже ни на что не остается — только на сочинение балетов, съемки и монтаж фильмов, решение вопросов, связанных с моим театром и с академией.
— Очень интенсивная у вас деятельность.
— Мне она нравится, и главное, чему я удивляюсь, — чем я старше, тем изобретательнее, техничнее, насыщеннее становится моя хореография. Мне кажется, я нашел новые формы для выражения внутренней эмоциональной жизни человека. И не могу остановиться в этом поиске. Сколько Бог даст мне лет этой творческой активности, столько я и буду по максимуму работать.
Солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев (вверху) и Любовь Андреева
— Вам присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Президент наградил вас орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Поздравляем! Как вы считаете, регалии адекватно отражают ваши заслуги в области искусства — или художнику вообще не нужны награды, кроме собственной высокой самооценки и любви зрителя?
— Сложный вопрос. Я не только художник, но еще и руководитель театра. А это другая форма деятельности. Конечно, творцу как таковому награды и звания ничего не прибавляют и ничего у него не убавляют, только Бог дает ему вдохновение и силы для реализации дара. А вот руководитель театра отвечает за деятельность своего учреждения, за успех, востребованность, а также за поддержку государства и спонсоров. И мы счастливы, что получаем такую поддержку и оправдываем доверие.
Для руководителя награды и регалии важны — это оценка успешности работы всего театра, не только творческого лидера. Что такое хореограф без труппы? Ничто. Я не могу существовать без театра, и он тоже нуждается во мне. Получается профессиональный и творческий симбиоз.
«Чтобы не думать о грустном, о трудностях, мы сочиняем балеты»
— Московский мэр объявил обязательную вакцинацию для 60% персонального состава музеев, театров. Одобряете?
— Возможно, мы в нашем театре пойдем на рекорд и добьемся 100-процентной вакцинации. Без прививки артисты не смогут выезжать за границу, а уже осенью, надеюсь, начнется гастрольная деятельность. Если мы не будем защищены от вируса, нас просто не пустят за рубеж. Такой сценарий станет тяжелым ударом, потому что труппа пока не имеет собственного театрального дома. Мы сочиняем спектакли в балетном зале, а показывать их можем только в ходе гастролей и на арендуемых площадках.
— Вы вакцинировались?
— Безусловно. Еще весной я и моя супруга привились «Спутником V», и я надеюсь, что это поможет нам избежать неприятных моментов. Почему я вакцинировался? Я действительно очень опасаюсь вируса, но боюсь не только за себя. Если я, не дай Бог, заболею, это станет катастрофой для всего театра. От моего физического состояния напрямую зависит его судьба. Если я не смогу работать, репетировать, сочинять балеты, что будет делать моя труппа?
За полтора года, в течение которых у нас не было спектаклей, театр понес огромные финансовые потери. Но мы не жалуемся, а просто работаем. Мы верим, что как-то дотянем до осени и начнем гастролировать. Мы не можем допустить, чтобы артисты получали мизерные зарплаты: ведь им надо обеспечивать себя и близких, поддерживать форму.
Прожит очень и очень непростой период. Чтобы не думать о грустном, о трудностях, мы сочиняем балеты. И делаем это успешно. Спектакль «Страсти по Мольеру», который я сейчас поставил, признан одним из лучших в нашем репертуаре. Для меня это вдвойне победа. Я репетировал его полгода в маске и с защитным экраном, в зале, где помимо меня еще 50 человек танцовщиков. Пот, кровь и слезы. Дышать нечем, а ты в 75 лет должен показывать движения, танцевать, прыгать по семь–восемь часов в день. Это — без скромности могу сказать — фанатизм и абсолютная, беспредельная любовь к своему искусству и театру. Всё плохое забывается, а результат радует и остается в истории.
— Вы, как всегда, вдохновляете, Борис Яковлевич.
— (Смеется.) Я, наверное, рожден для того, чтобы вдохновляться и вдохновлять. И дар, который дан мне Богом, реализую на протяжении всей своей жизни.
Борис Эйфман в 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Работал балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище, ставил спектакли на сцене МАЛЕГОТа. В 1977-м создал собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который в 1990-е был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Автор более 40 постановок. Народный артист России. Лауреат государственных премий РФ.