Талдом что означает название
Топонимика. Происхождение собственных имен географических объектов:
Талдом (город в Московской области)
Талдом (город в Московской области)
Та́лдом — город, центр Талдомского района Московской области. Впервые упоминается в Кашинской переписной книге в 1677 года как деревня в 7 дворов с 38 жителями. Ранние формы названия, бытовавшие до середины XIX века,— Толдам и Толдом — не позволяют понять его смысл и происхождение. Близко по звучанию русское диалектное слово талдон ‘бестолковый человек’ [Даль, 4, с. 388], однако названия от прозвищ в именительном падеж единственного числа образуются крайне редко.
Литература: Акты писцового дела: Материалы для истории кадастра и прямого обложения в Московском государстве. Т. 1. Акты 1587—1627гг. М., 1913. Все Подм. — Все Подмосковье: Географический словарь Московской области. М., 1967. Голубева Л. А. Раскопки в г. Рузе // Труды Гос. ист. музея. Вып. 22. Археолог. Сб. М., 1953. Города Подм. — Города Подмосковья. М., т. 1 — 1979, т. 2 — 1980, т. 3 — 1981; ДДГ — Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV— XVI вв. М.; Л., 1950. Князев Ю. А. Факультатив по краеведению на основе данных топонимики // Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, 1971, Т. 294. Методика преподавания истории. Вып. 5. Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей города Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. Марусенхо Т. А. Материалы к словарю украинских географических апеллятивов (названия рельефов) // Полесье. М., 1968. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. М., 1984. Невская Л. Г. Балтийская географическая терминология М., 1977. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. ПК — Писцовые книги Московского государства. Ч. 1. Писцовые книги XVI в. Отд-ние 1-е. СПб., 1872. Отд-ние 2-е. СПб., 1895. ПКР — Писцовые книги Рязанского края. XVI и XVII вв. Т. 1. Вып. 1. Рязань, 1898. Попов А. И. Топонимическое изучение Восточной Европы // Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та. Серия востоковед, наук. 1948. Вып. 2. ПСЗ — Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб., 1830. ПСРЛ — Полное собрание русских летописей: Указатель к первым восьми томам. Отд. 2. Указатель географический. СПб., 1907. Роспонд С. Структура и стратиграфия древнерусских топонимов // Восточнославянская ономастика. М., 1972. Седов В. В. Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья // Древнее поселение в Подмосковье. М., 1971. Селищев А. М. Из старой и новой топонимии // Избранные труды. М., 1968. Словник гiдронiмiв Украiни. Киiв, 1979; СлРЯ — Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 7—18. М., 1975—1993. Смирнов А. В. Материалы для Владимирской губернии. Вып. 2. Владимир, 1903. Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки: Список рек и озер. М., 1976. Смолицкая Г. П. Обратный словарь гидронимов бассейна Оки. Ч. 1, 2. М.: Ин-т. рус. яз. Препринт № 3, 4, за 1988. СНМР — Списки населенных мест Российской империи. Т. 35. Рязанская губерния. СПб., 1862. СРНГ — Словарь русских народных говоров. Вып. 1. Л., 1965. Татищев В. Н. История Российская. Т. 3. М.; Л., 1964. Толстой Н. И. Славянская географическая терминология. М., 1969. Топоров В. Н. Baltica Подмосковья // Балто-славянский сборник. М., 1972. Топоров В. Н., Трубачев О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962. Трубачев О. М. Етимологiчнi спостереження над стратиграфieю ранньої схiднослов’янської топонiмiї // Мовознавство. 1971. №6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1—4. 1-е изд. М., 1964— 1973; 2-е изд. 1986—1987. Фоменко В. Г. О подмосковных топонимах Коломна и Кашира // Материалы Моск. филиала Геогр. о-ва СССР. Топонимика. Вып. 4. М., 1970. Холмогоровы В. И. и Г. И. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII вв. Вып. 5. Радонежская десятина. М., 1886. Яшкiн I. Я. Беларускiя геаграфiчныя назвы. Тапаграфiя. Гiдрологiя. Мiнск, 1971. Stieber Z. Koluga, Serpochov, Astorkan, Rezan i Uglecz // Onomastica, XXIII, 1978.
Талдом: краткая история малого города
Как я уже писал в своем блоге, в нулевые годы подготовил к печати две небольших книжечки — о Талдоме и Кимрах с окрестностями и о Павловском Посаде с окрестностями. Но в итоге они увидели свет не как самостоятельные работы, а вошли как разделы в коллективный труд (Путеводитель по туристическим маршрутам России. М.: АСТ; Астрель, 2008. 896 с.) Показывать Талдом, Кимры и Павловский Посад с точки зрения краеведения, географии и пр. здесь не место, для этого есть сообщества путешественников. Так что поговорим об истории этих мест, для начала — чуть-чуть об истории Талдома, городка с населением в 12,5 тыс. человек. Это центр Талдомского городского округа (ранее Талдомского района) Московской области.
Территория Талдомского района — самая северная часть Подмосковья, выходящая к Верхней Волге. Местность эту — Московское Полесье — любил и изучал великий русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. И такое название он дал этому поистине заповедному уголку природы, найдя его сходство с белорусским Полесьем. Здесь раскинулась Приволжская низменность с ее хвойными лесами, белоствольным березняком, зарослями ольхи, ивы, смешанными лесами. Здесь можно увидеть черные торфяные чаши, заполненные прозрачной водой, влажные луговые цветы и травы, голубые ленты рек Дубны и Хотчи. Главная река Талдомского района — Дубна. Это одна из крупнейших рек Подмосковья, длиной 165 километров. Начинается она во Владимирской области, на Клинско-Дмитровской возвышенности, а впадает в Волгу недалеко от города Дубна. Археологические раскопки в среднем течении реки у Николо-Перевоза показали, что люди селились здесь еще в конце IV тысячелетия до н. э.
Талдом… Почему так назван город? Языковеды предполагают, что Талдом — производное от финских слов, имеющих корень тал-, тало — дом, талоус — хозяйство, талоуден — хозяйственное. Западнофинское племя весь обитало на верхневолжской территории до IX века. Вот почему в этих местах много топонимов, производных от финских корней. Правда, вплоть до середины XIX века бытовали ранние формы названия — Толдам, Толдом. Они не позволяют понять его смысл и происхождение. Близко по звучанию русское диалектное слово талдон — бестолковый человек (согласно В. И. Далю), однако названия населенных пунктов России от прозвищ в именительном падеже единственного числа образовывались крайне редко. Есть еще ряд наивных любительских толкований (народная этимология). Согласно «русскоязычной версии» некий архиерей, проезжая вблизи деревни, произнес слова «Там дым» (в другом варианте «Там дом»), ставшие затем ее названием. А по «татарской (тюркской) версии» здесь некогда жил татарский князь Талдуй; вот, мол, его имя и перешло на название.
«Талдомская сторона обитаема с весьма давнишних времен, — вероятно, с первых времен поселения здесь, между реками Волгою и Дубною славянского племени. Это последнее в свое время явилось пришельцем на землях, до него обитаемых финским племенем весью», — отмечал священник Лев Крылов в «Материалах для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда» (Калязин, типография Семиустова, 1908). Крылов служил в Троицкой церкви села Троице-Вязники и работал в Тверской ученой архивной комиссии. Первое упоминание о Талдоме, как о деревне в семь дворов с 38 жителями, содержится в Кашинской переписной книге и относится к 1677 году. К концу XVII — началу XVIII века деревня стала селом, а затем (1776) и центром одноименной волости Калязинского уезда Тверской губернии.
С давних пор возникли в этих землях кустарные промыслы: ведь болотистая местность затрудняла занятия земледелием. О становлении промыслов, прежде всего башмачного, любопытные свидетельства оставил в своих записках бывший священник Михаил Крестников (после революции он сложил сан и занялся кооперативной деятельностью). Итак, в XVIII веке здесь проходила дорога от низовий Волги на Петербург, по которой талдомцы ездили в Саратов. Там они ознакомились с кожевенными товарами и начали свое, местное производство обуви. Первоначально изготавливали лишь грубоватые мужские башмаки под названием «кирпичи» (в них между стелькой и подошвой прокладывался слой глины, плачьте, итальянские бутики!) О тяжести такой обуви можно судить по преданию о некоем силаче Ефреме Соколове, который отнес в Москву за один день сто пар «кирпичей», весивших девять пудов. Далее началось производство осташевского типа обуви («осташей»). С середины XIX века появилась плисовая и бархатная обувь на меху, через несколько десятилетий, однако, совершенно исчезнувшая. («И очень жаль, — отмечал тот же Крестников, — в холодное время было так хорошо засунуть ногу, голую, без чулка, прямо в мех»). Во второй половине XIX века «поездки молодежи в Москву повели, наконец, к знакомству с юхотными товарами, появились специалисты, отличающие козла от барана, и началось современное производство».
Действительно, после отмены крепостного права местное население очень быстро включилось в обувной, скорняжный, валяльный, портновский промыслы. На развитие башмачного и сапожного производства большое влияние оказали соседние Кимры. Уже в 1859 году в Талдоме проживало более 1000 человек, число домов дошло до 147. Через три десятилетия источники отмечают в Талдоме волостное правление, почтово-телеграфную контору, почтовую станцию, фельдшерский пункт, три кузницы, восемь башмачных мастерских. Жителей и гостей села обслуживали два постоялых двора, три трактира, три винных, сорок (!) колониальных и мелочных лавок. Чуть позже открылась частная аптека, была построена земская больница на шесть коек.
К началу XX столетия Талдом представлял собой центр обширного башмачного края, крупное торговое село, с ярмарками, собиравшими скупщиков обуви со всей Российской империи. Савеловская железная дорога, прошедшая через Талдом в 1901 году, способствовала дальнейшему развитию торговли. Накануне Первой мировой войны в Талдомской округе за год пошивалось около десяти миллионов пар обуви. Каждый пятнадцатый подданный Российской империи ходил в талдомской обуви!
Экономический подъем нашел отражение и в купеческо-торговой застройке села: в центре Талдома встали первые каменные дома, раскинулись торговые ряды, сохранившиеся и поныне.
В феврале 1917 года власть в Талдоме перешла от волостного правления к земской управе, председателем ее стал крупный оптовик Н. С. Смирнов, еще в 1915 году организовавший Талдомское общество потребителей. В общество входили 1328 человек, оно открыло кооперативную чайную и номера для приезжих.
8 марта 1918 года года волостной съезд Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов провозгласил Советскую власть. 5 ноября 1918 года волостной исполком Талдомского совета депутатов принял решение о переименовании села Талдом в город Ленинск, который стал в 1921 году центром Ленинского уезда Московской губернии. Это название город носил до 1929 года. В связи с районированием в Московской области оказалось два Ленинских района — бывший Талдомский и тот, где находится музей-усадьба Горки Ленинские (с 2019 года это Ленинский городской округ, но с центром в городе Видное!). К тому же и в других регионах СССР появились города с названием Ленинск. Поэтому было признано целесообразным сохранить за Талдомом его исконное название.
Талдом в Московской области: башмачники и Салтыков-Щедрин
В городе находится Историко-литературный музей. В селе Спас-Угол, неподалеку от города, располагается Музей Салтыкова-Щедрина М.Е.. Рядом с городом Заказник «Журавлиная родина», где можно наблюдать журавлей.
Происхождение названия
Название город получил от финского слова «талоуден» — хозяйственный дом.
С 1918 по 1929 город назывался — Ле́нинск. В 1929 году городу было возвращено первоначальное название в связи с тем, что во второй половине 1920-х годов в СССР появилось ещё несколько городов под названием Ленинск.
Историческая справка
Известен уже в 1677 году как деревня Талдом в семь дворов с 38 душами мужского пола, принадлежавшая архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону.
К началу XVIII века деревня Талдом становится селом. До 1744 года оно входило в Дмитровский стан, затем относилось к Кашинскому, а с 1776 года — к Калязинскому уезду.
С XVII века в Талдоме и окретностях был развит обувной промысел; изготовление обуви было в XVIII—XIX веках одним из главных занятий жителей Талдома. В начале XX века талдомскими кустарями изготовлялось до 10 миллионов пар обуви в год. В Талдоме проводились обувные ярмарки, привлекавшие многочисленных скупщиков обуви. После прихода в Талдом в 1901 году железной дороги обувная торговля достигла расцвета; в начале XX века талдомскими купцами в центре села был построен ряд каменных домов (в одном из них, принадлежавшем купцу Волкову, ныне размещён историко-литературный музей).
Как добраться
Расположен в 110 км к северу от Москвы (90 км от МКАД).
На автомобиле — по Дмитровскому шоссе, затем повернуть на трассу Р112 и ехать до Талдома.
Электричкой — до железнодорожной станции Талдом-Савёловскийна линии Москва — Савёлово.
Достопримечательности
Название | Адрес, контакты | Описание | Изображение |
Храм Михаила Архангела | В центре города | Храм начал строиться в 1795 году, а освящен был только в 1808. В 1870-х годах в храме был установлен фаянсово-эмалевый иконостас, фрагменты которого сегодня можно увидеть в Талдомском музее. В конце XIX века храм был частично перестроен. Проект перестройки храма в псевдорусском стиле можно увидеть в музее. В советское время храм был закрыт, сильно перестроен, в нем располагалась обувная фабрика. Сегодня храм восстанавливается. | |
Талдомская районная библиотека | ул. Салтыкова-Щедрина, 43 | Талдомская районная библиотека размещена в доме купца Ф. К. Киселёва. Дом интересной архитектуры был построен в 1907 году. Имеет сложную кирпичную кладку, сложные узоры на окнах и дверях, а крышу венчают интересные кокошники в псевдорусском стиле. | |
Во дворе здания находится памятник поэту серебряного века Клычкову С.А. | |||
Купеческие дома | В центре города | В центре, вокруг торговой площади, расположены купеческие дома, принадлежащие различным семьям: Машатиным, Клычковым, Черновым, Воронцовым, Смирновым, Харитоновым и другим. Можно увидеть руины пожарной каланчи, одного из самых красивых зданий в городе. | |
Заказник «Журавлиная родина» | Заказник расположен на северо-востоке Московской области в Талдомском и Сергиево-Посадском районах в Дубненской низине | Здесь можно наблюдать журавлей. Об этом месте писал ещё в 30-е годы прошлого века М.М. Пришвин. Он и дал краю название «Журавлиная родина». |
Музеи
Название | Адрес, контакты | Описание | Изображение |
Историко-литературный музей | ул. Салтыкова-Щедрина, 41 | Здесь собраны исторические данные об истории города, а также собраны уникальные фотографии, книги, автографы и предметы, принадлежащие писателям — уроженцам Талдомской земли, а также тех, которые жили здесь или просто приезжали. | |
Дом-музей С.А.Клычкова | 141900, Московская область, Талдомский р-н, д. Дубровки, тел.: (220) 2-0582 | Музей посвящен Клычкову С.А. — русскому и советскому поэту, прозаику и переводчику. Музей находится в доме, где поэт жил со своей семьей. | |
Музей Салтыкова-Щедрина М.Е. | Село Спас-Угол | Музей расположен в родовом имении писателя Салтыкова-Щедрина М.Е.. |
Где остановиться
История
Происхождение названия
Точное происхождение названия города не установлено. Распространена гипотеза о финно-угорском происхождении названия; в финно-угорских языках имеется ряд слов с корнем «тал» (тало
— дом,
талоус
— «хозяйство», и др.)[3]. Происхождение названия, возможно, связано со словом «толдон» — человек, который толдычил, то есть употреблял устаревшие формы «толды» и «колды» вместо «тогда» и «когда», см. словарь Даля. В очерке «Башмаки» Пришвин ссылается на версию талдомского священника начала 20 века М. Крестникова, согласно которой «талдом — слово татарское и значит стоянка». В годы перестройки появилась версия происхождения названия «Талдом» от имени некого мурзы Талдуя.
Талдом в XVII—XIX веках
Впервые упоминается в письменных источниках в 1677 году как деревня Талдом в семь дворов с 38 душами мужского пола, принадлежавшая архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону[3][4]. Из-за малоземелья местные жители занимались преимущественно скорняжным и кожевенным ремеслом[3].
Село Талдома на карте из Атласа «Географическое описание реки Волги от Твери до Дмитриевска для путешествия Ея Императорскаго Величества по оной реке», составленным И. И. Стафенгагеном И. И. в 1767 году.
Талдом (Толдом) и окрестности на двухверстной Топографической межевой карте Тверской губернии 1853 года, составленной А. И. Менде.
Талдом и окрестности на военной карте Luftwaffe из сборника «Osteuropa» (лист «Z 57 Dmitrow»), 1943 год.
До середины XVII века Талдом входил в состав Кимрской дворцовой волости Кашинского уезда, после ликвидации волости — в Белгородский стан Кашинского уезда; вместе с Кашинским уездом в начале XVIII века вошёл в состав Углической провинции. Предположительно в начале XVIII века (не позднее 1717 года) деревня Талдом стала селом. В ходе секуляризационной реформы 1764 года талдомское имение архиепископа Тверского и Кашинского перешло в ведение Коллегии экономии в качестве экономической волости с центром в селе Талдом[4]. Переход Талдома в разряд «экономических поселений» способствовал развитию в Талдоме и волости ремёсел и отхожих промыслов, в частности — сапожно-башмачного. После городской реформы 1785 года в числе других правобережных кашинских земель Талдом, как и вся Талдомская волость, вошёл в новосозданный Калязинский уезд Тверской губернии.
Усилиями группы купцов Талдома в 1901 году железная дорога Москва — Савёлово была проведена не в стороне от села, как было изначально планировалось, а непосредственно через село, что придало дополнительный импульс обувному производству и торговле в Талдоме. В 1907 году вывоз кожаной обуви только железной дорогой со станции Талдом составил 31000 пудов или 350000 пар. Кроме обувного производства были развиты портновский, скорняжный и валяльный промыслы, заготовка леса на дрова и на лесоматериал. В Талдоме и округе действовало 180 обувных мастерских, 5 оптовых обувных складов, маслобойный завод, паровая мельница, 2 лесопильных завода, 4 кирпичных завода, колодочная фабрика (с 1910 года). В Талдоме на тот момент существовали почто-телеграфная контора (в 1912 году получила собственное здание[5]), публичная бесплатная библиотека (с 1896 года), бесплатная для талдомчан земская больница с хирургическо-терапевтическим и инфекционным корпусами, с амбулаторией и служебными квартирами для медперсонала (по состоянию на 1906 год), сеть фельдшерско-акушерских пунктов в деревнях округи, 2 земских и 1 церковно-приходская школы, а с 1906 и двухкомплектное министерское училище, детский приют на 21 ребёнка, пожарная дружина с пожарным обозом в 4 хода и кирпичной каланчой, постоялый двор, трактир, 12 чайных, 4 пивных заведения и 1 казённая винная лавка. В 1907 году было организовано уличное освещение[5]. В 1916 году в Талдоме на кооперативных началах открыт кинематограф. Кооперативное движение в 1910-х годах получило широкое распространение в талдомской округе — к 1917 году действовали 29 кооперативов. Большинство этих кооперативных организаций входило в Дмитровский союз кооперативов. В 1916 году только талдомское отделение дмитровского союза кооперативов реализовало талдомской обуви на 2 миллиона рублей[6].
В конце XIX — начале XX века частными лицами и сельским обществом в селе был построен ряд каменных зданий — как торговых заведений, так и жилых домов (в одном из последних, принадлежавшем купцу Волкову, ныне размещён историко-литературный музей). При финансовом содействии крупных торговцев обувью Талдомским сельским обществом была вымощена булыжником торговая площадь, открыто кирпичное пожарное депо с каланчой, использовавшееся по прямому назначению до конца 1970-х годов. В двух других купеческих домах, реквизированных в 1918 году, и сейчас размещается районная администрация.
Талдом в XX веке
После октября 1917 года на полученные от «чрезвычайного единовременного налога на имущих» в 2 млн руб. в марте 1918 «для нужд ИКа» был закуплен первый в Талдоме легковой автомобиль (сдан в утиль летом 1918). Из тех же средств в марте 1918 начато и строительство городской электростанции (начала работать в 1923 году), в конце апреля закуплено типографское оборудование и в «арендованном за 600 руб. в месяц 3-этажном каменном здании мастерской Клычковой» были организованы типография, переплётная мастерская и книжный магазин. Уже 1 мая 1918 вышел в свет отпечатанный в этой типографии первый номер газеты «Крестьянин и рабочий»[7].
Решением президиума Тверского губисполкома от 3 декабря 1918 года село Талдом переименовано в г. Ленинск, а Талдомская волость в Ленинскую. В ответ на «ходатайства населения» прилегающих к Ленинску и экономически с ним связанных производством обуви волостей Тверской, Московской и Владимирской губерний, 15 августа 1921 года постановлением ВЦИКа образован новый Ленинский уезд в составе Московской губернии с центром в городе Ленинск.
В годы гражданской войны и военного коммунизма башмачный промысел жителей Талдома резко сократился. Лишь в годы НЭПа кустарное башмачное производство стало оживать, однако былого размаха оно не достигло. По мере сворачивания НЭПа башмачный промысел сокращается вновь и к середине 1930-х годов исчезает полностью и уже окончательно[8]. В 1923 году была осуществлена электрификация города[5].
В 1929—1930 годы, в период окружного административного деления, Ленинск (Талдом) относился к Кимрскому округу Московской области.
В ноябре 1930 года, после очередного переустройства административного деления, в Московской области появилось два района с названием Ленинский, и Ленинск (Талдом) был переименован в Собцовск, в честь местного «экспроприатора экспроприаторов» Николая Собцова, убитого в мае 1918 в ходе антибольшевистского голодного бунта в Талдоме. Однако название «Собцовск» продержалось менее полугода — оно не было утверждено центральными органами власти из-за сомнительности большевизма Собцова. В марте 1931 года городу вернули историческое название Талдом; район, соответственно, стал называться Талдомским.
В 1962 году Талдомский район был сокращён и слит с Дмитровским, но в 1965 году полностью восстановлен как самостоятельный район.
Глава города является одновременно главой городского поселения Талдом.
Талдом
По мнению большинства учёных, своё название город Талдом получил от финно-угорского племени меря, населявшего эти земли много лет назад. В современном финском языке есть слово talo («тало», то есть, «дом»). История города началась в конце XVII века. В исторических документах тех лет Талдом упоминается как небольшой населённый пункт, в котором проживало не более сорока душ мужского пола. Количество женщин, живших в деревне, нигде не указано. Так как подушной податью облагались мужчины, считали только их. Первые упоминания о Талдоме относятся к 1677 году. Каким образом возникло поселение, современным учёным неизвестно. Также неизвестна и точная дата его возникновения. Развитие сапожного дела
Из первых упоминаний о Талдоме известно, что населённый пункт принадлежал архиепископу Тверскому и Каширскому Семиону. Основным занятием местного населения было обувное ремесло, процветавшее в селе вплоть до XIX века. Сапожное дело давало стабильный заработок немалому количеству жителей Талдома. Возможно, именно поэтому в начале ХХ века Талдом и окрестные населённые пункты называли «центром башмачного района». По статистике тех лет, каждый пятнадцатый россиянин носил обувь, изготовленную в Талдоме или окрестностях. Местные сапожники изготовляли не менее 15 миллионов пар обуви ежегодно.
Обилие башмачников в городе объясняется многочисленными легендами. Согласно одной из них, царь Михаил Федорович распорядился расселить кимрских сапожников. В Кимрах их было слишком много, что повышало конкуренцию. Если учесть, что Талдом находится недалеко от Кимр, есть основания полагать, что эта легенда может быть правдивой историей основания города. Село постепенно превращалось в город благодаря производству обуви. Наиболее удачливые сапожники богатели, становились состоятельными купцами. Они строили кирпичные дома, подражая своим московским коллегам. Некоторые постройки сохранились до наших дней. Одним из самых известных считается дом купца Волкова. Сегодня в этом здании располагается историко-литературный музей.
Талдом в XVIII – начале XX вв.
Талдом неоднократно менял административное подчинение. Первоначально село относилось к Кимрской волости Кашинского уезда. Затем населённый пункт перешёл в Белгородский стан того же уезда. В начале XVIII века Кашинский уезд был переведён в подчинение Угличской провинции. Изначально Талдом был деревней. Селом он стал только в начале XVIII века (не позднее 1717 года). В 1764 году была проведена секуляризация земель. Село перешло в ведение Коллегии экономии. Талдом становится центром Талдомской экономической волости. Жители села стали именоваться экономическими крестьянами. Вместо оброков и барщин они должны были платить подушную подать, составлявшую 1,5 рубля. Деньги поступали в государственную казну через Коллегию экономии. Считается, что именно переход Талдома в разряд экономических поселений способствовал дальнейшему процветанию села и становлению башмачного промысла. Одна из улиц современного Талдома названа Кустарной в память о том, что в селе Талдом процветал кустарный промысел. Слово «кустарный» происходит от слова «куст», так как одним промыслом занималась целая семья.
В «Списке населенных мест Тверской губернии» за 1859 год Талдом указан как село казенное Калязинского уезда при колодцах, в 66 верстах от уездного города Калязина. В селе числилось 172 двора и 1 134 жителя обоего пола – 548 мужского и 586 женского. Указаны православная церковь и ярмарка.
В конце XIX века в Российской империи появился новый вид транспорта – железная дорога. По всей стране началось строительство железнодорожных веток. Согласно плану, одна из таких веток должна была проходить недалеко от села Талдом. Однако местные купцы осознавали важность нового вида транспорта для прибыльной торговли. Общими усилиями купцы добились того, чтобы железная дорога пролегала непосредственно через Талдом, а не в стороне от него, как планировалось ранее. Железнодорожная ветка появилась в селе в 1901 году. Известно, что уже в 1907 году со станции Талдом было отправлено не менее 35 тысяч пар обуви.
Появление железной дороги способствовало развитию и других видов производства. Активно развивались скорняжный, валяльный и портновский промыслы. Наличие леса позволяло местным жителям заниматься лесозаготовкой. В начале ХХ века в селе и округе насчитывалось около 180 сапожных мастерских. В городе появились колодочная фабрика, 4 кирпичных и 2 лесопильных завода, паровая мельница, завод по производству масла и 5 оптовых обувных складов. В Талдоме также была построена публичная бесплатная библиотека, открыта почтово-телеграфная контора. Местная больница была хорошо оборудована. Медицинский персонал имел возможность жить в служебных квартирах, предоставленных больницей. В 1916 году в Талдоме появился кинематограф, созданный на кооперативных началах. В 1910-х годах кооперативное движение было популярно среди жителей села и округи. К 1917 году здесь действовало около тридцати кооперативов.
Революционные настроения стали проникать в Талдом в 1900 году. Первая организация РСДРП в городе возникла по инициативе местного башмачника Ивана Орлова. После революции Талдом был переименован и стал Ленинском. Следует отметить, что Талдом стал первым населённым пунктом Московской области, переименованным в честь вождя мирового пролетариата. Переименование состоялось в первую годовщину Октябрьской революции. Трудящиеся отметили годовщину митингом, после которого в Москву была направлена поздравительная телеграмма «вождям революции». Тогда же возникла идея переименовать село Талдом в Ленинск. Кроме нового названия село изменило и свой статус, став городом. В 1921 году был образован новый Ленинский уезд, находившийся в подчинении Московской губернии. Но уже в 1929 году Талдому было возвращено его историческое название.
Возвращение исторического названия было связано не со снижением популярности В. И. Ленина, а с тем, что на территории СССР появилось ещё несколько населённых пунктов с таким же или похожим именем. В одной только Московской губернии оказалось 2 Ленинских уезда (второй находился там, где располагаются Ленинские Горки). В 1930 году город пережил ещё одно переименование. Жители Талдома настояли на том, чтобы город был назван в честь комиссара продовольствия Н. Собцова. Комиссар был убит в 1918 году во время кулацкого мятежа. В результате, город был переименован в Собцовск. Новое название не прижилось и продержалось ещё меньше, чем Ленинск. Всего через 2 месяца после переименования город снова официально назывался Талдом. Очередные административно-территориальные преобразования произошли в 1962 году. Талдомский район был значительно сокращён и соединён с Дмитровским. Однако через 3 года район был восстановлен и стал самостоятельным.
Культурная жизнь города
Богатая история Талдома бережно хранится в местных музеях, которые открываются не только по инициативе государства. В городе множество музеев, созданных энтузиастами и патриотами родного края. Таким образом, в Талдоме появились православные, частные и школьные музей, а также музеи при местных предприятиях. В Талдомском районе более двадцати музеев. В самом Талдоме их 6. Местные жители шутят, что их район можно занести в Книгу рекордов Гиннеса по количеству музеев на душу населения.
Культурная жизнь Талдома представлена не только музеями, но и театральной жизнью. Талдомчане всегда любили театральные представления и предпринимали неоднократные попытки создать в родном городе если не театр, то хотя бы небольшую театральную студию или кружок. Театральная деятельность тесно переплетается с работой сотрудников музеев. В 20-х годах прошлого века талдомский драматический кружок совместно с просветительскими кружками, открытыми при музеях неоднократно ставили пьесу М. Горького «На дне». В 80-х годах при районной больнице была открыта молодёжная театральная студия. Актёры-любители радовали публику постановками сказок собственного сочинения, которые обычно становились частью новогодних представлений. Театральным долгожителем Талдома считается «Азъ-Арт» (небольшая театральная студия при школе).
Талдом непрерывно расширяется и благоустраивается благодаря постоянному росту населения. Город считается одним из самых экологически чистых мест Московской области. Находящиеся здесь предприятия не представляют угрозы для человеческого здоровья. Промышленность города представлена швейным и обувным предприятиями. В городе есть хлебобулочный и асфальтобетонный заводы, а также завод технологического оборудования. Все эти предприятия дают стабильный заработок местному населению, не нанося ущерб экологии города.
Население
Численность населения | ||||||
1859[10] | 1888[11] | 1897[12] | 1920 | 1926[13] | 1931[12] | 1939[14] |
1134 | ↘958 | ↗1200 | ↗2601 | ↗5982 | ↗8000 | ↗9910 |
1959[15] | 1970[16] | 1979[17] | 1989[18] | 1992[12] | 1996[12] | 1998[12] |
↗10 368 | ↗11 876 | ↗13 086 | ↗14 410 | ↗14 600 | ↘14 300 | →14 300 |
2001[12] | 2002[19] | 2003[12] | 2005[12] | 2006[20] | 2007[12] | 2009[21] |
↘14 000 | ↘13 334 | ↘13 300 | ↘13 100 | ↗13 500 | ↘12 800 | ↘12 482 |
2010[22] | 2011[12] | 2012[23] | 2013[24] | 2014[25] | 2015[26] | 2016[27] |
↗13 819 | ↘13 800 | ↘13 607 | ↘13 521 | ↘13 325 | ↘13 258 | ↘13 099 |
2017[28] | 2018[2] | |||||
↘12 958 | ↘12 777 |
На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 843 месте из 1113[29]городов Российской Федерации[30].
Экономика
Входивший в десятку крупнейших (и богатейших) сел Тверской губернии, одна из «башмачных столиц» царской России, большое торговое село Талдом с его округой за годы советской власти превратился в депрессивный аграрный район с дотационным сельским хозяйством. «Безвозмездные поступления из федерального и иных бюджетов» составляют порядка 45 % от бюджета Талдома на 2021 год. https://taldom-gorod.ru/index.php/normativnye-dokumenty?task=view&id=2068
Основные предприятия города: радио (в посёлке Северный), обувная фабрика «Талдомобувь» (в посёлке Северный), заводы: технологического оборудования (в посёлке Северный), металлоконструкций (кровля и сэндвичпанели).
Транспорт
Автобусы Талдома и Талдомского района:
Список основных достопримечательностей города Талдома
Радиовещание
Талдом на карте Талдомского района. Карта 2005 года, до разделения Ермолинского поселения.[31]
Поблизости от города, в посёлке Северный расположен мощный радиопередающий для длинноволнового и коротковолнового диапазона радиочастот. Также есть несколько радиостанций FM-диапазона[32]:
Культура и достопримечательности
Здание администрации в Талдоме
Храм Архангела Михаила (Талдом)
В Талдоме имеется историко-литературный музей (основан в 1920 году как краеведческий[3]), где собраны исторические данные об истории города, исторические фотографии, книги, автографы и предметы, принадлежащие писателям — уроженцам Талдомской земли, а также тех, которые жили здесь или просто приезжали. Среди них М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Зилов, С. А. Клычков, М. М. Пришвин, С. А. Есенин, В. Н. Ажаев, П. В. Слётов и другие. Музей расположен в доме купца первой гильдии Д. И. Волкова. Дом является первым каменным домом в Талдоме и был построен в конце XIX века в стиле ар-нуво с балконами и потолками конструкции Монье. В музее сохранилась планировка, двери, печи, лепнина и паркет.
Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину
В центре города расположен Храм Архангела Михаила. Храм начал строиться в 1795 году, а освящен был только в 1808. В 1870-х годах в храме был установлен фаянсово-эмалевый иконостас, фрагменты которого сегодня можно увидеть в Талдомском музее. В конце XIX века храм был частично перестроен. Проект перестройки храма в псевдорусском стиле можно увидеть в музее. В советское время храм был закрыт, сильно перестроен, в нём располагалась обувная фабрика. Сегодня храм восстанавливается.
Талдомская районная библиотека занимает дом купца Ф. К. Киселёва. Дом, построенный в 1907 году, имеет сложную кирпичную кладку, витиеватые узоры на окнах и дверях, а крышу венчают кокошники в псевдорусском стиле и является архитектурным памятником местного значения.
В центре, вокруг торговой площади, расположены купеческие дома, принадлежащие различным семьям: Машатиным, Клычковым, Черновым, Воронцовым, Смирновым, Харитоновым и другим.
Ещё в 2012 году имелись руины одной из архитектурных доминант старого Талдома — пожарной каланчи. В 2013 году эти руины были полностью разобраны, залит новый бетонный фундамент, на котором с частичным использованием старого кирпича воспроизведено здание каланчи и прилегающей купеческой лавки[33].
Расположенные рядом собор Михаила Архангела с колокольней, пожарное депо с каланчой и дом Чернова образовывали в своё время единый архитектурный ансамбль.
Близ Талдома находится старинное село Спас-Угол, имение М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Что можно посмотреть в Талдоме:
1. В центре города Талдом сохранилась купеческая застройка начала 20-го века. 2. Историко-литературный музей. В музее довольно интересная экспозиция, посвященная историческому прошлому города, башмачному ремеслу. Второй этаж посвящен писателям, уроженцам Талдомского края. 3. Недалеко от Талдома находится заповедник «Журавлиная родина», где в сентябре можно увидеть стаи журавлей. 4. В с. Спас-Угол, в усадьбе родился Е. Салтыков- Щедрин.
В Талдомском музее
Примечания
Архитектурные достопримечательности Талдома
Главный архитектурный символ Талдома — это, конечно же, комплекс пожарного депо, построенный в начале прошлого века. В 2013 году это здание отстроили заново с использованием старого (аутентичного) кирпича. После реконструкции в нем разместился городской ЗАГС Талдома.
В пятнадцати километрах от Талдома находится крошечное село Спас-Угол. Оно является «родовым гнездом» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Известный русский писатель и журналист родился здесь 15 января 1826 года. В этом имении он прожил до 1836 года. Воспоминания писателя о жизни в этом селе можно найти в его последней книге под названием «Пошехонская старина».